Главная страница
Навигация по странице:

  • 35. Основные этапы развития педагогики

  • 38. Деятельность Ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны .

  • Ведомством учреждений императрицы Марии Федоровны.

  • ответ на тесты. 1. Общая характеристика педагогики как науки. Цели, задачи Понятие педагогики и этапы ее развития Слово педагогика


    Скачать 256.6 Kb.
    Название1. Общая характеристика педагогики как науки. Цели, задачи Понятие педагогики и этапы ее развития Слово педагогика
    Анкорответ на тесты.docx
    Дата15.03.2018
    Размер256.6 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаответ на тесты.docx
    ТипДокументы
    #16719
    страница7 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Поучение Владимира Мономаха

    Выдающийся государственный деятель конца XI - начала XII столетия Владимир Всеволодович Мономах (1052-1125) своей политикой содействовал временному прекращению княжеских усобиц. Он прославился успешными походами против половцев, отбросив их далеко за Дон, так что половцы его именем детей в колыбели устрашали. Став в 1113 г. великим князем киевским, Мономах всячески содействовал упрочению единства Русской земли.

    Центральная идея "Поучения" состоит в призыве, обращенном к детям Мономаха и всем, кто услышит "сию граматицю", строго соблюдать требования феодального правопорядка, руководствоваться ими, а не личными, своекорыстными семейными интересами. "Поучение" выходит за узкие рамки семейного завещания и приобретает большое общественное значение.

    На примере личного богатого жизненного опыта Владимир дает высокий образец служения князя интересам своей земли.

    Характерная особенность "Поучения" - тесное переплетение дидактики с автобиографическими элементами. Наставления Мономаха подкрепляются не только сентенциями из "священного писания", но в первую очередь конкретными примерами из собственной жизни.

    На первый план в "Поучении" выдвигаются задачи общегосударственного порядка. Священная обязанность князя - забота о благе своего государства, его единстве, строгое и неукоснительное соблюдение клятв и договоров. Князь должен "пещись о хрестьянских душах", "о худом смерде" и "убогой вдовице". Междоусобные распри подрывают экономичес-кое и политическое могущество государства. Только мир приводит к процветанию страны. Поэтому в обязанность правителя входит сохранение мира.

    Другой не менее важной обязанностью князя, по мнению Мономаха, является попечение и забота о благе церкви. Он понимает, что церковь является верной помощницей князя. Поэтому ради упрочения своей власти князь должен неусыпно заботиться о священническом и иноческом чине. Правда, Мономах не рекомендует своим детям спасать душу в монастыре, т. е. идти в монахи. Аскетический монашеский идеал чужд этому жизнелюбивому энергичному человеку. Однако он призывает к соблюдению религиозной обрядности, считая, что тремя добрыми делами - покаянием, слезами и милостыней - можно "избыти грехов своих".

    В соответствии с христианской моралью требует Владимир заботливого отношения к "убогим" (бедным). В то же время князь должен быть стражем справедливости и не давать "сильным погубить человека".

    Домострой

    Известнейшим памятником отечественной литературы является «Домострой» - свод правил поведения в семье, описывающий все тонкости устроения быта в 15- 16 веках. Красочные зарисовки образа жизни русских семей дают представления о менталитете людей того времени, о степени влиятельности церкви в обществе. Написанный в Новгороде, «Домострой» изначально представлял собой книгу, содержащую советы и наставления ремесленникам и купцам конца 15 века. Последующие изменения в «Домострое» связаны с именем общественного и церковного деятеля – священнослужителя Сильвестра. В середине 16 века он внес в книгу некоторые дополнения и композиционные преобразования.
    «Домострою» Сильвестра присущи все черты, характерные литературе средневековья. На его страницах прописано настоятельное побуждение к строгому соблюдению действий, к точному следованию нормам, регулирующим жизненные процессы, и к установлению четкой иерархии в межличностных отношениях.
    «Домострой» - это образец нравственных и культурных ценностей русской семьи эпохи Средневековья. В книге подвергаются осуждению праздность и пьянство, алчность, объедание и клевета. Верование в Бога, почитание властей и верность Царю, трудолюбие, бережливость, терпение, забота о близких и взаимовыручка, гостеприимство – вот, только краткий список качеств человека, к которым призывает «Домострой» Сильвестра. 

    35. Основные этапы развития педагогики

    Современные историки выделяют три периода развития отечественного образования:

    I период: X–XVIII вв. – церковно-религиозная педагогика;

    II период: XVIII в. – вторая половина XIX в. – государственная педагогика;

    III период: вторая половина XIX в. – 1917 г. – общественная педагогика.

    Церковно-религиозная педагогика характеризуется господством церкви в просвещении народа, что нашло свое отражение в содержании и организации образования: изучали церковные книги, а учителями были духовные лица. Люди учились для того, чтобы лучше понимать церковные службы и приблизиться к Богу. Церковное образование было единым для всех: богатых и бедных, мальчиков и девочек.

    Государственная педагогика: оттеснив церковь, государство непосредственно занимается вопросами народного образования, которое отныне должно следовать государственным интересам, готовить профессионалов для государственной службы. Образование должно быть сословным: давать образование в меру, каждому сословию – свой тип образования. Также каждое сословие должно иметь свою школу. Характерными чертами этого этапа развития отечественного образования стали: государственность, профессиональность и сословность. Государство очень нуждалось в образованных людях, поэтому и взяло вопросы развития образования под свой строгий контроль. Но как только стало понятно, что слишком интенсивное развитие образования грозит существующему политическому и социальному укладу жизни, – стало сдерживать его.

    Период общественной педагогики. Этот период развития отечественного образования имеет свои особенности. В это время государство по-прежнему имело сильное влияние на судьбу образования, однако, становится весьма заметным и влияние общественности. Земства, общественные организации, деятели просвещения внесли значительную лепту в развитие образования. Главное требование общественности в это время заключалось в том, чтобы предоставить возможность получить хорошее образование всему народу.

    А для этого недостаточно было открыть школы – стало очевидным, что без развития педагогической науки, издания педагогической литературы, собраний, съездов педагогов – образование в России не сможет быть достойным. И все это создавалось не правительством, а обществом.
    36.Пути создания народной школы. Основные черты русской национальной школы

    Идея народности, положенная К. Д. Ушинским в основу общественного воспитания, требовала решения вопроса, как в современных ему условиях сделать образование действительно отвечающим потребностям народа, как пробудить его самодеятельность в этой области. Ведь все школьные уставы, как справедливо отмечал великий педагог, вырабатывались бюрократически в недрах министерства просвещения и сверху административным, насильственным путем проводились в жизнь. В результате не удовлетворялись потребности трудового народа в образовании, низшие школы, предназначенные для него, не оправдывали названия народных. «...По нашему мнению, – писал К. Д. Ушинский, – нет теперь вопросов современнее и важнее, как вопросы о том: чем должны быть русские народные школы?.. В каком отношении должны находиться народные школы, с одной стороны, к обществу, с другой – к общей учебной администрации?..». Он отвечал вполне определенно: нельзя решать дела народного образования кабинетно-бюрократическим способом, не считаясь с общественным мнением, не учитывая потребностей народа в образовании. Для организации народного образования и воспитания необходимо обратиться к самому народу. Не зная нужд народа, высказанных им самим, не зная его материальных и духовных потребностей, нельзя создать подлинно народную школу, систему общественного воспитания. «Общественное воспитание, которое укрепляет и развивает в человеке народность, развивая в то же время его ум и его самосознание, могущественно содействует развитию народного самосознания вообще; оно вносит свет сознания в тайники народного характера и оказывает сильное и благодетельное влияние на развитие общества, его языка, его литературы, его законов, словом, на всю его историю».

    К. Д. Ушинский отмечал, что, решая вопрос о школах для народа, необходимо тщательно изучать его жизнь, научиться понимать народ, сродниться с ним, сделать его потребности своими, помогать ему прокладывать исторические пути.

    «Не забудем, – писал педагог-демократ, – что если мы многому хотим учить простой народ, то есть многое, чему мы сами от него научились. Не забудем, что этот народ создал тот глубокий язык, глубины которого мы до сих пор еще не могли измерить; что этот простой народ создал ту поэзию, которая спасла нас от забавного детского лепета, на котором мы подражали иностранцам; что именно из народных источников мы обновили всю нашу литературу и сделали ее достойной этого имени; что этот простой народ, наконец, создал и эту великую державу, под сенью которой мы живем. Кто хорошо знаком с историей России, тот ни на минуту не задумается вручить народное образование самому же народу».

    Больше всего педагог-демократ боялся, имея на то основания, правительственно-бюрократического подхода в решении вопроса народного образования. Он понимал, что больше всего развитию его мешало министерство просвещения. К. Д. Ушинский знал все правительственные уставы и их новые проекты, видел их убогость и антидемократизм.

    В 1864 г. были утверждены новый Устав гимназий и прогимназий и Положение о начальных училищах. Смысл этих документов прокомментировал Александр II в своем рескрипте 1866 г., где подчеркивалось, что воспитание юношества должно вестись в духе истин религии, уважения к правам собственности, что в учебных заведениях всех ведомств не допустимо ни явное, ни тайное проведение понятий, не совместимых с религиозностью и преданностью престолу. В школьной реформе 60-х гг. хотя и имелись некоторые уступки общественному движению, но для образования простого народа сделано предельно ничтожно. Начальные народные школы, в которых главная роль принадлежала представителям дворянства и духовенства, передавались под контроль уездных и губернских училищных советов, к народным училищам были отнесены все элементарные школы – всех ведомств, городские и сельские, содержимые на средства казны, обществ и частных лиц, а также воскресные.

    Иначе мыслил себе организацию народного образования К. Д. Ушинский. «...Наше убеждение, – заявлял он, – в отношении зарождающейся у нас народной школы состоит в том, чтобы прежде всего предоставить это дело самому народу и чтобы как администрация, так и высшие слои общества сохранили за собою право содействовать этому делу только убеждением, разъяснением, примером и, наконец, материальной или интеллектуальной помощью, но никак не принуждением, запрещением, регламентацией и тому подобными мерами, которые были у нас прежде в таком ходу и которые здесь, в этом чисто семейном деле народа, не должны иметь никакого места».

    Необходимость создания народной школы К. Д. Ушинский рассматривал как обязательное условие, продиктованное развитием жизни страны и народным мнением. Общественное воспитание, углубляющее в человеке народность, способствует развитию народного самосознания, оказывает сильное влияние на развитие общества, его экономики и культуры. Но этого-то как раз больше .всего боялись защитники и охранители старых устоев жизни.
    37.общие направления просветительской политики министерства народного просвещения

    В начале XIX века в России становятся явственными изменения, порождавшиеся  развитием буржуазных отношений во всех областях экономики, а также растущими международными торговыми отношениями. Развитие промышленности, внедрение новых технических и агрономических  методов в сельском хозяйстве, растущие города, которые требовали развития транспорта, средств связи – все это усиливало потребность  не только в специалистах, но и просто в грамотных людях, которые могли бы соответствовать требованиям времени.

    Молодой монарх Александр I, взошедший на престол в начале XIX века, обратился к новым общественным  силам, которые помогли бы ему укрепить его положение – к либеральному реформизму, т.к. это привлекло бы на его сторону большинство просвещенных дворян.

    В связи с этим в 1802 г. создается Министерство  народного просвещения. Его задачей становится  полная реорганизация  всего учебного процесса. В 1804 г. были опубликованы результаты работы Министерства: «Устав университетов Российской империи» и «Устав учебных заведений, подведомственным университетам».

    Согласно этим уставам, создавалась система администрирования учебными заведениями. Народное образование делилось на 4 ступени:

    - приходские училища;

    - уездные училища;

    - гимназии;

    - университеты.

    Согласно уставу 1804 года создавалась стройная и последовательная система административного управления всеми учебными заведениями. Народное образование в России делилось на четыре ступени: 1) приходские училища, 2) уездные училища, 3) гимназии, 4) университеты. Все эти ступени в учебном и административном плане были связаны между собой. Вся территория России была разделена на 6 учебных округов по числу существовавших и предполагавшихся к открытию университетов: Московский, Дерптский, Виленский, а также Петербургский, Казанский и Харьковский. Во главе каждого учебного округа стоял попечитель, осуществлявший в своем лице контроль министерства просвещения за всеми учебными заведениями данного округа. Попечителю непосредственно подчинялся и ректор университета.

    Профессора университета во главе с ректором призваны были курировать гимназии тех губернских городов, которые входили в округ, принимать участие в разработке учебных и методических вопросов, контролировать деятельность директоров и преподавателей гимназии.

    Аналогично этому директор гимназии отвечал за работу уездных училищ своей губернии, а смотритель уездных училищ — за деятельность приходских училищ уезда. Так возникала стройная система соподчинения учебных заведений от низших до высших, причем это соподчинение не ограничивалось чисто административной сферой. Устав 1804 года, определивший не только структуру учебных заведений, но и содержание и методы учебного процесса, устанавливал преемственность учебных программ всех ступеней низшей, средней и высшей школы того времени.

    Реформа учебных заведений 1804 года безусловно отличалась рядом прогрессивных черт, отражала влияние идей русских просветителей XVIII века и передовой общественности начала XIX века. Значительным шагом вперед в области просвещения было установление преемственности различных ступеней низшей, средней и высшей школы, расширение учебных программ, утверждение более гуманной и прогрессивной методики преподавания и, главное, бесплатность обучения.

    В 1819 году в связи с принятыми изменениями учебных планов во всех низших школах кроме уроков «закона Божия» были введены «Чтения из Священного писания». В низшей школе было запрещено преподавание естествознания. Сильнее всего пострадали учебные планы гимназии. Из гимназического курса исключались философские науки, начальные основания политэкономии, теория коммерции и технология. Особое опасение министерства вызывали университеты, которые признавались очагами революционной заразы. Искоренению ее должны были послужить решительные меры, предпринятые сначала в отношении Казанского университета и распространенные позднее на другие высшие учебные заведения — в Петербургском и Харьковском университетах, гимназии высших наук в Нежине и т. д. Ужесточившаяся политика в отношении просвещения, усиление цензурных репрессий, всевозрастающая полицейская слежка явственно обозначили реакционность правительственного курса.

    Весной 1826 года министерство просвещения получило указание кардинально пересмотреть всю систему народного образования. Этим занялся специально созданный комитет устройства учебных заведений, деятельность которого так определялась министром просвещения Шишковым.

    Плодом деятельности комитета, просуществовавшего до 1835 года, явились: 1) устав гимназии и училищ уездных и приходских 1828 года и 2) университетский устав 1835 года. Сохраняя типы учебных заведений, созданные еще в 1804 году, устав 1828 года устанавливал их сословную принадлежность: в приходских училищах должны по преимуществу обучаться дети крестьян и мещан; в уездных — дети купцов, в гимназиях — дети дворян. В соответствии с этим определялся и учебный план заведений.

    Перестройка системы образования была завершена «Положением об учебных округах», изданным в 1835 году, и «Общим уставом императорских российских университетов». «Положение» окончательно ломало ту структуру учебных заведений, которая была создана в 1804 году. Университеты лишались научно-методических и учебно-административных функций по отношению к низшим и средним школам возглавляемых ими округов. Отныне все учебные заведения округа находились под надзором и контролем попечителя, назначаемого министром просвещения.
    38. Деятельность Ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны .

    В вопросах общественного призрения очень действовала и императрица Мария Федоровнаи много в этом преуспела. Ступив на престол Павел I очень скоро издает указ: «Как по воле нашей Ея Императорское Величество любезнейшая супруга из человеколюбия срочного ей и желая споспешествовать общему добру приемлет на себя главное начальство над воспитательными домами в обоих престольных городах наших учрежденных со всеми принадлежащими к ним заведениями; то вследствие сего и повелеваем попечителям оных относится в чем надлежит к Ея Величеству!».

    Императрица Мария Федоровна возглавляет и разворачивает, невиданную дотоле, благотворительную и просветительскую деятельность. При ее участии утверждается сеть воспитательных, сиротских, больничных, образовательных и других богоугодных заведений. Императрица проявила большую заботу об улучшении их санитарно-гигиенического состояния; для этого число детей, воспитываемых в Воспитательных домах обеих столиц, было ограничено

    пятьюстами в каждом, причем предполагалось, что оставаться в них будут лишь „совершенно слабые дети, требовавшие непрестанного ухода". Более крепких младенцев во избежание перенаселения домов предписывалось „отдавать в казенные государевы деревни благонадежным и доброго поведения крестьянам с целью приучить питомцев к правилам сельского домоводства". Мальчики должны были воспитываться в крестьянских семьях до 18, девочки—до 15 лет.

    Активность Марии Федоровны в деле попечительства объяснялась, вероятно, не только ее гуманным характером, но отчасти и большим честолюбием. Имея перед глазами пример Екатерины Великой, десятилетиями самодержавно властвовавшей над всей Российской империей, Мария Федоровна, по-видимому, болезненно переживала отсутствие какого-либо заметного своего влияния на государственные дела. После смерти Марии Федоровны эти учреждения стали именоваться Ведомством учреждений императрицы Марии Федоровны.Все многочисленные учреждения, находящиеся под ее управлением, поступили в ведение специально образованного Четвертого отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии (возглавлял его особый статс-секретарь), они развивались и успешно существовали до событий 1917 года. С наступлением советской власти все эти учреждения были упразднены или переданы под начало Народных комиссариатов. А упразднять что было, только в Ведомстве учреждений императрицы Марии Федоровны к началу ХХ века входило 683 благотворительных общества и заведения.

    Основным в деятельности Мариинского ведомства была работа по призрению. Во второй половине XIX в. выделился ряд ее направлений:
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта