Главная страница
Навигация по странице:

  • Философия прав человека

  • Вопросы по философии с ответами. 1. Мировоззрение. Его структура и исторические типы


    Скачать 248.51 Kb.
    Название1. Мировоззрение. Его структура и исторические типы
    АнкорВопросы по философии с ответами.docx
    Дата14.05.2017
    Размер248.51 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВопросы по философии с ответами.docx
    ТипДокументы
    #7576
    страница10 из 12
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

    Исторические формы гуманизма

     

    Представления о гуманизме и наполнении его конкретным социально-историческим содержанием менялись от эпохи к эпохе. Зачатки такого отношения к человеку возникли еще в предыстории человеческого общества - в первобытнообщинном строе. Человек всегда требовал уважения к себе, к своей чести и достоинству. Но мера этого уважения и также социальные гарантии, являющиеся основой того, что такое уважение есть социальный принцип, всегда были разными. В предыстории человека ростки гуманизма выражались прежде всего в представлениях о ценности человеческой жизни и отказа от посягательства на нее. Хотя в эту, а во многом и другие эпохи данный запрет всегда нарушался. Однако уже в родовом строе в разных системах табуирования (табу - запрет на совершение каких-либо действий), которые выступали формами социальной регламентации, этот запрет имел место.

     

    Наиболее зримо он нашел свое выражение в известных библейских заповедях, согласно которым преступлением против общества было преступление против человека. Эти запреты формулировались как запретительные императивы типа «Не убий...», «Не укради у ближнего...», «Не возжелай имущества eгo...». В этих социальных регламентациях нашло свое отражение усиление внимания к человеку как к основе социальной справедливости.

    В античной философии, в основе которой лежал принцип космоцентризма, человек рассматривался как микрокосм, малая часть великого Космоса. Согласно этому принципу жизнью микрокосма и космоса управляют одни и те же законы и посягательство на них невозможно. Духовный мир человека, его социальная сущность - все это было погружено в общие законы мироздания. Но такие качества, как мужество, духовность, справедливость, добродетели распространялись только на свободных граждан. Рабам, завоеванным народам, составлявшим большинство населения древнего мира, в этих качествах было отказано.

    Гуманистические взгляды средневековых мыслителей были связаны с религиозными представлениями. Любовь к человеку, уважение ближнего, справедливость и равенство- все это рассматривалось через призму любви к Богу, Эта же любовь проповедовалась как необходимость умерщвления плоти, возвышения духа, главным наполнением которого должны были быть усмирение гордыни, почитание Бога, стремление слиться с ним. В соответствии с этим гуманизм понимался как растворение человека в Боге, слияние с ним.

    Только в эпоху Возрождения оформляется воззрение, согласно которому человек ставится центр картины. Ренессанс во многом возродил а тачные традиции, но сделал это с новым содержанием. Новая идеология также оттолкнулась от идей первенства человеческой природы, торжества человечности как естественного качества, присущего человеку самому по себе, независимо от божественного предвидения. Но в представлениях деятелей Возрождения изначальная человечность есть уже не только и не столько продукт природы (Космоса его законов); это уже продукт социальных отношений. А они пронизаны культурой, искусством, философией, идеей торжества человеческого разу. Согласно этому, гуманизм становится выражение и идейной основой всех форм духовной культуры. Эта идеология возвышает человека и наполняется смыслом человечности и человеколюбия все стороны общественных отношений, что сказывается и нам самих общественных отношениях. Они, во всяко» случае в идеалах своего развития, опираются на ценность человека как на цель и смысл своего совершенствования.

    Стержневой идеей Возрождения становится идея переустройства человеческого общества в соответствии с идеалами гуманизма. Философы сочиняют трактаты-утопии, описывающие государственное устройство общества, построенного по правилам человеколюбия. Наряду с этим появляются социальные идеи, которые утверждают, что подлинной. Человеколюбие можно реализовать лишь на принципах социалистического устройства общества. Так возникают манифесты социалистов-утопистов. В них выражается протест широких народных масс против нечеловеческих условии жизни, нещадной эксплуатации, унижения человека человеком. Социалисты считали, что стоит частную собственность заменить общественной, как сразу будут преодолены невежество, зависть, вражда, бедность, соперничество и другие болезни общества. Идеи утопического социализма были дополнены идеями коммунизма, призванными выразить взгляды и чаяния пролетариата. Эти идеи были связаны с потребностью переустройства общества, уничтожения пропасти между основным производителем (рабочим классом) и средствами производства. Сопутствующими идеями такого переустройства являлись идеи всеобщего равенства, просвещения, эмансипации. Утверждение такого общественного строя предполагалось революционным, насильственным путем посредством уничтожения буржуазной государственной машины. В соответствии с этим, такой гуманизм получил название революционного гуманизма. Известно, что практическая реализация его принципов привела к таким социальным метаморфозам, в которых от подлинного общечеловеческого гуманизма мало что осталось. Это, в конечном счете, вылилось в диктатуру одного класса над другим, гражданские войны, массовые репрессии, господство тоталитарной идеологии, несовместимой с принципами гуманизма.

    Философия прав человека долгое время развивалась в рамках философии права. В свою очередь, философия права имеет давнюю и богатую историю. В качестве отдельной научной дисциплины она разрабатывается лишь с XVIII в., а до той поры развивалась в рамках более общих философских учений.

    Первоначально термин «философия права» появляется в юридической науке. Так, известный немецкий юрист Г. Гуго пользовался этим термином для обозначения «философии позитивного права», которую он стремился разработать как «философскую часть учения о праве».

    По-настоящему широкое распространение термина «философия права» связано с гегелевской «Философией права» (1820 г.), в качестве которой он рассматривает «подлинно философское учение о естественном праве». При этом, по Гегелю, «философская наука о праве имеет своим предметом идею права – понятие права и его осуществление»1.

    Философская концепция прав и свобод человека формировалась и утверждалась задолго до введения в научный оборот и повседневную практику самого термина «права человека».

    Исторически первой формой осмысления и утверждения индивидуального достоинства и свободы личности по отношению к власти стали идеи естественного права.  Впервые эти идеи встречаются у древнегреческих философов.

    Значительный вклад в концепцию прав человека внес Аристотель, защищая права, присущие человеку от рождения. Прежде всего, это касалось  права человека на частную собственность2.

    Идея Аристотеля о верховенстве естественного права над законами государства получила свое развитие в современных теориях прав человека.

    Существенный вклад в понимание сущности гражданских свобод внесли мыслители Древнего Рима, которые ввели принцип разделения власти, приняли и разработали идеи естественного права.

    Во времена средневековья права и свободы человека были крайне ограниченны, сама идея прав человека оказывается существенно приниженной. Этому способствовали господствующие в обществе сословная иерархия, развитая система принуждения и массовое бесправие людей.

    Но и в это время продолжается движение за свободу, за ограничение прав монархов и сословного представительства. Так, в Англии противостояние монарха, баронов, рыцарства завершилось принятием Великой хартии вольностей 1215 г. Статья 39 Хартии предусматривала возможность применения наказания свободных людей не иначе, как по законному приговору равных им и по закону страны.

     

    В дальнейшем подобного рода политико-правовые нормы в Англии получили развитие в Петиции о праве 1628 г. (в т.ч. возложение на короля обязанности защищать своих подданных от произвола королевских чиновников), Билле о правах 1679 г. Билль внес важный вклад в развитие прав человека, установив свободу слова и прений в парламенте, выборность парламента, право обращения подданных с петицией к королю. Осуществление этих новаций стало возможным благодаря бурному развитию буржуазных отношений, усилению власти буржуазного сословия, требовавшего положить предел феодальному произволу и абсолютизму.

    Важным шагом по установлению права личности является принятый 27 мая 1679 г. в Англии Habeas Corpus Act. Согласно этому закону каждый задержанный имеет право обратиться в суд с просьбой осуществлять производство на основе Habeas Corpus Act, в соответствии с которым суд должен принять решение об обоснованности его задержания. Если суд принимает решение о необоснованности задержания, то лицо, выпущенное на свободу в соответствии с Habeas Corpus Act, не может быть вторично задержано.

    Начиная с нидерландского правоведа и философа Гуго Гроция (1583–1645) понятие естественного права, дополняемое понятием общественного договора, становится главным понятием обществоведческих доктрин многих философов Нового времени. Так, Бенедикт Спиноза (1632–1677) утверждал, что «цель государства в действительности есть свобода» и что «естественное право  каждого в гражданском состоянии не прекращается»1.

    В философии права Томаса Гоббса (1588–1679) господство естественного права с наибольшей силой проявляется в естественном, догосударственном состоянии.

    Т. Гоббс выдвигает идею естественных законов (leges naturales), как бы автоматически переводящих человечество в состояние государственности и гражданственности.

    Верховная власть в любой форме государства носит, по Т. Гоббсу, абсолютный характер. Единственное ограничение  суверена состоит в том, что он должен соблюдать естественные законы, за нарушение которых отвечает только перед Богом. Действию естественных законов «суверен подчинен так же, как последний из его подданных». Вместе с тем Гоббс видел вред чрезмерного регулирования жизни людей законами, убивающими их инициативу и волю к жизни: «Между законом и правом существует значительное различие, ибо закон – это узы, а право – свобода; они различаются как противоположности»2.

    Решающим фактором в развитии прав человека явились буржуазно-демократические революции XVII– XVIII вв., закрепившие в документах различного формата достаточно широкий перечень универсальных, неотчуждаемых, священных прав и свобод человека. В их ряду была и Великая французская революция, породившая Декларацию прав человека и гражданина 1789 г. (включающую в числе прочего презумпцию невиновности, свободу печати, личных и других прав). Теоретико-идеологическими и философскими предпосылками  изменений  в области прав и свобод человека стали идеи и труды таких мыслителей, как Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, И. Кант и другие.

    Идеи зарождавшегося либерализма нашли свое последовательное обоснование и защиту в философско-правовом учении Джона Локка (1632–1704).

    Он считал, что в естественном состоянии человек, преследуя свои интересы и отстаивая свои права, стремится не навредить другому человеку1.

    Характеризуя общественный договор об учреждении политической власти и государства, Дж. Локк утверждает, что «великой и главной целью объединения людей в государство и передачи себя под власть правительства»2 является обеспечение за каждым человеком его естественных прав на жизнь, свободу и имущество. При этом, в противоположность Гоббсу, Дж. Локк утверждает, что свобода, присущая людям в естественном состоянии, и собственность, неотделимая от человеческой личности, должны сохраняться  и в условиях гражданского состояния: «Несмотря на всевозможные лжетолкования, целью закона является не уничтожение и не ограничение, а сохранение и расширение свободы. Там, где нет законов, там нет и свободы»3.

    Свое понимание взаимосвязи свободы и закона в государственном состоянии Дж. Локк формулирует следующим образом: «Свобода людей, находящихся под властью правительства, заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и установленное законодательной властью, созданной в нем, это – свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым от непостоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека»1. Таким образом, законы, издаваемые в государстве верховной (законодательной) властью, должны, согласно учению Дж. Локка, соответствовать велениям естественного закона (закона природы), прирожденным и неотчуждаемым правам и свободам человека.

    Впервые в истории политической мысли Дж. Локк выдвинул идею разделения власти, ибо только в этих условиях можно соблюсти  неотъемлемость прав личности. Существенным моментом его договорной концепции государства является «доктрина законности сопротивления всяким незаконным проявлениям власти»2. Законность подобного сопротивления, включая право народа на восстание против деспотической власти, коренится в суверенных правах народа – учредителя государства.

    Основным предметом философско-правовых размышлений Шарля Луи Монтескье (1689–1755) выступает политическая свобода. Он занят поисками «духа законов», т.е. закономерного в законах.

    К естественным законам, по которым человек жил в догосударственном состоянии, Ш. Монтескье относит стремление к миру, к добыванию пищи, а также желание жить в обществе и др. После объединения людей в общество начинаются войны между ними, а для предотвращения войн создаются положительные законы, определяющие отношения между народами (международное право), между правителями и управляемыми (политическое право), отношения граждан между собой (гражданское право).

    В трактовке Ш. Монтескье положительный (человеческий) закон предполагает объективный характер справедливости и справедливых отношений: «Законам, созданным людьми, должна была предшествовать возможность справедливых отношений. Говорить, что вне того, что предписано или запрещено положительным законом, нет ничего ни справедливого, ни несправедливого, значит утверждать, что до того, как был начертан круг, его радиусы не были равны между собою»1. Из этих положений Ш. Монтескье хорошо видно, что «справедливость», о которой он говорит, имеет естественно-правовой смысл.

    Ш. Монтескье в классическом виде сформулировал идею разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Основная цель разделения власти – защитить человека, избежать злоупотребления властью. «Необходим такой порядок вещей, – писал он, – при  котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга»2.

    Ш. Монтескье подчеркивал, что «свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане»3.

    В философии Ш. Монтескье обоснованы наиболее важные демократические принципы взаимоотношений между властью и людьми, государством и обществом, естественные и неотчуждаемые права человека, присущие индивиду от рождения.

    В основе философско-правовых взглядов Жан-Жака Руссо (1712–1778) лежат идеи народного суверенитета, полновластия и верховенства народа. Однако с появлением частной собственности и социального неравенства, противоречивших естественному равенству, начинается борьба между бедными и богатыми.

    С этих позиций Руссо отвергает идею неотчуждаемых естественных прав человека, говоря о полном отчуждении  каждого из членов ассоциации со всеми его правами в пользу общины. Руссо полагает: то, что отчуждается у каждого изолированного индивида в пользу образуемого по общественному договору целого (народа, суверена, государства) в виде естественных прав и свобод, возмещается ему, как перешедшему в новое качество неразрывной части этого целого, – гражданину – в виде договорно установленных позитивных прав и свобод1.

     

    В связи с этим нужен общественный договор как способ гармонизации общественных отношений.

    Согласно учению Ж.-Ж. Руссо, власть принадлежит народу и исходит от народа, демократия возможна там, где народ прямо и непосредственно решает государственные дела.

    Значительное место разработка проблемы прав человека занимает в философском творчестве Иммануила Канта (1724–1804).

    Первым постулатом кантовской этики является свобода человека, его свободная воля. Эта воля определяет способность и право личности самой устанавливать правила должного и следовать им без внешнего принуждения и давления. Свободная воля одновременно является и моральным законодателем, и добровольным исполнителем моральных правил. В качестве собственного открытия в сфере морали И. Кант выдвигает тезис о том, что в свободном моральном поступке личность подчинена «только своему собственному и, тем не менее, всеобщему законодательству»1.

    Морально обоснованный закон у Канта – это разумное право. Общность морали и права в его трактовке состоит в том, что в них воплощены правила должного, продиктованные идеей разума.

    Выступая за соединение морали и права с политикой, их совмещение в единой моральной политике, И. Кант обосновывает мысль о праве как «ограничительном условии» политики. Хотя ученый еще не использует термина «правовое государство», он дает обоснование такому государству: «Право человека должно считаться священным, каких бы жертв ни стоило это господствующей власти»2.

    Проблемы философии прав человека занимают большое место в творчестве Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831). Эти проблемы  развернуто и систематически развиты Гегелем в «Философии права» (1820 г.), полное наименование которой – «Естественное право и наука о государстве в очерках. Основы философии права». По Гегелю, свобода есть определяющее начало и цель всего процесса развития духа. Гегель пишет о единстве права и свободы: «Право состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли. Тем самым право есть вообще свобода как идея»3.

    Он подчеркивал, что обязанности  государства и права граждан  определяются законом. Продолжая философскую традицию эпохи Просвещения, Гегель характеризовал принцип разделения властей как «гарантию публичной свободы»1.

    Значительное развитие идеи свободы, равенства прав человека, естественного права получают на Американском континенте, где в 1776 г. принимается Декларация прав Вирджинии. В ней провозглашалось, что все люди от природы являются свободными и независимыми, обладают определенными правами (в т.ч. правом на жизнь, счастье, собственность, безопасность), которых они не могут быть лишены. Это была первая декларация прав человека, идеи которой получили развитие в Декларации независимости США 1776 г., провозгласившей: «Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными необходимыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются государства, черпающие свои законные полномочия в согласии управляемых». Конституция США 1787 г. не содержала перечня естественных и неотъемлемых прав человека. Это было сделано позже, с помощью 10 первых поправок к Конституции, составивших Билль о правах (1791 г.).

    Во второй половине XIX в., наряду с естественно-правовой доктриной прав и свобод человека, продолжает утверждаться и доктрина, согласно которой не граждане делегируют государству определенный набор полномочий, а наоборот, государство «дарует», наделяет граждан правами и обязанностями и осуществляет контроль над их реализацией. В ХХ в. этот подход получил наиболее значительную теоретическую разработку в нормативистской теории Г. Кельзена, считавшего государство олицетворением правопорядка и первоосновой в отношениях государства и личности. Он видит  несостоятельной идею правового государства. Для него «всякое государство есть правовое государство, а сам этот термин представляет собой словесное излишество»1. 

    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


    написать администратору сайта