Главная страница
Навигация по странице:

  • В повести «Фауст»

  • История русской литературы.Экзамен.. 1. Охарактеризуйте основных представителей, исторические, этические и эстетические идеалы русского западничества 1840х гг


    Скачать 224.71 Kb.
    Название1. Охарактеризуйте основных представителей, исторические, этические и эстетические идеалы русского западничества 1840х гг
    Дата03.03.2023
    Размер224.71 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория русской литературы.Экзамен..docx
    ТипДокументы
    #966430
    страница9 из 15
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   15

    35. Объясните, как реализуется тема «русской почвы» в романе Тургенева «Дворянское гнездо». Какие черты образа Лаврецкого позволяют характеризовать его как «славянофила» и «лишнего человека»?

    Роман «дворянское гнездо» посвящен времени, когда западническая картина мира в сознании достаточно большой часть русской интеллигенции, и Тур здесь не исключение, стала если не вытесняться, то в некоторых существенных пунктах активно корректироваться славянофильской. Действие романа происходит в 1842 г. т.е. как раз тогда, когда в русском образованном обществе начинаются настоящие баталии между представителями западнической и славянофильской партий. В романе «Рудин» Паншин представлен человеком с внутренне пустой личностью, полагающий, что спасение России заключается в механическом копировании западноевропейских образцов. Ему противопоставлен явно пользующийся глубокой авторской симпатией главный герой романа Федор Лаврецкий, выступающий в споре с Паршиным как бы от лица славянофилов и защищающий в их позиции то, что близко самому Тур. При этом Лавр. Не имеет прочной связи со славянофильской доктриной, он мечется между счастьем и долгом, однако вначале горячо защищает (что немыслимо для славянофилов) новоевропейский идеал личного счастья. По сюжету отец хотел сформировать душу юноши на иностранный образец, привить ему любовь ко всему английскому. Именно под влиянием такого воспитания Федор оказался человеком, оторванным от жизни, от народа. Писатель подчеркивает богатство духовных интересов своего героя. Федор является страстным поклонником игры Мочалова («не пропускал ни одного представления»), он глубоко чувствует музыку, красоты природы, словом, все эстетически прекрасное. Лаврецкому нельзя отказать и в трудолюбии. Он очень прилежно учился в университете. Даже после женитьбы, прервавшей почти на два года учебу, Федор Иванович вернулся к самостоятельным занятиям. И после измены жены Федор взял себя в руки и «мог заниматься, работать», хотя скептицизм, подготовленный опытами жизни, воспитаньем, окончательно забрался в его душу. Он стал очень равнодушен ко всему. Это явилось следствием оторванности его от народа, от родной почвы. Ведь Варвара Павловна оторвала его не только от занятий, его работы, но и от родины, заставив его скитаться по западным странам и забыть о долге перед своими крестьянами, перед народом. Правда, с детства его не приучили к систематическому труду, поэтому временами он находился в состоянии бездействия. Лаврецкий сильно отличается от героев, созданных Тургеневым до «Дворянского гнезда». К нему перешли положительные черты Рудина (его возвышенность, романтическое устремление) и Лежнева (трезвость взглядов на вещи, практицизм). Он имеет твердый взгляд на свою роль в жизни – улучшать быт крестьян, он не замыкается в рамки личных интересов.

    Федор Иванович Л. — глубокий, умный и по-настоящему порядочный человек, движимый стремлением к самосовершенствованию, поисками полезного дела, в котором он мог бы приложить свой ум и талант. Страстно любящий Россию и осознающий необходимость сближения с народом, он мечтает о полезной деятельности. Но его активность ограничивается лишь некоторыми переустройствами в имении, и, хотя Л. далек от фразерства Рудина, он не находит применения своим силам. Поэтому «школьное» литературоведение обычно относит его к типу «лишнего человека». Сын помещика и крепостной крестьянки, Л. был рано разлучен с матерью, его воспитание зависело от капризов отца. Уже в сознательном возрасте Л. старается заполнить пробелы своего образования, в 23 года поступает в университет. В чем-то герой Тургенева предвосхищает Пьера Безухова. Как и Пьер, Л. вступает в свет, где влюбляется в ветреную красавицу Варвару Павловну, женится на ней и скоро обнаруживает неверность жены. Разрыв с женой дает герою возможность вернуться в Россию. Уникальность натуры Л. подчеркивает сопоставление с другими персонажами романа. Его искренней любви к России противопоставляется снисходительное пренебрежение, которое демонстрирует светский лев Паншин. Друг Л., Михалевич, называет его байбаком, который лежит всю жизнь и только собирается работать. Тут напрашивается параллель с другим классическим типом русской литературы — Обломовым И. А..Гончарова. Важнейшую роль в раскрытии образа Л. играют его отношения с героиней романа Лизой Калитиной. Они чувствуют общность своих взглядов, понимают, что «и любят и не любят одно и то же». Чувство, возникающее между ними, глубоко поэтично, в него вплетаются мотивы прелестной звездной ночи, необыкновенной музыки, сочиненной старым музыкантом Леммом. Любовь Л. к Лизе — это момент его духовного возрождения, наступившего при возвращении в Россию. Трагическая развязка любви Л. — внезапно возвращается жена, которую он считал умершей, — не оказывается случайностью. Герой видит в этом возмездие за свое равнодушие к общественному долгу, за праздную жизнь его дедов и прадедов. Постепенно в герое происходит нравственный перелом: равнодушный до того к религии, Л. приходит к идее христианского смирения. В эпилоге романа герой появляется постаревшим. Л. не стыдится прошлого, но и не ждет ничего от будущего. «Здравствуй, одинокая старость! Догорай, бесполезная жизнь!» — говорит он. Образ Л., как и весь роман, был очень приветливо встречен современниками. Критики либерального лагеря (например, П.В.Анненков, А.В.Никитенко) отметили художественные достоинства романа, радикалы анализировали главным образом его социальные аспекты. Так, Н.А.Добролюбов в статье «Когда же придет настоящий день?» (1860) отнес Л. к людям «рудинского закала», историческая роль которых уже исчерпана.

    36. Объясните, как реализуется конфликт счастья и долга в повести Тургенева «Фауст» и романе «Дворянское гнездо».

    Роман «дворянское гнездо» посвящен времени, когда западническая картина мира в сознании достаточно большой часть русской интеллигенции, и Тур здесь не исключение, стала если не вытесняться, то в некоторых существенных пунктах активно корректироваться славянофильской. Действие романа происходит в 1842 г. т.е. как раз тогда, когда в русском образованном обществе начинаются настоящие баталии между представителями западнической и славянофильской партий В романе Тургенев хотел представить конфликт личного счастья и долга. Это конфликт раскрыт в судьбе Лизы Калитиной, чей чудесный образ писатель нарисовал с глубокой симпатией. Из окружающей среды Лизу выделяет необычайная нравственная чуткость и ощущение несправедливости привилегированного положения ее семьи по сравнению с нищим и обездоленным народом. Внешне Лиза всегда сдержанна, и только неуловимые, еле заметные движения выдают ее волнение, передают ее чувства. Лиза — обладательница цельного и непоколебимого характера. Ее любовь к жизни проявлялась в любви к музыке, ко всему прекрасному. Лизу особенно волновала возвышенная музыка, наиболее соответствовавшая ее духу. По отзыву ее учителя, немца Лемма, «она могла любить одно прекрасное». Мысль Лизы направлена на такие вопросы, над которыми могла размышлять в то время только девушка необыкновенная. Ее волнуют вопросы о смысле жизни, об ответственности человека перед другими. Лиза полна не только нравственной чистоты, но и одухотворенности. Лаврецкого поразило при первом знакомстве с девушкой ее «бледное, свежее лицо, глаза и губы, такие серьезные, и взгляд, чистый и невинный». Даже в деталях одежды девушки присутствует чистота: белое платье, белая лента. Во внешнем облике Лизы Тургенев выделяет ее «бледные руки». О всей красоте, образованности и скромности главной героини говорит и описание ее комнаты: «...особая, небольшая... чистая, светлая, с белой кроваткой, с горшками цветов по углам и окнами, с маленьким письменным столиком, горкою книг и распятием на столе». Лиза Калитина была истинно «русская душой». Когда Паншин в споре с Лаврецким стал с презрением говорить об отсталости России, о том, что у русской нации нет таланта изобретательности и поэтому она поневоле должна все заимствовать у других, Лиза была взволнованна и оскорблена. «Самонадеянный тон светского чиновника... ее отталкивал; его презрение к России ее оскорбило». Из этого можно заключить, что Лиза — патриотка. Ей было по душе с русскими людьми. Русский склад ума ее радовал. Правдиво, проникновенно и сдержанно передает Тургенев чувство первой любви Лизы. Она никогда не верила в возможность своего счастья. Она отказывается от брака с Паншиным, так как не любит его, несмотря на то что «он, кажется, хороший человек». Она не могла и не мечтать о счастье, особенно тогда, когда встретила Лаврецкого. Горестная судьба Лизы сближает ее с девушками из народной среды. О счастье мечтали в свои молодые годы и бойкая, смелая Агаша, и тихая, смиренная Малаша. Но их счастье было так же мимолетно, как и счастье Лизы, а горя хватило на целую жизнь. Лиза отличалась особой эмоциональностью. И в этом можно ощутить борьбу, которая происходит между обуревающими ее чувствами и постоянным стремлением к сдержанности («все тело ее слегка затрепетало»). При встрече с Лаврецким, Тургенев так передает внутреннее состояние девушки: «Лиза подняла на него свои глаза. Ни горя, ни тревоги они не выражали: они казались меньше и тусклей. Лицо ее было бледно; слегка раскрытые губы тоже побледнели». Лиза не может скрыть своих страданий от невозможности быть вместе с Лаврецким. Эти страдания резко изменили ее внешний облик: «Внезапный перелом в ее судьбе потряс ее до основания; в два каких-нибудь часа ее лицо похудело», она стала «бледнеть и сохнуть» Религиозность Лизы связана с развитием в ней сознания ответственности за грехи ее отца и других виновников тягостного положения крепостных крестьян. Она знает, как много горя людям причинил ее отец, и считает себя обязанной «все это отмолить». Для благородной, честной, нравственно возвышенной девушки, какой была Лиза, загладить грехи отцов значило пожертвовать собой, отказаться от своего личного счастья и хоть в малой степени пострадать, подобно тому, как страдали «святые угодники», о которых с такой страстью рассказывала Лизе ее няня Агафья. Поэтому причина ухода Лизы в монастырь не только ее несчастная любовь: «Не утешения искала она в монастыре, не забвения ждала она от уединенной и созерцательной жизни: нет! Она думала принести собою очистительную жертву, думала совершить последний, высший подвиг самоотвержения». В повести Т. «Фауст» (1856) звучит трагич. тема невозможности личного счастья для человека, сознающего свой обществ. и нравств. долг, убежденного, что «жизнь — тяжелый труд», «вечная жертва». Героине «Фауста» Вере Ельцовой, воспитанной матерью в суровых нравственных устоях, после чтения «Фауста» Гете открывается новый, неведомый мир чувств. Но жажда любви и счастья оказывается несовместимой с требованием долга. Вера, отдавшаяся чувству и забывшая о муже и заветах покойной матери, гибнет. По словам Д. Писарева, ее «глаза, привыкшие к густой темноте, не выдержали яркого света, прошедшее, от которого она кинулась прочь, настигло и придавило ее к земле». Герой повести, потрясенный гибелью Веры, приходит к убеждению, что жизнь — не наслаждение, не стремление к счастью, а исполнение долга. Н. Добролюбов подверг критике эту точку зрения. «В этом взгляде,— писал он,— есть сторона очень похвальная, а именно — уважение к требованиям нравственного долга. Но, с другой стороны, взгляд этот крайне печален, потому что потребности человеческой природы он прямо признает противными требованиям долга...»

    37. Охарактеризуйте идейный мир и повествовательную структуру любовных повестей Тургенева «Фауст» и «Ася».

    Повесть Ивана Сергеевича Тургенева “Ася” – произведение о любви, которая по мнению писателя “сильнее смерти и страха смерти” и которой “держится и движится жизнь”. Воспитание Аси имеет корни в русских традициях. Она мечтает пойти “куда-нибудь, на молитву, на трудный подвиг”. Образ Аси очень поэтичен. Именно романтическая неудовлетворенность образа Аси, печать таинственности, лежащая на ее характере и поведении, придают ей притягательность и очарование.

    Некрасов после прочтения этой повести написал Тургеневу: “...она прелесть как хороша. От нее веет душевной молодостью, вся она – чистое золото жизни. Без натяжки пришлась эта прекрасная обстановка к поэтическому сюжету, и вышло что-то небывалое у нас по красоте и чистоте. “Ася” могла бы быть названа повестью о первой любви. Эта любовь закончилась для Аси печально. Тургенева увлекла тема о том, как важно не пройти мимо своего счастья. Автор показывает, как зарождалась прекрасная любовь у семнадцатилетней девушки, гордой, искренней и страстной. Показывает, как все оборвалось в одно мнгновенье.

    Ася сомневается, что ее можно полюбить, достойна ли она такого прекрасного юноши. Она стремиться подавить в себе зародившееся чувство. Она переживает, что дорогого ей брата любит меньше человека, которого и видела-то всего несколько раз. А ведь господин Н.Н. представился девушке необыкновенным человеком в той романтической обстановке, в которой они встречались. Это человек не активного действия, а созерцатель. Конечно, он не герой, но сумел тронуть сердце Аси. С удовольствием этот веселый, беззаботный человек начинает догадываться, что Ася его любит. “ Я о завтрашнем дне не думал; мне было хорошо.” “Любовь ее меня и радовала и смущала... Неизбежность скорого, почти мгновенного решения терзала меня...” И он приходит к заключению: “Жениться на семнадцатилетней девушке, с ее нравом как это можно!” Верящий в то, что будущее бесконечно он не собирается решать судьбу сейчас. Он отталкивает Асю, которая, по его мнению, обогнала естественный ход событий, скорее всего не приведший бы к счастливому концу. Лишь спустя много лет герой понял, какое значение имела в его жизни встреча с Асей.

    Причину несостоявшегося счастья Тургенев обьясняет безволием дворянина, который в решительный момент пасует в любви. Отодвигать решение на неопределенное будущее – признак душевной слабости. Человек должен испытывать чувство ответственности за себя и окружающих каждую минуту своей жизни.

    В повести «Фауст» изображается та роковая страсть, в которой естественно-природное и нравственное распадаются, и потому эта страсть становится выражением «тайных сил» жизни, которые «изредка, но внезапно проявляются наружу», опустошая своих носителей и приводя их к гибели: «горе тому, над кем они разыграются» 1 .

    Ладанов, Ельцова, Вера Николаевна непосредственно в себе ощущали эту стихию «тайных сил». Все они отличались жгучей, необузданной страстностью, которая в их судьбе всегда играла роковую роль. В повести «Несчастная» (1869) Тургенев повторил свою мысль о том, что «Тайны человеческой жизни велики, а любовь самая недоступная из этих тайн…» (X . 160).

    Метафизическая трактовка любви как неразрывной с непреодолимой стихией, видимо, связана с мыслью Шеллинга о взрывах и затаённом мятеже в самой основе мироздания.

    За днём мгновенного свидания последовала болезнь и смерть Веры Николаевны. Герой повести Павел Александрович, ощутивший свою вину, приходит к выводу о необходимости сурового исполнения нравственного обязательства. «Одно убеждение вынес я из опыта последних годов: жизнь не шутка и не забава, жизнь даже не наслаждение… жизнь – тяжёлый труд. Отречение, отречение постоянное – вот её тайный смысл, её разгадка: не исполнение любимых мыслей и мечтаний, как бы они возвышены ни были, – исполнение долга, вот о чём следует заботиться человеку; не наложив на себя цепей, железных цепей долга, не может он дойти, не падая, до конца своего поприща» ( VII . 50).

    Свобода человека выступает как способность погасить в себе пламя той страсти, которая приходит вопреки нравственному сознанию. Настойчивым обращением к идее долга Тургенев снимал идеализацию бурных проявлений «тайных сил». Однако это не исключает двух направлений, в которых протекает повествование о трагической судьбе героев. Наряду с призывом к суровому отречению изображается сияющая красота чувственной стороны жизни, то есть утверждается романтика той любви, которая привлекательна именно тем, что связана с иррациональными основами бытия.

    Этико-философская позиция Тургенева в повести «Фауст» в особенности сложна и противоречива. С одной стороны, через героя он призывает к отречению с целью спасения равновесия, как высшей мудрости и красоты. Но, с другой стороны, даётся поэзия осуждаемой страсти.

    Таким образом, в повести «Фауст» проявляется соотнесённость не только «естественного» и «нравственного», но и «эстетического» и «нравственного».

    38. Охарактеризуйте идейный мир и повествовательную структуру любовных повестей Тургенева «Первая любовь» и «Вешние воды».

    В 1950-е годы формируется тип «любовной» тургеневской повести – одного их важнейших жанров в творчестве писателя. К характерным образцам этого жанра относится: «Фауст», «Ася», «Первая любовь», «Вешние воды». При известном различии в сюжетах все повести обладают заметной структурой, смысловой и стилевой общностью. Их герои принадлежат, как правило, к дворянской интеллигенции; в большинстве своем это люди, получившие хорошее воспитание и не чуждые культурных интересов. Композиционным и одновременно духовным центром каждой из повестей является образ молодой женщины, по традиция называемой «тургеневской девушкой», чье сердце ждет идеального избранника и готово раскрыться для большой и сильной любви. «Сдержанная страсть» - так можно было бы определить основную характерологическую особенность этого женского типа, восходящего во многом к любимому Тур образу Татьяны Лариной. Другой литературный источник образа тургеневской девушки – независимые, уверенные в себе, пренебрегающие консервативной общественной моралью героини романов Жорж Санд, которую увлекавшийся ею в 1840-е г. Тургенев называла одной из наших святых. Согласно новым представлениям, семья, церковь, гос-во не могут управлять свободой человеческого чувства, оно не должно быть подавленно ими; если же оно все же нуждается в какой-то регуляции и гармонизации, то лучшее средство для этого – воспитание по-новому гуманного, просвещённого ума, обладая которым человек сам, без посредников, сможет разобраться в своих чувствах и благодаря которому научится уважать и воплощать на практике «принцип равенства в любви», когда ни один из любящих не возвышается над другим и не утверждает себя за счёт другого. Часто в тургеневской любовной повести возникает структурная пара: сильный женский персонаж – слабый мужской, слабость которого, исходя из новой концепции любви, правильно было бы объяснить его излишней рефлективностью и внутренней разорванность. – плода традиционного воспитания. Есть в теме любви у Тур и тёмная сторона. Её появление в тургеневском творчестве уместно связать с переломным для всего русского западничества 1848 г. – годом 3-ей франц. революции. разрушительной силе любви в тургеневских повестях обычно противостоит идея долга, понятия как бескомпромиссное отречение от любви чувственных соблазнов. Однако искренне восхищение людьми долго никогда не переходит у писателя в его апогею: идеал нового человека с раскрепощённым сердцем, несмотря на его трагическую оборотную сторону, больше говорит о его душе.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   15


    написать администратору сайта