Главная страница

Лекция Эпоха Петра. 1. Оценка петровских преобразований План рассмотрения преобразований Петра Первого


Скачать 0.59 Mb.
Название1. Оценка петровских преобразований План рассмотрения преобразований Петра Первого
АнкорЛекция Эпоха Петра.pdf
Дата04.07.2018
Размер0.59 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЛекция Эпоха Петра.pdf
ТипДокументы
#21043
страница4 из 4
1   2   3   4
3.11 Преобразования в сфере культуры
Пётр I изменил начало летоисчисления с так называемой византийской эры (от сотворения Адама) на от Рождества Христова. 7208 год по византийской эре стал
1700 годом от Рождества Христова, а Новый год стал праздноваться 1 января. Кроме

37 того, при Петре был запрещен древнерусский календарь-месяцеслов, которые имел хождение ранее (имел 3 времени года, 40 дней в месяце и Новый год, начинавшийся с дня осеннего равноденствия, и было введено единообразное применение юлианского календаря. После возвращения из Великого посольства Пётр I повёл борьбу с внешними проявлениями "устаревшего" образа жизни (наиболее известен запрет на бороды, ноне менее обращал внимание на приобщение дворянства к образованию и светской европеизированной культуре. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета, появляются переводы многих книг на русский. Успех по службе
Пётр поставил для дворян в зависимость от образования. При Петре в 1703 появилась первая книга на русском языке с арабскими цифрами. До того числа обозначались буквами с титлами (волнообразными линиями. В
1710 Пётр утвердил новый алфавит с упрощённым начертанием букв (церковносла- вянский шрифт остался для печатания церковной литературы, две буквы кси и пси были исключены. Петром созданы новые типографии, в которых за 1700—1725 напечатано 1312 наименований книг (в два раза больше, чем за всю предыдущую историю русского книгопечатания. Благодаря подъему книгопечатания потребление бумаги выросло с 4-8 тысяч листов в конце XVII века, до 50 тысяч листов в 1719 году.
[239]. Произошли изменения в русском языке, в который вошли 4.5 тысячи новых слов, заимствованных из европейских языков. В 1724 Пётр утвердил устав организуемой Академии наук (открылась в 1725 после его смерти. Ассамблея при Петре I. Особое значение имело строительство каменного Петербурга, в котором принимали участие иностранные архитекторы и которое осуществлялось по разработанному царём плану. Вместе стем, ряд авторов (В.О.Ключевский, А.М.Буровский,
П.Н.Милюков, Борис Башилов и др) указывали на чудовищную смертность при строительстве Петербурга и неимоверную стоимость самого строительства, на ошибки и несуразности в планах Петра I по строительству города ив самом процессе строительства и слепое копирование им голландских примеров (результатом чего, в частности, стали постоянные наводнения в городе. Автор описания Петербурга и Кронштадта 1710-1711 гг. утверждал, что при их строительстве погибло свыше 100 000 человек. Поданным датского посланника Юст Юля (1710 г, при сооружении одной лишь Петропавловской крепости от работ, холода и голода погибло, как говорят, 60 000 человек. Поданным французского консула де Лави, доносившего в 1717 г. в Париж, на строительстве Петербурга ежегодно гибло около 2/3 всех мобилизованных на работы, причем виновниками смерти являлись лица, заведующие содержанием этих несчастных - они были жертвами их алчности. По мнению историка Н.И.Павленко, эти оценки являются преувеличенными однако он указывает, что Меншиков в июле 1716 г. в письме кабинет-секретарю Ма-

38 карову, находившемуся с царем заграницей, писал, что нынешним летом на строительстве Петербурга умерло более 1000 человек. Им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта и времяпрепровождения (театр, маскарады. Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр. Специальным указом царя в 1718 были введены ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения между людьми. На ассамблеях дворяне танцевали и свободно общались, в отличие от прежних застолий и пиров. Некоторые мероприятия были довольно массовыми, например, в петербургских маскарадах участвовало до
1000 масок. По мнению ряда авторов, петровские ассамблеи насаждали пошлость, пьянство и бескультурье. Например, как отмечает историк Н.И.Павленко, В сочинении О повреждении нравов России князь Михаил Щербатов характеризовал ассамблеи как исчадие пороков. По описанию князя Куракина, вначале царствования Петра было
«дебошество и пьянство такое великое, что невозможно и написать, что, потри дня запершись в дома, бывали так пьяны, что многим случалось оттого и умирать За полгода до смерти царя Лефорт писал Яне могу понять положения этого государства. Царь шестой день не выходит из комнаты и очень нездоров от кутежа… Уже близко маскарады, и здесь ни о чем другом не говорят, как об удовольствиях, когда народ плачет… Не платят ни войскам, ни флоту, ни коллегиям, никому бы тони было. Историк Е.В.Анисимов пишет о безобразных попойках, ставших характерным для жизни двора и абсолютно несвойственным ни жизни двора его преемников, ни тем более его предшественников. Вовремя царских приемов Петр всех заставлял пить сивуху, которую солдаты носили ведрами и предлагали по очереди гостям. А кто отказывался, тому вливали ее в рот силой, не щадя при этом ни женщин, ни священников, чем несказанно изумляли иностранцев. На одной из ассамблей боярину Головину, ненавидевшему салат и уксус, специально запихивали и лили в рот ив нос салат и уксус, пока у него не хлынула износа кровь [249]. Регулярно устраивались шутейные служения Бахусу, на которые приглашались даже иностранные послы, в котором активную роль играли православные священники и даже сам патриарх («князь-папа»), который напивался допьяна, плясали осенял всех крестными знамениями. Приводивший эти и другие примеры В.О.Ключевский называл петровские увеселения безобразиями и непристойными забавами. Как писал И.Л.Солоневич, комментируя эти развлечения царя, совершенно очевидно, что ни при какой оценке этих признаков ни порядочности, ни честности, ни приличию при Петре места не было…
Никакой порядочный москвич… не мог пойти со своей женой, невестой или дочерью в петровский публичный дом, где ее насильно будут накачивать сивухой, а то и сифилисом снабдят. А.М.Буровский полагает, что Петр занимался растлением правящего класса.

39 Как пишет Н.И.Павленко, Некоторые авторы склонны… искать и находить вне- пристойных забавах царя некий глубокий смысл, например, пародирование патриаршества и церковников вообще, к которым он не питал уважения, или публичную демонстрацию уродливого поведения пьяного человека и т.д. Скорее всего, в создании собора, как ив развлечениях соборян, проявились недостатки воспитания учредителя собора, его грубые вкусы. Реформы, проведённые Петром I, затронули не только политику, экономику, но также искусство. Петр приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал талантливых молодых людей обучаться художествам заграницу, в основном в Голландию и Италию. Во второй четверти XVIII в. петровские пенсионеры стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый художественный опыт и приоб- ретённое мастерство. Постепенно в правящей среде складывалась иная система ценностей, мировосприятия, эстетических представлений, которая коренным образом отличалась от ценностей и мировоззрения остальных 99% населения. Образование Петр ясно сознавал необходимость просвещения, и предпринял с этой целью ряд решительных мер.
14 января 1700 года в Москве была открыта школа математических и навигационных наук. В 1701—1721 были открыты артиллерийская, инженерная и медицинская школы в Москве, инженерная школа и морская академия в Петербурге, горные школы при Олонецких и Уральских заводах. В 1705 была открыта первая в России гимназия. Целям массового образования должны были служить созданные указом 1714 года цифирные школы в провинциальных городах, призванные детей всякого чина учить грамоте, цифири и геометрии. Предполагалось создать по две такие школы в каждой губернии, где обучение должно было быть бесплатным. Для солдатских детей были открыты гарнизонные школы, для подготовки священников создана сеть духовных школ 1721. По оценке ганноверца Вебера, за время правления Петра несколько тысяч россиян были отправлены учиться заграницу. Указами Петра было введено обязательное обучение дворян и духовенства, но аналогичная мера для городского населения встретила яростное сопротивление и была отменена. Попытка Петра создать всесословную начальную школу не удалась (создание сети школ после его смерти прекратилось, большинство цифирных школ при его преемниках были перепрофилированы в сословные школы для подготовки духовенства, но тем не менее в его царствование были заложены основы для распространения образования в России.
1   2   3   4


написать администратору сайта