Главная страница
Навигация по странице:

  • Понятие и сущность профессионального долга в социальной работе. План лекции: Деонтология как учение о долге и должном поведении.

  • Место и роль деонтологии в этической системе и системе ценностей социальной работы. Основные понятия и категории деонтологии социальной работы.

  • Термин

  • Билеты госы 100вопросов 89 стр. 1. Объект, предмет и категории теории социальной работы


    Скачать 5 Mb.
    Название1. Объект, предмет и категории теории социальной работы
    АнкорБилеты госы 100вопросов 89 стр.doc
    Дата12.12.2017
    Размер5 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаБилеты госы 100вопросов 89 стр.doc
    ТипДокументы
    #11130
    страница16 из 43
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   43

    В основе профессионально – этического кодекса социальной работы в нашей стране лежат шесть основных источников:


    • общечеловеческие ценности;

    • этические традиции благотворительности;

    • ценности современного российского общества;

    • этические нормативы специалистов зарубежных стран;

    • специфические ценности современной российской социальной работы;

    • личные ценности и идеалы специалистов.

    Профессионально – этический кодекс должен соответствовать определенным требованиям. Он должен:

      • вырабатываться с учетом всего опыта практической деятельности в сфере социальной работы, достижений фундаментальной и прикладной науки;

      • базироваться на основе определенных принципов, наиболее полно отражающих смысл и сущность профессиональной деятельности;

      • быть многофункциональным, применимым во всех видах взаимодействия и отношений, возникающих в социальной работе, на всех ее уровнях и во всех проявлениях;

      • обеспечить возможность конструктивного разрешения конфликтов, возникающих между представителями различных профессиональных групп, частными и юридическими лицами при совместных действиях(т.е. не противоречить наиболее общим позитивным элементам общественной морали);

      • быть доступным для усвоения и выполнения.



    Профессионально – этический кодекс имеет более или менее четко выраженную структуру и состоит из следующих разделов:

    • преамбула (введение). В ней обычно дается обоснование необходимости введения профессионально – этического кодекса, раскрываются его основные цели и задачи, области применения, оговариваются основные субъекты и объекты деятельности, предполагаемые результаты введения кодекса;

    • требования к сущности и содержанию деятельности профессиональной группы( ценности и идеалы). Раскрываются основания профессиональной деятельности и представляется действующая иерархия ее ценностей. Идеал как конечная точка стремлений профессиональной группы и каждого конкретного специалиста чаще всего формируется более конкретно применительно к профессиональной практике и представляет как цель деятельности специалиста;

    • требования к поведению и действия специалистов (нормы и принципы). Поведение и действия специалистов должны соответствовать определенным нормам и принципам. Как правило, не все нормы и принципы фиксируются в кодексе, но основные из них представлены в императивной форме. Среди них значительное место занимают такие принципы, как конфиденциальность, сотрудничество и некоторые другие, определяющие характер взаимодействия социального работника с клиентом. Помимо норм и принципов, в этом разделе кодекса могут быть представлены важнейшие моральные требования и правила.

    • профессиональный долг и обязанности специалиста. Указаны основные типы должных отношений социального работника – перед обществом и государством, профессией, профессиональной группой, клиентами и их близкими. Довольно часто в этом разделе представляются приоритеты должных отношений социального работника.

    • требования к качествам личности специалиста. Сведены воедино требования к личностно –нравственному облику специалиста, среди которых, как правило, важнейшее место занимают альтруизм и гуманистическая направленность личности. Особое внимание фиксируется на таких качествах, как честность, порядочность, открытость сострадание и т.п., которые существенно влияют на успешность установления контакта и последующего взаимодействия специалиста и его клиента. Здесь могут быть также представлены основные подходы к профессиональному отбору специалистов. Важно, что среди прочих представлено требование профессионального и личностного совершенствования.

    • система санкций. Этот раздел является весьма желательным, поскольку не достаточно информировать социального работника о содержании профессионально – этической системы. Порой бывает необходимым информировать его об ответственности, наступающей вслед за этическими проступками специалиста. Здесь могут быть указаны и положительные санкции, применяемые тогда, когда личностные качества специалиста, его самоотверженная деятельность заслуживают поощрения. В общих чертах может содержаться информация о механизме введения санкций.

    • условия действия и легитимизации кодекса. Раздел содержит информацию о том, когда и кем был принят профессионально – этический кодекс, в каких случаях он может применяться и на каком основании, при каких условиях его действие может быть приостановлено или отменено.

    Структура профессионально – этического кодекса в основном повторяет структуру профессионально – этической системы. Однако профессионально – этические кодексы могут содержать и другие разделы. Иногда целесообразным может стать введение раздела, рассматривающего основные проблемные зоны, зоны профессионально – этических конфликтов и предлагающие наиболее общие пути разрешения конфликтов. Иногда в профессионально – этические кодексы включаются важнейшие правила профессионального этикета, соблюдение которых может оказать существенное влияние на результативность и качество деятельности.

