Конспект лекций. Конспект лекций Социальная психология 2022. Конспект лекций по дисциплине Социальная психология Шахты 2022 Лекция Введение в социальную психологию
Скачать 2.31 Mb.
|
Диспозиционная теория регуляция социального поведения личности Диспозиция личности означает предрасположенность к определенному восприятию тех или иных социальных ситуаций, условий деятельности, а также предрасположенность к определенному поведению в этих условиях. Советский и российский социолог Владимир Александрович Ядов (род. 1929) отмечает, что термин «диспозиция» (склонность) можно заменить греческим словом «диатаксис», что соответствует русскому «предрасположение», «предрасположенность». В.А. Ядов доказывает, что и потребности, и ситуации деятельности, и сами диспозиции образуют иерархические системы. Существует связь определенной социальной потребности с условиями деятельности, в которых потребность может быть удовлетворена. Общий механизм образования установки описывается схемой: ситуация или условия деятельности (С) Потребность (П) Иерархия потребностей (П) по уровням включения личности в различные сферы социального общения, социальной деятельности объединяет четыре сферы: 1) ближайшее семейное окружение; 2) контактная (малая) группа, в рамках которой непосредственно действует индивид; 3) более широкая сфера деятельности, связанная с трудом, досугом, бытом; 4) сфера деятельности, понимаемая как определенная социально-классовая структура, в которую индивид включается через освоение идеологических и культурных ценностей общества. Таким образом, выявляются четыре уровня потребностей, соответственно тому, в каких сферах деятельности они находят свое удовлетворение. Иерархия ситуаций (С), в которых может действовать человек, удовлетворяя определенные потребности, может быть структурирована в зависимости от длительности во времени этих ситуаций: 1) низшим уровнем ситуаций являются предметные ситуации, быстро изменяющиеся, относительно кратковременные; 2) второй уровень ситуаций составляют ситуации группового общения, характерные для деятельности индивида в рамках малой группы; 3) третий уровень характеризуется более устойчивыми условиями деятельности, имеющими место в сферах труда, в рамках какой-то профессии, отрасли, досуга, быта; 4) общие социокультурные ситуации – наиболее долговременные, устойчивые условия деятельности личности в рамках определенного типа общества, экономической, политической и идеологической структуры его функционирования. Иерархия диспозиций (Д) определяются в зависимости от соотношения потребности и ситуации, при этом: 1) первый уровень составляют элементарные фиксированные установки, которые формируются на основе витальных потребностей в условиях семейного окружения, в различных «предметных ситуациях», в условиях семейного окружения, в различных «предметных ситуациях», регулируют непосредственные реакции человека на актуальную предметную ситуацию («поведенческий акт»), часто являются неосознанными, автоматическими (отсутствует когнитивный элемент). Сознание участвует в выработке установки, когда привычное действие наталкивается на преграду и человек объективирует собственное поведение, осмысливает его, когда акт поведения становится предметом осмысления; 2) второй уровень представлен более сложными диспозициями, которые формируются на основе потребности в общении, осуществляемом в малой группе. Соответственно, это социальные фиксированные установки или аттитюды (отношения), которые по сравнению с элементарной фиксированной установкой имеют сложную трехкомпонентную структуру (когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты) и регулируют поступок личности, осуществляемый в привычных ситуациях. Социальные установки образуются на базе оценки отдельных социальных объектов и отдельных социальных ситуаций, поэтому можно выделить «объектные» и «ситуационные» социальные установки; 3) третий уровень фиксирует общую направленность интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности, или базовые социальные установки, которые также имеют трехкомпонентную структуру, но это выражение отношения не к отдельному социальному объекту, а к более значимым социальным областям, и регулируют уже системы поступков человека или его поведение в целом. Например, можно обнаружить доминирующую направленность в сферу профессиональной деятельности, либо в сферу досуга, либо на семью (основные интересы концентрированы на семейной жизни, воспитании детей, создании домашнего уюта и т.п.). Общая направленность личности более устойчива, чем установки на отдельные социальные объекты или ситуации; 4) четвертый, высший, уровень диспозиций образует система ценностных ориентации личности, которые регулируют целостность поведения или собственно деятельность личности в наиболее значимых ситуациях ее социальной активности, в которых выражаете отношение личности к целям жизнедеятельности, к средствам удовлетворения этих целей, детерминированное общими социальным условиями, типом общества, системой его экономических, политических, идеологических принципов. Целеполагание на этом высшем уровне представляет собой некий «жизненный план», жизненны цели, связанные с главными социальными сферами деятельности человека – в области труда, познания, семейной и общественной жизни. В каждой конкретной ситуации поведения «работают» разные уровни диспозиций. Любая из диспозиций, которыми обладает конкретный человек, может изменяться. Степень их изменяемости зависит от уровня той или иной диспозиции: чем сложнее социальный объект, по отношению к которому существует у личности определенная диспозиция, тем более устойчивой она является. Таким образом, процесс формирования личности, согласно взглядам Ядова, выступает как формирование диспозиций личности, ее жизненной позиции, принципов поведения, основанных на мировоззренческих установках, ценностных ориентациях и идеалах. Человек обладает сложной системой различных диспозиционных образований, которые регулируют его поведение и деятельность. У каждого человека существует собственная, субъективная иерархия диспозиций, социальных установок, которая может не совпадать с общественно признанной иерархией. Например, для одного человека смыслом жизни и высшей ценностью является создание семьи и воспитание детей (в особенности для женщин); а для другого на первом плане – построение карьеры, что и составляет для него основную ценностную ориентацию в жизни. Согласно концепции Ядова, такие диспозиции относятся ко второму и третьему уровням, а по субъективным личным аспектам они оказываются высшими, доминирующими в иерархии диспозиций для конкретной личности. Поведение и установки: особенности взаимовлияния Дискуссионными в социальной психологии до сих пор являются вопросы о специфике взаимовлияния установок и поведения. Определяют ли установки поведение? И определяет ли поведение установки? И почему поступки влияют на установки? На эти и многие другие вопросы мы постараемся ответить в этом параграфе. Американский социальный психолог Дэвид Майерс (р. 1942) называет предметом социальной психологии три основные области: социальное мышление (то, как люди думают друг о друге), социальные воздействия (то, как люди влияют друг на друга) и социальные отношения (то, как люди относятся друг к другу). Он считает, что изучение установок, являющееся важнейшей частью социального мышления, близко по духу социальной психологии и исторически являлось одной из ее первых задач. Когда нас интересует отношение человека к чему-либо, мы обращаемся к своим представлениям о нем, к тем чувствам, которые он у нас вызывает, а также к его последующему поведению. Взятые вместе, благоприятные или неблагоприятные оценочные реакции – вне зависимости от того, выражены они в убеждениях, ощущениях или побуждениях к действию, – определяют установку личности к чему-либо (Майерс Д., 2002, С. 170). Установка – это благоприятная или неблагоприятная оценочная реакция на что-либо или на кого-либо, которая выражается в мнениях, чувствах и целенаправленном поведении. Установки являются эффективным способом дать окружающему миру оценку. Описывая установки, мы пользуемся какой-либо из следующих трех характеристик: чувствами, мыслями или намерениями к определенному поведению. Но определяют ли установки поведение? Проблема того, определяют ли установки поведение, считает, Д. Майерс, вызывает к жизни основополагающий вопрос о природе человека: какая существует связь между тем, что у нас на душе, и тем, что мы творим в действительности? Философы, теологи и просветители в течение длительного времени рассуждали о связи между мыслью и действием, характером и поведением, личным миром и общественными делами. В основе большинства учений, советов и методик по детскому воспитанию лежит предпосылка, гласящая, что личные убеждения и чувства определяют наше общественное поведение. Поэтому, если мы хотим переделать образ действия людей, нам следует изменить их душу и образ мышления. Но в 1964 году Леон Фестингер пришел к выводу, что данные исследований не подтверждают гипотезу об изменении поведения в связи с появлением новых установок. Ещё удар предполагаемой власти установок был нанесен в 1969 году, когда социальный психолог Аллан Уикер (1921 – 2013) опубликовал результаты нескольких десятков научных исследований, охвативших широкий спектр установок и поведения самых разных людей, и сделал потрясающий вывод: едва ли по установкам, о которых говорят люди, можно предсказать вариации их поведения. Студенческие установки на обман почти не имеют связи с тем, как студенты на самом деле обманывают. Установки к церкви выливаются едва ли в большее, чем скромное присутствие на воскресной церковной службе. Приписываемые себе расовые установки едва ли дают ключ к объяснению поведения в реальной ситуации. Отсюда Д. Майерс делает предположение: если люди поступают не так, как они говорят, не удивительно, что попытки изменить поведение путем перемены установок часто терпят крах. Например, предупреждения об опасности курения меньше всего влияют на реальных курильщиков. Или же призывы быть внимательными на дорогах в меньшей степени повлияли на сокращение числа несчастных случаев, нежели ограничение скорости, разделение транспортных потоков и наказание за вождение машины в нетрезвом виде. Таким образом, первоначальному тезису, что установки определяют поведение, в 1960-х годах был найден антитезис о том, что установки на самом деле ничего не определяют. Все это заставило социальных психологов задуматься о том, почему так происходит. Оказывается, подчеркивает Д. Майерс, мы иногда нарушаем свои ярко выраженные установки, потому что и они, и наше поведение подвержены другим влияниям. Социальные психологи насчитывать до сорока различных факторов, осложняющих взаимосвязь между установками и поведением. Людьми движут не только их внутренние установки, но и конкретная ситуация, с которой они столкнулись. Более того, имеет смысл характер и самой установки. Чем ближе установка конкретной ситуации, тем вероятнее, что она сработает. И, наоборот, установки по отношению к общей идее о том, что нужно вести здоровый образ жизни, едва ли смогут предсказать конкретные упражнения и диету. Зато исследования подтвердили, что специфические, относящиеся к делу установки действительно предсказывают поведение. Таким образом, условиями, при которых установки будут предсказывать поведение являются следующие (Майерс Д., 2002): 1) когда мы сводим до минимума другие влияния на наши утверждения, отражающие установки, и наше поведение; 2) когда установка в точности соответствует изучаемому поведению. Существует и третье условие. Установка лучше предсказывает поведение, когда она является сильной. Иными словами, чем чаще напоминать человеку о конкретной установке, тем прочнее будет связь между конкретным объектом, о котором идет речь, и его оценкой, а также последующим поведением. Установка становится сильна, когда что-то напоминает нам о ней. Теперь необходимо ответить на вопрос: определяет ли само поведение установки? Дэвид Майерс, ссылаясь на многочисленные исследования, убежден в том, что наши установки определяются поведением. Другими словами, мысль есть дитя поступка. Когда мы преодолеваем новую ступеньку на социальной лестнице, то вынуждены поступать в соответствии с нашим положением, даже если чувствуем себя не в своей тарелке. Но это чувство редко сохраняется длительное время. В один прекрасный день, происходит удивительная вещь: мы входим в роль, и она становится для нас такой же привычной, как одежда, которую мы носим. Влияние поведения на установки проявляется даже в театре. Осознанная игра может исчезнуть, как только роль захватит актера и он начнет испытывать истинные эмоции. Но и в реальной жизни в новой должности (учителя, солдата или делового человека) мы выполняем роль, которая определяет наши установки. Тесно связанным с эффектом вживания в роль является эффект под названием «утверждение становится убеждением». Многочисленные эксперименты показали, что когда на говорящего не оказывают воздействия со стороны, его утверждения становятся его убеждениями. Люди склонны подгонять свои сообщения под слушателей, а сделав так, сами начинают верить в то, что говорят. Б Знаете ли Вы, что… … в одном эксперименте студентам-добровольцам предложили «отсидеть» в импровизированной тюрьме, созданной Филипом Зимбардо (род. 1933) на факультете психологии Стэнфордского университета. Зимбардо, так же как многих других, давно интересовал вопрос: являются ли тюремные зверства порождением порочных преступников и злобных охранников, или сами роли охранника и заключенного ломают и ожесточают даже жалостливых людей? Приносят ли жестокость в заведение сами люди или же заведение делает людей жестокими? Кинув монетку, Зимбардо выбрал охранников из числа студентов. Он выдал им униформу, дубинки, свистки и проинструктировал, как поддерживать дисциплину. Оставшихся студентов заперли в камерах и заставили надеть унизительную робу. После веселого первого дня, когда все «вживались» в свои роли, охранники, заключенные и даже экспериментаторы оказались пленниками ситуации. Охранники стали унижать заключенных, некоторые из них придумали жестокие и оскорбительные правила. Заключенные не выдержали, взбунтовались, а потом впали в апатию. Так возникло, писал Зимбардо, все растущее несоответствие между реальностью и иллюзией, между выполнением роли и самоидентичностью. Эта тюрьма, которую мы сами создали, стала поглощать нас как созданий своей собственной реальности. Углядев опасность социальной патологии, Зимбардо вынужден был уже через шесть дней прекратить эксперимент, рассчитанный на две недели. Источник: Майерс Д. Социальная психология. 6-е изд., перераб и доп. – СПб.: Питер, 2002. С. 181. олее того, социальным психологам известен и так называемый феномен «нога-в-дверях» – тенденция, в соответствии с которой люди, сначала согласившиеся на необременительную просьбу, позднее уступают более серьезным требованиям. Д. Майерс, ссылаясь на проведенные эксперименты, доказывает, что очень часто человек, стремящийся соблазнить нас в финансовом, политическом или сексуальном плане, обычно стремится склонить нас к небольшим уступкам. Поэтому прежде чем соглашаться даже на небольшую просьбу, следует сначала подумать о том, что за этим может последовать. Существуют три соперничающие теории объясняют, почему наши действия влияют на утверждения, отражающие наши установки (Майерс Д., 2002): 1) Теории самопрезентации гласит, что люди, особенно те, кто контролирует свое поведение в надежде произвести хорошее впечатление, подгоняют свои высказывания, дабы они казались соответствующими их поступкам. Люди приспосабливают утверждения, отражающие их установки, из-за опасения, что о них плохо подумают другие. 2) Теория когнитивного диссонанса объясняет влияние поступков на установки тем, что после совершения поступка, противоречащего установкам, или принятия трудного решения человек чувствует напряжение. Чтобы уменьшить его, он ищет внутренние оправдания своему поведению и таким образом меняет установки. И чем меньше внешних оправданий для совершенного нежелательного поступка, тем больший диссонанс возникает и тем больше изменяются установки. 3) Теория самовосприятия утверждает, что когда установки человека нестойки, он просто ведет наблюдение за своим поведением и внешними обстоятельствами, выводя из них установки. Таким образом, если человек желает решительно измениться, лучше всего не опираться на интуицию и вдохновение, а действовать: написать определенную бумагу, сделать определенные звонки, увидеть нужного человека и т.п. То, что побуждает нас действовать, то побуждает нас и думать. Лекция 6. Расстройства и нарушения структуры личности Нарушения структуры личности и девиантное поведение Важнейшую роль в социально-психологическом анализе личности играет изучение различного рода расстройств и нарушений структуры личности. Охарактеризуем каждое из данных видов нарушений структуры личности подробнее. Формирование патологических потребностей и мотивов может проявляться не только в изменении опосредованности и иерархии мотивов, но и в нарушениях взаимоотношения их смыслообразующей и побудительной функций. Оно происходит, например, при хроническом алкоголизме. На первых порах принятие алкоголя выступает в роли средства для реализации других мотивов (приятно отдохнуть, снять напряжение). Постепенно, по мере формирования психологической (а затем и физиологической) зависимости, человека начинают привлекать не сами по себе события, бывшие для него значимыми (встреча друзей, торжество), а возможность употребления алкоголя. Таким образом, алкоголь для него становится самостоятельным мотивом поведения. Нарушение структуры иерархии мотивов, которая является относительно устойчивой и этим обусловливает относительную устойчивость всей личности, зачастую связано с различными патологическими пристрастиями. Например, с развитием алкоголизма все больше разрушается прежняя иерархия мотивов. По мере того как алкоголь занимает доминирующие позиции, становится смыслом жизни, прежние установки, интересы отходят на задний план. Работа, семья перестают быть для больного значимыми, рассматриваются только как источник добывания денег на выпивку или тормоз в удовлетворении ламинирующей потребности в алкоголе. Изменение иерархии и опосредованности мотивов означает потерю сложной организации деятельности человека, которая теряет специфически человеческую характеристику: из опосредованной она становится импульсивной. Нарушение смыслообразования – сужение круга смысловых образований – приводит к тому, что в результате многое из того, что ранее имело для человека личностный смысл (учеба, работа, семья, дружеские отношения и т.п.), постепенно теряет его, становится безразличным, ненужным для человека. Отходят на задний план и разрушаются высшие потребности и установки личности, сужается круг интересов, утрачиваются позитивные жизненные цели человека, разрушаются социальные связи с людьми, деградируют воля, интеллект, самосознание человека. Нарушение саморегуляции и подконтрольности поведения является одним из наиболее ярких проявлений нарушений личности. Если таковое имеется, то, например, человек, зная, что к близким надо хорошо относиться, оскорбляет или даже избивает их. Нарушение критичности оценки поведения может приобрести разные формы: может выразиться в неправильной оценке своей личности, собственных действий, проявиться в некритичности к своим психопатическим переживаниям. Критичность образует «вершину личностных качеств человека». Если у человека не возникает критического отношения к себе, то отсутствует коррекция внутренних действий, не формируются профессиональные навыки, нарушается целенаправленность действий и суждений, нарушается регуляции поведения. Нарушение формирования характерологических особенностей личности сопровождаются формированием патологических свойств характера. Под характером можно понимать иерархическую систему обобщенных мотивов, которые обобщаются под влиянием внешних обстоятельств. Мотив становится характерологическим свойством личности, когда он генерализуется по отношению к ситуации, в которой появился, распространившись на все ситуации, сходные с первой. Обобщенный мотив, таким образом, превращается в обобщенный способ поведения, что делает поведение личности неадаптивным по отношению к изменчивым социальным ситуациям. В этом смысле способы поведения становятся патологическими. В результате формируется так называемая социопатическая личность – личность, имеющая нарушенные, неадаптивные социальные связи. Болезненные состояния личности (личностные расстройства) представляют собой глубоко укоренившиеся и постоянные модели поведения, отличающиеся негибкостью реагирования на широкий диапазон различных социальных ситуаций. Нарушения социального поведения и взаимодействия представляют собой либо чрезмерные, либо существенные отклонения от нормативного образа социального взаимодействия и межличностных отношений, свойственных определенной культуре, а также к нарушению социальных норм и девиантному поведению. Социальная норма – это модель должного, общезначимое правило поведения, установленное социальными группами и обществом. Игнорирование существующих социальных норм и социальных ожиданий характеризует девиантное поведение (от лат. deviatio – отклонение, уклонение), которое представляет форму дезорганизации поведения индивида или группы, обнаруживающую несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества. В контексте теории социализации к девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов такого поведения (насилие, аморальность). В теории стигматизации считается, что появление девиантного поведения становится возможным уже при одном лишь определении индивида как социально отклоняющегося и применении по отношению к нему репрессивных или исправительных мер. Различные девиации часто возникают в подростковом возрасте, выражаясь в таких формах, как ложь, грубость, агрессивность, курение, драки, пропуски школьных занятий, наркомания, алкоголизм, побеги из дома, бродяжничество. В происхождении девиантного поведения большую роль играют дефекты социализации, нарушения правового и нравственного сознания, содержание потребностей личности, особенности характера, эмоционально-волевой сферы. Девиантное поведение в большой мере определяется недостатками воспитания, приводящими к формированию относительно устойчивых психологических свойств, способствующих совершению аморальных поступков. Первые проявления девиантного поведения иногда наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью от требований группы и принятых в ней ценностных ориентации. Среди разновидностей девиантного поведения можно выделить следующие: 1. Делинквентное поведение (от лат. delictum – проступок, правонарушение) – это сознательно осуществляемое поведение, целью которого является уничтожение, изменение, замена норм, принятых данным социальным институтом. Если критерием девиантного поведения является поступок, то критерием делинквентного поведения – преступление. Делинквентное поведение связано с нарушением социальной нормы, имеющей жесткие санкции, т.е. уголовной нормы, и проявляется в намерении нанести ущерб, вред другому человеку или группе людей. 2. Агрессивное (деструктивное) поведение – форма девиантного поведения, специфическая форма действий человека, характерная демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому лицу или группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб. Может варьироваться по степени интенсивности и форме проявления: от демонстрации неприязни и недоброжелательства – до словесных оскорблений (агрессия вербальная) – и до применения грубой силы (агрессия физическая). В социально-психологическом плане значима суммация агрессивного поведения отдельных личностей, превращение агрессии межличностной в межгрупповую в рамках так называемых массовидных явлений. 3 |