Главная страница
Навигация по странице:

  • Главной целью философии

  • Чарльз Пирс (1839 – 1914 гг.)

  • Полезность

  • История философии

  • В теории познания

  • 1. Мировоззрение, его исторические типы


    Скачать 436.16 Kb.
    Название1. Мировоззрение, его исторические типы
    Анкорphill
    Дата13.06.2022
    Размер436.16 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаOtvqwe.docx
    ТипДокументы
    #588993
    страница7 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    19. Концепция ноосферы В.Вернадского.

    20. Философия прагматизма: Ч. Пирс, У. Джеймс.


    Прагматизм (от греч. «прагма» – выгода, польза)американская философия, возникшая в начале 20 века. Основными представителями являются: Пирс, Джеймс. Главной целью философии является не поиск абстрактной истины, а поиск такого знания, которое приносит пользу и выгоду. То есть главная задача – выработка арсенала средств, которые помогут людям решать практические жизненные задачи. Центральное понятие философии прагматизма«опыт», который включает всё, что имеется в человеческом сознании, как врождённое, так и приобретённое. Основная задача философиисовершенствование опыта во всех сферах жизни.

     

    Чарльз Пирс (1839 – 1914 гг.) – американский философ, один из основоположников математической логики, работы которого стали первоисточником американского прагматизма. Он отрицал врождённые идеи и интуитивное познание. По Пирсу, понятие об объекте можно достигнуть лишь путём рассмотрения всех практических следствий, вытекающих из действий с этим объектом. Наше знание об объекте всегда является незавершенным и опровержимым, гипотетичным. Это относится к обыденному и естественнонаучному знаниям, математическому и логическому суждениям, которые могут быть опровергнуты. Истина в трактовке Пирса – ясное и непротиворечивое на данной стадии развития знание. Истинность знания является надёжным условием результативной практики. Полезность определяет значение истины, её надёжность. Практический интереспричина нашей заинтересованности в искании истины.

    Уильям Джеймс (1862 – 1910 гг.) – американский философ и психолог, один из основоположников прагматизма. Согласно Джеймсу, философ ищет такой мир, который подходил бы к его темпераменту, и поэтому верит в любую соответственную картину мира. История философииистория столкновения человеческих темпераментов, которые влияют на ход мыслей философов всех эпох. Воззрение Джеймса является своеобразным сочетанием эмпиризма с идеалистическими и мистическими тенденциями. Он приписывал следующие признаки человеческому сознанию: любое состояние сознания является состоянием определенной личности, в сознании происходит постоянная смена его состояний («поток сознания») и он непрерывен, ни одно состояние сознания не бывает тождественным с любым иным. В теории познания Джеймс исходит из признания исключительной значимости опыта. В своих исследованиях он обращается к фактам, отвергая значимость абстрактных начал. По Джеймсу, истинность знания определяется его полезностью для успеха наших поступков. Джеймс абсолютизировал успех, превращая его в критерий истинности идей и в само содержание понятия истины: у него истина открывает смысл нравственной добродетели, а не полноту смысловой информации об объекте познания. Джеймс унаследовал глубокую веру в Бога от своей семьи. Его религиозные убеждения были демократичны, полны тепла и человеческой доброты. Идея Бога, по Джемсу, истинна.

    21. Философия жизни. А Шопенгауэр, Ф.Ницше, 'А.Бергсон.

    22. Психоанализ 3.Фрейд, К.Юнг. Э.Фромм.

    23. Экзистенциализм: Ж.-П.Сартр, А. Камю, К.Ясперс.

    24. Онтологические проблемы философии. Основные формы бытия.


    Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия — одна из главных в философии. 

    материальное бытие — существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;

    идеальное бытие — существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия;

    человеческое бытие - существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;

     социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.

     

    25. Материя как философская категория. Уровни организации материи.


    Мате́рия (от лат. materia «вещество») — физическое вещество, в отличие от психического и духовного[1]. В классическом значении всё вещественное, «телесное», имеющее массу, протяжённость, локализацию в пространстве, проявляющее корпускулярные свойства. В материалистической философской традиции категория «материя» обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности)[2]: материя отражается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).

    Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и, в частности, такого направления в философии, как диалектический материализм.



     
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта