Главная страница

1. Мировоззрение, его исторические типы


Скачать 436.16 Kb.
Название1. Мировоззрение, его исторические типы
Анкорphill
Дата13.06.2022
Размер436.16 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаOtvqwe.docx
ТипДокументы
#588993
страница1 из 11
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

1. Мировоззрение, его исторические типы


Мировоззрение – система взглядов человека на мир, выражающая отношение человека к миру и систему его ценностей. 

Уровни мировоззрения:

-мироощущение (самый примитивный)

-мировосприятие (ясные, логические представления)

-миропонимание (умозаключения о системе мира)

Виды мировоззрения:

-обыденное

-концептуальное

Исторические типы мировоззрения:

1) обыденное (житейское)

− Носители - вселюди.

− Положения передаются через воспитание и образование и строятся на здравом смысле и житейской логике.

− Цель - адаптироваться в окружающем мире.

2) мифологическое (эпоха палеолита)

− Человек не выделяет себя из природного мира, что приводит к антропоморфизации природного мира.

− Время не делится на прошлое, настоящее и будущее. Существует только сакральное (священное) и профанное (вечное настоящее)

− Все воззрения человека на мир определяют общественное устройство, индивидуальное бытие и выражаются во всех сферах человеческой жизнедеятельности.

− В современном мире мифология сохраняет свое значение, проявляясь на бытовом уровне, в идеологических системах и в искусстве.

3) религиозное (эпоха верхнего палеолита)

− Структурирование мира

− Развитие абстрактного мышления

− Формирование специального языка

− Наличие священного писания, в котором четко зафиксирована истина

− Сосредоточение внимания на бытии человека (мир и человек не одно целое)

− Человек осознает, что он может познавать и преобразовывать, он осознает, что он слабее физически

− Человек признал свою индивидуальность

− Оно определило социально - политическое устройство человечества и оказало влияние на все сферы человеческой жизнедеятельности

4) научное (возникает в эпоху верхнего палеолита)

− Утверждает, что можно дать объективную картину мира, которая будет истинной

− Стремление доказывать свои положения наглядно

− В основе любой науки – абстрактная конструкция

− Научные истины объявляются истинами в последней инстанции, или абсолютной истиной

− Связано с социальной системой и часто является основой идеологии

5) философское (эпоха верхнего палеолита)

− Эпоха расцвета – сер. I тыс. до н.э., когда в древних цивилизациях формируются первые философские направления и создаются первые философские тексты (Др. Китай – «Лунь Юй» Конфуция, «Веды» в Др. Индии, трактаты «О Природе» в Др. Грецииитд)

3. Основной вопрос философии и его две стороны. 


Философская традиция, а именно в марксизме было введено понятие – основной вопрос философии, который заключается в отношении мышления к бытию

Первое ядро – бытие, второе – мышление.

В зависимости от решения этого вопроса можно выделить три направления, которые отражают онтологическую сторону вопроса:

1.Материализм (материальное – первичное)

2.Идеализм (духовное – первичное)

3.Дуализм (учение, в котором материальное и духовное существует независимо друг от друга)

Второй стороной основного вопроса философии является гносеологическая, которая ставит проблему познавания мира (философский оптимизм – мир абсолютно познаваем, агностицизм, скептицизм)

Основной вопрос философии имеет две стороны:

I.Что первично – сознание или материальный мир?

Ученые разделились на два лагеря, соответственно сформировались два направления в философии: материализм и идеализм. Материалистическое мировоззрение проявляется в двух формах: диалектический материализм и метафизический материализм. Идеалистическое мировоззрение проявляется в двух формах: объективный идеализм и субъективный идеализм.

Ни одно из этих направлений нельзя назвать заблуждением или ошибкой. В рамках каждого из них выдвигались глубокие аргументы, ценные идеи, которые заслуживают серьезного внимания.

II. Дают ли наши знания истинную информацию о внешнем мире и о человеке? Может ли человек познать мир и самого себя? В решении этой проблемы сформировалось несколько направлений:

1. Тех, кто считал, что мир непознаваем, называют агностиками (в переводе с греческого a – не, gnosis – знание).

2. Гносеологические оптимисты утверждают принципиальную возможность познания мира, они стремятся к высокой истине, к познанию без пределов и запретов.

Скептики, опираясь на постоянную изменчивость мира, заявляют о неправомочности постановки этого вопроса.

· Решение 1-ой стороны овф – что первично: бытие или сознание

Монизм Материя первична; сознание вторично - Материализм (Гераклит, Демокрит, Дидро, Маркс) Материя зависит от духовного начала – Идеализм: Субъективный (Беркли, Юм, экзистенциализм, неопозитивизм)

Объективный (Платон, Гегель, неотомизм)

Дуализм Материальное и духовное начало существуют независимо (Декарт)

· Решение 2-ой стороны овф – познаваем ли мир (природа, общество)

Мир познаваем – Оптимизм (материалисты, некоторые идеалисты)

Достоверное познание мира невозможно – Агностицизм (Д. Юм. И. Кант): скептицизм
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


написать администратору сайта