    Отдельный раздел может быть посвящен проблемам сотрудничества профессиональной ассоциации или профессиональной группы с другими профессиональными ассоциациями, с национальными ассоциациями социальных работников, государственными и общественными организациями и органами, юридич. и физическими лицами. В профессионально – этическом кодексе может иметься раздел, посвященный вопросу оказания платных социальных услуг, вознаграждение за работу и т.п. Некоторые из названных выше разделов могут отсутствовать.

    Российскими социальными работниками в 1994 г. был принят собственный Профессионально- этический кодекс социального работника в Росси. (Принят Межрегиональной Ассоциацией работников социальных служб 22.05.94г). В нем социальный работник рассматривается как представитель особой, гуманной и деликатной профессии, являющийся связующим звеном между личностью, семьей и обществом. Вследствие важности этой миссии на первом месте в кодексе стоят требования к поведению личности специалиста. Указывается, что сотрудник социальной службы должен поддерживать высокие нравственные стандарты профессии, исключая нечестные действия, уловки и т.д. При этом важнейшим направлением деятельности специалиста является приобретение и подтверждение профессиональной компетентности, обеспечение его профессионального и личностного роста.

    Значительное место занимают в кодексе этические обязательства специалиста перед клиентом, коллегами, руководящей организацией, профессией, обществом, причем важнейшие из них – это обязательства перед клиентами, интересы которых являются первостепенными. Главной задачей соц. работника является воспитание самостоятельности, активной субъектной позиции клиента. Основными этическими принципами, которыми должен руководствоваться специалист являются честность и конфиденциальность.

    Важное место уделено в кодексе взаимоотношениям с коллегами и их клиентами. Отношения с коллегами должны быть построены на основе уважения, взаимного доверия, справедливости. В соответствии с кодексом каждый специалист несет моральную ответственность за свою деятельность в каждой конкретной ситуации.

    Профессионально – этический кодекс, принятый Международной федерацией социальных работников и называющийся «Этика социальной работы: принципы и стандарты» (принят на общем собрании МФСР в октябре 1994г), существенно отличается от приведенного выше отечественного кодекса. Этот документ иначе структурирован; в нем в нем обозначена цель введения профессионально – этического кодекса, даны указания по введению данного документа в действие. его использованию национальными ассоциациями социальных работников.

    Кодекс состоит из двух документов: «Международная декларация этических принципов социальной работы» и «Международные этические стандарты социальных работников». В первом из них приведены основные этические принципы социальной работы: учет уникальности и ценности человека, его права на самореализацию, забота о благосостоянии общества, социальная справедливость, равенство, запрет на дискриминацию, уважение личной неприкосновенности и другие. Подчеркивается, что социальный работник должен действовать во благо клиента, но не в ущерб остальным, точно так же, как право на самореализацию одной личности не должно ущемлять прав других людей. В особом разделе представлены основные проблемные области, или зоны этических конфликтов, которые могут рассматриваться и разрешаться коллективно.

    Во втором документе – «Международных этических стандартах социальных работников» - указывается, что социальная работа во многом исходит их гуманистических идеалов и является универсальной возможностью удовлетворения человеческих потребностей, возникающих в процессе взаимодействия личности и общества, а также развития потенциала человека. Этот документ содержит основные правила и стандарты деятельности социального работника по отношению к клиентам, агентствам и организация, коллегам, профессии. В соответствии с ними социальный работник должен действовать таким образом, чтобы обеспечивать достижение максимального блага наибольшему количеству людей.
    Понятие и сущность профессионального долга в социальной работе.

    План лекции:

    1. Деонтология как учение о долге и должном поведении.

    2. Место и роль деонтологии в этической системе и системе ценностей социальной работы.

    3. Основные понятия и категории деонтологии социальной работы.


    Термин «деонтология» (от греч. deonthosдолжный) был введен в научный лексикон для обозначения учения о долге и должном поведении, поступках, образе действий в XVIII в. английским философомутилитаристом И.Бентамом (1748-1832 гг.). Исследуя место и роль морали в человеческом является способом регуляции человеческого поведения с целью обеспечения счастья, благополучия и пользы наибольшему числу людей. Первоначально И. Бентам вкладывал в понятие «деонтология» довольно узкий смысл, имея в виду прежде всего долг и обязанности верующего перед Богом, религией, религиозной общиной, но затем употребил его для обозначения теории морали в целом. Вскоре термин «деонтология» начал применяться несколько в ином смыслеон стал использоваться для обозначения учения о должном поведении, поведении, поступках и действия любой личности или группы, а не только верующего по отношению к его религиозным обязанностям, и деонтология стала отличаться от аксиологииучения о ценностях.

    В настоящее время термин «деонтология» используется довольно широко и в профессиональной этике для обозначения довольно широко и в профессиональной этике для обозначения теории о долге и должном поведении специалиста в процессе выполнения им профессиональных обязанностей. Именно в этом значении он используется и в профессиональной этике социальной работы. В целом содержательно деонтология представляет собой систему смыслов, понятий, норм, установлений и предписаний о долге социального работника, коллектива социальной службы и совокупной профессиональной группы перед общество и государство. социальной работой как специфическим видом профессиональной социальной деятельности и особым социальным институтом, перед коллегами, клиентами и перед самим собой.

    Практически каждая профессия, сформировавшая и кодифицировавшая собственную профессионально – этическую систему, осмысливает одновременно с этим и содержание профессионального долга специалиста, но чаще всего при этом не затрагивает места и роли деонтолгии в профессионально – этическом учении, проблем соотнесения долга и обязанностей. Эта проблем – место деонтологии в профессионально – этическом учении – должна быть решена в профессиональной этике, поскольку содержание решения определяет допустимую степень самостоятельности специалиста, способы контроля его деятельности, взаимное доверие специалистов и их клиентов и т.п.

    Место и роль деонтологии в любом этическом учении, в том числе и профессионально- этическом, могут быть определены, исходя из сущности человека. Выделяются три основные подхода к определению природы человека и соответственно этому место и роль деонтологии.

    Если человек изначально добр, устремлен к добру, стремится делать добро, то этическое ученик выступает в роли руководства, «путеводителя», источника этических знаний. Человек вооружается этическими знаниями, и этого достаточно для обеспечения в основном должного поведения. Лишь в отдельных случаях, довольно сложных для анализа, когда трудно предвидеть выбор и последствия и обусловить необходимые действия личности, необходимо четкое предписание, что именно должен сделать человек. В данном контексте предполагается, что регулирующий потенциал этики заключается в знаниях, анализе с опорой на безусловную моральность самой личности. Необходимость прибегнуть к деонтологии для детерминации подобающего поведения представляет собой крайне редкий случай, причем деонтология и долг выступают как нечто внешнее по отношению к личности. В этом случае правомерно часто употребляемое словосочетание «этика и деонтология», которое свидетельствует о различении одного и другого. Деонтология, в отличие от этики, не восполняет недостаток знаний, опыта личности, а дает непосредственные указания, императивно обеспечивая необходимые действия.

    Если же человек изначально устремлен ко злу, «греховен» и не способен с учетом своей природы на осознанные социально ценные действия – только случайным образом его эгоистические устремления могут привести к общественному благу – регуляция его поведения должна быть иной. В этом случае нельзя полагаться на результаты самостоятельного этико –аксиологического анализа ситуации и ее последствий, проведенных личностью: они заведомо дадут негативный для общества результат. Необходимы жесткие ограничения личности, предписания, гарантирующие общество от эгоистического произвола личности, не способной различить истинное добро и зло, ориентиры и рамки, которые необходимо учитывать и пренебрежение которыми безусловно наказуемо. В этом случае деонтология как бы поглощает этику и заставляет человека действовать вопреки собственным устремлениям, но на благо общества.

    Очевидно, что оба эти подхода являются крайностями. Человек ни добр, и ни зол от природы, а точнее, он и добр, и зол одновременно. В некоторых случаях он вполне квалифицированно различит добро и зло, в некоторых может выработать ошибочную точку зрения. Кроме того каждый человек как личность сформирован в определенном обществе, получив при этом представления о добре и зле и усвоив и присвоив конкретные поведенческие стереотипы. В обществе в качестве регулятора человеческого поведения существует не только общественная, групповая и индивидуальная мораль: есть законодательство, религиозные нормы, обычаи и традиции. Человек может совершать социально ценные поступки, руководствуясь собственными соображениями или этими регулятивами и не насилуя своей природы. В то же время он способен, руководствуясь собственными соображениями, поступать аморально, вопреки общественной пользе. преследуя личную выгоду.

    Очевидно, что с учетом такой двойствености природы человека нельзя разеделять этику и деонтологию, также как неверынм было бы сливать их воедино и считать аналогами. Соответствие поведения предствлениям о позитивном, социально одобряемом определяется на основании его анализа и сравнения с критериями общественного блага, причем вне зависимости от того, противоречит ли это общественное благо индивидуальному или совпадает с ним. Видимо, чем большую социальную значимость может иметь поведение и деятельность человека, тем более надежной должна быть гарантия нормативного поведения. Поэтому деонтология – это ядро любой этической системы. поскольку должное поведение гарантирует выполнение внешних по отношению к личности требований независимо от того, одобрены ли эти требования индивидуальной моралью личности.

    Деонтология в профессионально – этической системе также занимает центральное место, однако в зависимости от вида, содержания, профессиональной деятельности «доля» формального долженствования может быть различной. Очевидно, что чем большую социальную значимость имеют результаты профессиональной деятельности и чем больше влияние профессиональной деятельности на судьбу, благополучие общества и конкретных личностей, тем большая часть поведения, отношений и деятельности специалиста может регулироваться с помощью деонтологических принципов. Вместе с тем вышесказанное не означает, что та часть деятельности или та деятельность, которые могут регулироваться деонтолигей, всегда противоречат интересам, склонностям личности; они могут совпадать, и должное поведение может не только своими итогами, но и самим процессом доставлять личности удовольствие.
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   43


    написать администратору сайта