Главная страница
Навигация по странице:

  • Владимир Георгиевич

  • Борисом Сергеевичем Братусем

  • Гендерные особенности личности: «женская» и «мужская» личность Гендер

  • Виген Артаваздович Геодакян

  • Личность как система и совокупность ее социальных ролей

  • «любимое субъективное Я

  • Темперамент, характер и возрастные особенности личности

  • Карл Леонгард

  • Конспект лекций. Конспект лекций Социальная психология 2022. Конспект лекций по дисциплине Социальная психология Шахты 2022 Лекция Введение в социальную психологию


    Скачать 2.31 Mb.
    НазваниеКонспект лекций по дисциплине Социальная психология Шахты 2022 Лекция Введение в социальную психологию
    АнкорКонспект лекций
    Дата14.03.2023
    Размер2.31 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКонспект лекций Социальная психология 2022.doc
    ТипКонспект
    #990153
    страница8 из 28
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   28

    А.Ф. Лазурский подчеркивал, что наиболее «чистые» типы характеров получаются в том случае, когда интересы и профессиональная деятельность человека, развитие его знаний, навыков, миросозерцание (экзопсихика) формируются именно в том направлении, какое диктуется прирожденными особенностями нервно-психической организации (эндопсихика), т. е. экзо- и эндопсихика взаимообусловливают друг друга.

    Грузинский психолог Владимир Георгиевич Норакидзе  (1904 – 1993) в зависимости от соотношения поведения и внутренних мотивов человека выделил три типа личности (Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., 2014):

    1) гармоническая личность ‒ личность, которая не имеет конфликтов между поведением и внутренними мотивами: желания, моральные принципы, чувство долга и реальное поведение человека гармонично сочетаются, имеют социальную направленность и адекватность;

    2) конфликтная личность – противоречивая личность, которая находится в разладе между поведением и мотивами, ее действия противоречат желаниям;

    3) импульсивная личность – личность, действующая только по своему желанию, либо, если у нее нет ярко выраженных желаний, поступает в соответствии с воздействиями извне, как «человек-флюгер», ориентирующийся на ближайшую ситуацию, хотя и может маскировать свою несостоятельность деловитостью, демократической коллегиальностью.

    Довольно известна также типологическая модель социальных характеров личности, предложенная российским психологом Борисом Сергеевичем Братусем (род. 1945), которая подчеркивает, что важнейшим для характеристики личности является типичный, преобладающий для нее способ отношения к другому человеку, другим людям и к самому себе. Исходя из доминирующего способа отношения к себе и другому человеку было определено несколько принципиальных уровней в структуре личности (Братусь Б.С., 1997):

    1) эгоцентрический уровень– отмечается преимущественным стремлением лишь к собственному удобству, выгоде и престижу, отношение к другим сугубо потребительское, лишь в зависимости оттого, помогает ли другой человек личному успеху или нет, выгоден он или нет, т. е. другой человек выступает как вещь. Личное счастье и благо важнее всего, вне зависимости от того, счастливы или несчастливы другие;

    2) группоцентрический: человек идентифицирует себя с какой-либо группой, и отношение его к другим людям зависит от того, входят ли эти другие в его группу или нет. Если другой входит в такую группу, то он ценен не сам по себе, а своей принадлежностью к группе, достоин жалости, уважения, снисхождения, прощения, любви. Если другой в эту группу не входит, то эти чувства могут на него не распространяться, т. е. мир делится на «своих» и «чужих». Благо и счастье связаны с процветанием той группы, с которой идентифицирует себя человек. Он не может быть счастлив, если терпит несчастье его группа;

    3) просоциальный, или гуманистический, уровень личности предполагает, что себя и других людей ценят, признают равные права, свободы и обязанности. Здесь работает принцип: «Поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы поступили с тобой». Счастье и благополучие подразумевает распространение на всех людей, все человечество;

    4) духовный, или эсхатологический, уровень предполагает взгляд на человека как на существо, жизнь которого не кончается вместе с завершением жизни земной, а связана с духовным миром, т. е. это уровень, в рамках которого решаются субъективные отношения человека с Богом, возникает ощущение связи с Богом и представление о счастье как служении и соединении с Ним.

    Все четыре уровня так или иначе присутствуют в каждом, и в какие-то моменты, хотя бы ситуативно, побеждает один уровень, а в какие-то ‒ другой. Однако можно говорить и о некотором типичном для данного человека профиле, типичном устремлении. Культура и образ жизни того или иного общества влияют на формирование этого типичного устремления.

    Известна в социальной психологии и типология манипулятивных типов характера личности, которую предложил американский психолог и психотерапевт, сторонник гуманистической психологии, ученик А. Маслоу Эверетт Шостром (1921 – 1992), автор знаменитой книги «Анти-Карнеги». Он описал тип социального характера, называемого «манипулятор». Современный манипулятор, считает Шостром, развился из ориентации на рынок, когда человек ‒ это вещь, о которой нужно много знать и которой нужно уметь управлять.

    Сокрытие своих истинных эмоций, таков удел Манипулятора. Основную свою задачу он видит в том, чтобы производить некоторое «должное впечатление». Манипулятор ‒ это личность, вставшая на путь самоуничтожения, которая использует или контролирует себя и других людей в качестве «вещей». Сущность Манипулятора в том, чтобы все время защищать себя и оправдывать себя.

    Эверетт Шостром выделяет четыре основных манипулятивных системы (Шостром Э., 1997):

    1. Активный Манипулятор пытается управлять другими с помощью активных методов. Он избегает демонстрировать свою слабость в отношениях, принимая роль полного сил. Обычно привлекает к этому свое общественное положение (родитель, старший брат, учитель, начальник). Он играет «попирающего» и достигает удовлетворения, обретая контроль над другими людьми, но зависим в своем удовлетворении от чувства их бессилия. Он применяет технику учреждения прав и обязанностей, табелей рангов и т. д., играя людьми, как марионетками.

    2. Пассивный Манипулятор являет собой противоположность активному. Он решает, что, поскольку он не может контролировать жизнь, то откажется от усилий и позволит распоряжаться собой активному Манипулятору. Он прикидывается беспомощным, глупым и разыгрывает из себя «попираемого». В то же время пассивный Манипулятор выигрывает по средством поражения. Позволяя активному Манипулятору думать и работать на него, он в определенном смысле побеждает «попирающего» своей вялостью и пассивностью.

    3. Соревнующийся Манипулятор рассматривает жизнь как состояние, требующее постоянной бдительности, поскольку здесь можно или выиграть, или проиграть, третьего не дано. Для него жизнь ‒ это битва, где все остальные люди соперники или враги, реальные или потенциальные. Он колеблется между методами «попирающего» и «попираемого», и потому может рассматриваться как нечто среднее между пассивным и активным Манипулятором.

    4. Безразличный Манипулятор играет роль безразличного человека, ни на что не надеясь и пытаясь ускользнуть, устраниться от контакта с партнером. Его ключевая фраза: «Мне наплевать».

    Рассмотрев различные системы манипуляции, можно прийти к выводу, что все они зиждутся на одной философии: Манипулятор относится сам к себе и другим людям как к неодушевленным предметам. Манипулятор никогда не бывает самим собой, он даже не может расслабиться, поскольку его система игр и маневров требует, чтобы он постоянно играл надлежащую роль. Стиль жизни Манипулятора включает четыре основных характеристики: ложь, неосознанность, контроль и цинизм.

    Позитивный тип личности ‒ Актуализатор. Актуализатор понимает ценность своей неповторимости. Каждый человек обязан знать и учитывать, что он уникален, что никогда прежде не было никого подобного ему, ибо, если бы это было не так, не было бы нужды в нем. Каждый отдельный человек ‒ нечто новое в мире, и он призван осуществить здесь свою особенность. Философия жизни Актуализатора от мечена четырьмя характеристиками: честностью, осознанностью, свободой и доверием.

    Актуализатор ищет свою самобытность и уникальность, а Манипулятор, наоборот, загоняет свою самобытность вглубь и повторяет, копирует чьи-то поведенческие модели. Актуализатор ‒ цельная личность, исходная позиция Актуализатора ‒ сознание самоценности. Манипулятор ‒ разорванная личность, он исходит из позиции нехватки и старается прикинуться более ценным, надеется, что окружающим более понравится его игра, его маска, нежели он сам (а чем большее значение он придает своей маске, тем более обесценивает себя, тем глубже его чувство неудовлетворенности, тем выше вероятность появления неврозов). Если манипулятор ‒ это многогранная личность с антагонистическими противоположностями, то актуализатор ‒ это многогранная личность со взаимодополняющими противоположностями.

    Разумеется, что рассмотренными выше типологиями арсенал современной социальной психологии не исчерпывается. Стоит отметить, что конкретная характеристика социально-психологических типов личности должна дополняться и учетом гендерных особенностей.


    Гендерные особенности личности:

    «женская» и «мужская» личность
    Гендер (от англ. gender от лат. gender – пол) – это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми. В психологии понятие «гендер» употребляется часто в более широком смысле, подразумевая любые психические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью (от лат. masculinus – мужской) и фемининностью (от лат. femina – женщина). С понятием «гендер» связано понятие «гендерная роль» («gender role»). Оба эти понятия заимствовал из грамматики и ввел в науки о поведении сексолог Джон Мани (1921 – 2006). В настоящее время понятие «гендер» все чаще используется в более узком смысле, обозначая «социальный пол», то есть социально определяемые роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.

    В социальной психологии подчеркивается наличие существенных межполовых различий на генетическом, морфологическом, физиологическом, психологическом и социальном уровнях в психике и личности.

    Современный армянский генетик Виген Артаваздович Геодакян (1925 – 2012) предположил, что процесс самовоспроизводства любой биологической системы включает в себя две противоположные тенденции:

    1) наследственность – консервативный фактор, стремящийся сохранить неизменными у потомства все родительские признаки;

    2) изменчивость, благодаря которой возникают новые признаки.

    Самки олицетворяют как бы постоянную «память», а самцы – оперативную временную «память» вида. Поскольку самцы филогенетически воплощают в себе принцип изменчивости, все новые признаки в развитии вида возникают сначала у самцов и лишь затем передаются самкам. В онтогенезе, наоборот, самцы более независимы от среды, тогда как самки более изменчивы, пластичны и лучше поддаются обучению.

    Женское начало (в рамках человеческой популяции) призвано обеспечивать неизменность потомства от поколения к поколению, т.е. оно ориентировано на сохранение уже имеющихся признаков. Отсюда большая психическая устойчивость женщин и усредненные параметры их психики. Женщины легко приспосабливаются на индивидуальном уровне к внешнему миру, но в то же время они более подвержены действию популяционных и видовых закономерностей, их поведение в большей степени биологически детерминированно. Женщины стремятся стабилизировать все, сохраняя мир, покой, благополучие, достигнутые успехи в семье и обществе. Интеллектуальный уровень девочек и женщин близок к среднему, и сравнительно редко встречаются сверхвысокие или сверхнизкие его показатели. Женщины предпочитают и успешнее решают задачи стереотипные, требующие минимума новаторства. Почерк женщин чаще всего правильный, единообразный, точный и симметричный. Женщины немного превосходят мужчин в проявлении эмпатии, т.е. умении эмоционально сочувствовать собеседнику. Межполушарные связи в мозгу у женщин многочисленнее, и поэтому у них лучше происходит синтез информации, имающейся в обоих полушариях. Данный факт может объяснить знаменитую «женскую интуицию». Кроме того, выявленные у женщин более высокие показатели, связанные с лингвистическими функциями, памятью, аналитическими способностями и тонким ручным манипулированием, можно связать с большей относительной активностью левого полушария их мозга.

    Мужское начало связано с необходимостью адаптации к совершенно новым, неведомым условиям, что и объясняет большую психологическую индивидуализированность мужчин, среди которых чаще встречаются не только сверхталантливые, но и совершенно никчемные. Таким образом, особенности как мужской, так и женской психики определяются эволюционно-генетической целесообразностью. Специфика мужской психики предполагает большее разнообразие типов при значительно меньшей способности к выживанию в неблагоприятных условиях. Поэтому признаки вырождения в любой популяции обнаруживаются прежде всего у мужских особей. У мужчин гораздо разбросаннее интеллектуальные показатели: от сверходаренности и сверхинтеллектуальности до умственной отсталости и неполноценности. Все виды новых профессий, игр, хобби и т.п. вначале осваиваются мужчинами, а только потом женщинами. Почерк мужчин чаще всего неправильный, неравномерный, размашистый и индивидуально-оригинальный. Мужчины немного превосходят женщин в проявлении общей активности, агрессивности и математических способностях. Творческие художественные способности и возможность уверенно ориентироваться в пространственных координатах заметно лучше у мужчин. Видимо, они обязаны этими преимуществами правому полушарию своего мозга.

    Первые пять-шесть лет жизни ребенка являются решающими для формирования половой идентификации, для его осознания себя как мальчика или девочки, для усвоения образцов мужского или женского поведения.



    Возможны нарушения половой идентификации, когда человек вопреки своему биологическому полу осознает, психологически воспринимает себя представителем другого пола.

    В большинстве культур дети начинают демонстрировать соответствующее их полу поведение к пятилетнему возрасту, но некоторые специфические для своего пола модели многие из них усваивают уже к трем годам. Это происходит под влиянием родителей, окружающей среды, национальных полоролевых стереотипов.

    Полоролевые стереотипы – это укоренившиеся, твердые представления людей в определенной культуре о том, каким должно быть поведение мужчины и женщины. В разных обществах и культурах нормы и стереотипы мужского и женского поведения могут различаться. Существуют стереотипы «настоящего мальчика» (тот должен быть волевым, уверенным в себе, сильным, жестким, практичным и напористым) и «настоящей девочки» (она нежная, зависимая, чувствительная, разговорчивая, кокетливая, опрятная). Матери еще в младенчестве поощряют мальчиков проявлять большую физическую активность, побуждают их ползать и играть. А с девочками родители обращаются более мягко, побуждая больше разговаривать. Отцы даже в большей степени, чем матери, приучают детей к соответствующим половым ролям, подкрепляя, поощряя развитие женственности у своих дочерей и мужественности – у сыновей. Если отец покинул семью до того, как его сыну исполнилось пять лет, то такой ребенок впоследствии часто оказывается более зависимым от своих ровесников и менее уверен в себе, чем мальчики из полной семьи. На девочках отсутствие отца сказывается, прежде всего, в подростковый период. Хорошие отцы способны помочь своим дочерям научиться взаимодействовать с представителями противоположного пола адекватно ситуации.

    Хотя дети начинают называть себя «мальчиками» и «девочками» очень рано, но до пяти-шести лет они часто не понимают, что пол нельзя изменить как одежду, прическу или род занятий (некоторые дети думают, что если надеть платье девочки, то мальчик станет девочкой). Дошкольник вполне может поинтересоваться у своего отца, кем тот был, мальчиком или девочкой, когда был маленьким. К шести-семи годам большинство детей уже не делают подобных ошибок. Они достигают ступени, которую называют «константность пола».

    На генетическом, физическом уровне девочки более близки со своим отцом, а вот девушки на психологическом, личностном уровне – с матерью (уровень беспокойства, степень потребности в опеке и т.п.). У девочки наиболее резко скачок в сторону развития женских качеств и соответствующей социальной роли наступает в подростковом и юношеском возрасте. На генетическом уровне мальчики более похожи на мать и испытывают сильное ее влияние на психологическом уровне. Однако на социально-половом уровне мужские стереотипы поведения формируются у мальчика под влиянием отца с самого детства. Отсутствие отца психологически и социально негативно влияет на формирование мальчика как мужчины. Таким образом, наследуемые качества ребенка более связаны с родителем противоположного пола, а приобретаемые в социуме – своего.

    С
    Знаете ли Вы, что…

    мужественный мужчина характеризуется как стойкий, смелый, настойчивый, практичный, немногословный, физически сильный, с мускулистым телосложением, с хорошей координацией движений, властный. Показатели ума являются приятным, но не обязательным дополнением к этому портрету. Литературные примеры такого типа – Андрей Болконский, Овод, Григорий Мелехов, Атос, Джеймс Бонд и т.п.

    Женственный мужчина – робкий, не способный к лидерству, мягкий и излишне добрый, часто неловкий в движениях, имеющий хрупкое, астеничное или полное рыхлое телосложение, а сверхженственный даже напоминает женщину и физически, и психологически: любит наряжаться, кокетничать, сплетничать и т.п. Литературные примеры такого типа – Ленский, Чичиков, Дон-Жуан и т.п.

    Мужественная женщина отличается склонностью к домини­рованию, риску, самостоятельности, она решительна, смела, физически вынослива, внешне может быть мужеподобной: ее телосложение не имеет округлых женских форм, черты лица резкие. Примеры мужественных женщин: национальная героиня Франции Жанна д’Арк, королева Шотландии Мария Стюарт, Катерина из пьесы А.Н. Островского «Гроза», персонаж детективов А. Марининой Анастасия Каменская, известный математик Софья Ковалевская.

    Женственная женщина характеризуется повышенной эмоциональностью, непредсказуемостью, физической и сексуальной привлекательностью, нуждается в ласке и заботе окружающих, в материальном обеспечении и зависимости от других. Литературные примеры: Наташа Ростова, Татьяна Ларина, Анна Каренина, Офелия.

    Источник: Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Социальная психология: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2014. С. 143.

    реда также влияет на формирование мужественности или женственности.
    Например, национальные традиции обусловливают более зависимое и подчиненное поведение у восточных женщин, чем у европейских. Социальные и экономические условия вызывают необходимость предприимчивых, доминирующих и агрессивных проявлений у мужчин. В последнее время это требуется и для женщин, живущих в условиях западной рыночной цивилизации, поэтому количество волевых независимых, деловых и даже агрессивных женщин возрастает.

    Влияют и традиции воспитания в семье. Например, гиперопека матери над сыном способна привести к появлению «маменькиного сынка», не обладающего ни мужественностью, ни самостоятельностью. Если родители очень хотели сына, то порой они дочь воспитывают на мужской манер, формируют мужеподобную женщину, имеющую порой даже мужские интересы и предпочитающую мужские виды деятельности.

    На социальном уровне женщины часто стараются походить на мужчин, что во многом вызвано социальной необходимостью: в обществе наиболее поощряются мужские стереотипы поведения, т.к. мужчины имеют преобладающие социальные привилегии в социальном статусе, в уровне власти и т.п. Поэтому многие женщины часто усваивают мужские манеры поведения, осваивают «не женские» виды работы или спорта, стремятся сделать карьеру, проявляют агрессивность, властность. Эти проявления у женщин чаще обусловлены бессознательными факторами и комплексами.

    Крайняя степень мужественности и женственности оказывается малопригодной в реальной жизни. Сверхмужественные юноши и мужчины чрезмерно уверены в себе, они проявляют повышенную агрессивность и доминантность, тягу к экстремальным ситуациям, что способствует их асоциальности. Если им удается избежать девиантного пути, то в зрелом возрасте они чувствуют свою неуместность в обществе, становятся более тревожными, менее способными к лидерству, поскольку чрезмерное соответствие мужской роли оказывается ненужным другим людям. Высокая степень феминности у девушек и женщин обусловливает их особую ранимость, зависимость от окружающих, повышенную тревожность и пониженное самоуважение, что создает дополнительные проблемы для их выживания в обществе. Иными словами, высокая феминность и крайняя маскулинность требуют специальных условий выживания и не способствуют жизни в обществе.

    Подводя итог, следует отметить, что половые различия существуют. Половые различия способностей и черт личности зависят как от биологических, так и от социальных, культурных, этнических факторов. Не в последнюю очередь они формируются под воздействием систематически исполняемых личностью определенных социальных функций, связанных с социальным статусом и соответствующей ему социальной ролью.
    Личность как система и совокупность ее социальных ролей
    Лич­ность всегда является членом общества, исполнителем опреде­ленных общественных функций, т.е. социальных ролей.

    Социальная роль – это выработанная социумом программа пове­дения человека в определенных обстоятельствах, обусловленная по­ложением человека в обществе, его социальным статусом, его правами и обязанностями в обществе. Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская ком­пания и т.д.). В каждой из этих групп он занимает определенное поло­жение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные ожидания. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой – как друг, в третьей – как на­чальник, т.е. выступать в разных ролях. Примерами социальных ро­лей являются также половые роли (мужское или женское поведение), профессиональные роли. Социальная роль выступает как сравни­тельно устойчивый шаблон поведения, принятый в данном обществе для реализации определенного социального статуса, занимаемого человеком.

    Социальный статус – это конкретное место, которое за­нимает личность в данной социальной системе и отвечает на вопросы: «Кто этот человек? Какие права и обязанности он имеет?»

    Человек может иметь несколько социальных статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Выделяют также предписанный и приобретен­ный, естественный и профессионально-должностной стату­сы.


    Предписанный статус – это статус, навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловливается этни­ческим происхождением, местом рождения, семьей и т.д.

    Естественный статус личности предполагает существенные и отно­сительно устойчивые характеристики человека (мужчина и женщина, детство, юность, зрелость, старость и т.д.).

    Приобретен­ный (достигнутый) статус – это статус, который определяется усилиями самого человека (например, человек стал писателем, ученым, директором и т.д.).


    Профессионально-долж­ностной – это базисный статус личности, для взрослого человека, чаще всего являющийся основой интегрального статуса. В нем фик­сируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т.д.).


    Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором.

    Социальная роль связана с ролевыми ожиданиями – то, чего, согласно «правилам игры», ждут от той или иной роли, и с ролевым поведением – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее четко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом следит, чтобы все делалось «как надо». Для этого существует целая система социального контроля – от общественного мнения до правоохранительных органов и соответствующая ей система социальных санкций – от порицания, осуждения до насильственного пресечения. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль.

    В разных ситуациях человек исполняет разные роли, однако в чем-то постоянно остается самим собой, т.е. ролевое поведение представляет собой своеобразное сочетание ролей и индивидуальности личности исполнителя. Стиль ролевого поведения («личностная окраска») зависит от темперамента, характера, мотивации и других особенностей личности, от ее знаний и умений.

    Каждая социальная роль, которую выполняет человек, накладывает известный отпечаток на его личность, на самосознание человека, так как человек мобилизует ресурсы своего организма и психики для исполнения той или иной роли. Иногда может возникать внутриличностный ролевой конфликт, когда человек вынужден исполнять роль, представления о которой не соответствуют его представлению о себе, его индивидуальному «Я».



    Таким образом, действия человека, его активность обусловлены, прежде всего, внутренними побудительными силами, его мотивами, потребностями, желаниями.

    Поскольку в реальной жизни человек включен во многие виды деятельности и отношений, вынужден исполнять разные роли, требования к которым могут быть противоречивыми, возникает необходимость в некотором механизме, который позволил бы человеку сохранить целостность своего «Я» в условиях множественных связей с миром (т.е. оставаться самим собой, исполняя различные роли). Личность (сформированная подструктура направленности) как раз и является тем механизмом, функциональным органом, который позволяет интегрировать свое «Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого.

    Таким образом, развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью.

    Поведение человека в соответствии с той или иной ролью не исчерпывает содержания личности. Социальная роль есть проявление «внешнего Я». Кроме него существует «внутреннее Я». В своем внешнем поведении человек может быть образцовым подчиненным и законопослушным гражданином, а в своем внутреннем мире – бунтарем, девиантом. «Внешнее Я» формируется обществом, оно принудительно навязано человеку, часто вопреки его желанию, представляет собой тот образ, каким нас хотели бы видеть окружающие; «внутреннее Я» –это то, каким человек желал бы быть, не будь принудительных обстоятельств, это то, каким человек хотел бы видеть себя самого; «внутреннее Я» состоит из устойчивых элементов, формирующих характер человека, представляет собой нравственный стержень, или ядро личности.

    Человек часто скрывает свое подлинное лицо под маской социальной роли, порой даже забывая, какой он на самом деле. Значительная часть людей растворяется в своем ролевом сценическом образе, вначале исполняя свою социальную роль даже вынужденно, со временем привыкая к ней, добровольно и вполне сознательно беря на себя все хлопоты, ответственность и последствия, связанные с социальной ролью. «Внешнее Я», постоянно приспосабливающееся к изменяющимся ситуациям, правилам, социальным нормам, моде и вкусам, должно представлять собой исполнителя множества ролей, которые приходится выполнять человеку в данное время. Исполнение разных ролей предполагает достаточно отчужденное отношение к большинству из них. Но отдельные из них, которые долго выполняет человек, могут трансформироваться в своеобразные субличности человека, в результате человеческое «Я» может представлять собой не только целостное образование, но и состоять из нескольких «Я», включать субличности (в нормальном варианте развития).

    Внутри личности почти каждого человека можно выделить некие подструктуры, например:

    1) «любимое субъективное Я» – та часть личности, которая склонна преувеличивать собственные качества и способности («Я – человек, заслуживающий лучшей участи, я лучше многих»), оправдывать свои действия, обижаться на других, если эти другие делают что-то не так, как она того желает;

    2) «отраженное Я» – совокупность представлений о том, что, по нашему мнению, другие думают о нас, причем «отраженное Я» может быть либо пристрастным (избирательно прислушивается к мнению о себе окружающих людей, игнорируя то, что не нравится и не хочет слышать), либо достаточно объективным и взвешенным (ориентируясь на мнения других, человек смотрится как в зеркало, может вносить коррективы в свои действия);

    3) «идеальное Я» – это то, каким человеку хотелось бы быть, какой референтной группе соответствовать или на какого «кумира» хотел бы походить, на какие идеалы и ценности склонен ориентироваться;

    4) «ожидаемое другими Я» – это то, каким, по мнению человека, его хотели бы видеть окружающие, прежде всего родители, любимые, значимые, авторитетные люди (причем чем сильнее для человека авторитет некоего лица, чем сильнее эмоциональная привязанность к этому лицу, тем сильнее ориентация на его ожидания);

    5) «демонстративное Я» – то, каким человек хочет выглядеть перед другими, его выставочное парадное «одеяние», стремление выглядеть перед людьми лучше, чем есть на самом деле (желание скрыть неприятную информацию о себе), порой стремление высокомерно подчеркивать свой высокий (реальный или вымышленный) статус; стремление вести себя среди незнакомых людей лучше, чем ты есть на самом деле, – одна из культурных условностей, без которых не может существовать человеческое общество; «демонстративное Я» помогает человеку контролировать поступки, проявлять культуру поведения, даже совершенствовать свое поведение и себя;

    6) «домашнее Я» (или «реальное Я») – естественное поведение человека, когда он снимает с себя социальные маски, роли, когда он расслабляется; о том, каков человек на самом деле, правильнее, судить на основании его поведения дома. Чем меньше «домашнее Я» и «демонстративное Я» различаются, тем более целостной является личность, тем сильнее в ней развиты нравственные начала;

    7) «интимное Я» – тайная часть «домашнего Я», которая скрывается даже от самых близких и родных людей (это наши тайны, непростительные ошибки или неприличные желания, вредные привычки, которые мы скрываем и не признаем, чтобы не получить осуждение других, особенно значимых других).

    Таким образом, «демонстративное Я» – это «лицо», предназначенное для дальних других, информация, которая исходит от него, может быть искаженной, порой даже ложной, происходит максимальная демонстрация своих достоинств, иногда выдуманных (дальним людям демонстрировать собственные недостатки опасно); человек говорит только хорошее о себе и только хорошее о своем собеседнике, только то, что тому может понравиться, ожидая в ответ то же самое в свой адрес. «Домашнее Я» предназначено для близких людей, человек проявляет как свои достоинства, так и недостатки, т.е. может быть самим собой. «Интимное Я» существует только для самого себя; это наиболее правдивая часть личности, когда человек может быть максимально откровенен с самим собою, познать или признать все свои недостатки, хотя и не всегда (порой человек обманывает и самого себя, но чаще просто не осознает свои действия, их причины и последствия).

    В ролевом поведении человека в соответствии с его социальным статусом и социальными требованиями, нормами, главным образом детерминирует «социальное Я», «демонстративное Я», но также «отраженное Я», «ожидаемое другими Я», «реальное Я» личности. В зависимости от того, какие социальные роли исполняет человек, у него закрепляются не только определенные шаблоны поведения, но и определенные мнения, взгляды, отношения, установки, а также определенный стиль речи, одежды, образа жизни. Изменение социальных ролей, выполняемых человеком, может привести к существенному изменению поведения, облика, взглядов, ценностей, установок личности.
    Темперамент, характер и возрастные особенности личности
    Наблюдая за другими людьми, за тем, как они тру­дятся, учатся, общаются, переживают радости и горе, мы, несомнен­но, обращаем внимание на различия в их поведении. Одни быстры, порывисты, подвижны, склонны к бурным эмоциональным реак­циям, другие медлительны, спокойны, невозмутимы, с незаметно выраженными чувствами. Причина различий кроет­ся в темпераменте человека.

    Темперамент (от лат.  temperamentum – смесь, соразмерность) – те врожденные способности человека, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде. Лучших или худших темпераментов нет. Каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента (что невозможно вследствие врожденности темперамента), а на разумное использование его достоинств и нивелирование отрицательных граней.

    Выделяется четыре типа темперамента:

    1) сангвиник («сангвис» по латыни – кровь) – это обладатель уравновешенного, подвижного типа нервной системы (его формула – «доверяй, но проверяй»). К плюсам сангвиника можно отнести жизнерадостность, увле­ченность, отзывчивость, общительность, а к минусам – склонность к зазнайству, разбросанность, легкомыслие, поверхностность, сверхобщительность и ненадежность. Милый человек сангвиник много обещает, чтобы не обидеть другого, но мало что выполняет. Он нуждается в постоянном контроле;

    2) у холерика («холе» по латыни – желчь), напротив, неуравновешенный тип (его формула – «ни минуты покоя»). Преимущества холерика: энергичность, увлеченность, страстность, подвижность, целеустремленность. Слабые стороны: вспыльчивость, агрессивность, невыдержанность, нетерпимость, конфликтность. Холерик все время должен быть занят делом, иначе он свою активность направит на коллектив и может разложить его изнутри;

    3) флегматик («флегма» по латыни – слизь) – с сильным, но неподвижным типом (его форму­ла – «не торопи»). Флегматик проявляет устойчивость, постоянство, активность, терпеливость, самообладание, надежность, но ему присущи такие недостатки, как медлительность, безразличие, «толстокожесть», сухость. Ему нужно давать больше времени для выполнения работы. Его не следует подгонять, он сам рассчитает свое время и сделает дело;

    4) меланхолик («меланхоле» по латыни – черная желчь), – со слабым неуравновешенным типом (его формула – «не навреди»). Меланхолик – человек чувствительный и легкоранимый, он доброжелателен к людям и проявляет максимум сочувствия. А к его минусам относят низкую работоспособность, мнительность, замк­нутость, застенчивость. На меланхолика нельзя кричать, слишком давить, давать резкие или жесткие указания, он очень чувствите­лен к интонациям и форме обращения к себе.

    Если вы чувствительный меланхолик, значит, вы прекрасный друг. Если вы флегматик, то за вами «как за каменной стеной» мо­гут спрятаться ваши близкие и друзья, ведь вы очень надежны. Если вы холерик, то можете рассчитывать на удачную жизненную карьеру, так как вы хорошо умеете ставить цели и добиваться их достижения. Ну а если вы сангвиник, то тогда от вас исходит теп­лый солнечный свет, что тоже очень нужно людям.

    Нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Люди холерического темперамента более пригодны для активной рискованной деятельности («воины»), сангвиники – для организаторской деятельности («политики»), меланхолики – для творческой деятельности в науке и искусстве («мыслители»), флегматики – для планомерной и плодотворной деятельности («созидатели»).

    На фоне того или иного темперамента у человека формируется свой индивидуальный, неповторимо своеобразный характер.

    Характер – устойчивая предрасположенность к определенному поведению. Характер представляет собой индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных приобретенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении:

    1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки);

    2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т.п.);

    3) к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или неряшливость, ответственность или безответственность, организованность и т.п.);

    4) в характер отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.

    Немецкий психиатр Карл Леонгард (1904 1988) доказал, что у 20 – 50 % людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Акцентуация характера – это преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с другими людьми. Выраженность акцентуации может быть легкой, заметной лишь ближайшему окружению человека и болезненной (психопатии). То есть акцентуация характера – это грань между нормой и патологией.

    В книге «Акцентуированные личности» К. Леонгард выделил 12 типов акцентуации характера (Леонгард К., 1989):

    1) демонстративный – стремится к материальному благосостоянию, но не любит трудиться; всего достигает обходными путями, поэтому выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой (слезы, обмороки, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычные увлечения, ложь); ради поставленных целей демонстративные личности могут пренебрегать нормами морали; ложь с умыслом для них привычка; они охотно признаются в своем актерском даровании, мастерски притворяются; склонны к алкоголю, непунктуальны, развиты творческие способности и фантазия, поэтому им легко «выкрутиться» при помощи ловко придуманной небылицы; имеется тенденция к самовосхвалению; у них высокая приспособляемость: они показывают себя не такими, какие они на самом деле, а такими, какими им в данных обстоятельствах выгодно себя показать;

    2) педантичный – антипод демонстративного; педанты чрезмерно аккуратны, занудливы, нерешительны, трудолюбивы, ответственны, но делают все медленно, несколько раз перепроверяют свою работу, мучают других формальностями, заботятся осовеем здоровье (могут поэтому не употреблять алкоголь и не курить), ценят нравственные нормы, им туго дается творчество;

    3) застревающий – у него наблюдается патологическая стойкость аффекта («застревает» на своих чувствах), особенно если личные интересы такой личности, оскорбление у таких личностей никогда не забывается, они злопамятны и мстительны, болезненно обидчивы, легкоуязвимы, горды, честолюбивы, ревнивы, заносчивы, самонадеянны, конфликтны, неуживчивы в семье; зациклены на справедливости по отношению к себе, но по отношению к другим нередко ее допускают, не замечая этого; считают себя носителями сверхценных идей; в случае если застревающие личности находятся в социально благоприятной среде, могут добиться многого из-за своего честолюбия и настойчивости, в неблагоприятной среде могут стать преступниками;

    4) возбудимый – решающим для него становится не логическое взвешивание своих поступков, а влечения, инстинкты, неконтролируемые побуждения; они раздражительны, вспыльчивы, преобладают импульсивные реакции, предпочитают физический труд умственному; по мере нарастания гнева обычно переходят к рукоприкладству, которое опережает слова, т.к. такие люди не склонны обмениваться мнениями, т.к. обладают низким интеллектом и тяжеловесным мышлением; в беседе угрюмы, на вопросы отвечают крайне скупо; они едят и пьют все подряд, без разбора, часто становятся хроническими алкоголиками, неразборчивы в половых связях, особенно в юные годы; в юности нередки немотивированные побеги из дома; моральные устои в жизни возбудимых личностей не играют заметной роли;

    5) гипертимный – сверхактивный, обладает жаждой деятельности и чрезмерно приподнятым настроением, умственная подвижность выражается в мимике, смотрит на жизнь оптимистически, всегда весел, изобретателен, разговорчив, словоохотлив с тенденцией постоянно отклоняться от темы разговора, энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, риску, авантюрам, остроумным выходкам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань недозволенного, отсутствует самокритичность; когда данная акцентуация углубляется, то гипертимики могут с шуткой проходить мимо событий, к которым следовало бы отнестись серьезно;

    6) дистимичный – представляет собой противоположность гипертимному; дистимичные личности по натуре серьезны, сосредоточены на мрачных сторонах жизни, у них постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимистичность, пассивность в действиях и замедленное мышление; дистимики тяготятся шумным обществом, в беседе почти не участвуют, лишь изредка вставляют замечания после длительных пауз, с сослуживцами близко не сходятся, с конфликты вступают редко; на первом месте у них тонкие возвышенные чувства, не совместимые с человеческим эгоизмом, серьезная этическая позиция);

    7) циклотимичный – циклическая смена гипертимных и дистимных состояний; на передний план выступает то один, то другой из этих полюсов, иногда без всяких видимых внешних мотивов, а иногда в связи с теми или иными конкретными событиями. Радостные события у циклотимиков вызывают не только радостные эмоции, но также сопровождаются общей картиной гипертимии: жаждой деятельности, повышенной говорливостью, скачкой идей. Печальные события вызывают подавленность, а также замедленность реакций и мышления.

    8)экзальтированный – более бурная реакция на жизнь, чем у остальных; у экзальтированных личностей темп нарастания реакций, их внешние проявления отличаются большей интенсивностью, эмоции ярко выражены; такие люди одинаково легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных, «от страстного ликования до смертельной тоски» у них один шаг; привязанность к близким, друзьям, радость за них, за их удачи могут быть чрезвычайно сильными; они влюбчивы; любовь к музыке, искусству, природе, увлечение спортом, переживания религиозного порядка, поиски мировоззрения – все это способно захватить экзальтированного человека до глубины души; он крайне впечатлителен по поводу печальных фактов, жалостлив, по поводу легко поправимой неудачи может испытывать искренне и глубокое горе; рядовую неприятность друга он ощущает болезнее, чем сам пострадавший.

    9)эмотивный (эмоциональный) – характеризуется чувствительностью и глубокими реакциями в области тонких эмоций; не грубые чувства волнуют этих людей, а то, что связанно с душой, гуманностью, отзывчивостью; в отличие от экзальтированных личностей эмотивные не впадают в крайности в области эмоций, их эмоции развиваются с меньшей быстротой. Если экзальтированных личностей можно охарактеризовать словом «бурный, порывистый, возбужденный», то эмотивных – «чувствительный, впечатлительный, ранимый, мягкосердечный». Они еще более жалостливы, чем экзальтированные личности. Особенно характерна для них слезливость: они плачут, рассказывая о кинофильме с печальным концом, о грустной повести. Они излишне чувствительны к неудачам и замечаниям.

    10)тревожный – пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долгое переживание неудачи, сомнения в своих действиях; в детском возрасте чувство страха достигает крайней степени, дети такого склада боятся засыпать в темноте, входить в темную комнату, боятся собак, трепещут перед грозой, боятся других детей, которые их дразнят и т.д.; для взрослых людей такого склада окружающие не представляются им угрожающими так, как в детстве, поэтому тревожность не так бросается в глаза; хотя, например, остается неспособность отстоять свое мнение в споре, робость с элементом покорности и униженности, пугливость, учащенное сердцебиение;

    11) экстравертированный – больше ориентирован в сторону восприятий, чем представлений; легко поддается влиянию окружения, стимулам извне, постоянно ищет новых переживаний, любит ходить в кино, смотреть телевизионные передачи. Он отлично чувствует себя в оживленном обществе, где получает сразу множество впечатлений и богатую информацию, и с удовольствием проводит время с приятелем болтая о том, о сем. Во время путешествий экстравертированная личность нацелена прежде всего на занимательные переживания, а вовсе не на то, чтобы обогатить свои знания и свой внутренний мир впечатлениями нового. Все поступающее извне, не подвергается особому анализу. Это обусловливает подверженность чужому влиянию и легковерие. Любое сообщение, последовавшее в категорическом тоне, для экстравертированного лица – бесспорный факт. Мысли, которые могли бы притормозить подобную необдуманность реакций, отсутствуют. Отсюда импульсивность поступков.

    12) интровертированный – ориентирован не столько на восприятия и ощущения, сколько на представления. Поэтому внешняя события как таковые влияют на жизнь такого человека относительно мало, гораздо важнее то, что он о них думает. Если данная акцентуация сильно выражена, то личность все более отдаляется от действительности и в конечном итоге, настолько Вильно погружается в мир своих представлений, что объективно воспринимает в расчет воспринимаемое все меньше. Человек может начать жить в мире нереальных идей. Интроверты любят шахматы, нередко носятся с идеями «исправления жизни на земле», думают над проблемами религии, политики, философии.

    Психологи считают, что в отличие от темперамента, который человек наследует от родителей, характер человека закладывается в первые годы его жизни. Еще немецкий философ Иммануил Кант (1727 – 1804) заметил, что темперамент – это то, что делает из человека природа, а характер – это то, что он сам делает из себя. Тем не менее, современные исследователи все чаще заявляют, что формирование характера человека начинается еще во внутриутробном развитии. Давайте разберемся в том, кто прав и как это все происходит.

    Итак, как же мы становимся теми, кто мы есть? Это происходит в процессе длительного развития человека, начиная с внутриутробного и заканчивая глубокой старостью. Конечно, на разных возрастных этапах интенсивность и качество развития разнятся, но тем не менее оно происходит постоянно, пока человек жив. Поэтому попытаемся кратко обрисовать тот путь развития, который проходит человек от момента зачатия и до смерти. Иными словами, рассмотрим жизненный цикл человека. Каков он?

    Успешно закончив период внутриутробного развития, ребенок появляется на свет. Ребенка в это период называют новорождённым. Этот период длится в течение всего первого месяца жизни ребенка. В первые дни после рождения весь организм ребенка работает с большим напряжением. Чуть более стабильное и спокойное состояние наступает только к началу второй недели. В этот период новорождённый пребывает в пяти основных состояниях.


    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   28


    написать администратору сайта