Главная страница
Навигация по странице:

  • Номотетический метод

  • Научная картина общества как системное знание об обществе. Компоненты научной картины общества. Основные ее функции. Модели научной картины общества. Характеристика моделей научной картины общества.

  • Научная картина общества

  • История фин. ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ. 1. Наука как особая сфера культуры


    Скачать 113.04 Kb.
    Название1. Наука как особая сфера культуры
    АнкорИстория фин
    Дата07.05.2023
    Размер113.04 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ.docx
    ТипДокументы
    #1113642
    страница5 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Гуманизм – одна из фундаментальных характеристик общественного бытия и сознания, суть которой состоит в отношении человека к другим людям как к высшей ценности. Определение гуманизма как совокупности взглядов, выражающих достоинство и ценность человека, его право на свободное развитие, утверждающих человечность в отношениях между людьми, отражает только одну – субъективную сторону. Сущность гуманизма можно определить как совокупность объективных и субъективных отношений к каждому человеку как высшей самостоятельной ценности.

    Именно разрыв между нравственными началами и знаниями ученых повлек осуществление целого ряда непродуманных, вредных и дорогостоящих проектов, поставив страну на грань экологической катастрофы, экономического кризиса, обострившихся национальных проблем и технологического отставания от многих стран мира. Необходимо повышение общего уровня культуры населения, качества гуманитарной подготовки работников, особенно в сфере естественных и технических наук. Это позволит преодолеть узость и однобокость мышления.

    Под гуманизацией науки понимается усиление направленности содержания различных дисциплин, форм организации и условий научно-исследовательской деятельности на человека как высшую ценность, а также на преодоление технократических тенденций, противоречащих его потребностям и всестороннему, свободному развитию каждой личности.

    Этот процесс включат, во-первых, все более полное использование результатов и потенциальных возможностей науки в целях обеспечения благополучия всех людей. Во-вторых, совершенствование самой сферы науки с целью создания условий, наиболее отвечающих самореализации т увеличению творческого потенциала, всех работающих в этой сфере.

    Проблема гуманизация науки возникла в связи с тем, что в текущем столетии наряду с ее умножающимися благотворными плодами стали очевидными и негативный последствия угрожающие самой человеческой сущности и существованию человеческого рода.

    Первое направление гуманизации науки состоит в определении, а самое главное, практической реализации необходимых и достаточных условий, при которых исключаются возможности сознательного злоупотребления ее достижениями. В последней трети ХХ века начался перелом в общественном сознании: традиционная, идущая от ветхозаветных времен императивная установка на "покорение" природы, заменяется пониманием необходимости спасения природы объединенными усилиями человечества, утверждается отношение к ней как к первостепенной эстетической, этической самоценности, а не только как к материальной основе и средству человеческого бытия.

    Экологический глобальный кризис заставил по новому взглянуть и на роль науки во взаимодействии общества с окружающей средой. Второе направление гуманизации науки - теоретическое обоснование равновесного природопользования и разработка научно-технических средств, экономических и социально-политических форм, позволяющих людям практически распространять принципы гуманизма на свое отношение к природе. Наука как способ рационального познания и основа мировоззрения через системы всеобщего образования, прежде всего в наиболее развитых странах, приобретает все большее значение для миропонимания большинства людей, в то время как религиозные верования становятся формальными, все более адаптируемыми к требованиям, жестко диктуемым объективной логикой технократично-рыночного общества, вульгарно-материалистичного по своей сути.

    Третье направление гуманизации науки - преодоление односторонности и абсолютизации рационально-экспериментального способа познания, обеспечение его гармоничного единства, взаимодополняемости с эмоционально-эстетическим постижением мира, обретения знания научных истин и веры в нравственные идеалы и принципы как равно необходимые ориентиры в жизни.

    Занятие наукой часто так захватывает, увлекает, что исследователи как личности, подвергаясь уродующему воздействию закона разделения труда, обедняют себя духовно, наносят ущерб своему здоровью.

    Четвертое направление гуманизации этой сферы заключается в обеспечении условий и режимов профессиональной деятельности научных работников, необходимых для их полноценного всестороннего и гармоничного развития, максимального развития творческого потенциала каждого. Решающее значение здесь принадлежит государственному регулированию, обеспечивающему науке достаточно высокий социальный статус, связанный , прежде всего с финансированием, высокой степенью экономической независимости, автономии по отношению к властвующим структурам и моральной общественной поддержкой. Это имеет определяющее стратегическое значение, как в плане эффективности, степени полезности научной деятельности, так и в плане ее гуманизации.

    Как показывает отечественный и мировой опыт, экономические успехи, политический и моральный вес страны находятся в прямой зависимости от высоты социального статуса науки в данной стране. В современной России статус науки опущен крайне низко, что неминуемо ведет общество к отставанию, упадку и катастрофе. Важное значение для гуманизации науки, более чем для любой другой сферы деятельности, имеет демократизация внутри коллективных отношений и обеспечение благоприятного психологического климата, ибо свобода творческого поиска, критики и выражения мнения - решающее условие высоких результатов труда каждого научного работника.

    Высокая степень удовлетворенности ученого своим трудом, условиями профессиональной деятельности - не только средство повышения эффективности труда, но и цель, поскольку забота всех о душевном благополучии каждого - неотъемлемая сторона гуманизма. Следовательно, всемерное развитие демократии, позволяющее с наибольшей полнотой самореализоваться каждой личности, и коллективизма, обеспечивающее бескорыстную товарищескую взаимопомощь ученых, наряду с духом соревновательности при стремлении к общим целям, - пятое направление гуманизации науки. Синонимичное употребление понятий гуманизма и гуманитаризма, допустимое в обыденном или политическом языке, требует их четкого разведения в теории.

    Гуманистичное - это объективное и субъективное отношение к человеку как к высшей ценности, имеющее различные конкретные проявления в альтруистических поступках и мыслях, милосердии, сострадании, в любви к людям и заботе об их благополучии. Гуманитарное - это относящееся к наукам о различных сторонах общественного бытия и сознания.

    Следовательно, гуманитаризация науки, означая насыщение негуманитарных дисциплин данными и выводами гуманитарных дисциплин, выражает шестое направление гуманизации науки. Гуманитарные науки, хотя это, возможно, звучит неожиданно, могут иметь и нередко имеют антигуманную направленность, оправдывая жестокость, насилие, провозглашают "избранность" одних народов и социальных групп ,и необходимость господства их над другими людьми путем некорректных в научном отношении утверждений и интерпретаций фактов. Безупречные с точки зрения логики и фактического материала тексты могут быть антигуманными по своим суждениям и выводам в силу определенных "ценностных ориентаций" их авторов. Поэтому гуманизация гуманитарных наук не менее актуальна, чем технических или естественно-научных дисциплин и выражает седьмое направление гуманизации науки.

    Поскольку сущность гуманизма в отношении к человеку как к высшей ценности, постольку все семь перечисленных направлений гуманизации науки связаны с утверждением соответствующих ценностных ориентиров в содержании, формах и методах профессиональной деятельности ученого. Гуманитарные дисциплины призваны теоретически осмысливать и проектировать этот процесс, вплоть до разработки конкретных социальных технологий, которые могут на инженерном уровне тиражироваться и широко распространяться в научно-исследовательской практике. Реализация этой их новой роли - необходимое условие научного решения всех глобальных проблем современности.

    42.                       Конвергенция естественнонаучного и гуманитарного знания.

    https://studfile.net/preview/2061682/page:5/

    43.                       Коммуникативность в науках об обществе и культуре.

    https://studfile.net/preview/2061682/page:14/

    44.                       Объяснение и его специфика в социальных и гуманитарных науках.

    https://studopedia.net/6_65288_ob-yasnenie-i-ego-spetsifika-v-sotsialnih-i-gumanitarnih-naukah.html

    45.                       Понимание и его значение в социальных и гуманитарных науках

    https://studopedia.net/6_65288_ob-yasnenie-i-ego-spetsifika-v-sotsialnih-i-gumanitarnih-naukah.html

    46.                       Специфика методологии гуманитарных и социальных наук.

    Специфика методов социально-гуманитарного познания, их сходство и различие с методами естественнонаучного познания. Методы социального познания: их содержание, классификация, возможности и ограниченности. Релятивизм, психологизм, историзм в социально-гуманитарных науках. Возможность применения математики и компьютерного моделирования в социально-гуманитарных науках.

    Метод познания – это определенный способ, который направляет и регулирует познавательную деятельность человека. В познании метод определяет: направленность исследования, правила подхода к предмету исследования, характер интерпретации полученных знаний, процедуру познания, логику развертывания знаний. Методы познания – это достоверные легкие правила, строго соблюдая которые, человек никогда не примет ничего ложного за истинное, и, не затрачивая напрасно никакого усилия ума, но постоянно шаг за шагом приумножая знания, придет к истинному познанию всего того, что он будет способен познать (Р. Декарт). Они определяются, во-первых, предметом исследования (например, в естественных науках применяются одни методы, в социально-гуманитарных – другие), во-вторых, целями ученого, который всегда находится в центре всей методологии (Л. Фейербах).

    Методы научного познания являются общими и для естественно-математического, и для социально-гуманитарного познания. Вместе с тем, методы социально-гуманитарных наук имеют особенности. Они обусловлены предметом (общество как более сложная реальность мира, чем природа) и целями (познание уникального, особенного)социально-гуманитарных науках. Особенности методов социально-гуманитарных наук заключаются в следующем:

    • общие методы познания применяются в модифицированном виде, например, наблюдение в социально-гуманитарных науках является включенным, эксперимент – социальным и т.д.;

    • в социально-гуманитарных науках применяются свои особенные методы, например, анкетирование, беседа и т.д.,

    • в социально-гуманитарных науках применяется преимущественно идиографический метод.

    Метод естественных наук – это, прежде всего, номотетический метод (цель – поиск общего, открытие законов). Метод социально-гуманитарных наук – этоидиографический метод (цель – поиск уникального, понимание смысла социальных явлений). Номотетический метод – это способ познания, ориетированный на выявление законов. Идиографический метод – это способ познания, ориентированный на познание отдельного социального факта.Номотетический метод направлен на познание неизменных в течение длительного времени природных явлений, идиографический метод – на познание постоянно изменяющихся социальных явлений. Номотетический метод применяется с целью освободить познание от ценностных оценок, идиографический метод- с целью их учета. В социально-гуманитарных науках могут применяться как номотетический метод (прежде всего, в социальных науках, например, в социологии), так и идиографический метод (прежде всего, в гуманитарных науках, например, в истории).

    Важнейший метод социально-гуманитарных наук – метод историзма. Историзм – это метод исследования, предполагающий рассмотрение социальных явлений в процессе их возникновения, становления и развития в конкретных условиях и обстоятельствах. Главное в нем – реконструировать прошлое, описать настоящее и предсказать будущее.

    Социально-гуманитарные науки используют следующие особенные методы:

    • диалоговый,

    • анализ документов (позволяет получить сведения о прошедших событиях, м.б. качественным (проблемный поиск, тематические обобщения) и количественным (контент-анализ, основанный на идентификации «поисковых образцов и их подсчете). К числу документов относятся письменные источники–тексты в любой форме, статистические данные, идеографические изображения (кино, фото), фонетические документы (радио, ТВ, магнитофон),

    • анкетирование,

    • беседа,

    • экспертная оценка,

    • проектирование,

    • тестирование (в психологии и педагогике – стандартизованные задания, результат выполнения которых позволяет измерить некоторые личностные характеристики (знания, умения, память, внимание) выделяют 3 осн.группы тестов: тесты интеллекта (коэфф.IQ), тесты достижений (профессиональных, спортивных) и тесты способностей - как общепсихологических (сенсорных, моторных), так и специальных (математических, художественных, музыкальных).

    • метод групповой дискуссии (напр, мозговой штурм – метод активизации творческого мышления в группе),

    • биографический (один из методов исследования субъективной стороны общественной жизни индивида, основанный на личных документах, в которых содержится также личный взгляд пишущего),

    • социометрический (применение математических средств к изучению социальных явлений. Чаще всего применяется при изучении малых групп межличностных отношений в них (напр, вывление лидеров), позволяет выявить реальную позицию человека в коллективе по разным признакам.

    • метод «деловых игр» и др.

    Каждый метод в социально-гуманитарных науках характеризуется своими особенностями и ориентирован на получение определенного знания. Так, например, анкетирование – это способ изучения социальных фактовс помощью обращения с письменными вопросами к определенной группе людей. В свою очередь,биографический метод – это способ изучения личных документов человека, который обуславливает понимание причин его поступков, его участия в определенных событиях, его отношения к этим событиям.

    Методы социального познания обладают как достоинствами, так и определенными недостатками (например, наблюдение является простым методом исследования, но в тоже время – пассивным, эксперимент является активным методом, но может влиять на естественный ход процесса и т.д.). В связи с этим в социально-гуманитарных науках всегда применяется совокупность определенных методов. В настоящее время для развития методов характерно: усиление значимости междисциплинарных методов, сближение методов естественных и гуманитарных наук, применение «нестрогих методов», появление новых методов (методы: куматоида, абдукции, ситуативных исследований и т.д.).

    47.                       Философия как интегральная форма знаний о человеке и обществе.

    https://studfile.net/preview/10906427/page:2/

    48.                       Научная картина мира. Специфика научной картины мира в социальных и гуманитарных науках.

    НКМ – целостная система представления о мире, его структурных характеристиках и закономерностях, вырабатывая в результате систематизации и синтеза фундаментальных достижений науки. Это особая форма научного теоретического знания, развивающегося в процессе эволюции науки. НКМ является важным компонентом научного мировоззрения, но не сводится к нему. В мировоззрении научно, кроме знаний, присутствуют убеждения, ценностные ориентации, эмоциональные отношения, идеалы и нормы деятельности.

    Структура НКМ:

    1) концептуальный уровень – философская категория (материя, познание и т.д.), философские принципы (в основном онтологические – материальное единство мира, принцип всеобщности движения развития). Категории и принципы, конкретизирующиеся в НКМ через систему общенаучного понятия отдельных наук (поле, вещество, энергия, популяция, биосфера).

    2) чувственно-образный компонент – т.е. наглядные представления и образы, базирующиеся на культуре конкретной эпохи. Такие образы даже на этом уровне выступают в виде системы и благодаря ей и описанию образов в языке, близком к обыденному, обеспечивается понимание НКМ самым широким кругом ученых, независимо от их специализации.

    Формы НКМ:

    1) по степени общности:

    а) общенаучная КМ – форма систематизации знаний, выработанных не только в естествознании, но и в социально-гуманитарных науках;

    б) естественно-научная КМ – картина природы и научная картина социально-исторической действительности. Каждая из таких картин является относительно самостоятельным аспектом общенаучной КМ;

    в) спец. КМ отдельных наук (дисциплинарные онтологии – физический мир, биологический мир, мир физических объектов, мир химических объектов и т.п.) – каждая из спец. КМ с точки зрения внутренней структуры может быть представлена как набор теоретической конструктов, образующих модель изучаемых областей.

    2) в историко-культурном плане: в основном выступают естественно-научные КМ:

    а) механическая КМ;

    б) электродинамическая КМ;

    в) квантовариационная КМ;

    г) синергетическая КМ;

    Функции НКМ: (речь о спец. функциях)

    1) систематизация знаний;

    2) обеспечение связи с опытом и культурой соответствующей эпохи;

    3) функция быть исследовательской программой, хотя бы целенаправлющем подстановку эмпирических и теоретических задач, а также выбор средств в их решении.

    Научная картина общества как системное знание об обществе. Компоненты научной картины общества. Основные ее функции. Модели научной картины общества. Характеристика моделей научной картины общества.

    Социально-гуманитарные науки, как и наука в целом, всегда создают целостные картины общества. Научная картина общества – это целостная система знаний, которая объясняет основные законы возникновения и существования окружающей социальной действительности и систематизирует конкретные знания, полученные в различных областях социально-гуманитарных наук. Она представляет собой своеобразную модель общества, включающую в себя общие понятия, принципы, гипотезы, прежде всего,обществознания, которые сформулированы в терминах обыденного языка и представлены в чувственно-наглядной форме.

    Научная картина общества классифицируется на типы: экономическая, социологическая, политологическая, культурологическая, педагогическая и т.д. Она создается для реализации следующих функций:

    • объясняющая (раскрытие сущности законов общества),

    • эвристическая (создание исследовательских программ научного поиска),

    • системная (создание целостной теории об обществе),

    • парадигмальная (разработка образцов, принципов изучения общества),

    • нормативная (создание правил, методов познания общества),

    • мировоззренческая (формирование научных взглядов на общество).

    • Научная картина общества включает в себя три основных элемента:

    • центральное теоретическое ядро – фундаментальные, неопровержимые для данного времени знания (например, принципы объединения людей в определенные сообщества и т.д.);

    • фундаментальные допущения – условно неопровержимые знания (например, открытые законы общества);

    • частные теоретические модели – дополнительные знания (они постоянно меняются).

    В истории социально-гуманитарных наук существовалиследующие основные 
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта