Главная страница
Навигация по странице:

  • Переживание

  • Алексей Николаевич Леонтьев

  • Социально-психологические теории социализации

  • Уильяма

  • Социализация как инкультурация Понятие « инкультурация

  • Психология самореализации личности Самореализация

  • Специфика брачно-семейной самореализации личности

  • Специфика профессиональной самореализации личности

  • Досуговая сфера самореализации личности

  • Конспект лекций. Конспект лекций Социальная психология 2022. Конспект лекций по дисциплине Социальная психология Шахты 2022 Лекция Введение в социальную психологию


    Скачать 2.31 Mb.
    НазваниеКонспект лекций по дисциплине Социальная психология Шахты 2022 Лекция Введение в социальную психологию
    АнкорКонспект лекций
    Дата14.03.2023
    Размер2.31 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКонспект лекций Социальная психология 2022.doc
    ТипКонспект
    #990153
    страница10 из 28
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   28

    Психологические механизмы социализации
    Основным механизмом социализации французский социолог Габриэль Тард (1843 – 1904) провозгласил подражание, регулируемое обществом через свои социальные институты ‒ систему образования и воспитания, семью, общественное мнение, а отношение «учитель ‒ ученик» он объявил типовым социальным отношением (Лебон Г., Тард Г., 1998). Но это далеко не единственный механизм. Современная социальная психология вплотную занялась изучением психологических механизмов социализации, которые мы также должны кратко рассмотреть. Согласно данным современной социальной психологии, в основе механизмов социализации личности лежат следующие психологические механизмы:

    1. Имитация – осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения. Образцами для подражания в первую очередь становятся родители, но могут быть и другие люди, с которыми у ребенка складываются теплые эмоциональные отношения, хотя дети также склонны копировать поведение взрослых, которые наказывают их.

    2. Идентификация – способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных, а также поведения других людей, с которыми тесно связаны. Имитация и идентификация способствуют формированию определенного поведения.

    3. Переживание стыда и вины – механизмы социализации, которые запрещают определенное поведение и подавляют его. Без них социализация не может быть эффективной на 100%: дети, подростки, юноши оказывают определенное сопротивление усилиям взрослых и изменяют процесс социализации на многих этапах его развития.

    4. Подкрепление – поощрение обществом желаемого поведения человека и наказание за нарушение им установленных правил, в ходе которых внедряются в сознание система норм, знания о том, какие из действий одобряются, а какие – нет.

    5. Интериоризация – процесс формирования внутренней структуры психики в результате усвоения социальных норм, ценностей и других компонентов социальной среды, перевода элементов внешней среды во внутреннее «Я».

    6. Экстериоризация – вынесение вовне результатов умственных действий. Интериоризация и экстериоризация являются универсальными механизмами социализации.

    В процессе реализации данных механизмов социализации, как подчеркивал советский психолог и философ Алексей Николаевич Леонтьев (1903 – 1979), между ребенком и обществом, родителями, педагогами складывается своя специфическая социальная ситуация взаимодействия. У ребенка формируется ведущая деятельность, которая обусловливает главные изменения в развитии личности и способностей человека, т. е. появление новообразований ‒ новых качеств на данном возрастном этапе (на другом возрастном этапе будет уже иная ведущая деятельность и иная социальная ситуация развития), возникают свои специфические проблемы, которые могут быть решены человеком с позитивным или негативным исходом (причем результат этого исхода во многом зависит от внешних факторов воздействия окружающих людей, по ведения и воспитания родителей, норм общества и этнической группы и т. п.) (Леонтьев А.Н., 1972).

    Например, в младенчестве без тесного эмоционального контакта, без любви, внимания и заботы нарушается социализация ребенка, возникает задержка психического развития, развиваются различные заболевания, у ребенка появляется агрессивность, а в будущем различные проблемы, связанные с взаимоотношениями с другими людьми. То есть эмоциональное общение младенца со взрослыми является ведущей деятельностью на этом возрастном этапе, влияющей на развитие человеческой психики и обусловливающей положительный или негативный исход. Позитивный результат ‒ у младенца формируется доверие к миру, людям, оптимизм; негативный результат ‒ формируется недоверие к миру, людям, пессимизм, даже агрессивность.

    В ходе социализации происходит взаимодействие биологических свойств человека с социальным контекстом и рождается личность с определенным набором психологических свойств. Рождение личности связано с двумя этапами ее развития. Так, А.Н. Леонтьев считал, что личность действительно рождается дважды (Леонтьев А.Н., 1975). Первый раз это происходит примерно в три года, когда малыш произносит: «Я сам». Второй раз тогда, когда возникает сознательная личность как высшее единство человека, сохраняющее свое постоянство.
    Социально-психологические теории социализации
    Среди наиболее известных социально-психологических теорий социализации следует прежде всего назвать теорию «зеркального Я» Чарльза Кули (1864 – 1929) – американского социального психолога, профессора Мичиганского университета и одного из президентов Американской социологической ассоциации

    Данная теория рассматривает социализацию как процесс формирования личности на основе взаимодействия ребенка с людьми и окружающим миром. Личность, самосознание и концепция «Я» формируются на основе восприятия реакции других людей, с которыми человек вступает в контакт. Через отношения с другими людьми, через их реакцию, через их оценки человек устанавливает, умный он или глупый, красивый или нет и т.п. «Зеркальное Я» – это человеческое «Я», формирующееся через реакции других людей. Кули первым подчеркнул значение «обратной связи», получаемой нами от других людей как главного источника данных о собственном «Я».

    Центральным понятием концепции «обобщенного другого» Джорджа Герберта Мида (1863 – 1931), американского философа и социолога, одного из основоположников символического интеракционизма, является «обобщенный другой» – совокупность всеобщих ценностей и стандартов поведения некоторой группы, которая формирует у членов этой группы их индивидуального «Я-образа». Осознание «обобщенного другого» развивается в процессе принятия и исполнения социальных ролей. Процесс формирования личности (социализация) – это процесс обучения ребенка исполнению взрослых ролей. Мид выделил три этапа социализации:

    1) стадия имитации – маленький ребенок копирует поведение взрослых, не понимая его;

    2) игровая стадия (в три-четыре года) – ребенок понимает поведение как исполнение определенных ролей, в процессе игры выполнение ролей развивает у детей способность придавать своим действиям такой смысл, который им придают другие члены общества. Человеческая личность включает подструктуры: «Я-САМ» и «Я-МЕНЯ». Это осознание человеком себя, с точки зрения других значимых для него людей. Обмениваясь ролями в процессе игры, дети вырабатывают эту часть личности, глядя на себя с точки зрения другого участника игры, ребенок учится воспринимать впечатление о себе. На этом этапе развивается способность ребенка понимать ожидание других людей, направленное на него;

    3) стадия коллективных игр (в пять лет) – ребенок учится понимать ожидания не только других людей, а группы в целом, начинает оценивать свое поведение по тем стандартам, которые установлены в группе в целом или другими «со стороны». Принятие правил игры способствует принятию норм общества, формируется чувство социальной идентичности.

    Проходя все стадии вхождения в чужие роли, человек развивает способность видеть свое поведение с учетом реакции других людей, и через осознание других людей в сознании личности формируется «обобщенный другой», и человек благополучно вписывается в общество. Первоначально ребенку легче понимать ожидание близких людей.

    Недостаточная способность адаптироваться к чужой точке зрения, принимать на себя роли других людей отрицательно сказывается на развитии личности и взаимодействии с обществом. У молодежи неумение принимать другие роли и видеть себя со стороны других приводит к снижению умственной и социальной способностей человека, к изоляции в своих замкнутых молодежных группах и появлению различных отклонений.

    Социализация может рассматриваться и как процесс обучения ролевому поведению, когда человек становится частью общества. Согласно концепции межпоколенного взаимодействия Шмуэля Ноя Айзенштадта (1923 – 2010), американского и израильского социолога, любое общество имеет четкую возрастную дифференциацию со строго закрепленными социальными функциями. Функции, статус, права, возможности, формы поведения детей, подростков, молодежи, взрослых, стариков резко отличаются, создавая основу как для взаимодействия, так и для конфликтных противоречий.

    Молодежная группа имеет систему определенных социальных ролей и, соответственно, статусов. Молодежь во всех современных обществах имеет пониженный социальный статус, проявляется ролевое бесправие молодежи (меньше прав по сравнению со взрослыми). Данная ситуация детерминировала негативное противоречие, когда молодые люди являются лишь потребителями: стремление молодежи брать больше от общества, не неся ответственности и не прилагая усилий.

    Попытки молодых людей играть роль взрослых, вопреки ролевым ограничениям, проявляются в стремлении принимать собственные рискованные решения наперекор советам взрослых, что порождает тенденцию ошибок, в стремлении демонстрировать свою взрослость и самостоятельность через секс, лихачество, алкоголизм, наркоманию, понимание свободы как самопроизвол. Дисбаланс ролей и прав личности обусловливает нарушение процесса перехода ролей от одного поколения к другому, что способно приводить к реформации и иногда даже к полному распаду всей структуры общественных взаимодействий.



    Ряд молодых людей для перехода в статус взрослости использует вступление в брак, не реализуя все остальные критерии, т.е. происходит искажение, деформация межпоколенного и социального взаимодействий.

    Социализация личности многогранна, затрагивает все сферы жизнедеятельности, в том числе и сексуальную. Социализация сексуального поведения проявляется в усвоении сексуальных и общественных норм, в сексуальной культуре, обусловленной половым воспитанием и сексуальным просвещением, в сексуальном опыте, выработке соответственных установок, стремлении к эротической привлекательности. Социальные детерминанты сексуального поведения объединены в теории сексуального сценария американских социологов Уильяма Саймона (1930 – 2000) и Джона Ганьона (род. 1933), предопределяющей возможный и предпочитаемый тип сексуального партнера, эротические ситуации и стимулы, требования к месту, времени и ситуации полового сближения. Теория сексуального сценария стала моделью сексуального развития человека как поведения, придерживающегося норм сценария или точнее комбинации сценариев, предписываемых соответствующей социальной средой, и усвоенных человеком.

    При всей вариативности и порой диаметральной противоположности понимания сущности процесса социализации в вышеизложенных теориях и концепциях нельзя не заметить ее роли, заключающейся в социально-психологической адаптации личности, которая представляет собой процесс и результат взаимодействия личности с изменяющейся (изменившейся) социальной средой. При этом постепенно согласуются требования обеих сторон так, что личность получает возможность выживания, а среда – воспроизведения. Для человека положительными результатами социально-психологической адаптации являются: возможность выживания и удовлетворения своих социальных и биологических потребностей, а также приведение их в соответствие с социальными требованиями в результате формирования необходимых средств общения и поведения в целом. Но социализация может пониматься не только как адаптация, но и как инкультурация.
    Социализация как инкультурация
    Понятие «инкультурация» ввел американский этнограф и антрополог Мелвилл Херсковиц (1895 – 1963). Под инкультурацией он понимал вхождение индивида в конкретную форму культуры.

    Культура – это способ жизни людей, а общество есть организованный агрегат взаимодействующих индивидов, ведущих определенный образ жизни, т.е. общество состоит из людей, а способ поведения, ими избираемый, есть их культура. Основное содержание инкультурации состоит в усвоении особенностей мышления и действий, моделей поведения, составляющих культуру. Инкультурацию необходимо отличать от социализации – освоения в детском возрасте общечеловеческого способа жизнедеятельности. В действительности эти процессы сосуществуют, развиваются одновременно и реализуются в конкретно-исторической форме.

    Инкультурация – процесс освоения человеком присущего культуре миропонимания и поведения, в результате чего формируется его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры и отличие от членов других культур. Процесс инкультурации начинается с момента рождения – с приобретением ребенком первых навыков и освоения речи, и происходит без специального обучения, в ходе повседневного взаимодействия с взрослыми людьми на основе накопления собственного опыта.

    Конечный результат процесса инкультурации – человек, компетентный в языке, ритуалах, ценностях своей культуры. Особенность процесса инкультурации состоит в том, что, начинаясь в детстве с приобретения навыков в еде, речи, поведении и т.п., она продолжается в виде совершенствования навыков и во взрослом состоянии.

    Поэтому в процессе инкультурации Херсковиц выделил два уровня – детство и зрелость, раскрыв с их помощью механизм изменений в культуре через гармоничное сочетание стабильности и изменчивости.

    Главная задача для человека на первом уровне – усвоить культурные нормы, этикет, традиции, религию, т.е. овладеть предшествующим этнокультурным опытом. Первый уровень инкультурации – это механизм, обеспечивающий стабильность культуры.

    Основная особенность второго уровня инкультурации состоит в том, что у человека появляется возможность не принимать или отрицать какие-либо культурные явления, следовательно, вносить в культуру соответствующие изменения. Этот уровень инкультурации детерминирует изменения в культуре, предоставляя для этого альтернативные возможности и разрешая новое в поведении и мышлении. Таким образом, по Херсковицу, инкультурация – это процесс, обеспечивающий не только воспроизводство «культурного человека», но и содержащий механизм осуществления изменений.

    М. Херсковиц общий культурно-исторический процесс представлял как сумму разнонаправленных развивающихся культур. В самом общем плане культуру он понимал как созданную человеком среду обитания, рассматривая каждую отдельную культуру как неповторимую уникальную модель, определяемую постоянной традицией, которая проявляется в присущих каждому народу специфических системах ценностей, часто несопоставимых с системами других народов. В культуре каждого народа, считал Херсковиц, всегда есть некий «культурный фокус» – самая существенная черта этой культуры.

    Не случайно в этой связи американский антрополог Маргарет Мид (1901 – 1978) подчеркивала, что именно культура является главным фактором, который учит детей, как думать, чувствовать и действовать в обществе, культура предписывает свои нормы поведения для мужчин и женщин.

    Если культура племени мундугуморов не поощряет ласковое и любящее отношение к детям, а наоборот, поддерживает суровость по отношению к ним, то в дальнейшем эти дети вырастают агрессивными и враждебно настроенными людьми, склонными к насилию, войнам, эксплуатации, даже каннибализму.

    Если дети в племени арапешей живут в обстановке доброжелательности и заботливости, если их защищают от агрессии и драк, то из младенцев постепенно формируется базовая личность добродушного, кроткого взрослого.

    Разное отношение в культурах к агрессивности приводит к формированию определенного типа личности и народа. Например, бушмены ограничивают проявления агрессивности у ребенка даже в игре. Мать успокоит обиженного ребенка, но не будет побуждать к мщению. Но в племени яномами всячески поощряют агрессивность, во время игр матери подстрекают своих сыновей, а обиженному ребенку мать дает в руки палку и предлагает ему отомстить за себя. В результате такого разного воспитания бушмены являются миролюбивым народом, а яномами – воинственным, агрессивным.

    Стоит отметить, что в традиционной русской культуре преобладают тенденции воспитания миролюбия у детей, тенденции общественного воспитания и авторитарного поведения родителей, с умеренным уровнем строгости и ласки, контроля.

    В американской же культуре преобладают тенденции пониженного уровня строгости, пониженной ласки, пониженного контроля, демократичное либо отчужденное поведение родителей.

    Стиль воспитания, принятый в той или иной культуре, у того или иного народа, зависит от многих факторов – от содержания преобладающей хозяйственной деятельности, социальной структуры общества, структуры семьи, а также и постулаты доминирующей религии. Православные христиане и католики, мусульмане и буддисты во многом по-разному воспитывают своих детей, формируя различные ценностные ориентации и идеалы, различные нормы и правила поведения.

    Таким образом, формирование личности (социализация) протекает в зависимости от типа общества, его культуры, принятого типа воспитания, отношения к детям, поведения родителей, т.е. социализация сочетается с процессами инкультурации, освоения человеком присущего культуре миропонимания и поведения, в результате чего формируется его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры, формируется определенный доминирующий тип личности. Но все эти процессы и факторы так или иначе оказывают влияние не только на социализацию, но и на самореализацию личности в социуме.
    Психология самореализации личности
    Самореализация (от русс. само- и лат. realis – вещественный, действительный) – это осознания собственных задатков и способностей, таланта и творческое воплощение данного потенциала личности в профессиональной, досуговой и (или) бытовой деятельности. Самореализация очень важна для человека. В этой связи еще великий древнегреческий философ Аристотель (384 – 322 до н. э.) считал, что счастье достижимо через воплощение своих потенциальных возможностей.

    В ХХ веке анализом самореализации личности занимался Абрахам Маслоу. Заслуга А. Маслоу при анализе личности состоит в том, что он «подчеркнул нерушимо холистическую природу человеческой натуры в противовес аналитико-препарирующему ньютоновскому подходу бихевиоризма и фрейдистского психоанализа» (Маслоу А., 2008, С. 19). Истинность холизма он выводил из того, что «космос един, и все в нем взаимосвязано, любое общество едино, и все в нем взаимосвязано, любая личность, едина и все в ней взаимосвязано» (Маслоу А., 2008, С. 21). Он считал, что человеческую жизнь можно понять, только принимая во внимания высшие жизненные устремления, такие как развитие, реализацию собственного потенциала, стремление быть здоровым, самоидентификацию, автономию, устремление к совершенству. Маслоу решительно отвергает утверждения о том, что человеческая натура дурна и порочна и заявляет, что подобные утверждения являются либо результатом невежества, склонности игнорировать факты, либо проекцией собственной личности. Одной из универсальных характеристик человека является непрерывность его мотивационных состояний: человек непрерывно чего-то желает и очень редко достигает состояния удовлетворения. Удовлетворив одно желание, человек начинает желать другого. При этом, по Маслоу, само наличие той или иной потребности, свидетельствует о том, что другие, более интенсивные потребности уже удовлетворены, поскольку если бы это было не так, то человек был бы занят именно их удовлетворением. Человек, не достигнувший уровня воплощения собственного призвания, базирующегося на природе собственной индивидуальности, обречен на тотальную неудовлетворенность жизнью, на поиски суррогатных форм компенсации нереализованной возможности аутентичного бытия. Именно потребность сохранять верность своей природе ученый называет самоактуализацией.

    Самореализующейся личности характерны следующие свойства(Ворожко Ю.Н., 2014. С. 52):

    – постоянный поиск и культивирование аутентичности, личностной идентичности, самости, своего подлинного, самобытного Я;

    – креативность, творческий или сотворческий характер деятельности самореализующейся личности;

    – личностно-ориентированное опредмечивание собственной физической и психической энергии человека в форме создания значимого продукта духовной или материальной культуры;

    – стремление к полноте, максимальность раскрытия и использования личностного потенциала;

    – свобода, альтернативность, наличие возможности выбора, самостоятельность, индивидуально-личностная выверенность принимаемых решений;

    – социокультурная востребованность результатов реализации личностного потенциала (сроки которой могут не совпадать с моментом их создания, что богато иллюстрируется примерами из истории).

    Все эти свойства в совокупности создают идеальную модель самореализации.



    Специфика брачно-семейной самореализации личности заключается в следующем:

    1) в семейной самореализации превалирует чувственно-эмоциональная сфера над рациональной. Дело не в том, что прагматизм и рационализм не присутствуют в семье, но в отличие от карьерной самореализации, изначально предполагающей достижение определенных целей (поэтому основа – фактор сработанности в коллективе), традиционно основой совместного проживания в семье является совместимость людей, основанная на взаимно возникающих преимущественно положительных эмоциях и чувствах (привязанность, любовь, радость, уважение, симпатия, влечение и.т.п.), определяющих семейную атмосферу. Семья, созданная на подобных основаниях, дает человеку возможность удовлетворять важнейшую потребность в любви и привязанности, создает внутренний комфорт и чувство защищенности. И, наоборот, отсутствие или дефицит положительных эмоций в семье, являются не только факторами, подтачивающими стабильность в семье, разрушающими гармоничность и здоровье личности, но и подталкивают ее к невротическому бегству в работу;

    2) семья выступает первичной формой социализации и, следовательно, самореализации личности: именно благодаря семье у человека формируется опыт отношений и взаимоотношений с представителями разновозрастных групп людей (как правило трех-четырех поколений), в семье человек впервые включается во все жизненно важные виды деятельности (игровую, интеллектуальную, общественную, познавательную, творческую, ценностно-ориентированную и т.п.);

    3) в отличие от профессии семья, как правило, охватывает весь жизненный временной диапазон человека: от рождения до смерти, и даже находясь вне семьи человек так или иначе испытывает на себе ее влияние, особенно влияние семейных ценностей, проявленных в ее обычаях и традициях.

    Специфика профессиональной самореализации личности определяется тем, что профессия является интегрирующим фактором не только становления и реализации личности, но и определения ее социального статуса в социуме, меру его творческой активности, а также реализации в иных сферах (в том числе семейной). Представляя процесс самореализации личности в форме движения самоорганизующейся системы к ее высшей ступени совершенства (акме), выделяют несколько возможных моделей данного движения (Бранский В.П., Пожарский С.Д., 2001):

    1) Одновершинная модель. Наличие среди прочих достижений какого-то одного главного, уникального, беспрецедентного и несравнимого по своему значению с теми достижениями, которые были до и после данного предполагает одновершинная модель профессиональной самореализации личности. Можно вспомнить творцов, из наследия которых широкую известность и социокультурную значимость получает лишь одно произведение, а все остальное из созданного остается в тени: композитора Карла Орфа (сценическая кантата «Кармина Бурана»), художника Александра Андреевича Иванова (картина «Явление Христа народу»), писателя Александра Сергеевича Грибоедова (пьеса «Горе от ума»), философов Эразма Роттердамского (трактат «Похвала глупости») и Мишеля де Монтеня («Опыты), поэта Данте Алигьери («Божественная комедия»), драматурга Эдмона Ростана (пьеса «Сирано де Бержерак»), математика Эвклида (трактат «Начала») и других. Причинами того, что творчески мыслящая личность достигает выдающихся результатов лишь в одном произведении, являются как личностные, так и социокультурные условия.

    2) Многовершинная и безнизинная модели. Достижение множественных значимых результатов в профессиональной деятельности и неоднократность достижения пиковых состояний совершенства на пути развитияпредполагает многовершинная модель. Она выступает частным случаем макровершинной модели точно так же, как и безнизинная модель, представляющая собой восходящую ветвь одновершинной модели. Речь идет о завершении профессиональной карьеры при достижении пика совершенства, проявленного в достижении самого значительного результата по сравнению с предыдущими, и отказе от дальнейшего развития.

    Еще один фактор, формирующий безнизинность модели самореализации, – преждевременная смерть личности (Александра Сергеевича Пушкина (1799 – 1837), Михаила Юрьевича Лермонтова (1814 – 1841), Франца Шуберта (1797 – 1828), Вольфганга Амадея Моцарта (1756 – 1791) и др.).

    3) Макровершинная модель. Самой же распространенной является макровершинная модель профессиональной самореализации (поэтому все вышеназванные модели можно считать ее частными проявлениями). Ее сущность состоит в том, что на пути профессиональной самореализации можно проследить среди ряда значимых вершин одну, которая является высшей точкой достижения совершенства в плане профессионализма. Чаще всего она приходится на середину и вторую половину профессионального пути, несколько реже – в самом конце пути (тогда модель в какой-то степени становится усложненной безнизинной моделью). Причина того, почему на первую половину профессиональной самореализации редко приходится акме, заключаются в том, что это время связано с накоплением собственного опыта на основе аккумуляции знаний, умений, навыков в результате изучения и творческого переосмысления опыта творцов предшествующих поколений. В то же время причина относительного снижения творческой активности и результативности деятельности в области профессиональной самореализации личности в последние годы жизни заключается в снижении ее общего энергетического потенциала, связанном с возрастными особенностями психоэмоционального («синдром выгорания»), когнитивного (снижение уровня и качества познавательных способностей) и соматического (возрастные болезни) характера. Кризис творчества в конце жизни переживают многие выдающиеся творцы, в том числе и Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910), который после пика профессиональной самореализации 1860-1870-х годов XIX века, когда были созданы «Война и мир» и «Анна Каренина», был связан с некоторой творческой стагнацией (Федосенко Е.В. и др., 2009, С. 24). Аналогичных примеров в истории великое множество.

    Качествами, позволяющими личности добиться вершин профессиональной самореализации являются качества интегративно-целостного человека, который предстает как человек сотрудничающий (гармонично синтезирует познавательную, креативную, эмоциональную, рациональную, мистическую, коммуникативную стороны человеческого существования), человек многомерный (способный к решению полимодальных проблем) и человек продуктивный (способный применять свои силы, реализуя заложенные в нем возможности) (Чапаев Н.К., Акимова О.Б., Верещагина И.П., 2012, С. 59). Кроме того, интегративно-целостный человек обладает качествами универсальности (т.е. способен проявлять себя и достигать значительных результатов в различных видах деятельности, что оказывается возможным за счет широкой ориентировочной основы, врожденных и приобретенных способностей), гармоничности (т.е. имеет сбалансированные отношения) и целостности (т.е. осознает уникальность своего «Я», умеет «быть самим собой»).

    Досуговая сфера самореализации личности становиться неотъемлемой частью жизни современной личности, поскольку именно в ситуации досуга человек занят не производством, а потреблением. А потребление в современных условиях «выходит за рамки способа удовлетворения потребности в пище, одежде, жилище и т.п. и все более становится средством демонстрации социального статуса, уровня образованности и культуры, т.е. способом, которым личность позиционирует себя в социуме» (Кузнецова Л.В., 2008. С. 3). Поэтому потребление уже не совсем целесообразно рассматривать в контексте только производства: сегодня оно стало важнейшим фактором не только социализации и инкультурации индивида, но и способом и сферой самореализации личности.

    Самореализация личности, протекающая в вышеназванных сферах, связана с важнейшими специфически человеческими способами его существования. Прежде всего она связана со следующими сферами и явлениями человеческой жизни:

    1. Смысл жизни. Самореализация связана с пониманием, осознанием и воплощением смысла жизни человека. Смысл жизни выступает высшим проявлением личностной сущности человека, неразрывно связанным с ее самореализацией. Действительно, его не следует считать объяснительным понятием. Смысл жизни есть характеристика общей направленности жизни. Смысл жизни формируется и реализуется личностью в определенном социально-историческом контексте, который является как источником, так и пространством воплощения результатов самореализации личности. Смысл есть функция наделения субъективной значимости мотивации и поведению, направленному на самореализацию. Самореализация личности представляет собой содержательный, процессуально-динамический аспект смысла жизни личности.

    2. Любовь. Самореализация личности в любви является важнейшей формой проявления и раскрытия человеческой сущности. В любви, «становясь Ты, человек становится Я» (Бубер М., 1993. С. 34). В любви к другому человек находит себя: он самоидентифицируется, приобретает субъектность, становится личностью и в то же время совершенствует собственный нравственный самоконтроль. Любовь обладает «единством телесно-душевного и душевно-духовного принципов» и включает в себя «тенденцию к совершенствованию и выхождению за пределы себя как телесного единства, акт воли к расширению границ собственного Я с целью духовного развития Другого и саморазвития, жизнеутверждение, преодоление одиночества, а также установку на единение и благожелательность» (Руденко А.М., 2007. С. 14). Самореализация в любви происходит в постоянных актах самотрансцендирования за границы эмпирической телесности, наличности к прекрасному, истинному, гармоничному, значимому, самоценному Другому. Любовь есть один из наиболее эффективных способов познания, самопознания, самоопределения, становления и реализации личностного потенциала. Она интуитивно открывает человеку новые горизонты и грани его бытия.

    3. Счастье. Самореализация создает устойчивую предрасположенность и фактическую основу к переживанию и осознанию счастья. И несмотря на то, что любой человек, в том числе и самореализующаяся личность, временами испытывает недовольство собой, собственной жизнью, семьей, профессией и досуговой сферой, способом организации времени и т.п., все же «продуктивная самореализация сопровождается интегральным чувством удовлетворенности, ощущением полноты бытия» (Коростылева Л.А., 2005, С. 46). При этом важно, чтобы человек сбалансированно мог реализовывать себя как в профессиональной, так и семейной сферах: от продуктивности самореализации в них и, особенно, от степени сбалансированности их между собой во многом и зависит ощущение человеком счастья.

    4. Свобода. Одним из условий и результатов самореализации личности является наличие свободы, проявленной как личностная автономия. Она необходима как для процесса становления личности, так и для ее реализации. Различные социокультурные условия в различные исторические эпохи создают неодинаковые условия для появления личностей, способных действовать автономно и самоосуществляться. В то же время социокультурная среда может оказаться и нечувствительной к личностной свободе человека, например, проявленной в творчестве, если его результаты не будут вписываться в заданные средой социокультурные запросы.

    5. Творчество. Творчество выступает одной из важнейших форм самореализации. В какой-то степени данные понятия синонимичны. Увеличение творческого потенциала или потенциала реализации творческих способностей и возможностей есть одновременно и увеличение потенциала самореализации. Творчество многообразно, его проявления очень многогранны: «Труд артиста и изобретателя, поэта, рабочего, сыщика и даже ухищрения преступника – все это творчество» (Альтшуллер Г.С., Верткин И.М., 1994. С. 28). Критерием при этом выступает свободный поиск решения при не до конца определенных условиях деятельности, поскольку в противном случае «если путь к ответу четко обговорен, если он обрисован конкретными правилами и примечаниями, если свернуть на этом пути некуда, если задана жесткая программа действий – это не творчество» (Альтшуллер Г.С., Верткин И.М., 1994. С. 28). Таким образом, творческий путь самореализующейся личности всегда связан с неопределенностью, случайностью, неожиданностью, непредсказуемыми ситуациями и умением адекватно и продуктивно реагировать на них.

    6. Повседневность. Повседневность выступает пространством самореализации. Поэтому умение использовать ее пространственно-временные ресурсы выступает важнейшей способностью самореализующейся личности. Опровергая одно из устоявшихся стереотипных представлений о связи самореализации с продуктивностью и конкретными сферами человеческой деятельности, которые позволяют ее достичь, А. Маслоу доказывал, что самореализация доступна любому человеку. Стоит только захотеть.

    Таким образом, самореализация, креативность и творчество не являются прерогативой лишь ученых-теоретиков, композиторов, изобретателей, артистов или писателей. В повседневности даже малообразованный человек, наделенный талантом, способностями и желанием самореализовываться, может творчески подойти к своей жизни.
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   28


    написать администратору сайта