Главная страница

Ответы на экзаменационные билеты по социологии. 1 объект и предмет социологии


Скачать 439 Kb.
Название1 объект и предмет социологии
АнкорОтветы на экзаменационные билеты по социологии.doc
Дата07.03.2017
Размер439 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаОтветы на экзаменационные билеты по социологии.doc
ТипДокументы
#3497
КатегорияСоциология. Политология
страница7 из 7
1   2   3   4   5   6   7
никогда не будет преодолено. То советская социология исходила из того, что это состояние не вечно — были примитивные доклассовые общества (где не было неравенства) и будет в перспективе такое общество (коммунистическое), где тоже не будет неравенства, т.е. неравенство — преодолимо.


31.ПОНЯТИЕ МАРГИНАЛЬНОСТИ

Социолог Роберт Линтон отмечал двойственность значения социального статуса, подчеркивая, что каждый человек обладает определенным социальным статусом, в соответствии с которым и занимает определенное место в общественной иерархии и одновременно совмещает в своем лице несколько статусов, будучи, например, одновременно отцом, мужем, мэром, членом полит. партии и т.д. Но бывает, что статусы противоречат друг другу, появляется средний, маргинальный статус.

В современной социологии термином «маргинализация» обычно обозначается объективный процесс утраты индивидами своей идентификации с определенным социальными общностями или изменение социального положения отдельных групп вследствие изменение их общественного статуса, уровня доходов и т.д. Маргинализация является прямым следствием структурных изменений в экономике и падения жизненного уровня большинства населения. Нищета — это вызов человеческому достоинству. Именно этот вызов, аккумулируясь в обществе, оборачивается актами гражданского неповиновения, угрозой военных переворотов, бунтарством разного рода от забастовок до уголовщины, массового отчуждения народа от существующего режима, каким бы демократичным он ни был. При этом возрождается тяга к тоталитаризму, «сильной руке». Маргинализация — это состояние, когда люди не знают кто они в этом обществе, они не идентифицируют себя ни с чем. Маргинализация большой части общества во всех сферах жизни опасна для самого общества. Она препятствует быстрому становлению гражданского общества, основанного на принятии и защите большинством населения демократических ценностей и свобод.

К маргиналам можно отнести освободившихся из мест заключения (не имеющих место жительства, семьи и работы), бомжей, алкоголиков. Основными причинами приводящими в эту группу могут быть не только внешние соц.-экон. условия, но и внутренние:

  • психологические отклонения в поведении (психологическая деградация личности, наличие комплекса неполноценности и т.д.),

  • пониженный уровень здоровья (как правило, каждый второй маргинал имеет частичную потерю трудоспособности),

  • разрыв трудовых связей,

  • низкая социально-бытовая обустроенность (большая часть лишена семьи и дома).

Рост в обществе числа маргиналов из-за отсутствия средств к существованию и социально-бытовой необустроенности представляет собой опасность для самого общества.

37.СОЦИАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ

Социально-этническая стратификация относится к вторичным типам стратификации. Дело в том, что между различными нациями исторически слагались различия не только чисто этнического характера, но и значение социального, соц.-экон., соц.-полит. развития, т.е. сложилось неравенство в условиях жизни, работы, уровня потребления, в характере занятости, уровне механизированности труда, и, наконец, сложилось неравенство политическое, когда одни народы попали в зависимость от др. народов. В силу всех этих обстоятельств мы относим разнообразное деление людей на этносы, нации, народности к одному из типов стратификации.

Ключевым понятием в социально-этнической стратификации является понятие этнос, нация. Сложилась ситуации, когда в российской ситуации и в целом во всех науках и в жизни наиболее употребляемым стало слово «нация». Под нацией понималось исторически сложившаяся общность людей, которая отличается от других своим языком, территорией проживания, традициями, привычками, нормами и ценностями, а в 20в добавилось еще какой-либо формы государственности и общности экон. жизни. Народность считалась национальным образованием более низкого порядка. В западной социологии термин «нация» использовался в другом смысле.

Под «этносом» в мировой социологии понимается исторически сложившаяся общность, которой свойственны общий язык и особенности быта, культуры, привычки, традиции. Понятие нация используется для обозначения государственного образования, учитывая, что это понятие включает несколько этносов. В современном мире с его динамизмом, массовыми миграциями почти не осталось государств монолитных, моноэтнических. В силу этого усилилось и взаимовлияние этносов друг на друга. И социолог Н. Гумилев отмечает, что нет в сущности ни одного этноса, который бы совершенно отличался от др. Например, язык — существуют языковые группы, в рамках которых могут существовать до несколько десятков этносов.

Бесспорно существует национальное самосознание, национальная самоидентификация, т.е. каждый человек относит себя к какому-то этносу, причем всеми людьми признается это право человека самоидентифицировать себя с тем или иным этносом. Это право является легитимным (законным). Национальность — это выражение принадлежности человека к тому или иному этносу.

Заметное место в современной жизни занимают национально-этнические проблемы. Когда эти проблемы не находят разрешения, то возникают этнические конфликты — конфликты на основе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп. Чаще всего они связаны со статусными или территориальными претензиями. Значительную роль в таких конфликтах играет проблема культурного самоопределения тех или иных национальных общностей. В современной России национально-этнические конфликты чаще всего носят полит. характер.
59.СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ И РОЛЕВОЙ НАБОР

Понятия «социальная роль» и « ролевой набор» неразрывно связаны с понятием личность, и эти понятия являются ключевыми в теории ролей, как одной из социологических теорий личности. Социология имеет множество теорий личности. Все теории признают человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из социальных факторов. Значительное место занимает ролевая теория личности. Ролевая теория личности разрабатывалась многими социологами — Кули, Дарендорфа, Мертона и др. Сторонники теории ролей исходят из того, что личность есть функция от той совокупности социальных ролей, которые исполняет индивид в обществе, и следовательно социальная роль выступает важнейшим элементом механизма взаимодействия индивида и общества.

В любом статусе, а особенно в профессиональном, человек вступает в разные отношения с людьми, в разные структуры, и это называется соц. ролями. Социальная роль — это совокупность действий, которые должен выполнять человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус включает обычно несколько ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором.

Каждый статус предполагает от одной до многих ролей, но любой человек имеет несколько статусов и играет еще большее количество социальных ролей. Соц. роль как и соц. статус вызывает определенное ожидание окружающих к вашему поведению и вы действуете в соответствии в рамках этого ожидания. На роли, которые играет каждый человек, сказывается влияние целый ряд обстоятельств:

  • ожидание окружающих,

  • личные качества,

  • накладывают отпечаток традиции, специфичные особенности, складывающиеся в разных соц. группах и общностях.

Одна из первых попыток систематизации ролей была предпринята Парсонсом. Он считал, что любая роль описывается пятью основными характеристиками:

  1. эмоциональной — одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие — раскованности;

  2. способом получения — одни предписываются, другие завоевываются;

  3. масштабом — часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая размыта;

  4. формализацией — действие в строго установленных правилах либо произвольно;

  5. мотивацией — на личную прибыль, на общее благо и т.д.

Любая роль характеризуется некоторым набором этих пяти свойств.

Ролевые требования (предписания, положения и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах, сгруппированных вокруг социального статуса.

Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер личности, т.е. поведение человека не укладывается в чистую схему. Оно является результатом уникального истолкования роли конкретным человеком.

Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей во множестве различных ситуаций, между ролями может возникнуть конфликт. Ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требованиям двух или более несовместимых ролей, называется ролевым конфликтом. Конфликт создает стрессовую ситуацию и необходимо изыскивать способы гармонизации ролей.
60.РОЛЕВОЙ КОНФЛИКТ И ВОЗМОЖНЫЕ ВЫХОДЫ ИХ НЕГО

Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей во множестве различных ситуаций, между ролями может возникнуть конфликт. Ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требованиям двух или более несовместимых ролей, называется ролевым конфликтом. Конфликта возникает когда выполнение одних ролей препятствует выполнению других (например, ролевой конфликт возникает в любовном треугольнике).

Многие ролевые конфликты приобретают затяжной характер, особенно если это важные, значительные роли, это нередко ведет к нервным срывам. Например руководящий работник должен по-разному вести себя с начальником и подчиненными. Ролевой конфликт может также возникнуть при переходе людей из одного общественного класса в другой, когда они стремятся поддерживать уже сложившиеся отношения с членами своей семьи и старыми друзьями. Многие социологи считают, что многие стрессовые ситуации порождаются ролевым конфликтом. Пробуют давать рекомендации как избежать ролевых конфликтов, но они приемлемы в определенной системе культурных традиций. На Западе в разрешение ролевых конфликтов большую роль играют психотерапевты. Конфликт создает стрессовую ситуацию и необходимо изыскивать способы гармонизации ролей. Ролевый конфликт чаще всего выступает как борьба мотивов поведения. Побеждает тот мотив, который весомее в данной ситуации. То есть существует иерархия социальных ролей и каждая личность выбирает первоочередность реализации тех или иных мотивов. Но каждая личность находится в тисках социальных статусов и ролей. Одним из основных способов преодоления ролевого конфликта Мертон считал способ, при котором какая-то роль признается более важной, чем другие. Обычно на первом плане находятся семья и работа. Существуют и другие, например — шутка. Ролевые конфликты особенно внутри семьи создают напряженность. Шутка может помочь разрядить обстановку». В шутках сочетается дружелюбие и в то же время наше неодобрение тех или иных поступков— они помогают преодолеть враждебность, обычно возникающую в конфликтных ситуациях» /Брейн/

/Смелзер с.77,78
61.СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Формирование личность в социологии рассматривается в контексте двух взаимосвязанных процессов — идентификации и социализации.

Социализация — это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. То есть социализация — это пути которыми приобретаются установки, соответствующие социальным ролям. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни.

Социализация предполагает формирование и интеллектуальных, и социальных, и физических навыков. Социализация как процесс представляет собой: с одной стороны — передачу обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения и ценностных ориентиров, с другой стороны — их усвоение индивидом. Кроме того процесс социализации подразумевает под собой двоякий процесс: процесс постепенного раскрытия в индивиде природных качеств, и процесс внешнего воздействия (целенаправленного и ненаправленного воспитания). Поэтому в процессе социализации огромную роль играют не только природные задатки человека, но и социальная среда с ее многообразными сферами, круги общения человека (выраженные в структуре его социальных ролей), субъекты социализации (или агенты социализации — те кто воздействует на индивида) с их механизмами идеологического, педагогического, нравственного, эстетического и других видов воздействия на мышление и поведение социализирующегося человека. Социальная среда с ее различными сферами (социальной, экономической, политической, культурной и т.д.) является объективным фактором социализации. Т.е. основными агентами социализации являются семья, различного типа общности (коллективы, этносы, народности, классы, социальные слои, общество в целом — все то что включает в себя и окружает человека. Каждая сфера социальной жизни (материальная и духовная) участвует в процессе социализации — целенаправленного и ненаправленного воспитания. Особую роль играет рассмотрение процессов социализации на микроуровне, т.е. в непосредственном окружении человека. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники, школа, средства массовой информации и т.д. Социализация как и любой другой социальный процесс характеризуется периодичностью и стадийностью протекания. В отечественной социологии выделяются 3 периода социализации (дотрудовой, трудовой и послетрудовой) и 4 стадии — ранняя (до школы), обучение, социальная зрелость, завершение жизненного цикла. Процессы социализации в каждый период имеют свою специфику, и вступают в действие различные социальные институты (агенты социализации). На первой стадии агентом социализации является прежде всего семья, на второй — школа и т.д. Основным объектом социологии с т. зр Кули являются малые группы (семья, соседи, школьный коллектив, спортивный и т.д.), в недрах которых и осуществляются основные социальные связи и социализация личности. Человек осознает себя, наблюдая за другими членами группы, постоянно сопоставляя себя с ними. Общество не может существовать без психических реакций, взаимных оценок. Именно благодаря взаимным контактам люди осознают социальные ценности, приобретают социальный опыт и навыки общественного поведения. Человек становиться человеком благодаря его взаимодействию с другими людьми именно в рамках малых первичных групп.

Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личности интегрального социального статуса. Естественно, что процесс социализации наиболее интенсивен в период детства и юности, но развитие личности продолжается и в зрелом возрасте и в старости. Поэтому многие социологи считают, что процесс социализации продолжается всю жизнь. Хотя социализация детей и взрослых имеют существенные различия. Социализация взрослых отличается тем, — что это главным образом изменение внешнего поведения (социализация детей — формирование ценностных ориентаций), взрослые способны оценивать нормы (а дети только усваивать их). Социализация взрослых имеет своей целью помочь человеку овладеть определенными навыками. Например овладеть новой социальной ролью после: ухода на пенсию, смены профессии или социального статуса. Еще одна точка зрения на социализацию взрослых заключается в том, что взрослые постепенно отказываются от наивных детских представлений (например о непоколебимости авторитетов, об абсолютной справедливости и т.д.), от представлений что существует только белое и черное.

Но социализация не только дает индивиду возможность интегрировать в общество и обращаться между собой посредством освоения социальных ролей. Она также обеспечивает сохранение общества. Хотя количество ее членов постоянно меняется, так как люди рождаются и умирают, социализация способствует сохранению самого общества, прививая новым гражданам общепринятые идеалы, ценности, образцы поведения.

Итак сущность процесса социализации заключается в том, что социализация имеет две цели: способствовать индивиду интегрировать в общество на основе социальной роли и обеспечить сохранение общества благодаря усвоению ее новыми членами сложившихся в обществе убеждений и образцов поведения.
63.ОСНОВНЫЕ АГЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Социализация — это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. То есть социализация — это пути которыми приобретаются установки, соответствующие социальным ролям. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни.

Она предполагает формирование и интеллектуальных, и социальных, и физических навыков. Социализация как процесс представляет собой: с одной стороны —усвоение индивидом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения и ценностных ориентиров, с другой стороны — их передачу обществом. Те, кто осуществляет эту передачу, т.е. институты, отдельные люди и группы людей, которые способствуют социализации называются агентами социализации. Такими агентами являются родители, друзья, соседи, тренеры, учителя, духовные наставники, детские учреждения, школа, институт, средства массовой информации, различного типа общности (коллективы, этносы, народности, классы, социальные слои, общество в целом) — все то что окружает человека. Каждая сфера социальной жизни (материальная и духовная) участвует в процессе социализации — целенаправленного и ненаправленного воспитания. Особую роль играет рассмотрение процессов социализации и ее агентов на микроуровне, т.е. в непосредственном окружении человека. Социализация как и любой другой социальный процесс характеризуется периодичностью и стадийностью протекания. В отечественной социологии выделяются 3 периода социализации (дотрудовой, трудовой и послетрудовой) и 4 стадии — ранняя (до школы), обучение, социальная зрелость, завершение жизненного цикла. Процессы социализации в каждый период имеют свою специфику, своих агентов социализации т.е. в каждый период вступают в действие различные социальные институты. На первой стадии агентом социализации является прежде всего семья. В детстве наиболее близки ребенку члены его семьи, они и являются основными агентами социализации. Целью социализации этого периода является формирование у ребенка мотивации и привязанность к другим людям. В возрасте от 3 и старше на ребенка оказывают влияние дополнительные агенты социализации: няня, друзья, учителя, воспитатели, врачи. В это время социализация заключается в приобщении ребенка к мыслительным и познавательным навыкам, ребенок учится читать, считать, осваивает сложные системы различных правил. Т.е. на первых этапах основными агентами социализации чаше всего выступают первичные группы (разновидность малых групп ). Термин «первичные группы» был введен в социологию Кули. Отличительным признаком этих групп, по Кули, является непосредственный, интимный, межличностный контакт ее членов. Эти группы характеризуются высокой степенью эмоциональности контактов и тем, что именно в них индивид получает первый опыт социального единства. Примером являются: семья, школьный класс, студенческая группа, группа друзей, спортивная команда и т.д. Через первичную группу осуществляется социализация индивида, освоение ими образцов поведения, социальных норм, ценностей и идеалов. Основным объектом социологии с т. зр Кули являются малые группы (семья, соседи, школьный коллектив, спортивный и т.д.), в недрах которых и осуществляются основные социальные связи. Человек осознает себя, наблюдая за другими членами группы, постоянно сопоставляя себя с ними. Общество не может существовать без психических реакций, взаимных оценок. Именно благодаря взаимным контактам люди осознают социальные ценности, приобретают социальный опыт и навыки общественного поведения. Человек становиться человеком благодаря его взаимодействию с другими людьми именно в рамках малых первичных групп.

В дальнейшем агентом социализации выступает кроме всего прочего и средства массовой информации, которые наравне с другими агентами могут формировать представления о ценностях и нормах поведения в обществе, особенно активно в этом плане телевидение.

71.СОРОКИН П.А. О СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

Крупнейший социолог мирового уровня 20в. Его учениками были многие выдающиеся американские социологи. Разработал теорию соц. стратификации и соц. мобильности в своей теории он объяснил, что любое общество не однородно, слои составляющие его определяются рядом позиций: имущественным неравенством, образовательным неравенством. В теории соц. мобильности он объяснил как происходит перемещение из одного слоя в другой. Ему принадлежит еще ряд идей: теории конвергенции (сближения, приобретения одинаковых черт обществ, все общества в 20в в сущности развиваются в одном направлении и между ними все больше общего, чем различий и где-то в перспективе различия станут незначительными).

Сорокин ввел понятие «социальное пространство» и вложил в него иной смысл, чем был до этого — совокупность всех членов общества, как целое. В этом обществе где люди не равны, они занимают разные места в представлениях, мнениях окружающих. Одни из них находятся высоко, другие ниже в социальном пространстве. Соц. пространство по Сорокину представляет собой абстрактное, условное пространство, где люди и целые группы людей занимают то или иное место в общественных представлениях о человеке сделавшем карьеру говорят, что он «поднялся».

Соц. мобильность — это передвижение в социальном положении, изменение статуса людей, происходящее в обществе постоянно. Сорокин указал основные каналы (лифты), с помощью которых люди меняют свое положение — главным образом за счет образования, армии, церковь, бизнес. Наибольший вклад в исследования внес Сорокин, считал, что общество огромное соц. пространство, в котором люди перемещаются как физически, реально, так и условно во мнении окружающих и своем собственном. Для фиксации перемещений он ввел ряд понятий, связанных социология шкалой:

  • вертикальные и горизонтальные мобильности (горизонтальные — перемещение без изменения статуса, вертикальные — с изменением статуса);

  • индивидуальная и групповая мобильность (групповая происходит тогда, когда положение в обществе изменяется у всей группы, т.е. изменяется ее оценка обществом. В 60-е гг. вырос авторитет физиков;

  • восходящая и нисходящая динамика. Восходящая когда повышают свой статус, нисходящая — снижают (после революции нисходящая динамика была характерна для дворян, восходящая — для рабочих и крестьян).

Сорокин пришел к выводу, что соц. мобильность является положительным явлением и свойственно демократическим, динамическим обществам. Исключением является ситуация, когда в состоянии динамического движения, резкой мобильности находится все общество. Это означает кризис, неустойчивость нежелательная мобильность для общества однако другая крайность — противоположная ситуация — никакой мобильности, застой, что свойственно тоталитарным обществам. Американские социологи считали аксиомой, что самая оптимальна мобильность в Америке, где каждый чистильщик …
72.ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

Соц. мобильность — это передвижение в социальном положении, изменение статуса людей, происходящее в обществе постоянно. Наибольший вклад в исследования внес Сорокин, считал, что общество огромное соц. пространство, в котором люди перемещаются как физически, реально, так и условно во мнении окружающих и своем собственном. Сорокин ввел понятие «социальное пространство» и вложил в него иной смысл, чем был до этого — совокупность всех членов общества, как целое. В этом обществе где люди не равны, они занимают разные места в представлениях, мнениях окружающих. Одни из них находятся высоко, другие ниже в социальном пространстве. Соц. пространство по Сорокину представляет собой абстрактное, условное пространство, где люди и целые группы людей занимают то или иное место в общественных представлениях о человеке сделавшем карьеру говорят, что он «поднялся».

Сорокин указал основные каналы (лифты), с помощью которых люди меняют свое положение — главным образом за счет образования, армии, церковь, бизнес.

Различаются следующие виды социальной мобильности:

  • вертикальные и горизонтальные мобильности (горизонтальные — перемещение без изменения статуса, вертикальные — с изменением статуса);

  • индивидуальная и групповая мобильность (групповая происходит тогда, когда положение в обществе изменяется у всей группы, т.е. изменяется ее оценка обществом. В 60-е гг. вырос авторитет физиков;

  • восходящая и нисходящая динамика. Восходящая когда повышают свой статус, нисходящая — снижают (после революции нисходящая динамика была характерна для дворян, восходящая — для рабочих и крестьян).

Сорокин пришел к выводу, что соц. мобильность является положительным явлением и свойственно демократическим, динамическим обществам. Исключением является ситуация, когда в состоянии динамического движения, резкой мобильности находится все общество. Это означает кризис, неустойчивость нежелательная мобильность для общества однако другая крайность — противоположная ситуация — никакой мобильности, застой, что свойственно тоталитарным обществам.

78.ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНФЛИКТА

Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов власти, престиже и т.п. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Конфликт всегда связан с субъективным осознанием людьми противоречивости своих интересов как членов тех или иных социальных групп. Противоречия пронизывают все сферы жизни: соц.-экон., политическую, духовную. Одновременное обострение всех этих противоречий создает кризис общества. Проявлением кризиса общества служит резкий подъем социальной напряженности. Социальное напряжение нередко перерастает в конфликт — это столкновение противоположных целей, мнений, позиций и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Некоторые социологи марксистского направления считают конфликт временным состоянием общества, которое может быть преодолено рациональными способами, т.е. существует такой уровень общественного развития когда конфликты исчезнут. Большинство социологов немарксистской ориентации считают, что существование общества без конфликта невозможно. Они поддерживают давнюю философскую традицию, согласно которой конфликт является неотъемлемой частью бытия, главным движителем общественного развития. А это значит, что конфликт это не дисфункция, не аномалия, а норма отношений между людьми, необходимый элемент социальной жизни, который дает выход социальной напряженности, энергии деятельности, порождая социальные изменения различного масштаба.

Чтобы конфликт возник и стал развертываться необходимо 3 его составляющие:

  1. наличие объективных предпосылок, заключенных в более или менее значимых ущемлениях интересов, потребностей или прав индивида, социальной группы. Социального слоя, класса, нации, со стороны других индивидов, групп, слоев, классов, наций, сосредоточивших в своих руках основные богатства общества, полит. власти, рычаги распределения, идеологического давления и т.д.

  2. осознание неимущими, обездоленными политически или духовно ущемленными со стороны противника;

  3. активное социальное действие обездоленных, ущемленных, угнетенных, направленное на претворение своих коренных интересов.

Из этой ситуации существует 2 выхода:

  1. обострение борьбы, конфликта в результате 3-х причин: а) власть у немногих, а большинство ее лишены, б) не существует спокойных, свободных путей перераспределения власти, в) большинство безвластное не имеет возможности свободно создавать партии, союзы, блоки, способствующие перераспределению власти;

  2. преодоление конфликта, у которого тоже свои условия и этапы. Для преодоления конфликта люди должны осознать свои интересы, объединиться и перераспределить власть.

Соц. конфликты выполняют в обществе разные функции:

  1. функцию «выхлопного клапана» в конфликте высказываются претензии и требования, порождающие неудовлетворенность;

  2. конфликт — источник инноваций, т.к. конфликтующие в ходе конфликта находят идею, решение, которое удовлетворить решению, разрешает противоречия;

  3. конфликт позволяет четче или резче размежеваться обществу, узнать специфику каждого участника конфликта.

По Козыру, суть конфликта заключается в идеологических явлениях, отражающих чувства людей недовольных распределением власти, доходов, комфорта, недовольных своим статусом, своей ролью в обществе, и это чувство неудовлетворенности заставляет формулировать аргументы, теории, объясняющие, что мир устроен несправедливо. Козыр говорил, что в закрытом обществе нормально выразить свои интересы можно только объединившись с другими недовольными и объявив войну другой части общества. Результат — жестокая война частей общества. В открытых обществах этого не случается, поскольку, интересы разные реализуются в наборе демократических соц. институтов.
79.ТИПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

Важнейшее значение для социологического анализа конфликта имеет типологизация конфликтов, т.е. выделение их основных типов на основе существенных признаков.

Конфликты подразделяются на структурные и неструктурные. Первые — неотъемлемая часть нормального развития социальных систем, выступающие как фактор социальных преобразований. Без возникновения и разрешения таких конфликтов немыслимы никакие изменения в обществе и его развитие. Результатом таких конфликтов являются переходы, например, от мануфактурного производства к индустриальному, от феодализма к капитализму, от тоталитаризма к демократии. Этот тип конфликтов коренится в объективных тенденциях общественного развития. Второй тип конфликтов — неструктурных— носит характер событий случайных или субъективно обусловленных, не связанных с объективными процессами развития социальных систем.

В зависимости от сферы действия конфликты подразделяются на соц.-экон., политические, культурные, национально-этнические, религиозные, бытовые и т.д. Соц.-экон. конфликты — это конфликты по поводу средств жизнеобеспечения, уровня заработной платы, уровня цен, доступа к благам общества и т.д. соц.-экон. конфликты в современной России имеют объективную основу. Они стимулируются переходом народного хозяйства от планово-командной экономики к рыночной и связанной с этим борьбой за перераспределением собственности между различными социальными слоями, обнищанием широких слоев населения, безработицей и т.д. значительную роль в этих конфликтах играет и субъективный фактор: ошибки руководства, перекосы в экон. политике, злоупотребления в экон. сфере.

Политический конфликт — это конфликт по поводу распределения власти. Этот конфликт может носить скрытый характер или открытый. Примером может служить затянувшийся на многие годы конфликт исполнительной и законодательной власти, если до осени 93г он носил скрытый характер, то в 93 вылился в кровавые события.

Заметное место в современной жизни занимают национально-этнические конфликты — конфликты на основе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп. Чаще всего они связаны со статусными или территориальными претензиями. Значительную роль в таких конфликтах играет проблема культурного самоопределения тех или иных национальных общностей. В современной России национально-этнические конфликты чаще всего носят полит. характер.

В зависимости от субъектов конфликта они подразделяются на несколько типов: внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, внутригрупповые, межгрупповые, государственные и глобальные.
81.ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ. О.КОНТ И Г.СПЕНСЕР

Хотя социология как самостоятельная наука оформилась в 19в, но до того эти же проблемы рассматривались многими философами. Вопросы социальной философии (или социологии в широком смысле этого слова) рассматривались еще в работах Платона и Аристотеля. Социально-философские идеи античности имели явно выраженные мифологический, идеалистический и утопический смысл. Главной целью античных социально-философских концепций было стремление оздоровить общество, избавить его от внутренних конфликтов и подготовить к борьбе с внешней опасностью. И эта борьба как бы была лейтмотивом всей истории человечества. Поэтому каждому новому поколению философов приходилось создавать новые концепции гармонизации человеческого общества.

В средние века складывается теологический тип культуры и произошла переориентация философского интереса с ценностей земной жизни на проблемы абсолютного, сверхъестественного миропорядка. Социальный антагонизм переводится в плоскость борьбы двух миров: божественного и земного, духовного и материального, доброго и злого. Но к 13в, когда стали пробиваться ростки нового позитивного (научного) знания, иррационализм стал утрачивать свое значение.

В Новое время старые идеи иррационально-схоластических концепций человека и общества утрачивают свое значение, складывается концепции рационального характера, ориентированные на принципы научного (позитивного) познания. Хотя в целом, социальные теории философов того времени представляли собой пестрый спектр различных воззрений, в которых сочеталось рациональное и иррациональное. Одной из ветвей рационального направления социальных теорий явилось марксистское учение — с их точки зрения теории общественного развития основывались на принципах материализма и революционных преобразований общества. С совершенно других позиций подходили к анализу общества позитивисты, которые обращали большее внимание на духовные аспекты социальной жизни.

Так, основоположник позитивизма Огюст Конт (1798-1857) реформируя систему общественного знания предложил новую науку об обществе — социологию. Конт предложил создать такую науку и первоначально назвал ее социальной физикой, предполагая, что она как и в физике следует изучать общество накапливая факты убедительно позволяющие делать правильные выводы. Чуть позже Конт предложил другое название — социология (соци — общество, лог — знание, наука). Он считал, что главным методом, инструментом, с помощью которого ученые будут изучать общество — наблюдение, сравнение (в том числе историческое сравнение) и эксперимент. Он надеялся, что социология поможет правительству правильно, учитывая все последствия проводимых реформ, в управлении обществом. Система наук, по Конту, представляет порядок, выражающийся в логической форме исторический процесс развития знания от простого к сложному, от низшего к высшему, об общего к специфическому. Конт выдвигал к социологии требование — изучать законы явлений, а не искать трансцендентных причин, основывать достоверность своих выводов на фактах и на связи, а не на философской интерпретации. У Конта социальный закон — это закон трех стадий исторического развития, согласно которому все познание проходит три стадии : теологическую, метафизическую и позитивную стадию (научную). Установки Конта на понимание социологии как социальной физики, ориентируется на методы биологии, физики и т.д. последователи его также пытались понять социальное через биологическое. Конт делил социологию на две части: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия и законы функционирования общественной системы в состоянии целостности и равновесия всех элементов, в этом разделе рассматриваются основные общественные институты (семья, государство, религия и т.д.) и их функции и роли в установлении согласия в обществе. При этом основным законом Конт считал закон социальной гармонии. Социальная динамика рассматривала общество в движении, развитие —это теория общественного прогресса, решающим фактором которого выступает духовное развитие человечества. Здесь основным законом Конт считал — закон смены социальных состояний. Конт создал методологическую базу социологии. Основными методами по Конту являлись: наблюдение социальных фактов, эксперимент, сравнительный метод (он имел в виду сравнение жизни различных групп, наций и т.д.) Основной тезис Конта — необходимость строгой проверки тех положений, которые социология рассматривала. Подлинными знаниями он считал те, которые получены не теоретическим путем, а путем социального эксперимента. Установки Конта на понимание социологии как социальной физики, ориентации на методы биологии, физики и т.д. нашли последователей. Большинство социологических школ 19в стремились понять социальное через биологическое и поэтому это направление получило название в истории социологии название — натуралистической социологии. Конт значительно ускорил процесс научного познания. Но у Конта наука оставалась все еще разновидностью социальной философии. Несомненно, что наука об обществе обрела свое название благодаря Конту. Однако социология обрела свое достойное место только спустя почти целый век.

Ярким представителем новой науки являлся Герберт Спенсер, провозгласивший новую идею развития (эволюцию). Спенсер, отмечая, что общество как сложный организм имеет для каждой потребности или функции имеет определенный орган, и развитие обществ происходит через дифференциацию или деление существующих органов. Но развитие происходит не только делением имеющихся социальных институтов, но и путем отмирания некоторых и появление абсолютно новых социальных институтов. Спенсер обосновал идеи либерализма с позиций социологии. Он выступил с мнением, что государство по своей сути есть акционерное сообщество для защиты интересов его членов. Он впервые ввел понятия социальная система, социальная структура, социальный институт. Он различал три типа институтов: продолжающие род (брак, семья), экономические и регулирующие (религия, полит. институты, мораль и т.д.). Две идеи Спенсера: описание структуры общества как особого организма и идея эволюции — определили тот факт, что Спенсер считается основоположником двух направлений в социологии: организма и эволюционизма. Спенсер на 7 лет раньше Дарвина пришел к мысли о наличие эволюции в биологическом мире и распространяет эти идеи на все без исключение явления в природе и обществе. Спенсер считал, что и общество и культура и психология естественны по происхождению и поэтому все естественное и природное развивается по законам природы и следовательно — эволюции.

84.СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СОРОКИН П.А.

Крупнейший социолог мирового уровня 20в, профессор Петроградского университета, в 1922г был выслан из России. Его учениками были многие выдающиеся американские социологи, сделал огромный вклад в теоретическую социологию. Один из родоначальников теории соц. стратификации, социального пространства и соц. мобильности. В своей теории стратификации он объяснил, что любое общество не однородно, слои составляющие его определяются рядом позиций: имущественным неравенством, образовательным неравенством. В теории соц. мобильности он объяснил как происходит перемещение из одного слоя в другой. Ему принадлежит еще ряд идей: теории конвергенции (сближения, приобретения одинаковых черт, все общества в 20в в сущности развиваются в одном направлении и между ними все больше общего, чем различий и где-то в перспективе различия станут незначительными).

Сорокин ввел понятие «социальное пространство» и вложил в него иной смысл, чем был до этого — совокупность всех членов общества, как целое. В этом обществе где люди не равны, они занимают разные места в представлениях, мнениях окружающих. Одни из них находятся высоко, другие ниже в социальном пространстве. Соц. пространство по Сорокину представляет собой абстрактное, условное пространство, где люди и целые группы людей занимают то или иное место в общественных представлениях о человеке сделавшем карьеру говорят, что он «поднялся». Под социальным пространством Сорокин понимал не трехмерное геометрическое пространство, а многомерное пространство. Он писал:

  1. социальное пространство — это народонаселение Земли;

  2. социальное положение — это совокупность его связей со всеми группами населения, внутри каждой из этих групп, т.е. с ее членами;

  3. положение человека в социальной вселенной определяется путем установления этих связей;

  4. совокупность таких групп, а также совокупность положений внутри каждой из них составляют систему социальных координат, позволяющую определить социальное положение любого индивида.

Отсюда следует, что люди, принадлежащие к одинаковым социальным группам и выполняющие практически идентичную функцию в пределах каждой из этих групп, находятся в одинаковом социальном положении. Он писал, что для упрощения можно сократить число параметров до двух, указал в качестве основных параметров социального пространства — вертикальное и горизонтальное перемещение. По горизонтали социальное положение людей одинаково, по вертикали существенно отличается. Для Сорокина все эти термины были удобным инструментом для анализа и описания социальных явлений, например — социальной мобильности.

Соц. мобильность — это передвижение в социальном положении, изменение статуса людей, происходящее в обществе постоянно. Сорокин указал основные каналы (лифты), с помощью которых люди меняют свое положение — главным образом за счет образования, армии, церковь, бизнес. Наибольший вклад в исследования внес Сорокин, считал, что общество огромное соц. пространство, в котором люди перемещаются как физически, реально, так и условно во мнении окружающих и своем собственном. Для фиксации перемещений он ввел ряд понятий, связанных социология шкалой:

  • вертикальные и горизонтальные мобильности (горизонтальные — перемещение без изменения статуса, вертикальные — с изменением статуса);

  • индивидуальная и групповая мобильность (групповая происходит тогда, когда положение в обществе изменяется у всей группы, т.е. изменяется ее оценка обществом. В 60-е гг. вырос авторитет физиков;

  • восходящая и нисходящая динамика. Восходящая когда повышают свой статус, нисходящая — снижают (после революции нисходящая динамика была характерна для дворян, восходящая — для рабочих и крестьян).

Сорокин пришел к выводу, что соц. мобильность является положительным явлением и свойственно демократическим, динамическим обществам. Исключением является ситуация, когда в состоянии динамического движения, резкой мобильности находится все общество. Это означает кризис, неустойчивость нежелательная мобильность для общества однако другая крайность — противоположная ситуация — никакой мобильности, застой, что свойственно тоталитарным обществам. Американские социологи считали аксиомой, что самая оптимальна мобильность в Америке, где каждый чистильщик может стать миллионером.

2. Структура социологии, ее место в системе других наук.
Социологическое знание имеет свою достаточно сложную, многоуровневую структуру, обусловленную различием ракурсов и уровней изучения соц. явлений и процессов. Социология, например, исследует эти явления и на уровне общества в целом, и на уровне более или менее широких соц. общностей или отдельных сфер общественной жизни и их взаимодействий, и на уровне личности, межличностных взаимодействий. Это дает объективное основание для подразделения социологии на след. составные части:
1.общая социология как макросоц. исследование, направленное на выяснение общих закономерностей функционирования и развития социума как целого;
2.социология среднего уровня как исследования меньшей степени общности, направленные на изучение закономерностей действия и взаимодействия отдельных структурных частей соц. системы;
3.микросоциология, изучающая соц. явления и процессы сквозь призму действия и взаимодействия отдельных людей, их поведения.
В зависимости от уровня получаемого знания социологические исследования делятся на:
-- теоретические (решающее значение имеет глубокое обобщение накопленного фактического материала в области соц. жизни);
-- эмпирические (в центре находится само накопление, сбор фактического материала в указанной области и его первичная обработка, включая и начальный уровень обобщения).
Эмпирическое и теоретическое – двуединые стороны целостного исследования соц. явлений, постоянно взаимодействующие, дополняющие и взаимообогащающие друг друга.
В зависимости от целей и задач, ставящихся перед социологическими исследованиями различают
-- фундаментальную (исследования, направленные на построение и совершенствование теории и методологии, на обогащение основ самой социологической науки) и
-- прикладную (исследования, направленные на изучение практических вопросов преобразования социальной жизни, на выработку практических рекомендаций в этой области) социологию.
От социологических исследований следует отличать социальные исследования. Второе шире первого. Социологические исследования составляют ядро более широких соц. исследований как общечеловеческих исследований. Социальные являются исследования, проводимые и в других общественных науках – в экономической науке, политологии, правоведении и др. На уровне эмпирических, конкретно-социальных исследований в других общественных науках обнаруживается тесная связь и взаимодействие этих наук и социологии.
Социология развивается не изолированно, а в постоянной взаимосвязи с другими общественными науками. Особенно важно рассмотреть соотношение и взаимодействие социологии с социальной философией, историей, политологией, экономической наукой и некоторыми другими общественными науками.
Социология и социальная философия.
Соотношение социологии и социальной философии определяется прежде всего тем, что социология не является философской наукой и изучает поэтому законы меньшей степени общности, нежели социальная философия. Их общей чертой является рассмотрение общества в целом, в его системности, в качестве такого интегрального образования, которое не сводится к простой сумме входящих в него единиц. Но при всём при этом философия рассматривает общество в более широком ракурсе, как специфическую часть всего мироздания, а поэтому и описывает его с помощью предельно общих понятий, категорий, философских законов, т.е. законов, действующих и в природе, и в обществе, и в человеческом мышлении.
Но философскими законами, отражающими специфику социальной формы движения реальной действительности по сравнению с природой, не исчерпывается знание об обществе, которому присущи и свои собственные, специфические социальные связи и взаимодействия, черты, стороны, свойства, отражаемые законами категориями, понятиями, не сводимыми лишь к специфическому проявлению общефилософских законов, категорий, понятий в общественной жизни. Это и изучает социология в отличие от социальной философии.
Особенно тесны взаимосвязь и даже взаимопроникновение социальной философии и общетеоретической социологии, ибо многие положения и выводы первой оказываются ограниченно включенными во вторую. Вместе с тем, отождествление социологии с социальной философией способно стать серьёзным препятствием на пути развития обеих наук, т.к. ведёт к неправомерной подмене проблематики одной науки другой, а тем самым к резкому ослаблению внимания к разработке собственной тематики каждой из них.
Социология и история.
Между социологией и историей немало общего. И та и другая науки изучают всё общество, а не только какую-либо одну его часть или сторону. Обе эти науки особое внимание уделяют субъективной стороне исторического процесса. Каждая из этих наук так или иначе базирует своё знание на исследовании конкретных фактов общественной жизни.
Но между этими науками и немало существенных различий, идущих по линии прежде всего своеобразия их характера, природы. Их соотношение – это соотношение теории общественного развития и его истории. История по своей природе и сущности не может абстрагироваться от конкретно-хронологического хода исторических событий, от чёткого и разностороннего отображения конкретных явлений, событий, процессов общественной жизни во всей их индивидуальности, неповторимости, своеобразии. В отличие от этого главное в социологии как в «теоретической» науке – обобщение исторического опыта прошлого и настоящего, выделение повторяющегося, типического, сущностного, закономерного в данном ряду социальных явлений, событий, процессов.
Можно указать и на ряд других важных отличий социологии от истории. Если история изучает все сферы, стороны, формы проявления общественной жизни, то социология только «социальное» (т.е. касающееся в первую очередь поведения людей в сфере себе подобных) в обществе, т.е. непосредственный объект социологии эже объекта истории. Кроме того, историческая наука изучает не только то, что свершилось и вошло в историю, в то время как социология переносит центр тяжести своих изысканий на современность, включает в себя как необходимый элемент социальное планирование и прогнозирование.
Взаимоотношение социологии и истории определяется, прежде всего, тем, что социологические положения и выводы непосредственно опираются на обобщение исторических фактов, исторического опыта. Поэтому развитие исторических исследований – важное условие, предпосылка и фактор новых достижений в социологии, недопущения в ней излишней абстрактности и отрыва от реальной действительности. С другой стороны, расширение и углубление социологических исследований позволяет историкам успешнее преодолевать описательно-фактологический подход к отражению фактологического процесса, глубже анализировать его и подниматься до широких и глубоких исторических обобщений. Одним из проявлений углубления взаимосвязи социологии и истории может служить возникновение социологии истории, призванной дать социологический анализ исторического процесса.
Социология и политология.
Очень важно также определить правильное соотношение социологии и политологии. Тесная взаимосвязь между ними определяется тем, что:
-- во-первых, социальные общности, организации и институты являются важнейшими субъектами и объектами политики;
-- во-вторых, политическая деятельность представляет собой одну из основных форм жизнедеятельности личности и её общностей, непосредственно влияющую на социальные изменения в обществе;
-- в-третьих, политика как очень широкое, сложное и многогранное явление проявляется во всех сферах общественной жизни (экономическая политика, социальная политика, культурная политика и т.д.) и во многом определяет развитие общества в целом;
-- и, кроме того, особенно тесная связь и взаимовлияние социологии и политологии находят своё выражение в появлении такой специальной социологической теории, как социологическая политология.
Тем не менее это разные науки, одна из которых исследует социальную реальность, жизнь общества, а другая – политическую действительность и жизнь общества. Каждая из этих наук по-разному подходит к изучению даже одних и тех же общественных явлений.
Поскольку закономерности политической жизни общества могут быть правильно поняты лишь с позиции знания широких социально-философских закономерностей, а также социологических законов, лежащих в основе развития общества как целостной системы, постольку социальная философия и социология играют роль общетеоретической и методологической основы по отношению к политологии. Вместе с тем, политологические исследования обеспечивают накопление теоретического и эмпирического материала, необходимого для относительно более широких социальных обобщений.
Социология и специальные науки.
И, наконец, рассмотрим соотношение социологии и экономической, а также некоторых других наук. Все они, в отличие от социологии изучают не общество в целом, а лишь отдельную его часть. Так, экономическая теория сосредотачивает свои усилия на исследовании материального производства, экономической деятельности людей, изменения в которых сказываются на социальных процессах. Поэтому социология не может не опираться на экономическую теорию, не взаимодействовать с ней. С другой стороны, сами экономические процессы все больше оказываются в зависимости от воздействия социальных условий и факторов и их использования в производстве, распределении, обмене и потреблении. И это также требует усиления взаимодействия экономической и социологической наук.
В принципе то же самое можно сказать о соотношении социологии с другими специальными общественными науками.

10. Социологическая теория марксизма.
Основоположники марксистской парадигмы – Карл Маркс (1818 –1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895). Они создали социологическое учение на базе диалектико-материалистического понимания истории. Концепция Маркса основывается на таком представлении о развитии общества, которое предполагает последовательное поэтапное его восхождение от низшей ступени к высшей, от одной формации к другой. Чтобы объяснить причину таких изменений, Маркс создал и подробно разработал теорию материалистического понимания истории, развития общества, в основе которой лежит постулат: общественное бытие определяет общественное сознание, имеет первенство и решающее значение во взаимодействии этих двух сторон в историческом процессе.
Основные труды:
-- «Капитал»,
-- «Немецкая идеология»,
-- «Манифест Коммунистической партии».
Маркс и Энгельс внесли важный вклад в обогащение и развитие социологической мысли – это нашло свое выражение в следующих аспектах:
1)Полное и глубокое понимание и изучение общества как социальной системы. Системный подход марксизма проявляется в связи с разработкой центральной категории «общественная формация», как соц. системы, включающей ряд подсистем. Именно способ производства является системообразующим компонентом соц. системы, определяет качественную характеристику данной формации и ее отличия от них. Марксом был проведен углубленный анализ взаимодействия взаимосвязи и взаимодействия этой подсистемы с другими.
2)Выдвинули фундаментальное положение социологической науки о том, что соц. знание должно опираться на изучение самой соц. реальности, а не только тех идей и представлений, которые ее отражают.
3)Обогатили теорию соц. развития. Их понимание соц. истории как естественно-исторического процесса, основанного на последовательной и закономерной смене общественных формаций – первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической - представляло собой крупный шаг в развитии соц. философии и социологической мысли.
4)Являются одними из основателей конфликтологического направления в социологии. Социальные противоречия и конфликты для них – это не временное и локальное, а постоянное и повсеместное состояние общественной жизни. Они пронизывают все и общество в целом, и его отдельные сферы, уровни и структурные элементы. В соц. сфере – борьба классов, в экономике – между производительными силами и производственными отношениями. Конфликты – источник соц. развития, двигатель истории, должен постоянно поддерживаться.
5)Одна из первых попыток создания теории стратификации – сделали вывод об историческом характере классов, которых не было в древности и не будет в будущем, в условиях коммунизма. Особое внимание уделяли выделению в социально-классовой структуре общества основных и ведущих классов, применительно к современному периоду – пролетариат и буржуазия, антагонизм между которыми составлял основное содержание социальной жизни. Маркс и Энгельс твердо верили в необходимость победы пролетариата в классовой борьбе и в превращение его в господствующий класс, установлении диктатуры пролетариата, что представляет собой лишь переход к обществу без классов.
6)Положение Маркса о личности как субъекте, носителе всей совокупности общественных отношений, направлено на изучение не личности в общем, а личности конкретного общества, конкретного человека. Личность не только объект воздействия соц. среды, но и активный субъект ее изменения. Проблема взаимодействия личности и общества.
Ограниченность социологии марксизма:
1)Материалистическое понимание истории позволило марксизму четко выделить экономическую жизнь общества, раскрыть ее сущность, механизм развития, но это сопровождалось недооценкой и игнорированием других, нематериалистических факторов социального развития.

2)Марксистское учение о классах и социальной борьбе позволило лучше понять одну из важных сторон функционирования и развития общества, но одновременно оно привело к сведению всей социальной истории к истории борьбы классов, к гипертрофированию места и роли рабочего класса и недооценки роли других классов.
3)Акцент на выявление всюду конфликтов и противоречий позволил лучше понять этот мощный источник общественного развития и важную роль свершившихся социальных революций. Одновременно это привело к отрицанию роли соц. единства, соц. согласия, и недооценке эволюционных, постепенных форм соц. реформирования в прогрессе общества, к абсолютизации значения революций и насилия.
4)Ход последующей истории выявил и многие другие недостатки соц. теории марксизма, особенно в плане ее прогнозов и предначертаний (недооценка исторических возможностей и перспектив развития капитализма, неизбежной победы социализма в обозримом будущем). Сегодня марксизм находится в глубоком кризисе, за последние годы его влияние серьезно сузилось. Свою роль сыграли чрезмерный радикализм, заполитизированность и заидеологизированность, но еще больше повлияли догматизация и вульгаризация марксизма, его извращения в теории и на практике.

23. Социальные статусы и социальные роли личности.
Широкой проблемой характеристики общества как социокультурной реальности является вопрос о личности и ее взаимодействии с обществом. Личность занимает особое место в соц. структуре общества как ее основной элемент, без которого нет соц. действий, взаимодействий, ни соц. отношений, соц. институтов. Человек одновременно и субъект и объект всех общественных отношений.
В обыденном сознании нередко отождествляются такие понятия, как "человек", "индивид", "личность". Социологию человек интересует прежде всего не как продукт природы, а как продукт общества, для социологии важнейшее значение имеет категория "личность".
Личность обычно рассматривается как конкретное выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества.
Неотъемлемыми характерными чертами личности являются самосознание, ценностные ориентации, соц. отношения, ответственность за свои поступки. Т.е. человеком рождаются, а личностью становятся.
Каждая личность в обществе занимает определенное место и выполняет конкретные функции, обладая соответствующими правами и обязанностями, т.е. имеет определенный соц. статус. Он охватывает разностороннюю и в то же время обобщающую характеристику положения индивида: профессию, квалификацию, материальное положение, национальность, возраст, семейное положение и т.д. Соц. статус в свою очередь подразделяется на:
-- предписанный, полученный независимо от субъекта, чаще всего от рождения (раса, пол, возраст) и
-- достигнутый, приобретенный собственными усилиями индивида.
В ряде случаев индивид может иметь и смешанный соц. статус.
Чем шире в обществе распространены достигаемые статусы и чем более важную роль они играют в общественной жизни, тем общество в целом более демократично и цивилизованно. Одна и та же личность имеет несколько статусов (является субъектом двух или более соц. групп). Один из них является основным, главным, определяющим положение человека в обществе в целом (обычно такой статус связан с должностью по основному месту работы). От соц. статуса следует отличать личный статус. Они могут не совпадать. Соц. статус личности может находит свое выражение в статусных символах (униформа).
Не менее важное значение для характеристики личности имеет такая ее сторона, как социальная роль – ожидаемое поведение человека, связанное с его соц. статусом и типичное для людей соответствующего статуса в данном обществе. Это находит свое выражение в совокупности ожиданий (ролевые ожидания) и требований (ролевые требования), выдвигаемых обществом или соц. группой перед личностью, занимающей определенный статус. С одним и тем же статусом связано выполнение нескольких соц. ролей. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевой системой ("ролевой набор" по Мертону). Как и соц. статусы, соц. роли могут закрепляться формально (в законе и ином правовом акте), а могут носить и неформальный характер (моральные нормы поведения).
От соц. роли отличается ролевое поведение, которое означает не соц. запрограммированное ожидаемое, а фактическое поведение того, кто данную роль выполняет. В процессе выполнения соц. ролей личности могут возникать определенные трудности (ролевые напряжения) и конфликты (ролевые конфликты), связанные с противоречиями между различными нормативными соц. ролями или между разными элементами одной и той же соц. роли. Ролевое напряжение обычно возникает в связи с трудностями выполнения, совмещения ролевых обязательств и несоответствием внутренних установок личности требованиям роли. Ролевые конфликты – проявление более острого противоречия между ролями или различными сторонами одной роли, когда эти роли или стороны выступают как несовместимые, исключающие друг друга.

35. Семья как социальный институт и малая социальная группа. Функции семьи.
Семья – один из важнейших и специфичных соц. институтов, с помощью которого обществом и государством нормативно регулируются отношения между мужем и женой, родителями и детьми, другими родственниками, осуществляется воспроизводство членов общества, их социализация.
Исключительная роль и значение соц. института семьи определяются прежде всего тем, что семья служит основным носителем культурных образцов, передающихся от поколения к поколению и важнейшим агентом социализации личности. В этом смысле семья может рассматриваться как основа всей институциональной системы общества. В основе семьи лежит брак, кровное родство или усыновление, отношения защиты и взаимопомощи. Все эти отношения закрепляются и регулируются в обществе как брачно-семейным законодательством, так и морально-нравственными обычаями.
Семья выполняет разнообразные важные соц. функции:
репродуктивная, т.е. биологическое воспроизводство население;
социализация детей, воспитательная, культурное воспроизводство общества;
содержание детей и престарелых членов.
Функции второго плана:
коммуникационная в разных аспектах — внутри семьи и с внешним миром,
регулятивная — регулирует поведение своих членов,
накопление и передача собственности и статуса,
рекреационная — материальные и моральные условия отдыха.
Эти функции в том или ином виде и объеме имеют место в семьях, в каждой семье их соотношение различно. Исторически некоторые функции отмирают, например производственная, другие функции усиливаются. Происходит постепенный переход от патриархальной семьи с бесспорным авторитетом и властью отца к семье, эгалитарной, в которой мужчина перестает быть единственным создателем материальной базы семьи. Роль кормильца выполняет и женщина и мужчина. Рекреационная функция семьи существовала и в 19 и в 20вв лишь в зачаточном состоянии, поскольку в рамках семьи осуществлялся не столько отдых, сколько совместное производство. Сейчас производительная деятельность выведена в основном за рамки семьи, а семья становиться главным местом отдыха. В целом изменение функций, утрата одних и возникновение других называется дисфункцией. Результатом дисфункции семьи становится возникновение новых типов семьи. Этот процесс существовал всегда, но во второй половине 20в изменение функций происходит столь быстро, что изменились почти все функции, и том числе репродуктивная функция.
С точки зрения функций семьи в социологии рассматриваются проблемы — несоответствие функционирования семьи общественным потребностям: низкая рождаемость, высокое число разводов, низкий воспитательный потенциал и т.д.
В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций. Семья утрачивает свои позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других функциях. Традиционные роли, при которых женщина рожала и воспитывала детей, вела хозяйство, а муж был хозяином, собственником имущества, экономически обеспечивал семью, заменились ролевыми, при которых женщина стала играть равную или выше роль с мужчиной. Это изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой позитивные и негативные последствия. С одной стороны это способствовало утверждению равенства женщин и мужчин, с другой стороны усугубило конфликтные ситуации, снизило рождаемость.

36. Типология семьи и брака. Современные тенденции в развитии семейно – брачных отношений.
Существует множество типологий семьи, т.к. типологии базируются на различных критериях (численность, функции, традиции). С т. зр численности типология семьи:
расширенная семья — вместе проживают несколько поколений, или несколько семей сестер и братьев (в России таких мало);
полная нуклеарная семья, в которой совместно проживают родители и дети (типичная семья для современной России);
неполная семья, в которой отсутствует либо один родитель, либо дети.
Существует типология с т. зр количества детей — малодетные, среднедетные, многодетные. Количество детей по которому судят о том, к какому типу относится семья социология временем меняется (1-2—малодетная, 3-4—средне, 5 и более — многодетная). Типология по количеству участвующих в браке: моногамия — 1ж и 1м, полигамия — 1м и много ж (у мусульман), полиандрия — 1ж и много мужчин (в Гималаях).
По распределению ролей в семье типология:
патриархальная семья,
матриархальная,
эгалитарная (равенство),
партнерская (где совместно решают),
автономная (где каждый решает автономно).
Кроме того семья как объект может быть классифицирована по:
типам поселения — городская и сельская;
социальному положению родителей — семьи крестьян, рабочих, служащих;
этапам жизненного цикла — молодая, зрелая, «опустевшего гнезда»;
степени формализации — фактическая, юридическая;
однородности социального положения супругов — гомогенная и гетерогенная.
Семья характеризуется определенной динамикой от ее возникновения, и до распада или развития. Кроме того институт семьи как и преобладающий тип семьи изменяется с развитием общества. Функции семьи (основные— репродуктивная, социализация детей, содержание детей) и функции второго плана (коммуникационная, регулятивная, накопление и передача собственности и статуса, рекреационная) в том или ином виде и объеме имеют место в семьях, в каждой семье их соотношение различно. Исторически некоторые функции отмирают, например производственная, другие функции усиливаются. Происходит постепенный переход от патриархальной семьи с бесспорным авторитетом и властью отца к семье, эгалитарной, в которой мужчина перестает быть единственным создателем материальной базы семьи. Роль кормильца выполняет и женщина и мужчина. Рекреационная функция семьи существовала и в 19 и в 20вв лишь в зачаточном состоянии, поскольку в рамках семьи осуществлялся не столько отдых, сколько совместное производство. Сейчас производительная деятельность выведена в основном за рамки семьи, а семья становиться главным местом отдыха. В целом изменение функций, утрата одних и возникновение других называется дисфункцией. Результатом дисфункции семьи становится возникновение новых типов семьи. Этот процесс существовал всегда, но во второй половине 20в изменение функций происходит столь быстро, что изменились почти все функции, и том числе репродуктивная функция. Это привело к массовому появлению нетипичных семей. Одни ученые называют это кризисом и даже концом света. Другие же утверждают, что происходит очередной этап смены одних типов семей другими. Просто как и все другие соц. процессы этот процесс смены к концу 20в приобрел очень большую скорость. Новые типы семей, которые сейчас возникают, приходят на смену расширенной и даже нуклеарной, называют немодальной или нетипичной. Часто дети рожаются вне брака. Растет число неполных семей и семей с 1 ребенком. В современном мире женщина стала экономически независимой от мужчины, они могут самостоятельно материально обеспечить своего ребенка, поэтому неполные семьи становятся все распространенней. Для современного мира типично:
неполная семья или с 1 ребенком,
семья не регистрирующая брак,
одиночки отказывающиеся от любой формы семьи,
пробный брак,
нетипичные типы,
параллельное проживание 2 или более семей.
Итак, немодальные или нетрадиционные типы семей к концу 20в занимают все большее место в системе семейных отношений, вытесняя модальные или традиционные типы. В основе этого процесса лежат 2 главные причины и ряд вторичных. К основным относятся:
изменение экон. ситуации в мире, которое привело во-первых к экон. состоятельности женщин, во-вторых к обеспеченной старости, в- третьих к довольно существенной материальной помощи государственных и общественных институтов, что позволило разорвать традиционную зависимость женщин от мужчины-кормильца, пожилых родителей от детей-кормильцев и повлияло на размеры и типы семьи;
всеобщая демократизация, наделившая равными правами женщин и мужчин, существенно усилившая права детей. Тем самым женщина самой предоставлено право решать вопрос о необходимости исполнения роли супруги и матери и это изменило внутрисемейные отношения.
Помимо этих причин ряд ученых связывают радикальные изменения типа семьи с изобретением контрацептивов, позволяющим регулировать рождаемость.

1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта