Главная страница
Навигация по странице:

  • 37. Отражение как объективное основание сознания

  • 38. Формы производства общественной жизни

  • 39. Культура как общественное явление В настоящее время существует множество определений понятия культура. Термин культура

  • Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей

  • Поэтому культуру можно также представить как совокупность значений, с помощью которых люди осмысливают себя и окружающий их мир.

  • Общим знаменателем всего многообразного содержания культуры, следовательно, можно считать традицию.

  • 1. Мировоззрение. Исторические типы Мировоззрение


    Скачать 322.52 Kb.
    Название1. Мировоззрение. Исторические типы Мировоззрение
    АнкорFilosofia_EKZAMEN.docx
    Дата08.12.2017
    Размер322.52 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаFilosofia_EKZAMEN.docx
    ТипДокументы
    #10793
    страница7 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    36. Философские концепции происхождения и сущности сознания.

    Развитие форм отражения материи рассматривается как генетическая предпосылка возникновения сознания. Свойство отражения имеет всеобщий характер, т.к. оно присуще всей материи. Сознание есть результат развития предшествующих форм отражения. Отсюда ясно, что сознание есть нечто природное, естественное, а не сверхъестественное, необъяснимое.

    Сознание есть продукт общественно-исторического развития, функциональное свойство мозга, идеальное отображение действительности, регулятор деятельности человека. В этой, далеко не единственной, дефиниции фиксируются все 4 аспекта отношения создания к материи – исторический, онтологический, гносеологический и праксиологический, деятельностный.

    В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что: а)сознание существует; б) оно имеет особую, идеальную природу – данное положение признают и материалисты, однако при этом считают, что идеальное сознание, тем не менее, производно от материи.

    В целом в философии существует несколько подходов к проблеме сознания: физикализм, солипсизм, объективный идеализм, умеренный материализм.

    Физикализм – крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и др естественных наук.

    Данная точка зрения основана на множестве естественно – научных достижений и на следующих фактах: а) головной мозг человека действительно является сложнейшим «механизмом» природы, высшим уровнем организации материи; б) сознание конкретного человека не может сущ-ть без мозга, а мозг – биологический орган; в) человечество получило возможность создавать искусственный интеллект, носителем которого является машина (компьютер) – материальный объект; г) медикаментозное влияние на организм человека может отражаться на сознании.

    Солипсизм – другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида – единственная достоверная реальность, а материальный мир – его порождение (субъективный идеализм – Беркли, Юм, Фихте и др.)

    Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся: а) объективный идеализм – признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания»; б) умеренный материализм – считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя (хотя и признает за ним качество идеальности) – точка зрения, наиболее распространенная в российской философии.

    Помимо основных подходов к самой проблеме сознания, в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Можно выделить 3 основополагающие из их числа: а) сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение; б) сознание присуще всем живым организмам; в) сознание – свойство исключительно человеческое.

    Согласно космической (божественной) точке зрения, сознание сущ-ет само по себе, независимо от его материальных носителей – живых организмов, человека.

    Основная идея другой, «биологической» точки зрения: сознание – порождение живой природы и присуще всем живым организмам.

    Согласно «человеческой» точке зрения, сознание – продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.

    37. Отражение как объективное основание сознания

    Отражение – способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем.

    Особый вид отражения – биологический, который включает в себя стадии: раздражимости, чувствительности, психического отражения.

    Раздражимость – это биологическое отражение. Она имеется уже у растений. Раздражимость – это реакция живых организмов на благоприятные и неблагоприятные условия среды, вызывающая активность. Пример – высыхание, сворачивание листьев на жаре, изменение ими формы (возвращение в прежнее положение) после дождя, движение подсолнуха за Солнцем.

    Более высокой разновидностью биологического отражения является чувствительность, т.е. способность отражать отдельные свойства вещей в виде ощущений. Опережающее отражение реальности у животных осуществляется элементарными формами психики – ощущениями, восприятиями, представлениями, конкретным образным мышлением. Его физиологический механизм И.П.Павлов назвал первой сигнальной системой.

    Психическое отражение – это систематизация ощущений, способность живых организмов (животных, особенно высших) моделировать поведение в целях приспособления к окружающей среде, многовариантно реагировать на возникающие стандартные и нестандартные ситуации, находить из них правильный выход. Высшим уровнем (видом) отражения является сознание. Согласно материалистической концепции, сознание – это способность высокоорганизованной материи отражать материю.

    Для возникновения сознания одних биологических предпосылок недостаточно. Новый способ жизнедеятельности человека – его предметно – практическая деятельность – есть необходимое условие формирования человеческого сознания. Общественный труд формирует человеческое сознание. Трудовой способ деятельности порождает надобность в знании, потребность в понимании объективных законов вещей и процессов. Это необходимо человеку уже для первого акта его трудовой деятельности – изготовления орудий труда. Сознание продуцирует продукты «второй природы», которыми живет человек, и которые удовлетворяют его многочисленные потребности. Человек начинает противопоставлять себя природе, выступая субъектом ее познания и преобразования. Одновременно с этим и сам человек становится объектом познания. У человека возникает самосознание.

    38. Формы производства общественной жизни

    В наиболее общей форме труд определяется как такая осмысленная деятельность людей, которая направлена на создание необходимых для них материальных и нематериальных продуктов и услуг. Однако, общепринятого определения труда все-таки не существует. Существуют десятки определений. Учитывая это обстоятельство, отметим лишь наиболее существенные признаки труда, признаваемые большинством исследователей. Во-первыхосмыслено-рациональный характер трудовой деятельности. Прежде чем приступить к определенному труду, человек всегда выстраивает какую-то субъективную модель предстоящей ему работы: формирует ее цель, определяет пути и средства достижения цели, взвешивает соотносимые масштабы затрат и результатов, возможные помехи, степень риска и т.д.

    Во-вторых, носителем трудовой деятельности - ее «субъектом» - может быть только человек, причем человек общественный, т.е. наделенный в ходе социализации соответствующими знаниями, социальным опытом и технологиями. Поэтому труд, даже сугубо индивидуальный - всегда общественен по своему характеру.

    В-третьих, трудовая деятельность всегда созидательна, т.е. приводит к каким-то выраженным результатам, отвечающим поставленным целям - разнообразным «продуктам труда».

    В-четвертых, трудовая деятельность всегда утилитарна, связана с какой-то полезностью, важностью, необходимостью получаемого результата для человека. Но это вовсе не значит, что всякая утилитарная деятельность есть труд. Не всякая утилитарность имеет трудовую природу. Например, криминальная деятельность «при всей своей» технологичности вряд ли может быть отнесена к трудовой. Трудовая деятельность всегда не только лично - полезна, но и общественно значима.

    В-пятых, трудовая деятельность не ограничена, вопреки широко распространенному мнению, только сферой материально-производственной деятельности (о чем уже шла речь выше).

    В свете сказанного, можно обратиться к определению труда, данному К. Марксом в первом томе «Капитала». По Марксу труд это «процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой.… Это вечное, естественное условие человеческой жизни»… Представляется, что это определение требует дальнейшего философского осмысления. Скорее всего, в нем речь идет о многообразной, совокупной трудовой деятельности человека, обеспечивающей взаимодействие человека с природой, т.е. его производство и воспроизводство в природе, а не только о материальном труде. И все же отметим, что вопрос о том, какую деятельность считать трудовой, и сегодня остается открытым. В качестве рабочего определения можно взять то, которое дано в учебной литературе профессором А.Г. Спиркиным: «Труд - это целесообразная деятельность людей, имеющая своим содержанием преобразование, освоение природных и социальных сил для удовлетворения исторически сложившихся потребностей человека и общества…. Это и производство материальных благ, и воспитание человека, и врачевание, и управление людьми в экономической и духовной сферах жизни общества».

    В современной социально-философской литературе выделяются следующие виды труда: производство философский

    1. материальный труд, все многообразие которого сводится в два больших подвида материального труда:

    - производственные виды материального труда: промышленный, сельскохозяйственный, строительный;

    непроизводственные виды материального труда: конструктивный, экспериментальный, медицинский, домашний (т.е. по бытовому самообслуживанию), любительский (досуговый) и другие;

    2. духовный труд, обслуживающий человека и общество разнообразными духовными продуктами, средствами и условиями жизни (художественная, теоретическая деятельность, учеба, преподавание, священнослужение, шоу-бизнес и т.д.);

    3. организаторский трудс его многочисленными видовыми подразделениями - предпринимательством, менеджментом, посредничеством, государственным управлением, самоуправлением. Конечные продукты труда - согласованность коллективных действий и управленческие решения - предполагают особо высокую общественную ответственность по итогам деятельности. Сегодня особенно очевидна роль этого вида трудовой деятельности. Но именно эта трудовая деятельность как раз часто и не воспринимается общественным сознанием в качестве труда.

    4. Общественно организованная трудовая деятельность по всестороннему обслуживанию населения. В условиях индустриального общества вместе со снижением роли домашнего труда по бытовому самообслуживанию непрерывно растет общественная значимость т.н. «услуг» (труд работника общественного питания, продавца, работника химчистки, прачечного комбината, парикмахера и т.д.).

    5. «Ратный» труд, деятельность по поддержанию общественного порядка, судебная деятельность и др.

    Необходимо также разводить понятия «общественное производство» и «труд». Почему? Хотя бы потому, что конечным результатом труда является созданное человеком средство удовлетворения его потребности (вещи, предметы, услуги, духовные образования и т.д.), а результатом общественного производства является сам человек (либо его телесное здоровье, либо какая-то способность, либо его сознание и др.). Производство включает в себя все органически связанные элементы производственного процесса: непосредственно производство (создание) распределение, обмен, и потребление продуктов, средств и условий. Без потребления акт общественного производства не завершен. Конечным результатом любого общественного производства является потребление произведенного, т.е. превращение средства удовлетворения потребности во благо. Например, постановка режиссером спектакля - это результат, продукт его труда. А продуктом духовного производства будет то духовное состояние человека (эмоциональное, морально-психологическое, интеллектуально-волевое и т.д.), которое формируется, возникает у него в процессе просмотра спектакля. Аналогично художник. Картина, написанная художником, - это результат его труда. Производство же не завершается только созданием картины. Оно предполагает ее «потребление».

    В целом, общественное производство представляет собой многообразие типов, видов, родов, разновидностей трудовой деятельности, осуществляемых на основе общественного разделения труда, определенных форм собственности, в рамках определенных исторических типов социальной организации, т.е. общества.

    Итак, можно сделать вывод, что глубокой разработки самой категории «общественное производство» практически нет, но сами реалии общественного производства являются предметом эмпирических и теоретических исследований различных научных направлений: индустриальной социологии, экономической социологии, философии экономики и других. Так, английский социолог Рой Бхаскар, исследующий вопросы методологии социального познания, считает, что «точный предмет социологии - это отношения производства (разных родов)» 

    39. Культура как общественное явление

    В настоящее время существует множество определений понятия культура.

    Термин культура (лат.) – обработка, возделывание, улучшение, и применялся к сельскохозяйственной деятельности. Цицерон: Культура ума – это философия. Свободный человек должен совершенствовать свой ум, заниматься своим воспитанием.

    Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, способов их создания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению. Культура – надстройка над природой.

    С точки зрения носителя культуры выделяют культуру человечества, нации, социальной группы. По генезису (происхождению) выделяют народную (народно-экономическая, экологическая, художественная культура, культура архитектуры, медицины, религии, языка) и профессиональную культуры. Народная происходит раньше профессиональной культуры, которая имеет автора и создается специалистами различных областей.

    По характеру: общая и профессиональных групп.

    По содержанию, влиянию на человека: прогрессивная и реакционная.

    Социологи исходят из общефилософского взгляда на культуру. Однако основной акцент они делают на связи культуры с проблемой устойчивости и стабильности социального целого, сохранения его специфики и качественной определённости, социальных взаимодействий внутри его. Культура рассматривается как совокупность устойчивых форм и способов действий и взаимодействий, характерных для людей, составляющих данное социальное целое (общество, нацию, социальный слой, организацию и т.п.), и закрепленных в их практике с помощью норм и ценностей. Другими словами, культура - тот образ мысли и действия людей, который выражает специфику данного сообщества и тем самым выделяет его среди других сообществ.

    Конкретно облик культуры особенно отчетливо обнаруживается тогда, когда мы сравниваем разные народы, общества, страны. В глаза бросаются различия в образах жизни, типичных и характерных для этих народов, их обычаях, их разное отношение, например, к труду или семье, воспитанию детей или жизненному успеху, их привычки и традиции. Все эти различия фокусируются в системах ценностей и жизненных ориентиров, присущих этим народам. Так, американцы традиционно сориентированы на личный успех, в рамках их культуры по-разному варьируется миф о чистильщике сапог, ставшем президентом страны, они ценят людей, добившихся высокого статуса и популярности - спортсменов, артистов, певцов и т.п. А. Морито, один из основателей знаменитой фирмы «Сони», размышляя о японской и американской системах трудовых отношений, выделял такие различия. Для японской характерны фирменный патриотизм, система «семейных уз», демократизм в отношениях между менеджерами и работниками, «коллективное управление» (весьма напоминающее отечественную систему постоянных увязок и согласований решений), уравнительный принцип оплаты труда, в соответствии с которым она повышается каждый год по мере того, как работник становится старше и опытнее. Американская же система трудовых отношений, по мнению А. Морито, основана на индивидуализме, формальных связях работника с фирмой, узкой специализации работника, она ориентирована на извлечение максимальной прибыли и лишена «человеческого измерения».

    Этот пример показывает, что одни же потребности (в данном случае экономические) могут удовлетворяться, одни и те же цели могут достигаться на основе различных систем ценностей, традиций, способов, правил и моделей поведения, т.е. всего того, что и образует особую культуру.

    Культура, следовательно, придает определённое значение человеческой деятельности и жизни (скажем, труд рассматривается и оценивается как долг, или же, как обязанность, или же, как повинность, или как способ достижения других целей), вносит в них смысл. Поэтому культуру можно также представить как совокупность значений, с помощью которых люди осмысливают себя и окружающий их мир.

    Культура олицетворяет своеобразие, уникальность и неповторимость общества, народа, социальной группы, короче - того субъекта, которому она принадлежит. Культуру с этой точки зрения можно представить как портрет социальной общности. Это связано с тем, что она складывается на протяжении длительного времени и представляет собой аккумуляцию своеобразного исторического опыта, который люди приобрели. Другими словами, каждая культура непременно имеет «историческое измерение», которое, может быть не заметно на первый взгляд, но, тем не менее, без него никакая культура, даже если речь идёт о культуре небольшой социальной группы, не существует.

    Культура поэтому содержит в себе наиболее типичные, повторяющиеся, распространённые, воспроизводящиеся регулярно, черты и свойства социальной общности. Общим знаменателем всего многообразного содержания культуры, следовательно, можно считать традицию. Она обнаруживает себя во всех элементах культуры, формируя ее своеобразие, а на поверхности общественной жизни она проявляется в виде привычки.

    Можно сказать, что каждой культуре присущ механизм селекции, отбора, благодаря которому она как бы отфильтровывает общественную жизнь, практику, оставляя в качестве культурных образцов, стандартов, канонов только некоторые элементы. Они становятся общими и в определённой мере обязательными для всех членов социальной общности.

    Эти элементы (образцы, стандарты, каноны) должны, с одной стороны, быть эффективными и целесообразными, помогая социальной общности поддерживать своё существование в качестве целого при меняющихся обстоятельствах. Особенно отчётливо это видно на примере профессиональной культуры, в которой существуют многочисленные средства выработки, передачи, тиражирования образцов и моделей, канонов профессионализма, поддерживания его на «должном уровне» и контроля за ним. Если же профессиональная культура размывается (скажем, вследствие подмены профессиональных критериев оценки работы специалиста политическими требованиями лояльности), то разрушается и сама профессиональная общность, исчезает граница между, например, врачом и знахарем, учёным и шарлатаном, писателем и графоманом, милиционером и бандитом. Сами же профессии попросту деградируют.

    С другой стороны, новые элементы должны вписываться в уже имеющуюся культуру, соответствовать ее основополагающим ценностям, нормам, образцам, традициям, не рвать её ткань, а напротив - укреплять. Взять, например, такой важный компонент культуры как язык. Хотя его существование связано с постоянным появлением новых слов и введением в его словарь иностранных заимствований, в общем и целом лексика остаётся постоянной, еще более стабильны правила. Таким образом, механизм селекции помогает сохранить своеобразие и уникальность каждой культуры, будь то культура национальная, профессиональная, поколенческая или какая иная.

    С этой точки зрения показательны попытки изменить культуру насильственным путём, помимо механизма селекции, без учёта самобытности культуры внедрить в нее новые «прогрессивные» элементы. Такой путь либо разрушает целостность культуры, её внутренние взаимосвязи, превращая культурную ткань в коллекцию «обрезков и лоскутков» (это, правда, бывает редко), либо оканчивается ничем.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта