Главная страница
Навигация по странице:

  • 49. Философское понимание развития

  • 50. Диалектика и метафизиика. Общее и особенное Диалектика и метафизика- философские теории развития и методологии его познания. Диалектика

  • Основными методами философии

  • Понятие диалектика

  • Понятие метафизика

  • Билет 21 21. Основные исторические типы диалектического и метафизического мышления. Идеалистическая и материалистическая диалектика.

  • 1. Мировоззрение. Исторические типы Мировоззрение


    Скачать 322.52 Kb.
    Название1. Мировоззрение. Исторические типы Мировоззрение
    АнкорFilosofia_EKZAMEN.docx
    Дата08.12.2017
    Размер322.52 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаFilosofia_EKZAMEN.docx
    ТипДокументы
    #10793
    страница10 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    48. Социальная структура и личность. Понятие человеческой индивидуальности

    49. Философское понимание развития

    Развитие как философская категория отражает процесс необратимых закономерных накапливающихся изменений объекта. 

    Раз в определении развития говорится об изменениях, ясно, что всякое развитие является движением. Но заметьте: при этом не всякое движение является развитием. Ведь по крайней мере не всякие изменения необратимы. Не всякое развитие является прогрессом, необратимые накапливающиеся изменения могут вести и к деградации. При этом прогресс обязательно является развитием. Таким образом, понятия движение, развитие, прогресс выстраиваются по отношению "множество-подмножество":

    http://crypto.hut2.ru/razvitie.png

    Развитие может быть прогрессом, регрессом, а может происходить "в одной плоскости". Считать ли изменения прогрессивными или регрессивными, на самом деле сильно зависит от того, что мы хотим, то есть от цели (в формальных моделях - целевой функции).

    51 содержание объективной диалектики

    Поскольку мир представляет собой фундаментальную дихотомию материи и сознания, то и в самой диалектике как учении о законах развития мира содержится фундаментальная теоретическая дихотомия — дихотомия объективного и субъективного. В связи с этим единая философская теория развития представляет собой единство объективной и субъективной диалектики. Объективная диалектика изучает особенности проявления системы законов развития в объективной реальности, т. е. в материальном мире. Она включает в себя диалектику природных процессов, диалектику общества (социогенез) и диалектику человека (антропогенез). Субъективная диалектика имеет своим предметом особенности реализации законов развития в субъективной реальности, т. е. в сознании человека, в его психике, и главным образом в том ее компоненте, который называют мышлением. Самой общей формой бытия сознания является познание как процесс отражения объективного и субъективного миров. Поэтому субъективная диалектика является диалектикой познания и диалектикой отражения. В субъективной диалектике можно выделить теорию развития знания и теорию развития мышления (диалектическую или содержательную логику). ангар под ключ

    Теория развития знания изучает процессы превращения незнания в знание, углубления и преемственности в последнем, диалектику истины и заблуждения. Эта сторона субъективной диалектики исследует условия возникновения, развития и направленности познания. Предметом исследования диалектической логики является комплекс отношений логических форм, т. е. форм мышления, и их содержания. Ее основная задача заключается в том, чтобы выявить логический (категориальный) строй мышления, выработать универсальный инструментарий, оперирование которым дает нам возможность все глубже и глубже познавать объективный мир, более адекватно отражать происходящие в нем процессы и изменения. Диалектическая логика как часть субъективной диалектики нацелена на изучение возникновения и развития понятий, открытие закономерных взаимосвязей между ними, превращая их совокупность в системноорганизованное целое, отражающее многообразие мироздания.

    Единство объективной и субъективной диалектики представляет собой процесс исторически развивающейся практической деятельности человека и общества. Их тождество состоит в том, что содержание и той, и другой объективно. Человек не может отменить или приостановить действие законов развития ни в материальных, ни в идеальных образованиях. Различие объективной и субъективной диалектики коренится в форме проявления законов развития: в природе и обществе — она объективна, в сознании, в мысли — она субъективна. Субъективность формы реализации всеобщих универсальных законов развития универсума в познании и мышлении выражает активное отношение человека к миру, которое является движущей творческой силой, нацеленной на преобразование мира. Тождество и различие в единстве объективной и субъективной диалектики эксплицируется в следующих аспектах: во-первых, субъективная диалектика детерминирована объективной; во-вторых, первая отражает вторую; в-третьих, субъективная диалектика обладает относительной самостоятельностью по отношению к объективной; в-четвертых, их единство есть процесс развертывания отношения мышление — история — природа (поэтому диалектику называют еще учением о развитии природы, общества и мышления); в-пятых, единство двух сторон диалектики никогда не было и никогда не будет дано в полном объеме, так как и природа, и общество, и мышление постоянно развиваются.

    Современная стадия развития человечества характеризуется интенсивно возрастающей ролью субъективной диалектики, предполагающей ответственность человечества как за свое собственное развитие, так и за эволюцию природы по крайней мере в масштабах планеты Земля. Это обстоятельство детерминировано резким расширением и углублением разумной деятельности человека, масштабы которой уже выходят за рамки планеты. В результате становится необходимой выработка и реализация технологий управления процессами развития, способных обеспечить устойчивую коэволюцию природы и общества

    50. Диалектика и метафизиика. Общее и особенное

    Диалектика и метафизика- философские теории развития и методологии его познания.
    Диалектика

    - метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.
    С начала XIX века, после создания Гегелем универсальной теории познания и учения о бытии, диалектикой стали называть всеобщий метод познания, который рассматривает все предметы и явления как развивающиеся и взаимосвязанные, а также учение о бытии, основанное на этом методе. Диалектику, или метод развития, согласно Гегелю, следует понимать как методическое обнаружение и разрешение противоречий, содержащихся в понятиях. Главной темой его диалектики стала идея единства взаимоисключающих и одновременно взаимно предполагающих друг друга противоположностей, или тема противоречия. Именно диалектический метод позволил Гегелю критически переосмыслить все сферы современного ему знания и культуры.
    В философии марксизма диалектика понимается как учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также как основанный на этом учении метод творчески познающего мышления.
    Основными категориями современной диалектики являются:

    - сущность и явление;

    - содержание и форма;

    - система, элемент, структура;

    - целое и часть;

    - единичное, особенное и всеобщее;

    - причина и следствие;

    - возможность и действительность;

    - необходимость и случайность;

    - свобода и необходимость;

    - прерывность и непрерывность;

    - количество и качество и др.
    Метафизика

    Метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:
    • обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности) ;

    • статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития);

    • однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

    Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются:

    Самостоятельные методы:

    диалектика;

    метафизика;

    догматизм;

    эклектика;

    софистика;

    герменевтика.
    Диалектика и метафизика – это 2 противоположных метода философии и науки.

    Понятие диалектика в античности в Древней Греции означало искусство ведения беседы, дискуссии, спора. В дальнейшем под диалектикой стало пониматься всеобщая теория развития и соответствующий ей метод исследования – диалектический. Диалектика – философское учение о всеобщем и полном движении, изменении, развитии, о наиболее общих законах развития мира и о всеобщих связях существующего в мире. Составная часть философии.

    Понятие метафизика впервые в встречается в работах Аристотеля и оно означало часть его труда, который располагался за физикой и в котором рассматривались более абстрактные, общие вопросы, чем собственно в физике. В дальнейшем под метафизикой стала пониматься определенная концепция изменения, движения и соответствующий ей метод исследования.
    Противоположность диалектики и метафизики состоит в следующем. С позиции метафизики предметы, процессы, явления мира рассматриваются:

    1 – вне связи друг с другом и вне взаимовлияния друг на друга.

    2 – в основном как неизменные, раз и навсегда данные, если и признаются изменения, то они понимаются упрощенно, как увеличение или уменьшение чего-либо, т.е. только как количественные изменения, но отрицаются коренные качественные изменения.

    3 – не раскрывается внутренний источник, причина движения, изменения, развития предметов, процессов, явлений.
    С позиции диалектики вещи, предметы, процессы рассматриваются:

    1 – во взаимосвязи друг с другом и во взаимовлиянии друг на друга.

    2 – в движении, изменении, развитии при этом в единстве постепенных количественных и коренных качественных изменений.

    3 – раскрывается внутренний источник, внутренняя причина движения, изменения, развития любых предметов, процессов, явлений, которыми являются внутренние противоречия.
    Вслед за Энгельсом современная отечественная философия выделяет диалектику: объективную и субъективную.

    1. Объективная диалектика – диалектика природы. Таким образом, обозначается диалектический характер процессов, происходящих в объективном вещно-предметном мире. Иными словами это общая теория развития объективного мира.

    2. Субъективная диалектика – это указание на диалектический характер познавательной и в целом духовной деятельности человека, т.е. диалектика процессов мышления, которые происходят в природе.

    Энгельс: субъективная диалектика отражает диалектику природы или объективную диалектику в формах понятий и связей между ними.
    ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКИ:

    1. Принцип развития. Движение может быть круговым (обратимым), регрессивным и прогрессивным (необратимые формы движения).

    2. Принцип всеобщей связи. Возникновение, изменение, развитие невозможно в изолированном состоянии, оно предполагает связь внутреннего и внешнего.

    3. Принцип тождества (единства) диалектики, логики и теории познания выражает единство законов развития, тотальность процесса развития, захватывающего природу, и человеческое мышление, и общество.

    4. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному. Конкретное - это отражение объективной действительности в системе понятий, это теоретическое воспроизведение единства проявлений, свойств, связей предмета. Абстрактное – это вырванное из общей связи, общей логики развития предмета, воспроизведение какой-то одной его сторон и противопоставляющее одну сторону другим. Высшая форма конкретного – научная теория, типичное проявление абстрактного – «житейские» суждения. Познание

    происходит как движение от конкретного в действительности и конкретному в познании.

    5. принцип единства исторического и логического: историческое – это описание фактического процесса, становления и развития изучаемого объекта (например, капитал); логическое – теоретическая модель развитого и развивающегося объекта во всех его существенных, закономерных связях. Суть принципа: логика объекта – это история его становления, но представленное в основных существенных соотношениях.
    Диалектика Сократа

    С одной стороны принцип незнания как будто ведет к отрицанию науки, с другой, мы видим путь ведущий к подлинно высшему знанию;

    С одной стороны, его послание может читаться как простая моральная проповедь, с другой, - как введение в платоновскую метафизику;

    С одной стороны, его диалектика внешне выступает как софистика и эристика, с другой, - это основание логики как науки;

    С одной стороны, его учение как бы очерчено стеной афинского полиса, с другой, открывается космополитическое пространство целого мира.
    Истина с точки зрения диалектического материализма

    Другая опора марксистско-ленинской концепции истины -- диалектика.

    Именно диалектика позволила Ленину раскрыть механизмы формирования объективного знания, взаимосвязь объективного и субъективного, абсолютного и относительного, чувственного и рационального как весьма существенные аспекты развития знания.
    АРИСТОТЕЛЬ. понятие сущности, или субстанции.

    Одно из главных сочинений Аристотеля – "Метафизика" – специально посвящено выяснению того, что такое бытие и каковы его свойства именно как бытия.

    Основным Аристотель сделал вопрос: "что такое бытие как бытие?" (on he (i) on, что в средние века звучало как esse qua esse).

    вопрос о том, что есть "сущее как сущее", Аристотель сводит к проблеме сущности (oysia).
    Сравнение диалектики и метафизики.

    Диалектика:

    В движении выявляется внутренний источник (причина), поэтому движение трактуется как самодвижение, объект движущийся.

    Источник движения – это противоречие, т.е. специфический тип связи, моментов (сторон, характеристик) объекта.

    Взаимодействие внутри объекта приводит к одновременным изменениям всех его параметров, что означает преобразование объекта в другой объект

    Преобразованный в ходе движения объект заключает в себе моменты(черты, тенденции) своего предшественника, так и принципиально иные, не существовавшие ранее.

    Метафизика:

    Источник движения выявляется во внешних причинах, поэтому движение трактуется как результат посторонних обстоятельств. Объект движимый.

    Источник движения – это внешняя сила, действующая на объект.

    Внешние воздействия ведут к полному разрушению (уничтожению) объекта, либо к таким его изменениям, которые не затрагивают его существа

    Объект абсолютно ничего не содержит в себе от предшествующего либо отличается от него только незначительным образом.

    После создания Гегелем в начале XIX века диалектического учения метафизика приобрела значение «старой, или додиалектической философии». В философии марксизма за ней закрепилось еще более узкое значение - «антидиалектический метод познания». То есть, метафизика создает статичную, неподвижную картину мироздания, составные части которого не зависят друг от друга и могут рассматриваться изолированно. Диалектика же создает динамическую, развивающуюся картину мира, все составные части которого взаимообусловлены, взаимосвязаны.

    Как способы познания диалектика и метафизика зародились еще в античности и прошли многовековую историю. Расцвет метафизики как способа научного познания приходится на XVII - XVIII века, а диалектики - на XIX - XX века. Метафизический метод лежал в основе бурного развития естествознания в XVII - XVIII веках, благодаря нему наука этого периода сделала колоссальный прорыв по сравнению с предыдущими эпохами. Данный метод ввел в науку приемы анализа, систематизации предметов и явлений. Крупнейшим достижением метафизической методологии является открытие законов механического движения, то есть движения, понимаемого как изменение положения тел в пространстве без учета изменений их внутренних свойств.

    С помощью диалектики были достигнуты основные успехи науки в XIX - XX веках, особенно в естествознании. Содержание диалектики раскрывается в ее основных категориях, принципах и законах. Можно сказать, что человеческое мышление диалектично по своей природе. На разных этапах развития человечества соответственно уровни диалектического мышления различны.
    Билет 21

    21. Основные исторические типы диалектического и метафизического мышления. Идеалистическая и материалистическая диалектика.
    Основные этапы развития диалектики:

    • античная, которая была наивной и стихийной, поскольку опиралась на житейский опыт и отдельные наблюдения (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон и др.); Диалектика по Гераклиту это прежде всего  изменение  всего  сущего  и единство безусловных противоположностей. При этом изменение  рассматривается не как простое перемещение, а как процесс становления вселенной, космоса.

    • немецкая классическая, которая была разработана Кантом, Фихте, Шеллингом и особенно глубоко Гегелем; Гегель. В основе понимания диалектики лежали 3 закона: закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания и закон единства и борьбы противоположностей. Создатель диалектического идеализма.

    • материалистическая, основы которой были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом,

    Диалектический метод Маркса вторичен по отношению к основным методам диалектической философии (в первую очередь, к методу философии Гегеля) и является достаточно узким, неприменимым ко многим процессам. Выделим отдельные положения тезиса К. Маркса:

    1.Утверждение о создании процессом мышления (идеи) всего действительного нельзя ни прямо, ни косвенно относить к философии Гегеля;

    2.К. Маркс виртуозно смешал понятия идеи и сознания, что было допустимо для его рассуждений, для обозначения частного субъектного применения диалектики;

    3.К. Маркс дал собственное определение идеального, отличное от гегелевского: идеальное есть материальное, пересаженное в человеческую голову.

    4.Тезис о том, что гегелевская диалектика стоит на голове, изрядно запутал марксистов, ибо выбор системы отсчета относителен.

    Диалектика и метафизика – это 2 противоположных метода философии и науки.

    Понятие диалектика в античности в Древней Греции означало искусство ведения беседы, дискуссии, спора. В дальнейшем под диалектикой стало пониматься всеобщая теория развития и соответствующий ей метод исследования – диалектический. Диалектика – философское учение о всеобщем и полном движении, изменении, развитии, о наиболее общих законах развития мира и о всеобщих связях существующего в мире. Составная часть философии.

    Понятие метафизика впервые в встречается в работах Аристотеля и оно означало часть его труда, который располагался за физикой и в котором рассматривались более абстрактные, общие вопросы, чем собственно в физике. В дальнейшем под метафизикой стала пониматься определенная концепция изменения, движения и соответствующий ей метод исследования.

    Противоположность диалектики и метафизики состоит в следующем. С позиции метафизики предметы, процессы, явления мира рассматриваются:

    1 – вне связи друг с другом и вне взаимовлияния друг на друга.

    2 – в основном как неизменные, раз и навсегда данные, если и признаются изменения, то они понимаются упрощенно, как увеличение или уменьшение чего-либо, т.е. только как количественные изменения, но отрицаются коренные качественные изменения.

    3 – не раскрывается внутренний источник, причина движения, изменения, развития предметов, процессов, явлений.

    С позиции диалектики вещи, предметы, процессы рассматриваются:

    1 – во взаимосвязи друг с другом и во взаимовлиянии друг на друга.

    2 – в движении, изменении, развитии при этом в единстве постепенных количественных и коренных качественных изменений.

    3 – раскрывается внутренний источник, внутренняя причина движения, изменения, развития любых предметов, процессов, явлений, которыми являются внутренние противоречия.

    Материалистическая далектика выступает в 3-х видах (функциях):

    1. диалектика как теория познания

    В этом качестве диалектика изучает происхождение и развитие познания. Диалектика в этом качестве рассматривает предмет познания в его историческом становлении.

    2. диалектическая логика (диалектика как логика)

    В этом качестве диалектика изучает мышление как процесс, в котором совершается построение системы категорий через их взаимосвязи. Диалектика как логика изучает также и специфические процедуры построения системы конкретного знания (например: восхождение от абстрактного к конкретному)

    3. диалектика как универсальный метод (способ) познания и преобразования мира человеком.
    Материалистическая диалектика в современном понятии – это учение о закономерных связях, становлении и развитии бытия и познания.

    По Энгельсу, диалектика – это наука, изучающая всеобщие моменты процесса развития.

    Материалистическая диалектика как система включает в себя следующие элементы:

    1. фундаментальные принципы:

    принцип системности, принцип всеобщности противоречия, принцип всеобщности развития, принцип всеобщей универсальной взаимосвязи.

    2. законы:

    - закон единства и борьбы противоположностей (этот закон характеризует источник развития)

    - закон перехода количественных изменений в качественные (характеризует механизм процесса развития)

    - закон отрицания отрицания (характеризует направление (форму) развития).

    3. категории диалектики – это наиболее общие философские понятия, отражающие и обозначающие всеобщие универсальные формы бытия и познания. В основном категории диалектики носят парный характер (например: причина – следствие, необходимость – случайность, возможность – действительность, форма – содержание, сущность – явление), также есть триады (единичное – особенное – общее - Гегель).
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта