1. место и роль философии в культуре. Мифологическая, научные, философские и религиозные картины мира в истории европейской культуры
Скачать 224.63 Kb.
|
14.немецкая классическая философия. «чистый» и «практический разум» в философии И. Канта, субъективный идеализм И. Фихте. Главный итог и историческое значение немецкой классической философии, представленной именами пяти корифеев, можно выразить просто: эта философия поменяла стиль мышления в европейской, а значит, и мировой культуре. Новизна же утвержденного ею стиля заключалась в предельной широте мышления, его универсальности. И все же, наверное, главная заслуга Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха заключалась в том, что они сделали наше мышление историчным. Одного этого вполне достаточно, чтобы называть их классиками философии. РАЗУМ ПРАКТИЧЕСКИЙ — понятие, широко известное благодаря критической философии И. Канта, находящееся у него в определенных отношениях с чистым, спекулятивным или теоретическим разумом; само же различение коррелирует с различением способности познания и способности желания. Кант исходит из более узкого понимания практического, согласно которому практическая философия, в противоположность теоретической, истолковывается как этика, состоящая из моральной философии (учение о мудрости, sapientia) и прагматического раздела (учение о благоразумии, prudentia). Практическим является для Канта «все то, что возможно благодаря свободе» (Кант И. Критика чистого разума. М, 1994. С. 469). Сам же Р. п. оказывается основанием для трансцендентальной свободы. Доказывая существование чистого Р. п. в «Критике практического разума», Кант почти отождествляет Р. п. и чистый Р. п.: «Чистый разум сам по себе есть практический разум и дает (людям) всеобщий закон, который мы называем нравственным законом» . Несмотря на проводимое различие, Кант объединяет практический и спекулятивный интересы разума в трех вопросах: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?» и «На что я могу надеяться?» . Автономия чистого Р п. выражается в моральном законе. Р. п. является собственным законодателем, в чем и проявляется свобода в положительном смысле и возвышение человека над природой. Высший моральный закон практического разума выражает для Канта категорический императив: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству, и в своем лице и в лице всякого другого, так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству» . В отличие от чистого спекулятивного разума, предметом Р. п. является для Канта «представление об объекте как возможном действии через свободу»; «единственные объекты практического разума — это объекты доброго и злого» (Там же. С. 442, 443). Причина такого различия состоит в том, что Р. п. «имеет дело не с предметами с целью их познания, а со своей собственной способностью осуществлять эти предметы (сообразно с их познанием), т.е. с волей, которая есть причинность» (Там же. С. 481). Если чистый спекулятивный разум обладает трансцендентальными идеями (душа, мир и ), то чистый R п. имеет постулаты (, бессмертие и бытие Божье). Последующее развитие идея активности субъекта знания и идея свободы как принципа практического разума обнаружили в учении Иоганна-Готлиба Фихте, который провозгласил себя последователем Канта, впрочем в действительности вышел за пределы его учения. Философия Фихте - субъективный идеализм, который все выводит и все дает объяснение из работы "Я" как творческого начала. "Я" у Фихте - одновременно индивидуальное ограничено "Я" (разум человека) и "абсолютное Я" (божественная разум). И в том и в другом случае "Я" - это свободная работа, а не субстанция рационалистов. "Для идеализма сознание существуют воздействие и ничто другое ... все остальное возможно вывести", - писал Фихте. Если предыдущая метафизика исходила из принципа, что бытие порождает воздействие (у Декарта субстанция мыслит: "Я мыслю", следовательно, "Я" является мыслящей субстанцией), то Фихте - основоположник иного принципа - "воздействие порождает бытия". Фихте, как и Кант, исследовал проблему возможности научного сведения. Этому посвящена главный труд мыслителя "наукоучения", в которой "Я" выступает как творец всего сущего и одновременно как создатель сведения о нем (создатель не только лишь форм, но еще и содержания сведения). Фихте как и Кант, предпочитал практическом разума над теоретическим. Философия Фихте нарушила трудности, которые развили позже Шеллинг и Гегель. 15.немецкая классическая философия. Философия Шеллинга, система и метод Гегеля. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — этап развития философской мысли (кон. 18— 1-я пол. 19 в.), представленный учениями Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха. Н. к. ф. явилась идейной подготовкой буржуазной революции в Германии, к-рая по сравнению с передовыми странами Европы была отсталой, что выразилось в слабости и нерешительности буржуазии, в ее склонности к компромиссам с феодальным дворянством, в отсутствии революционного движения масс. Этим в конечном счете объясняется переплетение в Н. к. ф. прогрессивных и даже революционных воззрений со взглядами ограниченными и реакционными, преобладание в ней идеализма. Центральное место в Н. к. ф. занимало исследование активности человека, «деятельной стороны» (Маркс), т. е. практики, составляющей основу познания и преобразования действительности, Правда, практика при этом выводилась из деятельности Духа и сводилась лишь к нравственно и рационально обусловленному поведению человека, Однако, несмотря на это, немецкие философы высказали немало плодотворных догадок, в частности о тождественности законов исторического процесса и деятельности людей, об общественной природе человека и др. Главные достижения Н. к. ф. лежат в области теории познания. Попытки преодоления созерцательности привели к представлению об общественно обусловленном и активио-творческом характере познавательной деятельности. Одним из первых эти вопросы поставил Кант. Признавая существование объективного мира («вещь в себе»), Кит, однако, считал, что человеку доступен лишь мир явлений. Так как воздействия «вещей в себе» воспринимаются через априорные (доопытные), т. е. изначально присущие чувствам и рассудку человека, формы (пространство, время, причинность и т, д.), то мир явлений по своему содержанию не имеет ничего общего с «вещами в себе». Если человек все лее попытается познать их, то его разум запутается в неразрешимых противоречиях (Антиномия). Вывод о необходимо противоречивом характере познания содержал глубокую диалектическую догадку, хотя для Канта этот вывод служил способом обоснования агностицизма. Таким образом, в философии Канта сочетались идеи материализма (признание «вещи в себе») и идеализма, агностицизма. Эти противоречия попытался преодолеть Фихте. Он признал «лишним» понятие «вещь в себе» и построил систему субъективного идеализма. В центре ее — деятельность мистического Я, создающего весь мир, в том числе и конкретные индивидуальные Я. На идеалистической основе у Фихте развита идея о единстве теории и практики, о том, что познание есть не только воздействие объекта на субъект, но и действие последнего. Дальнейший шаг вперед состоял в переходе к объективному идеализму. Первым стал на этот путь Шеллинг, создавший философию тождества, т. е. исходивший из признания абсолютного тождества субъекта и объекта, идеального и реального. У Шеллинга эта идея выродилась в мистику и иррационализм, зато у Гегеля она получила развернутое выражение. В основу всего сущего Гегель положил абсолютную идею, к-рая в процессе своего развития познает самое себя. Пройдя цикл развития (раскрытия своего содержания) в сфере «чистого» мышления, абсолютная идея превращается затем в природу и в заключение познает свое содержание в истории духа, т. е. в человеческой истории. В явно идеалистической форме здесь выражена мысль о тождестве законов природы, общества и мышления. Исходя из этого, Гегелю удалось представить деятельность человека в ее зависимости от развития всей истории человечества. Поэтому он близко подошел к пониманию обусловленности теоретического освоения мира его практическим преобразованием, к пониманию познания как вида деятельности и т. д. Но особенно велики заслуги Гегеля в создании системы идеалистической диалектики. Он первым попытался систематически изложить законы и категории диалектики, дать систему диалектической логики, ему принадлежит идея о единстве диалектики, логики и теории познания. Эти открытия — грандиозный вклад в философию, завершение всего философского движения со времен Канта. И все же представители немецкого идеализма из-за ошибочных исходных позиций не дали правильного решения тех вопросов, к-рые они поставили. Отсюда многочисленные искажения действительности, внутренние противоречия и непоследовательность, даже отказ от диалектики (напр., признание Гегелем своей философии и прусской монархии венцом развития), попытка превратить философию в науку наук, изрядная доля мистики и т. д. Выход заключался в переходе на позиции материализма. Этот переход в истории Н. к. ф. был связан с именем Фейербаха. Начав как последователь Гегеля, он затем подверг критике идеализм этого мыслителя, показав, что его система не более чем рациональная опора религии. Пытаясь развить понятие субъекта как реального человека, а не как духа, Фейербах рассматривал человека только как продукт природы, свел его сущность к биологическим, физиологическим характеристикам (Антропологизм). Он не сумел распространить материализм на область общественных явлений, оставаясь в понимании истории, а значит, и человеческой деятельности на идеалистических позициях. Кроме того, выступая против идеалистической диалектики, он фактически ее отбросил и вообще не сумел учесть достижения своих предшественников. На долю Маркса и Энгельса выпала задача использования всего богатства идей Н. к. ф., к-рая послужила одним из теоретических источников философии марксизма. Ярким представителем немецкой классической философии является Фридрих Вильгельм ЙозефШеллинг(1775—1854), ставший посредствующим звеном между И. Фихте и Г. Гегелем. Совсем, юным (в 22 года!) Шеллинг стал профессором. В творчестве Шеллинга выделяется ряд этапов,которые мы кратко рассмотрим. Натурфилософия.Шеллинг предпринял попытку философского обобщения достижений естествознания своего времени в самых различных областях. Природа, по Шеллингу, есть становление духовного начала. Он считал, что если в человеке духовное начало осознает себя, то в природе оно бессознательно. Движение от бессознательной духовности природно-сущего к сознанию проходит ряд прогрессирующих ступеней. Природа, в понимании Шеллинга, представляется как силовое динамическое единство противоположностей, при этом на всех этапах развития наблюдается противоположность объекта и субъекта. Прообраз этого — магнит как проявление универсального мирового закона. В основе всякого раздвоения сущего лежит изначально единая сила, которая мыслится Шеллингом только как живая. Природа есть космический организм, обладающий «мировой душой». По Шеллингу, лестница бытия со всеми ее ступенями дана от века. Все ступени абсолютно одновременны. Материя для него — загадка, волнующая, влекущая к себе, неразрешимая. Она не существует без духа, как дух без нее, — даже в Боге. Трансцендентальный идеализм.Шеллинг задается вопросом: как возникшее в процессе развития природы субъективное (бессознательно-духовное) становится объективным? На этот вопрос отвечает труд Шеллинга «Система трансцендентального идеализма». Шеллинг исходит из субъективного Я, полагая его как нечто первичное, а из него выводится объективное. Внутренним актом субъективного является «интеллектуальная интуиция». По Шеллингу, формы разумного познания — не умозаключения и доказательства, а непосредственное постижение в интеллектуальном созерцании-интуиции. Но субъектом такого постижения сущего может быть не просто рассудок, а лишь философский и художественный гений. Философия тождества.Шеллинг утверждал тождество духа и природы. Здесь исходным было понятие абсолютного, разума, в котором субъективное и объективное неразличимы. Абсолютное полагает своей деятельностью субъект и объект. Но то, что в АбСолюте тождественно, вечно и совершенно, в мире раздельно, необозримо, множественно, развивается во времени, представляется как процесс. Природа каждой вещи определяется перевесом в ней субъекта или объекта, иначе говоря, — степенью Абсолюта. При этом развитие характеризуется как целесообразное: на одном полюсе — материя, а на другом — истина познания. По Шеллингу, идея абсолютного тождества тесно связана с мыслью о самосознании единого — Бога. Он и есть разум. Шеллинг большое внимание уделяет идее свободы, которую увязывал с феноменами добра и зла. Та воля свободна, для которой одинаково возможны то и другое: человек стоит перед выбором. Правомерен вопрос: как согласовать существование зла со всемогущим и благим Богом. Человек социальное существо: в нем зло побеждается добром. На последнем этапе своего творчества Шеллинг рассматривал проблему откровения и мифологии. В заключение необходимо сказать, что труды Шеллинга оказали очень большое влияние не только на немецкую философию, но и на философские воззрения мыслителей других стран, в том числе и деятелей русской философской культуры. Он дружил с Ф.И. Тютчевым, переписывался с П.Я. Чаадаевым, его идеями вдохновлялись Вл.Ф. Одоевский, Д.В. Веневитинов, Н.В. Станкевич, братья Киреевские, Ап. Григорьев,B.C. Соловьев и др. 16. антропологический материализм Л. Фейербаха. Исторический материализм К. Маркса. Антропологический материализм Л. Фейербаха Первым немецким философом, подвергшим развернутой критике систему и метод Гегеля с материалистических позиций, был Л. Фейербах (1804-1872 гг.). Анализируя исходные посылки гегелевской системы, он сделал вывод о ее родстве с теологией. По мнению Фейербаха, религия и близкая к ней по духу философия Гегеля имеют общие категории. Они возникают в результате абстрагирования и наделения самостоятельной формой существования человеческой сущности, наиболее общих свойств человеческого рода, каковыми являются разум, бессмертие, могущество, благо. Бог, по Фейербаху, - это объективированная, т.е. вынесенная вовне абстракция, существующая лишь в головах людей. Подлинный творец Бога - человек попадает в зависимость от Бога. Чем больше атрибутов приписывается Богу, тем беднее становится человек, т.к. все эти атрибуты он отнимает у себя. Возродить у человека чувство самоутверждения и достоинства можно только на основе материалистического мировоз¬зрения. Фейербах предпочитал в своей философии не использовать термины "материализм" и "материя" из-за сложившегося отрицательного к ним отношения в общественном сознании и широко использовал термин "природа". Природа, по Фейербаху, существует вечно, она не зависит ни от Бога, ни от какой-либо философии. Материализм Фейербаха носит антропологический характер. По его мнению, в центре философии должен находиться человек как высшее существо природы. Субъект в системе Фейербаха - это реальный, целостный человек в единстве его телесных и духовных качеств. "Я" у Фейербаха - это не просто духовное и мыслящее начало, а человек, обладающий телом и думающий, реальное существо со всеми пространственно-временными характеристиками, которое только в качестве такового обладает способностью созерцать и мыслить. Важнейшей характеристикой субъекта является чувственность -синтетическая, обобщающая характеристика антропологических свойств природы человека, его телесности, разума, воли, сердца. Она опосредована общением с другим человеком. Именно в сфере межчеловеческого общения осуществляется, по Фейербаху, реализация человеком своей родовой сущности. Человек, отправляя функции рода, превращает сущностные силы всего человечества, продукты культуры в свои собственные жизненные силы, в целостность своих способностей. Разработанная Фейербахом материалистическая трактовка субъекта и его атеистическое мировоззрение оказали серьезное влияние на последующих мыслителей, в частности, на К. Маркса и Ф. Энгельса. Исторический материализм как составная часть философии марксизма Маркс и Энгельс показали несостоятельность идеалистического подхода к объяснению общественно-исторических явлений. Признавая значимость побудительных идеальных сил в исторической деятельности человека, они выяснили причины этих сил, которые так или иначе коренятся в материальных условиях жизни общества. Они ввели в научный оборот понятие "материалистическое понимание истории", суть которого заключается в признании определяющей роли материального производства по отношению к другим сферам общественной жизни. При этом они подчеркивали, что социально-экономическую детерминацию не следует абсолютизировать и рассматривать как однонаправленный процесс. Духовная жизнь общества имеет собственные законы функционирования и оказывает значительное влияние на процессы в обществе, ускоряя или замедляя их развитие. Маркс и Энгельс имели иное, чем Фейербах понимание человека как биосоциального существа. Они осуществили системный подход к проблеме человека. Маркс показал, что сущность человека представляет собой "ансамбль" всех общественных отношений. Однако проблема человека в ее тотальности для Маркса и Энгельса не всегда была приоритетной среди других философско-социологических проблем. Выявив определяющую роль материального производства в жизни людей, Маркс и Энгельс пришли к выводу о решающей роли производителей материальных благ - народных масс - в общественном развитии, и к пониманию классовой борьбы как движущей силы развития антогонистических обществ. Маркс критиковал Гегеля и Прудона за то, что для них человек -лишь щепка на волнах судьбы, актер, который играет по сценарию, написанному сверхчеловеческим, сверхприродным, объективным Разумом. Он признавал за человеком и авторство, и актерство своей собственной драмы, а всю историю считал ничем иным, как результатом деятельности прежде всего народных масс: человек творит историю в процессе своей многогранной деятельности сам. Из всей массы общественных отношений Маркс и Энгельс в качестве определяющих выделяли производственные отношения, что дало возможность обнаружить повторяемость в историческом развитии различных народов и обобщить сходные общественные порядки разных стран в одно основное понятие "общественно-экономическая формация". Она характеризуется производственными отношениями, возникающими на основе определенного уровня развития производительных сил, соответствующими им политической и правовой надстройкой, формами общественного сознания, семьей, бытом. Данное обобщение позволило перейти от простого описания общественных явлений к их научному анализу и открытию обусловливающих их законов. Стремление Маркса не рассуждать об обществе вообще, а постигать его как внутренне связанную динамичную систему, было шагом вперед по сравнению с традиционной социологией. Системный подход в познании природной и социальной сфер в их взаимосвязи явился важнейшим результатом творческого развития философии. |