Главная страница
Навигация по странице:

  • Степень возможного риска для испытуемых

  • Принцип осведомленного согласия.

  • Знаете ли Вы, что…

  • Использование техники мистификации.

  • Этичное обращение с испытуемыми

  • Лекция 2. Школы и направления современной социальной психологии Бихевиоризм в контексте социальной психологии

  • Берреса Фредерика

  • Конспект лекций. Конспект лекций Социальная психология 2022. Конспект лекций по дисциплине Социальная психология Шахты 2022 Лекция Введение в социальную психологию


    Скачать 2.31 Mb.
    НазваниеКонспект лекций по дисциплине Социальная психология Шахты 2022 Лекция Введение в социальную психологию
    АнкорКонспект лекций
    Дата14.03.2023
    Размер2.31 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКонспект лекций Социальная психология 2022.doc
    ТипКонспект
    #990153
    страница3 из 28
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

    Знаете ли Вы, что…
    самыми известными и весомыми экспериментами за всю историю социальных наук стали эксперименты Стенли Милграма (1933 – 1984) о подчинении авторитету, проведенные в 1965 и 1974 годах.

    Под видом изучения влияния наказания на обучение он набрал группу добровольцев, которые должны были подчиниться требованиям экспериментатора. Для эксперимента требовалось, чтобы один из испытуемых обучил другого списку пар слов и наказывал за ошибки, нанося удары электрическим током возрастающей интенсивности от 15 до 450 вольт с шагом в 15 вольт (на самом деле никакого тока не было, и «учениками» были профессиональные актеры). По приказу экспериментатора «учитель» всякий раз должен переключить генератор на одну ступеньку выше, если «ученик» дает неверный ответ. При 120 вольтах «ученик» кричит, что ему больно, при 150 он взывает: «Выпустите меня отсюда! Я больше не хочу участвовать в эксперименте! Я отказываюсь продолжать! При 270 вольтах появляется агонизирующий крик, после 330 вольт он замолкает. Если «учитель» просит прервать процедуру, экспериментатор использует фразы: 1) «Пожалуйста, дальше»; 2) «Условия эксперимента требуют, чтобы вы продолжали»; 3) «Чрезвычайно важно, чтобы вы продолжали»; 4) «У вас нет другого выбора; вы должны продолжать».

    Перед экспериментом на вопрос, как далеко бы вы зашли, почти все ответили, что они подчинились бы до 135 вольт, и ни один не собирался зайти за 300 вольт. Но когда Милграм провел эксперимент, то 63 % испытуемых дошли до полных 450 вольт. И самого Милграма и затем весь ученый мир встревожила подобная покорность испытуемых. Критики заявили, что он в своих исследованиях с испытуемыми делал то же самое, что они делали с «жертвой». Действительно, многие «учителя» испытали стресс: потели, дрожали, заикались, кусали губы, охали. Но, тем не менее, в опросе, проведенном после экспериментов, 84 % испытуемых заявили, что рады были принять участие, и только 1 % сожалел о содеянном. А сам Милграм заявил, что этическая сомнительность его экспериментов была чрезмерно преувеличена…

    Источник: Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. СПб.: Питер, 2000.
    есов участников экспериментов.

    2) Степень возможного риска для испытуемых. В некоторых исследованиях риск отсутствует, как, например, при наблюдении поведения людей без вмешательства наблюдателя. В других случаях испытуемые подвергаются риску, иногда значительному. Все дело в том, насколько создаваемые для испытуемых ситуации близки к тем, которые встречаются у них в повседневной жизни. Если испытуемые сталкиваются с ситуациями, подобными тем, которые они переживают в обычной жизни, то стресс почти или полностью отсутствует, и ситуация рискованной не считается. Когда физический или психический риск превышает этот уровень, считается, что испытуемые рискуют. Если риск минимален, то обычно не возникает никаких преград для проведения исследований. Но если участники рискуют, то экспериментатор должен убедить соответствующие инстанции в том, что значимость исследования оправдывает риск и что исследование нельзя провести другим способом, а также должен строго следовать принципам правильного обращения с испытуемыми и дать им необходимую информацию об исследовании.

    3) Принцип осведомленного согласия. Принцип осведомленного согласия заключается в предоставлении полной информации об экспериментах испытуемым для принятия ими решения об участии в психологическом исследовании. Перед началом исследований (за исключением анонимных опросов и естественных наблюдений) исследователи заключают соглашение с испытуемыми, в котором определяется суть исследования и обязанности обеих сторон. Для получения осведомленного согласия необходимо использовать понятный для испытуемых язык, а также соответствующим образом документировать. Используя не понятный для испытуемых язык, необходимо проинформировать их о сути исследования, о возможности согласия или отказа от участия в исследовании, о предполагаемых последствиях согласия или отказа, о важных факторах, способных повлиять на принятие решения (таких, как риск, неудобства, вредные воздействия или нарушение конфиденциальности), а также излагают другие аспекты, интересующие испытуемых. Прежде чем производить видео- или аудиозапись участников исследования, необходимо также получить от них осведомленное согласие. Кроме того, стоит отметить, что вследствие возраста или несамостоятельности некоторые участники исследований не способны давать согласие, а на некоторых людей для получения согласия может быть оказано давление. Поэтому вместо детей дать согласие за них должны родители или официальные опекуны. Также встречаются случаи, когда согласие должно быть получено у тех, кто косвенно может быть вовлечен в исследование (например у учителей, чьи ученики участвуют в эксперименте).

    4
    Знаете ли Вы, что…

    ……вопиющее пренебрежение к осведомленному согласию при исследованиях с участием людей было продемонстрировано в Германии и на оккупированных ею территориях во время Второй мировой войны. Речь идет о медицинских экспериментах, где в качестве объектов исследования использовали заключенных концентрационных лагерей. «Во имя медицины» нацистские врачи и другие ученые (например, Йозеф Менгеле (1911 – 1979)) проводили чудовищные эксперименты. Чтобы определить способности выживания человека, заключенных погружали в ледяную воду, делали им инъекции бензином или намеренно заражали смертельно опасными заболеваниями. Во время Нюрнбергского процесса эти врачи оправдывали свои действия тем, что в то время ни одно медицинское исследование по сути не проходило при добровольном согласии участников и что важность их исследований превосходит любые неблагоприятные последствия для участников. Аргументы не были приняты, ученые были признаны виновными и осуждены, а трибунал составил документ, названный Нюрнбергским кодексом. Этот кодекс стал основой для всех последующих кодексов этики медицинских исследований, а также для части этического кодекса АРА, касающейся согласия на участие в экспериментах и провозглашающей требования компетентности, обоснованности и добровольности согласия, а также понимания происходящего будущим участником опыта.

    Источник: Гудвин Дж. Исследование в психологии.

    3-е изд. СПб.: Питер, 2004. С. 65.

    ) Использование техники мистификации. Мистификация предполагает введение испытуемых в заблуждение по поводу процедуры эксперимента или утаивание от них подробностей проведения исследования. Использование данной техники в экспериментах с участием людей не рекомендуется, кроме тех случаев, когда ее применение оправдано ожидаемой научной, образовательной или прикладной ценностью исследования и при этом недостаточно проведения альтернативной процедуры без мистификации. Тем не менее, даже в этом случае не разрешается скрывать от участников исследования важные аспекты, которые могут повлиять на их намерение участвовать в экспериментах, например физический риск, неудобства или неприятные эмоциональные ощущения. Всякая мистификация должна быть раскрыта участникам как можно раньше, по возможности в конце их участия, но не позже окончания эксперимента. Целесообразность применения техники мистификации объясняется тем, что участники, которым предварительно сообщают о целях эксперимента, ведут себя иначе, чем те, кто не был проинформирован, поскольку наличие информации усиливает у участников чувство контроля за ситуацией и ведет к искажению результата. С этической же стороны данного вопроса, усиление чувства контроля над ситуацией обычно приводит к снижению уровня стресса. Зато результат будет далек от истины. К чему вообще тогда проводить эксперимент, когда испытуемые будут вести себя не так, как они вели бы себя в обычных условиях? Поэтому экспериментатору требуется серьезное отношение испытуемых, их полная вовлеченность в эксперимент, а также естественное поведение, невозможное без мистификации, которая в большинстве случаев заключается в утаивании некоторой информации, а не в придумывании вводящей в заблуждение истории.

    5) Этичное обращение с испытуемыми. Этичное обращение с испытуемыми предполагает: предоставление им необходимой информации об исследовании, его сущности, результатах и выводах исследования, устранение неверных представлений, возникших у испытуемых, выполнение обязательств, данных участникам исследования, соблюдение конфиденциальности и минимизация постороннего воздействия. Экспериментатор должен стараться устранить или снизить стрессовое состояние, вызванное у участников в ходе исследования, и продолжать дальнейшее наблюдение за испытуемыми, пока не убедится в их благополучии. А после завершения основной процедуры эксперимента необходимо проведение дебрифинга – процедуры, в которой экспериментатор должен подробно обсудить с испытуемым все аспекты исследования с целью демистификации (сообщения участникам истинной цели эксперимента) и десенсибилизации (снижения стресса или других негативных ощущений, появившихся в ходе исследования).

    Подводя итог вышесказанному, отметим, что основными этическими аспектами проведения психологического эксперимента является решение диллемы значимости результатов и благополучия испытуемых, определение и снижение степени возможного для них риска, соблюдение принципа осведомленного согласие, правильное использование техники мистификации и этичное обращение с испытуемыми во время эксперимента.

    Лекция 2.

    Школы и направления

    современной социальной психологии
    Бихевиоризм в контексте социальной психологии
    Б
    Практическое и теоретическое развитие психологии в этом столетии, которое так же радикально изменило изучение разума и поведения, как генетика, – изучение наследственности, стало продуктом объективного анализа, это значит, бихевиористского анализа.

    Дональд Хебб (1904 – 1985), канадский физиолог

    и нейропсихолог


    ольшое значение в современной социальной психологии сохраняет бихевиоризм (от англ. behavior – поведение), который определил облик американской психологии XX века. Следует отметить, что и бихевиоризм сформировался как течение, оппозиционное структурной психологии и идеям В. Вундта. Все то, с чего психология начинала свой путь развития как самостоятельная наука, становилось призрачным. Бихевиориста считали, что сознание, мысли человека и все другое, что не подлежит объективной регистрации, исследоваться не должно. Нужно изучать лишь то, что поддается объективному измерению и регистрации, т.е. внешние действия человека и стимулы, которые их обуславливают. Философской основой бихевиоризма выступил позитивизм (от лат. positivus – положительный), сущность которого выражается в идее о том, что науки должны отказаться от изучения причин и сущности вещей, а изучать только явления или феномены, т. е. то, что явлено наблюдателю, и прагматизм (от греч. pragma – дело, действие), в соответствии с которым истинным считается то, что дает практически полезные результаты. И, конечно, на бихевиористов большое влияние оказала теория условных и безусловных рефлексов русского физиолога Ивана Петровича Павлова (1849 – 1936).

    Г
    Теоретическая цель психологии – предсказание и контроль поведения, интроспекция в этом не играет никакой роли.

    Джон Уотсон (1878 – 1958),

    американский психолог


    одом возникновения бихевиоризма считается 1913 год, когда американский психолог Джон Уотсон (1878 – 1958) опубликовал свою знаменитую статью «Психология с точки зрения бихевиориста», в которой провозгласил главным предметом психологии поведение, которое понималось как совокупность реакций организма на стимулы среды. Уотсон был убежден, что поведение не начинается в головном мозге. Мозг, якобы, действует по принципу ретрансляторной станции и повторно в ослабленной форме воспроизводит сигналы, исходящие от разных мышечных групп.

    Свою исследовательскую деятельность он начал с опытов над животными и усматривал свою задачу в том, чтобы описать поведение живого организма, человека или животного, с единых позиций. Уотсон считал, что когда мы наблюдаем определенную реакцию, то можем судить о вызвавшем ее стимуле. Наоборот, зная характер стимула, можно предвидеть последующую реакцию. Знание этого принципа, открывает большие возможности не только для объяснения человеческих поступков, но и для управления ими. Поощряя человека за желательные реакции и наказывая за нежелательные, мы можем, считал Уотсон, направлять поведение человека в нужное русло.

