Конспект лекций. Конспект лекций Социальная психология 2022. Конспект лекций по дисциплине Социальная психология Шахты 2022 Лекция Введение в социальную психологию
Скачать 2.31 Mb.
|
Интеракционизм в социальной психологии Актуальны в современной социальной психологии и идеи интеракционизма. Теория символического интеракционизма американского социального психолога и философа Джорджа Мида (1863 – 1931) и американского социального психолога и социолога Герберта Блумера (1900 – 1987) выступила источником интеракционизма. Основной тезис символического интеракционизма о социальной природе индивида, личности – формирование личности невозможно вне общества. Дж. Мид и Г. Блумер подчеркивали, что люди реагируют не только на поступки других людей, но и на их намерения, т.е. «разгадывают» намерения других людей, анализируя их поступки, как бы «ставя себя на место другого человека», «принимая роль другого». С позиции символического интеракционизма, взаимодействие между людьми рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Интеракционисты подчеркивают, что язык, речь – главный фактор человеческого взаимодействия. Язык имеет символическую природу, любой языковой символ (слово) является частным значением, возникшим в результате частного взаимодействия и имеющим договорную природу, т.е. люди, стремясь к достижению практических результатов в кооперации друг с другом, договаривались о принятии определенного значения за определенным словом. Сходное понимание слов, жестов, других символов облегчает взаимодействие, позволяет интерпретировать поведение друг друга. Понимая поведение друг друга, люди меняют свое собственное, приспосабливая свои поступки к действиям другого, координируя свои действия с другими людьми, обучаясь видеть себя глазами группы, обучаясь учитывать ожидания других людей. Социальные ожидания – экспектации – влияют на поведение человека, он вынужден вести себя так, как требуют нормы поведения, как ожидают другие люди и общество в целом, реализуя те права и обязанности, которые присущи его социальной роли. Социальная роль – относительно устойчивый шаблон поведения, включая действия, мысли, чувства, выработанные в данном обществе для выполнения определенной социальной функции, для реализации определенного социального статуса. Социальный статус – это совокупность прав и обязанностей человека, обусловленных его положением в определенной социальной системе и иерархии общественных отношений. Социальный статус связан с системой социальных ожиданий (от человека ждут определенных действий, человек ждет от других определенного отношения к себе). Если поведение человека расходится с ожиданиями, если он плохо выполняет свою роль, то окружающие люди, группа применяют к нему социальные санкции принуждения: насмешки, бойкот, угрозы, неодобрение, наказание и т.п. Можно выделить три типа реализации ролей: «подражание», «исполнение», «выбор». Для раннего возраста присуще «подражание» – примеривание на себя позиций, экспектаций, шаблонов поведения разных социальных ролей. «Исполнение» есть результат взаимодействия социального «Я» человека и ролевых экспектаций. Если к человеку предъявляются противоположные социальные требования, может возникнуть конфликт ролей, и тогда человек осуществляет «выбор» какой-то роли, игнорируя другие требования и роли, другие группы людей, при этом человек отходит от лиц, которые его недооценивают, и стремится сблизиться с теми, кто его ценит, с теми группами, которые становятся значимыми, важными, ценными, референтными для него. Таким образом, социальное поведение индивида регулируется тремя переменными: структурой личности, ролью и референтной группой. В теории интеракционизма американский социолог и социальный психолог Эрвинг Гоффман (1922 – 1982) рассматривал взаимодействие людей как своеобразную театральную пьесу, где люди разыгрывают роли и представление, являясь одновременно и режиссерами, и актерами, тщательно охраняя места своих «частных кулис», где они могут расслабиться после представления. Эту концепцию Э. Гоффмана называют драматургическим подходом или концепцией управления впечатлениями, т.е. люди сами создают ситуации, чтобы выразить символические значения, с помощью которых они производят хорошее впечатление на других, стараются «сохранить свое лицо», если по каким-то причинам произвели невыгодное впечатление. Гоффман считал, что мы не считаем за людей тех, кто отмечен каким-нибудь клеймом. Поэтому люди стремятся скрыть свой позор любой ценой. К символическому интеракционизму примыкает этнометодология, основоположником которой является американский социолог и социальный психолог Гарольд Гарфинкель (1917 – 2011). Предметом изучения этметодологии являются принятые на веру правила, регулирующие взаимодействие между людьми. Эти правила могут определять, когда уместно что-либо говорить или не говорить, пошутить и т.п. Эти правила могут быть специфичными при взаимодействии с людьми, которых очень хорошо знаем. Если человек нарушает эти правила, то взаимодействие с людьми резко затрудняется и последствия могут быть непредсказуемыми. Правила и само собой разумеющиеся положения, мнения, запасы знания, имеющиеся у людей, и составляют основу социального мира, т.е. идеи, ценности, правила, нормы видятся центром социальной жизни и взаимодействия с позиции этнометодологии. Кроме того, данное направление интеракционизма изучает методы, с помощью которых люди создают социальный порядок: ценности, нормы, верования, однако эти явления могут сами изменяться, отмирать, иметь свою внутреннюю структуру. Описывая ситуацию, устанавливая связи между значениями, проясняя их смысл, люди приходят к установлению каких-то правил, приходят к согласию, к социальной стабильности. Социальная структура рассматривается как продукт взаимодействия, как следствие отношений между «поверхностными» и «глубокими» правилами, где «поверхностные правила» – это нормы социальной жизни, а «глубокие, интерпретационные правила» являются основой возникновения и существования любых значений, базой любого воспитания и обучения. Закономерности взаимодействия (интеракции) людей изучал и русско-американский социолог и культуролог Питирим Сорокин (1889 – 1968), который подчеркивал, что социальная жизнь возникает и развивается ввиду наличия зависимостей между людьми, что создает предпосылки взаимодействия людей друг с другом. Люди вступают во взаимодействие, так как зависят друг от друга. Социальная связь – это зависимость людей, реализованная через социальное действие, осуществляемое с ориентацией на других людей, с ожиданием соответствующего ответного действия партнера. Прекращение связи может происходить при изменении или утрате предмета связи или если участники связи не согласны с принципами ее регулирования. Социальная связь может выступать в виде социального контакта (связь между людьми поверхностна, мимолетна, партнер по контакту может быть легко заменен другим человеком) и в виде социального взаимодействия (систематические, регулярные социальные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие цель вызвать вполне определенную ответную реакцию со стороны партнера, причем ответная реакция порождает новую реакцию воздействующего). Социальные взаимодействия выступают в следующих вариантах: социальные отношения, социальные институты, социальные общности. Социальные отношения – это устойчивая система взаимодействия между партнерами, имеющая самовозобновляющийся характер. Сорокин выделяет, что направление взаимоотношений может быть солидарным, антагонистичным или смешанным. При солидарной интеракции стремления и усилия сторон совпадают. Если желания и усилия сторон находятся в конфликте, то это есть антагонистическая форма интеракции, если они совпадают только отчасти, то это смешанный тип направления взаимодействия. Можно выделить организованные и неорганизованные взаимодействия: интеракция организована, если отношения сторон, их действия сложились в определенную структуру прав, обязанностей, функций и опираются на некую систему ценностей. Неорганизованные интеракции проявляются тогда, когда отношения и ценности находятся в аморфном состоянии. Поэтому права, обязанности, функции, социальные позиции не определены. Сорокин, комбинируя различные интеракции, выделяет следующие их типы социального взаимодействия: 1) организованно-антагонистическая система интеракции – основана на принуждении; 2) организованно-солидарная система интеракции – основана на добровольном членстве; 3) организованно-смешанная, солидарно-антагонистическая система – частично управляется принуждением, а частично – добровольной поддержкой устоявшейся системы взаимоотношений и ценностей. Большинство организованных социально-интерактивных систем – от семьи до церкви и государства, отмечает Сорокин, принадлежит к типу организованно-смешанных. Кроме того, согласно ученому, существуют неорганизованно-антагонистический, неорганизованно-солидарный, неорганизованно-смешанный типы интеракций. В длительно существующих организованных группах Сорокин выделял три типа взаимоотношений: 1) семейный (интеракции тотальны, экстенсивны, интенсивны, солидарны по направлению, продолжительны, характерно внутреннее единство членов группы); 2) договорный (ограниченность времени действия сторон, взаимодействующих в рамках договорного сектора, солидарность отношений эгоистична и направлена на получение взаимной выгоды, удовольствия или даже на получение «как можно большего за меньшее», при этом другая сторона рассматривается не как союзник, а как некий «инструмент», который может оказать услугу, принести прибыль и т.п.); 3) принудительный (антагонизм отношений, различные формы принуждения: психологическое принуждение, экономическое, физическое, идеологическое, военное). Таким образом, как видно из вышеизложенного, идеи интеракционизма сохраняют актуальность до сегодняшнего дня, впрочем как и идеи гуманистической психологии. Социально-психологические идеи гуманистической психологии Гуманистическая психология – направление, не имеющее единой теории и возникшее преимущественно в американской психологии середины ХХ века как реакция на издержки психоаналитических и когнитивных подходов к личностным проблемам. Данное направление базируется на идеях экзистенциальной философии и ориентируется на познание гармоничной личности, достигшей вершины личностного развития, «самоактуализации», исследование целостного здорового человека в его высших, специфических человеческих проявлениях. В отличие от бихевиоризма и психоанализа, адепты гуманистической психологии признают наличие свободы выбора человека и возможностей для развития здоровой творческой личности, способной к самореализации и самоактуализации, межличностному общению и взятию на себя ответственности, постижению высших ценностей и смыслов. Все это определяет методологические особенности гуманистической психологии: предпочтение аналитическому анализу отдельных случаев, идеографический подход, признание главной психической реальностью переживания человеком мира и себя в мире. Можно выделить несколько ключевых идей гуманистической психологии (Елизаров А.Н., 2007, С. 134): личность не есть нечто однозначно заданное природой или воспитательной средой, а всегда открытая возможность свободного развития на основе внутреннего выбора; каждый человек уникален, поэтому не следует подгонять личность под результаты статистических исследований. Анализ отдельных случаев тем не менее оправдан; человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям. Неоправданна аналогия между поведением животного и поведением человека; человек целостен по своей природе; человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы. Наиболее известными представителями данного направления являются: Абрахам Маслоу (иерархическая модель мотивации и теория самоактуализирующихся личностей), Карл Роджерс (клиент-центрированный подход) и Виктор Франкл (логотерапия). Кратко рассмотрим особенности психологии каждого из них. Выдающийся американский психолог, один из основателей гуманистической психологии Абрахам Маслоу (1908 – 1970) создал иерархическую модель мотивации, основанную на постулате ее врожденности и универсальности. В учебной литературе данная модель широко известна под название «пирамида потребностей Маслоу», иерархически представляющая человеческие потребности. Однако ни в одной из его публикаций такой пирамиды нет. Более того, он считал, что иерархия потребностей не является фиксированной и прежде всего зависит от индивидуальных особенностей каждого человека. Тем не менее, «пирамида потребностей», введенная впервые в немецкоязычной литературе 1970-х годов в учебнике У. Стоппа (1975 год) для упрощенного изложения идеи иерархии потребностей, может быть представлена следующим образом: Пирамида потребностей А. Маслоу Таким образом, А. Маслоу считал, что: мотивы имеют иерархическую структуру; потребности более высокого уровня как правило не удовлетворяются, если предварительно не удовлетворены потребностей нижележащих уровней; чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности и тем дольше может быть задержана их реализация; пока не удовлетворены базовые потребности, высшие остаются сравнительно неинтересными; повышение уровня потребностей увеличивает готовность к большей активности. А. Маслоу считает, что нехватка благ, блокада базовых и физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, что эти потребности могут стать для обычного человека ведущими. Когда же они удовлетворены, то человек стремится понять смысл своей жизни, максимально полно реализовать себя, свои способности. Он постепенно переходит на более высокую ступень личностного саморазвития. Но это удается далеко не каждому как в силу внешних, объективных, так и в силу внутренних, субъективных обстоятельств. В силу этого высшего уровня могут достичь не больше 1 – 4 % процента всех людей. Этих людей он назвал самоактуализирующимися личностями (Маслоу А., 2008). Введение им понятия самоактуализации было призвано перенести центр анализа в психологии личности на рассмотрение психически здоровой и полноценно себя реализующей творческой личности, подчеркнуть активный и продуктивный характер ее развития. Самоактуализация понимается Маслоу главным образом как «рост изнутри». Теория личности Маслоу послужила одним из источников гуманистического воспитания. Главная задача педагогики, по Маслоу, заключается в том, чтобы помочь человеку обнаружить в себе то, что в нем уже заложено. Самоактуализирующейся личности присущи следующие особенности (Маслоу А., 1997, С. 297 – 299): независимость от социальной среды, автономность, самостоятельность суждений; полное принятие реальности и комфортное отношение к ней; принятие других и себя («Я делаю свое, а ты делаешь свое. Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям»); увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, на дело; чувство юмора; способность к пониманию других людей, внимание, доброжелательность; постоянная новизна, свежесть оценок, открытость опыту; различение цели и средств, зла и добра («Не всякое средство хорошо для достижения цели»); готовность к решению новых проблем, готовность к осознанию проблем и трудностей, к осознанию своего опыта, способность подлинного понимания своих возможностей, к повышению конгруэнтности, т.е соответствия переживания его настоящему содержанию; спонтанность, естественность поведения; саморазвитие, проявление способностей, потенциальных возможностей, самоактуализирующееся творчество в работе, любви, жизни. В заключение следует отметить, что Абрахам Маслоу сделал очень много для изменения нашего взгляда на человеческую природу и возможности личности. Наверное больше, чем любой другой американский психолог за последние полвека. По сути Маслоу вывел формулу счастья! Поэтому его теория по праву заслуживает самых высоких оценок и похвал. Она нашла применение не только в психологии, но и в экономике, заняв важное место в построении теории мотивации и поведения потребителей, хотя, может быть, она и не лишена некоторых недостатков (хотя статистически его пирамида потребностей верна). В принципе сам Маслоу признавал, что все равно бывают случаи, когда, допустим, потребность в признании для человека важнее потребности в любви. Конечно, вызывает большое уважение отказ Маслоу от оценочного подхода к потребностям, согласно которому животные потребности провозглашаются плохими, а духовные – хорошими. Он прав в том, что дело не в потребностях, а человеке, который ставит их на то или иное место в своей жизни. Поэтому оценивать нужно не потребности, а человека. Сам же Маслоу, будучи настоящим оптимистом, верил в человека и его потенциал, всячески призывая общество к созданию условий для его реализации. Близок по духу и идеям Абрахаму Маслоу в истории психологии был выдающийся американский психолог Роджерс Карл (1902 – 1987). В области практической психологии он разработал так называемый клиент-центрированный подход или, другими словам, индирективную психотерапию, центрированную на клиенте, в основе которой лежит правило не давать советов клиенту, а актуализировать его творческие потенции, требующиеся для самостоятельного решения его проблем. Цель индирективной психотерапии добиться перестройки Я, так чтобы оно стало открытым к принятию нового опыта. С точки зрения Карла Роджерса, человек изначально добр. Он наделен врожденным и уникальным потенциалом, стремлением, силой и возможностью самоактуализации. Беда прежде всего в том, что общество навязывает ему ложные ценности и заставляет отказаться от собственных, что в конечном итоге приводит к неудовлетворенности и различным аномалиям поведения. Как и почему это происходит? Дело в том, что на каком-то этапе своего развития любой человек сталкивается с оценками и мнениями окружающих, которые для людей очень важны, поскольку на их основе формируется самооценка. Вот тогда-то и возникают внутренние конфликты, сущность которых заключается в противоречии между тенденцией к самоактуализации и реальными или ожидаемыми оценками окружающих, которые значительно сужают поле потенциально возможного личностного роста. Действительно, мнения и оценки окружающих очень часто направляют человека в сторону отреализации собственного потенциала, в сторону от самоактуализации. Роджерс полагал, что если человек чрезмерно ориентируется на мнения и оценки значимого социального окружения в ущерб тенденциям самоактуализации, то тогда велика вероятность невротических заболеваний. Роджерс вводит понятие «Я-концепции», отражающее восприятие себя не только такими, какие мы есть («реальное-Я»), но и такими, какими мы хотели бы быть («идеальное-Я»). Он показал, что содержание «Я-концепции» является результатом социализации человека, т.е формируется под воздействием оценок других людей. Чем больше «реальное-Я» противостоит «идеальному-Я», тем невротичнее личность, тем более затруднена ее самоактуализация. Поэтому Роджерс дает следующий совет: меньше ориентироваться в своей повседневной жизни на мнения и оценки ближайшего социального окружения, но больше – на свои врожденные тенденции, связанные с усложнением личностной организации и стремлением к более оптимальной адаптации в окружающем мире. Роджерс выделил три условия продуктивного диалога консультанта и клиента, направленного на осуществление в направлении данной цели (триада Роджерса): терапевт должен быть конгруэнтным (от лат. congruens– со размерный, соответствующий, совпадающий), т.е. гармоничным и искренним, целостным и правдивым, уметь обмениваться опытом, обсуждать его и подавать клиенту пример доверия самому себе и своей внутренней природе; терапевт должен проявлять безусловное позитивное отношение, внимание, и оценку по отношению к клиенту, т.е. ему не следует выдвигать по отношению к клиенту каких бы то условий, с соблюдением которых последний смог бы завоевать со стороны терапевта любовь и уважение. Вместо этого терапевт верит в доброту человека и в то, что даже если он сделал что-то плохое, то это произошло по причине того, что отдалился от своей изначальной, природной человеческой сущности, которая всегда положительна, т.е. это как бы сделал и не он сам, не по своей воле; терапевт должен эмпатически воспринимать клиента, т.е., иными словам, чутко воспринимать его внутренний мир со всеми смысловыми и эмоциональными нюансами, а не просто показывать, что какая-то часть информации ему понятна. Грамотный терапевт, по мнению Роджерса, не только способен тонко понять внутренний мир другого человека, но и дополнить его личностный опыт, сообщив ему новую информацию, которая позволила бы по-новому взглянуть на старую проблему. С учетом данных условий в рамках в рамках клиент-центрированного подхода наиболее часто используются такие приемы, как: вербализация(частое повторение за клиентом его слов и фраз для того, чтобы клиент начал лучше прислушиваться к себе и своим словам); молчаливое принятие (оно возможно лишь в том случае, если терапевт принимает самого себя и не выдвигает по отношению к самому себе слишком много условий ценности); акцентирование эмоций (через внимание к эмоциям можно направлять клиента к его глубинным потребностям, связанным с самоактуализацией). К. Роджерс со временем осознал, что в окружающем мире имеется очень большая потребность в клиент-центрированном общении. Так у него родилась идея групп встреч, в которых бы клиенты сами оказывали психологическую помощь друг другу, демонстрируя поведение, свойственное клиент-центрированному общению. Аналогом подобных групп встреч Роджерс считал семью. Он описал модели хорошо и плохо функционирующих родителей: хорошо функционирующий родитель, по Роджерсу, обладает высоким уровнем самопринятия, что позволяет ему принимать и своих детей и оценивать их по природным данным. плохо функционирующий родитель характеризуется низким уровнем принятия себя, что неизбежно приводит к тому, что он не может многого принять и в своем ребенке, поэтому выдвигает по отношению к нему слишком много условий ценности. Начинать работу с таким родителем следует с действий, направленных на увеличение уровня самопринятия. А применительно к человеку в целом Роджерс выделил пять основных критериев, по которым можно судить о том, является ли он «полноценно функционируем» или нет. Это следующие критерии: 1) открытость переживанию – способность осознания своих глубоких мыслей и чувств без подавления и искажения; 2) экзистенциальный образ жизни – тенденция жить полной и насыщенной жизнью в каждый момент существования, когда каждое ощущение воспринимается свежим и уникальным, не таким, как раньше; 3) рассмотрение внутренних ощущений в качестве основы для принятия решений – тактика поведения, в соответствии с которой внутренне ощущение «я поступаю правильно» является главным руководством для тех истинных поступков; 4) способность жить свободно, без внешних ограничений и запретов – жизнь по принципу: «единственный, кто отвечает за мои действия и их последствия,– это я сам», или «не надо на меня вешать ярлыки, потому что только я знаю, что я могу, а что нет»; 5) креативность – творческий образ жизни, способность жить конструктивно, создавая продукты творчества, умея приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды. Подход Роджерса довольно продуктивен. Он позволяет решать широкий диапазон психологических задач, с которыми сталкиваются многие люди: профессиональные проблемы, проблемы в супружеских отношениях, психосоматические расстройства, игровое взаимодействие с проблемными детьми и многое другое. Выдающийся австрийский психолог, психиатр и невролог Виктор Эмиль Франкл (1905 – 1997) является создателем логотерапии – метода экзистенциального психоанализа, ставшего основой Третьей Венской школы психотерапии. Его главные идеи были им сформулированы в фундаментальном труде «Человек в поисках смысла», который впервые был опубликован в 1959 году под названием «Из лагеря смерти к экзистенциализму». В этой работе Франкл описывает свой личный опыт выживания в концентрационном лагере, излагая свой психотерапевтический метод нахождения смысла во всех, даже самых страшных проявлениях жизни. Он доказывал, что отсутствие смысла является наиболее тяжелым стрессом для человека. Кризис бессмысленности жизни является тяжелейшим экзистенциальным неврозом. Его признаки можно обнаружить в так называемом «воскресном неврозе», когда люди испытывают подавленное состояние и ощущение пустоты по окончании трудовой недели. Франкл считал, что такое состояние происходит из так называемого экзистенциального вакуума, при котором появляется ощущение скуки, апатии, пустоты, сомнения, потери цели и смысла жизни и деятельности. Следствием экзистенциального вакуума является массовая агрессия, наркомания, депрессия и суицид. С токи зрения Франкла, экзистенциальный вакуум наиболее вероятен, если человек: подавляет собственную духовность, которая в современном мире часто становится объектом эксплуатации; уходит от ответственности за поиск смысла в конформизм, тоталитаризм, агрессию, наркоманию, алкоголизм, депрессию, суицид; разрушает традиции и ценности, что является своеобразной реакцией на эксплуатацию и закабаление человека; стремится к упрощенному восприятию явлений,что особенно проявляется в сфере психологии и образования; недостаточно уделяет внимание самотрансценденции – способности скорее забыть себя, чрезмерно не сосредоточиваться на себе, что позволяет открыть дорогу для счастья и реализации собственных потенциальных возможностей; не имеет образцов для подражания– таких людей, которые бы обрели смысл и не испытывали ощущение внутренней пустоты. Франкл доказывал, что основной движущей силой развития личности выступает поиск смысла жизни. Смысл уникален для каждой личности и каждого момента ее жизни. Помочь человеку можно, лишь инициировав его собственную активность. На основе этих идей был разработан комплекс психотерапевтических мероприятий, которые и были названы логотерапией. Процесс логотерапии, как правило, совершается в несколько этапов.
|