Главная страница
Навигация по странице:

  • 16. Роль практики в познавательной деятельности человека

  • 17. Познавательное отношение человека к миру

  • 18. Ступени и формы познания

  • 19. Гносеология И. Канта

  • 1. Мировоззрение. Исторические типы Мировоззрение


    Скачать 322.52 Kb.
    Название1. Мировоззрение. Исторические типы Мировоззрение
    АнкорFilosofia_EKZAMEN.docx
    Дата08.12.2017
    Размер322.52 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаFilosofia_EKZAMEN.docx
    ТипДокументы
    #10793
    страница3 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    15. Проблема субстанции в новоевропейской ф.
    Учение о субстанции в новоевропейской философии. Учение Декарта: неопределенный статус субстанций: с одной стороны, подлинным бытием обладала только бесконечная субстанция - Бог, а конечные, то есть сотворенные, субстанции находились в зависимости от бесконечной.
    Б. Спиноза: учение о субстанции: монистическое учение о единой субстанции, которую он назвал Богом или природой. Субстанция как причину самой себя: то, что существует через само себя и познается из самого себя. Бог Спинозы - бесконечная безличная сущность, главным определением которой является существование, бытие в качестве начала и причины всего сущего. Представление о слиянии Бога и природы, которое лежит в основе учения Спинозы, называется пантеизмом. Атрибуты субстанции: мышление и протяжение. Модусы (видоизменения) субстанции единичные вещи - как мыслящие существа, так и протяженные предметы. Развито учение о параллелизме материальной и духовной субстанций. По Декарту, каждому состоянию и изменению в материальной субстанции (например, в человеческом теле) соответствует изменение в субстанции духовной (в человеческих чувствах, желаниях, мыслях). Порядок и связь идей, соответствует порядку и связи вещей, те и другие суть только следствия божественной сущности. Отсюда вытекает определение души как идеи человеческого тела. Человек может только постигнуть ход мирового процесса, чтобы сообразовать с ним свою жизнь и свои желания. "Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать" - вот максима спинозовской этики.
    Г. Лейбниц(1646-1716): учение о множественности субстанций. Самостоятельно существующие субстанции - монады. (с греч. "единое", или "единица"). Деятельность составляет сущность каждой монады: 1- представление идеально (как исходную, первичную, простую реальность), или восприятие, 2- стремление. Деятельность монад выражается в непрерывной смене внутренних состояний. Монады называются душами, когда у них есть чувство, и духами, когда они обладают разумом.Все в мире оказывается живым и одушевленным. Учение о бессознательных представлениях. Монады по своему рангу различаются: деятельность переходит на уровень осознанной: монады составляют единую лестницу живых существ, низшие ступеньки которой образуют минералы, затем - растения, животные, наконец, человек; на вершине лестницы Лейбниц помещает высшую монаду - Бога. Исключено воздействие монад друг на друга; каждая из них подобна самостоятельной, обособленной вселенной. Каждая из монад Лейбница подобна субстанции Спинозы: она есть то, что существует само по себе и не зависит ни от чего другого, кроме, разумеется, Бога, сотворившего весь мир монад. Даже разумные монады - человеческие души - имеют в себе больше бессознательных, чем сознательных представлений, и только божественная субстанция видит все сущее при ярком свете сознания.
    16. Роль практики в познавательной деятельности человека

    Особое место в социальном опосредовании познания занимает практика как материально-предметная деятельность по преобразованию действительности. При этом познание и практика различны и в то же время взаимосвязаны между собой (познание представляет собой духовную, а практика материально-предметную деятельность). Но они и связаны между собой, поскольку практика имеет свою познавательную сторону, а познание практическую.

    Понятие практики в истории фил трактовалось по-разному:

    1. Субъективный идеализм. Практика – духовная деятельность, сфера переживаний или вообще игнорирование этой категории.

    2. Объективный идеализм. Практика – духовная теоретическая деятельность, реализация цели, относящейся к области абсолютного (деятельность обусловленная волей, интуицией или подсозн началом., например “религиозный опыт”).

    3. Материалистическая метафизика. Практика – опыты ученого в области эмпирического познания (наблюдение, эксперимент).

    Общественная жизнь в своей основе есть жизнь практическая. Поэтому и практика столь же многогранна в своих проявлениях, как и сама жизнь общества.

    Это и семейно-бытовая деятельность, и деятельность в сфере культуры, воспитания, военная деятельность и т.д.

    Но основные виды практики это:

    1. материально-производственная, трудовая деятельность,

    2. социально-преобразующая деятельность, (изменения в основные сферы общества)

    3. научно-экспериментальная (эксперименты, наблюдения, измерения)

    Связь познания и практики взаимная.

    I. Прежде всего практика выступает как источник познания, поскольку она формирует объект познания. Вводя предметы в практический оборот, человек получает первичную информацию об их свойствах и проявлениях в виде ощущений, представлений.

    II. Однако практика не только источник, но и основа, движущая сила познания. В практике коренятся импульсы к приобретению нового знания, ее потребности выступают как важнейшая движущая сила познания.

    В конечном счете "скачок" от эмпирии к теории есть ответ на потребности практики в проникновении в глубины сущности, в раскрытии закономерностей природы.

    Недопустима абсолютизация: при всей роли практики и ее влиянии на познание последнее обладает относительной самостоятельностью. Действительно, движение познания нередко обеспечивается собственной логикой, преемственностью в его развитии, больше того, сама научная мысль способна в отдельных случаях намного опережать практику.

    III. Роль практики видна и в том, что она дает познанию инструменты и технические средства научного исследования.

    IV. Наконец, практика выступает и как цель познания, хотя в оценке этого параметра воздействия практики на познание одинаково ошибочны обе крайности и узкий практицизм и попытки ухода в так называемую "чистую" науку.

    Наряду с этим важно видеть и учитывать, что познание в свою очередь оказывает существенное обратное влияние на практику, реализуя, в частности, информационно-отражательную, проектно-конструкторскую, регулятивную и корригирующую, предсказательную, прогнозирующую функции познания, формируя идеальные планы деятельности.

    Т.о. практика – это материальная, чувственно предметная целенаправленная деятельность людей, имеющая своим содержанием освоение и преобразов прир и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движ силу развития челов общества и познания.
    17. Познавательное отношение человека к миру

    Познание - это процесс приобретения и развития знаний, их постоянное углубление, расширение и совершенствование. Объектом познания является реальная действительность, а не исторический процесс.





    18. Ступени и формы познания

    Процесс познания проходит две основные ступени: эмпирическую и рациональную. Эмпирическая ступень осуществляется на основе непосредственных данных органов чувств, непосредственного взаимодействия человека с окружающим миром. Основными формами эмпирического познания являются: ощущение, восприятие, представление, воображение.
    Ощущение – это результат непосредственного воздействия предметов внешнего мира на органы чувств человека (зрение, обоняние, вкус, слух, осязание). Но не всякое воздействие внешнего мира на органы чувств проявляется в ощущении (рентгеновские лучи, звуковые колебания ниже и выше воспринимаемых границ и др.). Ощущением является только такое воздействие на органы чувств, которое фиксируется в мозге человека, осознается. Поэтому ощущение – это превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания. Следует также отметить, что внешние раздражители отражаются через органы чувств не зеркально, а в особой, субъективно воспринимаемой форме (цвет, запах, вкус, звук, ощущение тепла/холода), которые объективно, вне человека, его органов чувств - не существуют. Поэтому ощущение представляет собой субъективный образ объективного мира. Особенность ощущений заключается в том, что они дают человеку знания об отдельных свойствах, особенностях предметов, явлений внешнего мира. Для человека ощущения - это приобретенный опыт, они играют важную роль в оценке результатов воздействия внешнего мира на органы чувств человека. На основе ощущений формируется отношение человека к предметам внешнего мира, ощущения необходимы для ориентации человека в окружающей среде, результаты ощущений выполняют роль руководства к действию (ребенок , обжегшись об утюг, будет избегать контакта с ним, даже он холодный). Ощущения, взаимодополняя друг друга, создают интегрированные представления о предметах, явлениях.
    Восприятие – представляет собой основанное на данных ощущений, целостное знание о предмете, в котором на первый план выступает значимость этого предмета для человека: его полезность или вредность, приемлемость или неприемлемость. Ребенок, которого мать впервые угостила, например, бананом и он попробовал его на вкус, в следующий раз при одном зрительном ощущении уже будет знать, что это такое, определит всое к нему отношение и даст свою оценку.
    Представление – это способность человеческой психики воспроизводить образы предметов, явлений, ситуаций, с которыми человек сталкивался непосредственно или узнал о них от другого человека из литературы, средств массовой информации. Представление также воспроизводит образ не зеркально. В представляемом образе фиксируются те стороны предмета, которые имеют определенное значение для человека. Главную роль в формировании представлений играет память.
    Воображение – это способность психики человека создавать образы предметов, явлений, ситуаций, с которыми человек не имел непосредственно контакта в действительности. Образы воображения создаются в голове человека на основе ощущений, восприятий, представлений. Но воображаемые образы - есть продукт человеческого мозга. Например, образ черта создан на основе знаний о добре и зле, о свойствах, особенностях реальных предметов (рожки, руки с длинными когтями, парные копыта на ногах, хвост, черная шерсть – все это позаимствовано из реальной действительности, но в воображении скомпоновано так, что получился совершенно новый образ, аналога которому в действительности нет).

    Представление и воображение являются как бы переходными ступенями к абстрактному мышлению. Образы представления и воображения приобретают относительную самостоятельность по отношению к предметам, которым они соответствуют. Причем, воображение - это не только система образов, но и определенный способ их создания. Этот способ затем применяется и на уровне логического мышления в виде фантазии (“Наутилус” Жуля Верна, “Гипперболоид инженера Гарина” и т.д.).
    Рациональная ступень познания формируется на основе понятийного, логического мышления, закрепленного в языке. Если чувственное познание оперировало знанием конкретных свойств, связей, особенностей предметов, то рациональное познание – это познание, прежде всего, сущности предметов, явлений. Результаты рационального познания, выраженные в понятийной форме приобретают относительную самостоятельность по отношению к предметам, в них отраженным. Так, если представление о дереве на уровне чувственного познания всегда связывается с конкретным чувственно воспринимаемым предметом в его естественной форме, то на уровне рационального познания формой отражения действительности является понятие, выраженное в слове. Результаты рационального познания могут существовать не только тогда, когда мы имеем дело с какими-то реальными предметами и явлениями, но и тогда, когда предметов этих уже нет или еще нет. Например, Римской империи уже давно нет, но знания о ней сохранились. Уже есть проекты межпланетных космических пилотируемых кораблей, которых еще в действительности нет.
    Основными формами рациональной ступени познания являются: понятие, суждение, умозаключение.
    Понятие – это выраженные в абстрактной форме и закрепленные в языке знания о сущности предметов, явлений, процессов. В понятии фиксируются только самые существенные стороны, особенности предметов, явлений, процессов.
    Суждение – это система взаимосвязанных понятий, при помощи которой конкретизируется знание о предмете. Например, есть понятия “роза” и “красное”. Суждение будет – роза-есть-красная, что конкретизирует знание о розе.
    Умозаключение – это система суждений, взаимосвязь которых ведет к получению нового знания.
    Например: суждения: Платон –человек
    Человек – смертен
    Умозаключение: Платон – смертен.
    На основе понятий, суждений и умозаключений формируются такие формы рационального познания, как идея, гипотеза, теория, концепция, принцип. Рациональное познание дает ключ к знанию сущности предметов, явлений и процессов, к знанию закономерностей развития природы, общества, мышления. При помощи рационального познания человек не только познает окружающий мир, но и преобразовывает его в соответствии, с одной стороны, со своими потребностями и интересами, а, с другой, с требованиями объективных закономерностей развития мира и человека.

    19. Гносеология И. Канта

    Основоположником немецкой классической философии был И. Кант (1724-1804 гг.). Егс главные философские труды - «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения», «Метафизика дзавов».

    В творчестве И. Канта выделяют два периода:

    1. Докритический, когда главное внимание философ сосредоточил на вопросах естествознания и выработке научной гипотезы о естественном происхождении Вселенной в результате движения материальных частиц - атомов, их притяжения и отталкивания. Поэтому мир существует объективно и представляет собой систему, которая находится в постоянном движении, и это движение осуществляется по определенным законам.

    2. В критический период внимание И. Канта сосредоточено на проблеме познания. Всякое знание, считает мыслитель, начинается с опыта, но не сводится к нему. Часть знаний порождается самой познавательной способностью человека и носит априорный, то есть доопытный характер. Мир существует объективно, он воздействует на органы чувств и, таким образом, мы получаем эмпирические знания.

    Но эмпирическое знание единично, а потому случайно. Априорное знание всеобще и необходимо. При этом доопытны только формы знания, содержание целиком поступает из опыта.

    К априорным формам знания И. Кант относит пространство и время. С их помощью ощущения упорядочиваются, располагаются рядом друг с другом в пространстве и времени и составляют восприятие. А дальше действует рассудок, который подводит многообразие чувственного материала под единство понятия.

    Но познать мир, отмечал И. Кант, до конца мы не можем. Наше знание всегда отличается от вещей, какими они являются на самом деле. Мы познаем только явления, сущность непознаваема и представляет собой «вещь в себе».

    Однако это не исключает прогресса знания, который носит, по мнению философа, сложный и противоречивый характер.

    И. Кант формирует новое представление на соотношение чувственного и рационального познания, выступая против крайностей эмпиризма и рационализма: «Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить. Мысли без созерцания пусты, созерцания без понятий слепы». Поэтому научное знание есть синтез эмпирического и теоретического познания.

    Важное место в своей философии И. Кант отводит человеку, которого он определяет как «самый главный предмет в мире».

    Природным свойствам человека является эгоизм, который, считает философ, несовместим с разумом. Человеку следует рассматривать себя не как весь мир, а как часть мира. Его поведение должно зависеть не от внешних обстоятельств, а определяться внутренним законом разума -категорическим императивом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла всегда стать принципом всеобщего законодательства».

    Но специфическая кантовская философия, заложившая основы всей немецкой классической философии,сформировалась в так называемый критический период,после опубликования им трех «Критик» — «Критики чистого разума» (1781 г.), «Критики практического разума»(1788 г.), «Критики способности суждения» (1790 г.). Все эти работы связаны единым замыслом и представляют собой последовательные ступени обоснования системы трансцендентального идеализма (так Кант называл свою философскую систему). Второй период творчества Канта назван «критическим» не только потому, что «Критиками»назывались основные произведения этого периода, а потому, что Кант поставил перед собой задачу провести в них критический анализ всей предшествующей ему философии; противопоставить критический подход при оценке возможностей и способностей человека господствующему до него, какой считал, догматическому подходу.

    Итак, мир «вещей сам по себе» закрыт для чувственности, и, следовательно, он закрыт для теоретического разума, науки. Однако это еще не значит, что этот мир недоступен человеку. Человек, по Канту, житель двух миров: чувственно-воспринимаемого и умопостигаемого. Чувственно-воспринимаемый мир — это мир природы. Умопостигаемый мир - это мир свободы. Свобода, по Канту, —это независимость от определяющих причин чувственно-воспринимаемого мира. В сфере свободы действует не теоретический, а практический разум. Практическим этот разум называется потому, что его главное назначение руководить поступками человека. Движущей силой этого разума является не мышление, а воля. Кант называет челоовеческую волю автономной. Автономия воли состоит в том, что она определяется не внешними причинами — природной необходимостью или божественной волей, а своим собственным законом, который она ставит над собой. Законы практического разума это нравственные законы. «Знания» умопостигаемого мира — это определенные требования к человеку, как ему вести себя в этом мире. Главное требование, категорический императив (предписание) гласит: «Поступай так, чтобы максимума твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства. Это значит: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. Знай, что своими поступками ты формируешь образ действия других и создаешь форму, характер взаимных отношений.Итак, Кант выдвинул новую концепцию субъекта. На основе этой концепции он провел разделение бытия на мир природы и мир человека, в которых действуют свои возможности и законы, и между которыми существуют глубокие противоречия. Кант ограничил познавательные возможности субъекта «миром явлений», оставив нерешенной проблему связи явлений с «вещами самими по себе».
    В философии Канта не существует четкого разделения между онтологией и гносеологией. Такое разделение приводится в учебном курсе в школярских целях.

    Кант считал, сто у человека есть 3 познавательные способности:

    1. Способность чувственного восприятия (чувственность) – это способность воспринимать единичные конечные предметы.

    2. Рассудок – это способность действовать по правилам.

    3. Разум – это творческая способность разума, в том числе создавать правила для рассудка.

    С точки зрения Канта, в процессе познания «субъект конструирует объект».

    Методологическое значение для юриспруденции: эта формула в юриспруденции проявляется: субъект-законодатель росчерком пера уменьшает или уничтожает преступность в каком-то секторе, или же увеличивает преступность в каком-то секторе. Законодатель конструирует правовую реальность, конструируя представления о преступном и легальном, создавая законы, изменяет сам социум.

    Кант выделял следующие антиномии чистого разума (антиномии – это равнодоказуемые, но противоположные по смыслу утверждения):

    1

    Мир конечен

    Мир бесконечен

    2

    Бог есть

    Бога нет

    3

    Есть свобода как способность самостоятельно начинать ход событий

    Все в мире происходит по необходимости, и свободы нет
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта