Главная страница

Билеты госы 100вопросов 89 стр. 1. Объект, предмет и категории теории социальной работы


Скачать 5 Mb.
Название1. Объект, предмет и категории теории социальной работы
АнкорБилеты госы 100вопросов 89 стр.doc
Дата12.12.2017
Размер5 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаБилеты госы 100вопросов 89 стр.doc
ТипДокументы
#11130
страница19 из 43
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   43

Поэтому все большее значение приобретает не только образовательная, но и воспитательная деятельность, направленная на формирование личности специалиста, который реализуя профессиональную деятельность, сможет оказывать положительное моральное воздействие как на клиентов, так и на своих коллег, а через них – на все общество. Формирование личности специалиста должно стать место всегда, независимо от того, в каких условиях осуществляется его профессиональная подготовка – в процессе профессионального образования или в процессе профессиональной практики. Важнейшее место в формировании личности специалиста имеет становление его этико – аксиологической компетентности и зрелости.

Основными целями этикоаксиологической компоненты профессиональной подготовки социального работника могут являться следующие:

  • реализация ценности человека – клиента, социального работника,

других личностей, прямо или опосредованно участвующих в социальной работе, а также ценности общества;

  • содействие формированию социально и профессионально значимых черт личности и повышению субъективности специалиста и его клиента;

  • обеспечение высокого престижа и статуса профессии в обществе;

  • достижение высокого уровня социализации личности в профессиональной группе и необходимой автономии личности в группе;

  • формирование положительного социального и профессионального самочувствия, чувства защищенности специалиста;

  • формирование устойчивых позитивных ценностных ориентаций и идеалов специалиста;

  • усвоение и присвоение этических принципов, норм и правил, овладение навыками этического анализа;

  • формирование и совершенствование профессионально ценностной и значимой мотивационной сферы специалиста;

  • обеспечение гарантий этичности профессионального и обыденного поведения специалиста;

  • формирование потребности в нравственном самосовершенствовании и обеспечение для этого необходимой основы;

  • развитие творческих способностей личности, ее этико – ценностного мышления и морально-ценностного «чутья»;

  • актуализация на основе профессиональной этики и аксиологии основных развивающих компонентов профессиональной деятельности: творчества, совместимости, предметности, самостоятельности.

Формирование этико- аксиоогического сознания должно осуществляться с использованием всех возможных и необходимых подходов и соответствующих методов воздействия, поскольку именно оно является необходимым базисом для формирования и развития профессионально значимых качеств личности специалиста. Формирование специалиста, его профессионального этико-аксиологического сознания представляет известную трудность вследствие того, что во – первых, как правило, это уже вполне сложившаяся личность и, во – вторых, помимо направленного воздействия в процессе профессионального воспитания, человек испытывает заметное стихийное (а иногда и системное и направленное) влияние со стороны социальной и профессиональной среды. Специалист в силу естественного стремления нормального человека к совершенствованию, самостоятельно приобретает знания и навыки, формирует самого себя, причем самосовершенствование специалиста может осуществляться как на научно обоснованной и профессионально-значимой основе, так и отчасти под влиянием средовых факторов.

Таким образом, в качестве основных факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на формирование личности специалиста, следует выделить такие, как:

  • среда (социальная и профессиональная). Она выступает как

естественное и необходимое условие жизнедеятельности и профессиональной деятельности людей и в то же время как продукт их совокупной деятельности. В начале своего жизненного пути индивид принимает социальную среду как данность, как нечто внешнее, будучи в основном объектом социальной среды и не ощущая в полной мере своей включенности в нее. Социальная среда в этом случае есть результат совокупной деятельности предшествующих поколений людей. По мере взросления и развития личность, приобретая субъектные качества, не только по – новому оценивает среду, признавая ее изменчивость как объекта и результата деятельности человека, но и качестве субъекта деятельности оказывает более или менее существенное воздействие на среду, совершенствуя ее для более полного удовлетворения своих потребностей. Аналогичным образом профессиональная среда в начале предшествующей деятельности общества и профессиональной группы и одновременно субъект воздействия на сознание социального работника. По мере становления профессионализма специалиста среда, частично сохраняя субъектные качества, все в большей степени становится объектом его воздействия.

  • воспитание личности как процесс целенаправленного, сознательного,

систематического и системного воздействия общества и профессиональной группы на индивида с целью формирования у него определенных личностных и профессионально значимых качеств, мировоззрения, уровня физического, интеллектуального и иного развития, соответствующих общественным потребностям и потребностям профессии. В этом отношении профессиональная группа (в том числе и учебный коллектив) играет огромную роль в формировании личностного и профессионального сознания, приобщая будущего специалиста к системе профессиональных знаний, формируя его этико-аксиологическое профессиональное сознание и способствуя развитию и совершенствованию таких качеств личности, которые в дальнейшем станут гарантом его успешной профессиональной деятельности, а значит, будут способствовать повышению эффективности социальной работы, решению важнейших социальных проблем.

  • самосовершенствование личности специалиста (будущего

специалиста), которое, с одной стороны, является результатом осмысления внешнего воздействия, источником которого является социальная жизнь и профессиональная деятельность, а с другой – результатом относительно автономной интеллектуальной познавательной и аналитической деятельности самого человека как личности и специалиста. В этой связи большое значение приобретает самостоятельная образовательная и нравственная деятельность человека, в процессе которой он не только приобретает новые, необходимые знания, но и, самое главное, приобретает навыки этико-аксиологческого мышления и анализа, необходимые ему в повседневной обыденной и профессиональной деятельности.

Все большее значение приобретает не только образовательная, но и воспитательная функция учебного заведения, направленная на формирование личности будущего специалиста, который, приступив к профессиональной деятельности, сможет оказывать положительное моральное воздействие как на клиентов, так и на своих коллег, а через них – на все общество. Нравственная педагогика в этом смысле является важнейшей формой деятельности образовательного учреждения, направленной на формирование личности будущего социального работника.

Исторически возрастающая роль личных стимулов и мотивов в регулировании общественного поведения вызывает постепенное перемещение контроля за деятельностью в сознание личности, вследствие чего закономерно возрастает роль системы индивидуального воспитания с целью формирования социально значимой внутренней детерминации, чувства личной ответственности за результаты жизнедеятельности вообще и профессиональной деятельности в частности. При этом, конечно несомненная роль внешних по отношению к личности регулирующих факторов таких, как право, общественная мораль, ценностные ориентиры общества, государства, социальной группы и другие, причем общество и государство стремятся обеспечить контроль за соблюдением требований основных регулирующих систем. Но социальная работа как вид профессиональной социальной деятельности во многом неподвластна какому бы то ни было внешнему контролю: специалист и его клиент значительную часть времени взаимодействия и общения находятся наедине друг с другом, и процесс их совместной деятельности может быть проконтролирован лишь опосредованно, на основе оценки конечного результата и некоторых субъективных показателей. Вследствие этого большую значимость приобретают качества личности специалиста, его этико- аксиологические ориентации и установки, выполняющие функцию регулятора смысла, содержания и качества их общения и взаимодействия.

Профессионально-этическое сознание социального работника является многоуровневым и может быть представлено как совокупность этико-аксиологических знаний, убеждений и потребностей.

Этико-аксиологические знания представляют собой основы знаний этики, аксиологии, в том числе и в области профессиональной деятельности. Социальный работник получает их в процессе обучения в среднем специальном, высшем учебном заведении или на курсах и факультетах повышения квалификации, а также в процессе жизнедеятельности и профессиональной деятельности. Вместе с тем следует отметить, что знание этики и аксиологии еще не означает моральности поведения, и поэтому необходимо признать, что относительно практики профессиональной деятельности знания сохраняют значительную самостоятельность, они могут не использоваться или использоваться частично в профессиональной деятельности. В этом случае мы можем даже иметь дело с личностью так называемой «двойной морали», которая теоретически может прекрасно ориентироваться в вопросах этики и аксиологии, в том числе и профессиональной, не считать для себя обязательным следовать их требованиям в повседневной жизни.

Этико-аксиологические убеждения- это основанная на опыте и знаниях уверенность социального работника в справедливости требований профессиональной морали, объективности профессиональных ценностей. Наличие этико-аксиологических убеждений свидетельствует о более высоком уровне развития личностного сознания специалиста, поскольку они основаны на глубокой и всесторонней оценке личностью известных ей этических норм и ценностей, проверке их социальной практикой и жизненным и профессиональным опытом, их внутреннем одобрении и органичном приятии как единственно правильных и возможных. Этико- аксиологические убеждения определяют теоретическую и практическую подготовленность специалиста к профессиональной деятельности, являются основанием для его сознательного отношения к своему поведению и действиям в практике социальной работы, поскольку они участвуют в формировании волевых качеств личности и устойчивых форм морального реагирования и окружающую действительность. Однако относительно практики этико-аксиологические убеждения социального работника также обладают относительной самостоятельностью, поскольку в практической повседневной деятельности может возникнуть ситуация, когда человеку приходится действовать вопреки своим убеждениям: ситуативно могут возникнуть причины, кажущиеся более значимыми, нежели собственные убеждения. В этом случае человек находится в разладе с собой, со своими убеждениями.

Этико-аксиологические потребности характеризуют наивысшую степень развития сознания социального работника. Это моральная потребность в соблюдении требований профессиональной этики, организации деятельности с целью реализации этических ценностей.

Когда соблюдение требований профессиональной этики и аксиологии становится внутренней потребностью специалиста, оно способно организовать все его волевые и эмоциональные качества, направить усилия на решение проблем именно с точки зрения профессиональной этики и аксиологии. В этом случае соблюдение требований профессиональной этики и аксиологии становится устойчивым качеством личности, мощным фактором, мобилизующим ее для организации своего поведения и деятельности, делом долга и совести, чести и достоинства, мерилом добра и зла. Руководствуясь своими этико-аксиологическими действиями, с его точки зрения не отвечающие критериям добра и зла, но ситуативно обусловленные как необходимые.

Нравственность социального работника как личности всегда подвергается воздействию принятых в практике данного трудового коллектива профессионально-этических норм поведения, причем специалист не просто усваивает их как определенный идеал, но и постоянно сопоставляет с реальной действительностью, повседневной практики. Эти сообщения, в свою очередь, воздействуют на содержание профессиональной морали, корректируя его. Роль профессиональной морали велика в формировании нравственных знаний, убеждений и потребностей социального работника. Она помогает ему сопоставить собственные нравственные позиции с теми, которые ожидают от него как представителя профессии, помогает ориентироваться в многообразии моральных требований и предписаний.

Таким образом, профессионально – этические знания, убеждения и потребности, безусловно, связаны с практической деятельностью, однако в различной степени детерминируют ее. Наиболее жесткая и устойчивая связь наблюдается в случае формирования у специалиста профессионально- этических потребностей. Теоретическое изучение будущим или уже состоявшимся специалистом объективных социальных и профессиональных ценностей может оказаться явно недостаточным: моральная проповедь становится бессильной, если ее содержание и требования не совпадают с реальными интересами человека и опровергаются социальной реальностью. Более того, такой схоластический подход может привести к прямо противоположному результату: социальный работник, сравнив теорию с социальной практикой, может сделать вывод о том, что в социальной работе, как и в других видах профессиональной деятельности и вообще в жизни, царит так называемая «двойная мораль», в соответствии с которой декларируются общечеловеческие гуманистические ценности, но реализуются иные, иногда прямо противоположные. Может быть даже сделан вывод, что такого рода «двойная мораль» является общепризнанной нормой, вследствие чего профессионально-этические ценности могут не являться для него действенным мотиватором. Поэтому процесс формирования этико-аксиологического сознания специалиста должен включать в себя не только изучение профессионально-этических ценностей как таковых, но и практическую демонстрацию ценностных трансверсий, дилемм, конфликтов и т.п., с тем чтобы в профессиональной практике специалист не оказался в ситуации ценностного хаоса, но напротив, свободно ориентировался в условиях ценностного противоречия и умел разрешать ценностный конфликт. Процесс формирования морального и ценностного сознания должен быть ориентирован не только и не столько на приобретение специалистом знаний в области этики и аксиологии, сколько на формирование его ценностных и моральных убеждений и потребностей, достаточно жестко детерминирующих его деятельность.

Безусловно, смысл профессиональной деятельности оказывает формирующее воздействие на личность специалиста, однако следует при этом учитывать, что подавляющее большинство нынешних социальных работников не имеют специального профессионального образования. вследствие чего их осмыслению подвергается не столько сущность деятельности и ее результаты, сколько конкретное содержание выполняемой работы и используемых при этом форм и методов, качество и содержание конечного результата, в настоящее время весьма далеких от совершенства. Иными словами, в профессиональном сознании происходит подмена смысла деятельности ее реально существующими формами и видами, ее сущностных целей – сиюминутными практическими задачами. Кроме того, системный кризис в России отрицательно сказывается на возможности реализации потенциала социальной работы, вследствие чего это ее реальное состояние с учетом недостаточной (или полностью отсутствующей) теоретической подготовленности специалиста может быть принято за должное, единственно возможное или, по крайней мере, за вполне достаточное в современных условиях.
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   43


написать администратору сайта