Главная страница
Навигация по странице:

  • 41.Объясните с привлечением конкретных примеров из текста, как реализуется тема природы и искусства в романе Тургенева «Отцы и дети».

  • Литвинов

  • История русской литературы.Экзамен.. 1. Охарактеризуйте основных представителей, исторические, этические и эстетические идеалы русского западничества 1840х гг


    Скачать 224.71 Kb.
    Название1. Охарактеризуйте основных представителей, исторические, этические и эстетические идеалы русского западничества 1840х гг
    Дата03.03.2023
    Размер224.71 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория русской литературы.Экзамен..docx
    ТипДокументы
    #966430
    страница10 из 15
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

    39. Дайте развернутую характеристику «реального» разночинца (Базарова) в романе Тургенева «Отцы и дети» в соотношении с «идеальным» разночинцем (Инсаровым) в романе Тургенева «Накануне».

    Так в творчестве писателя появляется образ революционера- Инсарова. Железный человек, наделенный замечательной силой воли. Все его поступки отличаются последовательностью

    и определенностью; он никогда не менял никакого своего решения, точно так же как никогда не откладывал исполнения данного обещания. Все эти качества: сила воли, настойчивость, решительность, самообладание характеризуют Инсарова как практического деятеля в противоположность созерцательным натурам. Притом Инсаров деятель общественный: все силы его посвящены служению вели кой патриотической цели освобождению родины от чужеземного ига. Он весь проникнут чувством пламенной любви к родине; при одном упоминании ее имени он весь загорается, как бы вырастает. Инсаров живет в России и занимается в университете только для того, чтобы лучше подготовиться для ожидавшего его дела. При этом он интересуется лишь теми предметами, которые имеют непосредственное отношение к его деятельности, которые могут быть ему полезны. Его мало занимают отвлеченная философия и наука, вполне равнодушен он к поэзии и искусству (как и Базаров). . Инсаров не разбрасывается, напротив, он сосредоточен на служении одному делу. Наше время нам не принадлежит, говорит он в ответ на выраженное удивление его неутомимой деятельностью.

    Вот почему Инсаров способен возвыситься до самоотвержения: когда он чувствует, что полюбил Елену, то решает пожертвовать своим личным счастьем, боясь, что эта любовь свяжет его, послужит помехой для его дела. 60-е годы стали вырисовывать перед Тургеневым положительный тип деятеля, который он стремился понять. Тургенев увлекся Базаровым как сильным типом, близким к революционерам, но недоговорил своих мыслей о нем до конца, похоронив его слишком рано. И все-таки нигилист Базаров, с его огромным умом и сильной волей, это была первая в русской литературе личность, к которой каждый чувствовал уважение.

    Вот эта трезвость Базарова, его презрение к пустой болтовне и лишним людям делает его нужным для России человеком. За какую бы задачу он ни взялся, он разрешит ее

    практично своими крепкими умелыми руками, терпением и разумом. Конечно, Тургенев, писатель-либерал, постепеновец, не показал того великого дела, для которого должен был жить Базаров. Тургенев говорил, что фигура Базарова все-таки стоит в преддверии будущего…. Что же общечеловеческого несет в себе тип такого героя как Инсаров, и Базаров? Может быть, то, что в нем живет жажда деятельности, жажда схватиться за дело, но неумение найти достойной для себя среды делает его злым и непримиримым.

    40. Объясните с привлечением конкретных примеров из текста, как реализуется тема любви и смерти в романах Тургенева «Накануне» и «Отцы и дети».

    Обыкновенно тургеневским скепсисом в отношении возможности (по крайней мере, скорого) социального возрождения России объяснят неожиданную раннюю смерть главного героя романа. Инсаров умирает на руках Елены в гостиничном номере в Венеции, так и не успев доехать до Болгарии, где он собирался стать во главе антитурецкого восстания. В обстоятельствах смерти Инсарова нет ничего героического, как вполне обыденна его болезнь, приведшая к ней: скоротечная чахотка, развившаяся из-за обычной простуды. Однако скепсис Тур имеет не только социально-историческую, но и более глубокую – философскую подоплёку. Это шопенгауэровский пессимизм, направленный против оптимистической идеи исторического развития. Спрашивая себя, за какую вину Инсаров наказан смертью, а она сама – утратой любимого человека. Тур в качестве главной причины смерти своего героя считает, что он виноват, как виновата Елена, в том, что оба они бросали вызов Мировой Воле, а значит, и Традиции, призывавшей покоряться её законам. Покорности они противопоставили волевой активизм, основанный, несмотря на его, внешне жертвенный характер, не на отречении от своего «я». Караются герои и за попытку соединить эгоистическое счастье чувственного наслаждения в любви и долг самоотверженного служения ближним. Долг есть долг, это, по Шопенгауэру, форма аскезы, поэтому никакие компромиссы с личным счастьем здесь невозможны. Сделав ставку на любовь, Елена и Инсаров, как герои любовных повестей, обрекли себя на страдания и гибель. Смерть Базарова от случайного заражения, так же как и смерть Инсарова от чахотки, есть реалистически-бытовое проявление мистического возмездия Мировой Воли, причем орудие возмездия, как и в повестях, становится любовь. Отрицание Бар любви как стихии, порабощающей человека, внешне напоминает отвержение её людьми долга. Как и для низ, для него человек, «поставивший всю свою жизнь на карту женской любви», как отзывается он о Кирсанове, долгие годы после смерти своей роковой возлюбленной Нелли продолжающей мечтать о ней и поэтизировать её образ, - проявляет постыдную слабость. Но если те боролись с любовью, отрекаясь от себя и принося жертву, то Баз борется с ней, ничем не жертвуя, а наоборот, все больше замыкаясь в своем эгоцентризме. Потому он не только не спасается от любви, но сам становится её жертвой.

    41.Объясните с привлечением конкретных примеров из текста, как реализуется тема природы и искусства в романе Тургенева «Отцы и дети».

    Как и во всех произведениях Тургенева, пейзаж в «Отцах и детях» приобретает важное значение. В 60-е годы противоречия между либералами и демократами были, в основном, по крестьянскому вопросу. Тургенев показывает в третьей главе романа, что же представляла собой все еще крепостническая Русь, о которой спорили «отцы» и «дети». Ответ на этот вопрос автор дает пейзажем: «Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными... Попадались и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами. Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках ... исхудалые, шершавые, словно обглоданные коровы жадно щипали траву по канавам».

    Автор рисует крестьянские поля, плохие леса, убогие пастбища, запущенные водоемы, развалившиеся избенки со съеденной скотом во время бескормицы соломой с крыш. Рисуя деревенский пейзаж, писатель говорит о крестьянском разорении яснее и ярче, чем это могли бы сделать длинные описания и рассуждения. При виде этого разорения даже Аркадий понимает необходимость преобразований. «Но как их исполнить, как приступить?..» — думает он. И это был действительно главный вопрос эпохи.

    Тургеневский пейзаж пронизан любовью к крестьянству, к родной стране. «Весна брала свое. Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось, и лоснилось под тихим дыханием теплого ветерка. Все — деревья, кусты и травы». Картина весеннего пробуждения природы вносит в роман надежду на то, что час обновления родины наступит. В романе даны и пейзажные зарисовки, имеющие самостоятельное значение, но композиционно подчиненные основной идее романа. Пейзажем главы одиннадцатой, описанием летнего вечера Тургенев изображает, как глубоко и сильно действует природа на человека, являясь источником его настроений, чувств, мыслей.

    «Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полверсте от сада: тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля... Солнечные лучи, со своей стороны, забирались в рощу и, пробиваясь сквозь чащу, обливали стволы осин таким теплым светом, что они становились похожи на стволы сосен, а листва их почти синела и над ней поднималось бледно-голубое небо, чуть обрумяненное зарей. «Как хорошо, боже мой!» — подумал Николай Петрович». Эта картина вечереющего дня настраивает Кирсанова на мечтательный лад и дает основание думать, что «можно сочувствовать природе», наслаждаться ее неумирающей красотой. Посредством этого пейзажа автор показывает свое несогласие с точкой зрения Базарова, спорит со своим героем, видящим в природе только мастерскую, в которой трудится человек.

    Нелепость, вздорность затеянной Павлом Петровичем дуэли с Базаровым оттеняется описанием «славного свежего» утра, росы, которая «блистала серебром на паутинках», неба, с которого «сыпались песни жаворонков», фигурой крестьянина, гнавшего «двух спутанных лошадей». В 25-й, 26-й главах рассказывается история любви и женитьбы Аркадия. Вместе с Катей он сидит на скамейке в саду, в тени высокого ясеня. Ясень выбран не случайно: «ясень по-русски очень хорошо назван: ни одно дерево так легко и ясно не сквозит на воздухе, как он». История любви и женитьбы Аркадия — это история ясная, спокойная. «Слабый ветер», «бледно-золотые пятна света», «ровная тень» — характерное пейзажное обрамление несложной истории доверчивого сближения молодых людей. Пейзаж подчеркивает прямую противоположность Аркадия и Кати Базарову, его суровой жизни, облику и судьбе. Глубоким лиризмом овеяна картина сельского кладбища, куда приходят старики Базаровы поплакать на могиле сына. Пейзаж передает силу скорби родителей. Кладбище «являет вид печальный; окружавшие его канавы давно заросли», «два-три деревца дают скудную тень, старики долго глядят на «немой камень», под которым лежит их сын. В это описание Тургенев внес свою оценку Базарова и его дела. С любовью и болью говорит оно своем герое и в то же время утверждает мысль о том, что «страстное, грешное, бунтующее сердце» его героя билось во имя временных преходящих целей: «цветы, растущие на могиле Базарова, свидетельствуют... о вечном примирении и о жизни бесконечной». В некоторых случаях пейзаж помогает писателю подчеркнуть настроения и переживания своих героев. Например, картина «белой зимы с жестокою тишиной безоблачных морозов, плотным, скрипучим снегом, розовым инеем на деревьях и бледно-изумрудным небом» в последней главе романа гармонирует с приподнятым настроением Аркадия и Кати, Николая Петровича и Фенечки, неделю назад навсегда соединивших свои судьбы. Во всех этих картинах, отличающихся реалистической конкретностью, поэтичностью, ощущается великая любовь писателя к родной русской природе и/ его редкое умение найти наиболее подходящие и точные слова дли ее изображения. Картины природы в «Отцах и детях» занимают незначительное место по сравнению с первыми романами Тургенева («Рудин», «Накануне», «Дворянское гнездо»). Автор подчеркивает, что вместе с дворянскими гнездами приходила в упадок и окружающая их природа. В пейзаже — в заключительном аккорде книги — Тургенев раскрывал жизнеутверждающую правду природы, ее неиссякаемую мощь, ее неумирающую красоту. По словам Горького, «изумительно просто и по-осеннему прозрачно умел писать обо всем этом Тургенев». Проза его звучит как музыка.

    42. Объясните на примере прочитанных вами романов Тургенева, как эволюционирует во времени тип и образ главного героя этих романов (т.е.: как меняется от романа к роману его социальный статус, мировоззрение, жизненные установки и цели).

    Рудин – новый тип личности, лишний человек. Еще рано быть таким. Любовная линия с Наталей Ласунской, несостоявшаяся дуэль с Волынцевым.

    Как говорит Лежнев (его сокурсник): «Несчастье Рудина в том, что он России не знает, а это точно большое несчастье». Тем не менее в финале тот же Лежнев, встречаясь через несколько лет с Рудиным, постаревшим, уставшим от вечных скитаний по России, где он так и не смог найти себе места (черта, определенно сближающая его с «лишними людьми» Онегиным и Печориным), говорит о наличии в рудинском типе целого ряда донкихотских добродетелей, резко поднимая его в глазах читателя и заставляя существенно пересмотреть уже сложившуюся оценку. К таким добродетелям, по словам Лежнева, относятся: вера философа Рудина в существование некоего Высшего Идеала, которому следует всемерно и самоотверженно служить (такова, кстати, тема первого рудинского монолога в романе), и его внутренняя чистота, не позволившая ему, несмотря на тяготы жизни, опуститься, удовольствовавшись, как многие, уделом жалкого обывателя. Донкихотской по природе является и способность Рудина воодушевлять своей «любовью к истине» сердца молодого поколения, которое, помимо Натальи, в романе представляют жена Лежнева Александра Липина, с самого начала симпатизировавшая Рудину, и домашний учитель в доме Ласунских разночинец Басистов, которого сам Рудин однажды называет своим Санчо Пансой. Объединяя в Рудине черты Гамлета и Дон Кихота, Тургенев стремится создать совокупный портрет своего поколения и, верный пушкинской «эстетике примирения», требующей объективного освещения противоречивой реальности, указывает как на сильные, так и на слабые его стороны, как на его исторические ошибки, так и на исторические заслуги.

    Лаврецкий – славянофильские черты. Дон-Кихотовское начало, смиряется перед судьбой, «служит» долгу в миру.

    Тургенев, не разделяя свойственного славянофилам стремления реанимировать давно, с его точки зрения, отжившие идеалы допетровского прошлого, тем не менее считал, что по крайней мере в одном они правы – в критике односторонности духовного облика русского западника, не знающего и не чувствующего своих национальных корней (тема, затронутая уже в «Рудине»). Такой денационализированной и потому внутренне пустой личностью представлен в романе убежденный западник Паншин, полагающий, что спасение России заключается в механическом копировании западноевропейских образцов. Ему противопоставлен явно пользующийся глубокой авторской симпатией главный герой романа Федор Лаврецкий, выступающий в споре с Паншиным как бы от лица славянофилов и защищающий в их позиции то, что близко самому Тургеневу. Так, Лаврецкий требует «признания народной правды и смирения перед нею», имея в виду ту особую национальную «правду», которая продолжает жить в душе и характере русского крестьянина, верного этическим заветам древней духовнорелигиозной Традиции. Это на уровне идей отстаиваемое Лаврецким движение с «Запада» на «Восток» находит свое воплощение и в «сюжете» его личной жизни. Не имеет прочной связи со славянофильской доктриной и позиция Лаврецкого. Он так же, как и Лиза, мечется между «счастьем» и «долгом», однако поначалу достаточно горячо защищает (что немыслимо для славянофила) новоевропейский идеал личного «счастья», которое, по его словам, человек должен создавать сам, своими руками, не оглядываясь в страхе и беспокойстве на Судьбу или Провидение – ту таинственную силу, которая от века запрещала человеку столь смелое, независимое поведение и за непослушание карала смертью. То, от чего хочет освободиться тургеневский герой, и есть шопенгауэровская Мировая Воля, враждебная всякой дерзающей выступить против нее личности. Лиза же, называющая эту силу Богом, в отличие от Лаврецкого, с самого начала считается с ней и страшится ее возмездия. За знак неотвратимо надвигающегося возмездия она принимает возвращение в Россию жены Лаврецкого, которую считали умершей, и, теперь уже окончательно решив, что ее любовное увлечение было ошибкой, уходит в монастырь, надеясь этой жертвой умилостивить разгневавшуюся Судьбу. Смиряется перед Судьбой и Лаврецкий, признавая правду Лизы и, подобно ей, выбирая служение аскетическому «долгу», но не в монастыре, а в миру.

    Инсаров – идеальный разночинец. Национализирован.

    Инсаров – фигура, сознательно идеализированная автором; как персонаж он получился не очень живым именно потому, что изначально был задуман как герой образец. Своим романом Тургенев как будто задавал вопрос реальным русским разночинцам: таковы ли они, как его идеальный Инсаров? И, судя по концовке романа (когда один герой на прямо заданный ему вопрос другого: возможны ли русские Инсаровы? – не дает никакого внятного ответа), у него были определенные сомнения на этот счет. Обыкновенно тургеневским скепсисом в отношении возможности (по крайней мере, скорого) социального возрождения России объясняют и неожиданную раннюю смерть главного героя романа. Волевой активизм Инсарова. Россия -Болгария, т.е. Инсаров тоже славянин.

    Базаров – реальный разночинец, крайний левак (ни аристократ, ни либерал), отрицалово. Смерть Базарова (от тифа) – авторская воля, опыт русской демократии, за такими людьми не должны идти.

    За охлаждением Аркадия к своему другу стоит охлаждение самого Тургенева к подобного типа личности – личности новейшего образца, не боящейся бросить вызов Судьбе, от века предопределившей ход человеческого, в том числе исторического, существования. Все попытки Базарова, называющего себя «гигантом», встать, опираясь исключительно на силу своего «я», над маленькими радостями и горестями обыкновенных людей заканчиваются крахом. Сила Судьбы и сила Традиции оказываются сильнее бунтаря одиночки. Если героям с «восточными» душами и героям, сознательно выбравшим аскетический долг, удается ценой отказа от своего «я» спасти себя, то Базаров гибнет.

    Литвинов: от предыдущих романов «Дым» отличается отсутствием в нем центрального героя – вершителя Истории.

    43. Объясните на примере прочитанных вами романов Тургенева, как эволюционирует во времени тип и образ главной героини этих романов (т.е.: как меняется от романа к роману ее мировоззрение, жизненные установки и цели).

    Романы замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева – произведения очень разные и многогранные. В каждом из них – тонко развитые сюжетные линии, остро поставленные социальные проблемы, поэтичность в описании человеческих взаимоотношений и пейзажей. И еще одна особенность объединяет почти все романы Тургенева – его необыкновенные женские образы.

    В каждой из тургеневских героинь видны мучительные поиски писателем женского идеала. Самоотверженность

    и скромность, бесстрашие, способность глубоко чувствовать и переживать – вот что, в первую очередь, было важно для писателя. И что особенно интересно, почти во всех романах (исключая “Дым”) героини смелее, решительнее и честнее героев.

    Главное для тургеневской девушки – любовь. Любовью диктуются все ее поступки, но никогда никакая сила не может заставить ее преступить определенную черту нравственности. Героиня Тургенева может без особых размышлений совершить поступок, который очернит ее в глазах общества.

    Но никогда она не сделает того, что безнравственно не по понятиям других,

    а по ее собственным.

    Такова и главная героиня романа И. С. Тургенева “Накануне” Елена Стахова. Эта героиня заинтересовала меня больше всех тургеневских героинь, и о ней я хочу рассказать в своем сочинении.

    С раннего детства Елена общалась с нищей девочкой Катей, жадно слушала ее рассказы о жизни “на этой Божьей воле”, представляла себя с посохом в руках. Елена с юности “жаждала деятельности, деятельного добра; нищие, голодные, больные ее занимали, тревожили, мучили; она видела их во сне, расспрашивала о них у всех своих знакомых; милостыню она подавала заботливо, почти с волнением”. Все животные и насекомые, нуждавшиеся в помощи, “находили в Елене покровительство и защиту: она сама кормила их, не гнушалась ими”.

    Елена выделялась в семье тем, что общалась с народом, а жалость к тому, кто слабее ее, она пронесла через всю свою жизнь, всегда помогала тем, чем могла.

    “А годы шли да шли; быстро и неслышно, как подснежные воды, протекала молодость Елены в бездействии внешнем, во внутренней борьбе и тревоге. Ее постоянно что-то томило, порой она сама себя не понимала”, иногда не могла осознать своих желаний и намерений. “Как она ни старалась не видать того, что в ней происходило, тоска взволнованной души сказывалась в самом ее наружном спокойствии, и родные ее часто были вправе пожимать плечами, удивляться и не понимать ее странностей”. Елена была эмоциональной девушкой, в ней было нечто такое, что отталкивало от нее некоторых людей.

    Она максималистка, от людей требовала слишком многого, не делала снисхождения к человеческим слабостям. По словам ее отца, “она какая-то восторженная республиканка, Бог знает в кого!” “Все впечатления резко ложились в ее душу; не легко давалась ей жизнь”. Елена жила в семье родителей своей собственной жизнью, но жизнью одинокой. Отца и мать она давно “переросла на голову”.

    Елена была сильным по характеру человеком, но только не могла найти применения своим силам и способностям в окружающем ее мире.

    Однажды Берсенев рассказал ей о своем друге Инсарове и его судьбе. По словам Берсенева Елена представляла Дмитрия необычным человеком, но при встрече “он произвел на нее не то впечатление, которого ожидала она”. Но все-таки она поняла, что он не похож на тех молодых мужчин, которые окружали ее. Инсаров поразил воображение Елены своими поступками.

    Она даже не могла найти объяснение тому, что испытывает к Дмитрию, но вскоре поняла, что полюбила его всей душой. Девушка не предполагала, что ждет ее впереди, но готова была идти за своим возлюбленным всюду. “Знаю!” – коротко и просто отвечает Елена на все предостережения, которые ей высказывает Инсаров.

    И он удивлен силой любви, удивлен по одной простой причине – он не понимает, что для Елены это естественно. Полюбив бедного чужестранца, она принимает на себя все его заботы, проявив главную сущность героинь Тургенева – подставить плечо, помочь, разделить трудности.

    И Елена, оставив дом, обеспеченную, спокойную жизнь, уезжает. Уезжает в чужой край, с человеком бедным, серьезно больным, проникнутым социально-пребразовательными идеями.

    Инсаров помогает найти Елене то, что она не имела все эти годы, – цель жизни. Цель жизни Инсарова – борьба за освобождение родного болгарского народа – становится и ее целью. Но Дмитрий умирает, и Елена, перенеся непоправимое горе, остается на родине любимого. Такой поступок героини подтверждает, что она действительно нашла в жизни цель и не изменит ей.

    Елена – самоотверженная женщина. Благодаря Инсарову она обретает большее, чем любовь, – она обретает веру в себя, веру в то, что сможет продолжить великое дело Дмитрия.

    Пожалуй, в этом романе, в романе “Накануне” сконцентрированы все представления писателя об идеале женщины, сконцентрированы все качества русской женщины, которые породили фразеологизм “тургеневские девушки”.
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


    написать администратору сайта