Билеты госы 100вопросов 89 стр. 1. Объект, предмет и категории теории социальной работы
Скачать 5 Mb.
|
План лекции: 1. Понятие гуманистической направленности личности социального работника. 2. Компоненты и детерминанты профессионально-этического сознания. 3. Место и роль этико-аксиологической подготовки профессионального социального работника в профессионализации социальной работы, гуманизации и гармонизации общественных отношений. Личность социального работника имеет огромное значение в процессе профессиональной деятельности и реализации социально- значимых гуманистических ценностей. От ценностной ориентированности личности, ее этических убеждений и потребностей зависит не только эффективность деятельности, осуществляемой в рамках взаимодействия с конкретным клиентом и, следовательно, его благополучие, но и благополучие общества в целом, темпы, качество и направленность социального прогресса. Однако в настоящее время профессиональная группа социальных работников по некоторым причинам недостаточно эффективно выполняет эти свои функции. Недостаточно высокий престиж и статус социальной работы, низкий уровень заработной платы специалистов приводит к тому, что профессия социального работника не пользуется большой популярностью в обществе. Это порождает определенные трудности с кадровым обеспечением социальных служб и создает условия для проникновения в социальную работу случайных людей, рассматривающих свое включение в эту деятельность как печальную необходимость, вызванную в обществе. При соответствующих благоприятных обстоятельствах таких людей из социальной работы уйдут, но в настоящей момент они, несомненно, оказывают определенное влияние на ее содержание и результаты, которое не всегда может быть расценено как позитивное. Социальная работа является видом деятельности, предъявляющим к личностным качествам специалиста особые требования, обусловленные смыслом и содержанием профессиональной деятельности. Формирование личности специалиста прежде всего должно быть направлено на формирование его этико-аксиологического сознания. Личность, обладающая высокоразвитым нравственным и ценностным сознанием, способна не только подчиняться требованиям внешних этических императивов, в первую очередь ценностей, но и самостоятельно осваивать смысл и содержание этических императивов, присваивать ценности и идеалы и вырабатывать для себя программу действий, полностью соответствующую нормам и принципам профессионально-этической системы и ее важнейшей составной части – системы гуманистических ценностей. В этой связи особую значимость приобретает такая интегративная характеристика специалиста, как гуманистическая направленность его личности, которая может быть охарактеризована наличием следующих показателей:
Гуманистическая направленность личности специалиста предполагает, что он не только обладает знаниями о позитивных ценностях, их сущности, но и убежден в их объективной позитивности. Такая личность глубоко убеждена, что человек, независимо от своих индивидуальных качеств, достоинств и недостатков, ценен безусловно. Зная, что далеко не всегда человек может адаптироваться к сложившимся обстоятельствам и соответственно этому не всегда способен самостоятельно создать условия для полной самореализации, социальный работник принимает активные меры, направленные на содействие человеку в реализации его ценности. Для гуманистической личности это становится основной жизненной позицией. В условиях относительной автономности и свободы специалиста характер его действий может быть в общем случае различным в зависимости от его моральных качеств, собственной системы моральных норм и принципов, иерархии ценностей, идеалов и т.п. и, соответственно этому его воздействие на сознание клиента может быть как гуманизирующим, так и дегуманизирующим. Следовательно, большое значение приобретает гуманизация личности специалиста, а значит, формирование его ценностного сознания. Осознанное усвоение и присвоение гумнистических моральных ценностей, формирование на их основе мотивов, стандартов и норм профессионального поведения и действий может служить своеобразным показателем высокого уровня духовного развития носителя ценностей, зрелости его личности и профессионализма. Это может стать одним из важнейших гарантов того, что гуманистические ценности получат соответствующую им значимость и признание в сознании клиента и общественном сознании. Но социальный работник, субъективно оказывая влияние на клиента, его и свое социальное окружение, общество, сам в значительной степени является продуктом социальной деятельности общества, в том числе и в плане формирования его личностного обыденного и профессионального сознания. В целом профессиональное этико-аксиологическое сознание конкретного социального работника может быть условно представлено в виде системы ценностных идей, убеждений, установок, потребностей, ориентаций и т.п., обосновывающих идеал и иерархию ценностей и включающих в себя следующие идеальные и реальные компоненты:
Безусловно, такое выделение компонент личностного профессионально-этического и ценностного сознания социального работника содержит в себе некоторую схематичность и упрощение. Рассматривая более подробно эти компоненты, можно с полным основанием выделить в каждой из них элементы, образовавшиеся в результате взаимовлияния и взаимодействия с другими компонентами. Например, философская компонента включает в себя элементы как общесоциальной, так и социально- групповой и индивидуальной, поскольку, несмотря на требования научной объективности и непредвзятости на требования научной объективности и непредвзятости, человек не может «выйти за пределы самого себя», и поэтому каждое философское, аксиологическое или этическое учение, его конкретное прочтение и интерпретация в известной степени являются продуктом своей эпохи и личности интерпретатора, не всегда соответствующим по смыслу и содержанию замыслу своего творца. Кроме того, любое учение, в зависимости от конкретных особенностей эпохи и общества может стать чрезмерно, неоправданно популярным, «модным» и в связи с этим быть интерпретированным как всеобщее, несмотря на свой частный характер или, наоборот, быть необоснованно преданным забвению, несмотря на несомненную ценность. Общесоциальная компонента в связи с наличием в социальной общности различных структурных элементов неизбежно складывается под их влиянием и несет в себе фрагменты этического и ценностного сознания множества профессиональных и социальных групп, а также отдельных личностей. В ней присутствуют (и иногда противоречат друг другу и противоборствуют) как идеальная, так и реально существующая иерархии общесоциальных ценностей. В общем случае она представляет собой не «средне арифметическое» философских, этических и ценностных представлений различных социальных групп, а, как правило, в значительной степени является отражением взглядов и установок наиболее влиятельной социальной группы или отдельных харизаматических личностей. Индивидуальная компонента также не может быть выделена в «чистом» виде, поскольку в процессе онтогенеза человек испытывает влияние как общества в целом, так и социальной группы, к которой он принадлежит. Она отражает также влияние различных формальных и неформальных групп, в которые специалист в различном качестве включается на разных этапах своей жизнедеятельности и развития с самого начала жизненного пути. В свою очередь, социально-групповая компонента образуется не только под влиянием особенностей образа жизни социальной группы, но и под воздействием профессиональных этико- аксиологических систем, носителями которых являются члены этой группы, этических систем ценностей социальных групп, с которыми осуществляет взаимодействие данная социальная группа, ценностных ориентации и этических ориентиров отдельных личностей и общества в целом, включающих в себя как научные, так и обыденные представления о моральных нормах и ценностях. Совокупное ценностное сознание профессиональной группы также содержит в себе общесоциальную, профессиональную, социально-групповую и индивидуальную компоненты в идеальном (научно обоснованном) и реально существующем вариантах. Соотношение указанных компонент является не константным, а напротив, весьма изменчивым. На разных этапах жизнедеятельности личности ( или существования совокупной профессиональной группы) в силу различных обстоятельств любая из этих компонент может стать доминантной, значимой или, напротив, уменьшить или вовсе утратить свое значение под воздействием различных факторов. Можно сделать вывод, что индивидуальное профессионально-этическое и ценностное сознание социального работника имеет сложную структуру, элементы которой складываются под влиянием макро- и микросоциальных факторов, непрерывно осмысливаются и иерархизируются личностью в процессе ее жизнедеятельности и, имея определенную устойчивость в связи с наличием стабильного ценностного ядра, все же подвергаются определенной коррекции. Следует также учитывать, что социальный работник – член общества, и будучи членом общества, он не может не подвергаться влиянию всех тех процессов и явлений, которые имеют место в обществе. В профессиональную деятельность он включается, будучи достаточно зрелой личностью, усвоившей в процессе онтогенеза общественную и групповую систему ценностей и выработавшей на этой основе личностную иерархию ценностей. Кроме того, специалисты социальной работы не представляют собой локульную, замкнутую группу, вследствие чего в процессе профессиональной и обыденной деятельности они постоянно подвергаются влиянию разнообразных одобряемых и фактически признанных и реализуемых обществом. Дифференциация ценностей на одобряемые и отрицаемые может в общем случае не совпадать с объективно положительными и отрицательными, истинными, поскольку в различные периоды времени в зависимости от объективных и субъективных факторов разные индивиды и группы по-разному относятся к различным ценностям, выстраивая их иерархию в своем сознании различным образом. В этом состоит одна из трудностей понимания, изучения и формирования ценностного сознания индивида. С этой точки зрения профессионально- этические ценности, научно обоснованные и отражающие коренные потребности человека и общества, могут вступить в противоречие с реальными ценностями общества и социальной группы, ценностями конкретного социального работника, образуя сложную и неоднозначную ценностную совокупность, реализуемую в теории и практике социальной работы. Это положение особенно ярко демонстрируемся ценностным хаосом, имеющим место в современной России: изменение условий жизни и деятельности подавляющей части населения неизбежно повлекло за собой необходимость изменения ценностных ориентаций. Разрушение системы ценностей, официально провозглашенный в Советском государстве, необходимость установлений новых, рыночного типа отношений между членами общества, привело к постепенному вытеснению из индивидуального сознания социально значимых ценностей и замены их приватными. Существенное ухудшение экономического положения большинства населения при отсутствии действенных механизмов государственного регулирования уровня жизни заставляет прийти к выводу, что человек может выжить, лишь заботясь сам о себе, поскольку на адекватную помощь со стороны государства, общества, ближайшего социального окружения рассчитывать не приходиться. Это также способствует утверждению в общественном и индивидуальном сознании приоритете личностно значимых ценностей и девальваций ценностей социальных. Социальный работник оказывается под противоречивым влиянием, с одной стороны, ценностных ориентиров общества и государства, декларирующих, но фактически не признающих ценность человека, и собственного социального опыта, подтверждающего низкую социальную ценность личности, и с другой стороны, профессионально-этических ценностей, требующих содействия реализации ценности человека как аксиологического основания деятельности. Столкновение систем ценностей происходит не только « на границах» систем «социальный работник – общество», «социальный работник – клиент (индивид, группа, общность)», но и внутри самой профессиональной группы. Вследствие этого между специалистами возможны различные конфликты, имеющие выраженную ценностную природу. Непосредственным носителем ценностного противоречия становится конкретный социальный работник, испытывающий влияние как со стороны профессиональной группы, реального содержания профессиональной деятельности, социальной группы, представителем которой он является, и общества в целом, руководствующийся спонтанно сложившимися системами ценностей, с одной стороны, и официально признанными профессиональными и общественными ценностями и нормами, с другой. Иначе говоря, социальный работник становится носителем как идеальных, так и реальных ценностей, представленных как в его профессиональной, так и в обыденной деятельности и вступающих в определенное противоречие. Внутриличностный ценностный конфликт. развивающийся на основе противоречий между системами ценностей, может привнести хаотичность в практическую профессиональную деятельность и, соответственно, быть транслированным на клиентов, их социальное окружение. Носителем аналогичного противоречия становится и совокупная профессиональная группа, вынужденная соотносить свою деятельность с требованиями как научно обоснованной, так и субъективно понимаемой отдельными влиятельными личностями профессионально-этической системы, сложившимися под воздействием современной российской социально- экономической, культурной, политической ситуации, личностными ценностными системами отдельных специалистов, а также фактическими требованиями общества и государства к содержанию и результатам деятельности. условиями их реализации. |