Главная страница
Навигация по странице:

  • Диалектика – это

  • Древнегреческая диалектика

  • Диалектика И.Канта

  • Диалектика Г.Гегеля

  • 1. Мировоззрение, его исторические типы


    Скачать 436.16 Kb.
    Название1. Мировоззрение, его исторические типы
    Анкорphill
    Дата13.06.2022
    Размер436.16 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаOtvqwe.docx
    ТипДокументы
    #588993
    страница9 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    30. Диалектика и метафизика. 


    Диалектика представляет собой систему философского знания о развитии.

    Метафизика – философское учение, которое рассматривает явления вне их взаимных связей и вне развития.

    Противоположность диалектики и метафизики как подходов к развитию рассматривалась в марксизме. К. Маркс использовал диалектику как метод для исследования политико-экономических процессов. Он ввел в диалектику субъективизм и возможность исторической оценки экономических и политических событий.

    Диалектика – это:

    · специфический метод философского аргументирования, некоторый способ и форма теоретического мышления, оперирующего и исследующего противоречия, детерминирующие мысленное содержание данного мышления;

    · философский концепт об изменчивости бытия, вечном его становлении;

    · процесс «кристаллизации» истины, который осуществляется посредством формулирования множества вопросов и ответов на них;

    · наука, в рамках которой протекают процессы дифференциации и связывания понятий (противоположностей) в целях получения сверхчувственной сущности вещей (по Платону);

    · учение о корреляции противоположностей;

    · механизм нивелирования иллюзий человеческого разума, который запутывается в противоречиях в процессе своего естественного стремления к формированию цельного и абсолютного знания (трактовка предложена Кантом);

    · целостный метод познания противоречий, которые обнаруживаются в качестве внутренних движущих механизмов развития бытия, духа, истории.

    Древнегреческая диалектика

    Диалектика как вид философского мышления появилась в древнегреческой философии

    Элеаты (Элейская школа) считали, что только объяснимое действительно. Ничто не может быть действительным без рационального объяснения.

    Гераклит утверждал, что в мире все пребывает в движении, все течет и меняется, все существует и в то же время не существует, находится в неизменном процессе появления и исчезновения.

    В отличие от Гераклита, Сократ считается основоположником субъективной диалектики, т.е. диалектики идей, понятий, составляющих суть человеческою мышления. Сократ указывал, что познание истины всегда достигается преодолением противоречий. Диалектический метод Сократа – это учение о преодолении противоречия (или круга противоречий), отрицании противоречия и недопущении противоречия.

    Платон считал диалектику чистым, изнутри развивающимся мышлением.

    Аристотель сделал попытку обобщений труднейших противоречий как базисной категории диалектики в целом.

    Диалектика И.Канта

    Диалектика И. Канта основывается на чувстве, рассудке и человеческом разуме. По утверждению Канта, все в этом мире подчинено рассудку, потому что через него происходит познание всего окружающего мира. Диалектика Канта призвана отражать противоречия не самих вещей, а лишь противоречия мыслительной деятельности, направленной на познание этих вещей, тем самым становится очевидна субъективность кантовской диалектики. Именно потому, что в ней происходит противопоставление содержания знаний и их логической формы, предметом диалектики становятся сами эти формы.

    Диалектика Г.Гегеля

    Первое действительное применение диалектики как мыслительного процесса, выводящего целую систему определений из одного общего понятия, можно отметить у Гегеля. Он отождествляет имманентную диалектику нашего мышления с трансцендентным логосом всего сущего. Диалектическое мышление есть собственное сознание сущего или его сознание о себе самом, причем вне этого сознания сущего нет.

    Диалектика Г. Гегеля конструирует подвижную, динамическую систему понятия средством которой реализуются такие важные принципы диалектики, как принцип всеобщей, универсальной связи и принцип развития. В качестве внутреннего источника развития Г. Гегель рассматривал противоречие.

    Гегель утверждает, что развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм: есть определенный тезис, к которому всегда находится антитезис – его полная противоположность. При взаимодействии двух противоположных тезисов получается синтез – новое утверждение, которое так же становится тезисом, но на другом уровне развития. Данный процесс повторяется постоянно, а каждый новообразованный тезис имеет всё более высокий уровень развития. Согласно теории Гегеля, движущей основной прогресса являются противоречия.

    Положительная диалектика В. Соловьева утверждает, что логическое содержание нашего чистого мышления тождественно с логическим содержанием сущего. Соловьев указывал, что поскольку наш разум есть отраженное проявление сущего в его общих логических определениях, постольку мы можем иметь и соответствующие, адекватные этим определениям мысли или понятия.

    Метафизика

    Метафизика (с греч.- после физики) – философское учение о сверхопытных началах и законах бытия или какого-либо определенного типа бытия. Аристотель называл это учение «первой философией». Ввел его Андроник Родосский в I веке до н.э. для обозначения той части учения Аристотеля, в которой исследовались общие, умозрительно постигаемые начала бытия и познания. Теперь термин «метафизика» нередко употребляется, как синоним философии Метафизический метод характеризуется тем, что рассматривает

    предметы и процессы по одному принципу: либо да, либо нет; либо белое, либо черное; либо друг, либо враг и т.д. При рассмотрении движения метафизика тяготеет к сведению многообразных его форм к какой-либо одной. Благодаря метафизике естествознание Нового времени достигло значительных успехов. Для материализма Нового времени было характерно сведение различных форм движения материи к механической. Поэтому он и получил название механического материализма, который в свою очередь, является проявлением метафизического материализма. Основная черта новой метафизики - сосредоточенность на вопросах гносеологии, что делает ее в первую очередь метафизикой познания, а не метафизикой бытия (какой она была в античности и в средние века).

    Метафизика как противоположность отрицает истинность того, в чем обнаруживается противоречивость. В Средние века метафизика выступала как форма оптимального познания, соотносимого со сверхразумным познанием. Вопрос о сущем преобразовался в вопрос «Что есть Бог?». В Новое время метафизика отделилась от других наук и рассматривалась в качестве методологии. У Канта – метафизика понимается как априорное познание, у Гегеля – она связана с рассудком (в то время как разум связан с диалектикой).

    Диалектика «исправляет» недочеты метафизики, которая не может совладать с противоречиями. Как разновидность метафизики рассматривается догматизм – отрицание принципа развития и отказ связывать правду с условием, временем, местом. Мышление человека диалектично.

    Однако в процессе развития философского знания диалектика и метафизика взаимодействуют между собой.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта