Главная страница
Навигация по странице:

  • Южно-азиатская цивилизация.

  • Ближневосточная цивилизация.

  • 9. Ведущие педагогические идеи в истории человечества

  • 10. Цивилизации древнего Востока

  • 12.Римская школа.Квинтилиан

  • 13. Арабская культура

  • 14.Схоластика

  • ответ на тесты. 1. Общая характеристика педагогики как науки. Цели, задачи Понятие педагогики и этапы ее развития Слово педагогика


    Скачать 256.6 Kb.
    Название1. Общая характеристика педагогики как науки. Цели, задачи Понятие педагогики и этапы ее развития Слово педагогика
    Анкорответ на тесты.docx
    Дата15.03.2018
    Размер256.6 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаответ на тесты.docx
    ТипДокументы
    #16719
    страница2 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Дальневосточная цивилизация. 

    Традиции этой цивилизации ярко представлены в Китае. Китайцы уже с древнейших времен являлись народом, выработавшим своеобразную культуру. Еще за 4 тыс. лет до н.э. китайцы имели запас астрологических наблюдений. Их древнейшие императоры знали целебные свойства многих трав.

    В Китае все граждане считались равными друг другу по рождению, поэтому каждый имел право на образование. В основе богатых образных педагогических традиций Древнего Китая лежит опыт семейно-общественного воспитания уходящего корнями в первобытную эпоху. Жизнь в любой семье протекала под знаком сложившихся веками обычаев и представлений.

    Первые школы в Китае появились в 3-м тысяч. до н.э. Подход к школьному обучению в Древнем Китае сводился к формуле: легкость, согласие, самостоятельность. В Китае были сделаны первые попытки теоретически осмыслить воспитание и образование. Основные философские школы в Китае возникли к 6 в. до н.э. - Даосизм, Буддизм, Конфуцианство.

    Наиболее архаичные традиции были свойственны Даосизму, который рассматривал образование как нечто искусственное на пути гармонии с природой. Основное внимание уделялось сближению с природой с помощью таких приемов как молчание и бездеятельность

    Конфуцийсоздал свою школу. Методика преподавания в школе предусматривала диалоги учителя с учащимися, классификацию фактов и явлений, подражание образцам. В основе идей Конфуция лежит общефилософское и социальное воспитание, нравственное совершенствование как основные факторы человеческого бытия, непременные условия благополучия. Конфуций покоится на воспитании согласно социальному назначению. «Государь должен быть государем, сановник - сановником, отец - отцом, сын - сыном». Природа человека - тот материал, из которого при правильном воспитании можно формировать идеальную личность. Конфуций отмечал, что возможности человека от природы неодинаковы. Идеально воспитанный человек должен обладать высокими качествами: благородством, стремлением к истине, почтительностью, правильностью, богатой духовной культурой. По сути, философу принадлежит едва ли не первая мысль о всестороннем развитии личности, где приоритет отдается нравственному началу. Программа нравственного, умственного, эстетического, физического развития предусматривала обучение «Шести искусствам».

    На исходе эпохи Древнего Китая конфуцианство являлось официальной идеологией. Школьное дело превратилось в неотъемлемую часть государственной политики. Возникла система государственных экзаменов на чиновничьи должности.

    Южно-азиатская цивилизация. Традиции этой цивилизации ярко представлены Древней Индией. История древней Индии распадается на две эпохи: дравидско-арийскую и буддийскую, рубежом между которыми является VI век до н.э. Цивилизация дравидских племен - коренного населения Индийского полуострова до первой половины 2-го тысяч. до н.э. соответствовала культурному уровню первых государств Двуречья. Первостепенна была роль семьи

    Наибольшие привилегии были у брахманов, воины в мирное время содержались за счет государства. Вайшьи относились к свободной трудовой части населения. Шудры не имели никаких прав. Другим фактором, оказавшим влияние на генезис воспитания и обучения - религиозная идеология: брахманизм, а далее буддизм и необрахманизм. Первое направление основывалось на идее, что каждый должен развивать свои умственные, нравственные, физические качества так чтобы сделаться органичным членом своей касты. У брахманов ведущие качества: интеллектуальное достоинство, у кшатриев - сила и мужество, у вайшьев - трудолюбие и терпение, у шудры - покорность. Сформировался идеал воспитания, согласно которому человек рожден для насыщенной, счастливой жизни. Воспитание предусматривало умственное развитие, духовность, физическое совершенство, любовь к природе и прекрасному, самообладание и сдержанность.

    К середине I-го тысяч. до н.э. в Индии сложилась определенная традиция семейно - общественного воспитания. На первоначальном этапе - обучение не предусматривалось. Для трех высших каст оно начиналось после особого ритуала посвящения во взрослые. Ученики не прошедшие ритуала становились отвергнутыми. Для брахманов срок инициации проходил на 8-ми летнем возрасте, у кшатриев - на 11 летнем, у вайшьев - на 12 летнем. Программа была более полной у брахманов, но у кшатриев и вайшьев она была более практикоориентирована. Кшатрии изучали военное искусство, вайшьи с/х, ремесла и работы. Формально все высшие касты имели право на брахманское образование, но на практике этим правом не пользовались. Прямой обязанностью брахманов было учить и учиться, чтобы точно соблюдать светские и религиозные нормы жизни. Через тайные наставления - УПАНИШААДЫ брахман мог постичь абсолютную истину. Это образование носило религиозный характер, включая вспомогательные науки: грамматические, правила почитания, науку чисел, поведения, астрологию, логику и пр. это обучение имело мистическую окраску. Сроки брахманского образования от 12 до 20 лет.

    Повышенное образование включало: поэзии, литературу, грамматику, математику, физиологию, астрономию. Именно в Индии введен ноль и счет с помощью десяти знаков. Обучение основывалось на традиции семейных отношений. Занятия проходили на открытом воздухе. Появляются семейные школы. Ученики много случали, учили, анализировали ведические тексты, помогали учители по дому, постились и умеряли плоть. Ведущим методом обучения являлся словесно-звуковой метод. Вблизи городов стали возникать лесные школы, где вокруг учителей отшельников собирались их верные ученики.

    В середине I-го тысяч. н.э. в истории Древней Индии начинается новая эпоха. Изменения условий жизни, воспитания и обучения создали условия для рождения новой религии - БУДДИЗМА. У истоков буддийской традиции обучения стоит Будда - 623-544 гг. до н.э. Он выступал против монополии брахманизма и за равенство всех каст. Проповедовал непротивление злу и отказ от всех желаний. Буддизм отверг принцип неравенства каст, обратился к отдельной личности и провозгласил равенство всех людей по рождению. В буддийские общины принимали представителей всех каст. Главная задача воспитания - совершенствование души человека, которую следует избавлять от мирских желаний через процесс самопознания и самосовершенствования.

    Буддизм определял цель воспитания через понятия: мудрецы, религия, предки. Главная задача - поиск смысла жизни.

    Педагогический идеал по буддизму: самообладание, скромность, почитание религиозных догматов и праведных людей, добронравие.

    Предлагались разнообразные методы обучения: беседы, диспуты, рассказы, краткие изречения, письменное оформление.

    Воспитание предполагало характер обращенности в себя.

    Ближневосточная цивилизация.Развитие педагогической мысли в обширном регионе, завоеванном в VII-VIII вв. арабами, отмечено печатью ИСЛАМА. Духовные ценности, заложенные в КОРАНЕ, определяли религиозные и нравственные принципы воспитания и образования. ИСЛАМ - последняя по возникновению из мировых религий - складывалась под влиянием христианства. Ислам вырос на базе культур стран Арабского халифата, Византии, Индии, Китая. Исламский мир воспринял и освоил античную философию.

    Образование в исламском мире делилось на два уровня:

    Частные религиозные школы начального обучения. До ХII в. школы не имели своих помещений. Учились 6 дней в неделю. Изучали арабскую грамоту путем чтения и запоминания текстов КОРАНА. Также применялись диктанты. Содержание направлено на соблюдение канонов КОРАНА. Контроль осуществляли духовные и светские власти. Учились дети ремесленников, торговцев, состоятельных крестьян. Изучали: историю, правила этикета, занимались физической и военной подготовкой.

    Высший уровень образования учащиеся получали с помощью платных учителей или в специальных учебных заведениях. Занятия проводись в Мечетях. Предметы делились на два цикла: традиционные и рациональные. Цель воспитания: сформировать благородного мусульманина. Методы обучения: чтение и комментирование.

    МУХАМЕД писал о том, что религия стержень учебно-воспитательного процесса. Проповедуется: Мудрость, Справедливость, Практика, Мораль, Знание, Наука. Ислам - предание себя богу.

    Система образования Исламского мира не исключала учета особенностей региона. Открываются высшие школы - школы университетского типа - это прообраз университетов Европы.

    Западная

    Возникшие ранее 3-го тысяч. до н.э. и сменявшие друг друга вплоть до 100-го г. н.э. государства в Междуречье Тигра и Евфрата имели стабильную культуру. Здесь успешно развивали астрономию, математику, письменность, систему музыкальной записи. Процветали различные искусства. Древние города Месопотамии привлекали своими парками, бульварами, каналами, мостами, роскошными домами для знати. Почти в каждом доме были школы. Учебные заведения появились в 3 тысяч. до н.э. в связи с потребностью общества в грамотных людях - писцах.

    Первые сведения о школьном обучении древних египтян восходит к 3-му тысяч. до н.э. Школа и воспитание в Древнем Египте были призваны перевести ребенка, подростка, юношу в мир взрослых. Идеалом древних египтян считался немногословный, стойкий к лишениям и ударам судьбы человек. В соответствии с этим идеалом и шло обучение и воспитание.

    Ученику надлежало, прежде всего, слушать и слушаться. Повиновение достигалось путем физических наказаний.

    Нравственное воспитание осуществлялось путем заучивания морализованных текстов. Цель обучения: подготовка к профессии, которой традиционно занимались члены семьи. Владение грамотой и профессия писца рассматривались как залог социального благополучия. Занятия в школе шли с раннего утра до позднего вечера. В ходу были суровые наказания. Ученик должен был жертвовать мирскими радостями. Школы возникали при храмах, дворцах царей и вельмож. Обучение начиналось с пяти лет. Сначала ученик должен был научиться правильно и красиво писать, считать, затем - составлять деловые бумаги, должен был усвоить более 700 иероглифов и деловых стилей для светских нужд и уставных стилей религиозных текстов. Писали на коже, костях животных, глиняных черепках, но постепенно основным писчим материалом ставится ПАПИРУС. В начале заботились о технике изображения иероглифов. Затем уделяли внимание содержанию текстов, затем обучали красноречию. В ряде школ обучали математике, географии, астрономии, медицине, языкам и др. Передавались навыки строительных работ. Постепенно специализация усиливается. В V веке до н.э. появляются школы врачевания. В Царских школах дети высшей знати учились с детьми фараонов и их родственниками.

    ШколаивоспитаниевДревнем Риме

    В республиканском Риме росло рабовладение, накопление богатств вело к расслоению населения, что обусловило деление школ по имущественному признаку и знатности происхождения на элементарные и более высокой ступени - грамматические школы.

    Элементарные школы, частные и платные, обслуживали некоторую часть небогатого и незнатного свободнорожденного населения, учили чтению, письму и счету, знакомили с законами страны. Богатые и знатные предпочитали давать своим сыновьям первоначальное обучение дома.

    В грамматических школах, также частных и платных, обучались «сыновья привилегированных родителей» латинскому и греческому языкам, риторике. Развитие этих школ было вызвано необходимостью овладения ораторским искусством теми, кто стремился занять выборные руководящие должности.

    В последние столетия республиканского Рима возникли особые школы риторов, где знатное юношество за высокую плату обучалось, риторике, философии и правоведению, греческому языку, математике и музыке, с тем, чтобы в дальнейшем занять высшие государственные должности. После завоевания Греции в Риме распространяется греческая культура, и греческий язык становится языком знати.

    Со времени возникновения Римской империи императоры прекратили грамматические школы и школы риторов в государственные школы, задачей которых являлась подготовка преданных императорской власти чиновников. Учителей этих школ императоры стремились превратить в послушных проводников своей политики, для чего им назначались оклады и предоставлялись различные льготы.

    Когда христианство было объявлено господствующей религией и опорой императорской власти, на должности учителей стали назначать представителей христианского духовенства, и вся работа школы получила резко выраженный церковный характер. Христианство враждебно относилось к древнегреческой культуре, к античной науке и школе.

     Школа и воспитание в Древней Греции

    Древняя Греции - страна, состоявшая из ряда небольших рабовладельческих государств. Наиболее влиятельными из них были Лакония с главным городом Спартой и Аттика с главным городом Афины. В каждом из этих государств, сложились особые системы воспитания: спартанская и афинская. Разница в этих 2-ух системах была обусловлена некоторыми особенностями экономического и политического развития и состоянием культуры государств. Но оба государства были рабовладельческими, и система общественного воспитания обслуживала только детей рабовладельцев. Рабы во всей Греции рассматривались лишь как «говорящие орудия». Они были лишены всех человеческих прав.

    Лакония занимала в юго-восточной части Пелопоннеса территорию, на побережье которой не было удобных гаваней. В стране господствовало земледелие, опирающееся на труд рабов. Незначительное полусвободное неполноправное население в большинстве своем относилось к ремесленникам. 9000 семейств рабовладельцев держали под своей властью более 250 тысяч порабощенного населения. Эксплуатация рабов в Спарте носила жестокий характер, и рабы нередко восставали. Все это заставляло спартиатов держаться очень сплоченно, быть в состоянии военной готовности.

    Воспитание осуществляло государство, оно преследовало, задачу - готовить из детей спартиатов воинов, стойких и закаленных, будущих рабовладельцев.

    Афиняне считали идеальным человеком того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении, и стремились к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Но этот идеал полностью относился только к социальной верхушке - рабовладельцам. Физический труд считался обязанностью лишь рабов. Однако в результате расслоения среди рабовладельцев вычленялась значительная группа малоимущих свободнорожденных и вольноотпущенников, которые вынуждены были заниматься ремеслом или другими видами деятельности, в том числе и учительской деятельностью. На них переносилось презрительное отношение со стороны богатых рабовладельцев.

    В Афинах дети до 7 лет воспитывались дома. Мальчики с этого возраста начинали посещать школу. Девочки получали дальнейшее воспитание в семье, приучаясь к домашнему хозяйству. Жизнь женщины в Афинах была вообще замкнутой и сосредоточена в женской половине дома.

    Первоначально дети обучались в школах грамматиста и пифариста. Эти школы были частными и платными, и поэтому значительная часть детей свободнорожденных, но не имевших средств, граждан не могла получать в них образования. Занятия в школах вели учителя-дидаскалы. В школу мальчиков сопровождал один из рабов, называвшийся педагогом.

    В школе грамматиста обучали читать, писать и считать. Применялся буквослагательный метод: дети заучивали наизусть буквы по их названиям, затем складывали их в слоги, затем слоги - в слова. Для обучения письму использовались навощенные табличка, на которых тонкой палочкой писались буквы. Считать учились при помощи пальцев, камешков и счетной доски. В школе кифариста мальчику давалось литературное образование и эстетическое воспитание: он учился музыке, пению, декламации.

    В 13-14 лет мальчики переходили в учебное заведение, называвшееся палестрой. Здесь в продолжение 2-3 лет они занимались системой физических упражнений, которая получила наименование пятиборья и включила в себя бег, прыганье, борьбу, метание диска и метание копья и плавание. С ними велись беседы по политическим и нравственным вопросам. Физическим воспитанием и беседами в палестре руководили безвозмездно наиболее известные граждане. Обучение в палестре было бесплатным и для значительной части молодежи на этом и заканчивалось.

    Наиболее обеспеченная часть молодежи поступала далее в гимнасии, где изучала философию, политику, литературу, для того чтобы подготовиться к участию в управлении государством, и продолжала заниматься гимнастикой.

    Наконец, как в Спарте, юноши с 18-20 лет переходили в эфебию, где продолжалось их военное и политическое воспитание. Они учились строить укрепления, управлять военными машинами, несли службу в городских гарнизонах, изучали морское дело, участвовали в общественных празднествах и театральных представлениях.

    Расслоение внутри рабовладельческого общества в Афинской республике сказалось в области воспитания в том, что разностороннее воспитание стало доступно лишь детям богатых рабовладельцев. Дети основной массы свободнорожденного населения не могли обучаться в школах. Отцы обучали своих детей ремеслу, а некоторые и грамоте. Это было закреплено законом, согласно которому малоимущие родители обязаны были обучать детей тому или иному ремеслу, в противном случае дети освобождались в будущем от материальных забот о престарелых родителях.
    9. Ведущие педагогические идеи в истории человечества

    Принципы воспитания – это основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. Они отражают уровень развития общества, его нужды и требования к формированию конкретного типа личности. Таким образом, принципы воспитания представляют собой историческую категорию: на разных этапах развития общества становились актуальными или, напротив, теряли свою актуальность различные точки зрения на процесс воспитания. Среди важнейших принципов воспитания необходимо отметить следующие.
          1. Принцип природосообразности воспитания. Идея природосообразности зародилась в античной философии (Демокрит, Платон, Аристотель), однако глубокую разработку она получила в трудах Я.А. Коменского (см. 6.1). Принцип природосообразности занимал значительное место в педагогических концепциях Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервега. При всех различиях в трактовке самого понятия природы их объединяет подход к человеку как к ее части и утверждение необходимости воспитания человека в соответствии с объективными закономерностями его развития в окружающем мире. Принцип природосообразности в европейской педагогике XIX–XX вв. послужил основой многих педагогических концепций: теории свободного воспитания, педологии, теорий возрастного и индивидуального подхода.
          2. Принцип культуросообразности воспитания. Идея культуросообразности впервые появилась в трудах Д. Лок-ка, который объяснял происхождение знания из человеческого опыта, различия в опыте определяются воспитанием и условиями жизни. К.А. Гельвеций утверждал, что человек формируется только под влиянием среды и воспитания. И.Г. Песталоцци сформулировал принципы народной школы, готовящей детей к жизни в конкретной социокультурной среде (см. 8.2). Собственно принцип культуросообразности в педагогике сформулировал Ф.А. Дистервег. Он утверждал, что в воспитании необходимо учитывать условия места и времени, в которых человек родился и живет. К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой в русле этих идей писали о народности в воспитании. П.Ф. Каптерев рассматривал соотношение воспитания, социальных условий и культуры. С.И. Гессен настаивал на единстве школы с обществом и нацией в целом, предполагая существование специальной «областной педагогики». Этот принцип разрабатывали С.Т. Шацкий и В.А. Сухомлинский.
          3. Принцип центрации воспитания на развитии личности. Эта идея зародилась в античных учениях, в них формулировалась мысль о том, что задачей воспитания является развитие личности. Интерпретация воспитания как всестороннего и гармоничного процесса наиболее свойственна учению Ж.-Ж. Руссо (6.2). В русле философии прагматизма (Д. Дьюи) этот принцип понимался как обеспечение роста человека, удовлетворение его интересов и потребностей. В гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу) развитие человека трактуется как процесс свободного раскрытия им своих способностей, а воспитание – как создание возможностей для самореализации и самоконтроля. Данный принцип исходит из приоритета личности по отношению к обществу.
          Принципы природосообразности, культуросообразности и центрации воспитания на развитии личности не потеряли своей актуальности и в настоящее время.
          Принципы обучения направляют деятельность педагогов, выполняя нормативную функцию дидактики. Принципы обучения выросли из потребностей педагогической практики как результат ее обобщения (например, принципы наглядности, прочности и последовательности обучения). Возникнув из опыта, они обеспечили возможность воспроизводить существующую педагогическую практику.
          История дидактики характеризуется настойчивым стремлением выявить общие принципы обучения и на их основе сформулировать те важнейшие требования, соблюдая которые учителя могли бы достигать высоких и прочных результатов обучения. Решение поставленной задачи начинается с выявления логической основы построения системы принципов. Такой основой Я.А. Коменский считал принцип природосообразности обучения, все остальные принципы должны идти в последовательности, согласованной с этой идеей. Ф.А. Дистервег стремился раскрыть принципы обучения конкретнее и рассматривал их в виде обязательных требований, предъявляемых, во-первых, к содержанию обучения, во-вторых, к обучающимся и, в-третьих, к обучающим. К.Д. Ушинский сформулировал необходимые условия хорошего обучения: своевременность, постепенность, органичность, постоянство, твердость усвоения, ясность, самодеятельность учащихся, правильность и т. д.
          Некоторые принципы обучения, такие как принципы наглядности, систематичности и последовательности, воспитывающего и развивающего обучения и другие, оставаясь актуальными и в современной школе, нашли серьезную разработку в трудах многих педагогов. В частности, термин «воспитывающее обучение» впервые был введен И.Ф. Гербартом, однако идеи воспитывающего обучения встречались и в более ранних педагогических концепциях. Воспитывающим называют обучение, при котором достигается органичная связь между приобретением учащимися знаний, умений и навыков и формированием у них эмоционально-ценностного отношения к миру, друг другу, учебному материалу. Соотношение обучения и воспитания – фундаментальная педагогическая проблема. Так, Я.А. Коменский, признавая огромную воспитательную роль обучения, не разделял процессы обучения и воспитания. Ж.-Ж. Руссо преобладающую роль в педагогическом процессе отводил воспитанию. И.Г. Песталоцци связывал умственное образование с нравственным воспитанием, обосновывая это тем, что процесс познания начинается с чувственных восприятий, перерабатываемых затем сознанием при помощи априорных идей. И.Ф. Гербарт считал обучение основным средством воспитания. К.Д. Ушинский видел в обучении важнейшее средство нравственного воспитания.
          Развивающее обучение – это направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, нравственных и познавательных способностей учащихся путем развития их потенциальных возможностей. Как стройная теория развивающее обучение сложилось в трудах Л.С. Выготского. Вместе с тем с разных теоретических позиций проблемы развивающего обучения рассматривались в педагогических концепциях И.Г. Песталоцци, Ф. Фребеля, Ф.А. Дистервега, И.Ф. Гербарта, К.Д. Ушинского и др. В частности, Дистервега считают ученым, впервые обосновавшим в педагогике идею развивающего обучения.
    10. Цивилизации древнего Востока

    Еще три-четыре тысячелетия назад весь европейский север был покрыт труднопроходимыми лесами. Не существовало ни обширных пашен, ни городов. Да и редкое население по большей части ютилось маленькими селениями в долинах рек, либо на морских побережьях. И в это же время, на юге и востоке, на плодородных землях вдоль Тигра и Евфрата, что в Месопотамии, в цветущей долине реки Нил в Египте, в Индии (а, точнее, в северной ее части), вдоль реки Хуанхэ в Китае, уже расцвела богатая и высокая культура. Здесь уже существовали людные и шумные столицы – преисполненные чудесами египетские Фивы, роскошный Вавилон, Ниневия - «логовище львов». Здесь, трудами искуснейших зодчих, воздвигались дворцы, поражающие своим великолепием, а тончайшие росписи, статуи и рельефы, украшавшие их, по сей день будоражат воображение. Здесь впервые в человеческом обществе произошло деление на классы, появились рабы и господа. Впервые люди познали манящую сладость роскоши и изысканности, ощутили непреодолимую тягу к искусству, перестали довольствоваться лишь необходимым, презрев аскезу.

      Одной из самых древнейших цивилизаций древнего Востока, несомненно, было Египетское государство, могучее и солнечное, как бог Ра. Ассирия, славившаяся своими непобедимыми воинами и Вавилония, страна мудрецов, уютно расположились в междуречье Тигра и Евфрата. Страна мореходов – Финикия - была расположена на Средиземном море, а точнее, на восточном его побережье. Между персидским заливом и Каспийским морем, в горах, жили племена эламитян и мидян. А на юге Иранского плоскогорья, в месте, где сухой жаркий песок чередуется с цветущими долинами и реками, проживали племена парсуа, образовывавшие знаменитое Персидское царство. Именно эти племена в середине шестого века подчинили себе большую часть стран Ближнего Востока. Вплоть до завоевания Александром Македонским, почти два столетия, властвовала в Персидском государстве царственная династия Ахеменидов.

       А вот несколько обособленно, расцветала культура Древнего Китая, не отягощенная непосредственной связью с различными политическими событиями, происходящими на Ближнем Востоке. Еще в 1400 году до нашей эры (согласно преданиям) вдоль реки Хуанхэ был заложен первый камень огромного города Шан. В семнадцатом веке до нашей эры кочевники, которые покорили его, переименовали его в город Инь. Собственно, от этого города и берет название древнейший исторический период Китая – Шанский, или Иньский. Люди, населявшие государство Шан-Инь уже были знакомы с искусством письма, а также широко использовали в военных и бытовых целях медь и бронзу. Во втором веке до нашей эры, во времена царствования династии Хань, Китайское государство уже простиралось далеко к западу, достигая границами Средней Азии. Чуть позже наладился регулярный обмен знаменитого на весь мир китайского шелка на различные изделия, изготовленные в западных странах. Но, следует отметить, что все-таки непосредственного соприкосновения со странами Средиземноморья, Китайская цивилизация не знала.

       Некоторые римские и греческие историки лично побывали во многих странах древнего Востока. Они бродили по улицам и базарным площадям, слушали и записывали легенды о древних царях и героях, описывали сказочные, потрясающие воображение дворцы, изумлялись великолепием храмов прошлого. Именно основываясь на всем услышанном и увиденном, творил, тщательно записывая на пергаменте свою «Историю», знаменитый эллин Геродот. Во многом, именно благодаря ему, европейцы могли хоть что-то узнать о истории цивилизаций древнего Востока, так как ранее, до того, как сделалось возможным прочесть древние письмена исчезнувших цивилизаций, труды римских и греческих историков были единственным источником знаний о них.
    11. Эллинская цивилизациия

    Под эллинской цивилизацией мы понимаем цивилизацию, сложившуюся в пределах Греции, или Эллады, если следовать древнему самоназванию. Пространственно эллинская цивилизация имела тенденцию к весьма экстенсивному расширению этой страны. Эллинская цивилизация прошла длительный путь развития, и условно можно выделить следующие периоды:

    Раннеэлладский ХХХ – ХХII вв. до н.э.

    Среднеэлладский ХХI –ХVII вв. до н.э.

    Позднеэлладский XVI – XII вв. до н.э.

    Гомеровский XI – IX вв. до н.э.

    Архаический VIII – VI вв. до н.э.

    Классический V – IV вв. до н.э.

    Эллинистический III – I вв. до н.э.

    Эллинской цивилизации была свойственна особая экономическая система. Само слово «экономика» греческого происхождения – оно обозначало «домашнее хозяйство». Основой экономики эллинов была верховная собственность полиса на землю. Полис распределял земли среди своих граждан, контролировал использование земли, мог изымать земельные владения за бесхозяйственность и расточительность; земельные владения не подлежали отчуждению и дроблению при передаче по наследству. В то же время у эллинов развивалась частная собственность на постройки, движимое имущество, скот, рабов, Эллада принадлежала к числу тех немногих стран, прогресс которых строился не на земледельческой экономике, но на торговом обмене. Еще в XVI в. до н.э., до завоевания дорийцев, в Элладе получил хождение унаследованный от критян денежный эквивалент – талант. В VIII в. до н.э., одновременно с алфавитом, в Элладе появилась первая монета – драхма, с выбитыми на ней знаками полиса и гарантированным весом. Сами по себе деньги были изобретены в Лидии, малоазийском царстве, но именно в Элладе они получили особое развитие. Появилось ростовщичество – ссуда денег под процент. Возникло искусство накопления денег, основанное на способности денег давать прирост, или новые деньги; позднее это искусство будет названо Аристотелем «хрематистикой».

    Воспроизводство политического, социального, экономического опыта, его передачу из поколения в поколение обеспечивала система образования. Эллинская школа оформилась в классический период. Само слово «школа» производно от древнегреческого σχωλη – досуг. Различались школы начальной, средней и высшей ступени . В Элладе возникла философия как самая абстрактная наука о природе, обществе и человеке. Ее истоки восходят к VI в. до н.э., к деятельности софистов, мудрецов – тому же Фалесу Милетскому, Гераклиту Эффескому (530–470 гг. до н.э.), Пифагору (582– 500 гг. до н.э.), Анаксимандру (611– 547 гг. до н.э.).

    Эллада стала родиной геометрии и математики. Фалес и Пифагор сформулировали первые теоремы. Последователи Пифагора открыли иррациональные числа. Евдокс (408–355 гг. до н.э.) разработал теорию пропорций и начал применять буквы для обозначения геометрических фигур, заложив основы геометрической алгебры. Эвклид (III в. до н.э.) систематизировал знания по геометрии и математике в своем трактате «Начала»; он привел способы определения площадей и объемов различных фигур и тел, изложил теорию чисел, дал определения и аксиомы, в частности, о параллельных прямых. Диофант (+250 г. до н.э.) занимался решением уравнений и алгебраическими счислениями.

    Элладе обязана своим становлением физика. Здесь нужно указать на открытия Архимеда. Достаточно обширные познания небесной сферы были известны уже предшественникам эллинов, но только в Элладе они приобрели характер рациональной теории; именно у эллинов возникли теоретическая астрономия и само обозначение науки о небесных светилах. В Элладе сложилась и география, зародилась наука о прошлом – история, само обозначение которой должно осмысляться как «исследование». Нельзя не сказать и о медицине, освобожденной от магических представлений и основанной на опыте. Ее подлинным основателем стал Гиппократ (460– 370 гг. до н.э.). Говоря о науках, нельзя не отметить достижений эллинов в технике. Еще до вторжения дорийцев эллинам был известен патронный винторезный токарный станок, на котором можно было вытачивать цилиндры, шары, конусы. Архимеду были хорошо известны винты, блоки, лебедки, зубчатые передачи; он прославился изобретением ирригационных и военных машин; он впервые стал использовать болт. Но, пожалуй, самым выдающимся инженером Эллады был Герон Александрийский (150–100 гг. до н.э.), автор сочинения «Театр автоматов», основатель первой технической школы. Им созданы самые разнообразные механизмы – диоптры, воздушный орган, фонтаны; он открыл свойства пара и создал эолипил, первую паровую машину. Характерно, что это изобретение использовалось отнюдь не для облегчения труда рабов, но в театральных зрелищах: машины Герона заставляли танцевать механических марионеток, сражаться искусственного Геракла.

    Технические достижения эллинов, кроме, пожалуй, паровых машин, широко использовались в архитектуре. Эллины значительно продвинулись вперед в технологиях обработки камня, мрамора. Они выработали основные архитектурные формы, до сих пор применяемые в строительстве. Они изобрели ордер – способы соединения несущих и несомых частей в архитектуре, которые и сегодня являются неотъемлемыми признаками европейского города. Эллины разработали все основные архитектурные элементы от фундамента до кровли, на века создав своеобразную строительную азбуку; неслучайно греческие названия многих архитектурных элементов сохраняются в современных европейских языках.

    Предметом особой гордости эллинских мастеров были 7 чудес света. Эллины первыми стали строить стадионы, ипподромы и театры. Изобретение алфавита дало колоссальный толчок развитию литературы и поэзии. Поэзия в Элладе была всеобъемлющей:

    Апогеем расцвета эллинской цивилизации стало время Александра Македонского (356–323 гг. до н.э.). Варвар, получивший греческое воспитание, он установил в результате жестоких завоеваний огромную империю: помимо собственно Греции в нее входили Иллирия, Скифия, Сирия, Финикия, Египет, Персия, западная часть Индии; столицей стал Вавилон. Повсюду основывались полисы, называвшиеся в честь завоевателя – Александриями. Александр считал себя сыном бога Зевса и ставил себе целью установление господства над миром. Ему приписывают, в связи с этим, стремление установить власть не только над землей, но и над другими стихиями; считается, что Александр Македонский был первым человеком, поднявшимся в воздух на шаре; что он первым опустился в «батискафе» на дно моря. Император мечтал о слиянии греков и варваров. В его правление началась эллинизация Ближнего Востока: греческий разговорный язык и греческая письменность стали официальными на всем пространстве империи. В то же время началась ориентализация самой Эллады: стали распространяться в эллинских полисах восточные верования, ритуалы, обряды. При императорском дворе был введен ритуал проскинезиса – падения ниц перед императором.

    После внезапной смерти Александра от малярии развернулась ожесточенная борьба между диадохами, преемниками, в результате которой империя распалась на несколько частей.
    12.Римская школа.Квинтилиан

    Воспитание и школа в Древнем Риме. В республиканском Риме росло рабовладение; накопление богатств вело к расслоению населения, что обусловило деление школ по имущественному признаку и знатности происхождения на элементарные и более высокой cтупени — грамматические школы, а позже школы ораторов. 
    Элементарные школы, частные и платные, обслуживали некоторую часть небогатого и незнатного свободнорожденного населения (плебеев), учили чтению, письму и счету, знакомили с законами страны. Богатые и знатные предпочитали давать своим сыновьям первоначальное обучение дома. 
    В грамматических школах, также частных и платных, обучались сыновья привилегированных родителей латинскому и греческому языкам, риторике (искусству красноречия с некоторыми сведениями по литературе и истории). Развитие этих школ было вызвано необходимостью овладения ораторским искусством теми, кто стремился занять 
    выборные руководящие должности. 
    В последние столетия республиканского Рима возникли особые школы риторов (ораторов), где знатное юношество за высокую плату обучалось риторике, философии и правоведению, греческому языку, математике и музыке, с тем чтобы в дальнейшем занять высшие государственные должности. После завоевания Греции (II век до н. э.) в Риме распространяется греческая культура и греческий язык становится языком знати. 
    Со времени возникновения Римской империи императоры превратили грамматические школы и школы риторов в государственные школы, задачей которых являлась подготовка преданных императорской власти чиновников. Учителей этих школ императоры стремились превратить в послушных проводников своей политики, для чего им назначались оклады и предоставлялись различные льготы. Особое внимание они уделяли школам риторов. 
    Когда христианство было объявлено господствующей религией и опорой императорской власти, на должности учителей стали назначать представителей христианского духовенства, и вся работа школы получила резко выраженный церковный характер. Христиaнство враждебно относилось к древнегреческой культуре, к античной науке и школе. 
    Pазработка педагогических и методических положений в Древнем Риме. Наиболее известным из римских педагогов был Марк Фабий Квинтилиан (42—118 гг. н. э.). Сохранившиеся фрагменты его сочинения «О воспитании оратора» позволяют судить об основных педагогических взглядах автора. Квинтилиан был хорошо знаком с современной ему греческой и римской философской и педагогической литературой. Он обобщил и свой большой опыт как преподаватель школы риторов. В истории педагогики это одна из первых работ, тесно связанная с практикой школы. 
    Квинтилиан считал, что дети свободных граждан имеют большие природные способности. По его мнению, тупость и неспособность среди них — редкое явление. Ребенок должен воспитываться в школе, учителю следует подходить к каждому воспитаннику осторожно и внимательно. Сам учитель должен быть образованным, любить детей, быть сдержанным, не раздавать легко наград и наказаний, быть примером для учеников и внимательно их изучать. Каждый учитель должен пройти все ступени обучения. Учитель школы повышенного типа должен предварительно учительствовать в элементарной школе. 
    Квинтилиан придавал большое значение развитию речи ребенка с раннего возраста. Для этой цели он рекомендовал брать в дом мамок и нянек с хорошим произношением, подбирать товарищей для игр ребенка, внимательно следить за поведением окружающих ребенка детей и устранять от него дурных товарищей. 
    Изучение языка и музыки, по Квинтилиану, способствует выработке хорошего произношения, улучшает стиль речи, делает ее более выразительной. В целях воспитания логического мышления, стройности и последовательности мысли он считал необходимым изучение математики (арифметики и геометрии), строить обучение, опираясь на теоретические наставления, подражание и упражнения. В особенности признавалось важным, чтобы основы знаний закладывались прочно, не спеша.
    13. Арабская культура

    В истории великих культур классическая арабо-мусульманская занимает одно из важнейших мест. В свое время эта высокоразвитая самобытная культура процветала на бескрайних просторах от Индии до Испании, включающих Ближний и Средний Восток и Северную Африку. Ее влияние ощущалось во многих частях света. Она явилась важным связующим звеном между культурой античности и средневекового Запада. Арабо-мусульманская культура, как следует из самого словосочетания, несет на себе печать ислама и арабизма. Арабский Халифат – название государства, образовавшегося в результате арабских завоеваний VII-IX вв. Рождение арабской культуры тесно связано с появлением Халифата. Можно сказать, что под знаменем ислама арабский народ начал свою великую, полную успехов историю, создал обширную империю, блестящую арабо-мусульманскую цивилизацию и культуру. Арабы стали наследниками таких великих государств, как Византия и Персия. В более поздние времена в орбиту ислама вошли другие народы – персы, турки, монголы, индийцы и малайцы, так что ислам стал мировой религией. В исламе нет церкви как социального института, нет и духовенства в строгом смысле слова, поскольку не признается какой-либо посредник между Богом и человеком. Богослужение может совершать любой член уммы, религиозной общности людей, объекта заботы и внимания Аллаха, которая является формой социальной организации верующих. Культ требует от верующих выполнения пяти основных обязанностей (“пять столпов ислама”): исповедания веры, ежедневной молитвы, раздачи милостыни, соблюдения поста и совершения паломничества.

    С начала своего развития в VII в. на протяжении семи веков арабо-мусульманская культура находилась на высоком уровне, оставив далеко позади европейскую науку и культуру того периода. Ее успешному развитию способствовало то, что арабский язык был единым языком, которым пользовались при изложении своих трудов все мусульманские ученые независимо от своего происхождения, а не только арабы. Именно на этом языке были написаны почти все научные, философские и литературные произведения, не говоря уже о религиозных и юридических трудах. Следует добавить, что арабским алфавитом пользовались как орнаментальным мотивом в мусульманском искусстве и архитектуре, особенно в сакральной архитектуре.

    Первыми центрами науки в мусульманском мире были мечети – своеобразные университеты, ибо в них обучали всем религиозным и светским наукам. Некоторые из них получили большую известность в истории арабо-мусульманской науки как подлинные университеты. Достаточно вспомнить большую мечеть Омейядов в Дамаске (основана в 732 г.), знаменитую каирскую мечеть Аль-Азхар и др. Ислам способствовал расцвету науки, ведь еще пророк Мухаммед сказал: “Лицезрение ученых равнозначно молитве”, а его племянник Али говорил: “Добывай знания: они тебя украсят, если ты богат, и прокормят, если ты беден”. Обычно в соответствии с традицией арабо-мусульманского строительства в новом городе возводили мечеть, госпиталь и школу или другие общественные учреждения, которые способствовали физическому и духовному здоровью человека.

    В области точных наук достижения арабских ученых были огромны. Общеизвестно, что арабская система счета, корни которой уходят в Индию, была воспринята и распространена в Европе. Арабские ученые (Мухаммед аль-Хорезми и др.) внесли большой вклад в развитие алгебры, сферической тригонометрии, математической физики, оптики, астрономии и др. научных дисциплин. Высокого уровня развития у арабов достигла химия. Можно сказать, что арабские ученые в области химии открыли окиси серы и азота, азотное серебро и другие соединения, а также дистилляцию и кристаллизацию.

    Весьма высокий уровень у арабов имела медицина, ее достижения в различных областях длительное время питали европейскую медицину. Один из первых знаменитых врачей ар-Рази (IX в.) был величайшим клиницистом в мире ислама, многие его труды являются настоящими медицинскими энциклопедиями. Крупную энциклопедию в области медицины представляет собой и “Канон медицины” знаменитого Ибн Сины (Авиценны) (980-1037). Авиценна был философом, медиком, поэтом, государственным деятелем; его перу принадлежит более 400 произведений. В своих “Книге исцелений” и “Каноне врачебной науки” он обобщил достижения медицины того времени. Величайший хирург арабского мира аз-Захрави поднял хирургию до ранга самостоятельной науки, его важнейший трактат “Ташриф” положил начало иллюстрированным трудам по хирургии. Он стал применять антисептические средства при лечении ран и накожных повреждений, изобрел нити для хирургических швов, а также около 200 хирургических инструментов, которые впоследствии использовались хирургами как в мусульманском, так и в христианском мире. Другим знаменитым пионером медицины был Ибн Зухр (Авензоар), один из крупнейших арабских врачей Испании (1094-1160). Он первым описал воспаление легких, рак желудка и др. Его считают предвестником экспериментальной медицины.

    Специализация в науке никогда не препятствовала арабским ученым и мыслителям соотносить друг с другом различные дисциплины и связывать разные области знания в единое целое. Это необходимо иметь в виду при рассмотрении арабо-мусульманской философии. Ярким примером такой тенденции к синтезу служит знаменитое произведение “Тысяча и одна ночь” – сборник арабских сказок, отразивший систему ценностей светской арабской культуры IX-X вв. В этих сказках ярко отражено мышление народа, раскрываются его желания, верования и представления. Поэзия VII-VIII вв. отличалась жизнерадостным тоном, воспевала воинские подвиги, веселье, любовь, вино. В прозе наиболее популярным был жанр любовно-приключенческих рассказов и анекдотов из быта разных слоев населения.

    Для мусульманского искусства (ковроткачество, архитектура, живопись, каллиграфия) характерны повторение выразительных геометрических мотивов, неожиданная смена ритма и диагональная симметрия. Типичным примером арабо-мусульманской художественной культуры является арабеска – специфический мусульманский орнамент. Арабеска благодаря чёткой ритмической основе имеет аналогии в арабской риторике и поэзии. В Х в. здания стали украшать арабесками.

    Как все виды мусульманской культуры, архитектура в странах Халифата развивалась на основе слияния арабских традиций с мест ными. В частности, арабы усвоили достижения эллинистического, римского и иранского зодчества. Шедеврами арабо-мусульманской архитектуры являются Тадж-Махал в Индии, голубая мечеть в Стамбуле, мечети и дворцы Самарканда и Исфахана, дворец Альгамбры в Гранаде, дворцы и мечети Кордовы. Орнаменты изразцов мусульманских зданий впоследствии использовались при создании знаменитых по всему миру персидских ковров. Развивалось искусство миниатюры, его вершиной считаются миниатюры багдадской школы XIII в. Миниатюры украшали рукописные, медицинские и астрономические труды, сборники сказок и басен, литературные сочинения.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что наука и философия древних греков дошли до европейцев в большей степени через мусульманских мыслителей. Многое из того, что традиционно принято считать достижениями европейской культуры, справедливее было бы отнести к достижениям мусульманской. Даже термин “гуманность”, т.е. “человечность”, впервые появился на мусульманском Востоке. Его автором был великий персидский поэт Саади (XIII в.).

    14.Схоластика
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта