1. Мировоззрение, его исторические типы
Скачать 436.16 Kb.
|
12. Рационализм Нового времени. Р.Декарт, Б.Спиноза.Рационализм — это точка зрения рассудка (разума). Рационализм, по определению философии, - совокупность философских направлений, которые делают центральным пунктом анализа: - с субъективной стороны — разум, мышление, рассудок; - с объективной — разумность, логический порядок вещей. Рене Декарт разрабатывал универсальный дедуктивный метод для всех наук исходя из теории рационализма, который предполагал наличие в человеческом уме врожденных идей, во многом определяющих результаты познания. Дедукция — метод мышления, при котором частные положения выводятся из общего. Основным понятием рационалистических воззрений Декарта была субстанция. Рене Декарт предложил два принципа для научной мысли: -движение внешнего мира следует понимать исключительно как механистическое; -явления внутреннего, духовного мира необходимо рассматривать исключительно с точки зрения ясного, рассудочного самосознания. Первый вопрос философии Декарта — возможность достоверного знания и определяемая им проблема метода, посредством которого должно быть получено такое знание. В философии Декарта метод научного познания называется аналитическим или рационалистическим. Это дедуктивный метод, он требует: -ясности и непротиворечивости операции самого мышления (что обеспечивается математикой); -разделения объекта мышления на простейшие элементарные части; -изучения этих элементарных частей в отдельности, а затем — движения мысли от простого к сложному. Анализируя природу души, Декарт внес бесценный вклад в психофизиологическую сущность этого феномена, дав тончайший анализ нейрофизиологических механизмов работы мозга, выявив в сущности рефлекторную основу психики. Рене Декарт продвигал идею пробабилизма. Пробабилизм - точка зрения вероятности: -взгляд, по которому знание является только вероятным, потому что истина недостижима; -моральный принцип, согласно которому закон может быть интерпретирован так, как это удобнее всего для приобретения человеческой свободы. СПИНОЗА Философия Спинозы, имеющая свой источник в Декарте и отражающая на себе влияние древних элеатов и стоиков, представляет сочетание рационализма с пантеистическим мистицизмом. Существует только одна субстанция (Бог), состоящая из бесконечного множества атрибутов. Бог — natura naturans (с лат. — «природа производящая»), то есть внутренняя (имманентная) причина всего сущего; мир — самопознание Божества. В двух атрибутах, в которых Божество познаётся человеком, в протяжённости и мышлении, присутствует тождество, то есть порядок и связь идей тождественны с порядком вещей. Человеческое мышление, на низших своих ступенях недостаточное и подчинённое страстям, может и должно возвыситься до адекватного познания вещей в их божественной необходимости, а это приводит к высшей добродетели, к «интеллектуальной любви к Богу». Счастье заключается в познании, в душевном успокоении, исходящем из созерцания Бога. В «Этике», основном своём произведении, Спиноза строит метафизику по аналогии с логикой, что предполагает: задание алфавита (определение базовых терминов), формулировку логических законов (аксиом), вывод всех остальных положений (теорем) путём логических выводов. Такая последовательность обеспечивает истинность выводов в случае истинности аксиом. 13. И. Кант: два периода творчества, агностицизм.14. Этика И.Канта.15. Философия Гегеля: диалектика, принцип триады, система и метод.16. Философия всеединства. В.Соловьев.17. Природа человека и творчества в философии Н.Бердяева.18. Русский космизм: Н.Федоров, К.Э.Циолковский.Русский космизм — течение русской религиозно-философской мысли, основанное на холистическом [под холизмом понимают «философию целостности»] мировоззрении, предполагающем телеологически определённую эволюцию Вселенной. Характеризуется осознанием всеобщей взаимообусловленности, всеединства; поиском места человека в Космосе, взаимосвязи космических и земных процессов; признанием соразмерности микрокосма (человека) и макрокосма (Вселенной) и необходимости соизмерять человеческую деятельность с принципами целостности этого мира. Включает в себя элементы науки, философии, религии, искусства, а также псевдонауки, оккультизма и эзотеризм. Данное течение описано в значительном количестве российских публикаций по антропокосмизму, социокосмизму, биокосмизму, астрокосмизму, софиокосмизму, светокосмизму, космоэстетике, космоэкологии и другим близким темам, но не имеет практически никакого заметного влияния в западных странах. |