Главная страница

История русской литературы.Экзамен.. 1. Охарактеризуйте основных представителей, исторические, этические и эстетические идеалы русского западничества 1840х гг


Скачать 224.71 Kb.
Название1. Охарактеризуйте основных представителей, исторические, этические и эстетические идеалы русского западничества 1840х гг
Дата03.03.2023
Размер224.71 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаИстория русской литературы.Экзамен..docx
ТипДокументы
#966430
страница6 из 15
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

22. На конкретных примерах из стихотворений Тютчева покажите, каковы формы и типы соотношения и взаимодействия Природы, и Человек в его натурфилософской лирике

Федор Иванович Тютчев родился в старинной дворянской семье, в Орловской губернии. Юные годы провел в Москве. В 1821 году блестяще закончил словесный факультет Московского университета. В чужих краях Тютчев прожил двадцать два года, но не терял духовной связи с родиной, хотя посещал ее нечасто. Стихи Тютчев начал писать еще подростком, но выступал в печати редко и не был замечен ни критикой, ни читателями. Настоящий дебют поэта состоялся в 1836 году: тетрадь стихотворений Тютчева, переправленная из Германии, попадает в руки А. С. Пушкина, и тот, приняв тютчевские стихи с изумлением и восторгом, опубликовал их в своем журнале “Современник”. Однако признание и известность приходят к Тютчеву гораздо позднее, после его возвращения на родину, в 50-х годах, когда о поэте восхищенно отозвались Некрасов, Тургенев, Фет, Чернышевский и когда вышел отдельный сборник его стихотворений (1854 г.). И все же Тютчев не стал профессиональным литератором, до конца жизни оставаясь на государственной службе. Русским языком, он пользовался только в поэзии.

Преобладание пейзажей — одна из примет лирического творчества Ф. И. Тютчева. Однако поэт — не простой созерцатель природы, он стремится проникнуть в глубину ее жизни, познать ее смысл. Вся его лирика отличается глубиной анализа душевных переживаний и восприятия природы. И не удивительно, что природа, как и человеческая душа, как и сама жизнь, кажется ему противоречивой, вызывает совершенно противоположные чувства. В явлениях окружающего мира поэт старается найти отклик на свои переживания. С одной стороны, в природе Тютчев видит полную гармонию, источник загадочной красоты, высшую силу. Грозы, бури, волнения на море, весеннее оживление лесов и полей вызывают у него необыкновенный восторг. Это чувствуется из самих строчек, которыми Тютчев начинает некоторые свои произведения: «Как хорошо ты, о море ночное...», «Люблю грозу в начале мая...» и др. Читая такие стихотворения, как «Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной...» и многие другие, всем сердцем ощущаешь радость, и на душе становится весело и легко. Но, с другой стороны, природа видится поэту в постоянной борьбе, волнении некой всепоглощающей стихии, которую он называет «хаосом» или «бездной». И перед этой стихией человек бессилен и одинок. Красота и сила мироздания недоступна человеку. Сумрачные мысли о трагичности и быстротечности человеческой жизни перед лицом природы. Но какие бы настроения не владели душой поэта — радость, оптимизм, вера в торжество гармонии и красоты или же грусть, тревога и отчаяние — природа у него всегда живая, она, как и человек, имеет душу, живет собственной жизнью. Очень часто в его стихотворениях внешний мир тесно переплетается с переживаниями, мыслями, судьбами людей.

Сознавая обреченность своей короткой жизни, человек обращается к природе, потому что ее существование кажется ему более устойчивым, даже вечным. Несмотря на всю противоречивость, в основе своей все стихотворения Ф. И. Тютчева о природе вызывают оптимистические настроения. Осмысливая жизнь природы в ее взаимодействии с человеческой жизнью, углубляясь в мир своих внутренних переживаний, поэт преодолевает трагическое восприятие действительности и приходит к светлому романтическому пониманию жизни. И, кроме того, его лирические пейзажи, отражающие самые потаенные и волнующие мысли, чувства, стремления человека, передающие искреннее восхищение красотой природы, тонкое восприятие всех красок, звуков, очертаний, в наилучшей степени способствуют развитию у нас, его читателей, эстетического чувства.

23. На конкретных примерах из стихотворений Тютчева и Некрасова, относящихся к любовной лирике, покажите, в чем состоит принципиальное различие в трактовке этими поэтами темы любви.

В «панаевском цикле» отношения лирического героя и его любимой женщины раскрываются как мучительный диалог двух равноправных личностей, независимых и вместе с тем душевно ранимых. Закономерным следствием такого диалога предстает «проза любви»: ссоры, дрязги, мелочи быта, истерики и т. п.

Некрасов впервые открывает сложный, внутренне надломленный женский характер, судьба которого впоследствии будет детально прослежена в романах Ф. М. Достоевского (Настасья Филипповна в «Идиоте», Грушенька в «Братьях Карамазовых»). Это героиня с добрым от природы, но ожесточившимся от жизненных невзгод сердцем. Это внутренний надлом становится причиной постоянного душевного надрыва и эксцентричных поступков.

Таким образом, Некрасов в своих стихах не просто создает характер героини, что уже само по себе ново, но и рисует новый характер в развитии, в разных, подчас неожиданных, проявлениях - самоотверженный и жестокий, любящий и ревнивый, страдающий и заставляющий страдать. «Я не люблю иронии твоей...» - уже в одной этой первой фразе вступления есть характеры двух людей и бесконечная сложность их отношений.

Сквозным сюжетом «панаевского цикла» является драматическая борьба сильного чувства с пошлостью повседневной жизни. Некрасов не боится лишить любовь романтического ореола и показать ее как неустанный, «черновой» труд души любящих, в котором возвышенное и низменное попеременно одерживают верх. И, как всегда, бывает в лирике Некрасова, интимная, задушевная интонация «пробивает себе дорогу» сквозь «прозаизмы».

Некрасов дал формулу, которую охотно приняли при разговоре о его лирике, - «проза любви». Однако эта проза состоит не в особой приверженности к быту и дрязгам. Некрасов погружает нас в мир сложных, «достоевских» страстей, ревности, самоутверждений и самоугрызений.

Целый ряд сквозных примет объединяет «панаевские» стихи. Таков лейтмотив мятежности. Стихотворение «Если мучимый страстью мятежной...» переходит в «Да, наша жизнь текла мятежно...». Вступлению «Тяжелый год - сломил меня недуг...» соответствует «Тяжелый крест достался ей на долю...». «Прости» соотносимо с «Прощанием». Все эти стихи следуют как бы парами, которые поддерживают «сюжет» лирического романа.

Вообще же некрасовские вступления - это продолжения вновь и вновь начинаемого спора, длящейся ссоры, непрерываемого диалога: «Я не люблю иронии твоей...», «Да, наша жизнь текла мятежно...», «Так это шутка, милая моя...». Характерны в этом цикле многоточия - ими заканчиваются почти все произведения интимной лирики Некрасова. Думаю, это указание на фрагментарность, на не исчерпанность ситуации, своеобразное «продолжение следует».

Но, несмотря на все трудности, несмотря на финальное расставание героев, «панаевский цикл» Некрасова – это, в первую очередь, прославление любви и любимой женщины, которые стали для лирического героя поддержкой, опорой, вдохновением:

Все, чем мы в жизни дорожили,

Что было лучшего у нас, -

Мы на один алтарь сложили -

И этот пламень не угас!

Интимная лирика Некрасова глубоко лирична, психологична, оригинальна. Раскрывая эту поистине вечную тему, поэт привнес в нее свой взгляд на отношения мужчины и женщины, постарался максимально полно и достоверно раскрыть специфику этих отношений, показать значимость любви в жизни человека.

«Денисьевский» цикл Тютчева

«Денисьевский цикл» Ф. И. Тютчева (1851- 1873), посвященный Елене Александровне Денисьевой, — вершина любовной лирики поэта. Во время их встречи Тютчеву было 47 лет, Елене — 24, он уже был дважды женат.

«Денисьевский цикл» Ф. И. Тютчева — одна из самых поразительных страниц русской любовной лирики — полнился все новыми и новыми стихотворениями. В нём по-новому звучат основные мотивы поэзии Тютчева: мотив рока, мотив хаоса, ощущение бытия как трагедии. Также в нём нашла отражения социальная тема, тема «людского суда». «Денисьевский цикл» представляет собой последовательную разработку этюдов на темы любви, но их стиль различен. Образ женщины впервые становится для Тютчева центральным. Это образ идеальной романтической героини вне бытового, социального окружения. В своих стихотворениях Тютчев утверждает истинно романтические ценности: вечность любви, силу и непоколебимость любовного чувства — это то, ради чего написан цикл.

Основная черта тютчевской любовной лирики — глубочайший психологизм. Огромная сила воздействия коренится в искренности и безыскусности выражения глубокой, выстраданной мысли о скоротечности неповторимого счастья, которого уже не вернуть. Стихотворение «Предопределение» — лирический фрагмент размышлений, философских обобщений, это маленький философский трактат на тему любви. Тютчев пытается философски разработать её, установить закономерности. Любовь в представлении поэта — это тайна, высший дар судьбы.

По Тютчеву, истинная любовь — это не идиллический союз душ, это роковое слияние, поединок (романтическая концепция). Проявляется одна из ведущих тем творчества поэта — тема рока, проявляющего себя и в сфере любви. Тютчев-романтик видит в любви извечную борьбу, отношения врагов-соперников. Любовь — это всегда трагедия, потому что в неё вторгается общество, мнение толпы и света, людской суд. В «денисьевском цикле» любовь несчастна в самом её счастье.

Стихотворение «Не говори, меня он, как и прежде, любит» интересно тем, что написано от лица героини: Тютчев словно перевоплощается в свою возлюбленную, сам судит себя от её лица. Снова мотив «рокового поединка»: в любовных отношениях участвуют характеры разной силы, и погибает тот, у кого сердце мягче. Героиню любят не так, как она того хотела бы, она любит сильнее и страдает, являясь жертвой. Тютчев показывает страдающую женщину, которая гибнет от любви. Метафорой орудия этого убийства является нож — одна из немногих бытовых деталей. Здесь проявляется романтический лермонтовский мотив: любовь губит потому, что она эгоистична; романтический контраст жизни и смерти. Отношения любящих героев строятся на романтическом максимализме: они выступают в роли врагов, но чем враждебнее их чувства, тем сильнее их страсть.

На романтических контрастах строится стихотворение «О, не тревожь меня укорой справедливой». Тютчев рисует образ потерявшего веру лирического героя, «безжизненного кумира», но все ещё обладающего «живой душой». Героиня любит его и поэтому справедливо укоряет за безверие. Здесь влюбленные показаны как «лишние люди», что найдёт своё отражение и в стихотворении «Чему молилась ты, с любовью», развивающем социальную проблематику. В нём нашла отражение тема людского суда, вмешательства в частную жизнь. Тютчев ставит образ героини выше толпы, наделяет её душой, парящей над толпой. Идеализируя её, поэт подчеркивает не её физическую красоту, а её духовное богатство — в том числе и умение без оглядки, самоотверженно любить. Образ героини у Тютчева раскрывается в романтическом ключе, она страдалица. Но она не желает избавиться от мук любви, потому что только любовь дарит полноту и остроту мироощущения.

«Денисьевский цикл» Ф. И. Тютчева стал поистине нерукотворным памятником его юной возлюбленной Елене. Она, подобно Беатриче Данте или Лауре Петрарки, обрела бессмертие. Теперь эти стихотворения существуют отдельно от трагической истории любви, но вершиной мировой любовной лирики они стали потому, что их питала сама жизнь.

24. Охарактеризуйте основные особенности поэтики Тютчева (структура художественного образа, система оппозиций, язык).

Поэт-философ, Федор Иванович Тютчев создал замечательные лирические монологи о смысле жизни, о назначении поэта и поэзии. Оригинальное дарование поставило его в один ряд с великими поэтами. Не совсем обычна судьба Тютчева как поэта. Он начал печатать свои стихи с 15 лет, но долгие годы оставался без читателей. В 1936 году А.С Пушкин в своем журнале «Современник» напечатал 24 стихотворения Тютчева, отозвавшись о них «с изумлением и восторгом». После этого наступил долгий период молчания. И лишь в 1850 году в том же журнале прозвучали слова Некрасова о Тютчеве как о замечательном русском поэте, «первостепенном таланте». Сборник его стихов вышел в свет в 1854 году, когда поэту уже было 50 лет. Имя Тютчева становится любимым для Тургенева, Достоевского, Фета, Майкова. Около 400 стихотворений составляют литературное наследие поэта, но значение их велико. Творчество Тютчева сложно и противоречиво. Меня покорили емкие, лаконичные строки поэта, за которыми угадывается тревога мятущейся, страстной души. Но понять эту тревогу мне удалось сравнительно недавно, когда я научилась воспринимать стихотворения Тютчева не только чувствами, сердцем, но и разумом. То, что раньше неясно волновало, теперь поразило меня глубиной и стройностью мысли. Поэтический мир Тютчева — мир романтика и философа. Несмотря на то, что его стихи полны противоречий, написаны как бы на душевном изломе, они в целом представляют удивительно гармоничную систему

Именно такому человеку открываются тайны: для него «солнцы дышат», «говорят леса», совещается «в беседе дружеской» гроза. Именно к нему, смертному, слетает с небес Поэзия. Тютчев ищет гармонию в природе, ведь в ней должна быть воплощена красота и целесообразность. В стихах Тютчева о природе трудно не уловить предпочтение весне. Чувство гармонии, радости, удовлетворенности говорит в строках, посвященных весенней и летней поре. Шедевром поэта являются «Весенние воды», получившие восторженную оценку Некрасова.

...Весна идет, весна идет.

Мы молодой ВЕСНЫ гонцы,

Она нас выслала вперед!

Особое место в творчестве поэта занимает любовная лирика. Каждое стихотворение здесь — своего рода шедевр. Беззаконная в глазах света лю бовь к Е. А. Денисьевой отразилась в трагическом цикле стихотворений. Многим из них присущ трагизм-надлом. Любовь воспринимается поэтом не как счастье, но роковая страсть, несущая горе обоим.

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Широко известны стихи Тютчева, посвященные России и русскому народу.

«...О Тютчеве не спорят; кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии», — этими словами Ивана Сергеевича Тургенева я заканчиваю разговор о русском поэте, чье высокое художественное мастерство и глубокая философская мысль ставят его в ряд великанов русской классической литературы.

25. Охарактеризуйте основных представителей, главные темы, мотивы и образный мир поэзии «чистого искусства».

«Чистое искусство» (или «искусство для искусства», или «эстетическая критика»), направление в русской литературе и критике 50—60-х ХIХ в., которое характеризуется углубленным вниманием к духовно-эстетическим особенностям литературы как вида искусства, имеющим Божественный источник Добра, Любви и Красоты. Традиционно это направление связывают с именами А. В. Дружинина, В. П. Боткина, П. В. Анненкова, С. С. Дудышкина. Из поэтов позиции «чистого искусства» разделяли А. А. Фет, А. Н. Майков, Н. Ф. Щербина. Главой школы был А. В. Дружинин. В своих литературных оценках критики разрабатывали не только понятия прекрасного, собственно эстетического, но и категории нравственно-философского, а подчас и социального порядка. У словосочетания «чистое искусство» был еще один смысл — «чистое» в значении совершенного, идеального, абсолютно художественного. Чистое — это, прежде всего, духовно наполненное, сильное по способам самовыражения искусство. Позиция сторонников «чистого искусства» заключалась не в том, чтобы оторвать искусство от жизни, а в том, чтобы защитить его подлинно творческие принципы, поэтическое своеобразие и чистоту его идеалов. Они стремились не к изоляции от общественной жизни (это невозможно осуществить никому), а к творческой свободе во имя утверждения принципов совершенного идеала искусства, «чистого», значит, независимого от мелочных нужд и политических пристрастий. Напр., Боткин говорил об искусстве как искусстве, вкладывая в это выражение весь комплекс понятий, относящихся к свободному от социального заказа и совершенному по своему уровню творчеству. Эстетическое — только компонент, хотя и чрезвычайно важный, в системе представлений о подлинном искусстве. Анненков чаще, чем Боткин, выступал с критическими статьями. Ему принадлежит свыше двух десятков объемных статей и рецензий, фундаментальный труд «Материалы для биографии Александра Сергеевича Пушкина» и, пожалуй, самые богатые в мемуаристике XIX в. «Литературные воспоминания». Важным пунктом в эстетических воззрениях Анненкова был вопрос о художественности искусства. Анненков не отрицает «влияния» искусства на общество, но считает это возможным при условии подлинной художественности. И выражение «чистое» означает здесь не изоляцию искусства от насущных запросов общественной жизни, а совершенство его качества, причем — не только по линии формы, но и содержания. Дружинин основывал свои суждения об искусстве на трех, важнейших с точки зрения его эстетической системы положениях: 1) Искусство — высшая степень проявления человеческого духа, имеющего Божественный источник, в которой очень сложно и специфично сочетается «идеальное» и «реальное»; 2) Искусство имеет дело с общезначимым, раскрывая его, однако, через «внутренний» мир отдельного человека и даже «частности» посредством красоты, прекрасных (при наличии идеала) образов; 3) Стимулируя устремления человека к идеалу, искусство и литература не могут, однако, подчинить себя общественному прагматизму до такой степени, чтобы утратить свое главное преимущество — оставаться источником нравственного преображения, средством приобщения человека к высшим и вечным ценностям духовного бытия.

26. Объясните на примере конкретных стихотворений, как сочетаются в поэзии Фета романтическое (романтический образ) и реалистическое (реалистическая деталь) начала.

Фет назван одним из тончайших лириков мировой литературы, а в его атланте усматриваются то «бетховенские черты», то «своеобразное моцарство», близкое к гению Пушкина, в ряде работ модно встретить обвинения Фета то в «эстетическом сектантстве», то в «воинствующем эстетизме», а то и в «цинично-шовинистическом пафосе» отдельных стихотворений. Между тем, есть все основания полагать, что Фет являлся создателем своей, вполне оригинальной эстетической системы. Эта система опирается на совершенно определённую традицию романтической поэзии и находи подкрепление не только в статьях поэта, но и в так называемых стихотворных манифестах, и, прежде всего тех, которые развивают круг мотивов, восходящих к течению «поэзии намёков». Эстетика Фета не знает категории невыразимого. Невыразимое – это лишь тема поэзии Фета, но никак не свойство её стиля. Поэту недостаточно бессознательно находиться под обаянием чувства красоты окружающего мира. В художественном мире Фета искусство, любовь, природа, философия, Бог – все это разные проявления одной и той же творческой силы – красоты. Начиная с 1860-х годов, идея гармони человека и природы постепенно утрачивает совё первостепенное значение в поэзии Фета. Её худож-ый мир приобретает трагические очертания. В немалой степени этому способствует внешние обстоятельства жизни. Личная и творческая судьба Фета складывалась трудно. Печать «незаконнорожденности», тяготеющая над поэтом с детских лет болезни и смерти родственников, неудавшаяся литературная карьера – всё это не способствовало хорошему общественному и личному самочувствию. Человек в поздней поэзии Фета томится разгадкой высших тайн бытия – жизни и смерти, любви и страдания, духа и тела. Он сознаёт себя заложником злой воли бытия: вечно жаждет жизни и сомневается в её ценности, вечно страшиться смерти и варит в её целительность и необходимость, образ лирического «я» всё чаще обращается к вечности, к просторам вселенной. Одной из важнейших сил, помогающих лирическому герою поздней лирики Фета преодолеть смерть, является любовь. Именно она дарует герою воскресение и новую жизнь. Евангельские мотивы и образы проникают в любовный цикл. Поэзия Фета – высших взлёт и одновременно завершение классической традиции романтической поэзии 19 в. В Россия.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


написать администратору сайта