Главная страница
Навигация по странице:

  • 20.Объясните, на каких уровнях и в каких смысловых аспектах противопоставляются друг другу старая и новая Россия в романе Гончарова «Обрыв».

  • История русской литературы.Экзамен.. 1. Охарактеризуйте основных представителей, исторические, этические и эстетические идеалы русского западничества 1840х гг


    Скачать 224.71 Kb.
    Название1. Охарактеризуйте основных представителей, исторические, этические и эстетические идеалы русского западничества 1840х гг
    Дата03.03.2023
    Размер224.71 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория русской литературы.Экзамен..docx
    ТипДокументы
    #966430
    страница5 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    18. Покажите на примере образов Штольца, Ольги, Агафьи Матвеевны и Обломова из романа Гончарова «Обломов», как раскрывается тема любви и брака в романе.

    В романе " Обломов" любовь — основа. Это чувство развивает души и сердца героев, раскрывает характеры, показывает героев в развитии

    1. В жизни Обломову встретилась девушка, далекая от его идеала женщины-матери, женщины-счастья. Но именно она, как ей казалось, должна была спасти Обломова. Вытащить из тины «обломовщины». Но нужно ли было такое спасение самому Илье Ильичу?

    А). Илья Ильич заинтересовал Ольгу. Она понимала, что Обломов – «экземпляр уникальный», необычный человек, ведущий до странности неправильный образ жизни. Ильинская захотела изменить героя, сотворить из него свой идеал – активного, деятельного человека, с широким кругозором, интересующегося разными сферами жизни и приносящего пользу обществу. Кроме того, Ольге льстило, что она имеет огромное влияние на Обломова: «И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить! Она - виновница такого превращения! » Нельзя сказать, чтобы Ольга любила Илью Ильича как человека, скорее, она любила его как свое творение, подобно Пигмалиону.

    Б) ...С появлением Ольги на время меняется жизнь Ильи Ильича. Любовь как бы врывается в его тихую жизнь, и в связи с этим его привычки уходят в прошлое. Ольга постоянно находится в движении, она не может спокойно относиться ко всему, что происходит вокруг неё, она полна жизни. Ольга оказалась способной повлиять даже на такого человека, как Илья Ильич, ей удаётся заставить Обломова скинуть свой халат, пусть даже и не навсегда. С ней Обломов нагоняет все то, что он упустил во время своего «сна»: он читает книги, газеты, общается с людьми, хотя только и из окружения Ольги, постепенно втягиваясь в общественную жизнь. Ольга стремится действовать, вторгаться в неугодный ей мир.

    В). Любовь Ольги Ильинской духовная, " оживляющая", нравственная, спасительная — следовательно, должен быть нравственный, спасительный результат. Но спасения не случилось: Обломов сам пишет Ольге письмо о разрыве. Почему? Потому что Ольга посягнула на внутренний мир Ильи Ильича, стараясь переделать его, восхищаясь при этом сама собой. Она даже вздрагивала от гордого радостного трепета; считала это уроком, назначенным свыше". Она любила «будущего» Обломова, такого, каким он должен стать, по ее мнению. Ольга из любопытства посмотреть, есть ли у Обломова душа, спела и затронула живые струны. Ведь прекрасное было доступно им, так как у Обломова была живая душа и чуткое, теплое сердце. Обломов любит Ольгу сердцем, любит нежно, послушно, стыдливо. Его душа живая. Но часто в мечтах Обломова вставала идиллическая картина: Обломовка, все хорошо, спокойно вокруг, большой дом, где покойно живут он, Илья Ильич, и Ольга, а вокруг бегают дети, и нет в этом уголке ни волнений, ни движения, но лишь спокойствие, умеренность и тишина. Но Ольге этого не нужно. И происходит разрыв. «Спасение» не состоялось.

    2. Нужно сказать, что судьбы Ольги и Обломова оказались связаны и после разрыва их отношений. В финале романа мы узнаем, что семья Штольца взяла на воспитание сына Ильи Ильича – Андрея. Этот мальчик родился у Обломова от другой женщины – Агафьи Пшеницыной. Эта простая, необразованная и недалекая героиня стала для Ильи Ильича «тихой гаванью», воплощением того покоя, тепла и уюта, которое он всегда искал и в жизни, и в женщинах. Но, удивительное дело! Именно эта тихая, спокойная любовь «спасает»! Не Обломова, а Агафью, возвышая ее, превращая в МАДОННУ!.

    А). Агафья Матвеевна не задумывалась о «высоких» вещах, о нравственном росте, морали. Вся ее жизнь ограничивалась бытовыми заботами о детях и брате. Когда в жизни женщины появился Обломов, всю теплоту и нежность, все свою любовь она обратила на этого человека. Агафья создала вокруг Обломова атмосферу тепла, покоя, защищенности, уюта – для нее в этом заключалось предназначение женщины. И Обломов, каким бы странным это ни казалось, был счастлив с Пшеницыной.

    Автор подчеркивает, что Пшеницына любила Илью Ильича всей душой: «Агафья Матвеевна была в зените своей жизни; она жила и чувствовала, что жила полно, как прежде никогда не жила…». Когда герой умер, Агафья поняла, что «проиграла и просияла ее жизнь, что бог вложил в ее жизнь душу и вынул опять…».

    Б). Образ Агафьи Матвеевны Пшеницыной полностью противоположен образу Ольги. Её жизнь протекает равномерно, без каких-либо изменений. Каждый новый день не отличается от предыдущего, с утра до вечера она занимается хозяйством по дому. Любовь Агафьи Матвеевны тихая, душевно-сердечная, ничего не требующая взамен, она возникает без всякого умысла

    В). Пшеницына любит Обломова без всякой внешней идеи, принимая его таким, каков он есть. Она любит человека, а не личину и не будущего Илью Ильича. И ее любовь намного естественней, задушевней и проще. Агафья Матвеевна просто добрая, преданная, заботливая. И любовь свою она выражает, как может, как позволяет ей ее воспитание: штопает рубашки, печет пироги. Она по-своему старается облегчить жизнь Обломову и делает для этого все, что может. Да, у Агафьи Матвеевны не было высоких идей, но ей было дано умение просто любить. Она не «спасала» Илью Ильича от самого себя, она его просто любила…

    Наверное, всякая любовь способна спасти, если это настоящая любовь, а не идея, не проект, эксперимент. Спасение- в самой любви, а не идеях о спасении. Спасение не может быть навязанным сверху, потому что, к счастью, нельзя привести насильно. Ведь счастье каждый понимает по-своему.

    19. Дайте обобщенную характеристику вещного мира Гончарова на примере одного из трех его романов.

    Изображение вещного мира признавалось всеми исследователями творчества Гончарова наиболее сильной стороной писателя. Здесь кроется одна из стержневых особенностей художественного метода писателя, заключающаяся в том, что бытие проявляется у Гончарова через быт.

    В романе «Обломов» мы прослеживаем, как условия быта, в которых вырос Обломов, его воспитание порождают в нем безволие, апатию, равнодушие. Известно, что не только воспитание, социальное окружение влияют на формирование личности человека - быт, обстановка, окружающая человека на протяжении его жизни, в равной, если не в большей мере оказывают влияние на характер и мировоззрение человека; и особенно сильно это влияние ощущается в детстве. Во «сне Обломова» писатель создал изумительную по яркости и глубине картину помещичьей жизни. Патриархальные нравы, натуральное хозяйство помещика, отсутствие каких–либо духовных интересов, покой и бездействие - вечный мир – вот что окружало Илью Ильича с детства, вот что называется обломовщиной.

    Автор окружает своего героя предметами (туфли, халат, диван), сопровождающими его в течение всей жизни и символизирующими обломовскую неподвижность и бездействие.Квартира Обломова представляла из себя, скорее, склад ненужных вещей, где давно не ступала нога человека, нежели жилое помещение. Этой картиной, или предметным окружением, Гончаров подчеркивает то, что Обломов, возможно, даже сам чувствует себя «лишним человеком», вырванным из контекста бурного прогресса. Не случайно Добролюбов назвал Обломова «лишним человеком, сведенным с красивого пьедестала на мягкий диван».

    Халат, возможно, является одной из основных характеристик «обломовщины» вообще и Обломова, в частности. Это сквозной образ-символ романа, это не частная подробность описаний и характеристик, а художественная деталь, становящаяся центром композиции образа. Как и упомянутая выше «обломовщина», обломовский халат стал нарицательным понятием, употребляющимся для обозначения личностного понятия «обломовщины», генетически связанным с ней. Однако, в отличие от «обломовщины», которая явилась особой творческой находкой Гончарова, образ халата, ставший символом характера Обломова, имеет свой собственный первоисточник. Если функциональная роль образа обломовского халата (типизирующая, характерологическая и т.д.) в критике и в научной литературе рассматривалось многократно (вспомним статью А.В. Дружинина об «Обломове», в которой он восхищался поистине фламандской расточительностью деталей в этом произведении), то на его литературный источник до сих пор никто не обратил внимания. Обломовский халат – это символ-эквивалент духовного состояния героя. Это тот «бесконечный знак», который создается взаимосвязями текста и контекста и может иметь бесконечное количество значений. Символ – предмет и средство изображения одновременно, это единство значения и образа. Обломовский халат – компонент образа-символа Обломова, его генетический «код». В этом смысле образ-символ халата «конечен и бесконечен» одновременно.

    Все события романа, так или иначе влияющие на ход жизни героя, даны в сопоставлении с его предметным окружением. Целиком и полностью образ берёзовой рощи в романе «Обломов» увязан с образом главного его героя. Занимаясь «разработкой плана имения», Илья Ильич представляет, «как он сидит в летний вечер на террасе, за чайным столом...». Вдали «желтеют поля, солнце опускается за знакомый березняк и румянит гладкий, как зеркало, пруд...». Рисуя идеал своей жизни в деревне перед Штольцем, наш мечтатель говорит: «Потом, как свалит жара, отправили бы телегу с самоваром, с десертом, в берёзовую рощу...». (Гончарову берёза виделась как неотъемлемое дерево российской жизни, крестьянского обихода, обрядовых ритуалов, труда и отдохновения.Само слово ещё первозданно светилось и имело какой-то нынче забытый утраченный смысл, связующий её с родными пенатами.). Что касается «деловых качеств» Обломова, то они также раскрываются через предметный мир. Так, в аспекте переустройства имения, также как и в личной жизни, победила обломовщина - Илья Ильич испугался предложения Штольца провести к Обломовке шоссе, построить пристань, а в городе открыть ярмарку.

    В «Обрыве» пейзаж из окна бережковского дома рисуется сухо и перечислительно. Отметив, что вдали виднелись «широкие поля, обработанные и пустые, овраги», что с третьей стороны видны были «села, деревни и часть города», художник торопится перейти к описанию огорода: «Там капуста, репа, морковь, петрушка, огурцы, потом громадные тыквы, а в парнике арбузы и дыни. Подсолнечники и мак в этой массе зелени делали яркие, бросавшиеся в глаза пятна; около тычинок вились турецкие бобы». Но предельного пафоса гончаровский пейзаж достигает там, где описывается провинциальный город. Не случайно в «Обрыве» так мало описания полей и так много — огородов. Не случайно, пренебрегая широкими деревенскими пейзажами, Г. так интересуется городом. За пейзажем он постоянно находит жанр.

    Гончаровский стиль характеризуется этим чрезвычайным обилием бытописи, этим сугубым вниманием художника к мелочам повседневного обихода. «Братец» Пшеницыной немыслим без его постоянного виц-мундира, Илью Ильича мы почти не видим без халата, его слугу — без прорехи под мышкой. В патриархальном быту вещь неотрывна от ее владельца. Захар «не старался изменить не только данного ему богом образа, но и своего костюма...» У Обломова «с лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока». Мы встретим в «Обломове» огромное количество предметов домашнего обихода, одежды, комнатной утвари. Без них это художественное полотно неполно. Вещи играют важную и почетную роль: они проясняют собой социальный рисунок образа. Предметы обихода и обстановки приобретают у него значение глубоких и характерных символов. Так неоднократно подмечается в комнате Пшеницыной размеренный стук маятника, треск кофейной мельницы и пение канареек. Образ маятника повторяется четыре раза. Он как нельзя более характеризует размеренную, покойную и трудолюбивую жизнь Пшеницыной. Для Захара типична другая бытовая подробность — битье посуды, для «братца» — бумажный пакет, с которым он ежедневно ходит на службу. Прошло несколько лет, умер Илья Ильич, Агафья Матвеевна во второй раз овдовела, братец разорился, но вещи не умирают, они остаются жить со всем патриархальным бытом. Гончаровский пафос направлен на описание мещанского быта. Агафья Матвеевна составляет со всей своей утварью одно неразрывное целое. Социальная база мещанского образа требует для него соответствующего окружения.

    Как свидетельство глубокой «вещественности» его стиля могут служить обломовские сравнения. Сравнения эти ничем не связаны с городской беднотой, корни их — в быту патриархального мещанства. Хохлы братца похожи на собачьи уши средней величины, руки Захара походят на какие-то две подошвы, его бакенбарды спутаны, как войлок, Захар ворчит, как цепная собака, Илья Ильич скончался — как будто остановились часы, которые забыли завести, и наконец — вещь совершенно немыслимая у Тургенева — грудь героини сравнивается... с подушкой дивана

    20.Объясните, на каких уровнях и в каких смысловых аспектах противопоставляются друг другу старая и новая Россия в романе Гончарова «Обрыв».

    «Обрыв» создавался на протяжении двадцати лет. «Обрыв» сначала записывался фрагментами, мелкими клочками программы. Но дальнейшая работа над романом приостановилась до 1866 года. Главной причиной, затруднявшей процесс создания «Обрыва», стала неустойчивость, неопределенность русской жизни того периода. Отмена крепостного права, появление новых социальных слоев, стремительное развитие капиталистических отношений, подъем революционного движения все это породило массу крайностей и уродливых явлений в жизни русского общества. это обрушилось на Россию подобно страшному громовому разряду. Безжалостная молния истории расколола течение русской жизни на две эпохи: Россию старую, патриархальную и Россию новую, молодую, непредсказуемую и потому пугающую. Так время властно вмешивалось в процесс создания «Обрыва». По первоначальному замыслу писателя, основной конфликт в романе строился на столкновении двух эпох в жизни России - старой и новой. «Борьба с всероссийским застоем» -- так можно определить главную идею «Обрыва» в его начальном варианте. Для русского человека незыблемым духовным стержнем испокон веков была христианская, православная нравственность. Новая Россия все больше отходит от этих канонов, решив самостоятельно справляться с жизнью, провозглашая свои, новые законы. В результате на страницах «Обрыва» перед читателем разворачивается драма Рай-ского художника -- одаренного человека, не нашедшего своего места в жизни, растра-тившего свой талант впустую. Но драма Райского не ограничивается только эстетичес-кими проблемами. В ней отражается судьба молодого поколения, утратившего связь с коренными устоями русской жизни. Хранительницей этих устоев в романе является бабушка. Бабушка -- настоящий кладезь тысячелетней народной мудрости. Кажется, что жизнь для бабушки проста, ответы на все вопросы она черпает в проверенной веками мудрости предков. Она не набожна, но нормы православной морали для нее святы, как святы и традиции местного дворянского общества. Жизнь бабушки и обитателей ее по-местья течет спокойно, размеренно, все в ней правильно, все складно, без потрясений и сбоев с прямого, строго определенного порядка вещей. За это Бережкову уважает весь город, сам губернатор ездит к ней на обед. Любят и побаиваются Татьяну Марковну и вверенные ее попечению крестьяне. Все знают, что она строга, но справедлива. От ее зоркого взгляда не ускользает ни один уголок в усадьбе, ни одно событие в жизни крепостных людей. Вспомним также, как бабушка избавила Веру от искушения дальнейших встреч с Марком на дне обрыва после трагической ночи: она распорядилась снести с лица земли беседку, как удаляют отжившие куски коры со здорового дерева. Читателя не может не восхищать то, с каким смирением и достоинством несет эта женщина обрушившееся на нее горе. «Вот что отразилось, -- пишет Гончаров, -- ...в моей старухе...: старая, консервативная русская жизнь! Не жили ли старые наши поколения и старшие, господствовавшие и управлявшие нашими судьбами представители этих поколений или лучше сказать, не спали ли они под навесом старой мудрости, пробавляясь преданиями, хотя и соглашались (как бабушка в спорах с внуком) про себя, что надо жить иначе, но боялись, беспокоились, как она, и пятились в страхе от всего нового, зажимая глаза, и, когда нельзя было уйти назад, уступали не-охотно, и тогда сквозь обветшавшую, не-годную мудрость пробивались свежие русские силы здравого смысла?..»

    21. Объясните с опорой на текст романа Гончарова «Обрыв», как именно разворачивается и в каких смысловых аспектах представлена в нем тема страсти и падения.

    Поиски путей органического развития России, снимающего крайности патриархальности и буржуазного прогресса, продолжил Гончаров и в последнем романе - "Обрыв". Он был задуман еще в 1858 году, но работа растянулась на целое десятилетие, и "Обрыв" был завершен в 1868 году.

    В центре романа оказывается фигура писателя Райского. Райский предстает в романе прежде всего поклонником красоты и проповедником страсти. Саму страсть он понимает весьма широко: это и любовь-страсть, и и темперамент- страсть художника, и страсть служения высокой идее. В страсти он видит лекарство от вечного сна и застоя, страсть это могучее средство для пробуждения личного, гражданского сознания. Например, Ему хочется расшевелить Софью, свою дальнюю родственницу, превратив её из холодной мраморной статуи в живую, исполненную страстей женщину.

    Райский неожиданно сближён в сюжете со своим антагонистом, подлинным «революционером страсти» Марком Волховым, современным отрицателем-нигилистом. Волхов тоже чувствует себя в роли «освободителя» женщины, когда внушает ей «новые», прогрессивные понятия о свободе и браке. Примером является свидание с Верой, когда он будет страстно призывать её «перейти Рубикон», преодолеть предков и тётушек, распрощаться со старой правдой.

    Правда, если Райский в своей «философии страсти» скорее исповедует чисто романтическую позицию, то Волхов-последовательный «реалист». Райский освобождает в основном на словах, Волхов- на деле, призывая Веру к «новой правде».

    Волохов способен пробудить в Вере только страсть, в порыве которой она решается на безрассудный поступок. Так что же толкает Веру подастся соблазну «новой правды»?. Отчасти та самонадеянность ума, которая роднит неукротимый нрав Веры с мироощущением «нового» человека Марка Волхова. Уже задним числом Вера своё «падение» расценивает как возмездие за собственную гордость. Героиня понимает, что попала в опасность из-за своей «самолюбивой воли». В финале романа актуализируется мотив родовой вины: грех молодости бабушки отзывается и в судьбе Веры и Марка, которые тоже прельстились желанием «быть как боги» (эту библейскую фразу, сгубившую первых людей, часто любит повторять Волхов). Однако мотив искушения далеко не главный в ряду тех, которые притягивают Веру к опасной пропасти. Гораздо более Вера одержима другой страстью- желанием жертвенного подвига. На дно страшного обрыва к Марку она спускается в основном для того, чтобы даже с риском собственной нравственной гибели спасти «заблудшего» и вместе с ним выйти из тёмной пропасти.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта