Главная страница
Навигация по странице:

  • Основными мировыми религиями

  • Этапы развития религиозного мировоззрения

  • 2. Понятие, структура и функции мировоззрения Мировоззрение

  • 5. Структура философского знания. Основной вопрос философии и главные философские направления

  • 6. Типы философствования. Объективные основания многообразия философиских школ

  • 1. Мировоззрение. Исторические типы Мировоззрение


    Скачать 322.52 Kb.
    Название1. Мировоззрение. Исторические типы Мировоззрение
    АнкорFilosofia_EKZAMEN.docx
    Дата08.12.2017
    Размер322.52 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаFilosofia_EKZAMEN.docx
    ТипДокументы
    #10793
    страница1 из 11
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    1. Мировоззрение. Исторические типы

    Мировоззрение - система обобщенных представлений субъекта о мире как целом, о месте человека в нём, о смысле человеческой жизни, о смысле истории, об основаниях и границах человеческого познания. Мировоззрение складывается стихийно. Его носителями являются люди, как индивиды, личности, а также человеческие общности. В центре мировоззрения – его носитель, т.е. субъект для которого мировоззрение это его специфичная картина мира. Исходными мировоззренческими понятиями являются «мир» и «человек» В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения: 1.Мифология 2.Религия 3.Философия

    1. Мифология - Форма мировоззрения древнего общества, которая совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. есть совокупность представлений о мире, основанных на фантазии и вере в сверхъестественные силы, их сходстве с проявлениями человеческой активности и человеческими отношениями. Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы: - происхождение Вселенной, Земли и человека; - объяснение природных явлений; - жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения; - вопросы чести, долга, этики и нравственности.

    Чертами мифа являются: - очеловечивание природы (антропоморфизм); - отражение социальных черт (социоморфизм); - отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии); - практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.); - гилозоизм (витализм); - противоречивость и алогичность; - однообразие и поверхность мифологических сюжетов.

    2.Религия - форма мировоззрения, основанная на вере в наличие сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир и от которых зависит существование человека и мира.

    вера в сверхъестественные силы и существование двух миров (высшего - совершенного, горнего и низшего - несовершенного, земного). При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (вера) форма восприятия окружающей действительности. Главный вопрос религиозного мировоззрения – вопрос о судьбе человека в мире Основными мировыми религиями являются: • христианство; • ислам; • буддизм. Крупнейшие и наиболее распространенные в мире национальные религии: синтоизм; • индуизм; • иудаизм. Помимо мировоззреческих религия имеет ряд иных функций: - объединительную (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей); -культурологическую (способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру); -нравственно-воспитательную (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга). Этапы развития религиозного мировоззрения раннерелигиозные формы: анимизм, фетишизм, магия, культ предков Тотемизм Политеизм Монотеизм

    3. Философия как вид мировоззрения Особый, научно-теоретический тип мировоззрения. является наиболее общим: оно касается отношения человека к миру, а все явления рассматривает с точки зрения не столько содержательных характеристик, сколько с позиции ценности их непосредственно для человека. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно: • основано на знании (а не на вере либо вымысле); • рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя); • логично (имеет внутреннее единство и систему); • опирается на четкие понятия и категории. Четыре эпохи в философии: Античность( 4 в. До н.э. -3 в н.э.) –космос Средние века( 4-14 вв)- бог Новое время( 15-19 вв.)- человекНовейшее время( 20-21 вв.)- язык Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:Космоцентризм— философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе).Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).

    обыденное (житейское) мировоззрение основанные на здравом смысле и повседневном опыте многих поколений в различных сферах своей жизнедеятельности

    научное мировоззрение система строится на основе научных данных и развивается вместе с развитием науки
    2. Понятие, структура и функции мировоззрения

    Мировоззрение – это система обобщенных представлений о мире как целом, о месте человека в нем, о смысле человеческой жизни, смысле истории, об основаниях и границах человеческого познания. Носителями мировоззрения являются индивидуальные и коллективные субъекты. В центре мировоззрения как картины мира – его носитель, т.е. субъект.

    Структура мировоззрения: Теоретический уровень мировоззрения – это научно обоснованное знание.

    Сакральный уровень мировоззрения – это ценности, идеалы – как светские, так и религиозные. Обыденный уровень мировоззрения – это стандарты повседневных практик, обычаи, суеверия.

    Все уровни мировоззрения взаимодействуют друг с другом.

    1) гносеологическая (познавательная) функция состоит в том, что мировоззрение дает знание о конечных причинах сущего;
    2) аксиологическая (ценностно-ориентационная) функция, позволяющая выработать оценку – отношение к окружающему и происходящему;
    3) праксиологическая (практическая) функция, позволяющая стать руководством к действию (человек ведет себя в соответствии со своими мировоззрением) .
    Эти функции характеризуют мировоззрение в самом общем виде, фиксируя только основное из того, что дает мировоззрение для человеческого существования.

    3. Предмет и задачи философии

    Термин "философия" состоит из двух греческих слов phileo - любовь и sophia - мудрость и означает любовь к мудрости. Философия – область человеческих знаний, предмет её изменялся в интеллектуальной истории человечества в зависимости от характера эпохи.

    Предметом философии являются наиболее общие природные и общественные закономерности – во взаимосвязи с теми предельными основаниями в человеческом мышлении, на основе которых они получены и могут быть преумножены. Философии – это понятия, обладающие высоким уровнем общности, т.е. категории. В философии существуют разные направления, школы, учения. В каждом из них свой язык, понятийный аппарат (например, язык позитивизма отличается от языка психоаналитической философии). Соответственно: в каждом философском учении есть своя методология.

    Предмет ф. н. ― общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте.

    Одной из важнейших задач является исследование того, как исторически меняются способы формирования нового научного знания и каковы механизмы воздействия социокультурных факторов на этот процесс.

    Ф. н. развивается вместе с самой наукой. Она выступает своего рода самосознанием науки.

    Ф. н. как дисциплина возникла в ответ на потребность осмыслить социокультурные функции науки в условиях НТР.

    Как дисциплина, ф. н. испытывает на себе огромное влияние философско-мировоззренческих концепций и теоретических разработок. Однако цель ее — в интегративном анализе и синтетическом подходе к широкому спектру обсуждаемых проблем.

    Философа науки интересует научный поиск, «алгоритм открытия», динамика развития научного знания, методы исследовательской деятельности.

    4. Функции философии

    Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Выделяют:

    мировоззренческую; способствует формированию целостной картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

    методологическую; заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности

    мыслительно-теоретическую; выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

    гносеологическую; имеет целью достигнуть правильного и достоверного познания окружающей действительности (то есть изучить механизм познания).

    критическую; подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия.— расширение границ познания, разрушение догм, его модернизация.

    аксиологическую; в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей: морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции — быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее.

    социальную; объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

    воспитательно-гуманитарную; культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

    прогностическую функции. на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

    5. Структура философского знания. Основной вопрос философии и главные философские направления

    Структура философского знания может быть выделена по разным основаниям:

    I. По проблемным областям:

    1. Онтология – философское учение о бытии. В каждом философском учении есть онтологическая часть. В истории философии онтологическая проблематика многообразно эволюционировала: от древних «наивных» представлений о бытии до развитых философских систем как материалистического, так и идеалистического характера.

    2. Гносеология – философское учение о познании, его основаниях, возможностях, границах (кроме признания неограниченных познавательных возможностей человека и общества выделяются агностицизм – отрицание возможностей познания, скептицизм – недоверие к познавательным возможностям человека). Гносеология пережила многообразную эволюцию: от античных моделей противоположности между доксой (мнением, случайным знанием) и эпистемой (знанием понятийным, сущностным) – до развитых гносеологических концепций нового времени.

    3. Аксиология – философское учение о ценностях. Ценности – это знания о предмете через призму его функции, полезности.

    II. По предметным областям: Философия, История философии, Философия права, этика, эстетика и др.

    III. По социокультурным и историческим основаниям: античная философия, философия Нового времени, средневековая философия, философия Возрождения, восточная и западная философия, немецкая классическая философия, русская философия и др.

    IV. По философским школам, направлениям: материализм и идеализм, позитивизм и др.

    V. По типам философствования (в зависимости от того, что в центре философской картины мира): натурцентризм, антропоцентризм, теоцентризм, социоцентризм, космоцентризм и др.

    Основной вопрос философии. Главные философские направления.

    Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию). Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая.

    Материализм.направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.Основным вопросом философии является соотношение материи и сознания, бытия и мышления, вторичным сознание, воля, дух.

    Виды материализма: Стихийный (Гераклит, Анаксимен, Анаксимандр) Метафизический (Ф. Бэкон; Дж. Локк; Б. Спиноза) Последовательный (А.И. Герцен; Н.Г. Чернышевский, В.И. Ленин) Непоследовательный (Л. Фейербах) - Наивный материализм античной философии - Механистический материализм, построенный на ньютоновских физических представлениях, все явления, включая человека, рассматриваются как механизмы, т.е. с точки зрения механики.Вульгарный материализм – мысль тоже материальна(Г. Фохт, Л. Бюхнер, Я Молешотт )Диалектический материализм – высшая форма материализма (Маркс, Энгельс). Материя как диалектически развивающаяся. Материя рассматривается в ее диалектическом развитии от простого к сложному, от низших форм движения материи к высшим. Ф. Энгельс выделял такие формы движения, как механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная.Следовательно: • материя реально существует независимо от сознания; • материя является не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя; • материя существует и развивается по своим внутренним законам; • сознание (дух) есть свойство высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю).

    Идеализм— направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух). В идеализме выделяются два самостоятельных направления:

    объективный идеализм (Платон, Ф. Аквинский, Г. Гегель и др.); субъективный идеализм (Дж. Беркли, Д. Юм). Объективный идеализм: идея первична; вся окружающая действительность делится на "мир идей" и "мир вещей"; "мир вещей" — материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением "мира идей"; каждая единичная вещь — воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь — воплощение общей идеи лошади, дом - идеи дома, корабль - идеи корабля и т. д.);

    отдельные идеи ("мир идей") объективно существуют независимо от нашего сознания.

    Субъективный идеализм: все существует только в сознании познающего субъекта (человека); идеи существуют в разуме человека; образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека; вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.
    6. Типы философствования. Объективные основания многообразия философиских школ

    Каждая крупная историческая эпоха знает свой исторический тип философствования и свой характерный тип философа. Сегодня в литературе существуют различные подходы к их классификации. Одни исследователи выделяют следующие типы:
    А) Созерцательный (высшие ценности – безмятежность, спокойствие духа, спокойное созерцание вечной истины) – характерный для античности; Б) Умозрительный (близкий к созерцательному) – ориентированный на иррациональные и сверхрациональные источники познания (интуицию, откровение, сверхчувственное созерцание) , характерный для поздней античности, средневековья, русского религиозного ренессанса (конца XIX – начала XX века) ; В) Деятельный тип философствования – социально-преобразовательный, становление которого связывается с философией марксизма; Г) Новейший, социально-экологический тип философствования, для которого характерно то, что идея сохранения мира, цивилизации становится важнейшей жизненной задачей всех и каждого.
    Другие философы выделяют в качестве основных типов философствования, доминирующих в те или иные эпохи, Космоцентризм (натурализм) , Теоцентризм, Антропоцентризм, Социоцентризм.
    Так, например, спецификой греческой философии, особенно в начальный период ее развития, было стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом (КОСМОЦЕНТРИЗМ) . Человек трактовался как часть мира, природы, космоса, своего рода микрокосм. В этот период высказаны интересные идеи о бытии, первооснове, движении, познании, которые определили основные направления философствования на достаточно длительный последующий период. Наиболее крупные мыслители: Фалес, Анаксимен, Пифагор, Гераклит (самое известное его высказывание: «Все течет, все изменяется, нельзя дважды войти в одну и ту же реку») , Демокрит, Сократ («Познай самого себя» , «Я знаю, что ничего не знаю») , Платон («Мудрость приносит три плода: дар хорошо мыслить, дар хорошо говорить, дар хорошо поступать») , Аристотель («Мудрость – это та наука, которая желательна для нее самой и для познания, а не та, которая желательна ради извлекаемой для нее пользы» ) и др.
    В средние века основной формой философствования становится ТЕОЦЕНТРИЗМ. Утверждается идея о том, что природа и человек – это творения Бога. Основными проблемами философии становятся «Бог – человек – природа» , «вера и знание» , «предназначение человека» , «надежда и упование» . В средние века познание, система мышления, логика развивались как Схоластика (от лат. shola – школа) . Схоластика – официальная школьная философия, основной особенностью которой была оторванная от реальной жизни игра словами и понятиями, а основной задачей – доказательство бытия бога и обоснование догм священного писания. Среди схоластов (с XI в. ) возник спор реалистов номиналистов о природе общих понятий. Суть спора была в том, как идет наше познание: от вещей к понятиям, или, наоборот, от понятий – к вещам. Наиболее крупные мыслители этого периода: Августин Блаженный, Авиценна, П. Абелляр, Ф. Аквинский, Д. Скот, У. Оккам и др.
    Для философии марксизма характерен СОЦИОЦЕНТРИЗМ. Основная особенность, отличающая его от предшествующих философских течений, заключается в том, что он утверждает принцип деятельности, общественно-исторической практики. В практике человек творит себя и свою историю, практика – источник и цель познания, критерий истины. В марксистской философии анализ материальной и экономической деятельности человечества является ключом к пониманию человека и истории. Способ философствования – результат многогранности отношений человека к миру, а также различных целей исследования, в котором раскрывается реальность человеческого бытия в том или ином модусе.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта