Вопросы по философии с ответами. 1. Мировоззрение. Его структура и исторические типы
Скачать 248.51 Kb.
|
55Культура как объект философского исследования. Проблема соотношения духовного и материального в культуре. Культура (лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – совокупность общественных отношений и материальных объектов, созданных людьми в качестве усовершенствований окружающего мира, приспособления этого мира к своим потребностям. Культура изучается комплексом гуманитарных наук; в первую очередь культурологией, философией культуры, этнографией, социологией, психологией, историей. Культуру принято разделять на материальную и духовную. В целом культура состоит из идей-ценностей и общественных институтов-учреждений, благодаря которым эти идеи и ценности сохраняются и распространяются в обществе. В структуру культуры включают: - искусственную среду обитания людей; - окультуренных (специально воспитанных) людей; - созданные общественные связи и человеческие коллективы; - правила поведения в обществе (сценарии социальной деятельности, ценности, нормы, технологии); - языки и иные средства коммуникации. Социальные функции культуры: - информационная (всех наделяет знаниями и алгоритмами их получения-применения); - коммуникативная (создает среду общения – то есть распространения и хранения различных сообщений, а также иных произведений человека, предназначенных для других людей); - аксиологическая (прививает общезначимые ценности, идеалы, нормы); - социологизаторская (формирует общество, его социальные связи-контакты и коллективы-объединения). Н. Бердяев говорил о том, что культура всегда духовна, но вряд ли стоит оспаривать существование материальной культуры. Если культура формирует человека, то как можно исключить влияние на этот процесс материальной среды, орудий и средств труда, многообразия бытовых вещей? Можно ли вообще формировать душу человека в отрыве от его тела? С другой стороны, как говорил Гегель, на самом духе лежит проклятье быть воплощенным в материальные субстраты. Самая гениальная мысль, если она не опредмечена, умрет вместе с субъектом. Не оставив никакого следа в культуре. Все это говорит о том, что любое противопоставление материального духовному и наоборот в сфере культуры неизбежно относительна. Сложность разграничения культуры на материальную и духовную велика, можно попытаться сделать ее по их влиянию на развитие личности. Для теории культуры понимания различия культуры материальной и духовной – важный момент. В смысле физического выживания, биологических потребностей, даже в чист практическом смысле духовность избыточна, излишня. Это – своеобразное завоевание человечества, роскошь, доступная и необходимая для сохранения человеческого в человеке. Именно духовные потребности, потребности в святом и вечном утверждают для человека смыл и назначения его бытия, соотносят человека с целостностью мироздания. Отметим также, что соотношение материальных и духовных потребностей достаточно сложно и неоднозначно. Материальные потребности нельзя просто игнорировать. Прочная материальная, экономическая, социальная поддержка, может облегчить путь человека и общества к развитию потребностей духовных. Но это не главная предпосылка. Путь к духовности – это путь сознательного воспитания и самовоспитания, требующий усилий и труда. Э. Фромм «Иметь или быть?» считает, что само существование духовности и духовной культуры зависит прежде всего от ценностной установки, от жизненных ориентиров, от мотивации деятельности. «Иметь» – это ориентация на материальные блага, на обладание и использование. В противовес этому «быть» - значит становится и созидать, стремиться реализовать себя в творчестве и общении с людьми, найти источник постоянной новизны и вдохновения внутри себя. Четкой демаркационной линии отделяющей материальное от идеального в человеческой жизни и деятельности установить невозможно. Человек преобразует мир не только материально, но и духовно. Любая вещь имеет наряду с утилитарной и культурную функцию. Вещь говорит о человеке, об уровне познания мира, о степени развития производства, о его эстетическом, а подчас и о нравственном развитии. Создавая любую вещь человек неизбежно «вкладывает» в нее свои человеческие качества, невольно, чаще всего несознательно, запечатлевая в ней образ своей эпохи. Вещь – своеобразный текст. Все созданное руками и мозгом человека несет на себе отпечаток (информацию) о человеке, его обществе и культуре. Разумеется сочетание утилитарной и культурной функций в вещах неодинаково. Причем это отличие не только количественное, но и качественное. Произведения материальной культуры помимо влияния на духовный мир человека предназначены прежде всего для удовлетворения какой-то иной функции. К материальной культуре относятся объекты и процессы деятельности, главным функциональным назначением которых не является развитие духовного мира человека, для которых эта задача выступает как побочная. Во многих вещах эти две функции сочетаются, например в архитектуре. И здесь многое зависит от самого человека, поскольку для извлечения неутилитарного смысла из вещи необходим некий уровень, например эстетического развития. «Духовность» вещи не первосозданна, она заложена в нее человеком и превращает эту вещь в средство диалога между людьми. Духовная культура специально создается ради такого диалога с современниками и потомками. В этом ее единственное функциональное назначение. Материальная культура как правило, многофункциональна. Стоит заметить и то, что общечеловеческое наиболее ярко и отчетливо проявляется именно в материальной культуре. Ее ценности, принципы и нормы, оказываются более долговечными, чем ценности принципы и нормы духовной культуры. Материальная культура служит цели удвоения человеком себя в предметном мире (К. Маркс). Человек трудится, прилагая к продукту труда свою человеческую меру, исходя из единства «меры вещи» и «меры человека». У духовной культуры существует лишь одна мера – человеческая. Материальная культура внутренне скрыто, латентно содержит в себе духовное. В духовной культуре духовное опредмечивается в материальные знаковые системы. Духовный текст материально культуры скрыт, спрятан в ней; духовная культура дает свое гуманистическое содержание открыто. 56Техника как предмет философского исследования. Соотношение науки и техники . Первые рассуждения о технике еще в античности. Техника там – рукотворная реальность. В новое время осознали специфичность техники, как новой природы, мастерской – на фоне старой природы – кладовой. Философия техники сложилась во второй половине XIX в., потому что множились технические науки, и бурно шел научно технический прогресс. С 1960 годов техника – объект системного философского исследования (в связи с научно-технической революцией). Проблемное поле: в чем сущность техники, каков ее статус в человеческой деятельности и культуре, что такое технический прогресс, в чем технические угрозы природе, как управляется техническое развитие, какова специфика технических наук и их логики. Техника – исторически развившаяся совокупность искусственных средств (орудий, устройств, навыков) для преобразования природы с целью удовлетворения человеческих потребностей. Базовые характеристики: искусственность и инструментальность. Техника занимает промежуточное положение между человеком и природой: поэтому ее объясняют либо как развитие природных форм, либо как развитие человеческих органов. В технике выделяют объективное (орудия, машины, системы, коммуникации) и субъективное (знания, навыки, технологии). Технику в целом делят на производственную, военную, транспорт и связь, научную, образовательную, медицинскую, культурно-бытовую, управленческую. Технический прогресс таков: ручные орудия – машины – автоматы. И таков: неолитическая революция – промышленная революция (XVIII в.) – научно-техническая революция (с середины XX в.). Причем понятие «технический прогресс» более емкое, чем «научно-технический прогресс», и охватывает чуть ли не всю историю человечества. В современной философии 2 концепции: техницизм или технократизм (где наука и техника двигатели социального прогресса, способные решить все проблемы) и антитехницизм (где техника угроза социальному и культурному прогрессу, превращающая человека в безмозглый винтик Мегамашины). 57. Социальные последствия научно-технического прогресса. Еще сравнительно недавно - всего полвека назад наука функционировала как бы с процессами, которые развивались в сфере производства, не затрагивая общественные основы жизнедеятельности людей. Несмотря на отдельные блестящие достижения естествознания, научные исследования в глазах многих оставались занятием важности которого можно было отдавать должное, но которое нельзя было в широких масштабах включать в сферу деловых интересов. Соответственно и деятельность ученых продолжала восприниматься традиционно - лишь как непонятный широким кругам труд одиночек, занятых созерцанием явлений природы. Положение изменилось после того, как в Лос-Аламо было взорвано первое ядерное устройство. Стало очевидным, что даже самые абстрактные разделы науки имеют тесную связь с социально-экономической жизнью, с политикой. Однако невиданное ранее непосредственное влияние науки на дела людей обнаруживается, разумеется, не только в том, что от военного применения ее открытым оказался вопрос жизни или смерти человечества; голос ее слышен общественности не только через атомные взрывы. Непосредственно характер этого влияния дает о себе знать в сфере созидания, в повседневной жизни населения. Какие это будет иметь последствия для самого человека и общества, в котором мы живем, и какие реальные, не требующие отлагательства социальные и человеческие проблемы возникают в связи с этим сегодня. Если попытаться коротко ответить на поставленные вопросы и определить тем самым главную социальную проблему, то ответ может звучать так: чем выше уровень технологии производства и всей человеческой деятельности, тем выше должна быть степень развития общества, самого человека в их взаимодействии с природой. Подобный вывод был сделан давно: выявлена глубокая взаимосвязь развития науки и техники и социальных преобразований, а также развития человека, его культуры включая отношение к природе. Что же нового вносит новый тип развития науки и техники? Он до предела обостряет возникшие здесь проблемы, требуя именно высокого соприкосновения: новой технологии с обществом, человеком, природой, причем это становится уже не только жизненной необходимостью, но и непременным условием как эффективного применения этой технологии, так и самого существования общества, человека, природы. Эта проблема имеет широкое значение в современных условиях так как от того, как она решается, зависит построение стратегии научно-технического прогресса как силы, которая может либо угрожать, либо способствовать развитию человека и цивилизации. И здесь на пути осознания гуманистической направленности науки оказываются идолы технократизма. Есть определенная логика в том, какие именно принципы выдвигаются в данный момент на передний план , что им противостоит реально, а что в качестве мнимой альтернативы. Логика эта определяется объективными и субъективными факторами общественного развития в их связи с прогрессом и технологией. Сложившуюся ситуацию коротко можно охарактеризовать следующим образом. Предельная напряженность мысли человеческой, сконцентрированная в современной науке, как бы пришла в соприкосновение со своим "антимиром" - с извращающей силой антигуманных общественных отношений, с отчужденной от подлинной науки сферой ложного сознания, стремящегося быть массовым и казалось бы, результат может быть только один - общественный взрыв. Но он не происходит, или во всяком случае, выражается хотя и в достаточно резких, но ограниченных формах. Дело обстоит так, во-первых потому, что специализация науки зашла слишком далеко, чтобы любое соприкосновение со сферой отчужденного массового сознания могло затронуть глубинные, так сказать сущностные силы науки; во-вторых, потому, что появились тенденции несущие "успокаивающий эффект" и среди них не последнюю (если не первую) роль играют те материальные блага , которые оказались непосредственным образом связаны с успехами науки и техники и ощутимо повлияли на рост общественного массового потребления. 58Кризис техногенной цивилизации и глобальные проблемы современности. С XVI-XVII века начало техногенной (западной) цивилизации. Ее существенные признаки: - приоритет развитию науки, техники и технологий; - ориентация на инновации; - идеал человек-преобразователь; - подчинение природы человеку; - прогрессизм; - увеличение темпов социальных изменений. Но в XX веке стало очевидно, что кроме позитива (повышение производительности труда, уровня жизни и образования) техногенная цивилизация несет негатив (экологический, антропологический и культурный кризисы, средства массового уничтожения, подавление биосферы техносферой). Техногенная культура отчуждает человека от природы, людей друг от друга, и всех нас от культуры. Поэтому надо сменять техногенные приоритеты. Глобальные проблемы современности затрагивают все человечество, то есть планетарны, грозят человечеству деградацией и гибелью, требуют солидарности всех людей, а также быстрого и эффективного реагирования. Такие проблемы есть: - во взаимодействии общества и природы (экология); - внутри общества (социально-политические – война-мир и социально-экономические нищета); - между человеком и обществом (демографические, медицинские, сохранения культурной и национальной самобытности). Для исследования этих проблем в 60 годы XX в. стали появляться международные, государственные и неправительственные организации, особо Римский клуб (1968 г.) с его манифестом коллективной глобальной ответственности, где истинные пределы роста определяются в первую очередь экологическими, биологическими и культурными критериями. Ласло сформулировал концепцию глобальной солидарности. По отношению к глобальным проблемам различаются позиции технократизма (приоритет научно-техническому прогрессу) и технопессимизма (зеленые, антиглобалисты и т.п. обвиняют прогресс в главных бедах современного человечества). 59. Понятие исторического процесса в истории философского знания. Проблема свободы и несвободы в истории. Философия истории – раздел социальной философии, ориентированный напостижение смысла и закономерностей исторического процесса, а также способов и механизмов его познания. Термин введен Вольтером. Стали изучать, якобы потому что просветители придавали особое значение историческому прогрессу. Основные проблемы: прогресс как смысл истории, един ли исторический процесс для всего человечества, имеет ли научную объективность знание истории. Классическая философия (Вико, Вольтер, Тюрго, Гегель) основывалась на абсолютной вере в прогресс, его гарантии видела в развитии науки, законы истории признавала всеобщими и объективно познаваемыми. Согласно неклассической философии исторические законы принципиально отличаются от естественнонаучных, они индивидуализированы и неповторимы для каждой цивилизации (нации), историография неискоренимо пристрастна и дает лишь повествование, а не объяснение (Шпенглер, Данилевский и Тойнби). Постнеклассическая философия (Робертсон, Бжезинский), учитывая укрепление международных связей (глобализацию), стремится соединить всеобщее и частное в понимании истории. При этом технократы объявляют историю, подчиненной единым законам технологического прогресса, а постмодернисты видят закат всеобщей истории и необходимость поддержки-сохранения всего существующего разнообразия. Структура философии истории: онтологический и эпистемологический уровни. Историческая онтология изучает реальный процесс истории, в том числе его законы, направленность, периодизацию, субъекты и движущие силы, соотношение объективного и субъективного, факторы, источники и механизмы исторического развития, единство и многообразие истории, ее смысл. Историческая эпистемология изучает развитие исторической науки: специфику данного вида познания, соотношение субъекта-объекта познания, объективность исторических знаний, статус понимания и объяснения в истории, особенности исторического описания и интерпретации, методологические программы познания. Направленность исторического процесса. Линейные и нелинейные интерпретации социальной истории. Одна из важнейших проблем философии истории направленность и периодизация исторического процесса. Есть два типа интерпретации направлений развития истории: линейные и не линейные (циклические). Нелинейные интерпретации появились раньше как мифологическое «колесо истории», повторение космических циклов. Первым научным приверженцем этой интерпретации авторы называют Вико (XVIII в.), выделявшего 3 цикла истории: божественная стадия (власть жрецов без государства), героическая стадия (аристократическое государство) и человеческая стадия (демократия), вырождающаяся в первобытное состояние, где все сначала. В неклассической философии возобладали цивилизационно-циклические модели: например, культурно-исторических типов Данилевского, морфологии культуры Шпенглера и локальных цивилизаций Тойнби. Общее в этих моделях: отказ от единообразного развития, приоритет духовно-мировоззренческих факторов, жизненные циклы. Линейные интерпретации исторического процесса восходят к христианству: «стрела времени» и единство судеб человечества. Два основных вида: прогрессизм (просвещение, немецкая классика) и регрессизм. Для неклассического прогрессизма характерно: придание большого значения материально-производственным факторам, гарантиям прогресса (прогресс абсолютизируется) и универсальности социальных законов. В зависимости от единицы периодизации выделяют: - формационный подход (марксизм, где формации классово-экономического характера и сменяют друг друга так: первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический строй); - цивилизационно-стадийный подход (постиндустриальный и информационный), где признаки цивилизации – города, государство и письменность; выделяется доцивилизация и три типа цивилизаций (доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная (информационное общество). 60. Антропогенное влияние на природу. Экология как проблема. С появлением человека и общества природа вступила в новый этап своего существования – стала испытывать на себе антропогенное влияние (то есть влияние человека и его деятельности). Первоначально отношения человека и природы представляли собой взаимное воздействие друг на друга – человек самостоятельно (без применения сложных технических средств) извлекал для себя пользу из природы (пища, полезные ископаемые), а природа воздействовала на человека, причем человек был не защищен от природы (например, различных стихий, климата и т.д.), сильно зависел от нее. По мере становления общества, государства, роста технической оснащенности человека (сложные орудия труда, машины) возможность природы влиять на человека уменьшилась, а влияние человека на природу (антропогенное влияние) усилилось. Начиная с XVI – XIX вв., когда было сделано большое число полезных для человека научных открытий, изобретений, значительно усложнились производственные отношения, влияния человека на природу стало систематическим и повсеместным. Природа стала рассматриваться человеком уже не как самостоятельная реальность, а как сырьевой источник для удовлетворения потребностей человека. В ХХ столетии, когда планомерный научно-технический прогресс ускорился в несколько раз и перерос в научно-техническую революцию, антропогенное влияние приблизилось к катастрофическому уровню. В настоящее время мир техники (техносфера) практически превратился в самостоятельную реальность (суперсовременные технические открытия, сделавшие возможности человека влиять на природу безграничным, всеобщая компьютеризация и т.д.), а природа почти полностью подчинена человеку. Главная проблема (и опасность) современного антропогенного влияния заключается в несоответствии безграничных потребностей человечества и почти безграничных научно-технических возможностей влияния на природу и ограниченных возможностей самой природы. В связи с этим возникает экологическая проблема – проблема охраны окружающей среды от пагубного влияния человека. Самыми опасными направлениями пагубного влияния человека на природу (и его последствиями) являются: истощение недр – на протяжении своей истории, а особенно в ХХ веке человечество беспощадно и в неограниченных количествах добывало полезные ископаемые, что привело к истощению (близкому к катастрофическому) внутренних резервов Земли (например, запасы энергоносителей нефти, каменного угля, природного газа могут быть исчерпаны уже через 80-100 лет); загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами; уничтожение растительного и животного мира, создание условий, при которых техническое развитие (дороги, заводы, электростанции и т.д.) нарушает привычные образ жизни растений и животных, изменяет естественный баланс флоры и фауны; применение атомной энергии как в военных, так и в мирных целях, наземные и подземные ядерные взрывы. Для того чтобы выжить и не довести планету до техногенной катастрофы, человечество обязано всячески уменьшить свое вредное влияние на окружающую среду, особенно вышеуказанные наиболее опасные его виды. |