Главная страница
Навигация по странице:

  • 29 Педология

  • 30 . Р.Оуэн Фабричная система

  • 31. Трудовая школа

  • 32. школа действия Лая

  • Воздействие на ребёнка через выражение

  • 34. становление русской национальной школы и педагогики

  • ответ на тесты. 1. Общая характеристика педагогики как науки. Цели, задачи Понятие педагогики и этапы ее развития Слово педагогика


    Скачать 256.6 Kb.
    Название1. Общая характеристика педагогики как науки. Цели, задачи Понятие педагогики и этапы ее развития Слово педагогика
    Анкорответ на тесты.docx
    Дата15.03.2018
    Размер256.6 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаответ на тесты.docx
    ТипДокументы
    #16719
    страница6 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Джон Локк (1632–1704), получивший блестящее образование в Оксфордском университете, утверждал природное равенство людей, считал, что воспитание на «чистом листе» наносит характер и личностные качества человека. Педагог писал по этому поводу: «Девять десятых людей становятся тем, что они есть, благодаря своему воспитанию». Таким образом, Локк одним из первых педагогов-мыслителей поставил вопрос о пределах возможностей воспитания, которые ограничены как индивидуальными способностями, так и условиями жизни индивида. Концепция воспитания и образования Д. Локка изложена в его трактате «Мысли о воспитании» (1693), где содержится программа всестороннего развития джентльмена, буржуа, делового человека Нового времени.

    Главная цель воспитания, по Д. Локку, – подготовка человека к счастливой и разумной жизни, в которой он был бы свободен и не ущемлял бы свободы других. Для достижения этой цели педагог предполагает умственное, нравственное, физическое, трудовое воспитание. Воспитание джентльмена должно осуществляться подготовленным гувернером в семье, поскольку «школа есть собрание дурно воспитанных мальчиков». Приоритетным для Локка является нравственное воспитание, главной задачей которого выступает выработка характера: «Обучать мальчика нужно, но это должно быть на втором плане, только как вспомогательное средство для развития более важных качеств». К таковым качествам он относил сдержанность, мужество, умение владеть собой, благожелательность, щедрость, хорошие манеры и т. д. К средствам нравственного воспитания педагог относил убеждение, пример, упражнение, дисциплинирование, поощрение, порицание и др.

    Определяя содержание умственного воспитания, Д. Локк исходил из принципа утилитаризма: джентльмену нужно давать знания, необходимые для «деловых занятий в реальном мире». В программу умственного воспитания педагог включал чтение, письмо, родной язык, арифметику, географию, финансы, право, историю, астрономию, французский язык, бухгалтерию, танцы, верховую езду. Кроме этого, хорошие манеры вырабатываются на основе обучения музыке, танцам, этикету, фехтованию; практическая направленность обучения требует знания ремесел и легкого труда, что формирует личность и делает человека независимым. Процесс обучения, по Локку, должен строиться на основе естественной любознательности ребенка. Вместе с тем воспитанник должен быть подготовлен не только к ведению коммерческих дел, но и к осознанию своей гражданской ответственности, приспособлен к благодетельной жизни. В трактовке физического воспитания педагог большое внимание уделял закаливанию, соединенному с физическим трудом, поскольку здоровье является залогом счастья человека. Д. Локк утверждал, что учет природных задатков и специфики индивидуальных особенностей позволит наставнику максимально расширить возможности воспитания.

    29 Педология

    Педология  — направление в науке, ставившее своей целью объединить подходы различных наук (медицины, биологии, психологии, педагогики) к развитию ребёнка.

    В буквальном переводе на русский язык педология означает «наука о ребенке». Но, как это часто

    бывает, буквальный перевод какого-нибудь названия науки еще не выражает достаточно точно, что

    изучает наука в этом предмете. Можно изучать детские заболевания, патологию детского возраста, и

    это будет тоже в известном смысле наука о ребенке.

    Можно изучать воспитание ребенка в педагогике, и это тоже будет до известной степени наука о ребен-

    ке. Можно изучать психологию ребенка, и это тоже будет в известной степени наука о ребенке. Поэтому

    нужно с самого начала установить, что именно в ребенке является предметом педологического изуче-

    ния. Поэтому более точно следовало бы сказать, что педология есть наука о развитии ребенка. Развитие

    ребенка и есть прямой и непосредственный пред мет нашей науки.

    Педология разрабатывает свой специальный метод, который характеризуется тремя основными мо-

    ментами. Первое — тем, что это метод целостного исследования ребенка, что под целостным исследо-

    ванием не следует понимать ни всестороннее изучение, ни такое изучение, которое исключает анализ, а

    своеобразный тип этого анализа, именно такой ана

    лиз, который пользуется методом разложения не на элементы, а разложения на единицы.

    Второй особенностью педологического метода является то, что он носит клинический характер в

    смысле изучения процессов развития, стоящих за симптомами отдельных возрастов.

    И третья его особенность заключается в том, что это есть метод сравнительно-генетический, изучаю-

    щий особенности развития ребенка на отдельных возрастных этапах, сравнивающий эти отдельные

    возрастные этапы между собой на возможно более тесных промежутках времени и тем самым подво-

    дящий нас к выяснению пути, которым переходит ребенок от одного этапа к другому.

    Своеобразие педологического метода исследования выступает в учении о среде и наследственности.

    Основной факт, с которым встречаемся мы при подходе к ребенку, это — развитие. Ребенок есть

    существо, растущее и развивающееся… Поэтому процесс развития есть первое, что приходит-

    ся понять, когда начинаешь изучение ребенка
    30 . Р.Оуэн Фабричная система

    Оуэн- англ. социалист-утопист С 1800 управлял в качестве совладельца крупным текстильным предприятием в Нью-Ланарке (Шотландия). Деятельность О. в Нью-Ланарке принесла ему широкую известность фабриканта-филантропа. О. ввел на фабрике сравнительно короткий для того времени рабочий день, создал ясли, детский сад и образцовую школу для детей рабочих, провел ряд мер для улучшения условий труда и быта рабочих. В 1815 О. выступил с проектом закона, к-рый ограничивал рабочий день для детей и устанавливал для работающих детей обязательное школьное обучение. В 1817 О. составил докладную записку парл. комиссии, в к-рой выдвинул идею трудовой коммуны как средства борьбы с безработицей. К 1820 окончательно оформились социальные идеи О.: он пришел к убеждению в необходимости радикальной перестройки общества на началах общности владения, равенства в правах и коллективного труда.. С этого времени О. стал отдавать все свои силы пропаганде идей утопического социализма, хотя сам он свою "рациональную систему" организации общества стал называть социалистической лишь в последний период своей деятельности. О. подверг резкой критике осн. принципы бурж. общества: частную собственность, конкуренцию, капиталистич. разделение труда, клас. противоположность. О. понял значение капиталистич. фабричной системы как исходного пункта социальной революции, хотя и не сумел сделать из этого положения революц. выводов.

    О. оказался не в состоянии вскрыть подлинные корни противоречий капитализма и открыть законы его развития, обусловливающие неизбежность его гибели. Будучи идеалистом в истолковании общественных явлений, О. видел осн. причину социальных бедствий в недостаточном развитии просвещения. Переход к социализму он связывал с прогрессом человеческого разума, к-рому рано или поздно должна будет открыться истина о "рациональной организации" общества. О. не понимал ист. роли пролетариата, видя в нем лишь страдающий класс. Будущее "рациональное" общество О. представлял себе в виде свободной федерации небольших социалистич. самоуправляющих общин, включающих не более 3 тыс. чел. Гл. вид занятий в общине - земледелие. О. был против отделения пром. труда от сельскохозяйственного (община организует у себя также и пром. произ-во). При общности владения и общем труде не может быть ни эксплуатации, ни классов. Работа распределяется между гражданами в соответствии с их способностями и с интересами общины; продукты распределяются в соответствии с потребностями. Считая, вслед за франц. материалистами 18 в., что человеческий характер является продуктом общественной среды, окружающей человека, О. был убежден, что в его новом обществе родится новый человек. Правильное воспитание и здоровая среда научат его чувствовать и мыслить рационально, искоренят в нем эгоистич. привычки. Суды, тюрьмы, наказания станут не нужны.

