Билеты госы 100вопросов 89 стр. 1. Объект, предмет и категории теории социальной работы
Скачать 5 Mb.
|
профессий, поскольку социальный работник постоянно видит людей несчастных, обездоленных, обремененных множеством проблем. И он знает, что далеко не все проблемы можно разрешить – и по объективным причинам, и по субъективным. Вместе с тем, он несет людям помощь, хотя бы частичное облегчение их страданий, и это обстоятельство служит источником его оптимизма. Видя постоянно вокруг себя человеческие страдания, специалисту трудно сохранять оптимизм, веру в справедливость и торжество добра, однако это необходимо, т.к., помимо материальной, бытовой и любой другой помощи, социальный работник должен нести людям радость, надежду и веру в лучшее, а это невозможно осуществить, если социальный работник сам не имеет ни веры, ни надежды. Оптимизм социального работника имеет своим источником убеждение в возможности осуществления социальной справедливости, способности человека к постоянному саморазвитию и совершенствованию, приближения к идеалу добра. Отсутствие оптимизма у социального работника не только «заражает» клиента безысходностью, но и делает нецелесообразными всяческие попытки изменить положение к лучшему, т.е. делает социальную работу бессмысленной тратой времени и средств. С учетом того обстоятельства, что от позиции социального работника во многом зависит и актуальность клиента, оптимизм может считаться одной из основных черт личности социального работника.
практической деятельности. Она до некоторой степени детерминирована генетически, но не является исключительно природным, изначально существующим качеством, характеристикой человека. Сознательный активный настрой не выполнение объективно необходимых действий на основе знаний и умений, способность не отступать перед препятствиями, возникающими в процессе деятельности, и доводить начатое дело до конца являются качествами, развивающимися в результате накопления опыта работы и осознания своего профессионального долга, преодолевая самого себя, своей слабости. Сила воли необходима социальному работнику не только для того, чтобы преодолеть себя, но и для того, чтобы преодолеть пассивность клиента, обусловленную его неуверенностью в себе, разочарованностью в своих силах и возможностях, мнении о себе как о неудачнике, не способном успешно функционировать во враждебном социуме. Именно сила воли социального работника может заставить клиента вновь поверить в себя, преодолеть слабость и неверие в собственные силы, активно подключиться к деятельности и тем самым повысить его личностный потенциал и социальную активность.
эмоционального состояния, проникновение в переживания другого человека. Способность к эмпатии в форме сопереживания и сочувствия являются необходимыми чертами личности социального работника и во многом определяются умением специалиста поставить себя на место клиента. Эти качества развиваются по мере накопления им жизненного и профессионального опыта. Клиент социальных служб – это человек или группа, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Понятно, что любая трудная жизненная ситуация может повлечь за собой негативный эмоциональный настрой, растерянность, угнетенное состояние, потребность в утешении, понимании, сочувствии и сопереживании. Уже при первой встрече со своим клиентом социальный работник вольно или невольно демонстрирует свои способности сопереживать чужому горю. Никакое вежливое внимание не может обмануть клиента – он интуитивно почувствует равнодушие и фальшь. Подлинное сочувствие и сострадание всегда будет оценено клиентом. Результаты многочисленных исследований говорят о том, что наибольшим успехом у клиентов пользуется не тот социальный работник, кто профессионально выполняет свои обязанности, но при этом остается равнодушным к клиентам, а тот, кто готов всегда выслушать и посочувствовать, даже если он выполняет свои обязанности хуже.
только в постоянном стремлении специалиста к профессиональному росту, приобретению им практического опыта, навыков, умений и новых теоретических знаний, но и в совершенствовании духовном и нравственном, преодолении недостатков, особенно тех, которые могут отрицательно сказаться на качестве его работы. Нравственность социального работника направлена не только на него самого, но и на клиента, и в этом ее высокое назначение. Стремление социального работника к самосовершенствованию становится положительным примером для клиента и, напротив, трудно требовать от клиента активных действий, максимальной реализации собственного личностного потенциала, если он видит, что социальный работник не предъявляет таких же жестких требований к себе самому.
работника. В социальной работе, несмотря на то, что определенная классификация имеется, нет абсолютно одинаковых ситуаций и идентичных клиентов. В каждой конкретной ситуации социальный работник должен, принимая решение, учитывать все малейшие нюансы обстоятельств клиента, чтобы принять оптимальное решение и добиться наивысшего результата. В отсутствии творческого мышления специалист будет действовать по раз и навсегда принятой им схеме, что существенно снизит мобильность решений, эффективность его работы и может отрицательно сказываться на клиенте, поскольку в социальной работе готовых рецептов, годных в абсолютно любых обстоятельствах и ситуациях, просто не существует. Отсутствие творческого мышления у специалиста будет расценено его клиентом как невнимательность, недостаток опыта и желания помочь, что может дискредитировать социальную работу. Таким образом, качества личности социального работника во многом определяют успешность его взаимодействия с клиентом и являются необходимым условием его профессиональной пригодности. Формирование профессионально – этических качеств происходит путем усвоения духовных ценностей общества и профессии, превращениях их в процессе деятельности в убеждения и потребности. Эти же качества личности социального работника, транслируемые им на клиента, его окружение и на все общество, способствуют повышению уровня общественной нравственности и тем самым решению ряда социальных проблем. Личность социального работника должна быть целостна. Те качества, которых требует от специалиста профессиональная деятельность, не исчезает за пределами учреждения социальной защиты, они присутствуют в его поведении и действиях постоянно, в любых ситуациях и отношениях, формируя в общественном мнении облик социального работника как высоконравственной личности, гражданина. Понятно, что указанные качества в своей совокупности характеризуют личность скорее идеальную, нежели реальную. Однако в данном случае идеальный образ личности социального работника необходим, поскольку указывает специалисту направление самосовершенствования и, кроме того убеждает в том, что посредством работы над собой можно если не достичь совершенства, то приблизиться к нему. Профессиональная подготовка, осуществляемая в рамках среднего специального или высшего учебного заведения, должна преследовать цель приобретения будущим специалистом профессионализма в широком смысле, т.е. быть ориентированной на присвоение им не только профессионально необходимых знаний и навыков, но и на становление и совершенствование профессионально значимых личностных качеств. Это требование к содержанию профессиональной подготовки обусловлено тем, что в социальной работе профессионльно-этическая и аксиологическая компетентность являются неотъемлемыми составляющими профессионализма специалиста. Знания специалиста, приобретаемые им в процессе профессиональной подготовки в стенах учебного заведения, должны носить системный характер. Необходимость целостности, системности и фундаментальности знаний специалиста в области социальной защиты человека, их всеобщности, комплексности и интегративности объективно обусловлена многофункциональностью и многозадачностью социальной работы, ценностью ее смысла, содержания и конечного результата, и в этом смысле одним из системообразующих начал могут служить потребности социальной практики. Однако системность профессионального образования будущего специалиста необходимо должна включать в себя еще одну существенную компоненту – аксиологическую, поскольку социальная работа, как было показано, является деятельностью, направленной на реализацию социально значимых гуманистических ценностей. Поэтому системность и интегративность профессиональных знаний должна рассматриваться не только с точки зрения их комплексности и всеобщности, соответствия конкретным практическим задачам, но и с точки зрения единого ценностного основания профессиональной деятельности. Таким единым ценностным основанием социальной работы как особого вида профессиональной деятельности может стать иерархия важнейших гуманистических ценностей, в которой человек и общество признаются и фактически являются высшими ценностями. Человек признан высшей ценностью современной цивилизации, поскольку именно он и его благо являются, согласно гуманистическим воззрениям, признаваемым мировым сообществом в качестве базового социально – философского учения, основным критерием оценки всех социальных систем, в связи с чем важнейшим критерием этической ценности деятельности является благополучие, благоденствие человека, понимаемое в самом широком смысле слова и включающее в себя биологические, социальные и духовные компоненты. Инструментом для реализации ценности человека являются знания и навыки специалиста, нормы, принципы и ценности профессионально –этической системы, а также профессионально значимые черты личности специалиста, выступающие в роли инструментальных ценностей. В рамках этико- аксиологической подготовки и воспитания личности специалиста значительное внимание должно быть уделено формированию его иерархии ценностей. В этом отношении необходимым является усвоение и присвоение им системы профессионально – этических ценностей, главными из которых являются ценность человека и общества. Воздействие на общество, группу и личность осуществляется специалистом не только посредством вовлечения их в деятельность, получение положительного конечного результата деятельности и осознание этого обстоятельства клиентом и его социальным окружением, но и посредством прямого воздействия на сознание клиента. В процессе непосредственного общения социального работника с клиентом им осуществляется экспонирование собственной системы ценностей и ее, пусть и не прямое, обоснование, доказательство ее истинности посредством как рассуждений, так и практической деятельности, направленной на реализацию ценностей. Будучи обоснованными социальным работником и подкрепленными его конкретными действиями, элементы его системы ценностей приобретают значимость и в сознании клиента и, следовательно, могут стать элементами системы ценностей клиента или приобрести более высокие ранги в его иерархии ценностей. Соответственно этому, жизнедеятельность клиента и его мировоззрение в результате социальной работы могут трансформироваться в сторону их гуманизации. Значимость и глубина воздействия социального работника на клиента, общество, направление и темпы социального прогресса говорят о том, что подобная миссия не может быть возложена на каждого желающего, и не каждый социальный работник в состоянии ее ответственно и эффективно выполнять. Гуманистические и аксиологические основания профессии, высокая значимость ее результатов для человека и общества обусловливают предъявление высоких требований не только к профессиональным знаниям и навыкам специалиста, но и к качествам его личности, проявляющимся в его профессиональном поведении, деятельности и отношениях. Случайный человек, выполняя свои профессиональные обязанности, может, конечно, принести пользу, однако эффективность его деятельности будет недостаточной. Следовательно, актуальны профессиональный отбор в социальную работу и оценка профессиональной пригодности специалистов. Основными профессионально- этическими критериями профессиональной пригодности могут быть признаны следующие:
Ролью личности социального работника в повышении эффективности деятельности, влиянием содержания его профессионального сознания детерминируется высокая значимость профессионального отбора и профессиональной подготовки в социальной работе. При этом этические и ценностные ориентации специалиста или будущего специалиста, его установки на реализацию этих ценностей должны стать основой его личности, реализуемой в процессе профессиональной и обыденной жизнедеятельности. В формировании кадрового состава социальной работы большую роль может сыграть ориентация молодежи и подростков на профессиональную деятельность в этой сфере. Однако ориентирование на социальную работу молодежи и подростков может помочь решить проблемы лишь в будущем. Это очень важно, но не достаточно, поскольку социальная работа уже в настоящее время должна решать поставленные перед ней задачи. Поэтому большое значение приобретает не только профессиональная ориентация, но и профессиональный отбор, имеющие целью не допустить в профессиональную социальную работу случайных людей и, наоборот, привлечь тех, чьи качества в максимальной степени соответствуют прфоессионально – значимым чертам личности специалиста. При профессиональном отборе по личностным качествам может использоваться любая из широко известных психологических техник исследования личности – от беседы до тестирования. Главное при этом – выявление задатков ( в случае, если речь идет о личности, находящейся в стадии формирования), и уже сложившихся качеств (если речь идет о зрелой личности). Профессиональный отбор, осуществляемый при поступлении в высшие и средние специальные учебные заведения, должен иметь основной целью выявление направленности личности будущего специалиста, его личности с тем, чтобы будущий специалист в процессе профессиональной подготовки мог повысить свой гуманистический потенциал, усовершенствовать уже имеющиеся позитивные профессионально значимые качества. Профессиональный отбор, проводимый среди кандидатов при поступлении на работу в учреждение социальной защиты, может носить более узкий характер и иметь основной целью выявление профессиональной пригодности с точки зрения уже имеющихся основных качеств личности, с учетом того, что необходимые профессиональные навыки могут быть приобретены или усовершенствованы непосредственно в процессе практической деятельности. 48. Социальная благотворительность: ее цели и основные направления. Взаимосвязь благотворительности и социальной работы. Социальная помощь, милосердие, благотворительность, социальная работа — все это общецивилизационные явления, характерные для многих стран и народов. Однако в каждой стране они имеют определенную специфику, свои традиции, тенденции функционирования и развития. Эта особенность в определенной мере определяется системой общественного устройства и менталитетом. Милосердие - деятельное сострадание и конкретно выраженная доброта по отношению к нуждающимся и обездоленным. Благотворительность, выражается в материальной помощи нуждающимся, лечении бедных больных, воспитании сирот и бесприютных детей и призрение дряхлых, увечных и неспособных к труду. Социальная работа в России как деятельность по оказанию помощи нуждающимся своими корнями уходит в глубь веков. В Древней и Московской Руси широкое развитие получили княжеская и церковно-монастырская помощь, в рамках которой создавались приюты, ночлежные дома, богадельни, лечебницы и др. Кроме этого многие князья лично раздавали бедным, больным и престарелым людям деньги, продукты, сукно. Нуждающиеся могли утолить свой голод на княжеском дворе, получить здесь определенные денежные средства — милостыню. На все это выделялись значительные средства. Наряду со Святым Владимиром христолюбием и нищелюбием отличались великий князь Ярослав Владимирович и брат его Мстислав, князь Тмутараканский. При Ярославе было открыто первое в Новгороде училище на триста юношей; во второй половине XI в. широкой помощью бедным выделялись великие князья Изяслав Ярославович и Всеволод Ярославович, а также князья Тмутараканские Ростислав и Глеб. Нищелюбием прославился и Владимир Мономах. Исходя в своей благотворительности из нравственно-религиозных побуждений, князья, естественно, склонны были ставить ее под покровительство церкви и поручать осуществление самого дела представителям религии, т. е. духовенству. Особой щедростью в этом деле отличались иноки Киево-Печерского монастыря и между ними преподобные Антоний, Даминиан, Феодосии Печерский и др. Феодосии близ своего монастыря построил особый дом, в котором помещались нищие, калеки и прокаженные. В Московской Руси дело призрения бедных, убогих, немощных было в основном сосредоточено в руках церкви, монастырей. Благодаря десятине и обычаю частных лиц оставлять церкви свое имущество, в церквях и монастырях имелись значительные средства для оказания помощи нуждающимся. Были здесь и люди, которые по зову сердца и в связи со своей духовно-религиозной потребностью занимались этим. Так закладывались предпосылки для профессиональной социальной работы, получившие свое развитие в XVIII—XX вв. Петровская политика беспощадного преследования и применение репрессивных мер к профессиональным нищим не были приняты российским обществом. Протест в общественных кругах вызвали указы Петра I, по которым запрещалось «безразборно» оказывать милостыню нищим и даже предписывались штрафные наказания за это. Постепенно Петр ввел официальное разрешение прошения милостыни при наличии «прокормежного» письма, а также подготовка проекта нового царского указа о раздаче всех нищих по монастырям. Значительную помощь нуждающимся из числа сельских жителей оказывали церковные приходы и сельские общины. С этой целью создавались специальные приходские общественные кассы, сельские запасные магазины, применялась практика поочередного кормления призреваемых и др. В XIX — начале XX в. большую благотворительную работу проводили различные общества и заведения. Их к началу XX в. насчитывалось в нашей стране около 15 тыс. На цели филантропии и меценатства огромные пожертвования (от сотен тысяч до нескольких миллионов рублей) вносили тогда российские предприниматели Морозовы, Бахрушины и др. На средства благотворителей, при участии городской управы, были построены Алексеевская, Бахрушинская, Солдатенковская больницы, Владимирская и Морозовская детские больницы. Касаясь советского этапа развития системы социальной помощи и в целом социального развития страны, следует назвать такую тенденцию, как сочетание гарантированной системы социального обеспечения с высоким уровнем государственной эксплуатации граждан страны. С установлением советской власти в России был провозглашен 8-часовой рабочий день, система соцстраха распространилась на всю страну, государственные пенсии стали получать и рабочие. Известно, что во второй половине 50-х — начале 60-х гг. XX в. страна переживала социально-потребительскую революцию. Тогда значительно расширилось жилищное строительство, увеличилось производство потребительских товаров, система пенсионного обеспечения распространилась и на сельских жителей, увеличились выплаты из общественных фондов потребления. Одной из тенденций современного развития социальной работы и милосердия является то, что процесс возрождения благотворительности развивается медленно и противоречиво. Благотворительность еще не стала внутренней потребностью большинства состоятельных людей России. В определенной мере это объясняется и полукриминальным характером нынешней экономики, когда отдельные предприниматели используют благотворительность ради выгоды. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, признавая социальную значимость благотворительности, далеко не всегда оказывают необходимую поддержку благотворительной деятельности. Это прежде всего касается налоговых и иных льгот как на местном уровне, так и на предусмотренных федеральными законами. В соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» муниципалитеты вправе освобождать благотворительные организации от уплаты услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и предприятиями, что в реальной жизни не всегда делается. Не получила распространения во многих регионах страны практика финансирования местной властью конкурсных программ, разрабатываемых благотворительными организациями. |