    Н
    Знаете ли Вы, что…

    идея тотальной зависимости от воспитания была близка идеологам революционной России, поэтому в первом издании Большой Советской Энциклопедии была помещена статья Уотсона «Бихевиоризм», заказанная в 1927 году лично ему советским правительством. Пример в истории СССР исключительный! Правда, в последующих изданиях, например в так называемой сталинской БСЭ, бихевиоризм уже определялся как буржуазное, реакционное учение.


    е случайно, практическое значение идеи Уотсона нашло широкое признание, и в 1915 году он был избран президентом Американской психологической ассоциации. А одной из ключевых сфер практического применения бихевиоризма явилась педагогическая практика. В книге 1924 года «Бихевиоризм» Уотсон самоуверенно заявлял: «Дайте мне дюжину здоровых младенцев, и создав для них соответствующую воспитательную среду, я гарантирую, что любого из них выращу кем угодно, по выбору – врачом, адвокатом, художником, торговцем или. Если угодно, вором или нищим, причем независимо от его способностей, склонностей, призвания или расовой принадлежности его предков» (цит. по: Степанов С.С, 2002, С. 237). Хотя, как известно, ему хватило мужества впоследствии отказаться от своих этих слов и понять, что в реальности не все так просто. Хотя отдельные педагоги отстаивают подобную точку зрения и поныне.

    В 1920 году Уотсон совместно с его аспиранткой, а затем и женой Розали Райнер, пишет свою наиболее известную работу «Обусловленные эмоциональные реакции», в которой описываются знаменитые эксперименты с Альбертом с участием одного испытуемого – 11-месячного мальчика под псевдонимом Альберт Б. Целью исследования стала проверка того, можно ли создать у Альберта условную реакцию страха.

    До начала эксперимента Уотсон знал, что младенцы своей по природе почти ничего не боятся, кроме громких звуков и отсутствия опоры. Он предположил, что страхи раннего детства являются следствием жизненного опыта, и хотел увидеть, могут ли искусственно вызванные события взывать их появление.

    Для этого исследователи, во-первых, неподалеку от головы ребенка по стальному бруску с силой ударяли молотком, создавая громкий звук, и, во-вторых, внезапно выдергивали из-под него простынь, проверяя реакцию на потерю опоры. Ребенок сильно пугался этого. Затем ему стали показывать белую крысу, но он ее совершенно не боялся. Тогда исследователи попытались связать шум с крысой. Ее снова достали из корзины и показали Альберту. И когда он попытался коснуться ее левой рукой, за его головой ударили молотком по бруску. Младенец сильно подпрыгнул, а затем упал вперед и зарыл лицо в матрац. После нескольких повторений громкий шум стал не нужен, потому что у ребенка сформировалась прочная ассоциация, и он начал бояться крысы (а потом и кролика, и меховое пальто, и вату). Кстати, ответственности за подобные опыты, которые оказались ценными для науки, но довольно жестокими с этический точки зрения Уотсона и Райнер никто так и не призвал, т.к. первый этический кодекс был опубликован в США в 1953 году.

    После 20-х годов ХХ века контакты Уотсона с научным миром стали косвенными, т.к. он уделял основное внимание популяризации ранее выдвинутых идей, а после смерти его жены в 1935 году он вообще изолировал себя от всяких общественных контактов, уединяясь в деревянном фермерском домике, напоминавшем ему родительский дом. он продолжал писать, но из этого ничего не было опубликовано, т.к. незадолго до своей смерти в 1958 году Уотсон сжег все свои рукописи.

    В то же время к 30-х годов бихевиоризм стал доминирующим направлением в американской психологии, внутри которого появились отдельные направления (методологический бихевиоризм, радикальный бихевиоризм и др.). Бихевиорист Эдуард Ли Торндайк (1874 – 1949) уточнил основную формулу бихевиоризма: связь между стимулом и реакцией усиливается, если есть под­крепление. Подкрепление может быть положительным (похва­ла, получение желаемого результата, материальное вознаграж­дение и т. п.) либо отрицательным (боль, наказание, неудача, критическое замечание и т. п.). А необихевиорист Эдвард Чейс Толмен (1886 – 1959) в 1948 году под­верг сомнению формулу стимул-реакция (S – R) как слишком упрощенную и ввел между этими членами важную переменную – психические процессы конкретного индивида, зависящие от его наследственнос­ти, физиологического состояния, прошлого опыта и природы стимула SIR. Но, пожалуй, наибольший вклад, в бихевиоризм внес Беррес Фредерик Скиннер.

    Радикальный (оперантный) бихевиоризм Берреса Фредерика Скиннера (1904 – 1990) основывался на методологии ситуационизма, которая предполагает, что определяющим фактором решений выступает не личность, а ситуация ее взаимодействия со средой. Скиннер опирался на новейшие разработки эволюционной теории Дарвина, неодарвинизм, который был связан с поисками причины поведения людей не в психических процессах, происходивших в них самих, а в событиях, наблюдавшихся в окружающей среде.

    В статье «Критика психоаналитических концепций и теорий» (1954) Скиннер положительно оценил открытие Фрейдом бессознательной мотивации человеческого поведения. Он также почитал «великого индуктивиста» Френсиса Бэкона и соглашался с ним в том, что истину следует искать в наблюдениях, что рефлекса нет внутри организма, что это гипотетическое понятие, с помощью которого можно связать два наблюдаемых ряда фактов – стимулы и поведение (Лихи Т., 2003). А вслед за Дарвиным, Скиннер считал, что природа отбирает те внешние видовые признаки, которые способствуют выживанию. От природы человек обладает большой вариативностью поведения, но отбираются и сохраняются только те виды поведения, которые ведут к благоприятным последствиям, т. е. получают подкрепление.

    Скиннер усматривал цель психологии в том, чтобы определить соответствие между событиями внешней среды и специфическим поведением. Ситуацией же, в которой можно проконтролировать все воздействующие факторы, является только экспериментальная. Поэтому Скиннер назвал свой исследовательский метод экспериментальным анализом поведения. Все факторы, оказывающие влияние на поведение, получили названия независимых переменных, ответные поведенческие реакции – зависимых переменных. Скиннер считал, что не существует никакой психической активности (ни личностных свойств, ни убеждений, ни ценностей, ни морали), которая выступала бы посредником между независимыми и зависимыми переменными.

    В 1938 году Скиннер публикует работу «Поведение организмов», в которой все поведение человека классифицировалось на респондентное и оперантное. Респондентным (или рефлекторным) поведением, называлось поведение, вызванное определенными условными или безусловными предшествующими стимулами, а оперантным – спонтанное, добровольное поведение, которое нельзя вызвать искусственно, но вероятность его можно повысить, если за ним последует подкрепляющее событие, т.е. какой-то положительный стимул. Подкрепления могут быть положительными, нейтральными и отрицательными. При этом положительные подкрепления наиболее эффективны в формировании желательного поведения. На этом принципе подкрепления основаны психотерапевтические программы модификации поведения (так называемые «жетонные системы»).

    Следует подчеркнуть, что психологи XX века по достоинству оценили экспериментальный анализ поведения Скиннера. Сегодня он считается одним из основных методов исследования в современной психологии. Внимание Скиннера к внешнему контролю за поведением сделало его идеи очень популярными, но не бесспорными. Поэтому его часто критиковали за недооценку биологических и когнитивных факторов, его идеи вызывали множество дискуссий относительно свободы человека и средств управления людьми. Тем не менее, его идеи используются в школе, в бизнесе и дома так, как и хотел сам Скиннер.

    И наконец, интересно отметить, что всего за 8 дней до свой смерти от лейкемии в 1990 году Скиннер, выступая с докладом перед членами Американской психологической ассоциации, продолжал высказывать осуждение идей и принципов когнитивной психологии, считая, что она отбрасывает психологическую науку назад, на уровень интроспекционизма XIX века. Умер он, так и не согласившись с тем, что когнитивные процессы (мысли, надежды, воспоминания и др.), играют важную роль в психологии и в понимании рефлекторных процессов.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28


    написать администратору сайта