История фин. ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ. 1. Наука как особая сфера культуры
Скачать 113.04 Kb.
|
Оксфордский университет. Относительная изолированность этого крупного учебного заведения уберегла его от пристального внимания и папской цензуры в отношении учебной программы. Интеллектуальная жизнь Оксфорда была ничуть не менее религиозна, однако способ подчинения наук теологии остался «более свободным и гибким». В Оксфорде математика и астрономия имели серьезное значение. Рождению интереса к естествознанию способствовала переводческая работа основных сочинений Аристотеля, а также арабских средневековых ученых. В Оксфордском университете естественнонаучная мысль получила мощный толчок для своего развития в трудах ученых Мертоновского колледжа, таких как, например, Томас Брадвардин (1295–1349). Однако при полном господстве церкви в образовании восприятию и доработкеантичных знаний мешала сохранявшаяся официальная их оценка как «языческой лжи и заблуждений Для того чтобы быть принятым, античное наследие должно было пройти процесс христианизации. Предпосылки развития научного мышления: 1) В XII в. происходит восприятие средневековыми схоластиками Аристотеля, имевшее весьма серьезное влияние на последующее развитие научной мысли. Изучение Аристотеля открывало совершенно новый подход, способ анализа фактов, задавало определенную модель объяснения явлений, т.е. давало научно-исследовательскую программу. Эта программа по существу и была воспринята средневековой наукой. 2) Но постоянно возникающее противоречие явилась концепция двойственной истины. Сущность этой концепции — Для средневекового учёного существуют две принципиально разные картины мира: верующего христианина и натурфилософа. Первая удостоверяется откровением, вторая — естественным разумом, базирующимся на опыте и пользующимся индукцией. Теория двойственной истины открывала широкий простор для обсуждения естественнонаучных вопросов. 3) Одним из наиболее актуальных вопросов, обсуждавшихся на протяжении XIII и XIV вв., был следующий: будет ли невозможное с точки зрения разума и основанной на нем античной науки невозможным и для всемогущего бога христианской религии? Всемогущество христианского бога служит средством отмены тех запретов, которые составляют сущность аристотелевской научной программы: запрета допускать пустоту, мыслимую как «место» или пространство вне мира; запрета мыслить прямолинейное движение «не вверх» и «не вниз», а «за пределы мира», которое требует отмены конечного космоса с его системой абсолютных мест. В средние века подготавливается целый ряд предпосылок науки нового времени: понятие пустоты, бесконечного пространства, бесконечного движения по прямой линии, а также требование устранить из объяснения, даже живой природы, телеологический Телеоло́гия— онтологическое учение о целесообразности бытия, оперирующее наличием разумной творческой воли (творца) принцип и ограничиться действующими причинами. 11. Формирование новоевропейской науки. Возникновение философии науки как особой области философского знания. Эпоха нового времени в западноевропейской истории знаменуется быстрым развитием естественных наук: физики, химии, астрономии, математики, среди которых ведущей становится физика. Развитие естествознания диктует основную проблему философской рефлексии ― проблему построения универсального метода и универсальной науки. Гносеологическая проблематика становится центром философствования в XVII в. Новое время провозглашает науку наиболее важной деятельностью человека, способной избавить его от всех бед и страданий. В период н.в. происходит разложение феодализма происходит зарождение и развитие капитализма, что связано с прогрессом в науке и технике, увеличением производительности труда. Бурно развивается наука, в особенности экспериментальное естествознание, основы которого заложил Г. Галилей. Г. Галилею принадлежит приоритет введения в науку гипотетико-дедуктивного метода, в основе которого лежит логический вывод утверждения из принятых гипотез и последующая его эмпирическая апробация. Галилеем была также разработана концепция пустотной механики, базирующуюся на принципах рациональной индукции и мысленного эксперимента. Становление новоевропейского естествознания: пересмотр принципов античной онтологии и логики, подготовка тем самым переход к иному типу мышления и миропонимания, составивших предпосылку науки и философии Нового времени. Это период позднего средневековья и Возрождения ― 14-16 вв. Для этой эпохи характерна общая атмосфера скептицизма, которую до сих пор недостаточно принимали во внимание, но которая существенна для понимания тех интеллектуальных сдвигов, которые произошли в конце XVI-XVII вв. и которые именуют научной революцией. Воображение ― в культуре и науке Нового времени выходит на центральное место. Именно в науке, причем в математике, воображение начинает играть ведущую роль. Не кто иной, как Лейбниц, выдающийся математик XVII в. отмечал: «Универсальная математика ― это, так сказать, логика воображения; ее предметом является все, что в области воображения поддается точному определению». Это небывало значительное место воображения в математике, ставшей с XVI-XVII вв. фундаментом науки о природе (механики, физики) представляет едва ли не самый выразительный пример перехода к неизвестному ранее типу миропонимания, характерному для новоевропейской культуры. Общее изменение принципов математической науки происходит благодаря допущению фиктивных элементов ― бесконечно удаленных точек, предполагающих бесконечность, непостижимую для человеческого ума. Отныне именно законы природы составляют предмет исследования естественных наук. Так в эпоху позднего средневековья и Возрождения были созданы предпосылки нового типа мышления и мировосприятия, в рамках которых сложилась новоевропейская наука. Новоевропейская наука (16-18 вв). В результате коперниковского переворота – переход к новому гуманистическому мышлению. Происходит отказ от теоцентризма, выход на проблемы человека, становление нового типа науки – переход от доклассического типа (Аристотель) к классическому (Ньютон). В эпоху Галилея происходит математизация естествознания. Исаак Ньютон – развивает механистическую картину мира (жестко детерминирована). Основой развития новоевропейской науки становится материалистический корпускулярный детерминизм. Лаплас: Дайте мне точки приложения силы и координаты – и я переверну мир. Отсюда порождаются социально-экономические, духовные предпосылки, соответствующая философия и наука. Своим развитием философия нового времени обязана отчасти углубленному изучению природы, все более усиливающемуся соединению математики с естествознанием. Благодаря развитию этих наук принципы научного мышления распространились за пределы отдельных отраслей и собственно философии. 12. Понятие научной революции. Научная революция 16-17 веков. Один из подходов к определению возникновения науки утв., что она появилась тогда, когда стало возможным широкое исп-е мат-ки. В это время произошла 1 глобальная науч. рев-ция (всегда связана с полным отказом от фундамент. положений науки) Причина: отказ от гео- и принятие гелеоцентрической системы мира. Все науки д.б.отказаться от своих основополаг. принципов. Результат: возникновение классической европейской науки, прежде всего механики, а позже физики. Научная революция – радикальное изменение процесса и содержания научного познания, связанное с переходом к новой системе фундаментальных понятий и методов, к новой научной картине мира, а также с качественными преобразованиями материальных средств наблюдения и экспериментирования, с новыми способами оценки и интерпретации эмпирических данных, с новыми идеалами объяснения, обоснованности и организации знания. Теоретические источники научной революции. 1) традиции, заложенные Александрийской школой. Для александрийской науки эпистемологической моделью является математическое описание и обращение к математическим абстракциям, она устанавливает математические регулярности. 2) философские школы (платонизм, аристотелизм, атомизм и стоицизм), возникшие в Афинах и занимавшиеся — каждая по-своему — естественнонаучными вопросами. Их основа— теория первоначал. Таким образом, наследие античности можно обозначить двумя современными терминами — разработанное абстрактное математическое мышление и эмпиризм. 2. Основные тенденции Научной революция 16-17 вв 1. Математизация науки. Начало «научной революции» обычно связывается с появлением трактата Коперника «О вращении небесных сфер» (1543). Затем Кеплер на основе Коперника создает Космологию, основанную на точно указанном соответствии между физической реальностью и математической моделью, показавший, что в основе порядка и системы таких предельных объектов, как планеты, лежит математическая «гармония». Подобная теория четко выражена в учении Ньютона; примеры этого - утверждение, что сила гравитации не нуждается в физическом объяснении. Сила тяжести как математическая конструкция лежит в основе концепции Ньютона, поэтому «достаточно, что притяжение в действительности существует». 2. Механизация науки. Если математизация не вызывает сомнений, то тезис о машинизации (идея тождества между механизмом и физическим бытием вообще и живым организмом в частности) представляется более сложным. Механистичность науки может быть объяснена влиянием инженеров и изменением в положении механиков. Правда, деятельность механиков и инженеров, столь очевидно активная в ренессансных академиях (устройство машин, фейерверков, «масок», театральных представлений и т. д.), в XVII столетии подчиняется организующей активности профессиональных математиков. 3. «Пересмотр» античных научных предпосылок. Можно сказать о достаточно известной связи систем Коперника и Птолемея. В сущности, Коперник не столько отбрасывает теорию Птолемея, сколько пытается усовершенствовать ее, очистить от ошибочных допущений и истолкований посредством ясных и простых принципов. Коперник, как и Птолемей, полагает, что движения небесных тел просты, гармоничны, совершенны, точны и однообразны. То есть идею, что небесная система обладает максимальной гармонией, разделяют оба великих ученых. Различие между ними заключается в следующем моменте: для Птолемея, по-видимому, математические, предельно совершенные конструкции остаются просто удобными моделями или гипотезами, не соотносимыми с соответствующей онтологией. Коперник же полагает, что модель Птолемея —наиболее точно выполняется при условии, что математическое познание не отличается от каузальной модели. Кеплер ясно прочерчивает перспективу коперниканского учения, предполагая, что новая астрономия должна быть учением, основанным на неизменно действующих причинах, т. е. своеобразной небесной физикой. Достижение научной революции: 1) крушение антично средневековой картины мира и формирование новых черт мировоззрения, позволивших создать науку Нового времени, характерные черты которой: натурализм -; механицизм, отказ от доминировавшего ранее символически-иерархического подхода, квантитативизм -; причинно-следственный автоматизм -; аналитизм.2) соединение умозрительной натурфилософской традиции античности и средневековой науки с ремесленно-технической деятельностью, с производством. 3) утверждение гипотетико-дедуктивной методики познания. Основу этого метода, составляющего ядро современного естествознания, образует логический вывод утверждений из принятых гипотез и последующая их эмпирическая проверка. 13. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая и постнеклассическая науки. Классический тип рациональности (ХVII-ХIХ века) берет свое начало в Новое время. Сформировалась качественно новая естественнонаучная картина мира и была заложена основа позитивистской интерпретации науки. Более того, люди стали лучше осознавать общественную значимость науки, достижения которой в четкой формуле выразил Ф. Бэкон: «Знание – сила!». Исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранить по возможности все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятельности. Такое устранение рассматривалось как необходимое условие получения объективно-истинных знаний о мире. Здесь господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом. Бэкон (Островное направление. Эмпиризм. Английские материалисты.) Индуктивный метод познания (от частного к общему). Он одним из первых заметил начавшийся в XVI-XVII вв. активный процесс "великой дифференциации". Отвечает на вопрос: почему так много заблуждений, несмотря на то, что у всех есть опыт? Отвечает он следующим образом. Есть разные способы познания: путь паука (рационализм), путь муравья (просто собирает факты и никак их не обрабатывает) и путь пчелы (сбор как муравей и преобразование знаний как паук) Есть 4 призрака (идолы), которые мешают человеческому познанию: пещеры (заблуждения отдельного человеческого сознания – индивидуальная история развития/воспитания; в т.ч. отсылка к пещере Платона), рода (судить о природе по аналогии с жизнью людей), рынка (заблуждения из-за неправильного словоупотребления «лишь бы продать»; ходячие представления и мнения без критического отношения) и театра (слепая вера а авторитеты). Декарт (Континентальное направление. Рационализм. Француз). Рационалистическое направление (определение неизвестного через ранее познанное и известное). Как считает Декарт, мы можем мыслить ясно и отчетливо только ее величину (что тождественно с протяжением - геометрия), фигуру (геометрия), расположение частей, движение. Теперь математика становится формально-рациональным методом, с помощью которого можно "считать" числа, звезды, звуки и т.д., любую реальность, устанавливая в ней меру и порядок с помощью нашего разума. По Декарту философия начинается с субъекта. Принцип философии Декарта: Cogito ergo sum – мыслю значит существую. Несомненная идея – наличие факта познающего субъекта (Объект познания – пассивная сторона, противоположная субъекту). Также в этот период происходят великие открытия/революции в математике, физике, астрономии, И. Ньютоном были открыты законы классической механики, закон всемирного тяготения. Второй тип научной рациональности – неклассический. Исходный пункт неклассической науки связан с разработкой релятивистской и квантовой теории, отвергает объективизм классической науки, отбрасывает представление реальности как чего-то не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора. Она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта. Открытия в науке конца XIX – начала XX вв.: теория относительности А. Эйнштейна, три принципа (начала) термодинамики, открытие микромира. Как следствие картина мира стала более сложной, и ее нельзя уже было объяснить здравым смыслом и опытом прошлого. Соответственно, в начале XX в. остро встал вопрос о познаваемости мира. Постнеклассический тип научной рациональности (вторая половина XX – начало XXI вв.) – постоянная включенность субъективной деятельности в "тело знания". Она учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности познающего субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами (наука должна быть этичной) Систематизирующие компоненты знания (интерпретировать): соотнесенность полученных знаний с ценностно-целевыми установками; императив: наука обязана быть этичной (атомная бомба, исследования с генетикой и эмбрионами) синергетики (изучение общих принципов самоорганизации различных систем) усиление синтетической парадигмы; проблемы гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях (опять-таки этика); включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности; экологической этики и ее философских оснований. Экологически императив современности. В постнеклассической науке утверждается парадигма целостности, согласно которой мироздание, биосфера, ноосфера, общество, человек и т.д. представляют собой единую целостность. И проявлением этой целостности является то, что человек находится не вне изучаемого объекта, а внутри него, он лишь часть, познающая целое. И, как следствие такого подхода, мы наблюдаем сближение естественных и общественных наук, при котором идеи и принципы современного естествознания все шире внедряются в гуманитарные науки, причем имеет место и обратный процесс. 14. Современная наука. Особенности современного этапа развития научного знания. https://studopedia.net/6_65268_sovremennaya-nauka-osobennosti-sovremennogo-etapa-razvitiya-nauchnogo-znaniya.html 15. Эволюция подходов к анализу науки в философии ХХ века. https://studopedia.net/6_65269_evolyutsiya-podhodov-k-analizu-nauki-v-filosofii-hh-veka.html 16. Интернализм и экстернализм в понимании механизмов научной деятельности. https://studopedia.net/6_65270_internalizm-i-eksternalizm-v-ponimanii-mehanizmov-nauchnoy-deyatelnosti.html 17. «Новый рационализм» Г. Башляра. https://studopedia.net/6_65270_internalizm-i-eksternalizm-v-ponimanii-mehanizmov-nauchnoy-deyatelnosti.html 18. Позитивизм и его значение в развитии философии науки. Складывался как направление борьбы с умозрительной философией. Как направление в фил позит прошел 3 этапа:1 позитивизм 19 в , 2 позит –эмпириокритицизм, 3 – неопозитивизм или логический позитивизм. Через все 3 этапа развития позит проходит общая идея, кот была сформулирована как «программа реконструкции филос». Позитивизм начал с критики натурфилософии, которая позже была перенесена на филос в целом. Так возникла идея очищения науки от метафизики. |