Главная страница
Навигация по странице:

  • 21. Философские концепции истины

  • Когерентная концепция истины

  • Практическая концепция истины

  • 22. Парадигмальность науки

  • 23. Наука как общественное явление

  • 24. Язык науки

  • 25. Проблема преднаучного и вненаучного познания.

  • 1. Мировоззрение. Исторические типы Мировоззрение


    Скачать 322.52 Kb.
    Название1. Мировоззрение. Исторические типы Мировоззрение
    АнкорFilosofia_EKZAMEN.docx
    Дата08.12.2017
    Размер322.52 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаFilosofia_EKZAMEN.docx
    ТипДокументы
    #10793
    страница4 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    20. Истина как процесс

    Истина - знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Иначе говоря, это верное, правильное отражение действительности в живом созерцании или в мышлении. Поэтому первый и исходный признак (свойство) истины - объективность: конечная обусловленность реальной действительностью, опытом, практикой и независимостью содержания истинного знания от отдельных людей.

    Истина - это не свойство материальных объектов, а характеристика знаний о них.

    Будучи объективной по своему материальному содержанию, истина субъективна по своим внутренним идеальным содержанию и форме: истину познают люди, выражающие ее в определенных субъективных формах (понятиях, законах, теориях и т. п.).

    Истина - это процесс, а не какой-то одноразовый акт изучения объекта сразу, целиком и в полном объеме. К характеристике объективной истины как процессу применяются категории абсолютного (выражающие устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного (отражающие изменчивое, преходящее). Абсолютная и относительная истина - это два необходимых момента одной объективной истины.

    Они выражают разные ступени и стороны познания человеком объективного мира и различаются лишь по степени точности и полноты его отражения. Между ними нет границы. Это не отдельные виды знания, а один, хотя каждый из них имеет свою специфику.

    Абсолютная истина (точнее, абсолютное в объективной истине) понимается, во-первых, как полное, исчерпывающее знание о действительности в целом - гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание все более приближается к нему, во-вторых, как тот элемент знаний, который не может быть никогда опровергнут в будущем. Это так называемые вечные истины, знания об отдельных сторонах предметов.

    Относительная истина (точнее, относительное в объективной истине) выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо заменяются новыми, либо опровергаются и становятся заблуждениями (например, истина о существовании вечного двигателя). Относительность истины заключается в ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности. Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания складывается из суммы относительных, но не путем механического соединения готовых истин, а в процессе исторического развития познания и синтеза его результатов.

    Существует Две позиции в отношении абсолютного и относительного моментов истины. Догматизм преувеличивает значение устойчивого момента, релятивизм - изменчивой стороны каждой истины.

    В свое время Г. В.Ф. Гегель справедливо подчеркивал, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна.

    Это значит, что любое истинное знание всегда определяется в своем содержании и применении условиями места, времени и многими другими специфическими обстоятельствами, которые познание должно стремиться учесть как можно точнее. Игнорирование определенности ситуации, распространение истинного знания за пределы его действительной применимости неминуемо превращает истину в антипод - в Заблуждение.

    Ведущим критерием истины является практика — материальное освоение человеком окружающего мира. Практика соединяет познающего субъекта с реальностью, в ходе нее люди меняют вещи, процессы. Но ее ^значение не следует абсолютизировать, так как возможности практики ' ограничены конкретно-историческими условиями жизни людей и не все ^поддается практической проверке. Поэтому есть и другие критерии истины. Например, логический критерий, суть которого в строгом следовании законам формальной логики, а также доказательность и непротиворечивость знания. Еще один критерий истинности в философии - аксиологический, предполагающий обращение к мировоззренческим, нравственно-этическим и эстетическим принципам. Например, эстетический критерий (чувство гармонии, красоты и т.д.).
    21. Философские концепции истины

    Корреспондентная (от лат. correspondere отвечать, осведомляять) концепция восходит к Аристотелю (IV в. до н.э): истинно то, что разделённое считает разделённым, а соединённое соединённым, белое - белым и т.д. Аристотель понимал истину как знание, соответствующее (корреспондирующее) действительности, как «правильное, адекватное отражение предметов действительности». Это близко обыденному сознанию, согласно которому Солнце всходит и заходит, что мы каждый день видим. Во времена Аристотеля это была позиция здравого смысла, и это было бы верно, если бы у нас на ладони одной руки лежала «действительность» в чистом виде, а на ладони другой – «знание» о ней. Увы, это не так. Как шутят философы, «в действительности всё не так как на самом деле»: не Солнце всходит, а Земля поворачивается. Мир нам не дан в некоей подлинности, а задан через наше знание и деятельность. Поэтому мы не можем сравнивать знание с действительностью, а сравниваем лишь различные виды знания. В наше время корреспондентная концепция истины представляет исторический интерес. Опора на здравый смысл остаётся, но смысл здравия меняется.

    Когерентная (от лат. cohaerentia сцепление, связь) концепция возникла в средневековой схоластической философии, которая стояла перед проблемой сравнения, анализа и согласования библейских текстов и текстов Аристотеля. Схоласты (см.) исходили из постулата о том, что статусом истинного знания может обладать лишь знание, согласуемого (когерентного) с Библией. Эта концепция также представляет лишь исторический интерес, но идея согласования различных форм знания и деятельности сохранилась, поскольку фактически мы всегда сравниваем не знание с действительностью, а один вид знания с другим. В этом смысле круг в определении истины неустраним.

    Прагматическая (от гр. pragma дело, действие) концепция истины утвердилась в XIX веке в философии прагматизма и аутентичного марксизма: знание признается истинным, если оно ведёт к практическому и к успешному решению поставленной задачи. Поиск критерия истинности знания можно представить себе как поиск оптимального соотношения между знанием и всей системой человеческой деятельности, а истину - как достигнутое неустойчивое равновесие между ними. В поисках достоверного знания мы как в серфинге, пытаемся удержаться на гребне океанской волны, стремимся достичь и сохранить оптимальное соотношение между деятельностью и знанием. Меняются реальность, меняются наши знания, меняется и субъект познания, то есть мы с вами.

    Критерием истинности (говорят «истины») является практика, многогранная деятельность человека, которая не сводится к эмпирической проверке фрагмента знания, а является общественно-исторической деятельностью человечества в самом широком смысле, чувственно-предметной деятельностью людей, направленной на изменение условий их существования. В практике, как справедливо утверждал Маркс, человек «творит себя и свою историю», проверяет истинность своих знаний, действенность своих убеждений, верований, ценностей и оценок. Этот критерий можно представить как оптимальное соотношение между знанием и системой человеческой деятельности, как достигнутое неустойчивое равновесие между ними. В поисках достоверного знания мы похожи на спортсмена - серфингиста, балансирующего на океанской волне. Путь к истинному знанию не есть асимптотическое приближение «суммы относительных истин» к пределу, олицетворяющему абсолютную истину: меняются и реальность, и мы, и наши знания.

    Прагматическая концепция сопоставима с современной концепцией семантической истины, разработанной Тарским, но применимой, как оказалось не только в логике и математике, но и в естествознании и даже в этике. Многие логики, правда, предпочитают говорить не о прагматической концепции истины, а о «семантике возможных миров», что позволяет рассмотреть все мыслимые ситуации и оценить их с позиции выполнимости достижения цели. При этом согласовываются различные формы знания: Теории с экспериментом, одних теоретических систем с другими, научных предположений с интуицией в её не мистическом понимании, а как осознания результатов работы подсознания, возникающего в результате синестезии (объединения в единое целое) чувственного-эмоционального и рационального в человеческой жизни.

    Классическая Создатель- Аристотель. Истина-соотвествие высказывания и реальности.

    В рамках классич. Концепции истины формиурется представление об абсолютной и относителньой истине. Абсолютная- никогда не достижимый идеал совершенного знания.

    Когерентная концепция истины («связь» с латыни) . В основании когерентной теории истины лежит восходящая к Античности (Парменид, элеаты, Аристотель) философская идея о том, что только непротиворечивое и согласованное знание может быть знанием о реальности, противоречивое же знание ничего не описывает и не объясняет. Поэтому истинность каждого отдельного фрагмента знания (предложения, теории, гипотезы и т. п.) может быть удостоверена его принадлежностью к непротиворечивой и согласованной системе.

    1 истина-внутрення согласованность знания

    2 Истина-соотвествие положения одной теории и положения других теорий в одной области знаний

    Отстутсвие противоречий в толковании, фактов.

    Игнорирование оптыа как источник знания.

    Практическая концепция истины –Джеймс Дьюи 1 Истина-практическая ценность

    2 –Истина-любая теория (знания), еоторые помогают нам в решении наших практических проблем.

    Договорная (Пуанкаре)конвенционалисты-результат договова между людьми

    Онтологическая (хайдегер и флоренский)Истина- непосредственно бытие явлений или вещей. Правда понимается как субъективная истина.истину в отличие от правду можно доказать. Ложь-намеренно сказааннная неистина Заблуждения-ненамеренная неистина

    22. Парадигмальность науки

    ...парадигмальное знание: именно оно дает предпосылку, условия теоретической деятельности по объяснению и систематизации научного знания. Парадигма – некие идеи, способы решения задач, вокруг которых объединяются ученые...

    Понятие научной парадигмы
    Томас Кун ввел понятие научной парадигмы – как системы принятых в определенном научном сообществе способов (методов) постановки проблем и их решения. Каждое научное сообщество (парадигма) имеет также свою систему условностей, правил (относящихся, например, к организации научной деятельности, к нормам взаимодействия между учёными и т. д.)

    Научная парадигма (от др. гр. парадейгма) – первообраз. Парадигма, с семантической точки зрения — это система правил смыслообразования, задающая границы изменения значений терминов языка (в том числе и юридического). В юриспруденции можно выделить такие, например, парадигмы как: публично-правовая и частноправовая. Каждой из них присущи специфические дискурсы. Примером тому может послужить советская парадигма гражданского права, в котором отсутствовало понятие частной с собственности (была только государственная, кооперативная и личная). Это задавало границы постановки законотворческих проблем, их решения.

    Научные методы (методологии) складываются в определённых научных парадигмах на достаточно объективных основаниях (хотя, конечно, субъективный момент в научном мышлении, в научных языках играет существенную роль). Понятия методология, дискурс и онтология – это неразрывно связанные ракурсы научного мышления, обладающие специфическими чертами в различных научных парадигмах.

    Научная парадигма – это понятие, в котором отражены не только основания дифференциации научного знания, но и структура научной деятельности, принципы ее организации.

    23. Наука как общественное явление

    Наука разделяется на множество отраслей знаний (частных наук), которые различаются между собой тем, какую сторону действительно-сти они изучают. По предмету и методу познания можно выделить нау¬ки о природе — естествознание, и обществе — обществознание (гумани-тарные науки).

    В состав естественных наук входят механика, химия, физика, биоло-гия и другие. Главным предметом этих наук является исследование осо-бенностей природных тел и закономерностей их взаимодействия. Зная причины, можно предвидеть следствия, а, зная следствия, можно преду-гадать причины. Как отмечал Р. Декарт, знание природы делает людей ее господами и обеспечивает им здоровую и счастливую жизнь.

    К гуманитарным наукам относятся философия, социология, эконо-мическая теория, политология и другие. В них фиксируются особенно¬сти общественных отношений.

    Гуманитарное познание обладает своей спецификой:

    1. В гуманитарном познании объект и субъект познания совпадают. Ученый, исследуя общество, сам является частью изучаемого объекта. Это позволяет изучить явление изнутри. Но, являясь участником социального процесса, человек не может быть безразличен к происходящему. Одни явления вызывают у него симпатию, другие, наоборот, антипатию. Это накладывает отпечаток на процесс познания. Совпадение объекта и субъекта познания во многом объясняет на¬личие разных выводов и оценок того или иного общественного явления.

    2. Гуманитарное познание характеризуется сложностью изучаемого объекта, который представляет собой отношения людей, где тесно переплелись материальное и идеальное, объективное и субъективное, сознательное и стихийное. К тому же каждое социальное событие неповторимо, общественные явления непохожи друг на друга.

    3. Методы гуманитарного познания ограничены. Здесь нельзя пользоваться микроскопом, химическими реактивами и т.п. Нельзя провести и эксперимент с реформами Петра I или понаблюдать восстание под руководством Е. Пугачева. Поэтому в познании общества велика роль мышления, его форм, принципов и методов.

    Сегодня наука стала одной из ведущих форм духовной культуры, оказывающей огромное влияние на все сферы общественной жизни.

    Развитие современной науки имеет ряд особенностей:

    постоянно увеличивается объем научной информации. Сегодня она удваивается каждые 10 лет. Если в 1990 году издавалось примерно 10 тысяч научных журналов, то в настоящее время их несколько сотен тысяч; изменяется мир науки, она охватывает все большую область знаний. Сегодня она включает около 15 тысяч дисциплин, которые все теснее взаимодействуют друг с другом; происходит рост количества ученых. Если в середине XIX века их было примерно 10 тысяч, в 1900 году - 100 тысяч, то в конце XX столе¬тия — свыше 5 миллионов; наука превратилась в особую профессию. Долгое время она была сферой деятельности ученых, не являлась профессией и не финансиро-валась. До конца XIX века занятие наукой не было главным источником обеспечения. Так, Л. Пастер полагал унизительным зарабатывать деньги на своих открытиях. Сегодня ученый - это престижная профессия.
    24. Язык науки

    Поговорим вначале о языке вообще. Достаточно ясно, что язык может использоваться при достижении многих, весьма разнообразных, целей. Поэт требует от языка выразительности, то есть способности ярко передать мысль или чувство; политик хочет максимальной эмоциональности при минимальной информационной нагрузке; ученому нужны точность и ясность.
    Главное требование к языку науки - это ясность, не зависящая от личного опыта разных исследователей. Наука добивается ясности путем использования терминологии. В отличие от слов естественного языка, термин всегда описывает строго определенное, единое для всех, множество материальных объектов или их взаимодействий и отношений. Такое единство достигается благодаря тому, что каждый термин имеет строгое определение, и для понимания термина необходимо знать как его собственное определение, так и определения всех терминов, использованных в его определении, вплоть до базовых, неопределяемых, понятий. Вместе с тем, для понимания термина, необходимо представлять себе ту физическую реальность, которая за ним стоит. Если за термином не стоит никакая физическая реальность, он лишен смысла. И наконец - в науке допустимо только использование ее терминов. Если какое-то отношение или взаимодействие в данной науке не определено, то пользоваться им нельзя. Но ничто не мешает вначале дать определение, а потом использовать полученный таким образом новый термин. Благодаря этой возможности научная терминология не является чем-то застывшим, но развивается вместе с наукой.

    ЯЗЫК НАУКИ - это система понятий, знаков, символов, создаваемая и используемая той или иной областью научного познания для получения, выражения, обработки, хранения и применения знаний. В качестве специального языка конкретных наук обычно используется некоторый фрагмент естественного языка, обогащенный дополнительными знаками и символами. Я.н. отличается точностью и ясностью своих выражений. Даже те понятия, которые заимствуются наукой из повседневного языка, напр., «сила», «скорость», «тяжесть», «звезда», «стоимость» и т.п., получают гораздо более точное и порой даже парадоксальное с т.зр. здравого смысла значение. Если на первом этапе своего развития наука в основном пользуется понятиями естественного языка, то по мере более глубокого проникновения в предмет исследования появляются теории, вводящие совершенно новые термины, относящиеся к абстрактным, идеализированным объектам, к новым открываемым явлениям, их свойствам и связям. Таковы, напр., названия элементарных частиц, их свойств и взаимосвязей; химических элементов; понятия электродинамики и т.д. В целом Я.н. возникает и развивается как орудие познания определенной области явлений, и его специфика определяется как особенностями изучаемой области, так и методами ее познания.

    Я.н. стараются строить т.о., чтобы избежать недостатков естественного языка: многозначности терминов; расплывчатости и неопределенности их содержания; двусмысленности выражений; семантической замкнутости и т.п. Это обеспечивает ясность, точность и понятность выражений Я.н.

    25. Проблема преднаучного и вненаучного познания.

    думаю, что преднаучное = донаучное.

    Вопрос возник после 1991 г. До этого подлинное знание – это научное знание, всё остальное знание – это вспомогательное. После 1991 г. возникли новые направления в познании действительности: мистическое познание и эзотерическое познание.

    Главным сейчас считается научное знание, всё остальное вспомогательное.

    Всё знание по качеству подразделяется на:

    1. Научное;

    2. Вненаучное, т.е. познание за пределами науки. Оно подразделяется на

    • Вненаучное познание и знание, дополняющее научное познание и знание. Наука не фиксирует данные знания. Такое знание даёт представление о трансцендентной реальности, т.е. о том, что за гранью разума. Так мы раздвигаем границы знания человека.

    • Вненаучное знание, которое противостоит научному (выступает антагонистом) – это ненаучное знание.

    Формы вненаучного познания многообразны, статус их обсуждается:

    • Обыденно-житейское познание и знание;

    • Мифологическое знание;

    • Религиозное познание: сегодня претендует на науку;

    • Философское познание;

    • Политическое познание;

    • Правовое познание: люди приобретают через житейскую практику;

    • Нравственное (моральное) познание: речь не об этике, а об усвоении моральных норм и принципов, с которыми сталкиваемся в повседневной жизни;

    • Художественное (эстетическое) познание;

    • Игровое познание: здесь две стороны: игра позволяет получить знания о различных способностях человека и второе, знание правил игры обогащает человека интеллектуально.

    Знания, противостоящие научному:

    • Донаучное знание: мистика чисел, например, Пифагор.

    • Паранаучное познание: (пара – около, вблизи) такое знание не совместимо с гносеологическими принципами. Это знание о тайнах природы психической силе и отношениях, скрывающихся за обычными явлениями. Понятие «парачувствительность»: восприятие того, что за порогом наших чувств. Паранаучное знание не принимается, поскольку противоречит фундаментальным основам науки.

    • Альтернативная наука: астрология, оккультные науки, мистика, телепатия;

    • Псевдонаука: знание, в котором сознательно искажаются представления о действительности. Представители убеждённо демонстрируют, что их позиция верна. Излагая знание, представители раскладывают некий сценарий произошедшего, рисуют игровую ситуацию.

    • Народная наука: знахари, целители, экстрасенсы, шаманы и т.д.

    • Квазинаука: познание и знания, которые утверждают свою правоту с помощью политического насилия (Лысенко). Как относиться к этим формам познания? В качестве решения можно принять позицию Карла Поппера: «Наука может ошибаться, а псевдонаука может случайно натолкнуться на истину». Отношение, полагаю должно быть толерантным, если не приносят вред людям.

    Сейчас мистика начинает претендовать на научный статус. Считаю, что надо разводить понятия знания и информации. Последнее — это объективный поток сигналов. Если они принимаются, то «приемник» реагирует на них. Знание, в отличие от информации, осваивается, превращается в достояние индивида.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта