Главная страница

История русской литературы.Экзамен.. 1. Охарактеризуйте основных представителей, исторические, этические и эстетические идеалы русского западничества 1840х гг


Скачать 224.71 Kb.
Название1. Охарактеризуйте основных представителей, исторические, этические и эстетические идеалы русского западничества 1840х гг
Дата03.03.2023
Размер224.71 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаИстория русской литературы.Экзамен..docx
ТипДокументы
#966430
страница12 из 15
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

Преобладает тема смерти, усадьба Головлевых – гнездище смерти. Сохраняется традиция «Мертвых Душ» (овеществление, гротеск и т.д.). Но в каждом герое все же сохраняется что-то человеческое. Смерть заключается в перевесе материального над духовным. Щедрин во многом изобразил свою семью в семействе Головлевых.

Евангельские цитаты имеют особенное воплощение в этой книге. Главное – история блудного сына.

Щедрин вначале писал рассказы или очерки. Он брал одну тему и научно ее разрабатывал со всех сторон. Потом они складывались в какой-то сюжет, некоторые он сам считал романами, а некоторые он потом преобразовывал в романы. Так произошло и с "ГГ". Самое страшное, что когда-либо было сказано о русской душе. Все видели в русской душе какое-то величие, а такую страшную бездну никто не изображал.

Это семейная хроника. Щедрин продолжает тему разорения дворянских гнезд. Но здесь больше гибель семейства. Тоже ориентация на гоголевские души. Но если там изображается какая-то статика, то здесь дается обратная перспектива - перспектива умирания. Все герои вроде бы не чужды живому. Душа Иудушки загажена, а так бы он был простым обывателем. "Он был лицемером чисто русского пошива. Он был невежественен без границ и довершение всего боялся черта".

У героев есть запрограмированность на смерть.

Страшная мистика: уничтожение пространства и времени. Герои живут чем? В их жизни нет наполнения. У матери первоначальная цель была нажива. Она была удивительная предпринимательница. Но вот капитал собран. Тогда происходит процесс порочный, и дух порочный проникает в семейство. Иудушка же наживается на своей же семье, в нем тоже есть это качество, только страшнее. Как только дети Арины пытаются начать свою жизнь, у них ничего не получается. Степка-балбес был талантливым человеком, но он свою силу сам в себе убил. Стал среди товарищей чем-то наподобие шута. Возвращается домой без всего. Так же возвращается и Хлестаков. Среда убила Степку, потому что когда-то задавила его мать. Степка идет как на страшный суд. В воображении его мелькает ряд беспросветных дней. Он ничего не может и чувствует это. Притча о блудном сыне пронизывает весь роман. Ее вспоминает Степка. Только тут другая ситуация. Если блудный сын получил прощение, то Иудушка дает своим сыновьям все время вместо хлеба камень.

Библейские аллюзии. Щедрин выявляет глубочайшие знания текстов. При этом они страшно преломляются. Эти аллюзии идут и от автора, и от героев. Тем не менее все эти фразы становятся пустословием.

Потом появляется образ призрака умертвия (Степка), а также образы-куклы, механизмы.

Бесконечная пустота, ни стен, ни окон не существует. Степке становилось страшно в каморке, куда его посадила мать. Смотрит уже в мир загробный.

48.Покажите на примере конкретных произведений («Подлиповцы» Решетникова // «Очерки бурсы» Помяловского // Народные рассказы Н. Успенского), как в творчестве беллетристов-шестидесятников воспроизводится и трансформируется проблематика и стилистика физиологического очерка 1840-х гг.

Центральной темой творчества шестидесятников стала жизнь простого народа, крестьян, низов городского мира. Созданный ими образ народа шокировал современников неслыханной беспощадностью и натуралистичностью. Низы общества изображались как почти животные существа, живущие биологическими потребностями, неспособные понять простейшие законы и гражданские общественные установления, незнакомые с элементарной арифметикой (как в рассказе Н. Успенского «Обоз»). Такое видение было обусловлено не только жизненным опытом разночинцев, столкнувшихся в детстве и юности с грубостью и жестокостью жизни, с неприглядным бытом, но и той идеологией радикальных революционеров, которую они восприняли и стремились отразить в своих произведениях, – в основе ее лежало представление о человеке как о биологическом существе, чья жизнь регулируется прежде всего физиологическими потребностями.

В результате нарисованный ими образ народа неожиданно оказался окрашен глубоким пессимизмом. Люди из простонародья, населяющие многочисленные очерки шестидесятых годов выглядят совершенно неготовыми к революции. Герои очерков «Обоз», «Хорошее житье», «Деревенская аптека» Н. Успенского, «Питомка» Слепцова – спивающиеся, неспособные испытывать сострадание – явно не готовы бороться за изменение своего социального положения. Они не способны даже помыслить о том, что для того, чтобы начать жить лучше, необходимо изменить социальные условия. Социальная система для героев шестидесятнических очерков страшна и непонятна. Первый же вопрос о социальной справедливости, поставленный в самой примитивной форме, ведет к гибели героев «Подлиповцев» Решетникова – крестьян, отправившихся искать «где лучше». Народ, каким он представлен у шестидесятников, – это абсолютный раб существующего социального порядка. Этот пессимизм сделал в конечном счете их произведения не до конца приемлемыми не только для враждебной критики, но и для тех идеологов, которые поначалу вдохновляли и высоко превозносили их творчество. Чернышевский в статье «Не начало ли перемены?» (1861) увидел в очерках Н. Успенского новое слово в изображении народа, принципиально отличное от того, что было у писателей-дворян, прежде всего в «Записках oxoтника» Тургенева, Чернышевский поддержал Успенского в его стремлении сказать о народе неприкрашенную правду, оптимистически предполагая, что это может «просветить» народ, благотворно повлиять на его жизненное поведение. Однако со временем происходит разрыв Н. Успенского с Некрасовым и кругом «Современника»: этого «первопроходца» шестидесятнической прозы стали обвинять в клевете на народ.

Другой важнейшей темой в творчестве этих писателей стал трудный путь человека из разночинной среды к знаниям, его сложное самоутверждение в обществе. И здесь проблемы, стоявшие перед «новым человеком», стремящимся играть активную роль в культурной и общественной жизни страны, остались неразрешимыми не только в литературе, но и в жизни. Разночинец ощущал свою ущербность, недостаток образованности, воспитания, когда сталкивался с чуждой дворянской средой, занимавшей центральные позиции в культуре, сформировавшей определенный жизненный стиль. Некоторые из разночинцев выбирают путь компромисса. Например, Молотов, главный герой дилогии Помяловского, принимает решение приспособиться, занять место в существующей бюрократической социальной системе. Он отказывается от борьбы за самоутверждение, но получает домашний уют, простое семейное, «мещанское» счастье. Только в «Трудном времени» Слепцова мы видим разночинца, уверенного в себе, легко побеждающего в духовном и нравственном поединке аристократа-помещика. Но такой образ оказался возможен только после романа Чернышевского «Что делать?». В жизни все оказалось сложнее. Подавляющему большинству писателей-шестидесятников не удалось разрешить стоящие перед ними проблемы: для них характерен неустойчивый быт, алкоголизм, ранние смерти. Недолго длилась и их литературная известность. Уже в семидесятые годы большинство из них сходят с литературной сцены, их произведения быстро забываются (за некоторым исключением).

Путь шестидесятников оказался очень кратким. Это путь, приведший к духовному тупику. В очерках Успенского и Решетникова, Помяловского и Слепцова трудно увидеть позитивное начало, они вряд ли могут предложить современному читателю цели и идеалы, к которым стоит стремиться. Однако они не утратили способности поражать читателя и сейчас, но не своим натурализмом, а отраженным в них трагическим образом человека, отринувшего Бога и идолов, но не сумевшего обрести иных духовных опор и потому кончившего жизнь в пустоте отчаяния.

Итак, центральными, формообразующими идеями времени в шестидесятые годы становятся спор о герое (в романе) и проблема народа.

49. Дайте общую характеристику комедии Островского «Свои люди – сочтемся с точки зрения ее проблематики и поэтики // Покажите на конкретных примерах из текста, как в повести Помяловского «Мещанское счастье» трансформируется и переосмысляется проблематика и поэтика любовных повестей Тургенева

Комедия «Свои люди — сочтемся!» была воспринята как большое событие в искусстве, совершенно новое явление. Характер человека, его настроение, отношение к окружающим, даже если он этого не хочет, проявляются в речи, и Островский, будучи настоящим мастером художественного слова, подмечает эти черточки. Склад речи, по мнению автора, может очень многое сказать читателю о персонаже. Таким образом, каждое действующее лицо приобретает свою индивидуальность, неповторимый колорит. Особенно, на мой взгляд, это важно для комедии. Проиллюстрировать свою точку зрения я хочу с помощью примеров из комедии “Свои люди — сочтемся!” и драмы “Гроза”. “Свои люди — сочтемся!” затрагивает очень многие проблемы, современные даже сейчас. Характерным является то, что в пьесе нет лишних персонажей, каждый выражает какой-либо тип, его изображение направлено на осмеяние какого-либо из человеческих пороков. Мастерство автора позволяет передать не только характеры, но и внутренний мир героев, их душевное состояние. Как много мы можем сказать о Липочке уже после первого же ее монолога! С первых же ее фраз мы можем судить о том, насколько примитивно ее сознание, пуста ее душа. Перед нами предстает весьма поверхностный, безнравственный, эгоистичный человек. И буквально в этом же монологе заявлена проблематика пьесы. Липочка судит о людях исключительно по их внешнему виду. Какое восхищение вызывают у нее “и усы, и эполеты, и мундир, а у иных даже шпоры с колокольчиками”. Ее гораздо больше привлекают нарядные, бездушные куклы, чем настоящие люди. Да и сама она такая же кукла, у которой нет ни чувств, ни мыслей. А с каким восхищением Липочка рассказывает Устинье Наумовне о своих нарядах. Автор сумел передать это настолько ярко, живо, что читатель, как наяву, может представить себе Липочкины туалеты. Автор также создал великолепный комический образ Ризположенского. Одна только фраза: “Я рюмочку выпью”, которую он повторяет на протяжении всей пьесы, дает настолько колоритную и исчерпывающую характеристику герою, что совершенно не обязательно далее подробно описывать жизнь этого персонажа, его поступки. Читателю сразу все становится ясно. В начале 50-х годов в творчестве Островского происходят существенные перемены. Взгляд на купеческую жизнь в первой комедии "Свои люди - сочтемся!" кажется драматургу "молодым и слишком жестким". "...Пусть лучше русский человек радуется, видя себя на сцене, чем тоскует. Исправители найдутся и без нас. Чтобы иметь право исправлять народ, не обижая его, надо ему показать, что знаешь за ним и хорошее; этим-то я теперь и занимаюсь, соединяя высокое с комическим». Над самодурством, над разгулом злых сил в купеческих характерах торжествует, одерживая одну за другой свои победы, народная нравственность. Островский верит в здоровые и светлые начала русского национального характера, которые хранит в себе купечество. Но в то же время драматург видит и другое: как буржуазное своеволие и самодурство подтачивают устои народной морали, как непрочно подчас оказывается их торжество. Гордей смирился и вдруг отказался от своего первоначального решения выдать дочь за фабриканта Коршунова. Вероятно, совесть еще теплится в его своевольной душе. Но есть ли твердая гарантия, что самодур Торцов с такой же легкостью не передумает и не отменит завтра благородного и доброго решения? Такой гарантии, конечно, дать никто не может.

В дилогии "Мещанское счастье" отчетливо просматривается то новое, что внес в поэтику романа Помяловский. Сам автор указывал на традиции Тургенева, видевшего в "романтическом" начале человека признак богатой, возвышенной натуры, вкладывая суждение об этом в уста Череванина ("Молотов"), обращенное к невесте Молотова Наде. Он намекает на сюжетные ситуации романов "Дворянское гнездо" и "Накануне", в которых никогда нс окажется пи Надя, ни се жених: "Ваше положение уже таково, что ничего грандиозного не должно случиться... в монастырь, вы не пойдете, из окна не броситесь, к Молотову не убежите и нс обвенчаетесь с ним тайно, – все это принадлежности высоких драм... У вас выйдет простенький роман с веселенькими псйзажиками вместо трагических событий". Если тургеневский роман "завязывался" любовной интригой, то в "Мещанском счастье" она только намечена, а в "Молотове" отнесена к концу повествования и рассказана иронически-пародийно. "Роман" героев только начинается, а Череванин уже предсказывает его развитие и финал. Изучение социальных условий, формирующих личность, анализ их и "приговор" несправедливо устроенной жизни – вот что составляет предмет изображения в повестях Помяловского.

Просветительская направленность дилогии, обусловленная ярко выраженной тенденцией, объясняет такой важный сдвиг в структуре произведения, как отказ от рассказчика (лишь в "Мещанском счастье" есть образ старика-рассказчика, умудренного опытом, который высказывает мнение о поступках Молотова).

50. Покажите с привлечением конкретных примеров из текста, как в пьесах Островского «москвитянинского периода» («Не в свои сани не садись» или «Бедность не порок») реализуется тема «сказочной» идиллии купеческого быта.

В пьесе «Бедность не порок» ощутима тенденция идеализации старых традиций семьи и быта. Однако изображение патриархальных отношений в этой комедии сложно и неоднозначно. Старое в ней трактуется и как проявление вечных, непреходящих форм жизни в современности, и как воплощение силы косной инертности, «стреноживающей» человека. Новое — как выражение закономерного процесса развития, без которого немыслима жизнь, и как комическое «подражание моде», поверхностное усвоение внешних сторон культуры чужой социальной среды, чужих обычаев.

Герои пьесы «Бедность не порок» представляются простыми и понятными. Любовь Торцова любит Митю, но не смеет перечить воле отца, решившего отдать ее замуж за Африкана Коршунова. Само имя богатого жениха говорит за себя, вызывая представление о дикой, хищной натуре. Он уверен, что за деньги можно купить все, и цинично рассуждает о своей бывшей жене, преподавая одновременно урок невесте: «Люби не люби, да почаще взглядывай. Им, видишь ты, деньги нужны были, нечем было жить: я давал, не отказывал; а мне вот нужно, чтоб меня любили. Что ж, я волен этого требовать или нет? Я ведь за то деньги платил». И жизнь Любови Гордеевны была бы несчастна, если бы в борьбу с патриархальными законами не вступила великая сила любви.

Митя отличается мягкостью характера, добрым нравом. «Парень-то такой простой, сердцем мягкий», – говорит о нем Пелагея Егоровна. Но отчаяние от возможности навсегда потерять любимую делает его смелым, дерзким; он хочет увезти Любовь Гордеевну накануне свадьбы и тайно обвенчаться с нею. Правда, он просит благословения на этот шаг у ее матери. Но не оценить этот порыв невозможно.

Любовь Гордеевна не может бороться за свое счастье. Пристало ли скромной девушке непослушание, непочтение родителей! Но любовь делает и ее смелой: она признается Мите в любви (вопиющее нарушение патриархальных традиций!) и решается просить отца о согласии на ее брак с Митей.

Сердце – ключевое слово для Островского. Он ценит своих героев, прежде всего, за умение любить и сострадать, за живую душу, за горячее сердце. В начале произведения Гордей Торцов представляется нам человеком недалеким, лезущим из кожи вон, чтобы показать свою значительность, современность, даже светскость. Но оказывается, что это стремление к «образованности», плебейский стыд за своих близких не убили в нем его лучших качеств. Любовь к дочери заставляет его вспомнить о достоинстве и чести, прогнать Коршунова.

Интересно, что роль резонера в пьесе отведена Любиму Торцову, вовсе, кажется, для этой роли не годящемуся. «О люди, люди! Любим Торцов пьяница, а лучше вас!» – говорит герой. Я не чисто одет, так у меня на совести чисто».

Пьеса «Бедность не порок» заканчивается торжеством добродетели, наказанием порока, свадьбой главных героев. Совсем не так бы сложились судьбы Любови Торцовой и Мити, если бы их любовь не смогла противостоять косным законам патриархальной старины. Умение любить, горячее сердце, говорит нам Островский, способны творить чудеса.

51. Покажите на конкретных примерах их текста, что в пьесе Островского «Гроза» (в отличие от пьес «москвитянинского периода») купеческий быт изображается как зло и трагедия. Объясните роль религиозных мотивов в пьесе.

Проблема противостояния личности и среды раскрывается на основе центрального конфликта пьесы: происходит столкновение «горячего сердца» и мертвенного уклада жизни купеческого общества.Живая натура Катерины Кабановой, романтичная, свободолюбивая, горячая, не в состоянии терпеть «жестокие нравы» города Калинова, о которых в 3-м явл. 1-го действия повествует Кулигин: «А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать … Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти.» Все беззакония и жестокости совершаются под видом благочестия. Мириться с лицемерием и самодурством, среди которых возвышенная душа Катерины задыхается, героиня не в состоянии. И совершенно невозможен для молодой Кабановой, натуры честной и цельной, принцип «выживания» Варвары: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было» . Противостояние «горячего сердца» косности и ханжеству, даже если платой за такой бунт станет жизнь, критик Н. А. Добролюбов назовет «лучом света в темном царстве» . Трагическое положение ума и прогресса в мире невежества и самодурства. Этот сложный вопрос раскрывается в пьесе посредством введения образа Кулигина, заботящегося об общем благе и прогрессе, но наталкивающегося на непонимание со стороны Диких: «… я бы все деньги для общества и употребил, для поддержки. Работы надо дать мещанству-то. А то руки есть, а работать нечего» . Но те, кто имеет деньги, например Дикой, не спешит с ними расставаться, да еще и расписывается в своей необразованности: «Какое еще там елестричество! Ну как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости Господи, обороняться» . Подмена жизни по христианским заповедям на слепое, фанатичное, «домостроевское» православие, граничащее с мракобесием. Совершенно разной предстает религиозность натуры Катерины, с одной стороны, и набожность Кабанихи и Феклуши, с другой. Вера молодой Кабановой несет в себе созидательное начало, исполнена радости, света и бескорыстия. Жесткие религиозно-нравственные постулаты и суровый аскетизм, столь чтимые Кабанихой, помогают ей оправдывать свой деспотизм и жестокость. Проблема греха. С религиозным вопросом тесно связана и тема греха, возникающая в пьесе не единожды. Супружеская измена становится непосильной ношей для совести Катерины, и потому женщина находит единственно для нее возможный выход — прилюдного покаяния. Но самой сложной проблемой становится решение вопроса о грехе. Большим грехом, чем самоубийство, Катерина считает жизнь среди «темного царства». Проблема человеческого достоинства. Решение этой проблемы напрямую связано с основной проблемой пьесы.Особенно сильно в Грозе выражена проблема национальных культурных традиций . Не признавая допустимости изменений, развития и даже разнообразия явлений действительности, Кабаниха нетерпима и догматична. Она узаконивает привычные формы жизни как вечную норму и считает своим высшим правом карать преступивших в большом или малом законы быта. Являясь убеждённой сторонницей неизменности всего уклада жизни , вечности общественной и семейной иерархии, Кабаниха не признаёт правомерности индивидуальных различий людей и разнообразия жизни народов. Всё, чем отличается жизнь других мест от быта города Калинова, Кабаниха считает неверным. Центр вселенной – благочестивый город Калинов, центр этого города – дом Кабановых. Всякое изменение представляется Кабанихе началом греха. Она поборница замкнутой, исключающей общение жизни. Она читает бесконечные наставления Тихону, к-ый уезжает и заставляет требовать от жены, чтоб она в окна не смотрела. Религия, родственные отношения, даже прогулка по берегу Волги – для Катерины полно смысла. Из религии она извлекла обострённое чувство нравственной ответственности, но форма церковности ей безразлична. Она молится в саду среди цветов, а в церкви она видит не священника и прихожан, а ангелов в луче света, падающем из купола. Из искусства, древних книг, иконописи она усвоила образ, виденные ею на миниатюрах и иконах. Катерина несёт в себе творческое, вечно живое начало, порождённое непреодолимыми потребностями времени, она наследует творческий дух той древней культуры, к-ую стремится превратить в бессодержательную форму кабаниха. Катерину на протяжении всего действия сопровождает мотив полёта, быстрой езды. Она хочет летать, как птица, и ей снятся сны о полёте, она пыталась уплыть по Волге, а в мечтах видит себя мчащейся на тройке.
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


написать администратору сайта