Главная страница
Навигация по странице:

  • 24. Проблема воли в иррациональной философии А.Шопенгауэра, Ф.Ницше.

  • 25. Основные этапы развития и проблемы русской философии.

  • 26«Философия Всеединства» Вл.Соловьева.

  • 27. Философские идеи западничества и славянофильства в России Х

  • 28Бытие как объект философского исследования. Основные подходы к пониманию бытия в истории философии.

  • 30Проблема субстанции в философии.

  • 31. Понятие материи. Развитие представлений о материи в истории философии.

  • 32Движение, пространство, время как философские категории.

  • 33Становление и развитие диалектических идей в философии.

  • 34Чувственный и рациональный уровни познания. Их формы.

  • Вопросы по философии с ответами. 1. Мировоззрение. Его структура и исторические типы


    Скачать 248.51 Kb.
    Название1. Мировоззрение. Его структура и исторические типы
    АнкорВопросы по философии с ответами.docx
    Дата14.05.2017
    Размер248.51 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВопросы по философии с ответами.docx
    ТипДокументы
    #7576
    страница6 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
    23Философия экзистенциализма.

    Экзистенция — способ бытия человека. Впервые в этом значении термин экзистенция употребляется Кьеркегором.

    Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — существование) — «философия существования», одно из самых модных философских течений в середине XX в., явившее собой «самое непосредственное выражение современности, ее затерянности, ее безысходности... Экзистенциальная» философия выражает общее чувство времени: чувство упадка, бессмысленности и безысходности всего происходящего... Экзистенциальная философия — это философия радикальной конечности»

    Экзистенциализм — это философия человека. Основная тема всех работ — это человек, его взаимоотношения с миром, человек в его самосознании. Суть экзистенциалистского подхода заключается в следующем: личность не зависит от окружающей среды, при этом разум, логическое мышление составляет лишь некоторую часть человека ( не главную его часть).

    Согласно экзистенциализму, задача философии — заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире. Его бытие окружено со всех сторон какими-то таинственными знаками, символами. Для чего живет человек?

    В чем смысл его жизни? Каково место человека в мире? Каков выбор им своего жизненного пути? Это действительно очень важные вопросы, которые не могут не волновать людей. Экзистенциалисты исходят из единичного человеческого существования, которое характеризуется комплексом отрицательных эмоций — озабоченность, страх, сознание приближающегося конца своего бытия. При рассмотрении всех этих и других проблем представители экзистенциализма высказали немало глубоких и тонких наблюдений и соображений.

    Основа каждой личности — это некоторый поток переживаний его мироощущения, переживания своего собственного бытия. Именно этот поток переживаний называется экзистенцией. Экзистенция не только не зависит от среды, она всегда уникальна и неповторима. Отсюда два вывода:

    человек непреодолимо одинок, ибо все его связи с другими людьми не дают полную возможность выразиться его экзистенции. Она может выражаться в его творчестве, но любой продукт творчества есть нечто вещественное и отчужденное от его творца;

    человек внутренне свободен, но эта свобода не благо, а тяжкое бремя («Мы прокляты нашей свободой» Ж.П. Сартр), потому что она связана с бременем ответственности. Человек создает себя сам.


    24. Проблема воли в иррациональной философии А.Шопенгауэра, Ф.Ницше.

    Одним из наиболее ранних философов–иррационалистов является немецкий философ А. Шопенгауэр (1788-1860). Его основная работа « Мир как воля и представление» была опубликована еще в 1819 году, но получила признание лишь в конце его жизни. Шопенгауэр опирается на философию Канта, но заметно иррационализирует его учение о «вещи в себе», абсолютизирует нерациональный характер продуктивной силы воображения. Он испытывает также влияние индийской философии.

    Шопенгауэр рассматривает мир в двух аспектах: как представление и как волю. Весь «существующий для познания» мир – объект по отношению к субъекту, мое представление, без субъекта не существующее («Нет объекта без субъекта»). Рассматривая представление как единство субъекта и объекта,  Шопенгауэр предвосхищает идею, распространенную в Новейшей философии. Представление мира осуществляется в формах пространства и времени, причинности, множественности. Мир как представление – мир феноменов, мир науки. Научное познание исследует отношения между вещами, но суть вещей, реальность скрыта.  Мир феноменов – иллюзия, покрывало Майи. Уже тело человека показывает недостаточность понимания человека только в аспекте мира как представления.  Тело – не просто тело среди других предметов, но и проявление воли. («Волевой акт и телесные движения есть одно и то же»). Тело – это видимая воля, сущность практических поступков – в воле. Шопенгауэр делает вывод о том, что воля – это сущность не только отдельного человека, но мира в целом. Воля – свободна и иррациональна, она вне времени, пространства множественности – вещь-в-себе. Воля едина, но можно выделить «ступени объективации» воли – идеи Платона. Воля проявляется по-разному – от бессознательных ступеней объективации до формирования представления о мире. Познание, разум – вторичны, производны по отношению к воле.

    Воля как воля к жизни - основа страданий, это непрерывное напряжение. Жизнь человека проходит между страданием от неудовлетворенной потребности и скукой. Мир – обитель страдания, оптимизм бессовестен. Этика Шопенгауэра – этика пессимизма. Это новое явление в западноевропейской философии. Уменьшить страдание можно через искусство, созерцая неизменные идеи. Но полностью устранить страдания можно лишь через аскезу, укрощая волю. Вместе с угасанием воли к жизни упраздняется и мир явления, происходит растворение в ничто и успокоение духа.

    Философское учение Ф. Ницше (1844-1900) непоследовательно и противоречиво, но оно едино по духу, тенденции и цели. Оно не исчерпывается рамками философии жизни. Его основные работы: «Так говорил Заратустра» (1885), «По ту сторону добра и зла» (1886) и другие. Ранний Ницше находился под влиянием Шопенгауэра, но в отличие от последнего вопросам бытия и познания уделял гораздо меньшее внимание. Его творчество в основном посвящено критике европейской культуры и проблемам морали. Нерациональная воля, «жизнь» в ее противоположности научному разуму образует исходную реальность. Мир есть мир нашей жизни. Независимый от нас мир не существует. Мир рассматривается в процессе непрерывного становления, это мир постоянной борьбы за существование, столкновения воль. Ницше, как и другие философы-современники, биологизирует мир, который для него в основе – «органический мир». Становление его - проявление воли к власти, которая и порождает относительно устойчивый порядок действительности, так как  большая воля побеждает меньшую. В отличие от Шопенгауэра Ницше исходит из плюрализма воль, их борьба формирует действительность. «Воля» понимается конкретнее – как воля к власти. Наконец, он отстаивает необходимость укрепления воли, критикуя Шопенгауэра за его стремление  успокоить последнюю. Необходимо стремиться не к небытию, а к полноте жизни – таков принцип философии Ф. Ницше. Он критически относится к идее развития: есть лишь становление и «вечное возвращение». Периодически наступает эпоха нигилизма, воцаряется хаос, отсутствует смысл. Возникает необходимость воли, появляется примирение с самим собой и мир снова повторяет сам себя. Вечное возвращение – судьба мира, на ее основе складывается «любовь к року». Познание мира недоступно логике, обобщающей науке, познание - средство овладения миром, а не получения знания о мире. Истина – лишь «полезное заблуждение». В процессе познания мы не проникаем в сущность мира, а лишь даем интерпретацию мира, воля к власти проявляется в создании своего «мира» человеческим субъектом.

    Критикуя современную ему культуру, Ницше отмечает особое историческое место своей эпохи. Это эпоха, когда «Бог умер», и Ницше провозглашает новую эру прихода сверхчеловека. Его Заратустра – пророк этой идеи. Современный человек слаб, он есть «нечто, что нужно преодолеть». Христианская религия как религия сострадания – религия слабых, она ослабляет волю к власти. Отсюда антихристианство Ницше (при высокой оценке личности Иисуса). Христианская церковь, считает он, все перевернула («любую истину превратила в ложь»). Необходима «переоценка ценностей». Переоценке подлежит и традиционная мораль. Современная мораль – эта мораль слабых, «рабов», это орудие их господства над сильными. Один из виновников морального переворота - Сократ, и  поэтому Ницше идеализирует досократиков, у которых мораль не была еще извращена. Ницше превозносит аристократическую мораль, которой присущи отвага, щедрость, индивидуализм. В ее основе - связь человека с землей, радость любви, здравый рассудок. Это и есть мораль сверхчеловека, сильного, свободного человека, который освобождается от иллюзий  и реализует высокий уровень «воли к власти», возвращаясь «к невинной совести хищного зверя». Декларируемый Ницше «аморализм» и связан с заменой «морали рабов» на «мораль господ». Новая мораль, по сути, - новая интерпретация мира. Философия Ницше нередко получала неоднозначные оценки: ее пытались использовать идеологи фашизма, в ней видели идеологию империалистической буржуазии. В то же время она оказала влияние на ряд течений в современной философии и культуре
    25. Основные этапы развития и проблемы русской философии.

    Кристаллизация духовной русской культуры в целом. Пространство встречи Востока (община и сильная власть, основанная не на законе, а на воле монарха) и Запада (христианских и гуманистических ценностей).

    Предыстория: в России X-XIX9 вв. философское знание подчинено религиозной практике.

    Основные темы (черты):

    - мир – царство Софии, единства любви и премудрости (это называется «русский онтологизм»);

    - антропологизм и психологизм (в центре внимания «внутренний мир» и подвижничество – идеал личного поведения);

    - нужна справедливая истина (правда);

    - ориентированность на мир должного;

    - вера в мессианство русского народа.

    Собственно русская философия сформировалась в середине XIX века. Началось якобы с писем Чаадаева. Потом в 40-60 годы спор западников со славянофилами. В итоге философия всеединства Владимира Соловьева, объединившая позиции Запада и Востока, разум и веру.

    На рубеже XIX-XX веков философский ренессанс:

    - философия всеединства (Флоренский, Булгаков);

    - русский космизм (Вернадский, Циолковский);

    - все стратегии мировой философии, особенно экзистенциально-феноменологические;

    - марксизм (Плеханов, Ленин).

    Октябрьская революция подчинила философию марксистко-ленинской идеологии. Но с 90 годов 20 века идет возрождение всех направлений
    26«Философия Всеединства» Вл.Соловьева.

    В.Соловьев создавал целостную мировоззренческую систему, связывающую запросы религии и социальной жизни человека. За основу брал христианство с его межконфессиональным характером. Главная особенность этой системы в том, что Соловьев включал в христианское мировоззрение достижения естествознания, истории, философии.

    Центр философии В.С. – синтез религии и науки. Эту мысль Соловьёв выразил как идею всеединства. Всеединство - это единство творца и творения. «Всё едино в Боге».

    Бог есть Абсолютно-сущее. Бог – как космический разум, существо сверхличное, особая организующая сила, действующая в мире. Бог распадается на атомы, которые своими движениями и колебаниями организуют реальный мир.
    Атомы – эманации Бога, живые, элементарные существа или идеи. Идея – деятельностное существо. Всё сущее последовательно меняется, имеет непрерывную динамику бытия.

    В.Соловьёв выделяет два вида бытия: абсолютное и становящееся.
    Становящееся бытие нужно абсолютному как поле для проявления. Природа также как и дух есть проявление абсолютного, разница только в степени. Применяя влияние абсолютного, становящееся становится свободным. Для становящегося абсолютное – идеальное, постепенно реализуемое. Эта постепенная реализация возможна в человеке.

    Становящееся должно быть в состоянии вечного становления, иначе перестаёт быть полем. Итог - вечное несовершенство человека. Человечество – как идеальное собирательное начало, высшая форма, в котором все существующее становится абсолютным – форма соединения материальной природы с божеством. Форма человеческая может бесконечно совершенствоваться и способна вместить всё, к чему стремится. Реализация всеединства является задачей человечества.

    Целью исторического процесса В.Соловьёв видел в одухотворении человека, соединении человека с Богом. В этом единый космоэволюционный процесс.

    В.Соловьёв видел механизм сближения Бога и человека через концепцию Богочеловечества. Воплощенный Бог – Иисус Христос является и полным человеком, и полным Богом. К этому должен стремиться человек. Через Иисуса Христа божественное соединилось с человеческим через Слово. Природный человек через ценности Христа одухотворяется.

    Соединение Бога с человеком должно произойти не в одном Иисусе Христе, а во всем человечестве. Христианство – религия Божественности и Богочеловечества, предполагает веру в Бога и человека. Второй лик Божий явлен как лик человеческий. Этим утверждением человек ставится в центр бытия. Человек призван к творческому делу, соучастию в божьем деле. Через Христа устанавливается абсолютная родственность человека и Бога.

    По мнению Бердяева Н.А., мысль о Богочеловечестве есть основная идея философов космистов.

    В гносеологии принцип всеединства реализуется через концепцию цельного знания. Цельное знание В.Соловьев рассматривает как синтез науки, философии и религиозной веры. Основной принцип цельного знания – вера в существование абсолютного начала – Бога. Вера есть непосредственная уверенность, утверждение безусловного существования другого, внутренняя свобода от всего и внутренняя связь со всем. Вера - есть способность воспринимать существование предмета, его суть вне зависимости от наших чувств, способность воспринимать суть, воображаемую в нашем уме.

    В.Соловьёв выделяет в природе человека три рода познания бытия:

    чувства – дают знание внешней и видимой действительности,
    мышление – даёт знание всеобщих свойств и
    деятельностная воля – даёт знание собственно сути предмета.
    Вера является завершением процесса познания.

    Организацию цельного знания даёт синтез науки, философии и религии. Эта концепция ведёт к постижению истинного, абсолютного в любом проявлении действительности.

    К целостному существованию человечество может привести русский народ. Русский народ, который изначально жил общинно, является посредником между человечеством и миром Абсолюта.

    В жизни русского народа предрасположенность к преобразовательности – стремление к внутреннему преображению реальности в единство истины, добра и красоты, а не лишь к внешнему реформаторству.
    27. Философские идеи западничества и славянофильства в России ХIX-XX вв.

    ЗАПАДНИЧЕСТВО И СЛАВЯНОФИЛЬСТВО

    — направления рус. общественной мысли 1840—1850-х гг., представители которых вели между собой полемику о путях общественно-исторического и культурного развития России. 
    Активными участниками московского западнического кружка были А.И. Герцен, Н.П. Огарев, Т.Н. Грановский, В.П. Боткин, Н.Х. Кетчер, К.Д. Кавелин и др. С участниками кружка был также тесно связан В.Г. Белинский. Наиболее видные представители славянофильства (С.) — И.В. Киреевский, П.В. Киреевский, А.С. Хомяков, И.С. Аксаков, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин. 
    Если западники настаивали на том, что страны Зап. Европы и Россия развиваются по единым для всего человечества законам, то славянофилы полагали, что важнейшей исторической задачей России является развитие самобытных общественных и культурных начал. Западников объединяла критическая установка по отношению к славянофилам, уверенность в приоритете общих закономерностей исторического развития над особенными и специфическими. Вместе с тем западники по-разному трактовали особенности зап. цивилизации и, соответственно, по-разному представляли себе перспективы исторического развития России. 
    В основном линии размежевания в среде западников определялись расхождением социально-политических позиций. Постепенно оформилось противостояние двух течений — революционно-демократического и социалистического, с одной стороны, и умеренно-либерального — с другой. Лидерами первого направления в западничестве (З.) были Белинский, Герцен, Огарев, второго — Грановский, Кавелин, Боткин и др. 
    Полемика между западниками и славянофилами началась после публикации в 1836 первого «Философического письма» П.Я. Чаадаева, написанного в западническом духе. 
    Филос. основу З. составляло преимущественно гегельянство. Принимался в основных чертах гегелевский взгляд на исторический процесс, характерными особенностями которого было учение о трехступенчатом саморазвитии воплощенной идеи от наличного бытия к разумной действительности и представление о переходе от господства необходимости к царству свободы. Соответственно, западники истолковывали исторический процесс как однонаправленный, т.е. как процесс прогрессивного развития. Конечной целью исторического движения признавалось достижение такого устройства общества, при котором были бы реализованы идеалы общественной свободы, создававшие условия для гармонического развития личности. Вслед за Гегелем западники разделяли народы на «неисторические», т.е. находящиеся на патриархально-догосударственной стадии развития, и «исторические», вступившие на путь развития гос-ва и гражданского общества. 
    Подобно индивидам и человечеству, народы как идеальные личности проходят две стадии развития: эпоху естественной непосредственности и эпоху сознательного существования. Перед «историческими» народами открыта перспектива перехода к состоянию разумной действительности. Западники отвергали, однако, объективизм и панлогизм Гегеля с позиции персоналистически ориентированного представления о центральном значении человеческой индивидуальности в мироздании. 
    В западнической концепции рус. исторического процесса начало перехода от племени к нации связывалось с реформаторской деятельностью Петра I. Западническая концепция рус. истории сыграла важную роль в формировании государственной школы в рус. историографии, представленной именами С.М. Соловьева и В.О. Ключевского. 
    Типичными для западников политическими требованиями были: предоставление гражданам элементарных прав и свобод, отмена крепостного права, телесных наказаний, ограничение самодержавия конституцией и др. 
    Важнейшие положения славянофилов формулировались в тесной связи с размышлениями о всемирной, зап. и рус. истории. Всемирная история понималась славянофилами как драматическое противостояние начал духовной свободы и материальной ограниченности. В цивилизациях и культурах различных народов эта борьба отразилась и воплотилась неодинаково. Перелом во всемирной истории был связан с появлением христианства. Но христианство оказалось по-разному воспринятым зап. народами и Русью: на Западе христианство подверглось искажению, а на Руси сохранилось в совершенной чистоте. Искажение было обусловлено принятием Западом языческих начал римской образованности. По мнению славянофилов, перед Россией стоит великая задача — донести начала истинного христианского духа до народов Запада. Различная судьба христианства у зап. и рус. народов определила и черты своеобразия их исторического пути: на Западе преобладают начала индивидуализма, формальной рассудочности, внешней свободы; на православном Востоке — коллективизм, цельная вера, истинная соборность. 
    В философско-мировоззренческом плане славянофильство (С.) опиралось на идеи патристики и романтизма в нем. классической философии (особенно Ф.В.Й. Шеллинга). Важная роль в философии С. отводилась концепции веры, под которой понималось не столько сверхчувственное восприятие, сколько начало, объединяющее сущностные силы человека — разум, волю, чувство. 
    Политические воззрения славянофилов были противоречивы. С одной стороны, они выступали против ущемления прав личности и подавления общества бюрократическим гос-вом, с другой — за сохранение самодержавной монархии. 
    Взгляды основоположников С. — Киреевского и Хомякова, — несмотря на принципиальное сходство, не были тождественными, что создавало почву для полемики между ними по поводу оценки уровня культурного развития допетровской Руси. 
    Многие филос. идеи С. оказали существенное влияние на творчество крупнейших представителей рус. религиозно-философской мысли — B.C. Соловьева, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева и др.
    28Бытие как объект философского исследования. Основные подходы к пониманию бытия в истории философии.

    Бытие - одно из фундаментальных понятий, которое задает широчайший спектр смыслов от обобщения мира в целом до осмысления уникальности и неповторимости бытия. Именно через это понятие, человек пытается осмыслить свое место в мире.

    Первый аспект проблемы бытия связан с осмыслением противоречивости единства бытия природы, как целого бытия вещей.

    Второй аспект связан с пониманием целостного единства бесконечного мира.

    Третий связан с идеей действительности, имеющей внутреннюю логику развития и предшествующей сознанию.

    Вопрос понимания бытия и соотношение с сознанием определяет решение основного вопроса философии. Для рассмотрения этого вопроса обратимся к истории развития философии.

    Бытие является философской категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения.

    Будучи для человека чем-то внешним, преднайденным, бытие налагает определенные ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия. Вместе с тем бытие является источником и условием всех форм жизнедеятельности человека. Бытие представляет не только рамки, границы деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего бытие, сферу возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в действительность.

    Истолкование бытия претерпело сложное развитие. Его общей чертой является противоборство материалистического и идеалистического подходов. Первый из них толкует основания бытия как материальные, второй – как идеальные.

    Основные философские подходы к пониманию бытия

    Можно вычленить несколько периодов в трактовке бытия.

    Первый период – мифологическое истолкование бытия.

    Второй этап связан с рассмотрением бытия «самого по себе» (натуралистическая онтология).

    Третий период начинается с философии И. Канта. Бытие рассматривается как нечто связанное с познавательной и практической деятельностью человека.

    В ряде направлений современной философии делается попытка переосмыслить онтологический подход к бытию, который исходит уже из анализа человеческого существования.

    В истории философии первую концепцию бытия дали древнегреческие философы 6 – 4 веков до нашей эры – досократики. Для них бытие совпадает с материальным, неразрушимым и совершенным космосом.
    29Уровни и виды бытия.

    Итак, мир представлен в философской рефлексии через категорию бытия. Основные элементы ОВФ — объективная, субъективная и трансцендентная реальность [8] — конкретизируются как уровни бытия за счет того, что теперь они осмысляются как способы существования, задаваемые разного типа соотношениями между сущими.

    В истории философии выработаны различные понятия для осмысления триады типов реальности. Самые древние из них — это тело, душа и дух. В экзистенциалистской философии говорят об экзистенции и трансценденции. М. Бубер видит суть С — С отношений (между душами, экзистенциями) в связке Я — Ты, а объект обозначает как Оно (вещь, лишенная неповторимого лица) [9]. С.Л. Франк вводит в дополнение к этой связке понятие «Мы», которое не есть совокупность отдельных Я, но выражает собой исходную целостность духа [10]. Материалисты обобщают понятие тела до уровня категории материи, но утрачивают измерение духа и сводят душу к сознанию как функции и отражению материи. Выстроим ряд этих понятий, чтобы затем увидеть в них категориальную инварианту и эксплицировать (уточнить, сделать отчетливее) её:

    Объективная реальность — тело, материя Оно.

    Субъективная реальность — душа, экзистенция, Я и Ты.

    Трансцендентная реальность — дух, трансценденция, Мы.

    Объективная реальность есть такой уровень бытия любого сущего, на котором его существование задано повторяющимися внешними отношениями с другими сущими: если прикоснуться пальцем к двум проводам, по которым пропущено электричество, то имеет место удар током. Общая формула существования х⊂М приобретает здесь такой вид: х⊂Мвн., где Мвн. есть множество каких-то внешних факторов (агентов взаимодействия). Внутренняя природа сущего остается здесь константной: пока тело является проводником, замыкание тока неизбежно; если его свойства изменятся, то оно будет подчиняться другим, опять-таки внешним закономерностям. Используя классическую философскую терминологию, можно сказать, что объективная реальность есть такой способ бытия, на котором оно выступает как бытие-для-другого.

    Совершенно иную ситуацию мы видим на уровне субъективной реальности. Допустим, книга существует как объективная реальность, будучи физическим явлением (набор печатных знаков на бумаге) и связным текстом, подчиняющимся законам логики и грамматики. Но, в то же время, каждый может понять и оценить её по-своему. И эта интерпретация имеет уже не внешнее, новнутреннее основание: набор знаний и предпочтений у данного субъекта. В этом случае вполне справедлива формула Беркли: для меня(субъекта) в этой книге существует лишь то, что понимаю и принимаю. И именно в таком качестве она входит в мою субъективную реальность.

    Субъективная реальность есть такой уровень бытия любого сущего, на котором его существование задано внутренним (в пределе — неповторимым) отношением того сущего, с которым имеет место взаимодействие [11]. Мы живем в одном и том же объективном мире. Но у каждого свой субъективный жизненный мир. С некоторым огрублением (характер которого станет ясным в 3.5) можно сказать, что объективная реальность — это мир физических в своей основе взаимодействий, а субъективная реальность возникает в ходе узнавания предъявляемой информации на основе уже существующей у субъекта информации (того, что в кибернетике называется априорной информацией или тезаурусом). Формула существования на уровне субъективной реальности — х⊂Мвнутр., где Мвнутр. есть основание субъективной апперцепции (восприятия на основе прежнего опыта). Таким образом, субъективная реальность выступает как бытие-для-себя.

    В отношении человека различие между объективной и субъективной реальностью представляется достаточно ясным. Но сложность заключается в том, что нам предстоит обосновать всеобщность этого разделения, действительного для сущих любой природы и универсума в целом.

    Ещё сложнее обстоит дело с трансцендентной реальностью. Объективная и субъективная реальность относительны, они обусловлены внешним и внутренним основанием и вместе образуют коррелятивное бытие. На уровне трансцендентной реальности нет разделения бытия на объективное и субъективное, она задается отношением, которое делает её абсолютной (безусловной). Что представляет собой это парадоксальное отношение? Это такое отношение сущего к самому себе, которое делает его самодостаточной целостностью: х есть. Бытие на уровне трансцендентной реальности не опосредовано ни внешними отношениями, ни внутренним основанием, перерабатывающим информацию о мире. Оно само есть корень этого внутреннего основания: дух обнаруживается в основе души, Мы — в основе Я и Ты. Трансцендентная реальность выступает как в-себе-бытие.
    30Проблема субстанции в философии.

    Субста́нция (лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе) — философская категория классической рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее проявления и саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самом себе и благодаря самому себе. Первопричина происходящего. Как правило именно субстанции приписывают свободу, как возможность определять само себя лишь посредством своих собственных оснований. То есть она не может и не должна иметь сторонней по отношению к себе действующей силы. Традиционно принято выделять 2 вида субстанций — Дух и Материя.
    Проблемы определения
    Основная проблема чёткого определения что такое субстанция, заключается в том, что если, например, рассматривать не просто мироздание, бытие и небытие, а вообще всё, то возникает вопрос о том, какой же неизменный основной принцип (атрибут) лежит в основе субстанции из которой состоит вообще всё (то есть материя, мысли, чувства, пространство, душа и так далее). Причём очевиден тот факт, что всё очень разнородно и разнообразно, но для определения этой «всеобщей субстанции» нужно выявить сходство между всеми разнообразными элементами этой «всеобщей субстанции» (которая составляет вообще всё, без исключения). Один из подходов в философии заключается в том, что «всеобщая субстанция» иерархически не подчинена единому универсальному атрибуту, но подчинена одновременно нескольким иерархически-независимым друг от друга атрибутам (первопричинам). Сейчас, например, существуют философы, утверждающие что бытие состоит (включая материи) из трёх независимых субстанций.
    Монизм
    Мони́зм (от др.-греч. μόνος — один, единственный) — философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания. В отличие от дуализма и плюрализма, предполагающих существование двух и множества субстанций, монизм отличается большей внутренней последовательностью и монолитностью.
    Философский монизм
    В философии существует три вида монизма:
    1. Идеализм, феноменализм, ментальный монизм утверждает, что единственной реальностью является идеальное, материальная действительность порождается активностью некоторых идеальных форм (человеческого сознания или Бога).
    2. Нейтральный монизм утверждает, что ментальное и материальное может быть сведено к некой третьей субстанции или энергии.
    3. Физикализм или материализм утверждает, что единственной реальностью является материальное; ментальное или духовное сводится к материальному.
    Другие позиции относятся к одной из вышеназванных категорий.


    Дуализм
    Дуализм — термин, имеющий несколько значений в истории человеческой мысли. В определённой области знания понятие включает в себя пересечение двух фундаментальных классов вещей или принципов, взаимовлияющих друг на друга, но не меняющих свою структуру.
    Дуализм в философии
    Дуализм — философское учение, которое признаёт равноправие идеального и материального, но не признаёт их относительность.
    Исторические разновидности: Картезианство. Окказионализм.
    Дуализм в философии сознания
    В философии сознания дуализм — это дуализм души и тела, точка зрения, согласно которой сознание (дух — нематериальный ресурс) и материя(физическое тело — материальный ресурс) представляют собой две взаимодополняющие и равные по значению субстанции. Как правило, основывается на общефилософском дуализме. Основоположниками являются Аристотель и Декарт.
    Создав глубоко противоречивое дуалистическое учение об источниках познания, Кант дал мощный толчок для дальнейшего развития философской мысли, попытавшейся в принципе по разному устранить эту половинчатость. Их последователи создали мировоззрение дуализма основанное на законах и принципах разума. (См. законы, принципы разума). Теперь дуализм — стройная теория, имеющая основой собственные аксиомы.
    Дуализм отличают от монизма и плюрализма.
    Плюрализм 
    Плюрализм (от лат. pluralis — множественный) — философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания (эпистемологический плюрализм) либо форм бытия (онтологический плюрализм). Плюрализм занимает оппонирующую позицию по отношению к монизму.
    Термин «плюрализм» был введён в начале XVIII в. Христианом Вольфом, последователем Лейбница для описания учений, противостоящих теории монад Лейбница, в первую очередь различных разновидностей дуализма.
    Плюрализм в философских системах
    Примером плюрализма могут служить теории древних мыслителей, выдвигавших в качестве основы всего сущего такие разнообразные начала, как земля, вода, воздух, огонь и т. д. (четыре стихии Эмпедокла).
    В конце XIX—XX веке плюрализм получил распространение и развитие как в андроцентрических философских конценциях, абсолютизирующих уникальность личного опыта (персонализм,экзистенциализм), так и в эпистемологии (прагматизм Уильяма Джеймса, философия науки Карла Поппера и, особенно, теоретический плюрализм его последователя Пауля Фейерабенда).
    Эпистемологический плюрализм как методологический подход в науке, подчёркивая субъективность знания и примат воли в процессе познания (Джемс), историческую (Поппер) и социальную (Фейерабенд) обусловленность знания, критикует классическую научную методологию и является одной из посылок ряда антисциентистских течений.

    31. Понятие материи. Развитие представлений о материи в истории философии.

    атерия (лат. materia — вещество), "...философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них" (Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 18, с. 131). М. — это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. М. включает в себя не только все непосредственно наблюдаемые объекты и тела природы, но и все те, которые в принципе могут быть познаны в будущем на основе совершенствования средств наблюдения и эксперимента. Весь окружающий нас мир представляет собой движущуюся М. в её бесконечно разнообразных формах и проявлениях, со всеми её свойствами, связями и отношениями

    Понятие материи является основной категорией в философии, оно

    означает сущность мира, признание объективной реальности, существование

    независимо от сознания человека.

    Греческие философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр и др.) пришли к выводу, что

    существует материал, из которого состоят все вещи (это позднее было названо

    субстанцией).

    Фалес считал, что все состоит из воды; Анаксимен – из воздуха; Гераклит – из

    огня; Эмпедокл – признавал 4 стихии: огонь, воду, воздух, землю; Анаксимандр

    считает, что основу мира составляет ненаблюдаемое вещественное начало –

    апейрон; Демокрит – все состоит из атомов и пустоты; Пифагор – из чисел

    (материалисты).

    Атомы имеют разную форму: шарообразную, угловатую, крючкообразную.

    Взгляды философов Древней Греции носили наивный, но диалектический характер.

    Платон – в основе мира лежат идеи, которые он признавал кирпичиками

    материального мира, но наделял их не физическими, а геометрическими

    свойствами. Свойства атомов зависят от того, какую геометрическую форму они

    имеют и какими математическими идеями они порождаются (идеалисты).

    Философы считали, что субстанцию мира или основу чувственно воспринимаемого

    мира составляют конкретные элементы, и в этом заключается физический подход к

    пониманию материи.

    В связи с революцией в естествознании в конце 19 – начале 20 вв. появляется

    философский подход к пониманию материи: материя – это

    философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана

    человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается

    нашими ощущениями, существуя независимо от них.

    В философском понятии материи можно выделить 3 аспекта:

    1. логический – материя как философская категория;

    2. онтологический – (онтология – учение о бытии; бытие – единство

    объективной и субъективной реальности) – материя как объективная реальность;

    3. гносеологический – (гносеология – теория познания) – материю можно

    познать через копирование, фотографирование, отображение;

    4. заключительная формулировка: материя может существовать независимо

    от наших ощущений.

    В философской категории материи можно выделить еще несколько аспектов:

    1. материя – это то, что прямо или косвенно вызывает ощущения;

    2. материя – это то, что существует вне и независимо от сознания

    человека;

    3. материя – это то, отражением чего является сознание, мышление.
    32Движение, пространство, время как философские категории.

    уществуют различные подходы к понятию движения.

    Материализм: движение – это 1) изменение вообще;

    2) способ существования материи.

    Субъективный идеализм: движение осуществляется в ощущениях, в мыслях, в

    сознании.

    Объективный идеализм: “движение – это рост, изменение, уничтожение,

    возникновение, прохождение, гибель и т.д.”

    Развитие – это движение от низшего к высшему, от простого к сложному.

    Основные свойства движения: 1) объективность,

    2) абсолютность,

    3) относительность,

    4) противоречивость.

    9. Формы движения материи, их взаимосвязь.

    Различают несколько форм движения материи, которые были выделены на основе

    классификации наук:

    1. механическое – пространственное перемещение тел;

    2. физическое – перемещение атомов, молекул;

    3. химическое – различные химические реакции;

    4. биологическое – обмен веществ;

    5. социальное – общество (мышление, сознание).

    Все формы движения материи между собой взаимосвязаны. Особенности взаимосвязи:

    1. движение не исчезает бесследно, а наблюдается переход одной формы

    материи в другую;

    2. высшие включают в себя низшие формы, но в «снятом» виде (как

    побочные явления).

    Каждая форма имеет свой носитель движения, о чем говорит, что высшие формы не

    сводятся к низшим, а низшие – к высшим, т.к. одно включает другое.

    Простые формы движения материи могут характеризоваться как сложные только в

    том случае, если их рассматривать в сложных полях (гравитационные, ядерные и

    т.д.).

    10. Проблемы пространства и времени в философии.

    То или иное понимание пространства и времени складывается в зависимости от

    характера взаимодействия материи и движения, движения и покоя.

    Демокрит: вводит понятие пустого пространства для движения атомов как

    необходимого объективного условия; пространство Демокрита бесконечно и

    однородно, оно является вместилищем неограниченного числа миров. Время

    отождествлялось с бесконечностью, вечностью, как объективной основой вечного

    движения; вся природа представлялась в вечном и неустанном движении.

    Пространство и время рассматривались в качестве условий и причины её движения.

    Такой подход к пониманию пространства и времени был характерен для многих

    материалистов Древней Греции.

    Идеалисты: Платон и Фома Аквинский определяли вечность как нечто

    вневременное, божественное, сверхприродное, совершенное.

    Аристотель: отвергал существование пустого, однородного и бесконечного

    пространства. Оно у Аристотеля неоднородно и конечно. Время выражает число

    движений и течет равномерно.

    Ньютон: у него абсолютное пространство было демакритовой пустотой, оно

    неподвижно, однородно, непрерывно, бесконечно, трехмерное вместилище всех

    материальных тел и их движений. Время – чистое, однородное, равномерное,

    непрерывное, вечная и неизменная

    длительность, оно имеет одно направление и течет от прошлого через настоящее

    к будущему и поэтому одномерно. Пространство и время не от чего не зависят.

    Такое понимание пространства и времени было характерно для Лейбница, Декарта

    и др.

    Лейбниц: ни пустоты, ни чистой длительности, как самостоятельных начал

    бытия,- нет. Пространство – порядок взаиморасположения тел, а время – порядок

    сменяющих друг друга событий или состояний тел, т.е. пространство и время у

    него зависят от простейших субстанций, монад, которые активны, обладают

    движением, наделены способностью самодвижения.

    В тесных рамках идеализма, но глубоко диалектически пытался решить эту проблему

    Гегель: он считал, что только в движении пространство и время действительны,

    они неразделимы и определяют друг друга как единство противоположностей.

    Диалектика пространства, времени и движения лежит в мировом духе в

    потусторонней мощи божественного духа.

    Субъективные идеалисты: Беркли, Юм, Кант, отчасти Мах.

    Кант: считал пространство и время в качестве априорных, доопытных и

    врожденных свойств человеческого сознания как чистые формы созерцания,

    благодаря которым человек воспринимает явления внешнего мира в пространстве и

    во времени. Кант считает, что тела представляются нам как имевшие определенную

    геометрическую форму, протяженность, потому что так устроено сознание человека.

    Мах: пространство и время – это упорядоченные ряды ощущений.

    Диалектический материализм: пространство и время – это форы или способы

    существования материи.

    Свойства пространства и времени.

    1. Общие свойства:

    1) объективность;

    2) абсолютность – движение, как и пространство и время, носит всеобщий

    характер;

    3) относительность – содержанием пространства и времени является

    движущаяся материя, поэтому пространство и время меняются в различных частях

    света, на разных уровнях, в движущейся материи;

    4) бесконечность – понимается в смысле бесконечности всеобщности бытия.

    2. Специфические свойства:

    5) непрерывность и прерывность – свойство связано с движением

    пространства и время прерывно, поскольку в движении осуществляется переход

    от одних пространственно-временных структур к другим;

    6) мерность – пространственно-временные отношения м.б. описаны при

    помощи трех пространственных отношений и одного временного отношения;

    существует понятие n-мерного пространства, т.е. добавляются другие

    характеристики: t, p.

    7) Время одномерно – т.е. оно необратимо, это свойство обусловлено

    характером причинно-следственных отношений.

    Пространство – это, когда любой объект занимает место, т.е.

    обладает протяженностью, находится на каком-то расстоянии от других объектов,

    т.е. взаимодействует с ними и обладает определенной конфигурацией.

    Время – 1) длительность явления;

    2) следование сменяющих друг друга событий и явлений, имеющих одно измерение.
    Реляционная и субстанциальная концепция пространства и времени.

    По вопросу об отношении пространства и времени к материи в истории философии существовали две точки зрения:

    1) субстанциальная концепция. Ее сторонники (Демокрит, Эпи¬кур) трактовали пространство и время как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Соответственно, отношения между пространством, временем и материей рассматривались как межсубстанциональные. Это вело к выводу о независимости свойств пространства и времени от характера протекающих в них материальных процессов. Именно этой концепции, вслед за Ньютоном, придерживалось естествознание 18–19 вв. В соответствии с атоми¬стическими взглядами древних натурфилософов (Демокрита, Эпикура) естествоиспытатели вплоть до 20 века отождествляли пространство с пустотой, считали его абсолютным, всегда и пов¬сюду одинаковым и неподвижным, а время – протекающим равномерно.

    2) реляционная концепция (от лат. relatio – отношение). Ее сторонники (Аристотель, Лейбниц, Гегель) понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов. Вне этого взаимодействия пространство и время считались несуществующими. В этой концепции пространство и время выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Единым содержанием этих форм выступала движущаяся материя, материальные процессы. Соответственно, допускалась и зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействия материальных систем.

    Современная физика отбросила старые представления о пространстве как пустом вместилище тел и о времени как едином для всей бесконечной Вселенной. Теория относительности Эйнштейна, открытая им в середине 20 века, подтвердила правильность реляционной концепции. Эйнштейн достоверно установил, что время и пространство не существуют сами по себе, в отры¬ве от материи, они находятся в универсальной взаимосвязи, где теряют самостоятельность и выступают как относительные сто¬роны единого и неделимого времени-пространства (т. наз. четырехмерного континуума). Согласно специальной Т.О. (1905), законы природы неизменны только в инерциальных системах, т.е. в системах, находящихся в состоянии покоя или равномерного и прямолинейного движения. СТО показала, что многие пространственно-временные свойства (длина, временной интервал, понятие одновременности), считавшиеся до сих пор неизменными, абсолютными, фактически оказались релятивными (относительными) и зависящими от взаимного движения материальных объектов.
    33Становление и развитие диалектических идей в философии.

    • Диалектика (греч. - искусство вести беседу)- теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Термин диалектика в истории философии употребляется в различных значениях. Сократ рассматривал диалектика как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий (Ксенофонт, Воспоминания о Сократе, IV, 5, 12). Платон называл диалектика логический метод, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий происходит познание истинно сущего - идей, движение мысли от низших понятий к высшим. Софисты придали термину диалектика дурной оттенок, называя диалектика - искусство представлять ложное и сомнительное за истинное (Аристотель, Риторика, II 24, 1402 а 23), мегарцы диалектика называли искусство спора (Платон, Софист, 253ДЕ). диалектика в философии Аристотеля - способ доказательства, когда исходят из положений, полученных от других, и достоверность которых неизвестна. Аристотель различал 3 типа умозаключений: аподиктические, пригодные для науч. доказательства, диалектические, применяемые в споре, и эристические. В диалектическом доказательстве исходят из вероятных суждений и приходят к вероятным заключениям. Истину можно обнаружить посредством диалектического умозаключения только случайно. Эристическое умозаключение ниже диалектического, ибо оно приходит к заключениям, которые имеют только кажущуюся вероятность (Тоника, II, 100 а 27). В средние века в философии термин диалектика употреблялся в самых различных значениях. Иоанн Скотт называл диалектику, особое учение о сущем, Абеляр - искусство различения истины и лжи, термин диалектика употреблялся в значении "логика", а иногда под диалектика подразумевали искусство дискутирования.

    В философии Канта диалектикой называется логика видимости, которая не приводит к истине. Когда общая логика из канона превращается в органон для созидания утверждений, претендующих на объективность, она становится диалектика (И.Кант, Критика чистого разума, П., 1915, с. 66).

    По Гегелю, диалектика- своеобразный и единственно правильный метод познания, противоположный метафизике. Метафизическая или догматичная философия основывается на рассудочном познании явлений, когда фиксируются отд. свойства предмета независимо друг от друга. Догматическая философия держится односторонних определений рассудка и исключает противоположные им определения. Догматизм всегда допускает одно из двух противоположных определений, например, что мир или конечен, или бесконечен (Гегель, Соч., т. 1, М. - Л., 1929, с.70 - 71). Диалектический метод в противоположность метафизическому основывается на разумном познании, рассматривает предмет в единстве его противоположных определений. диалектика - метод познания, посредством которого постигается с высшей точки зрения единство противоречий. Идеалистическая концепция диалектика у Гегеля - учение о самодвижении понятий; метод диалектика раскрывает истинное содержание предмета и, следовательно, показывает неполноту односторонних определений рассудка.

    Открытые Гегелем и мистифицированные им законы диалектики были заново выведены К.Марксом и Ф.Энгельсом из социальной и природной действительности. Было доказано, что ":в природе сквозь хаос бесчисленных изменений пробивают себе путь те же диалектические законы движения, которые и в истории господствуют над кажущейся случайностью событий:" (Ф.Энгельс, "Анти-Дюринг, М., 1957, ст. 11).

    В марксистской философии термин диалектика употребляется в значении теории и метода познания явлений действительности путем постижения самодвижения предмета на основе внутренних противоречий. Марксистская диалектика исходит из признания постоянного становления, развития явлений материального мира. Развитие - это не просто движение, под которым разумеется любое изменение, а такое движение, конечным результатом которого является восхождение от простого к сложному, от низшего к высшему. Это восхождение носит сложный характер. Вскрыть объективные законы столкновения, развития различных форм и видов материи - задача диалектика, как науки. Сама идея развития всего существующего имеет историю своего развития, о чем свидетельствует пройденный философией путь. Причем главной в истории формирования этой идеи является мысль о противоречиях всего существующего, борьбе противоположностей, как источнике развития.

    34Чувственный и рациональный уровни познания. Их формы.

    Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.

    К формам чувственного познания относят:
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта