Главная страница

Конспект лекций. Конспект лекций Социальная психология 2022. Конспект лекций по дисциплине Социальная психология Шахты 2022 Лекция Введение в социальную психологию


Скачать 2.31 Mb.
НазваниеКонспект лекций по дисциплине Социальная психология Шахты 2022 Лекция Введение в социальную психологию
АнкорКонспект лекций
Дата14.03.2023
Размер2.31 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКонспект лекций Социальная психология 2022.doc
ТипКонспект
#990153
страница4 из 28
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Психоаналитические концепции

социально-психологических явлений
До сих пор при изучении и анализе самых различных социально-психологических явлений используются психоаналитические концепции. Психоанализ – совершенно уникальное течение психологии XX века, которое зародилось в недрах психиатрии на основе практики оказания помощи больным неврозами. Именно в рамках психоанализа сформировалась психотерапия как отдельный вид профессиональной деятельности. Но если психоанализ в том виде, в каком его разрабатывал его основатель Зигмунд Фрейд, применим только для лечения неврозов, то психоаналитики в середине XX века расширили сферу его применения до терапии психозов. Кроме того, психоанализ оказал огромное влияние на всю сферу естественнонаучного и социогуманитарного знания, искусство и литературу, на психологические концепции личности XX века и, безусловно, – на практику оказания психологической помощи. Это одно из немногочисленных направлений психологии начала XX века, сохранивших свою жизнеспособность до сегодняшнего дня.



Выдающийся австрийский врач-психиатр и психолог, основатель психоанализа Фрейд Зигмунд (1856 – 1939) после окончания Венского университета стремился к научной карьере, но финансовые трудности заставили его выбрать профессию врача. Сотрудничество с Йозефом Брейером (1842 – 1925) в клинической практике, а затем учеба у знаменитого французского невролога Жана-Мартена Шарко (1825 – 1893) привели его к разработке метода гипнокатарсиса и формулировке первых идей теории психоанализа о роли сексуальных влечений и влиянии детских переживаний на последующую жизнь.

Дальнейшее развитие теории носило настолько инновационный характер, что Фрейд долгое время был одинок в научных кругах.

От появившихся впоследствии учеников он требовал безоговорочного следования собственной теории, вследствие чего произошел разрыв как научных, так и личных контактов с такими его выдающимися учениками и сотрудниками, как Альфред Адлер и Карл Густав Юнг. Однако, не будучи догматиком, Фрейд неоднократно пересматривал собственную теорию, дорабатывал и развивал ее. Собрание его сочинений составляет 24 тома. Он много и упорно работал даже в последние годы жизни. С 1897 года Фрейд ежедневно проводил личный психоанализ.

Несмотря на то, что Фрейд явился смелым новатором, у него существовали предшественники. Кроме его учителя, среди них стоит упомянуть Готфрида Лейбница, впервые использовавшего термин «бессознательное», Иоганна Фридриха Гербарта (1776 – 1841), который одним из первых попытался применить измерительные процедуры при исследовании психических процессов, а также Ипполита Марию Бернгейма (1840 – 1919) и Амброзу Огюста Лъебо (1823 – 1904), проводивших эксперименты по лечению истерии гипнозом. Сильное влияние на Фрейда также оказала теория Дарвина. Фрейд полагал, что человек в первую очередь является биологическим существом, главной мотивацией которого следует считать продолжение своего существования.

Началом психоанализа может считаться работа Фрейда «Об истерии» (1895), в которой он утверждал, что каждый отдельный истерический симптом немедленно и надолго исчезает, когда мы добиваемся успеха, проливая свет на воспоминания о событии, которым этот симптом был спровоцирован, и в возбуждении сопровождающего аффекта, и когда пациент описывает это событие как можно детальнее и переводит аффект в слова. Иными словами, лечение истерии будет заключаться в осознании больным подавленного травматического опыта и принятии его как данности.

С точки зрения психоанализа, основная причина неврозаневротический конфликт между сознанием и бессознательным. Главной целью аналитической психотерапии является разрешение невротического конфликта, т.е. воссоединение бессознательного с сознанием. Психоаналитик познает элементы бессознательного через так называемые дериваты (заменители), которые проявляются в свободных ассоциациях, в обмолвках, в ошибочных действиях и пр.

Основы психоаналитической техники, которые заложил Фрейд в своих трудах («Лекции по введению в психоанализ» (1916 – 1917) и др.) более ста лет тому назад, до сих пор являются основой психоаналитической практики. Итак, что же использовал в своей практике Фрейд?

1. Гипноз и техника катарсиса. Фрейд начал свою практику с гипноза. Потом он использовал гипноз в целях катарсиса. Техника катарсиса проста: он гипнотизировал пациента и внушал ему в состоянии гипноза, чтобы тот рассказал о происхождении каждого из своих симптомов. Пациент отвечал серией воспоминаний, что обычно сопровождалось бурным аффектом. В конце сеанса Фрейд внушал пациенту, чтобы он забыл все свои воспоминания.

2. Простое внушение. С 1892 года Фрейд приходит к выводу, что возможность погружать пациентов в гипноз не безгранична. Необходимо было либо отказаться от катарсиса как метода лечения, либо попытаться применять его без сомнамбулической стадии гипноза. Опыт показал, что пациента можно заставить вспомнить многие события из его жизни путем простого внушения. Фрейд приказывал пациенту лечь на кушетку, закрыть глаза и сконцентрироваться. Затем он надавливал на лоб пациента рукой и настойчиво внушал, что воспоминания должны появиться.

3. Метод свободных ассоциаций. В 1896 г. Фрейд полностью отказался от гипноза, а в последующем отказался и от внушения, перейдя к интерпретации спонтанной вербальной продукции пациента. Зародилась процедура свободных ассоциаций, которая сейчас является основным методом получения информации от пациента в ходе психоаналитического лечения, точно так же как интерпретация этой информации является наиболее важным инструментом аналитика. Нужно попросить пациента постараться вызывать в памяти какие-то мысли и без всякой логики и порядка высказывать их психоаналитику. Пациенту объясняют, что он должен говорить даже такие вещи, которые кажутся ему тривиальными, постыдными, неожиданными и т. п. Такой процесс свободной ассоциации облегчает выявление дериватов бессознательного. Задача терапевта состоит в том, чтобы проанализировать эти дериваты и довести их истинный смысл до пациента.

Со временем Фрейд пришел к выводу, что материалы сновидений и свободных ассоциаций близки по форме и психологическому содержанию. Тогда он стал применять технику свободных ассоциаций к элементам сна, который им понимался как процесс разрядки эмоционального напряжения По Фрейду, сновидение – это осуществленное желание. В работе «Толкование сновидений» (1900) он описывает способы анализа сновидений, при котором считает необходимым соблюдать следующие три основных правила:

1. Не обращать внимания на внешнее содержание сновидения, независимо от того, понятно оно больному или кажется абсурдным, ясным или путаным, так как оно все равно ни в коем случае не соответствует искомому бессознательному.

2. Сновидения следует разбивать на элементы, каждый из которых исследуется в отдельности. При этом одного пациента просят «объяснять» каждый элемент сновидения первыми пришедшими в голову словами, т. е. свободно ассоциировать.

3. При анализе сновидений исследователь должен набраться терпения и подождать, пока «скрытое, исконно бессознательное не возникнет само».

Одной из значительных работ Фрейда была книга «Психопатология обыденной жизни» (1901). В ней он привел доказательства того, что подавленный материал может проявляться не только через невротические симптомы и сновидения, но и через оговорки, «описки», забывания, неузнавания и др.

Свои взгляды на структуру личности Фрейд изложил в работах («По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Я и Оно» (1923), «Торможение, симптом и страх» (1925). В этих работах Фрейд создал топографическую модель, согласно которой пси­хика, личность человека состоит из 3-х структур, уровней (Фрейд З. 1989 (б)):

1. «Оно» («Ид»)бессознательная часть психики, бурлящий котел сексуальных и агрессивных инстинктивных влечений. «Оно» насыщено не только сексуальной жизнетворящей энергией«либи­до», но и смертоносной, разрушительной – «мортидо». «Оно» подчиняется принципу удовольствия, т.е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни человека. Второй принцип поведениягомеостазтен­денция к сохранению примерного внутреннего равновесия.

2. «Я» («Эго»)область сознательного – находится в состоянии постоянного кон­фликта с «Оно», подавляет сексуальные влечения. Со­знание формируется под влиянием общества. На «Я» воздейству­ют три силы: «Оно», «Сверх-Я» и общество, которое предъявля­ет свои требования к человеку. «Я» старается установить гармо­нию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а прин­ципу «реальности». По сути «Я» выполняет адаптационные, приспособительные функции.

3. «Сверх-Я» Супер-Эго»)нравственное началослужит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль кри­тика, цензора, совести. Если «Я» примет решение или совершит действие в угоду «Оно», но в противовес «Сверх-Я», то испыты­вает наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести. «Сверх-Я» поэтому стремится не пускать инстинкты в «Я». И тогда энергия из «Оно» сублимируется, т.е. трансформируется, воплощается в иных, приемлемых для социума формах деятельности (творчество, искусство, труд, сны, описки, оговорки, шутки и др.). Если же психическая энергия (либидо или мортидо) не находит выхода, то человек заболевает неврозом. Поэтому Фрейд считал, что чем больше культура общества налагает тех или иных запретов, тем более невротизированным оно становится.

Фрейд считал, что «Супер-эго» формируется у ребенка за счет преодоления им так называемых эдипова комплекса (у мальчиков) и комплекса Электры (у девочек). Фрейд ошибочно считал, что греческий миф о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, иллюстрируем тяготеющий над каждым ребенком комплексу: влечение к матери и восприятие отца как соперника. Он полагал, что преодоление Эдипова комплекса происходит к 5 – 6 годам, после чего у ребенка формируется совесть, т.е. «Сверх-Я». Как эта, так и многие другие идеи Фрейда вызвали чрезвычайно бурную реакцию в обществе. Еще при жизни Фрейда в 20-30-е годы многие американские антропологи, в том числе Рут Бенедикт и Маргарет Мид) занялись проверкой его идей на обширном антропологическом материале. Идея эдипова комплекса подтверждения не нашла.

Также сегодня вызывает большое сомнение фрейдовская концепция онтогенеза, в соответствии с которой задержка на той или иной стадии сексуального развития в детском возрасте (оральной, анальной, фаллической, латентной, генитальной) является определяющим фактором, формирующим характер взрослого человека.

Не случайно Фрейда, как и Дарвина, очень много критиковали и продолжают критиковать. Например, английский биолог, Нобелевский лауреат Питер Брайан Медавар (1915 – 1987) считал психоанализ самым грандиозным интеллектуальным мошенничеством ХХ века.

Тем не менее, заслуга Фрейда в истории психологии и в целом в развитии социогуманитарного знания огромна. Очень точно об одном из ее проявлений написал великий русский философ Николай Бердяев (1874 – 1946) в работе «Смысл творчества»: «У Фрейда нет психиатрической затхлости, у него есть свобода и дерзновение мысли. Фрейд научно обосновывает ту истину, что сексуальность разлита по всему человеческому существу и присуща даже младенцам. Он колеблет обычные границы нормально-естественной сексуальности… Но склонность школы Фрейда объяснять все вплоть до религиозной жизни, неосознанной сексуальностью принимает формы маниакальной идеи, характерной для психиатров… И все же Фрейд помогает осознанию сексуальности» (Бердяев Н.А., 1989, С. 562 – 563). И действительно, основным недостатком его концепции, на который также указывали его ближайшие ученики, так называемые «великие вероотступники» Карл Юнг и Альфред Адлер, явилось сильное преувеличение роли сексуальной сферы в жизни человека и общества (так называемый пансексуализм). Поэтому его последователи, поняв, что не только сексуальные влечения определяют психическое развитие личности, выдвинули иные факторы и причины. Например, Эрих Фромм (1900 – 1980)в объяснении природы человека особенно подчеркивалвлияние социально-экономической структуры общества, Карен Хорни (1885 – 1952) считала, чточеловеком движут не только биологически предопределенные бессознательные побуждения, но и приобре­тенные стремления к безопасности и самореализации, а Гарри Салливен (1892 – 1949) доказывал, чтомотивация человека прежде всего образами себя и других, сложившимися в раннем детстве.

Но несмотря на критику отдельных идей Фрейда, многие его начинания были продолжены и развиты в дальнейших исследованиях.

Опираясь на представления Фрейда о психосексуальном развитии человека, американский психолог Эрик Эриксон (1902 – 1994) разработал теорию, в которой акцентируются социальные аспекты этого развития, рассматриваемого как процесс интеграции индивидуальных биологических факторов с факторами воспитания и социокультурного окружения.

Стадии развития личности, открытые Фрейдом, не отвергаются Эриксоном, а усложняются и как бы заново осмысливаются с позиции нового исторического времени. Но Эриксон считал, что не столько бессознательное «ОНО», сколько именно сознание – «ЭГО» составляет основу поведения и функционирования человека, а направлением развития «ЭГО» является достижение социальной адаптации, причем параллельно идет развитие «ОНО» и инстинктов. Указанный взгляд на природу человека назвали ЭГО-психологией. Психосоциальная концепция развития личности, разработанная Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и характера общества, в котором он живет.

Развитие «ЭГО» тесно связано с меняющимися особенностями социальных и культурных предписаний и системой ценностей. Сравнение воспитания детей в индейских племенах с воспитанием белых американских детей позволило ему сделать вывод, что в каждой культуре имеется особый стиль воспитания детей, – он всегда принимается матерью как единственно правильный. Этот стиль определяется тем, что ожидает от ребенка общество, в котором он живет. Каждой стадии развития человека соответствуют свои, присущие данному обществу ожидания, которые человек может оправдать или не оправдать.

Эриксон ввел в психологию понятие «групповая идентичность». Она формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на то, что происходят многие процессы изменения. Формирование эгоидентичности – длительный процесс, включающий ряд стадий развития личности. Каждая из них характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом. Но решение задач определяется уже достигнутым уровнем психического развития человека и духовной атмосферой общества, в котором человек живет.

По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, характерных для каждого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего развития личности (Эриксон Э.Г., 1996).

Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. В первом случае у ребенка развивается чувство глубокого доверия к окружающему его миру, а во втором, наоборот, – недоверие к нему.

Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности (один – три года). Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, ребенок получает опыт автономии. Напротив, слишком строгий или слишком непоследовательный внешний контроль приводит к развитию у ребенка стыда или сомнений, связанных главным образом со страхом потерять контроль над собственным организмом.

Третий кризис соответствует дошкольному детству (три – семь лет). В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Игры и планы, которые он постоянно строит и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства инициативы. Наоборот, переживание повторных неудач и безответственности может привести его к покорности и формированию чувства вины.

Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.

Пятый кризис переживают подростки обоего пола в поисках идентификаций (усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей). Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выборов, которые он должен сделать. Неспособность подростка к идентификации или связанные с ней трудности могут привести к ее «распылению» или же к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в аффективной, социальной и профессиональной сферах жизни. Эриксон считал подростковый период центральным в формировании психологического и социального благополучия человека.

Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать цикл «работа, рождение детей, отдых», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.

Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративности), выражающегося главным образом в интересе к следующему поколению и его воспитанию. Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Если, напротив, эволюция супружеской жизни идет иным путем, она может застыть в состоянии псевдоблизости (стагнации), что обрекает супругов на существование лишь для самих себя с риском оскудения межличностных отношений.

Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой завершение прошедшего жизненного пути, а самоощущение зависит от того, как этот путь был пройден. Достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.

Влияние внешних факторов среды (влияние родительского воспитания, культуры и истории) на развитие личности очень велико, хотя развитию личности нет пределов – оно происходит на протяжении всего жизненного цикла: человек решает все новые проблемы, приобретает новые качества «ЭГО» и меняется. Результаты первых четырех стадий психосексуального развития почти полностью обусловлены влиянием окружающей среды, а разрешение последующих кризисов больше зависят от «ЭГО» человека и меньшей степени – от внешних факторов.

Относительно теории бессознательного линию Фрейда проложил Карл Юнг.

Выдающийся швейцарский психолог и психиатр, создатель аналитической психологии Юнг Карл Густав (1875 – 1961) после разрыва с Фрейдом пришел к заключению, что в психике человека существенную роль играет не только индивидуальное, но также и коллективное бессознательное, содержание которого представлено его образами – так называемыми архетипами, унаследованными от предков.

Юнг отрицал идею, согласно которой личность полностью формируется под воздействием опыта, обучения и влияния окружающей среды. Он полагал, что каждый человек появляется на свет с целостным личностным эскизом, представленным в потенции с самого рождения. А окружающая среда вовсе не дарует личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в ней заложено. Юнг полагал, что существует наследуемая структура психического, развивавшаяся сотни тысяч лет, которая заставляет человека переживать и реализовывать его жизненный опыт тем или иным образом. Это как раз и выражается в том, что Юнг назвал архетипами, влияющим на наши мысли, чувства и поступки. Например, архетип матери и отца, женщины и мужчины.

Архетипы, по определению Юнга, это психические первообразы, скрытые в глубине фундамента сознательной души, ее корни, опущенные в мир в целом, это системы установок, являющихся одновременно и образами, и эмоциями (Юнг К.Г., 1991).

Юнг считал, что образ матери представляет собой архетипическое переживание. Мать на уровне бессознательного воспринимается не как конкретная личность, а как архетип, как обобщенный образ всех матерей прошлого. Поэтому мужчина часто неосознанно выбирает себе жену, которая похожа или, наоборот, противоположна его матери. То же самое можно сказать и об архетипе отца, который определяет отношение человека к мужчине, и первоначально является образом Бога, власти, борьбы и стихийных сил, которые могут и помочь, и навредить. По Юнгу, бессознательная связь, единство с родителями по мере взросления ребенка ослабевает и со временем заменяется новой бессознательной архетипической связью с любимым человеком. Для мужичин – это архетип женщины (Анима), для женщин – мужчины (Анимус).

В итоге, в его антропологии человек предстал как состоящий из трех интегрирующих систем: сознания, индивидуального бессознательного и коллективного бессознательного. Эмпирической базой введения понятия «коллективное бессознательное» явилось сходство между мифологией древности, образами сновидений нормальных людей и фантазиями душевнобольных. Архетипы, которые выступают носителями коллективного бессознательного, по Юнгу, трудно логически осмыслить и адекватно выразить в языке.

Стоит в этой связи отметить, что данные свойства архетипа учитываются не только в современных СМИ, но и даже в наиболее исторически ранней форме рекламной деятельности – проторекламе, символическая функция которой как наделение предметов сакральными смыслами, основывалась на существовавших архетипах сознания (Шестаков Ю.А, 2010, С. 6).

Юнг считал, что психологической науке доступно лишь описание архетипов, символическое толкование и некоторая типизация, что не полностью соответствует требованиям научной рациональности. Юнг это понимал и поэтому подчеркивал близость методов аналитической психологии методам искусства, а также заявлял об открытом им новом типе научной рациональности.

Кроме того, в своем монументальном труде «Психологические типы» (1921) Юнг предложил различать два устойчивых типа: экстраверт и интроверт (Юнг К.Г., 2001). В качестве основного фактора их дифференциации он выделил четыре функции сознания: мышление, чувствование и интуицию. Каждая функция может осуществляться экстравертировано или интровертировано.

Экстраверт характеризуется врожденной тенденцией направлять свою психическую энергию, или либидо, вовне, связывая носителя энергии с внешним миром. Этот тип естественно и спонтанно проявляет интерес и уделяет внимание объекту – другим людям, предметам, внешним манерам и благоустройству. Экстраверт ощущает себя наилучшим образом («в своей тарелке»), когда имеет дело с внешней средой, взаимодействует с другими людьми, и делается беспокойным и даже больным, оказываясь в одиночестве, монотонной однообразной среде. Поддерживая слабую связь с субъективным внутренним миром, экстраверт будет остерегаться встречи с ним, будет стремиться недооценить, умалить и даже опорочить любые субъективные запросы как эгоистические. Не очень склонен к творчеству.

Интроверт же характеризуется тенденцией своего либидо устремляться вовнутрь, непременно связывая психическую энергию со своим внутренним миром мысли, фантазий или чувства. Такой тип уделяет значительный интерес и внимание субъекту, а именно его внутренним реакциям и образам. Наиболее успешно интроверт взаимодействует сам с собой и в то время, когда он освобожден от обязанности приспосабливаться к внешним обстоятельствам. Интроверт любит свою компанию, свой «тесный мирок» и немедленно замыкается в больших группах. Как правило, имеет способности к творчеству.

Юнг считал, что довольно редко встретить чистого экстраверта или интроверта. Он сравнивал процессы интроверсии и экстраверсии с работой сердца – ритмической сменой в цикле сжатия (интроверсия) и расширения (экстраверсия). Тем не менее, каждый человек более склонен к одному из двух типов и действует преимущественно в его рамках. Данную концепцию экстраверсии – интроверсии впоследствии развил Ганс Юрген Айзенк (1916 – 1997), который выделил этот параметр, наряду с эмоциональной устойчивостью, в качестве главного измерения личности.

Юнг также является автором словесно-ассоциативного теста, помогающего выявлять содержание бессознательного. В ходе тестирования испытуемому предлагался список слов, на которые нужно было сразу же отвечать словом, которое первым приходило на ум. Время реакции фиксировалось с помощью секундомера. Затем тест усложнился, и с помощью различных приборов наблюдались физиологические реакции испытуемого. Впоследствии этот метод, усовершенствованный Александром Романовичем Лурией (1902 – 1977) лег в основу создания детектора лжи. Сам же Юнг, анализируя результаты тестирования, предположил, что некоторые эмоционально заряженные сферы опыта у человека не подчиняются сознательному контролю. Эти сферы Юнг назвал комплексами, в основе которых, по его мнению, всегда находится архетипическое ядро. Невроз утончает грань, разделяющую сознательное и бессознательное, что позволяет комплексам чаще напоминать о своем существовании. Они пытаются проникать в сознание через сновидения, телесные и поведенческие симптомы, паттерны отношений, содержание бреда или галлюцинаций в психозе. Возможная причина появления комплексов – психотравмирующие ситуации (моральные конфликты). Но доподлинно природа возникновения комплексов была ему неизвестна.

Зато психоаналитику Альфреду Адлеру удалось более детально исследовать проблему комплексов, прежде всего, конечно, комплекса неполноценности и его роли в становлении личности.

Выдающийся австрийский психиатр, основатель индивидуальной психологииАдлер Альфред (1870 – 1937) в результате работы в рамках психоаналитического кружка Фрейда сформулировал в виде общего принципа индивидуального развития положение о компенсации и сверхкомпенсации комплекса неполноценности, который, по его мнению, присущ каждому человеку. В процессе разработки своей собственной формы психотерапии он пересмотрел некоторые взгляды классического психоанализа. Адлер считал, что стремление к совершенствованию является врожденным, в том смысле, что это часть жизни, стремление, без которого жизнь была бы немыслимой (Адлер А., 2002).

Главные положения индивидуальной психологии Адлера могут быть выражены следующим образом (Мосак Г., 2000):

1. Любое поведение происходит в социальном контексте (человек рождается в некотором окружении и вступает в обоюдные отношения с ним).

2. Индивидуальная психология есть межличностная психология, где первостепенным является то, каким образом индивиды взаимодействуют с другими, деля с ними «земную кору». Адлер придавал важное значение развитию восприятия себя частью большего социального целого, чувства социальной вовлеченности, желания внести свой вклад в общественную жизнь на общее благо.

3. Отказ от редукционизма (упрощения) в пользу холизма (целостного восприятия). Последователи адлеровской системы акцентируют внимание на изучении личности в целом, на образ ее действий на протяжении жизни и гораздо меньшее значение придают частичным функциям. Все частичные функции представляют собой функции, подчиненные целям и стилю жизни индивида.

4. Сознательное и бессознательное служат индивиду для осуществления его личных целей. Адлер избегает материализации понятия бессознательного, воспринимая его скорее как прилагательное, чем как существительное.

5. Ключ к пониманию человека – его убеждения и стиль жизни. Развитие личности начинается на ранних этапах жизни, чтобы помочь ему организовать опыт, а также понимать, предсказывать и контролировать собственные переживания. Убеждения – это выводы, полученные в результате восприятий. Именно они в последующем определяют предпочтительный способ восприятия. Соответственно, стиль жизни не является ни правильным, ни неправильным, нормальным или аномальным, а просто «очками», через которые личность видит свою жизнь.

6. Стиль жизни остается относительно постоянным на протяжении жизни, убеждения же под влияние психотерапии могут измениться. Поведение может меняться на протяжении всей жизни человека в соответствии как с непосредственными требованиями ситуации, так и с долгосрочными целями, присущими его стилю жизни.

7. Человека определяют не наследственность и окружение, а те цели, которые он сам выбрал, которые дают ему место в мире, обеспечивают безопасность и позволяют сохранять самоуважение. Жизнь является динамичным стремлением, а жизнь человеческой души есть не «существование», а «становление».

8. Центральными стремлениями человека могут стать: завершенность, совершенство, превосходство, самореализация, самоактуализация, компетентность и власть. Если данные стремления направлены на увеличение торжества личности, то они социально бесполезные и являются проявлением психических проблем. А если они направлены на преодоление жизненных проблем, то они приобретают социальный интерес.

9. Всю жизнь человек сталкивается с альтернативами. Он способен принимать творческие, избирательные и самостоятельные решения, а также выбирать те цели, которых он хочет добиться. Он может выбрать цели полезные, несущие вклад в общество, а может посвятить себя бесполезной стороне жизни, т.е. заботиться о себе и о своем превосходстве, оберегая себя, свое чувство личной значимости от угроз.

10. Социальный интерес – это врожденное (или потенциальное) свойство человека. Люди обладают способностью к сосуществованию и взаимодействию с другими. Даже при тяжелой психопатологии не происходит полного исчезновения социальной интереса. Даже психотик сохраняет некоторую общность «нормальными» людьми.

11. Чувства невротика проистекает из убеждения, что жизнь и люди враждебны, а он неполноценен. Он отстраняется от прямого решения проблем и пытается достичь личного превосходства при помощи средств, защищающих его самооценку: сверхкомпенсации, надевания маски, путем отказа, стремления браться только за те задачи, где исход обещает быть успешным.

12. Поскольку любое поведение целенаправленно, то психогенный симптом будет иметь психологическую цель, а органический симптом будет иметь соматическую цель. Так как последователей Адлера интересует скорее процесс, диагностической терминологии уделяется мало внимания.

13. Жизнь бросает человеку вызов в виде жизненных задач. Первоначальными тремя задачами были задачи, связанные с обществом, полом и работой. Первую мы уже упоминали. Вторая: определить наши половые роли, частично на основе культурных определений и стереотипов, и приучить себя к общению с другим, а не противоположным, полом. И третья: поскольку каждый человек зависим от труда других людей, работа становится необходимой для человеческого выживания.

14. Поскольку жизнь постоянно создает проблемы, чтобы ее прожить, требуется мужество – готовность подвергнуться рискованным действиям, когда последствия или неизвестны, или могут оказаться неблагоприятными. Вопрос, на который каждый из нас должен ответить, состоит именно в том, есть ли у нас мужество жить, несмотря на знание о нашем несовершенстве.

15. Жизнь не имеет изначально присущего смысла. Человек сам придает смысл жизни, каждый из нас на свой собственный манер. Поведение человека определяется тем значением, которое он приписывает жизни. Оптимисты будут иметь жизнь возможностей и надежд, использовать свои шансы и не будут обескуражены неудачей или неблагоприятным исходом. Пессимисты будут избегать любых рисков, которые несет с собой жизнь, а если они все же решатся, то будут саботировать свои усилия и скорее всего лишь подтвердят сложившиеся ранее пессимистические предчувствия.

Адлер полагал, что только посредством сотрудничества с другими, старания внести свой вклад в общее дело, человек может преодолеть чувство неполноценности. Он писал, что люди, внесшие наиболее ценный вклад в развитие человечества, были всегда общественно ориентированны. С другой стороны, недостаток сотрудничества с людьми и возникающее в результате чувство неадекватности являются корнем всех невротических стилей жизни. Адлер был уверен, что если человек сотрудничает с людьми, он никогда не станет невротиком. Все неудачники ‒ продукт неправильной подготовки в области общественного чувства. Все они неспособные к сотрудничеству одинокие существа, которые в большей или меньшей степени движутся противоположно остальному миру (Адлер А., 1997).

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28


написать администратору сайта