1. Мировоззрение, его исторические типы
Скачать 436.16 Kb.
|
8. Поздняя античность: эпикурейцы, стоики, скептики.Скепсис – это не невозможность дальнейшего познания, это отказ от возможности дойти до истины. Многообразие и изменчивость вещей объясняются тем, что они – видимость, не имеющая ничего общего с истинной сущностью мира. Поэтому органы чувств – источники всех заблуждений. Как и стоики скептики хотели научить человека быть счастливым, но достичь этого можно не путем убеждений, а путем отказа от всякого познания и убеждений. Скептики видели своей целью опровержение догматов всех школ, сами ничего не утверждали, отвергая свой собственный догмат ничего не утверждать, т.к. и он был утверждением. В отличие от ЭП. и СТ. ф. , где достижение предполагало познание явлений и законов природы, эта ф. отказывается от познания. Достижение счастья по Пиррону - достижение атараксии (спокойствия, невозмутимости). Хотя скептицизм во многом критически постигает реальную проблематику сложности развития познания, его основной чертой были, однако, безнадежность и отказ, ведущие к агностицизму. Эпикуреизм - учение и образ жизни, исходящие из идей Эпикура и его последователей, отдающих не задумываясь предпочтение материальным радостям жизни. Главная задача ф. - создание этики, учения о поведении, приводящем к счастью. Счастье Эпикур и его последователи понимают гедонистически: высшим благом является удовольствие (hedone), злом — его противоположность, боль. Человек по своей природе стремится к удовольствию и избегает боли: поэтому удовольствие и боль представляются критериями людского выбора, основой этики, определяют человеческие поступки. «Смерть не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти ещё нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет», — утверждал философ Стоицизм В конце IV в. до н. э. в Греции формируется стоицизм, который в эллинистическом, а также в более позднем римском периоде становится одним из самых распространенных философских течений. Его основателем был Зенон. Стоики воспринимаются как люди мрачные, суровые, которые, стиснув зубы, готовы терпеть все жизненные неурядицы, а не пытаться их преодолеть. Однако суть учения совсем не в этом. Стоицизм — это о том, как в тяжелых испытаниях увидеть возможности, как быть счастливым даже в самой беспросветной ситуации. “Будь подобен скале: волны беспрестанно разбиваются о нее, она же стоит недвижимо, и вокруг нее стихают взволнованные воды.” Марк Аврелий 9. Философия Средневековья: характерные черты, природы. Спор об универсалиях.Главная черта средневековой философии в Европе - ее глубокая связь с господствавшим в обществе христианским религиозным мировоззрением. Средневековая религиозная философия возникла на основе учений Платона и его последователей - неоплатоников; на основе философии Аристотеля, из которой были удалены все материалистические идеи; наконец, на основе патристики - учения «отцов церкви», христианских религиозных мыслителей II-VIII вв. Основные предпосылки становления средневековой философии: 1)Неоплатонизм. (Он оказал огромное влияние на развитие средневековой философии и сыграл роль связующего звена между древней и средневековой философией. Учение об устремленности к вечному были переосмыслены и вошли в контекст христианского богословия, как на Востоке (каппадокийцы), так и на Западе (Августин). Уже в конце античности неоплатонизм вступает в сложное взаимодействие с христианством, а затем с мусульманством и иудейством. А также он послужил в дальнейшем почвой для развития патристика и схоластики). Филон Александрийский.( Филону как религиозному мыслителю было свойственно считать, что главным предметом интеллектуальных стремлений должны быть размышления о боге. Филон оказал влияние на патристику, а также культуру Средневековья. В онтологии Филона Бог есть абсолютный дух, поэтому лишен телесных признаков, представляет собой трансценденцию, т.е. находится за пределами мира, недоступен человеческому восприятию и обладает разумными творческими силами. Используя античное понятие «Логос», Филон трактовал его и как разумный порядок, и как посредника между Богом и миром. Разум человека является отражением Логоса, а души людей - творение Бога. 2)Этические идеалы стоицизма (идеалом стоиков выступает мудрец (как раз таки он подобен богу, которому и уделяла внимание вся средневековая философия, т.е вот и пошла предпосылка), поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию, добродетели и бесстрастию (апатии), самодостаточности. Настоящий мудрец, согласно стоикам, не боится даже смерти; именно от стоиков идет понимание философии как науки умирать). 3)Христианский монотеизм (Монотеизм - единобожие, религия, признающая единого Бога, в отличие от политеизма, многобожия. Ведущие представители христианской религии испытывали потребность в философском обосновании своих исходных положений (в первую очередь доктрины единобожия). А также от некогда негативных оценок "мудрецов" и их учений они все чаще стали обращаться к их положениям, способным дополнить или подкрепить те или иные истины религии (например,Тит Флавий Климент, Ориген). С другой стороны, философы все больше ориентировались на те или иные установки христианства, порой совпадающие и дополняющие их умозрительные или, быть может, недостаточно обоснованные жизненным опытом утверждения; космологические идеи философов порой имели тенденцию к выходу в представления о Мировом Уме, о "конечной причине", о "форме форм", а вероучение христианской религии о невещественном ("нематериальном") Абсолюте, или Боге, могло дать отправную точку для новых философских размышлений). * Экзегетический характер учений – раздел, в котором истолковываются библейские тексты; *Теодицея – совокупность религиозно-философских доктрин, призванных оправдать управление Вселенной Божеством, несмотря на наличие зла в мире; Этап патристики: – это система философских и теоретических воззрений мыслителей религии, «отцов» церкви. Это направление христианской философии, основной целью которого является утверждение, обоснование и подтверждение силы веры. В истории патристики выделяют несколько этапов: 1) ранняя патрист. (2 - 3 вв.) 2) зрелая патристика. (3 - 5 вв.) 3) поздняя патристика (6 - 8 вв.). Иными словами, это философия лидеров христианства до 7 века. Они заложили основу христианского мировоззрения и внесли неоценимый вклад в формирование этики и эстетики. Основные проблемы этого этапа: 1)проблема монотеизма(единьожие, т.е Бог, являющийся личностью, единый, уникальный, вечный и бесконечный), 2) проблема трансцендентности Бога ( выходящее за пределы чувственного познания), 3) проблема теодицеи ( оправдание Бога) Представитель – Августин Аврелий. Этап схоластики: Схоластика – обоснование религиозных догматов логическим путем Она представляла собой единство логики и христианского богословия. Она занималась вопросами веры и доказательствами существования Бога. Поиск рациональных путей познания Бога с помощью анализа текстов и рассмотрение аргументов «за» и «против», в ходе которого находится разумное решение неясных и спорных вопросов. Представитель – Фома Аквинский. Основная проблема: отношение общего к единичному, а также вопрос о месте и роли «универсальной» (общих понятий, типа: «человек», «животное», «предмет» и пр.) в структуре бытия и процессе познания. Фома Аквинский отмечает, что «бытие божие», коль скоро оно не является самоочевидным, должно быть доказано через доступные нашему познанию следствия. Он предлагает свои доказательства существования Бога, которые использует и современная католическая церковь. *СПОР ОБ УНИВЕРСАЛИЯХ Универсалии – наиболее общие понятия, противопоставляются единичным вещям. Направление в схоластике, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, называется реализмом. Направление в схоластике, утверждающее, что универсалии не существуют самостоятельно, называется номинализмом. Спор между реалистами и номиналистами – это проблема универсалий. Характерной чертой средневековой философии является спор об универсалиях (общих понятиях, в котором сконцентрировались как онтологические проблемы (что есть реально сущее? Обладает ли общее признаками реального бытия или нет? Как соотносятся общее и единичное в мире?) Так и гносеологические проблемы (каким образом существует идеальное? Как возможно рационально понятийное познание? Как относятся мышление и действительность?). В трактовке сущности общего, соотношении общего и единичного выделяются две крайние позиции: реализм и номинализм. § Реализм - философское направление, признающее существование общего, общих понятий (идей) вне вещей, до существования вещей в божественном разуме. Концепцию реализма в средневековой философии развили: Августин Аврелий, Ансельм Кентерберийский, Альберт Великий, Фома Аквинский. В отличие от крайнего реализма, утверждающего, что общее существует только вне вещей, Фома Аквинский обосновал позицию умеренного реализма, утверждающего троякое существование универсалий; до вещей в божественном разуме, идеи как вечные прообразы вещей; в вещах, как и сущности, субстанциональные формы; после вещей, в человеческом разуме, как понятия, результат абстракции. § Номинализм (от лат. nomen - имя) - философское учение отрицающее онтологическое знание универсалий, утверждающее, что реально существуют только единичные вещи, а общее - это результат деятельности разума, который находит связи между вещами. Представители этого направления в средневековье: Росцелин, Иоанн Дунс Скотт, Уильям Оккам, Николай из Отрекура, Иоганн Буридан и др. Крайности двух противоположных позиций снимаются в концептуализме Абеляра. § Концептуализм (от лат. conceptus - понятие) - философское учение, которое, не приписывая общим понятиям самостоятельной онтологической реальности, утверждает, что в единичных предметах существует нечто общее, на основании чего в познании возникает концепт - понятие, выраженное словом. Спор об универсалиях выявил две позиции философов и на проблему творения мира. Реалисты считают, что разум - это главное и в акте творения (Бог творит мир благодаря идеям, образцам, которые изначально у него существуют), так и в акте познания. Номиналисты же утверждают, что главное в творении мира не разум, а воля (Бог творит мир в акте свободной воли). |