Главная страница
Навигация по странице:

  • Жан Овид Декроли

  • 24 Трудовая школа Френе

  • ДАЛЬТОН-ПЛАН

  • 25.

  • Теория «свободного класса».

  • 26.опыт экспериментальных учебных заведений в странах западной европы свободные школы

  • 27 Предпосылки и сущность дифференц. Подхода. Дж.Локк о воспитании джентельмена и воспитании рабочих в школах при работных домах

  • ответ на тесты. 1. Общая характеристика педагогики как науки. Цели, задачи Понятие педагогики и этапы ее развития Слово педагогика


    Скачать 256.6 Kb.
    Название1. Общая характеристика педагогики как науки. Цели, задачи Понятие педагогики и этапы ее развития Слово педагогика
    Анкорответ на тесты.docx
    Дата15.03.2018
    Размер256.6 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаответ на тесты.docx
    ТипДокументы
    #16719
    страница5 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Дом сирот (1912) и Наш дом (1919) - воспитательные учреждения в Варшаве, директором которых был детский писатель, врач и педагог Януш Корчак (Генрик Гольдшмит) (1878-1942). У Корчака сложилась своеобразная концепция,согласно которой общество делилось на класс взрослых и угнетаемый ими класс детей. К подобному представлению о детях как своеобразной социальной прослойке Корчак пришел в поисках причины угнетенного состояния ребенка в обществе. Два разных мира - взрослых и детей - противостоят друг другу, хотя и не могут существовать раздельно. Корчак, с одной стороны, становится защитником интересов и прав детей от деспотизма и произвола взрослых, с другой - пытается найти пути примирения, достижения взаимопонимания между ними.

    Корчак был убежден в абсолютной ценности детства.На этом взгляде построена вся воспитательная система Корчака.  Он неоднократно подчеркивал значение счастливого, радостного детства в формировании личности, считая, что без пережитого во всей полноте детства искалечена вся жизнь человека.

    Именно поэтому в корчаковских детских домах стремились к тому, чтобы их воспитанники хотя бы в течение нескольких лет пребывания здесь познали радость детства. Корчак упорно отстаивал свои позиции, доказывая, что создал не временный оазис и рай для бедных сирот, а воспитательное учреждение, где можно заложить основы правильного развития.

    Идея Корчака об абсолютной ценности детства лежит в основе важнейшего принципа его системы - уважения личности и прав ребенка и доверия к нему. Взгляды многих педагогов-реформаторовXX века характеризовались таким отношением к ребенку. Корчак же не просто был убежден, что в отношениях с детьми нужно руководствоваться этим принципом, он считал, что у ребенка есть законное право на уважение. Ребенок, его интересы и потребности должны быть прежде всего в центре взаимоотношений воспитателя и ребенка, который является в системе этих взаимоотношений не объектом, а полноправным субъектом.

    Наиболее характерной чертой педагогики Корчака была страстная борьба за права ребенка, особенно ребенка, требующего опеки, нуждающегося в мудрой любви и разумном воспитании. Во всех своих произведениях он говорит о том, что только тогда, когда взрослые научатся видеть в ребенке человека, жизнь взрослых не будет приложением к жизни ребенка, а жизнь ребенка — приложением к жизни взрослых.

        Убеждение Корчака в том, что у ребенка есть право быть тем, что он есть, не означает однако, что он отрицал значение воспитания в формировании личности ребенка.

        Разумное воспитание, по Корчаку, характеризуется бескорыстием, конкретным и диалектическим видением ребенка, постоянным и глубоким изучением его, пониманием и терпимостью воспитателя во взаимоотношениях с детьми. Основным методом разумного воспитания является ослабление отрицательных и развитие положительных черт характера детей. К вопросу о методах педагогического воздействия Корчак подходит с позиции сравнения врачебной и педагогической этики. Главное положение медицины - "не вредить" - должно быть и в воспитании.

        Придавая большое значение воспитанию, Корчак в то же время подчеркивал, что "воспитания без участия в нем самого ребенка не существует". Не случайно одну из важнейших задач разумного воспитания, а значит, и воспитания в своих детских домах он видел в развитии в детях стремления к самовоспитанию, в привитии навыков самопознания, самообладания и самостоятельности. Поэтому принцип взаимодействия разумного воспитания и самовоспитания детей был одним из основополагающих в его сиротских домах наравне с принципом уважения личности и прав ребенка.

    В основе корчаковской концепции самовоспитания, охватывающего все стороны жизни ребенка, лежит психологически обоснованное убеждение в том, что дети имеют право на собственное детство и собственную жизнь в рамках организованного общества, что они способны к совместной жизни и самоконтролю.
    Монтессори, Мария - итальянский педагог, создатель педагогической системы, основанной на идее свободного воспитания.

        В январе 1907 в Сан-Лоренцо открылся первый «Дом ребенка», воспитание в котором было основано на принципах Монтессори, важнейший из которых звучит как обращение ребенка к взрослому: «Помоги мне это сделать самому».

         В основе педагогической системы Монтессори лежит принцип недопустимости насилия над ребенком. Это  значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду  для занятий и ненавязчиво  научить пользоваться этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть  свои природные способности. 

    Дети, занимающиеся по системе М. Монтессори, растут любознательными и открытыми для получения глубоких и разносторонних знаний. Они проявляют себя как свободные, независимые личности, умеющие найти свое место в обществе.  

    Ребенок для нее — целостная активная личность с чрезвычайно интенсивной мотивацией к саморазвитию. Задача педагога заключается в том, чтобы подготовить развивающую среду и наблюдать за самостоятельной работой ребенка, предлагая свою помощь лишь тогда, когда это необходимо. Дидактический материал устроен таким образом, что позволяет малышу самому обнаруживать допущенные ошибки, а это, по мнению Монтессори, развивает внимательность ребенка, его ответственность и уверенность в себе.

    Задача воспитателя в системе Монтессори — развитие детей, помощь в  организации их деятельности для  реализации  потенциала. Взрослый предлагает ровно столько помощи, сколько для того, чтобы у ребенка появилась заинтересованность.

    Жан Овид Декроли (23.07.1871-12.09.1932 гг.) бельгийский врач, психолог, педагог, один из представителей нового воспитания. В 1907 г. Декроли создал школу, названную «школой для жизни, школой через жизнь», где обучение строилось на основе принципа «свободы ребенка». Декроли считал, что школа должна готовить детей к подлинной социальной и практической жизни. Свою школу Декроли видел свободной от «пут буржуазного общества». Но это возможно только тогда, когда школа независима от государства (как частная школа).

    Обучение в этой школе строилось на основе принципа "свободы ребёнка". Цели воспитания Д. выразил в краткой формуле, положенной в основу названия школы,- "Школа для жизни, через жизнь". Он считал, что школа лишь тогда будет отвечать своим целям общего воспитания, когда она будет готовить ребёнка к подлинной социальной жизни. Наилучшим условием для такой подготовки является практич. введение детей в жизнь. 
    Декроли ввел принцип концентрации школьной программы вокруг так называемых центров интересов, по 4 основным комплексным темам, соответствующим стремлениям и естественным потребностям детей в питании, в одежде, в защите от опасностей, в труде в общине и для общины.
    Интерес к занятиям считал основой активности детей, виды которой делил на 3 группы: наблюдение, ассоциации, выражение.
    Однако в целом программа школы Декроли не обеспечивала развития у детей широкого кругозора и усвоения систематизированных знаний, а следование принципу свободы ребенка приводило к воспитанию в духе индивидуализма.

    Создавая свою школу, Д. считал, что она будет свободной от "пут буржуазного общества" (в частности, от религии). Но это могло быть только до тех пор, пока школа Д. в нек-ром роде была независимой от гос-ва как частная школа, когда же по её образцу стала строиться массовая школа, то уже в программе этого периода нет и речи об "освобождении от религии".
    24 Трудовая школа Френе

    Селестен Френе 5.10.1896 г - 07.10.1966 г- французский педагог.

    Френе разделял основные идеи нового воспитания и стремился применить их в своей педагогической работе, отвергая "традиционные" методы обучения и воспитания. В учебном процессе большое значение Френе придавал самостоятельности учащихся. Дети систематически составляли так называемые свободные тексты, в которых рассказывали о своих семьях, друзьях, о планах на будущее и т.п., а потом сами печатали их. По мысли Френе, школьная типография - наиболее эффективное средство активизации учащихся, а "свободные тексты" помогают раскрыть психологию личности ребенка, его интересы и стремления. Френе выступал против применения в начальной школе учебников, считая, что они исключают возможность индивидуализированного обучения, навязывают школьнику непосильную для него логику взрослого, прививают слепую веру в печатное слово. Вместо учебников в школе Френе применялись карточки, содержащие основной учебный материал и располагавшиеся в систематизированной картотеке. С помощью учителя каждый учащийся составлял свой индивидуальный недельный план-график, что, по мнению Френе, позволяло ребенку изучать программный материал в таком объеме и такими темпами, какие наиболее соответствуют его способностям и интересам. Френе уделял много внимания экспериментам в области программированного обучения, предложил оригинальную конструкцию простейшей обучающей машины. Был противником "словесного" метода нравственного воспитания, решающее значение придавал личному опыту ребенка, приобретаемому в результате соответствующей организации школьной жизни. Этой цели в школе Френе служило самоуправление учащихся - "школьный кооператив", который контролировал хозяйственную деятельность школы, организовывал работу по самообслуживанию, а также выступал высшей дисциплинарной инстанцией.

    Йена-план (Jena-Plan), система организации работы школы, сочетающая индивидуализацию уч.-воспитат. процесса с коллективной деятельностью учащихся. Разработана в 1920-х гг. проф. Йенского ун-та П. Петерсеном в духе идей нового воспитания, нем. "реформаторской педагогики". Известна также под назв. "школа Петера Петерсена" (Peter-Peter-sen-Schule). Получила распространение в школах Германии с 20-30-х гг., в наст, время применяется в разл. модификациях в отд. школах ФРГ, Голландии, нек-рых др. стран.

    Традиц. школа с классно-урочной системой, жёсткой регламентацией распорядка дня, дисциплиной и субордина-циеой между учителями и учащимися в И.-п. заменена "воспитат. общиной *. В основе её деятельности - уважение к личности, сочетание свободы и самостоятельности детей и их взаимозависимости в повседневной жизни, учёбе, труде, тесная связь детей, учителей и родителей. Классы заменены четырьмя разновозрастными группами (численностью обычно до 40 чел., в ст. группах до 30- 35 чел.). Ст. учащиеся выступают в роли опекунов, помощников для младших. Внутри групп на основе текущих интересов учащихся, их индивидуальных "рабочих линий" образуются временные, свободно создаваемые школьниками подгруппы, состав к-рых может меняться в зависимости от видов уч. работы. Обучение в И.-п. комплексное (см. Комплексная система обучения) на основе тематич. интеграции уч. материала; его содержание в первые годы определяется преим. интересами самих учащихся, впоследствии (с 5-6-го уч. года) всё более направляется учителем. Обучение строится на индивидуальном продвижении воспитанника по уч. программе с переходом из одной подгруппы в другую, выполнении индивидуальных и групповых заданий-проектов, сочетании самостоят, уч. работы с взаимопомощью в подгруппе. Урок заменён разнообразными видами уч. работы. В малых группах (3-5 чел.) это работа над проектами (см. Метод проектов), результатом к-рых может стать подготовка к.-л. экспозиции, конструирование модели, совм. доклад и др.; в парах - задания по правописанию, практич. занятия и пр., свободная работа - выполнение заданий-упражнений, уч. игры; групповое обсуждение ученич. работ, вопросов жизни группы или школы. Важное место в деятельности школы занимают открытие уч. недели, подведение её итогов, отчётные выставки и др. общешк. сборы.

    Учителя ориентируют учащихся на самостоят, оценку результатов уч. деятельности, взаимооценку, высказывают благожелат., корректирующие суждения, избегая жёстких оценок. Перевод из одной группы в другую осуществляется на основе "общей зрелости" учащихся, их личностного роста. Групповая организация жизни школы служит средством "духовной общинности", внутр. роста, в ходе к-рого ребёнок может "довести свою индивидуальность до личности".

    ДАЛЬТОН-ПЛАН, правильнее , - система организации учебно-воспитательной работы в школе, получившая своё название от г. Долтона (США, штат Массачусетс), где она была применена в широком объёме. Создательница этого плана амер. деятельница образования Е. Паркхерст проводила опытную работу по этой системе в 1904 - 20 в различных школах. При организации работы по Д.-п. учащийся не связывается общей классной работой, ему предоставляется свобода как в выборе занятий, так и в использовании своего учеб.. времени. Ежедневно каждый учащийсяя начинает свою работу с посещения "класса организации", где он получает от учителя-советчика указание, как ему лучше спланировать свою работу на данный день и какими методами её лучше осуществить, а затем работает самостоятельно. Особое внимание уделяется в Д.-п. учёту работы учащегося, осуществляемому при помощи сложной системы учётных карточек. При такой форме работы роль учителя по существу сводится к роли консультанта, классно-урочная система занятий уничтожается, снижается дисциплина, почти отсутствует работа учителя со всем классом. Д.-п. - одна из наиболее распространённых школьных систем, основанных на принципе индивидуального обучения


    25. Вальдорфских школа Штайнера

    Рудольф Штейнер - философ-мистик, основатель антропософии. Штайнер явился основателем так называемых вальдорфских школ.

    Вальдорфская школа относится к альтернативным технологиям обучения, основная задача которых заключается в предоставлении ребенку условий для самовоспитания и самообучения.

    В основе концепции вальдорфской школы лежит идея о духовном формировании ребенка, нравственном развитии как основной задаче системы обучения. Внимание прежде всего обращено на освоение ребенком норм нравственного поведения. Как и в других альтернативных технологиях, обучение идет через формирование единой мировоззренческой системы в сознании ребенка. Учитель прежде всего друг и старший товарищ. Уроки строятся как естественный процесс познания мира. Например, детям рассказывают какую-то историю из детской жизни, имеющую нравственный смысл, а затем все вместе обсуждают ее. На естественных, знакомых детям предметах и событиях раскрываются знания по физике, математике или естествознанию. Активно используются механизмы ассоциации, обобщения, сравнения и противопоставления. В результате ребенок получает в естественной форме научную и практическую информацию, ему не приходится делать напряженных усилий, чтобы понять и запомнить получаемые знания.

    В особую группу - группу свободных моделей обучения -выделены теории для развития одаренных детей, где особое внимание направлено на свободное индивидуальное развитие творческого потенциала ребенка, формирование самоактуализирующейся личности. Примером может служить теория «свободного класса».

    Теория «свободного класса».Концепция теории «свободного класса» разработана в 1970-х гг. в американском университете штата Иллинойс. В основе данной модели лежит система свободно организуемых занятий. Ребенок получает возможность осуществлять свободный индивидуальный поиск в выбранном направлении. Как и другие модели этой группы, технология «свободного класса» ориентирована на особо одаренного ребенка, где упор сделан на активизацию индивидуальной исследовательской деятельности. Дети сами выбирают предмет и темп занятий, соответствующие их интересам, способностям, особенностям личности. К каждому ребенку учитель подбирает индивидуальный «ключик» в организации взаимоотношений, форм и способов обучения. Основной принцип организации обучения - нестандартность.Нестандартно используются и время, и помещение, и наглядные пособия, и учебная программа, и т.д.

    Занятия в «свободных классах» не ограничены жестким расписанием. Ребенок занимается соответственно своим интересам, и занятие может продолжаться до нескольких недель. Выбрав проблему для исследования, ребенок занимается ей до тех пор, пока не закончит работу или не потеряет к ней интерес. Работает он по своему выбору в группе или индивидуально. Основная роль учителя - внимательно наблюдать за детьми, оказывать при необходимости индивидуальную помощь, поощрять творческую деятельность ребенка во всех сферах. Учитель выполняет и функцию контроля, а также одну из важнейших своих функций - помочь ребенку освоить навыки социального взаимодействия, в частности коммуникативные. Учитель демонстрирует образец активного слушателя, партнера по общению, педагога, тем самым ненавязчиво показывая ребенку пример образца социального поведения. По окончании уроков каждый ребенок подробно рассказывает учителю, чем он занимался в течение учебного дня. В «свободном классе» каждый ребенок развивается по своему индивидуальному графику.

    Итак, мы познакомились с отдельными группами исследований, отчасти характеризующими многоцветную картину современного научного и практического обеспечения учебной деятельности. Можно утверждать, что современная «вооруженность» системы обучения разнообразными технологиями находится на высоком уровне. Это предоставляет широкие возможности учителю найти именно тот вариант, который наиболее оптимален для его конкретных условий. Вместе с тем нельзя рассчитывать на какие-то абсолютные рецепты для организации учебной деятельности. Основной принцип реформирования современной школы - это внедрение в практику образования самых разнообразных технологий.
    26.опыт экспериментальных учебных заведений в странах западной европы свободные школы

    Одним из значительных событий в западной педагогике конца XIX - начала XX в. является, безусловно, зарождение экспериментального направления, которое послужило причиной открытия школ нового типа, основанных на новых, гуманистических принципах воспитания, образования и развития. Возникновение экспериментального направления было обусловлено определенными социально-педагогическими причинами, а также развитием естественных наук. Экспериментальная педагогика возникла как реакция прогрессивной педагогической общественной мысли на неудовлетворительное состояние школьного дела. Сторонники этого направления в педагогике пытались с помощью эксперимента найти новые, более эффективные методы воспитания и обучения детей и считали, что фундаментом для этого должны служить точные данные из психологии, физиологии, гигиены и др. наук о человеке.
    Первая "новая школа", созданная на волне движения за обновление школы на западе Сесилем Редди в 1889 году в Великобритании, провозгласила программу гармоничного развития всех сил ребенка и подготовки его к жизни. Там же Дж.Бедли в 1893 году организовал совместную школу, получившую название Бидельской средней школы. Нетрадиционно в этой школе большое внимание уделялось предметам современного образования, разделение учащихся по способностям: естественные и гуманитарные науки. 10% всего учебного времени занимали занятия ручного труда, активно работало ученическое самоуправление: действовал школьный парламент, ежегодно собиралась ученическая ассамблея.
    В Германии, Австрии, Швейцарии экспериментальное направление проявилось в создании "сельских воспитательных домов", в которых реализовывались идеи "свободной школьной общины". Типичным заведением можно считать учебное заведение Г. Литца, где воспитательную работу строили на принципах свободного развития ребенка. Учащиеся определенного возраста воспитывались в различных воспитательных домах: начальная школа находилась в Ильзенбурге, средняя - в Хаубиду, старшая - в Биберштейне. Гибкий и свободный учебный план помогал найти каждому ребенку применение своих творческих сил и способностей. Трудовой принцип в этой школе не преследовал задач утилитарного профессионального образования, а решал развивающие задачи.
    Ученик Г.Литца Гехееб в 1910 году заменил классно-урочную систему курсами с индивидуальными планами, что привело к тому, что у учеников уже был сформирован устойчивый интерес и хороший запас знаний в той или иной области знаний. Здесь приоритет отдавался воспитанию гражданской ответственности. Школьная община предусматривала равноправие учителей и воспитанников, обеспечивая свободу каждого, но одновременно дисциплину и порядок.
    В Швейцарии под влиянием идей И.Г. Песталоцци и Ж.Ж. Руссо, по образцу германских "свободных воспитательных домов" были основаны "новые школы", где реализовывались идеи "трудовой школы" и "свободного воспитания". Школа Шатеньер, созданная Э. Шварцем, относится к типичным "новым школам" Швейцарии. Здесь ежедневно было не более 2-3 дисциплин, помимо общего действовало и индивидуальное расписание, ученики разного возраста обучались в подвижных классах, родители еженедельно встречались с преподавателями, ручной труд рассматривался как связующее звено между воспитанием и обучением, в воспитательной работе и организации учебного процесса помогало школьное самоуправление. 
    Целью "новой школы" де Рош во Франции, созданной по образцу школы С. Редди в 1898 году, было формирование активных деятелей общества, в чем помогал новый курс "Социальные науки". Быт данной школы был приближен к семейному, учащиеся часто гостили у преподавателей, школа располагалась в живописном месте. Программа была модифицирована за счет внедрения трудового обучения и иных видов учебной и воспитательной работы, сокращена учебная нагрузка за счет увеличения числа практических работ. Школьное самоуправление было направлено на подготовку будущих лидеров общества, элиту правящего класса. Применялись методы активизации внимания и деятельности учеников.

    В "новой школе" в Бьерже, основанной в 1912 году в Бельгии, ручной труд рассматривался не только как введение в профессиональную деятельность и производственную жизнь, но и как средство умственного и общественного воспитания, призванный знакомить детей со средствами производства, быть выражением личных и общественных потребностей, которые возникают в среде, где находятся учащиеся. Изучение начиналось с вопросов, интересующих учащихся, которые ориентировали его на самостоятельные практические наблюдения и опыты, учителя всячески старались избегать книжности в обучении.
    Дидактической доктриной школы Бьерж была максимальная самостоятельность ученика, применение новых методов и организация обучения. Особое внимание уделялось вопросам нравственного воспитания, основой которого была теория "свободного воспитания": "Внедрение морали, ее формирование должно быть результатом личного и естественного опыта ребенка в процессе приспособления его внутренних данных к школьной и общественной жизни при условии его спонтанности, физической и интеллектуальной индивидуальности".
    Школа О. Декроли в Бельгии за основу взяла изначальные качества ребенка: собственность и самолюбие, принимая во внимание его любовь к играм и боязнь одиночества. Поэтому назначение этой школы заключалось в нравственном воспитании и опоре на деятельность и свободу ребенка, исходя из его природы. Выделив ассоциативные связи и "центры интересов", О. Декроли разработал основные темы учебной работы, соответствующие логике мышления ребенка.


    27 Предпосылки и сущность дифференц. Подхода. Дж.Локк о воспитании джентельмена и воспитании рабочих в школах при работных домах
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта