Главная страница
Навигация по странице:

  • Постпозитивизм

  • Кумулятивизм

  • История фин. ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ. 1. Наука как особая сфера культуры


    Скачать 113.04 Kb.
    Название1. Наука как особая сфера культуры
    АнкорИстория фин
    Дата07.05.2023
    Размер113.04 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ.docx
    ТипДокументы
    #1113642
    страница4 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Эволюционная эпистемология – это направление в философии науки, основная задача которого состоит в выявлении этапов развития научного знания и построение на этой основе теории эволюции наук. Представителем данного направления является генетическая эпистемология Пиаже, основанная на принципе возрастания научного знания под влиянием изменяющихся условий окружающего мира.

    Постпозитивизм - это направление в философии науки, главная задача которого состоит понимании причин возникновения, развития и смены научных идей. Наиболее яркими представителями данного направления являются Поппер и Кун.

    Поппер рассматривает научное знание не только как готовую систему, но также и как систему развивающуюся. Этот аспект анализа научного знания он представил в своей концепции роста научного знания. Говоря о росте знания, он имеет в виду не его накопление, а ниспровержение старых научных теорий и их замену лучшими научными теориями. В своей концепции он формулирует три основных требования к росту знания: 1) Новое знание должно исходить из новой, простой идеи; 2) Новое знание должно приводить к представлению явлений, которые до сих пор не наблюдались; 3) Новое знание должно выдерживать новые и строгие поверки.

    Кун предложил модель научного познания, включающую в себя два основных этапа: 1) «Нормальная наука», где безраздельно господствует парадигма – т.е. совокупность убеждений и ценностей, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование науки; 2) «Научная революция» - т.е распад существующей парадигмы, конкуренция между несколькими альтернативными парадигмами и, наконец, победа одной из них, приводящая к новому периоду нормальной науки.

    В истории науки существует два крайних подхода к анализу динамики научного знания: кумулятивизм и антикумулятивизм. Объективно процесс развития научного знания далек от каждой из этих двух крайностей и представляет собой их взаимодействие.

    Кумулятивизм считает, что развитие знания происходит путем постепенного добавления новых научных фактов к накопленному знанию (количественное изменение).

    Антикумулятивизм полагает, что в ходе развития познания не существует каких-либо устойчивых компонентов. Переход от одного этапа эволюции науки к другому связан с полным пересмотром существующих научных теорий и их замене новыми (качественное изменение).

    32.                       Наука как социальный институт.

    https://studfile.net/preview/5354238/page:10/

    33.                       Наука и этика. Этические проблемы в науке 20 века.

    https://studfile.net/preview/7306244/page:3/

    34.                       Глобальные проблемы современности. Роль наука в преодолении современных кризисов.

    https://studfile.net/preview/6277701/page:49/

    35.                       Специфика социально-гуманитарного знания.  Науки о природе и науки о духе: сравнительный анализ.

    https://studopedia.net/6_65282_spetsifika-sotsialno-gumanitarnogo-znaniya-nauki-o-prirode-i-nauki-o-duhe-sravnitelniy-analiz.html

    36.                       Специфика объекта и субъекта в социально-гуманитарных науках.

    Методология социально-гуманитарных наук имеет как общенаучное содержание, так и специфику, характерную для нее в различных областях знания. В социально-гуманитарном знании преобладают схемы неклассической и постнеклассической научности, в которых учитывается включенность субъекта в изучаемый объект ‑ общество, а также включенность в него практики, представленной деятельностью преследующих свои интересы групп. Методология социально-гуманитарных наук является не только учением о методах познания и практики, но и дисциплиной, изучающей все способы деятельности субъекта познания и практики. В неклассических и постнеклассических формах естествознания это определение также является более адекватным. Переход к неклассическим и постнеклассическим формам научности делает способы познания в естественных и социально-гуманитарных науках взаимопроникающими, допускает конвергенцию естественных и социально-гуманитарных наук. Так, например, проблема понимания была поднята физиками при истолковании корпускулярно-волнового дуализма, тогда как прежде она представлялась исключительно способом познания наук о культуре и истории. Математические методы используются в исторической науке, социологии, географии, экономике, литературоведении, хотя раньше они считались применимыми преимущественно в естествознании. Соответственно можно говорить о гуманитаризации естественных наук как о проникновении в них методов гуманитарного знания. Под гуманитаризацией наук понимают требование их применения в интересах человечества и человечности.

    Проблема взаимодействия субъекта и объекта ‑ центральная проблема теории познания. Именно в познавательном отношении их взаимодействие наиболее четко выделено в качестве взаимосвязанных и нераздельных сторон. Часто говорят также о субъекте и объекте практики. Универсальный методологический статус субъект-объектного отношения характерен для классической науки и теории познания, сформировавшейся в XVII ‑ XVIII вв. Классическая наука развивала объектное, устраняющее субъекта из результата познания понимание науки, ставшее идеалом объективности.

    Субъект-объектные отношения в познании исторически конкретны. Расширялись пределы научного освоения мира, и то, что не было прежде объектом познания, со временем становилось им.

    К особенностям субъекта социально-гуманитарного познания можно отнести:

    более значительную, чем в естественных и технических науках, вариантность исследовательских целей, задач, инструментария и процедур, характерных для разных субъектов в отношении одного объекта познания;

    неполное проявление самостоятельности в определении содержания и предполагаемых результатов исследования под влиянием социального заказа, идеологического, операционального и иного лоббирования и давления;

    существенное воздействие на субъекта познания общественных норм и принципов, традиций и стандартов, правил и императивов, общественного мнения, мнения лидеров и руководителей;

    высокую непосредственно практическую значимость познавательной деятельности индивидуального исследователя и научного сообщества для объяснения процессов жизни человека и общества, а также для поддержания стабильности функционирования институтов общества или инициации их нестабильности обоснованием необходимости крайнего радикализма, антинародных реформ и преобразований;

    возможность манипуляций познавательной активностью субъекта социально-гуманитарного познания со стороны других субъектов или по инициативе самого субъекта;

    превалирование личных оценок в отношении своих познавательных способностей и результатов познания из-за сложности проверки полученных знаний на их истинность.

    К специфике современного социально-гуманитарного познания относится то, что социальное познание ориентировано преимущественно на нормы и идеалы неклассической и постнеклассической научности. Субъект-объектная схема познания S - О с самого начала осложнена здесь присутствием субъекта. В неклассических концепциях принимаются во внимание как наличие субъекта в самом объекте познания, так и феномены сознания познающего субъекта, которые в конечном итоге должны быть максимально устранены в результате познания. Социальные науки могут познавать объективные закономерности, пробивающие себе дорогу, несмотря на то, что в обществе действуют люди, наделенные волей и сознанием. Здесь истина предстает как отражение этих закономерностей. Но социально-гуманитарное познание интересуют также мотивы и ценности субъекта, групп, включенных в общество. Объективность познания в этом случае представляет собой адекватное понимание этих мотивов и ценностей. Имеются также важные особенности современного социально-гуманитарного познания: невозможность принимать теоретические конструкты за реальность и жить в соответствии с ними; плюрализм концепций как способ обеспечения разных типов или аспектов деятельности; неприемлемость монополии на истину, достигаемой социальными средствами; открытость профессионального научного поиска и конкурентность научных трактовок.

    Ответственность субъекта познания состоит в получении достоверного знания. Но в настоящее время сдвигаются рамки взаимоотношения науки и практики. Сегодня многие достижения науки получены при постановке практических целей, и функционирование науки в обществе влияет на ее познавательные средства. Поэтому часто субъект познания общества взаимодействует с субъектами его преобразования или сам одновременно становится таковым. Это расширяет область ответственности субъекта познания. При расширении роли науки в обществе и ее взаимодействии с практикой, учете антропологических, экзистенциальных характеристик, обращении к повседневности субъект познания предстает как целостный человек, но конечным субъектом остается общество. Наука не может сделать больше, чем ей позволяют выработанные обществом познавательные средства и владеющий ими субъект.

    Мировоззрение имеет свою логику. В соответствии с ней доминирующие формы сознания не вечны: магия сменяется религией, а последняя преобладанием научного мировоззрения и научного знания. Наука заняла прочное лидирующее место среди форм общественного сознания, но она не могла вытеснить сферу нравственных отношений. В этих условиях наука сама ставится под контроль нравственного сознания, практического разума. Новая комбинация объективного и субъективного факторов не всегда позволяет различить объект и субъект практики, а также объект и субъект познания. Появились концепции, в которых отрицается основополагающая роль субъект-объектных отношений как в практике, так и в познании. Набирают силу релятивистские идеи безобъектности, невозможности отобразить объективную реальность, возникают сомнения в самом ее объективном существовании, а также концепции бессубъектности, отрицающие роль субъекта. Появилось понятие «актор». Это тот, кто действует, но в отличие от субъекта его действия могут быть лишены целенаправленной воли на преобразование или познание.

    Особенностью социально-гуманитарных наук является то, что здесь субъект представлен дважды ‑ как познающий субъект (индивид, научное сообщество или общество) и как часть объекта познания, ибо в обществе действует наделенный разумом и волей человек. В целом же субъект-объектное отношение при всех его исторических модификациях сохраняет свою регулятивную роль в познании.

    37.                       Проблема истины в социально-гуманитарном знании.

    https://studfile.net/preview/1839190/page:12/

    38.                       Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарных науках.

    https://studfile.net/preview/9929885/page:4/

    39.                       Социально- культурное и гуманитарное содержание понятия жизни.

    Жизнь – это предельно широкое понятие. В наше время понимание данного понятия определяется тем, что личности начинают искать смысл жизни. Следует иметь ввиду, что жизнь- родовое понятие. Его очень сложно определить философски и логически. Философски понятие жизнь нельзя связать с родственной категорией и определить специфику жизни. В вещах и предметах нет смысла жизни, поэтому смысл жизни определяется в рамках той или иной цивилизации, культуры, общества, а еще более конкретно, в рамках той или иной страны, слоя. Цивилизация: смысл жизни: китайская: быть благородным мужем; общество: США: достичь успеха, карьеры (смысл жизни в банковском счете); мыслители: по Достоевскому: русские мальчики ведут разговоры о последних вопросах бытия.

    Слои: здесь следует иметь в виду, что Вебер выделил 3 типа социальной стратификации:

    1. экономическая (собственность, доход)

    2. политическая (президент, губернатор)

    3. статусно-престижная (по Веберу она есть в действительности, но ее трудно заметить).

    На Западе жизнь сводится к статусным стандартам и дистанции между слоями. Статусный стандарт среднего класса: 1) комфортная квартира; 2) товары длительного пользования; 3) структура бюджета на 4-ых человек (35-40% - продовольствие, 13% - образование, медицина, охрана). Репрезентативная группа - представленная группа и социальной философии она выполняет роль стандарта, нормы для личности. Арабская пословица: ''Сын является не сыном своих родителей, а сыном своего времени''. Рябушинский: «для того, чтобы состоялась династия буржуа, а также божье благословение». Т.о суть смысла жизни не присутствует в вещах и предметах, он заключается в ценностях, обществе, культуре и социальном строе.

    Жизнь в системе основных ценностей человека. Понимание жизни за пределами ее биологических смыслов. Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни. Познание и «переживание» жизни — основное содержание художественных произведений. История — одна из форм проявления жизни, объективация жизни во времени, никогда не завершаемое целое.

    Жизнь – это категория, применяемая многими науками. Онаможет трактоватьсяв естественнонаучном (это форма движения материи), психологическом (это одухотворенность бытия), историко-культурном (это проявление жизни в разных эпохах), биографическом (жизнь отдельного человека) и философском (жизнь как благо) смыслах. Категория «жизнь» является важнейшей и в социально-гуманитарных науках. Жизнь в социокультурном и гуманитарном смысле это непосредственное, внутреннее переживание человеком собственного бытия, которое является уникальным и раскрываетсяв духовно-коммуникативном опыте (В. Дильтей). Она может изучаться с разных позиций, например, со стороны образа жизни людей, стиля и манеры жизни, повседневного, жизненного мира человека,со стороны продолжительности, уровня, качества жизни и т.д.

    Жизнь– это форма бытия человека в социальной среде, которая осознается и переживается им, окружаетего и оказывает на него определенное воздействие. Важнейшей стороной жизни является её осмысляемость и переживаемость человеком. Человек, прежде всего, стремиться понять место жизни в системе других ценностей. Он осознает что, жизнь среди всех других ценностей занимает центральное место, так как является первоначальной основой существования и реализации других ценностей (надо, прежде всего, жить, чтобы обрести свободу или стать счастливым и т.д.). В социально-гуманитарных науках присутствует и другая точка зрения на значение повседневного, жизненного мира для человека. Согласно ей он рассматривается как неподлинный мир, как подготовительный период подлинной жизни человека, которая наступит вследствие или практического переустройства мира, или духовного, нравственного самосовершенствования самого человека. Данная точка зрения не является общепринятой.

    Человек воспринимает свою жизнь, прежде всего, какповседневный, жизненный мир, которыйпроявляется как:

    • непосредственная жизненная среда – она окружает человека, является повседневной средой, она чувственно воспринимается и реально представляется человеком, в этой среде человек совершает в основном традиционные действия ;

    • опосредованная жизненная среда – она дистанцирована от человека, но влияет на него;

    • отдаленная жизненная среда – она удалена от человека и оказывает на него небольшое влияние.

    Повседневный, жизненный мир, прежде всего, непосредственная жизненная среда, имеет наибольшее значение для человека, так как он является «началом и концом всякой человеческой деятельности» (Д. Лукач). Он характеризуется следующим:

    • ориентированность на прагматичные действия (поступки с целью удовлетворить свои первичные, жизненные потребности),

    • постоянное изменение (частые преобразования среды жизни ),

    • значительная коммуникативность (постоянное общение с ближним кругом людей),

    • стандартизированность поведения (ориентация на привычные формы поведения),

    • приоритет переживания над осмыслением среды (ориентация на эмоциональное восприятие мира),

    • постоянная интерпретация жизненных смыслов (понимание целей и задач).

    Повседневный,жизненный мир является приоритетным предметом гуманитарных наук. Так, например, история считается особой формой проявления жизни, способом объективизации жизни во времени, которая никогда не завершается (Г. Зиммель, О. Шпенглер, Э. Гуссерль); филология стремиться посредством изучения текстов художественных произведений познать и пережить жизнь героев или маленьких людей, культурология и этнография описывают повседневную жизнь людей и т.д.

    Социальные науки (прежде всего, социология, политология) изучают образ жизни людей. Образ жизни – это вся совокупность форм жизнедеятельности, которые осуществляются человеком в определенных условиях социальной среды. Он включает в себя: способы совместной деятельности, связи человека, его ценности и цели. Формирование позитивного образа жизни людей является одной из важных задач социально-гуманитарных наук.

    Социально-гуманитарные науки пытаются научить человека правильно решать важнейшие экзистенциональные вопросы:

    – быть или не быть (безусловно – быть),

    – иметь или быть (оптимально иметь, преимущественно – быть),

    – как стать бессмертным (в делах, в детях, в памяти людей).

    Они также учат людей ориентироваться в философских учениях о смысле жизнии правильновыбиратьсвои цели:

    • жить ради других (альтруизм) илиради самого себя (эгоизм),

    • жить в самоограничении (аскетизм) или в наслаждении (гедонизм),

    • жить ради личных интересов (индивидуализм) илиради общественных интересов (коллективизм),

    • жить, преобразовывая среду (активизм) или не изменяя её (пассивизм).

    Отношение к жизни в социально-гуманитарных наукахпреимущественно строиться на базе принципе благоволения перед жизнью, который был сформулирован А. Швейцером. В соответствии с ним, жизнь есть наивысшая ценность и поэтому,необходимо жить при любых обстоятельствах. Данный принцип так же подразумевает: благоговение перед небесным миром, сострадание к равному (к человеческому миру), вспомоществование к низшему (к растительному и животному миру).

    40.                       Герменевтический метод и его значение в социальных и гуманитарных науках.

    https://studopedia.net/6_65285_germenevticheskiy-metod-i-ego-znachenie-v-sotsialnih-i-gumanitarnih-naukah.html

    41.                       Гуманизация и гуманитаризация современной науки.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта