Конспект лекций. Конспект лекций Социальная психология 2022. Конспект лекций по дисциплине Социальная психология Шахты 2022 Лекция Введение в социальную психологию
Скачать 2.31 Mb.
|
Лекция 5. Социальное мышление и поведение личности Социальное поведение личности и его регуляция Поведение – присущее живым существам взаимодействие со средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Это целеориентированная активность живого организма, служащая для осуществления контакта с внешним миром. Социального поведения личности – это система социально обусловленных языком и другими знаково-смысловыми образованиями действий, посредством которых личность или социальная группа участвует в общественных отношениях, взаимодействует с социальной средой. Социальное поведение предполагает, что мотивация действий из предметного плана переходит в план личностно-общественных отношений. Социальное поведение личности может быть сформировано в процессе целенаправленного воспитания, в ходе социализации. Субъектом социального поведения выступают личность и социальная группа. Результатом социального поведения является развитие взаимодействий и взаимоотношений личности с другими людьми, с общностями разного масштаба. Выделяют также просоциальное поведение – поведение человека среди других людей, бескорыстно направленное на общее благо. В социальном поведении особое место занимаютсоциальные действия – действия человека по отношению к обществу, другим людям и предметному миру. Эти действия регулируются общественными нормами нравственности и права. Специфика поведенческих социальных действий состоит в том, что они имеют общественное значение. Социальные действия различаются в зависимости от разрешаемых общественных задач (экономических, социальных, развития духовной жизни).
Универсальной формой выражения социальных факторов, регулирующих поведение, являются социальные нормы, которые различаются по своему содержанию, сферам действия, форме санкционирования, механизмам распространения, социально-психологическим механизмам действия. Социальные нормы представляют собой руководящее начало, правило, образец, принятые в данной общности стандарты поведения, регламентирующие отношения людей. Социальное поведение предполагает, что происходит регулирование поведения субъекта со стороны социальных норм, принятых в обществе или группе или же усвоенных им в ходе жизни. Разновидностями социальных норм являются: 1) правовые нормы, которые вырабатываются, формулируются, утверждаются специальными государственными учреждениями, устанавливаются специальным законодательным путем, поддерживаются государством; 2) этические нормы (нормы морали и нравственности), которые складываются исторически, регулируют поведение людей, соотнося его с абсолютными принципами (добра и зла), эталонами, идеалами (справедливости); 3) религиозные нормы, которые являются близкими по своему психологическому содержанию, способу происхождения и механизму воздействия к этическим нормам и от общечеловеческих моральных норм отличаются конфессиональной принадлежностью; 4) ритуальные нормы (ритуалы) – это конвенциональные нормы поведения, совокупность обрядов, сопровождающий какой-либо социальный акт. Групповые, социально-психологические нормы отражают специфику группы, характер, форму, содержание отношений, взаимодействий, зависимостей между ее членами, специфику их целей. К общим факторам общечеловеческой детерминации относятся образ жизни, стиль жизни, уровень благосостояния, социальный контекст. К внешним факторам регуляции поведения личности относят: общественное производство, общественные отношения (широкий социальный контекст жизнедеятельности личности), социальные движения, общественное мнение, социальные потребности, общественные интересы, общественные настроения, общественное сознание, социальную напряженность, социально-экономическую ситуацию. В сфере духовной жизни общества регуляторами поведения личности выступают: мораль, этика, менталитет, культура, субкультура, идеал, ценности, образование, идеология, средства массовой коммуникации, мировоззрение, религия. В сфере политики – власть, бюрократия, социальные движения. В сфере правовых отношений – право, закон. Общечеловеческими регуляторами социального поведения личности являются: знак, язык, символ, традиции, ритуалы, обычаи, привычки, предрассудки, стереотипы, средства массовой коммуникации, стандарты, труд, спорт, социальные ценности, экологическая ситуация, этнос, социальные установки, быт, семья. Процесс регулирования поведения личности осуществляется в ходе активного и пассивного усвоения норм и правил, социализации и воспитания личности. Социально-психические механизмы регуляции поведения личности включают разнообразные средства воздействия: внушение, подражание, подкрепление правильного поведения, яркий пример, убеждение, заражение, идентификацию, технологии рекламы и пропаганды, социальное планирование и социальное прогнозирование, механизмы психологии управления.
Личность выступает как объект и субъект общественного контроля, т.е. общество контролирует поведение личности, и сама личность контролирует, регулирует свое социальное поведение. Человек, имеющий моральное сознание, может быть активным субъектом общественного контроля, т.е. вполне способным оценивать поступки окружающих и свои собственные. Внутренняя регуляция социального поведения личности Социальное поведение регулируется посредством внешних и внутренних регуляторов. Внешние регуляторы нами выше были рассмотрены. Важную роль во внутренней регуляции социального поведения играют явления мотивационно-потребностной и волевой сферы личности. Мотивация, мотив служат пусковым механизмом регуляции поведения. Основным источником мотивации являются потребности человека. Посредством феноменов эмоциональной сферы личности (чувств, эмоций, настроений) создается личностное отношение к происходящему, к самому социальному поведению, осуществляется оценка событий, фактов, взаимодействия и взаимоотношений людей. Волевые процессы (желание, стремление, борьба мотивов, принятие решения, осуществление волевого действия, совершение поступка) отвечают за регуляцию социального поведения на завершающем этапе – этапе совершения действия. Важными и сильными психическими механизмами внутренней регуляции и неформального психического контроля являются чувство стыда, совесть, общественное мнение. Еще 3игмунд Фрейд отмечал, что нереализованные влечения, которые из-за конфликта с требованиями социальных норм не допускаются в сознание и потому отчуждаются с помощью вытеснения в бессознательную сферу психики человека, в итоге проявляются в обмолвках, оговорках, сновидениях человека. Если человек уступает своим желаниям, влечениям и нарушает социальные нормы, то он встречается с осуждением, наказанием со стороны других людей и у него возникают чувства стыда, собственной вины и укоры совести. Стыд и совесть действенно являются сильными механизмами личностной саморегуляции поведения. Совесть человека – это качество, которое дает ему возможность сравнивать свое поведение с установленными в обществе нравственными нормами, позволяет личности вершить «суд над самим собой», внутри себя, вне очевидной общественной оценки. Чувство стыда отличается от совести тем, что имеет более выраженный внешний характер: человек оценивает сам себя в соответствии с критериями окружающих его людей. Чувство стыда – это один из самых сложных аппаратов, регулирующих поступки человека в общественной среде, механизмов саморегуляции социального поведения личности. Каждый негативный поступок, совершенный в коллективе (крупная кража, вопиющий обман, предательство и пр.), является объектом неформального контроля, критики, осуждения, презрения. Между объективными (внешними) и субъективными (внутренними) регуляторами существует постоянная взаимозависимость. Принцип детерминизма, сформулированный советским психологом и философом Сергеем Леонидовичем Рубинштейном (1899 – 1960), гласит, что внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия. Внешние регуляторы выступают как внешние причины социального поведения личности, а внутренние регуляторы выполняют функцию той призмы, через грани которой преломляется действие этих внешних детерминант. Рассматривая проблемы внутренней регуляции поведения, российский психолог Елена Алексеевна Сергиенко (род. 1949) отмечает, что внутренний контроль и регуляцию своего поведения человек может осуществлять, используя свои индивидуальные ресурсы, включающие три уровня: 1) интеллектуальные (когнитивные) ресурсы (особенности интеллектуальных, когнитивных способностей, обеспечивающих анализ и упорядочивание внешней и внутренней среды, создание ментальных моделей ситуации и событий, ментальное оперирование внутренними моделями и представлениями, подготовка решения, способность гибкого когнитивного контроля); 2) ресурсы эмоциональной регуляции (люди отличаются различной эмоциональностью, интенсивностью эмоций, эмоциональной лабильностью, эмоциональной импульсивностью, различной способностью «читать» эмоции других людей и понимать свои, умением осуществлять эмоциональный самоконтроль); 3) ресурсы произвольно-волевой регуляции. Все эти три вида ресурсов составляют ресурсную основу контроля поведения. Соотношение когнитивных, эмоциональных и волевых способностей представлено у каждого человека в разных пропорциях. Например, человек может обладать высоким уровнем когнитивных ресурсов, средним – эмоциональных и низким – волевых ресурсов. Невозможность преодолеть тревогу, выстроить последовательность целевых действий, трудности коммуникаций в социуме свидетельствуют о проблемах саморегуляции (контроля поведения), где дефицит эмоциональной и (или) волевой регуляции блокирует или снижает реализацию когнитивных ресурсов. Сергиенко отмечает, что контроль поведения как интегративный индивидуальный способ регуляции поведения отличается у разных людей, и его эффективность различна в зависимости от выраженности его параметров (когнитивный, эмоциональный, волевой контроль). Стоит отметить, что контроль поведения складывается в раннем детстве человека. На развитие контроля поведения большое влияние оказывает стиль родительского воспитания, который может способствовать формированию того или иного типа самоконтроля ребенка как способа индивидуальной адаптации. Трудные жизненные ситуации позволяют выявить различия контроля поведения, поскольку предъявляют высокие требования к индивидуальным ресурсам регуляции. Они же обусловливают своеобразие формирующейся «Я-концепции» личности, которая также может рассматриваться как важнейший механизм регуляции поведения. «Я-концепция» как механизм регуляции поведения личности Американский философ и психолог Уильям Джеймс (1842 – 1910) в своей книге «Принципы психологии» (1890) первым предложил идею «Я-концепции» как совокупности представлений человека о себе как личности. Глобальное, личностное «Я» он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются «Я-сознающее» и «Я-как-объект». Это – две стороны одной целостной личности, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой опыт («Я-сознающее»), а другая – содержание этого опыта («Я-как-объект»). «Я-как-объект» – это то, что человек может назвать своим. «Я-как-объект» состоит из четырех аспектов: духовное «Я», материальное «Я», социальное «Я» и телесное «Я», которые и образуют для каждого человека его уникальный образ. «Я-концепция» – это сложный составной образ или картина, включающая в себя совокупность представлений личности о себе самой вместе с эмоционально-оценочными компонентами этих представлений. «Я-концепция» личности формируется в процессе жизни Человека на основе взаимодействия со своим психологическим окружением и реализует мотивационно-регуляторную функцию в поведении личности. Формирование «Я-концепции» начинается с раннего детства, проходя ряд этапов: 1) На первом этапе происходит телесное выделение себя из окружающего мира – начинается в младенчестве и завершается к двум годам, когда ребенок понимает, что его тело существует независимо от внешнего мира и принадлежит только ему. Двухлетний ребенок способен узнавать себя в зеркале, устанавливает границы своих владений («мой ботинок», «моя кукла»), выделяя себя и другого ребенка как отдельных существ. 2) На втором этапе, в течение дошкольного детства происходит формирование отношения к себе: ребенок, например, считает себя «хорошим» или признает себя «неумехой»; в основном такие самооценки ребенка являются прямым отражением отношений к нему окружающих, прежде всего родителей, братьев, сестер. Эти ранние отношения к себе со временем становятся базисными элементами «Я-концепции» человека, хотя их трудно выявить впоследствии, поскольку они приобретаются в то время, когда речевое развитие ребенка еще не позволяет их адекватно вербализовать. По мере того как дети узнают, кто они и что собой представляют, они создают из разрозненных знаний когнитивную теорию себя, или «личный сценарий», помогающий им интегрировать свое поведение. Наиболее сильное влияние на развитие у ребенка «Я-образа» обычно оказывают родители, поскольку именно они снабжают детей определениями правильных и неправильных действий, образцами поведения и оценками поступков, и все это кладется в основу собственных представлений ребенка. Происходит процесс интернализации, в ходе которого ребенок делает социальные правила и нормы поведения частью самого себя, т.е. принимает их как собственные ценности. Вначале ребенок может просто копировать словесные формулировки родителей: например, рисуя мелком на стене, ребенок говорит себе: «Нельзя, нельзя, нельзя!», т.е. ребенок делает то, что ему хочется, и в то же время пытается сдержать себя, говоря, что этого делать не следует. Через несколько месяцев он, вероятно, сможет настолько контролировать себя, что не поддастся побуждению, которое сейчас еще не способен побороть. Развивающаяся «Я-концепция» и формирующиеся социальные понятия способствуют попыткам детей управлять своим поведением. 3) На третьем этапе, в школьном возрасте происходит существенное изменение «Я-образа» в зависимости от успехов неудач в учебе, от отношения учителей, родителей и сверстников к ребенку. Если ребенок способен добиться успеха в учебе, он включает трудолюбие в качестве составной части в свой «Я-образ». А дети, не успевающие в школе, могут начать чувствовать себя неполноценными по сравнению со сверстниками, и это чувство может остаться у них на всю жизнь, особенно обостряясь в ситуациях оценивания. Если, однако, они все же смогут преуспеть в чем-то, что ценится в их среде (спорт, музыка, искусство или иные занятия), у них есть еще шанс сохранить трудовой настрой, положительный «Я-образ» и желание доводить дела до конца. Если ребенок принадлежит к социальной среде, где образованию не придается большого значения, его самоуважение может быть вообще не связано с достижениями в учебе. 4) На четвертом этапе, в отрочестве и юности самооценки принимают более отвлеченный характер, и у подростков появляется заметная озабоченность тем, как их воспринимают окружающие. С 12 лет у подростков возникает интерес к собственному внутреннему миру. Они размышляют о себе, познают себя, анализируют свои личностные качества. С обнаружением в себе этих новых познавательных способностей юноши и девушки развивают эго-идентичность – целостное, связное представление о себе. Формируется «Я-образ» к 15 – 16 годам. При этом было выявлено, что в раннем подростковом возрасте девочки чаще имеют низкую самооценку по сравнению с мальчиками, и эти различия усиливаются к концу периода юности. На основании представления о себе как личности у подростка к 16 – 17 годам возникает особое личностное новообразование – психологическая готовность к самоопределению. Самоопределение характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции. Самоопределение личности предполагает не только знание субъекта о себе, но и деятельность его, осуществляемую в соответствии с этими знаниями. 5) На пятом этапе, на протяжении всего взрослого периода жизни «Я-концепция» человека стремится сохранить преемственность и одновременно претерпевает изменения. Как правило, те, кто имел негативную «Я-концепцию» при вступлении в период юности, становясь взрослыми, сохраняли ее. Важные события жизни – смена работы, женитьба, рождение детей и внуков, развод, потеря работы, война, личные трагедии – заставляют человека пересматривать свое отношение к себе. Если новый жизненный опыт, полученный индивидом, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит внутрь «Я-концепции». Если новый опыт не вписывается в существующие представления, противоречит уже имеющейся «Я-концепции», то «оболочка» «Я-концепции» срабатывает как защитный экран, не допуская чужеродное тело внутрь этого сбалансированного организма. К основным факторам, влияющим на «Я-концепцию» можно отнести следующие факторы. При анализе динамической структуры «Я-концепции» используют два понятия: 1. «Текущее Я» – обозначает конкретные формы осознания себя в текущем настоящем, т.е. непосредственные процессы деятельности самосознания. 2. «Личностное Я» – устойчивая структурная схема самоотношения. Когнитивная схема «Я-концепции» включает в себя две подсистемы: личностную идентичность и социальную идентичность. Личностная идентичность – это самоопределение человеком своих физических, интеллектуальных и нравственных черт. Социальная идентичность складывается из отдельных идентификаций и определяется принадлежностью человека к различным социальным категориям: расе, национальности, классу, полу, социальной группе, к выполнению определенных социальных ролей. Наряду с личностной социальная идентичность оказывается важным регулятором самосознания и социального поведения. «Я-концепция» представляет собой одновременно и представление, и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождение. «Я-концепция» регулирует поведение, обладает относительной стабильностью, обусловливает довольно устойчивые схемы поведения. На основе базовой потребности в самоактуализации, поддержании и защите своего «Я», потребности в положительной самооценке, а также в зависимости от субъективной значимости для индивида тех параметров «Я-концепции», которые активизированы ситуацией, формируется и выбирается конкретная форма поведения в данной ситуации. Расхождения между опытом индивида и его «Я-концепцией» нейтрализуются с помощью механизмов психологической защиты. С психологической точки зрения «Я-концепция» играет троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий. В социологическом смысле «Я-концепция» выполняет функцию объединения личности и общества, в котором она живет. «Я-концепция» относительно согласована во времени и ситуативных контекстах, в этом состоит ее прогностическая ценность. |