Главная страница
Навигация по странице:

  • 58.Дайте общую характеристику лирического и сатирического начал в поэзии А.К. Толстого в их соотношении и противопоставлении

  • История русской литературы.Экзамен.. 1. Охарактеризуйте основных представителей, исторические, этические и эстетические идеалы русского западничества 1840х гг


    Скачать 224.71 Kb.
    Название1. Охарактеризуйте основных представителей, исторические, этические и эстетические идеалы русского западничества 1840х гг
    Дата03.03.2023
    Размер224.71 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория русской литературы.Экзамен..docx
    ТипДокументы
    #966430
    страница14 из 15
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

    55. Покажите на конкретных примерах, как в городской и крестьянской лирике Некрасова реализуется тема социальной трагедии

    Имя Н. А. Некрасова неразрывно связано в нашем представлении с крестьянской Россией. Пожалуй, никто из поэтов не смог так постичь душу народа, его психологию, высокие нравственные качества. Стихи Некрасова наполнены могучим чувством сострадания к своему народу, его бесправной, подневольной судьбе, огромным желанием сделать его будущее светлым и прекрасным. Некрасова называют "певцом народного горя". Его "кнутом иссеченная муза" служила делу пробуждения многомиллионных масс трудящихся к борьбе за свои права. Творчество Некрасова охватывает значительный период русской истории. В его произведениях предстает и крепостническая, и пореформенная Россия, в которой неизменным оставалось нищенское и бесправное положение народа. Чем же была родина для Некрасова? Идиллическим "дворянским гнездом", с которым связаны светлые детские воспоминания?

    Нет! в юности моей, мятежной и суровой

    Отрадного душе воспоминанья нет...

    К такому выводу приходит Некрасов в стихотворении "Родина", вспоминая о своих детских годах, проведенных в отцовской усадьбе. На первый взгляд, это стихотворение воспроизводит картины биографии поэта. Но они настолько типичны, что представляют собой обобщенный образ крепостной России. И автор выносит ей свой беспощадный приговор. Атмосфера рабства влияла и на крестьян, и на их господ, обрекая одних на бесправие и нищету, других – на роскошь и праздность. На что же надеется задавленный нуждой русский мужик? Один из вариантов ответа на этот вопрос мы находим в стихотворении "Забытая деревня" (1855). В каждой из пяти строф этого стихотворения удивительно емко и лаконично дана отдельная законченная картина из жизни "забытой деревни". И в каждой из них – человеческие судьбы, заботы и проблемы: здесь и просьба "бабушки Ненилы" починить избенку, и произвол "лихоимца жадного", отрезавшего у крестьян "землицы косячок изрядный", и мечты Наташи и вольного хлебопашца о свадьбе и семейном счастье. Все надежды этих людей связаны с предполагаемым приездом барина. "Вот приедет барин – барин нас рассудит" – этот рефрен проходит через все некрасовское стихотворение. Но напрасно крестьяне надеются на справедливое и гуманное отношение к ним барина. Ему нет дела до крестьян. Прошли годы, прежде чем они дождались барина, привезенного в гробу.

    Старого отпели, новый слезы вытер

    Сел в свою карету – и уехал в Питер.

    Этими наполненными горькой иронией строчками заканчивается стихотворение, в котором явственно звучит мысль о бесполезности и безрезультатности просьб и жалоб крестьян к господам. Эта тема находит продолжение в стихотворении "Размышления у парадного подъезда" (1858), в котором автор с огромной обобщающей силой рисует угнетенное положение русского народа. Перед глазами лирического героя разыгрывается типичная сцена. Крестьяне-ходатаи приходят к парадному подъезду в поисках защиты от произвола мироедов у влиятельного петербургского сановника. "С выраженьем надежды и муки" обращаются они к швейцару, прося допустить их к вельможе и предлагая жалкие крестьянские гроши.

    Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,

    И пошли они, солнцем палимы...

    Эта сцена, выразительно, реалистически нарисованная автором, вызывает естественное чувство сострадания к униженному, подневольному народу. В этом эпизоде явственно проступают такие черты русского крестьянства, как смирение, покорность, привычка безропотно подчиняться силе. Ведь мужики не делают никакой попытки добиться аудиенции у вельможи, чтобы выполнить возложенную на них миссию, а ведь "брели-то долгонько они из каких-нибудь дальних губерний". Прогнанные швейцаром, они "с непокрытыми шли головами". Эта выразительная деталь подчеркивает пассивность крестьянства, неумение отстаивать свои права. Описанный эпизод заставил лирического героя задуматься над нынешним положением русского народа, судьба которого находится в руках вельмож, почивающих в "роскошных палатах". Обращаясь к этому влиятельному сановнику, автор тщетно пытается пробудить в его душе добро, воротить ушедших крестьян. Но "счастливые глухи к добру", – горестно констатирует герой. Вельможе и ему подобным безразлична судьба собственного народа, его страдания, тем более что русский мужик привык терпеть. Автор обращается с риторическими вопросами к Волге, к родной земле, к народу. Смысл этих обращений – в стремлении вывести народ из состояния духовного сна, поднять его на борьбу за лучшее будущее, ибо он может освободиться только собственными силами. Но в вопросе, обращенном к народу, звучат боль и сомнение, напоминающие пушкинскую "Деревню". Эх, сердечный! В "Железной дороге" (1864) уже слышится уверенность поэта в светлом будущем русского народа, хотя он и отдает себе отчет в том, что эта прекрасная пора наступит нескоро. А в настоящем в "Железной дороге" предстает та же картина духовного сна, пассивности, забитости и смирения. Предпосланный стихотворению эпиграф помогает автору высказать свой взгляд на народ в полемике с генералом, который называет строителем железной дороги графа Клейнмихеля, а народ в его представлении – это "варвары, дикое скопище пьяниц". Некрасов в стихотворении опровергает это утверждение генерала, рисуя образы подлинных строителей дороги, рассказывая о тяжелейших условиях их жизни и труда. Но поэт стремится пробудить в юном Ване, олицетворяющем молодое поколение России, не только жалость и сострадание к угнетенному народу, но и глубокое уважение к нему, к его созидательному труду.

    Благослови же работу народную

    И научись мужика уважать.

    Народ в представлении Некрасова – это "сеятель и хранитель" русской земли, создатель всех материальных ценностей, творец жизни на земле. В нем таятся скрытые могучие силы, которые рано или поздно вырвутся на простор. Поэтому Некрасов верит в то, что народ преодолеет все трудности и "широкую, ясную грудью дорогу проложит себе". Но, чтобы наступило это долгожданное время, нужно с колыбели внушать мысли о том, что счастье – не в холопском терпении и покорности, а в борьбе с угнетателями, в бескорыстном труде. В "Песне Еремушке" сталкиваются два мировоззрения, два возможных жизненных пути, которые ожидают пока еще несмышленого младенца. Одна судьба, которую пророчит ему в песне няня, – это путь рабской покорности, который приведет его к "привольной и праздной" жизни. Этой холопской, лакейской морали противопоставлено иное представление о счастье, которое раскрывается в песне "проезжего городского". Оно понимается как борьба за народные интересы, которая наполнит жизнь высоким смыслом, подчинит благородной цели. В лирике Н. А. Некрасова городской тематике в основном посвящены стихотворения 40-50-х годов. Среди них можно выделить произведения, посвященные жизни городской бедноты, и стихотворения, рисующие отвратительный нравственный облик хозяев жизни: буржуа, чиновников, благовоспитанных зажиточных горожан. К первой группе относятся стихотворение "Еду ли ночью по улице темной" (1847), цикл стихов "На улице" (1850), "О погоде" (1859). В них предстает безысходная, тяжелая жизнь городских низов, полная горя, унижений, нищеты и обид. Герои этих стихотворений, их жизненные драмы, искалеченные судьбы вызывают глубокое сочувствие и сострадание автора. К сатирическим стихотворениям, посвященным изображению господствующих сословий, относятся "Современная ода" (1845), "Секрет" (1855), "Колыбельная песня" (1845), "Нравственный человек" (1847). Некрасов подчеркивает бесчеловечную, фальшивую, лицемерную мораль этих героев, широко используя иронию и сарказм. Раскрывая тему города в творчестве Некрасова, нужно охарактеризовать эти две стороны городской жизни.

    56. Дайте общую характеристику романа Чернышевского «Что делать?» с точки зрения его проблематики и поэтики.

    Роман Чернышевского необычен, он рассчитан не на чувственную, образную, а на рациональную, рассудочную способность читателя. Как революционер-просветитель, Чернышевский верит в действенную, преобразующую мир силу рационального мышления, освободительных идей и теорий. Этот роман явился «учебником жизни» для нескольких поколений русских революционеров. Никого из русских писателей он не оставил равнодушным. Отзвуки спора с Чернышевским хорошо прослеживаются в эпилоге «Войны и мира», в образах Лужина, Лебезятникова и Раскольникова в «Преступлении и наказании», в романе «Дым», в произведениях писателей революционно-демократического лагеря, в «антинигилистической» прозе.

    Роман продолжал начатую Гончаровым и Тургеневым тему поиска «героя» времени. Особенно очевидна связь с романом «Отцы и дети» (группировка персонажей по возрасту и мировоззрению). Писатель уточняет тему подзаголовком «Из рассказов о новых людях».

    С жанровой точки зрения роман является социально-психологическим, но психологизм в нем носит дидактический характер. Дидактизм осуществляется тонко и разнообразно, особой нитью вплетаясь в повествовательную ткань романа.

    Чернышевский применяет остроумный ход: он вводит в повествование фигуру «проницательного читателя» и время от времени вступает с ним в диалог, исполненный юмора и иронии. Облик «проницательного читателя» весьма сложен. Иногда это типичный консерватор, и в споре с ним Чернышевский предупреждает все возможные нападки со стороны консервативной критики, заранее давая им отпор. Но иногда это мещанин, человек с ещё неразвитым умом и трафаретными вкусами. Его Чернышевский вразумляет и поучает, интригует, учит всматриваться в затейливый ход авторской мысли. Диалоги с «проницательным читателем» являются своеобразной школой воспитания понимающего смысл романа человека. Когда дело, по мысли автора, сделано, он изгоняет «читателя» из своего произведения.

    Роман имеет чёткое и рационально продуманное композиционное построение. По наблюдению Луначарского, авторская мысль движется «по четырём поясам: пошлые люди, новые люди, высшие люди и сны».

    В мире старых, пошлых, людей есть 2 группы характеров. К первой принадлежат лица дворянского происхождения (Жюли, Серж), их отличает лишённое трудовых основ паразитическое существование. Вторая группа – из буржуазно-мещанской среды (Розальские), они деятельны и предприимчивы, хотя труд принимает извращённые формы: всё подчинено интересам личной выгоды. Но Чернышевский сочувствует и вводит в роман главу «Похвальное слово Марье Алексеевне». Очень показателен «Второй сон Веры Павловны» («реальная» грязь - буржуазно-мещанские слои общества, «фантастическая» грязь – дворянский мир, «солнце» - просвещение).

    «Новые люди» (Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна) отличаются своим пониманием человеческой выгоды, естественным, соответствующим природе человека. Их мораль революционна, полностью отрицает мораль жертвы и долга. Она высвобождает творческие возможности человеческой личности. Иначе новые люди решают проблемы семейных и любовных отношений (основной их источник – неравенство между мужчиной и женщиной). Эгоизм «новых людей» писатель называет «разумным». Человек работает на себя, но результаты приносят пользу окружающим. Новые люди – посредники между пошлыми и высшими.

    Главное отличие высших людей от новых – Рахметов любит «возвышенней и шире». В нём подчёркивается и широта воззрений, и предельная близость к народу (сравнение одновременно с орлом и с Никитушкой Ломовым). Великое общее дело исторического масштаба – высшая потребность, высший смысл существования Рахметова. Но Чернышевский вовсе не считает «ригоризм» Рахметова нормой. Такие люди нужны на крутых перевалах истории.

    Ключевое место занимает «Четвёртый сон Веры Павловны», в котором развёрнута картина «светлого будущего». Здесь автор рисует общество, в котором интересы каждого сочетаются с интересами всех. Современники обвинили Чернышевского в чрезмерной «регламентации подробностей».

    57. Дайте общую характеристику творчества Тургенева середины 1860-х гг. (повесть «Призраки» (или «Довольно!») и роман «Дым») и объясните причину преобладания в них пессимистических (шопенгауэровских) настроений.

    Романы Тургенева 60-70-х гг. отличаются от предшествующих тем, что в них приобретала большое значение политическая проблематика. Эта их особенность открыто и полно обнаружилась в «Дыме» и «Нови», но её проявления явственно ощутимы и в романе «Отцы и дети». Действие романа «Дым (1867) относится к 1862 году – году появления «Отцов и детей». Роман изображает политические обстоятельства эпохи, и выражает разочарование в плодотворности политической деятельности. Это разочарование прежде всего проявляется в отношении писателя к среде, причастной к политике правительственных верхов. В Дыме скептицизм перерастает в ненависть и презрение. Тургенев выступает здесь не только как аналитик, но и как гневный обличитель и сатирик. Среда, представляющаяся писателю средоточием политического протеста, не рисуется как способная выдвинуть полезных, исторически значительных деятелей. На ней лежит печать измельченмя, оторванности от народа. Дым представляет собой роман-памфлет. Трагическая его сатиричность передавала глубокую грусть автора, расставшегося с надеждами на политическое возрождение страны, на демократизацию её строя, которые он питал в преддверии реформ. Рассматривая современную политическую жизнь как дым, бесполезный и бессмысленный (смысл названия!), писатель видит, что этот «дым» проникает во все поры существования общества и человека – и сама жизнь делается эфемерной, как тень, бегущая от дыма. Сомнение во всём. Этот лирический пессимизм романа более любых политических деклараций раскрывал, как дороги писателю были социальные завоевания его народа, важнейшим из которых он считал отмену крепостного права. Повесть «Довольно» была задумана в 1862 году, но закончена только в 1864-м. Как и «Призраки», «Довольно» - своеобразная исповедь, интимная «автобиография» Тургенева. по структуре “Довольно” представляет собой “смешанный” жанр. Исследователи не пришли к окончательному выводу о жанре этого произведения, поскольку оно отличается ещё большим философствованием, большим присутствием личности самого автора и меньшей степенью художественной условности по сравнению с “Призраками». Самая жизнь, как верно отметил П.Л.Лавров, представлялась Тургеневу «одним бесцельным повторением бессодержательных действий» , всё равно каких – личных, исторических или природных. Произведение и строится как последовательное доказательство этого тезиса и делится на три неразрывно связанные друг с другом части: любовь, деятельность историческая и красота в природе и искусстве, из чего мы можем с уверенностью выявить две формы повествования – лирический дневник и философский очерк. Первые главы произведения – это главы-воспоминания, последние – это философские размышления о смысле жизни, о месте и роли человека, о стихийном развитии природы. Начало «Довольно» пронизано интимными воспоминаниями, что наталкивает на мысль о дневниковых записях героя. Само заглавие, подзаголовок «Отрывок из записок умершего художника», лирическая тональность повествования – всё это говорит, что «Довольно» – автобиографическая исповедь, своего рода итог творчества писателя. «Довольно» своеобразная философская исповедь писателя проникнутая глубоко пессимистическим пониманием истории человеческого общества, природы, искусства. Вторая часть, баз сомнения, является и по содержанию и по форме философским очерком Среди философских и исторических источников, переосмысленных в «Довольно», в исследовательской литературе и критике назывались А.Шопенгауэр, Б.Паскаль, Экклизиаст, Марк Аврелий, Сенека, Светоний, художники-мыслители Гёте, Шекспир, Шиллер, Пушкин. Эта часть произведения насыщена размышлениями о мгновенности, краткости человеческой жизни, обусловленной неизменным и слепым законом природы. Это и определяет, по мысли автора дневника, близкого по мироощущению Тургеневу, ничтожество личности, исторической жизни человека и её самого высокого проявления – искусства. У героя нет радости от общения с природой, потому что «всё изведано – всё перечувствовано много раз, нет даже ощущения счастья. В XIX веке есть свои тираны, свои Ричарды, Гамлеты и Лиры. Следовательно, человеческие пороки даны человеку той же природой. А великие слова так и остаются словами. Но «Венера Милосская», пожалуй, несомненнее римского права или принципов 89-го года, т. е. искусство выше человеческих норм государства, права и принципов свободы, равенства и братства, провозглашенных Великой французской революцией. такое взаимопроникновение интимного, субъективного и философских размышлений характерно для такого стихотворного жанра, как философская лирика. Поэтому, по нашему мнению, правомерным было бы считать «Довольно» стихотворением в прозе, по размерам, возросшим до объема повести. Об этом свидетельствуют окрашенные поэтическим чувством картины «личных воспоминаний» о прошлом, сменяющиеся раздумьями о тщете всего человеческого, всякой деятельности.

    58.Дайте общую характеристику лирического и сатирического начал в поэзии А.К. Толстого в их соотношении и противопоставлении

    Поэтическая сатира Толстого направлена, с одной стороны, на демократическое движение 1860-х годов с его «нигилистическим» уклоном, а с другой — на русскую правящую бюрократию. В «Сне Попова» поэт создает обобщенный образ правящего министра-бюрократа, маскирующего свои деспотические замашки либеральной фразеологией. В «Истории государства Российского от Гостомысла до Тимашева» представлена сатирическая портретная галерея русских монархов. Толстой тонко пародирует в ней верноподданнический пафос и лакировку исторического прошлого в трудах официальных историков. Примечательно, что сатира Толстого появилась в списках одновременно с «Историей одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина.

    В балладе «Порой веселой мая» сатирический эффект возникает из столкновения фольклорного миросозерцания со злобой дня: два лада (жених и невеста) — один в «мурмолке червленой», другая в «венце наборном» — беседуют о нигилистах. Совершается «выпадение из былинного тона», начинается игра анахронизмами, смешением времен. «Российская коммуна, прими мой первый опыт!» — восклицает Толстой в финале этой баллады. Нашествие материализма и утилитаризма на Русскую землю было пророчески предсказано им в 1871 году:

    В одном согласны все лишь:

    Коль у других именье

    Отымешь и разделишь,

    Начнется вожделенье.

    Особое место в сатирическом творчестве писателя занимает Козьма Прутков — коллективный псевдоним А. К. Толстого и его двоюродных братьев Алексея Михайловича и Владимира Михайловича Жемчужниковых, выступавших со стихами, баснями, афоризмами, комедиями, литературными пародиями, написанными от лица поэта-чиновника, самодовольного и тупого, добродушного и благонамеренного, который судит обо всем на свете с казенно-бюрократической точки зрения. Впервые имя Козьмы Пруткова появилось в юмористическом приложении к некрасовскому журналу «Современник» под названием «Литературный ералаш» в 1854 году. В «Досугах Козьмы Пруткова», опубликованных здесь, пародировалась самодовольная пошлость, мнимое величие человека с «усеченным» бюрократическим миросозерцанием. Литературные друзья и собратья пародировали эпигонский романтизм популярного в те годы поэта Бенедиктова («Аквилон»), издевались над сторонниками «чистого искусства» («Философ в бане»), над современной лженаукой («Предисловие к «Гисторическим материалам...»), спорили со славянофилами («Разница вкусов»). Произведения Козьмы Пруткова печатались в 1859—1863 годах в «Искре», «Современнике», «Развлечении». Друзья придумали и опубликовали вымышленный портрет Козьмы Пруткова. А в 1863 году, решив расстаться с этой литературной забавой, они напечатали в «Современнике» «Краткий некролог», извещая о смерти знаменитого автора басен и афоризмов.

    Проникновенный лирик, А. К. Толстой одновременно был и озорным юмористом, и ярким сатириком. Активный и заинтересованный взгляд на окружающий мир порождал смелость выражения собственных позиций. Сатирические и юмористические про изведение поэта включают и забавные «Медицинские стихотворения», и шутливые «Мудрость жизни», «Надписи на стихотворениях Пушкина», и политические сатиры. Резкость aвтора часто исключала возможность их публикации. «Сон Попова» и «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» распространялись в рукописи.

    «Сон Попова» - забавная и озорная шутка. Но у этой шутки острый политический подтекст. Именно в этом произведении впервые в русской художественной литературе упоминается о знаменитом lll Отделении и eгo деяниях. Очевидцы вспоминают, что «Лев Николаевич Толстой говаривал о «Сне Попова»: «- Ах, какая это милая вещь, вот настоящая сатира и превосходная сатира! И еще: — Это бесподобно. Нет, я не Moгy не прочитать вам этого... И он мастерски читал поэму, вызывая взрывы смеха у слушателей».

    Политические сатиры Толстого были очень популярны. Поэт полемизировал с революционной демократией («Порой веселой мая...», «Против течению» и др.), критиковал исторические традиции, которые породили действующую систему. Слова из «Истории государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и сейчас часто цитируются: Земля у нас богата, Порядка в ней лишь нет... Смелость автора едва ли можно связать с политической ясностью eгo позиций. Они могли совпадать с четко определившимися взглядами славянофилов, но могли противостоять им. Так, стихотворение «Ходит Спесь, надуваючись...» вызвало восторженную оценку К. С. Aксакова: «Спесь...» так хороша, что уже кажется не подражанием песне народной, но самой этой народной песней... в этой песне уже не слышен автор: ее как будто нaрод спел». Передавая эту оценку жене, А. К. Толстой утверждал: «Эти слова для меня - самая лучшая хвала, которую я мoг бы пожелать». Проверьте верность этих суждений - стихотворение невелико.

    Ходит Спесь, надуваючись, С боку на бок переваливаясь. Ростом -то Спесь аршин с четвертью, Шапка-то на нем во целу сажень, Пузо-то ero все в жемчуге, Сзади-то у Heгo раззолочено. А и зашел бы Спесь к отцу к матери, да ворота некрашены! А и помолился б Спесь во церкви Божией, да пол не метен! Идет Спесь, видит: на небе радуrа; Повернул Спесь во друrу сторону: Непригоже-де мне наrибатися! Если любовная лирика поэта трогательно нежна и лирична, то, обращаясь к сатире, автор меняет манеру общения со словом и фразой, даже с ритмическим звучанием стихов.

    Близость к фольклорным мотивам и резкость очертаний сатирических образов перекликаются с безымянными созданиями народных авторов. Вот начало стихотворения «У приказных ворот собирался народ...»:

    У приказных ворот собирался народ густо, говорит в простоте, что в eгo животе пусто! «Дурачье, - сказал дьяк, - из вас должен быть всяк В теле; ещё в Думе вчера мы с трудом осетра съели!» Сатирическое осмысление окружающего живет и в творениях Козьмы Пруткова, созданного поэтом и eгo двоюродными братьями А. М. и В. М. Жемчужниковыми. Творения этого вымышленного автора до сих пор переиздаются и цитируются, демонстрируя читателям мир ограниченного человека косных взrлядов, малой культуры и великоrо самомнения.
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


    написать администратору сайта