Главная страница
Навигация по странице:

  • Лекция 3. Основы социальной психологии личности Понятие личности и ее основные особенности

  • Александр Григорьевич Асмолов

  • Галины Михайловны Андреевой

  • Диспозициональный и типологический подходы к личности 1. Диспозициональный подход.

  • Александр Фёдорович Лазурский

  • Психосоциальная типология характеров личности, по А.Ф. Лазурскому (1997)

  • Средний уровень

  • Конспект лекций. Конспект лекций Социальная психология 2022. Конспект лекций по дисциплине Социальная психология Шахты 2022 Лекция Введение в социальную психологию


    Скачать 2.31 Mb.
    НазваниеКонспект лекций по дисциплине Социальная психология Шахты 2022 Лекция Введение в социальную психологию
    АнкорКонспект лекций
    Дата14.03.2023
    Размер2.31 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКонспект лекций Социальная психология 2022.doc
    ТипКонспект
    #990153
    страница7 из 28
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   28


    Таким образом, цель логотерапии заключается в том, чтобы помочь человеку увидеть все смыслы, заключенные в ситуации, в которой он находится, и выбрать тот, который согласуется с его совестью.

    Логотерапия Франкла – это не столько техника, сколько философия, которая получила всемирное признание в 60-е годы ХХ века. Еще при жизни Франкл дважды объехал вокруг света со своими лекциями. В СССР психологи из МГУ его также встречали овациями, хотя в России его идеи стали довольно известными только в 90-е годы. Но, думается, что настоящее признание его идей в нашей стране еще впереди.

    Лекция 3.

    Основы социальной психологии личности
    Понятие личности и ее основные особенности
    Социальная психология изучает личность, проблемы формирования и социализации личности, ее положение в группе, в системе общения и межличностных отношений.

    Чтобы лучше представлять себе специфику содержания понятия личности, следует прежде всего четко разграничивать понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», «человек».

    Личность – это то, что формируется и наблюдаемо самим человеком. Личность – совокупность индивидуальных особенностей человека, которые делают его существом нравственным и определяют его как члена общества. Понятие «личность» отражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность возникает в результате культурного и социального развития. Это социально-психологическая сущность человека, совокупность уникальных черт которые могут вносить вклад в общее социальное целое.


    Константин Константинович Платонов, также указывая на то, что для социально-психологического анализа личности следует четко разграничивать понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», дает следующее определение личности: «Личность ‒ это человек как субъект активной деятельности, преобразующий мир, а следовательно, носитель сознания и самосознания»(Платонов К.К., 1986. С. 138).

    Согласно мнению Екатерины Васильевны Шороховой, в основе социально-психологического понимания личности лежат характеристики социального типа личности как специфического образования, продукта социальных обстоятельств, ее структуры, совокупности ролевых функций личности, их влияния на общественную жизнь (Шорохова Е.В., 1975).

    В «Российской педагогической энциклопедии» (1993) дано следующее определение: «Личность, человек как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого им осуществляются преобразования природы, общества и самого себя».

    Таким образом, когда мы говорим об человеке, то имеем в виду не только его существование как психосоциобиологического организма (т.е. как индивида), не только степень уникальности, непохожести, автобиографичности его внешнего и внутреннего бытия (т.е. как индивидуальности), но и как носителя уникальных социально значимых качеств, реализуемых в его деятельности в условиях конкретно исторической социокультурной реальности (т.е. как личности).

    Таким образом, личностью человек не рождается, а становится. Процесс развития личности непрерывен: в человеке на протяжении всей его жизни происходят количественные и качественные изменения. Понятие «личность» раскрывает социально-психологическую сущность человека, формирующуюся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

    Социология рассматривает личность как представителя определенной социальной группы, как социальный тип, как продукт общественных отношений. Но психология учитывает, что в то же время личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но и преломляет, преобразует их через совокупность внутренних условий. Эти внутренние условия представляют собой сплав наследственно-биологических свойств и социально обусловленных качеств, которые сформировались под влиянием предшествующих социальных воздействий. По мере формирования личности внутренние условия становятся более глубокими, в результате одно и то же внешнее воздействие может оказывать на разных людей разное влияние.

    Понятие «личность» (в широком смысле) выступает как субъект деятельности, как внутреннее условие деятельности, когда любая способность субъекта может повлиять на особенности его деятельности и поведения.

    Существует более узкое понимание личности как совокупности общественных отношений, когда подчеркивается, что личность ‒ понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не рождается, а возникает в результате культурного и социального развития, формируется в совместной деятельности и общении, испытывая на себе влияние культуры и общества в целом.

    Однако нельзя рассматривать личность как слепок той культуры и того общества, к которому принадлежит человек. Происходит «наложение» социальных факторов (принадлежность к социальному классу, к определенной социальной группе), с од ной стороны, и индивидуально-психологических и биологических особенностей человека ‒ с другой. Российский психолог Александр Григорьевич Асмолов(род. 1949) отмечает, что в личности можно выделить две субстанции: социально-типическую субстанцию и индивидуально-уникальную субстанцию (где уникальность достигается за счет собственной активности, своих мыслей, поступков, личной ответственности) (Асмолов А.Г., 1990)).

    Личность ‒ не только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в ее чувстве «Я», которое включает в себя представление о себе и самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции. Быть личностью ‒ это значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: на том стою и не могу иначе. Быть личностью ‒ значит осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью ‒ это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть собственным поведением, подчинить его своей власти. Быть личностью ‒ это значит обладать свободой выбора и нести ее бремя.

    Личность ‒ это активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя человек, обладающий уникальным динамичным соотношением пространственно-временных ориентаций, потребностно-волевых переживаний, содержательных направленностей, уровней освоения и форм реализации деятельности, которая обеспечивает свободу самоопределения в поступках и меру ответственности за их последствия перед природой и социумом.

    Свобода личности, или свобода выбора, воли, определяется возможностью человека осуществлять выбор того или иного варианта поведения, порой вопреки социальным обстоятельствам или собственным влечениям.

    Общественно-экономическая формация в ее исторической, демографической, географической и национальной конкретно сти формирует данную социальную среду, порождающую тот или иной образ жизни, а затем образ мышления и поведения. Следовательно: общественно-экономическая формация ‒ социальная среда ‒ образ жизни ‒ личность ‒ таков принципиальный путь формирования личности.

    По мнению Галины Михайловны Андреевой (1924 – 2014), социальная психология, пользуясь определением личности, которое дает общая психология, выясняет, как, в каких конкретных группах личность, с одной стороны, усваивает социальные влияния, а с другой стороны, как, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность (Андреева Г.М., 2010).

    Специфика социально-психологического подхода, по Андреевой, заключается в том, чтобы выявить, каким образом сформировались эти социально-психологические черты, почему в одних условиях формирования личности они проявляются в полной мере, а в других возникли какие-то иные социально-типические черты вопреки принадлежности личности к определенной социальной группе. Для этого в большей мере, чем в социологическом анализе, здесь делается акцент на микросреду формирования личности. Прежде всего надо выяснить, через какие группы осуществляется влияние общества на личность, что сделает понятной проблематику социализации личности. С другой стороны, социально-психологический анализ личности предполагает изучение ее типологических особенностей.
    Диспозициональный и типологический подходы к личности


    1. Диспозициональный подход. Наиболее влиятельный приверженец диспозиционального направления, американский психолог и теоретик черт личности Гордон Олпорт (1897 – 1967) полагал, что каждая личность уникальна и ее уникальность может быть понята через определение конкретных черт, так как поведение человека всегда является результатом их определенной конфигурации (Олпорт Г., 1998). С точки зрения диспозиционального подхода, не существует двух совсем одинаковых людей. Любой человек ведет себя с определенным постоянством, и не так, как другие.

    Люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определенным образом в различных ситуациях (т. е. черт личности). Черта ‒ это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. На пример, если человек по сути своей робок, он будет себя вести робко и сдержанно в различных ситуациях: в классе, в кафе, в магазине, на вечеринке и пр. Черты личности являются генерализованными и устойчивыми, они обеспечивают сходство ответов на многочисленные стимулы и ситуации, придают определенное постоянство поведению человека. Черта личности ‒ это то, что обусловливает постоянные, устойчивые, типичные для разнообразных ситуаций особенности поведения человека, это важная составляющая «личностной структуры».



    Г. Олпорт не считал, что личность ‒ это набор не связанных друг с другом диспозиций. Напротив, он подчеркивал, что личность ‒ это единство и интеграция всех диспозиций, что существует некий принцип, организующий установки, мотивы, ощущения, склонности в единое целое («проприум», который охватывает все аспекты личности, способствует формированию чувства внутреннего единства).

    Проприум как внутреннее единство формируется постепенно, с детства до зрелости, проходя ряд этапов:

    1) Ощущение своего тела. В течение первого года жизни младенцы начинают осознавать ощущения своего тела. Начинают отличать себя от других предметов, у них формируется «телесная самость».

    2) Формирование самоидентичности, при котором ребенок овладевает речью и, выучив свое имя, начинает постигать, что он остается одним и тем же человеком, несмотря на все изменения в его росте и во взаимодействиях с внешним миром, осознает неизменность своего «Я», вне зависимости от происходящих изменений.

    3) Формирование самоуважения, а также гордости за себя при выполнении ребенком чего-либо самостоятельно (ребенок в возрасте 3–4 лет).

    4) Расширение «самости», когда в возрасте 4 – 6 лет ребёнок начинает осознавать, что ему принадлежит не только собственное физическое тело, но и значимые элементы окружающего мира, включая и людей (формируется чувство «мое»: мой дом, моя мама, моя сестра).

    5) Пятая форма проприума развивается в возрасте с 5 – 6 лет, когда ребенок начинает осознавать, чего от него ожидают родители, учителя, другие люди, когда формируется «образ себя», каким его хотят видеть. Ребенок начинает понимать различие между «Я хороший» и «Я плохой».

    6) Понимание своей способности находить рациональные решения жизненных проблем и эффективно справляться с требованиями реальности, разумно управляя собой, растет и укрепляется с 6 до 12 лет.

    7) Проприативное стремление формируется в подростковом возрасте, когда человек начинает выбирать жизненные цели, планировать свое будущее, и в этом смысле он приобретает чувство «самости». Постановка перед собой перспективных целей, настойчивость в поиске путей решения намеченных задач, ощущение того, что жизнь имеет смысл, ‒ в этом суть проприативного стремления.

    8) Обобщенное чувство «самости» формируется в результате познания самого себя, осознание «объективного Я». Оно приходит лишь в зрелости, когда все аспекты «Я» сформировались, и личность представлена динамичной развивающейся системой, включающей ее черты и мотивацию, объединенные в единое целое.

    По Олпорту, люди обычно активно выискивают социальные ситуации, способствующие проявлению их особенностей. Человек, обладающий предрасположенностью к общению, не только хороший собеседник, когда находится в компании, но и проявляет инициативу в поиске контактов, когда остается в одиночестве.

    Ситуации, в которых человек оказывается наиболее часто, это, как правило, те самые ситуации, в которые он активно стремится попасть на сознательном или бессознательном уровне. Таким образом, черты личности и типичные ситуации, в которые попадает личность, функционально взаимосвязаны.

    Олпорт выдвинул концепцию функциональной автономии мотивов, которая гласит, что мотивы зрелой личности не определяются прошлыми мотивами, т.е. причины, по которым взрослый человек ведет себя так или иначе, не зависят от того, какие причины первоначально побудили его к такому поведению. В результате первоначальной причины поведения больше нет, а поведение сохраняется. Г. Олпорт различал два уровня функциональной автономии:

    1) устойчивая функциональная автономия как набор привычек, как склонность людей к удовлетворению своих потребностей привычным образом;

    2) собственная функциональная автономия ‒ главная система мотивации, которая обеспечивает постоянство в стремлении человека к соответствию с внутренним образом себя и достижению более высокого уровня зрелости и личностного роста.

    Собственная функциональная автономия представляет собой стремление к целям и ценностям, восприятие мира через эти цели и ценности, а также чувство ответственности за свою жизнь. Все собственные мотивы уходят своими корнями в структуру «Я» человека (проприум). Ценности и ценностные ориентации человека можно рассматривать как черты личности, но более глубокого уровня.

    Г. Олпорт выделял следующие ценностные черты личности (направления ценностных ориентаций):

    теоретическая (ценность в раскрытии истины, в научном и рациональном подходе к жизни);

    экономическая (ценно то, что полезно, выгодно, приносит материальный успех);

    эстетическая (такой человек более всего ценит красоту и гармонию, наслаждение жизнью);

    социальная (наибольшей ценностью для социального типа личности является любовь людей, гуманизм);

    политическая (главная ценность для людей этого типа ‒ власть и влияние, слава и известность);

    религиозная (ценность в понимании мира как единого целого; религиозная личность видит в мироздании единство и высший смысл).

    Черты личности, подчеркивал Олпорт, существуют реально, и их можно эмпирически выявлять и изучать, количественно измерять.

    2. Типологический подход. При типологическом подходе исходят из положения, что тип личности является целостным образованием, не сводимым к комбинации отдельных личностных факторов (черт). Его со держание раскрывается описанием типичного или усредненного представителя группы лиц, относимых к данному типу. Например, такой тип, как «авторитарная личность», ‒ конгломерат по крайней мере четырех факторов личности, не сводящийся к одному из них ‒ доминантности. Одно из самых разительных отличий авторитарности от доминантность заключается в том, что авторитарная личность угнетает находящихся на более низкой ступени и раболепствует перед вышестоящими, в то время как доминантная личность является лидером для занимающих более низкое положение и борется за свое более высокое.

    В социальной психологии существует множество классификаций типов личности. Рассмотрим некоторые наиболее известные из них.

    Так, американский психоаналитик и психолог, одна из ключевых фигур неофрейдизма Карен Хорни (1885 – 1962) выделила три психологических типа личности в зависимости от отношения к общению с другими людьми (Хьелл П., Зиглер Д., 2009):

    1. «Привязчивый тип» ‒ человек обладает повышенной потребностью в общении, для него важнее всего быть любимым, уважаемым, чтобы кто-то о нем заботился. Такой человек подходит к оценке человека с вопросом: «Будет ли он меня любить, заботиться?»

    2. «Агрессивный тип» ‒ характерно отношение к другим людям как к средству достижения своих целей. Такие люди стремятся доминировать, не терпят возражений, рассматривают другого человека с точки зрения: «Будет ли он мне полезен?»

    3. «Отчужденный тип» ‒ для таких необходима определенная эмоциональная дистанция с другими людьми, поскольку они рассматривают общение как неизбежное зло, не склонны участвовать в групповой деятельности и считают, что признание им должно быть обеспечено уже в силу их достоинств. Встречаясь с другими людьми, они задают себе вопрос: «Оставит ли он меня в покое?»

    Психосоциальную типологию характеров личности в начале XX века впервые предложил русский психолог, ученик В.М. Бехтерева Александр Фёдорович Лазурский (1874 – 1917) Данная типология учитывает не только субъективные особенности людей, но и их мировоззрение, их социальный аспект.

    Лазурский выделял три психологических уровня в зависимости от степени приспособления человека к среде, в зависимости от того, насколько среда «давит» на человека.

    Психосоциальная типология характеров личности,

    по А.Ф. Лазурскому (1997)



    Название уровня

    и его

    характеристика

    Тип характера и

    его характеристика

    Разновидности типа

    1

    Низший уровень ‒ это недостаточно приспособленные люди, среда накладывает на них сверхмощный отпечаток, насильственно приспособляя их к своим запросам и почти не считаясь с врожденными особенностями каждого отдельного человека.

    Рассудочный тип‒ слабая одаренность, но развита рассудочность, склонность анализировать мотивы и последствия действий; представители этого типа склонны копировать чужие действия («все как у людей»), направлены на удовлетворение непосредственных материальных запросов, консервативны, самоуверенны, самодовольны.


    1.1. Аффективные разновидности:

    а) подвижные (живые);

    б) чувственные, с преобладанием органических чувственных влечений;

    в) мечтатели.

    1.2. Активные разновидности:

    а) импульсивные и энергичные, самоуверенны, склонны к дракам;

    б) покорно-деятельныевыполняют внушения и директивы, получаемые ими извне;

    в) упрямые, добивающиеся исполнения принятых ими решений.

    2

    Средний уровень ‒ люди смогли найти свое место в окружающей среде и использовать ее в своих целях.

    2.1.Непрактичные теоретики-идеалисты


    Разновидности:

    а) ученые ‒ последовательное мышление, научные интересы;

    б) художники ‒ развитое воображение, занятие каким-либо искусством;

    в) религиозные созерцатели ‒ развитое воображение.

    2. Практики-реалисты


    Разновидности:

    а) альтруисты (человеколюбие) ‒ развита способность сочувствия, симпатии;

    б) общественники ‒ присуща общительность и предприимчивость в общественных делах;

    в) властные ‒ присуща твердая воля, способность влиять на окружающих;

    г) хозяйственные ‒ присуща расчетливость, направленность на практические цели, на осуществление дел материального характера.

    3

    Высший уровень ‒ это уровень творчества, когда человек стремится среду переделать.


    Идеалы высшего уровня – люди, которым присущи сознательность, координированность душевных переживаний, высшие человеческие идеалы.

    По своему содержанию делятся на сферы:

    а) альтруизм;

    б) знание: индуктивное ‒ дедуктивное;

    в) красота;

    г) религия;

    д) общество, государство;

    е) внешняя деятельность, инициатива;

    ж) система, организация;

    з) власть, борьба.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   28


    написать администратору сайта