Конспект лекций. Конспект лекций Социальная психология 2022. Конспект лекций по дисциплине Социальная психология Шахты 2022 Лекция Введение в социальную психологию
Скачать 2.31 Mb.
|
Знаете ли Вы, что… …Альфред Адлер в детстве болел многими серьезными болезнями, в том числе рахитом, из-за которого лишь в возрасте четырех лет сделал свои первые шаги. Еще нетвердо стоя на ногах, он несколько раз попадал в уличные аварии, оказываясь на волосок от смерти. Не будет преувеличением сказать, что смерть буквально витала над его колыбелью… Но несмотря на слабое здоровье, Альфред рос жизнерадостным и общительным ребенком, очень любил играть с соседскими детьми. Не будучи способным заниматься спортом вместе со сверстниками, он проводил много времени за чтением классики. Впоследствии умение с ходу процитировать Библию или греческую трагедию, Шекспира или Канта, а также блестящие ораторские способности сделали его центром внимания среди завсегдатаев известных венских кофеен. Общительный характер и чувство юмора способствовали его популярности. Вероятно, именно в его детском опыте лежат истоки таких существенных аспектов его психологической теории, как признание важности общественного интереса и идея компенсации органической неполноценности. Источник: Степанов С. Век психологии: имена и судьбы. М.: Эксмо, 2002. С. 146 - 147. Поскольку, как было отмечено, ключом к пониманию человека являются его убеждения, представляет интерес выделение их основных групп (Mosak H.H., 1973): 1. Я-концепция (убеждения о том, кто я такой). 2. Я-идеал (убеждения о том, каким мне следует быть, чтобы занять свое место). 3. «Картина мира» (убеждения о том, что не является мной (мир, люди, природа) и о том, что мир требует от меня). 4. Этические убеждения (персональный свод законов «правильно-неправильно»). Если есть несоответствие между Я-концепцией и Я-идеалом («Я глупый, а должен быть умным», «Я толстая и некрасивая, а должна быть стройной и красивой» и т.п.), то возникает чувство неполноценности. К чувству неполноценности приводит также недостаточность соответствия между Я-концепцией и «Картиной мира» («Я слаб и беспомощен, а жизнь опасна»), а также несоответствие между Я-концепцией и этическими убеждениями («следует всегда говорить правду, а я лгу»), которое приводит к чувству неполноценности в моральной области. Таким образом, то, что в медицинском случае назвали бы «патологией» и что Адлер называет утратой веры в себя или комплексом неполноценности, что само по себе не является «ненормальным». С точки зрения Адлера, жить – значит чувствовать неполноценность. Комплекс неполноценности отражает утрату веры в себя ограниченной части нашего общества и обычно «ненормально». Психологически здоровый или нормальный индивидуум – тот, который развил у себя социальный интерес, кто хочет посвятить себя жизни и жизненным задачам. Он использует свою энергию на то, чтобы быть членом общества, с уверенностью и оптимизмом справляющимся с жизненными проблемами. У него есть свое место, у него адекватная самооценка. Он ощущает чувство принадлежности и сотрудничества и обладает «мужеством быть несовершенным». Он твердо знает, что, несмотря на его несовершенство, он может быть востребован другими. Психотерапия, по Адлеру, есть образовательное предприятие терапевта и пациента, главная цель которого – развитие социального интереса пациента за счет изменения ложных социальных ценностей. Суть переобучения состоит в изменении стиля жизни и убеждений. Процесс психотерапии имеет четыре главных цели: Отношения (создание и поддержание «хороших» отношений т.е. дружественных отношений между равными). Терапевт и пациент садятся лицом к другу, их стулья находятся на одном уровне, стол отсутствует. Терапевт не играет роль всемогущего, всеведущего и таинственного героя, а пациент не подыгрывает ему. Пациент информируется о том, что творческий человек сам играет роль в создании своих проблем, что всякий ответственен за свои действия и что проблемы каждого основаны на неправильном восприятии, на неадекватном или неправильном обучении, одним словом, на ложных ценностях. Данные идеи позволяют принять ответственность за изменения. То, чему научились «плохо», может быть заменено лучшим обучением при условии активного сотрудничества пациента в терапии, совпадении целей пациента и терапевта. Тем не менее, пациент часто провоцирует терапевта на тот вид реакции, который, как он привык с детства, должны давать люди, что даст ему право почувствовать себя непонятым, думать, что его лечат не тем или что его не любят. Поэтому терапевт должен быть внимательным к данным «знакам» и не подтверждать ожидания пациента. Анализ (изучение динамики стиля жизни пациента, его целей, а также того, как они влияют на ход его жизни). Изучение стиля жизни начинается с исследования семейной ситуации пациента. Выясняются условия, в которых сформировались убеждения, ставшие основой его стиля жизни, положение, которое имел ребенок в семье, какой путь он прошел, добиваясь своего места в семье, в школе и среди сверстников. Вторая часть диагностики состоит из интерпретации ранних воспоминаний пациента. Ранние воспоминания относятся к периоду, предшествующему периоду непрерывной памяти, и поэтому могут быть неточными или даже абсолютно выдуманными. Однако понять ранние воспоминания означает понять и «историю жизни» пациента, поскольку люди избирательно вспоминают события своего прошлого в соответствии со своим стилем жизни. Кроме того, история жизни пациента дает возможность установить происхождение «базисных ошибок» пациента. Стиль жизни есть личная мифология человека, который ведет себя так, как если бы миф был правдой, потому что он для него и есть правда. В мифах есть «истины» или «частичные истины», но есть и мифы, которые человек путает с истиной. А это и есть базисная ошибка. Чаще всего базисными ошибками являются: ложные ценности («Быть первым, даже если тебе придется карабкаться по головам других»), ложные или недостижимые цели «безопасности» («Один неверный шаг и я – покойник», «Я должен быть приятным для всех»), сверхобобщения («Люди враждебны», «Жизнь опасна»), неправильные восприятия жизни и ее требований («Жизнь никогда не даст мне никакой передышки», «Жизнь так тяжела») и преуменьшение или отрицание своих достоинств («Я никчемный человек», «Я мелкая сошка», «Я всего лишь домработница»). Интерпретация полученных данных (в том числе сновидений), кульминацией которой является инсайт (озарение, внутреннее прозрение). В отличие от Фрейда, Адлер воспринимал сновидения как деятельность, направленную на решение проблем с ориентацией на будущее. Сновидение – это некая предварительная репетиция возможных действий. Если мы хотим отложить действие, то мы забываем сон. Если мы хотим оговорить себя от некоторых действий, то мы пугаем себя ночными кошмарами. Интерпретация сновидения не заканчивается с анализом содержания, а должна включать в себя целевую функцию. Сновидения играют важную роль в лечении, они выносят проблему на поверхность и указывают направление действий пациента. Однако еще более значение имеет инсайт, который должен предшествовать изменению поведения. Пациент освобождает себя от ответственности за свою жизнь до тех пор, пока он не достигнет инсайта. Задача терапевта и состоит в том, чтобы содействовать инсайту при помощи интерпретации. Переориентация (начинается с предварительного, мягкого или энергичного убеждения пациента, что изменение необходимо в его же интересах, что нынешний образ жизни пациента обеспечивает ему «безопасность», но не счастье). Таким образом, Адлер рассматривал личность как наделенную творчеством, ответственностью, стремящуюся к воображаемым целям в пределах своей области феноменологического опыта. Он полагал, что иногда из-за чувства неполноценности стиль жизни человека бывает саморазрушительным. Поэтому терапевтическая задача состоит в том, чтобы приободрить такого человека, активизировать его социальные интересы и посредством взаимоотношений, анализа и методов действий развить новый стиль жизни. Хотелось бы отметить, что идеи Адлера не потеряли своей актуальности до сих пор. Не потеряла актуальности и типология социальных характеров немецко-американского философа, психолога и социолога Эриха Фромма (1900 – 1980), который, анализируя социальные факторы формирования психики, отмечал, что поведение человека может быть понято только в контексте влияния культуры, существующей в данный момент истории. По его мнению, в социальный характер входит лишь та совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов данной социальной группы и возникла в результате общих для них переживаний и общего образа жизни (Фромм Э., 2005). Сам социальный характер формируется всем образом жизни данного общества, но доминантные его черты, в свою очередь, становятся созидательными силами, формирующими социальный процесс. Изменение социальных условий приводит к изменению социального характера, т.е. к появлению новых потребностей, а эти новые потребности порождают новые идеи. Новые идеи усиливают и укрепляют новый социальный характер и направляют человеческую деятельность в новое русло. От социального характера следует отличать индивидуальный характер, благодаря которому внутри одной и той же культуры одна личность отличается от другой. Эти отличия частично обусловлены особенностями личностей родителей, психическими и материальными условиями, в которых растет ребенок, а также особенностями темперамента ребенка. Если характер индивида более или менее совпадает с социальным характером, то доминантные стремления индивида побуждают его делать именно то, что необходимо и желательно в специфических социальных условиях его культуры. Фромм выделял следующие типы социальных характеров (неплодотворные ориентации) (Фромм Э., 2000): 1) рецептивная структура характера – человеку этого типа представляется, что единственный способ обрести желаемые блага (материальные вещи, любовь, знания, удовольствия) – это получить их из внешнего источника, от других людей, государства, Бога – и ничего от собственной активности. Они нуждаются в людях, которые обеспечат их безопасность, дадут им необходимые блага, поэтому они легко попадают в зависимость к людям, вынуждены соглашаться; 2) эксплуататорская структура характера – люди этого типа считают, что все необходимые блага находятся во внешней среде и ничего нельзя создать самому, но они не верят, что можно получить что-то от других в дар, а считают, что желаемое надо получить силой или хитростью, отнять у других. Каждый человек рассматривается ими как объект эксплуатации и оценивается по его полезности. К людям проявляют цинизм, подозрительность, скрытую или открытую враждебность, зависть и ревность; 3) стяжательская структура характера – люди этого типа не верят, что могут получить из внешнего мира что-то новое, поэтому надо беречь и экономить то, что есть, они проявляют стяжательство, жадность, сверхэкономию и сверхаккуратность к вещам, им свойственны собственничество и ревность к друзьям и любимым; 4) рыночная ориентация характера – люди этого типа стремятся к материальному обогащению и считают, что успех зависит от того, насколько человек хорошо умеет продать себя на рынке, насколько он умеет подать себя с привлекательной стороны, т.е. человек начинает воспринимать себя как товар. Если человек вынужден все время пробиваться к успеху и любая неудача являет жестокую угрозу его самооценке, то результатом будет чувство беспомощности, неуверенности и неполноценности. Фромм противопоставлял описанным выше типам характера плодотворную ориентацию, являющуюся целью человеческого развития. Плодотворность предполагает, что человек обладает здоровой зрелой личностью, силой своего разума способен проникнуть в глубь явлений и познать их сущность, силой своей любви способен разрушить стену, отделяющего одного человека от другого, способен понять самого себя, свое назначение, которое отличает его от других людей и делает его тем, кто он есть, стремится стать тем, чем он является потенциально, используя и развивая все свои силы, способности и возможности. Любовь является плодотворной формой отношений к другим и к самому себе. Она предполагает заботу, ответственность, уважение и знание, а также желание, чтобы другой человек рос и развивался. Любить человека плодотворно – значит заботиться о нем и чувствовать ответственность за его жизнь, не только за его физическое существование, но и за развитие всех его человеческих сил. Уважение к человеку означает способность видеть его таким, каков он есть, понимать его уникальность и индивидуальность. В процессе плодотворного мышления человек способен видеть объект таким, каким он является на самом деле, а не таким, каким хотелось бы думающему. Когнитивизм в социальной психологии Когнитивная психология – направление главным образом в американской психологии, возникшее в начале 1960-х годов ХХ века, как альтернатива бихевиоризму. В рамках данного направления были реабилитированы понятия психики и сознания как предмета научного исследования. Слово «когнитивный» происходит от латинского глагола знать (или от англ. cognition – познание, знание). Когнитивные теории личности исходят из понимания человека как «понимающего, анализирующего». В лоне когнитивной психологии считается, что поведение должно рассматриваться как опосредованное когнитивными (познавательными) факторами. С момента возникновения данного направления, его основным методом был информационный подход, направленный на изучение того, как люди получают информацию о мире (т.е. микроструктуры восприятия, внимания), каковы их представления о ней, как она хранится в памяти, преобразуется в знания, влияющие на поведение человека. Можно сказать, что когнитивная психология охватывает весь диапазон познавательных и эмоционально-волевых психических процессов. Расширение предметной области данного направления обнаружило ограниченность информационного подхода. Когнитивисты стали опираться не только на него, но и на идеи структурализма, функционализма, гештальтпсихологии, а также на теорию когнитивного развития швейцарского психолога Жана Пиаже (1896 – 1980), идеи представителей деятельностного подхода и культурно-исторической психологии. Американский психолог немецкого происхождения, член Национальной академии наук США Ульрих Найссер (р. 1928) стал одним из первых психологов-когнитивистов. Одной из ключевых и наиболее известных работ Найссера стала «Когнитивная психология» (1967) – книга, которая носила личный характер и отражала попытку ее автора определить себя как психолога, каков он есть и каким он хотел бы быть. После публикации этой работы, где было дано определение нового подхода в психологии, ее автор в одни прекрасный момент обнаружил, что его называют отцом когнитивной психологии. С его точки зрения, познание является процессом, в котором входящие сенсорные сигналы подвергаются трансформации, редукции, обработке, накоплению, воспроизведению и дальнейшему использованию. В другой крупной работе «Познание и реальность» (1976) Найссер критикует излишнюю увлеченность американских психологов бихевиоризмом и высказывает опасения относительно того, что в скором времени наука о поведении будет в большом масштабе использоваться в целях манипулирования людьми. Он высказывает неудовлетворенность чрезмерным присутствием в когнитивной психологии моделей информационной обработки. Кроме того, он затрагивает тему экологической валидности психологических экспериментов, отмечая, что в современных исследованиях когнитивных процессов обычно используется абстрактный стимульный материал, который далек от культуры и реальных обстоятельств повседневной жизни. Данное несоответствие предъявляемых в эксперименте задач с теми, которые приходится решать человеку в жизни, навело Найссера на мысль об «экологической инвалидности» моделей современных экспериментов (Найссер У., 1981). Поэтому, если не устранить эту проблему, то когнитивная психология не будет в состоянии эффективно решать повседневные проблемы и особенности человеческого поведения. Найссер также вводит понятие перцептивной схемы – внутренней структуры, которая складывается у человека по мере накопления опыта и является средством избирательного извлечения информации из внешнего мира. Данная структура изменяется под влиянием полученной информации. Найссер считал основным познавательным процессом восприятие, которое порождает другие виды психической активности. Поэтому он поддерживал теорию прямого восприятия Джеймса Гибсона (1904 – 1979) и Элеаноры Гибсон (род. 1910), считая, у когнитивной психологии немного шансов реализовать свой потенциал без внимательного изучения их работ по восприятию. Последние же утверждали, что понимание человеческого поведения в первую очередь предполагает тщательный анализ той информации, которая доступна любому воспринимающему организму. Данная проблематика в какой-то степени перекликается с идеями Джорджа Келли. Один из основателей когнитивной психологии, американский психолог Джордж Келли (1905 – 1967) считал, что люди воспринимают свой мир при помощи четких систем или моделей, которые называются личностными конструктами. В работе«Психология личностных конструктов» (1955) он излагает авторскую концепцию психики человека. По Келли, все психические процессы протекают по путям предсказания событий окружающего мира. Человек не является рабом своих инстинктов или послушной игрушкой стимулов и реакций. В рамках теории личных конструктов человек является своего рода ученым, исследующим окружающий мир и самого себя. Наблюдая за поведением окружающих людей и стремясь понять и спрогнозировать это поведение, человек строит свою индивидуальную систему личностных конструктов. Понятие «личностный конструкт» можно трактовать как: идею или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт; устойчивый способ, которым человек осмысляет какие-то аспекты действительности в терминах схожести и контраста; основное средство классификации объектов окружающего мира, биполярную шкалу. Примерами личностных конструктов могут быть полярности: «умный – глупый», «хороший – плохой», «мужской – женский», «дружеский – враждебный», «пьяница – трезвенник» и т. п. То, какие конструкты выделяет человек, и что является противоположностью полюса, характеризует человека, а значит представляет интерес для терапии. С помощью приписывания объектам определенных полюсов конструктов и осуществляется прогнозирование поведения другого человека. Если конструкт помогает точно прогнозировать события, человек сохраняет его. И наоборот, если прогноз не подтвердится, конструкт, на основании которого он был сделан, подвергается пересмотру или вообще исключатся. Личность, по Келли, представляет собой организованную систему наиболее важных конструктов, используемых с целью интерпретации мира и предвидения будущих событий. Когда человек стоит перед выбором конструкта, то он выбирает то, что наиболее вероятно, либо расширяет его понимание мира, либо уточняет конструктную структуру. Выбор осуществляется на основании оценки, какой альтернативный конструкт наиболее вероятно приведет к расширению или к определению системы. Выбранный конструкт определяет поведение человека. Поэтому если человек изменит свои конструкты, то он изменит свое поведение и свою жизнь. Келли считал, что задача психотерапии в том, чтобы помочь людям изменить в лучшую сторону их конструктную систему. Для этого он даже разработал специальный трехэтапный психотерапевтический метод: пишет от третьего лица самохарактеристику, затем психотерапевт разрабатывает новую конструктную модель, полезную для пациента и, наконец, пациент пытается в течение определенного времени вести себя в соответствии с новой, фиксированной ролью, внося тем саамы коррективы в свои личностные конструкты. Тем не менее, основоположником когнитивной терапии считается не Келли, а Аарон Бек. Американский психиатр, президент Института когнитивной терапии и когнитивных исследований Аарон Бек (род. 1921) является основателем когнитивной психотерапии – психотерапевтического метода, отрабатывающего оптимальные приемы оценивания и самооценивания поведенческих стереотипов. Он указывал: то, как люди думают, определяет то, что они чувствуют и как действуют. Патологические эмоциональные состояния и неадекватное поведение есть результат «неадаптивных когнитивных процессов» (Бек А.Т, Фримен А., 2002), поэтому цель когнитивной терапии заключается в модификации дисфункциональных убеждений и ошибочных способов переработки информации. В качестве основы данного метода выступило утверждение, что познание является главной детерминантой возникновения тех или иных эмоций, которые, в свою очередь, определяют смысл целостного поведения. При этом возникновение психических нарушений (первоначально– депрессивных состояний) объясняется прежде всего за счет неправильно построенного самопознания. Ответы на вопросы «каким я вижу себя?», «какое будущее меня ожидает?» и «каков окружающий мир?» пациентом даются неадекватно. Например, депрессивный больной видит себя как ни к чему не годное и ничего не стоящее существо, а его будущее предстает перед ним как нескончаемая череда мучений. Такие оценки не соответствуют действительности, но пациент старательно избегает всех возможностей их проверить, боясь наткнуться на реальное подтверждение своих опасений. В соответствии с этим в рамках когнитивной психотерапии перед пациентом ставится цель– понять, что именно используемые им обычно суждения («автоматические мысли») определяют его болезненное состояние, и научиться правильным способам познания, отработав их на практике. Процедура данного метода включает в себя три этапа: этап логического анализа (получение критериев обнаружения ошибок суждений, возникающих в ситуациях аффекта); этап эмпирического анализа (отработка приемов соотнесения элементов объективной ситуации с ее субъективным восприятием); этап прагматического анализа (построение оптимального осознания собственных действий). Сущность когнитивной психотерапии А. Бека раскрывается в следующих положениях: Человек – существо, склонное не только рождать ошибочные идеи, но и способное отучиться от них или исправить их. Только определив и исправив ошибки собственного мышления, человек может создать для себя жизнь с более высоким уровнем самоосуществления. Решающим фактором для выживания организма является переработка информации. При различных психопатологических состояниях (тревога, депрессия, мания и др.) на переработку информации оказывает влияние систематическое предубеждение. Так, депрессивный пациент из информации, предоставляемой окружающей средой, выборочно синтезирует темы потери или поражения, а у тревожного пациента имеется сдвиг в направлении тем опасности. Основные убеждения побуждают людей в определенных жизненных ситуациях тенденциозно интерпретировать свой опыт. Например, человек, для которого идея возможности внезапной смерти имеет особое значение, может, пережив угрожающий его жизни эпизод, начать интерпретировать нормальные телесные ощущения как сигналы наступающей смерти, и тогда у него разовьются приступы тревоги. Каждое расстройство имеет свою специфическую программу. При тревожных расстройствах, например, активируется «программа выживания»: индивид из потока информации выбирает «сигналы опасности» и блокирует «сигналы безопасности». Результирующее поведение будет состоять в том, что он будет чрезмерно реагировать на относительно незначительные стимулы как на сильную угрозу и будет отвечать их избеганием. Активированная программа ответственна за когнитивный сдвиг в переработке информации. Нормальная программа обработки правильно отобранных и проинтерпретированных данных заменяется «тревожной программой», «депрессивной программой», «панической программой» и т. д. Когда это происходит, индивид испытывает симптомы тревоги, депрессии или паники. Личность формируется «схемами», или когнитивными структурами, которые представляют собой базальные убеждения. Эти схемы начинают формироваться в детстве на основе личного опыта и идентификации с другими значимыми людьми. Человек формирует концепции о себе, о других, о том, как функционирует мир. Эти концепции подкрепляются дальнейшим опытом научения и, в свою очередь, влияют на формирование других убеждений, ценностей и позиций. Схемы могут быть адаптивными или дисфункциональными. К последним могут относиться, например: «Со мной происходит что-то неладное», «Люди должны поддерживать меня и не должны критиковать меня, не соглашаться со мной или неправильно понимать меня». При наличии таких убеждений у этих людей легко возникают эмоциональные расстройства. В терапевтическом изменении взаимодействуют когнитивный, эмоциональный и поведенческий каналы, однако когнитивная терапия подчеркивает ведущую роль когниций в возникновении и поддержании терапевтических изменений. Когнитивные изменения происходят на трех уровнях: в произвольном мышлении, в автоматическом мышлении и в предположениях (убеждениях). Произвольные мысли наиболее доступны для анализа и наименее стабильны, потому что их можно вызвать по желанию и они временны. Автоматические мысли предшествуют эмоциональным и поведенческим реакциям, это мысли, которые появляются спонтанно и вызываются различными обстоятельствами. Автоматические мысли, о которых сообщают пациенты, имеют ряд общих характеристик: они конкретны и раздельны, возникают в стенографическом виде, не являются результатом обдумывания, рассуждения или рефлексии, в них отсутствует логическая последовательность этапов, их сложно «выключить», особенно в тяжелых случаях, они воспринимаются как правдоподобные, бесспорные, а многие из этих мыслей кажутся очень реалистичными. Когнитивные искажения – это систематические ошибки в суждениях. Они возникают на основе дисфункциональных убеждений, внедренных в когнитивные схемы, и легко обнаруживаются при анализе автоматических мыслей. Наиболее распространенными когнитивными искажениями являются: антропоморфизм («машина не хотела двигаться с места»), апелляция к незнанию («не пойму, почему я одна. Наверное, злой рок»), априорное мышление («когда люди любезны со мной, то им что-то надо»), аргументация «к человеку» («тебе не понять меня, ты же не психолог»), впечатление большими цифрами («тысяча человек не может ошибаться!»), «ужастификация» («директор косо посмотрел на меня – завтра уволит»), эпизодическое доказательство («я знаю одного человека, который...») и другие. Очевидность автоматических мыслей и их слабая осознанность делают их труднодоступными для терапии. Поэтому психотерапия включает ряд этапов: Прояснение неадаптивных мыслей. Техника вопросов состоит в подготовке вопросов таким образом, что пациент продвигается к глубинным плохо осознаваемым убеждениям. Сократический диалог – предпочитаемый метод в когнитивной психотерапии. Отдаление неадаптивных мыслей. Пациент должен стать в объективную позицию по отношению к собственным мыслям, т. е. отдалиться от них. Проверка истинности неадаптивной мысли. Психотерапевт побуждает пациента к проверке обоснованности неадаптивной мысли. С этой целью используются как когнитивные, так и поведенческие техники. Если проверка пациентом собственных неадаптивных мыслей показывает, что они необоснованны, беспочвенны, не опираются на объективную реальность, то возникает реальная возможность избавиться от этих мыслей. Пациент начинает понимать, что указанные мысли связаны с особенностями его характера, воспитания, а не с реальными характеристиками среды, ситуации. Замена неадаптивных мыслей адаптивными. В этой замене и состоит суть четвертого этапа. Когнитивная терапия является подходом, центрированным на настоящем. Она директивна, активна, ориентирована на проблему. Когнитивная терапия показана тем пациентам, которые могут фокусироваться на собственных автоматических мыслях, при наличии достаточной воли к выздоровлению. Первоначально она использовалась в индивидуальной форме, теперь она используется в семейной терапии и терапии супружеских пар, а также в групповой форме. Она может применяться в сочетании с фармакотерапией в амбулаторных и стационарных условиях. Когнитивизм в социальной психологии берет свое начало от гештальтпсихологии и теории поля уже упомянутого нами Курта Левина. Исходный принцип – рассмотрение социального поведения с точки зрения познавательных, когнитивных процессов индивида. Когнитивная социальная психология пытается объяснить социальное поведение личности на основе когнитивных моделей. Специфика основной объяснительной модели состоит в идее о том, что все поступки и действия совершаются ради построения связанной, непротиворечивой картины мира в сознании человека. Основу когнитивной социальной психологии составляют теории когнитивного соответствия (Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А., 2002). Это класс теорий, разработанных в западной социальной психологии. Его цель заключается в том, чтобы дать объяснение соотношения логичного и алогичного в поведении человека. Фундаментальная идея всех теорий когнитивного соответствия состоит в том, что когнитивная структура человека не может быть несбалансированной, дисгармоничной. Если же это возникает (например, в результате противоречивой информации об одном и том же объекте), то немедленно возникает тенденция изменить это состояние и вновь восстановить внутреннее соответствие когнитивной системы. Теории когнитивного соответствия исходят из положения о том, что главным мотивирующим фактором поведения индивида является потребность в установлении соответствия, сбалансированности его когнитивной структуры. Рассматривая когнитивные концепции в социальной психологии, нельзя не упомянуть о теории когнитивного диссонанса, разработка которой принадлежит американскому психологу Леону Фестингеру (1919 – 1989). Диссонанс есть отрицательное состояние, возникающее в ситуации, когда человек имеет разные, противоречащие друг другу сведения, мнения или знания об одном и том же объекте. Состояние диссонанса субъективно переживается как дискомфорт, от которого человек стремится избавиться. Для этого есть два выхода: изменить свое мнение относительно объекта либо получить новую информацию, которая бы устранила противоречие и согласовывалась с прежними представлениями. В теории когнитивного диссонанса можно выделить следующие основные положения: а) между когнитивными элементами может возникать диссонанс; б) существование диссонанса вызывает стремление уменьшить его или воспрепятствовать его росту; в) проявление этого стремления включает: изменение поведения или изменение знаний или осторожное отношение к новой информации. Важной для развития социальной психологии является и теория структурного баланса австрийско-американского психолога Фрица Хайдера (1896 – 1988), которая основывается на идее соответствия и идее каузальной атрибуции. Каузальная атрибуция (от лат. causa – причина и attribua – придаю, наделяю) – интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Объяснение причин поведения человека может быть через внутренние причины (внутренние диспозиции человека, устойчивые черты, мотивы, склонности человека) либо через внешние причины (влияние внешних ситуаций). Процессы каузальной атрибуции подчиняются следующим закономерностям, которые оказывают влияние на понимание людьми друг друга: 1) те события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое явление, предшествуя ему, обычно рассматриваются как его возможные причины; 2) если тот поступок, который мы хотим объяснить, необычен и ему предшествовало какое-нибудь уникальное событие, то мы склонны именно его считать основной причиной совершенного поступка; 3) фундаментальная ошибка атрибуции проявляется в тенденции наблюдателей недооценивать ситуационные и переоценивать диспозиционные влияния на поведение других, в тенденции считать, что поведение соответствует диспозициям. Поведение других людей мы склонны объяснять их диспозициями, их индивидуальными особенностями личности и характера («это человек со сложным характером»), а свое поведение склонны объяснять как зависящее от ситуации («в этой ситуации невозможно было вести иначе, а вообще я – совсем не такой»). Таким образом, люди объясняют свое собственное поведение ситуацией («я не виноват, уж такая сложилась ситуация»), но считают, что другие сами несут ответственность за свое поведение; 4) культура также влияет на ошибку атрибуции. Западное мировоззрение склонно считать, что люди, а не ситуации являются причиной событий. Но индусы в Индии с меньшей вероятностью, чем американцы, истолкуют поведение с точки зрения диспозиции, скорее они придадут большее значение ситуации. В теории структурного баланса рассматривается состояние сбалансированности когнитивной структуры человека в ситуации восприятия им другого человека и построения двух рядов отношений: к этому человеку и к объекту, общему для двух партнеров по общению. Важность изучения «житейской психологии» выступает как один из исходных тезисов Хайдера. |