    Считая безнадежными попытки разрешить общественные противоречия революц. путем, О. высказывался против клас. борьбы; он считал, что положение народа не может быть улучшено политич. преобразованиями. Реорганизация общества может быть осуществлена, по мнению О., самими пр-вами: никакое пр-во не может долго противодействовать голосу разума. Но, придавая большое значение инициативе пр-ва, О. считал также весьма целесообразной инициативу отд. групп и орг-ций. Он был убежден, что достаточно основать одну общину, и ее преимущества неизбежно вызовут стремление к орг-ции других. Стремясь показать практич. осуществимость и преимущества трудовых коммун, О. отправился в 1824 в США, чтобы организовать там опытную колонию на началах общности владения . Однако все опыты О. в США послужили лишь доказательством утопичности его планов.
    31. Трудовая школа Кершенштейнера

    Георг Михаэль Кершенштейнер ( 29 июля 1854  15 января 1932) — известный немецкий педагог

    Идея соединения умственного и ручного труда, как средство выработки общих трудовых навыков, необходимых трудящемуся любой профессии, средству формирования соответствующих нравственных качеств, была более ярко отражена в теории «трудовой школы» и «гражданского воспитания» немецкого педагога Георга Кершенштейнера. В статье «Школа будущего - школа труда» он изложил основные принципы организации такой школы, представил модель новой трудовой школы. Трудовая школа  должна стать таким образовательным учреждением, которое готовило бы детей главным образом из народа  к будущей трудовой деятельности, такая школа должна давать ученику минимум знаний, максимум умений и трудолюбия, а также соответствующие гражданские убеждения. Для новой школы необходимо: обширное поле ручного труда, который, в зависимости от способностей ребенка, станет средством умственного развития; освоение труда, которым занимаются родители; работа, осуществляемая совместно с товарищами. При организации народной школы лучше всего было бы соединить преподавание с ручным трудом и изобразительно-иллюстративной деятельностью, широко используя опытническую  и лабораторную работу.

    Г.Кершенштейнер предлагал для практических занятий разные мастерские, кузню, школьный сад – вообще ту сферы деятельности, к которой у ребенка есть интерес. И хотя такая трудовая школа знакомит учащимся с методами и приемами труда характерными для определенной отрасли знаний (средняя школа) или практической деятельности (народная начальная школа), она носит не профессиональный, а политехнический характер.

    Профессиональную подготовку Г. Кершенштейнер предлагал осуществлять в «дополнительных» школах для работающих подростков, окончивших народную школу.

    В тесной связи  с концепцией  трудовой школы у Г.Кершенштейнера выступала теория гражданского воспитания.

    Задачи школы обеспечение учащихся профессиональной подготовкой с приданием её нравственного значения, и воспитание гражданина - патриота. Для реализации этих идей организация школьного производства должна осуществляться по типу трудовой общины. В докладе "Школа будущего - трудовая школа" изложил основные принципы организации такой школы: готовить детей, главным образом из народа к будущей трудовой деятельности, причем основная цель не сообщение знаний, а выработка у учащихся элементарных трудовых навыков и воспитание дисциплины поведения. Для детей только то имеет значение, чего они добиваются путём самодеятельности, поэтому в школу и должен быть введён ручной труд. При организации народной школы лучше всего было бы соединить преподавание с ручным трудом и изобразительно - иллюстративной деятельностью. Ручной труд вводился в школу как самостоятельный учебный предмет, сама организация обучения на ранних стадиях примыкала к игровой деятельности.

    В тесной связи концепции трудовой школы у К. выступала теория гражданского воспитания, изложенная им в работе "Понятие гражданского воспитания". В ней он рассматривал народную школу и армию как наиболее действенные государственные воспитательные институты, способные формировать у молодёжи желание трудиться на благо Отечеству и защищать его.

    Цель государства и задачи общественной школы.

    Государственное устройство, воплощающее в своих целях нравственную идею, является высшим внешним нравственным благом.Самое лучшее воспитание то, которое делает самого воспитателя все более излишним. Цель общественной государственной школы - воспитать ценных граждан. Задачи общественной школы: помочь выбрать профессию, приучить смотреть на профессию как на службу. Смысл трудовой школы заключается в том, чтобы при минимуме научного материала выявить максимум умений, способности к радости от труда.

    Итоги: трудовая школа - это такая организация школы, для которой образование характер

    32. школа действия Лая

    Автор воспитательной концепции «школы действия». Представлял педагогический процесс следующим образом. Воздействие на ребёнка через восприятие: наблюдательно-вещественное преподавание - жизнь природы, химия, физика, география, естественная история; жизнь человека, учение о народном хозяйстве, граждановедение, педагогика, история, философия, мораль. Воздействие на ребёнка через выражение: изобразительно-формальное преподавание – словесное изображение (язык), художественное изображение, эксперименты, физическое изображение, математическое изображение, уход за животными, творчество в моральной области, поведение в классной общине. Труд в системе Лая - не учебный предмет, а принцип преподавания. Лай биологизировал педагогику.[2] Решающее значение в педагогической практике придавал организации действия в понятие, которого включал любую практическую и творческую деятельность учащихся и их поведение.

    В. Лай утверждал, что детские интересы вырабатываются прежде всего на основе спонтанных рефлексов. Соответственно центр воспитательного процесса он смещал в сферу деятельности самого ребёнка, которого Лай рассматривал как активную силу социальной и природной среды, ибо его деятельность является реакцией на окружающий мир. Эту деятельность следует организовывать, учитывая особенности, рефлексы, потребности физиологии и психологии детей. Среди детских рефлексов особое значение придавалось "инстинкту борьбы", наличие которого, как писал А. Лай, помогло человеку стать господином мира. Подобный инстинкт, считал Лай, имеет положительные и отрицательные последствия. Скажем, продиктованные им стремления быть сильным, ловким служат педагогической задаче привести ребёнка в состояние гармонии с природой. Дурное в таком инстинкте, в частности жестокость, в процессе воспитания следует глушить. Концепция А. Лая — важная ступень в познании ребёнка и педагогической теории. А. Лай справедливо ставил в зависимость от психолого-биологического фактора результаты воспитания. Однако он заметно ограничивал предмет педагогической науки биологией ребёнка, что обедняло возможности изучения закономерностей воспитания.[3]

    Основываясь на данных различных поисков путей реформы школы, В.А. Лай пытался создать новую педагогику — педагогику действия. Исходным пунктом и способом реализации педагогики действия выступали для него не книги и объяснения учителя, не один лишь интерес, воля, труд или что-либо подобное, а, как писал он сам, лишь полная жизнь ребёнка с её гармоническим разнообразием реакций. В основе обучения должна лежать последовательность таких действий, как восприятие, умственная переработка воспринятого, внешнее выражение сложившихся представлений с помощью описания, рисунка, опытов, драматизации и других средств. Именно поэтому ручной труд выступал у В.А. Лая как принцип преподавания, способствующий обучению и воспитанию.

    Труд является необходимым заключительным звеном естественного процесса взаимосвязанных реакций. Особая роль В.А. Лаем отводилась третьему компоненту его триады — выражению, которое и являлось собственно действием, направленным на приспособление ребёнка к окружающим условиям среды, в том числе и социальным. Это приспособление ребёнка было основной задачей школы действия. В книге «Школа действия. Реформа школы сообразно требованиям природы и культуры» В.А. Лай писал о том, что его школа действия ставит своей целью создать для ребёнка простор, где бы он мог жить и всесторонне реагировать на окружающее; она должна быть для ребёнка общиной, моделирующей природную и социальную среду, вынуждает ученика согласовывать свои действия с законами природы и волей сообщества окружающих его людей.

    33

    ДЬЮИ ДЖОН (1859-1952), философ, педагог, психолог. США.Экспериментальный метод у него предполагал, что мы знаем только тогда, когда можем своей деятельностью произвести действительно изменение в вещах, которые подтвердятся или опровергнутся. Каждый ребенок – неповторимая индивидуальность и потому должен стать центром пед. процесса. Дьюи рассматривал воспитание как процесс накопления и реконструкции опыта с целью углубления его социального содержания. Он выдвинул идею создания «инструментальной» педагогики. Обучение должно сводиться преимущественно к трудовой деятельности, где каждое действие ребенка становится инструментом его познания, собственного открытия. Конечным результатом должна стать сформированность навыков мышления, под которыми понималась способность в первую очередь к самообучению. Целями образовательного процесса выступали умение решать жизненные задачи, овладение творческими навыками, обогащение опыта, воспитание вкуса к самообучению и самосовершенствованию. Воспитатель и учитель должны лишь направлять деятельность учащихся в соответствии с их способностями. Задача воспитателя – развитие прирожденных способностей. школа должна выполнять функции: упрощать сложные явления жизни, представляя их детям в доступной форме, выбирать для изучения наиболее типичные и важные моменты, содействовать выравниванию социальных различий. Содержание образования – приобретенный опыт ребенка. Способ приобретения опыта – решение различных практических задач: изготовить макет, найти ответ на вопрос. У детей важно развивать при этом силу воли и формировать характер. Дьюи выделил 3 периода школьной жизни.

    1 — 4-8 лет: четкость связей между впечатлениями, представлением и действием.

    2 – 8-11 лет: период расширения сфер деятельности и заинтересованности в ее результатах. Выявляются связи между средствами и целями деятельности, появляется творчество.

    3 – 11 лет окончание начального образования: связан с развитием всех сущностных сил личности.

    Школьное обучение следует начинать с деятельности учащихся, имеющей социальное содержание, позже подводить школьников к теоретическому осмыслению материала, познанию природы вещей, способа их изготовления. Подлинное образование – все ценное, вынесенное и пережитое из конкретных ситуаций.

    Дьюи полагал, что можно положительно повлиять на жизнь каждого человека, заботясь с детства о здоровье, отдыхе и карьере будущего члена общества.

    Приверженцев свободного воспитания объединяли отрицание традиций, призыв развивать в ребенке творческие созидательные силы. Ведущую роль в воспитании должно играть детское переживание и накопление воспитанником личного опыта.
    34. становление русской национальной школы и педагогики

    Органическое единство педагогики и православия. Педагогика, понимаемая на Руси как «душевное строение», призвана помочь человеку овладеть христианскими добродетелями, мудростью христианского смирения и любви к Богу. Одновременное сосуществование православной педагогики, опирающейся на духовно-нравственные ориентиры и народной педагогики, помогающей процессу социализации в быту и профессиональной подготовки. Обучение грамоте играло вспомогательную роль и было призвано способствовать изучению религиозных текстов. Внешкольная система обучения. Начиная с XVII века - проникновение европейской образованности, формирование нетипичных для древнерусской педагогической традиции подходов к осмыслению природы человека, целей, путей, способов и средств его воспитания и обучения. Усиление внимания к рациональной познавательной деятельности.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта