Главная страница
Навигация по странице:

  • Психический классовый склад

  • Социальные классовые чувства

  • Национальное самосознание

  • Психологические особенности межгрупповых взаимодействий

  • Музафера

  • Джона Долларда

  • Конспект лекций. Конспект лекций Социальная психология 2022. Конспект лекций по дисциплине Социальная психология Шахты 2022 Лекция Введение в социальную психологию


    Скачать 2.31 Mb.
    НазваниеКонспект лекций по дисциплине Социальная психология Шахты 2022 Лекция Введение в социальную психологию
    АнкорКонспект лекций
    Дата14.03.2023
    Размер2.31 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКонспект лекций Социальная психология 2022.doc
    ТипКонспект
    #990153
    страница20 из 28
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   28

    Социальная психология больших

    и национально-этнических групп
    С социальной психологией массовой коммуникации тесно связана и социальная психология больших и национально-этнических групп.

    Большая группа ‒ это количественно не ограниченная, условная или реальная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков (классовой принадлежности, пола, возраста, национальности, профессии). В больших группах вырабатываются нормы поведения, общественные культурные традиции, общественное мнение. Для большинства социальных групп, возникших как результат естественного развития общества, характерны следующие признаки:

    1) существуют регуляторы социального поведения, которых нет в малых группах (нравы, обычаи, традиции);

    2) присутствует специфический язык общения (этнический язык или профессиональный, возрастной жаргон);

    3) имеется определенное сходство моделей поведения и образа жизни представителей данной группы.

    Пример больших групп – социальные классы. Под класса ми понимают большие организованные группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их формам и размерам собственности на средства производства, по отношению к власти, по их месту в системе разделения труда, по способам по лучения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают (в виде процента на вложенный капитал, зарплаты или иных доходов).

    Классовые различия в обществе возникают на основе общественного разделения труда и появления частной собственности на средства производства. Социальные классы возникают как результат развития производительных сил и изменения производственных отношений в обществе.

    В качестве детерминантов психологии социального класса выступают: социально-экономическое положение класса, его место в общественной системе, отношение к средствам производства, историческая роль, уровень развития, социально-экономические отношения данной формации.

    Основу формирования психологии социального класса составляют условия его жизни, характер общественно-практической деятельности, от ношения с другими классами и межклассовыми группами, социальный опыт, образ жизни. На характер классовой психологии оказывают влияние историческая ситуация, соотношение классовых сил в обществе, социальная база, на основе которой пополняется данный класс, психология других классов. Психология класса формируется под воздействием его идеологии и испытывает влияние идеологии других социальных классов и межклассовых групп, прежде всего господствующих.

    Сознание класса ‒ продукт длительного социально-исторического развития, в основе которого лежит динамика потребностей людей, принадлежащих к данному классу, и возможностей их осуществления, а также связанных с этим представлений и практических социальных действий людей. Различающиеся условия существования разных социальных классов порождают различные потребности, интересы и мотивы деятельности людей.


    В социальной психологии принято выделять понятия:


    1. Классовые потребности (отражают специфику потребностей людей в объеме и составе материальных и духовных благ, которыми может располагать представитель данного класса).

    4. Психический классовый склад (некоторый психический облик, проявляющийся в определенном способе поведения и деятельности, в определенных нормах поведения, принятых среди представителей определенного класса).


    2. Классовые интересы (возникают как результат принадлежности людей к определенным классам, а содержание классовых интересов задается всей системой отношений, в которую данный класс включен в конкретном типе общества).

    5. Социальный характер (проявляется в типичном устоявшемся образе действий представителей разных социальных классов в разных ситуациях их жизнедеятельности и отличает представителей данного класса от других).

    3. Социальные классовые чувства (отражают преобладающие эмоциональные состояния членов определенного класса).

    6. Классовые традиции, привычки, обычаи (выступают как регуляторы социального поведения и деятельности членов данного класса).



    Сообразно условиям жизни у людей того или иного класса вырабатывается более или менее определенное классовое сознание, формируются соответствующие черты классовой психологии. Социальные условия жизни класса не создают всей совокупности психических черт человека, но они подавляют одни черты, стимулируют развитие других и тем самым формируют типичные для данного класса черты личности. Поэтому в общности психологических черт, типичных для представителей данного класса, и выражается реальность классовой психологии. Осознаваемые элементы классовой психологии, трансформируясь определенным образом, составляют со держание сознания класса, развитие которого включает три уровня:

    1) типологический уровень, при котором представители класса идентифицируют себя и друг друга по внешним признакам;

    2) идентификационный уровень, когда появляется групповое самосознание на уровне первичной общности;

    3) уровень солидарности, при котором возникает осознание единства интересов и ценностей большой общности и своей принадлежности к ней.

    Этнические группы, или этносы ‒ еще один пример естественных больших групп, в которые входит человек и которые существенно влияют на его поведение, образ жизни, язык и т.п. Этническая принадлежность является значимым фактором психического и социального развития человека. Этнос (в переводе с др. греч.ethnos – народ) ‒ это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а главное, сознанием своего единства и отличия от других народов (наличие этнического самосознания, этнической идентичности). Этнос как социальная и психологическая общность людей устойчив во времени, является для каждого человека надежной группой поддержки, выполняет функции защиты своих членов, функции формирования единых общих жизненных ценностей и норм поведения.

    Немецкий исследователь Вильгельм Вундт в конце XIX ‒ начале XX вв. явился создателем десятитомного научного труда «Психология народов». Вундт в качестве содержания «души народа» рассматривает общие представления, чувства и стремления многих индивидов, проявляющиеся прежде всего в языке, мифах, обычаях народа. Изучая язык, мифы, обычаи народа, можно проанализировать глубинную суть народа, выявить общие законы его духовного развития. Вундт считает, что наука о «душе народа», или этнопсихология, призвана объяснять общие законы развития этой души (Вундт В., 2002).

    Психология нации (национальная этническая психология) как явление по содержанию представляет собой компонент общественного сознания и включает в себя психические черты и свойства, совокупность которых обозначается понятиями психического склада нации или национального характера. Национальная психология отражает то общее, что есть у представителей целой нации в мировосприятии, устойчивых формах поведения, чертах психологического облика, в речи и языке, отношениях к другим людям и природе, в стереотипах поведения в экстремальных ситуациях. Национальная психология существует в виде специфических качеств национального характера, национального само сознания, национальных чувств и настроений, национальных интересов, ориентации, традиций, привычек, проявляющихся в форме национальных особенностей той или иной этнической общности.

    Национальный характер ‒ это исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной нации, определяющих привычную манеру их поведения и типичный образ действий и проявляющихся в их отношении к социально-бытовой среде к окружающему миру, к труду, к своей и другим этническим общностям. Национальный характер не является чем-то застывшим, его особенности трансформируются в историческом процессе. Национальный характер приобретается в процессе воспитания, и гораздо сильнее он проявляется в тех случаях, когда действуют не отдельные члены определенного народа, а целые группы, причем, далеко не каждый член этноса может считаться обладателем типичного национального характера.

    В последнее время на смену понятию «национальный характер» реже используется, ему на смену для обозначения психологических особенностей этнических общностей приходит понятие «ментальность» и «менталитет».

    Менталитет ‒ глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий бессознательную совокупность предрасположенностей людей действовать, мыслить и воспринимать мир определенным образом. Он формируется в ходе длительного исторического развития народа и определяет национальный характер, национальную модель экономического и социального поведения, является общим умственным инструментарием данного народа и общества.

    Русскому менталитету присущи:

    1) стремление к коллективизму, взаимопомощи, опоре на общину, к милосердию (общественные интересы выше личных);

    2) стремление к социальной справедливости и равенству, высшая ценность ‒ равенство людей, а не индивидуальная свобода;

    3) традиция подчинения человека государству, патерналистская традиция ждать от государства гарантий обеспечения благоденствия и порядка;

    4) склонность к аскетизму, ограничению материальных потребностей, православные христианские традиции;

    5) противоречия между долгим терпением, послушанием и кратковременными приступами бурного протеста, бунта, анархии, жестокости, насилия; противоречия между деспотизмом, подчинением жесткой власти и порядку и стихийностью, не предсказуемостью поведения; противоречия между трудолюбием и небрежностью, неорганизованностью в работе;

    6) вера в великую миссию русского народа, поиск абсолютного добра, справедливости и смысла жизни, свободолюбие и правдолюбие;

    7) борьба в русской душе восточного и западного начал;

    8) иррациональность, эмоциональность, интуитивность, непредсказуемость поведения, непрактичность, направленность на будущее;

    9) созерцательность, мечтательность, идеализм мышления, склонность к идеалистическим и тоталитарным учениям;

    10) выносливость, мужество, стойкость, живучесть.

    С понятием «менталитет» тесно связано понятия «национальное самосознание» и «этническая идентичность».

    Национальное самосознание – это осознание людьми своей принадлежности к определенной этнической общности, осмысление своего положения в системе общественных отношений, понимание национальных интересов, взаимоотношений своей нации с другими общностями.

    Этническая идентичность ‒ это осознание своей принадлежности к определенной этнической общности, результат когнитивно-эмоционального процесса осознания себя представителем определенного этноса, определенная степень отождествления себя с ним и обособления от других этносов. То есть этническая идентичность ‒ это не только осознание своей тождественности с этнической общностью, но и ее оценка, значимость членства в ней, разделяемые этнические чувства (чувства достоинства, гордости, обиды, страха являются важнейшими критериями межэтнического сравнения); эти чувства опираются на глубокие эмоциональные связи человека с этнической общностью и моральные обязательства по отношению к ней, формирующиеся в процессе социализации индивида. Желание сохранить свою национально-этническую культуру, а также внести определенный вклад в развитие культур других стран во многом зависит от сложившейся специфики между этническими группами, что также является предметом исследования социальной психологии
    Психологические особенности межгрупповых взаимодействий
    Группа несет в себе структуру внутренних межличностных формальных и неформальных отношений, которые связаны с внешними отношениями группы. Внешние отношения с другими группами влияют на внутренние отношения группы. Эта зависимость была выявлена в исследованиях турецкого психолога Музафера Шерифа (1906 – 1988), изучавшего закономерности межгрупповых отношений: деление большой социальной группы на более мелкие подгруппы способствует формированию социального чувства принадлежности, чувства «мы», которое порождает контраст восприятия «свои» ‒ «чужие» (Андреева Г.М, 2010). Ведущим отношением между социальными группами является отношение соперничества. В условиях такой соревновательной деятельности между группами фиксируется рост враждебности, агрессии по отношению к представителям другой группы. Угроза со стороны другой группы вызывает позитивные изменения в структуре группы, чувствующей себя в опасности. Происходит усиление внутригрупповой солидарности, увеличивается непроницаемость границ группового членства. Усиливается социальный контроль в группе, уменьшается степень отклонения индивидов от выполнения групповых норм. М. Шериф считал, что источники межгрупповой враждебности или сотрудничества надо искать не в мотивах отдельной личности, а в ситуациях группового взаимодействия.

    В теории реальных конфликтов М. Шериф утверждает, что межгрупповые конфликты есть результат не совместимых групповых интересов, когда только одна из взаимодействующих сторон может стать победительницей, причем, в ущерб интересов другой. Конкуренция групп ведет к враждебности, которая проявляется в негативных стереотипах и социальных установках, а также в росте групповой сплоченности. А все вместе это приводит к враждебным действиям. Конфликт интересов быстро перерастает в агрессивную враждебность, а взаимодействие с негативно оцениваемой чужой группой увеличивает групповую сплоченность и создает новые символы групповой идентичности. Таким образом, характеристики самого межгруппового взаимодействия приводят к по явлению межгрупповой враждебности. Естественное средство, способное уменьшить враждебность, это наличие и возможность осуществления «высших целей», которые требуют общих усилий со стороны всех членов всех групп в процессе их совместной деятельности.

    Существуют и другие подходы к оценке характера межгруппового взаимодействия. Впервые стройная система психологических взглядов на область межгрупповых отношений была выдвинута в поздних работах 3игмунда Фрейда. В описании межгруппового взаимодействия он многое заимствовал из работ Гюстава Лебона (1841 – 1931) и Уильяма Мак-Дугалла (1871 – 1938):

    1) под влиянием толпы люди обнаруживают свою базовую инстинктивную природу, свои бессознательные агрессивные влечения (Г. Лебон);

    2) врожденный инстинкт агрессивности и драчливости побуждает группы людей, общины и страны воевать друг с другом (У. Мак-Дугалл).

    Анализируя межгрупповые взаимодействия, Фрейд утверждал: неизбежна межгрупповая враждебность; функция этой враждебности заключается в том, что она является главным средством сплочения и стабильности группы. Механизмом формирования враждебности к «чужим» и привязанности к «своим», по мнению Фрейда, является Эдипов комплекс, амбивалентность эмоциональных отношений в семье, когда к отцу ребенок испытывает и любовь, и ненависть: любовь к отцу трансформируется в идентификацию с лидером группы, в привязанность к своей группе, а враждебность переносится на чужую группу. Как Зигмунд Фрейд, так и австрийский этолог Конрад Лоренц (1903 – 1989) полагали, что агрессивное поведение людей является следствием биологически заданной агрессивности, которая направляется на враждебных соседей и способствует сохранению группы.

    С позиции гипотезы «фрустрации-агрессии» Джона Долларда (1900 – 1980) и Нила Элгара Миллера (1909 – 2002), агрессивное поведение возникает тогда, когда человек или группа подвергается фрустрации, понимаемой как любое условие, блокирующее достижение желаемой цели. Фрустрация вызывает чувство гнева, что порождает открытую агрессию, причем, существует неизбежность переноса агрессии на всех «других», «похожих» на тех, кто оказал фрустрирующее воздействие в прошлом (в качестве признаков похожести выступает групповая и этническая принадлежность). Даже если человек не испытал непосредственно фрустрирующего воздействия, а являлся лишь пассивным свидетелем сцен жестокости, у него усиливаются агрессивные реакции.

    Среди подходов, анализирующих индивидуальные различия в отношениях человека с другими группами, известна концепция «авторитарной личности» немецкого философа и социолога Теодора Адорно (1903 – 1969). Отношение к чужим группам зависит от процесса социализации ребенка в раннем детстве, от амбивалентности эмоциональных отношений в семье. У человека, воспитанного в семье, где царят формальные, жестко регламентированные отношения, часть агрессивности выплескивается на тех, с кем человек себя не идентифицирует, т. е. на внешние группы. Для этих людей была характерна тенденция неприятия всех чужих групп и народов и завышения оценки собственной группы, своего народа. Авторитарная личность почтительно относится к любому представителю власти (как к родителю), хотя внутренне и бессознательно сохраняет враждебность и агрессию, которая по механизму замещения направляется на другие социальные группы, этнические меньшинства. Такая «авторитарная личность» отрицательно относится к чужим народам, проявляет агрессивность, цинизм, слепое следование авторитетам, механическое подчинение общепринятым ценностям своей культуры, стереотипность мышления, подверженность суевериям. Социальные условия могут способствовать тому, что авторитарная личность становится на какое-то время типичной в той или иной стране.

    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   28


    написать администратору сайта