Главная страница
Навигация по странице:

  • Антинорманнская (Славянская)

  • Особенности

  • 3.Системы управления ДРГ.

  • 4.Перечислите органы власти и управления ДРГ.

  • Дружина как элемент аристократического начала в управлении. Вече как элемент демократического начала в управлении.

  • 7.Княжеская власть в ДРГ.

  • 8.Схема общественного строя ДРГ.

  • 9.Форма государственного устройства ДРГ. Административно-территориальное устройство ДРГ.

  • 10.Правовое положение свободного населения ДРГ.

  • 11.Правовое положение зависимого населения ДРГ.

  • 12.Холопы в Киевской Руси: источники холопства, особенности статуса.

  • 15.Военное устройство ДРГ.

  • 16.Система источников древнерусского права. Правовой обычай в Древней Руси.

  • 17.Договоры Руси с Византией.

  • 18.Церковные уставы первых русских князей.

  • 1. Основные концепции возникновения гости у восточных славян. Особенности образования дрг


    Скачать 0.7 Mb.
    Название1. Основные концепции возникновения гости у восточных славян. Особенности образования дрг
    Анкорotvety_k_zachetu_po_iogp.doc
    Дата25.04.2017
    Размер0.7 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаotvety_k_zachetu_po_iogp.doc
    ТипДокументы
    #4830
    страница1 из 8
      1   2   3   4   5   6   7   8

    1.Основные концепции возникновения гос-ти у восточных славян. Особенности образования ДРГ.
    Выделяют две основные концепции – Норманнскую и Антинорманнскую, а также центристскую.

    Норманнская - Г. Байер, Г. Миллери А. Шлецер, служившие в 18 веке в России, в 19 веке Карамзин и Соловьев. Смысл: Основатели ДРГ - норманны, варяги. Создали. Славяне не способны сами создать государство.

    Антинорманнская (Славянская) – авторы Ломоносов, Рыбаков, Забелин, Гедеонов, Ловайский. 18-19 века. Суть: отрицание роли варягов в образовании ДРГ и призвание их на княжение. Зарождение гос-ти у восточных славян происходило раньше, чем пришли варяги. Варягов на Руси было очень мало => они были неспособны создать гос-во. Влияние варягов незначительно.

    Центристская –авторы: Юрганов, Кацва +большинство современных ученых. суть: ДРГ возникло как результат внутреннего общественного развития славян, но и при участии варягов. С добровольного согласия славян. Варяги выступали как ускоритель развития ДРГ, но не как создатель.

    Из версий образования ДРГ выделяют – в результате социально-экономического развития, захватническая теория, теория общественного договора.

    Концепции делят на : интегративные ( усиление реципрокации и редистрибуции вызывает возникновение гос-ва; на 1м месте организующие нужды, которые приводят к необходимости выдвижения управленцев) и конфликтные (конфликт групповых и индивидуальных ценностей,; г-во результат борьбы, конфликтов за обладание стратегическими ресурсами)

    Особенности – оторванность от античных стран, самобытность, индивидуальность культуры, смешение восточных и западных путей, общинность(!), многонациональность.
    2.Форма правления ДРГ.
    По форме правления Древнерусское государство было типичной раннефеодальной монархией. Великий князь являлся старшим (сюзереном) по отношению к местным князьям. Он владел самым большим и сильным княжеством. Взаимоотношения с другими князьями строились на основе договоров - крестных грамот, определявших права и обязанности великого князя (защищать вассалов, оказывать им помощь и получать, в свою очередь, помощь от вассалов), а также права и обязанности князей-вассалов.

    В дальнейшем с укреплением феодального землевладения местные княжества усиливались, все в меньшей степени нуждаясь в помощи великого князя. К середине XII в. новые политические центры настолько усилились и обособились, что единое относительно централизованное Древнерусское государство перестало существовать. На его территории возникли многие самостоятельные княжества.
    3.Системы управления ДРГ.
    Основными чинами, ведавшими хозяйством князя и государственными делами, были дворцовые слуги. Наиболее важным был дворецкий (дворский), управлявший княжеским двором, воевода, возглавлявший вооруженные силы, конюший, обеспечивавший княжеское войско конями. В его подчинении находились различные слуги - тиуны. Такая система управления называлась дворцово-вотчинной.

    Местными органами управления были посадники (наместники) в городах и волостели в сельской местности. Они собирали дань, пошлины, судили, устанавливали и взимали штрафы. Часть собранного с населения они оставляли себе. Вместо жалованья они имели право сбора «корма» с населения. Помощники посадников и волостелей (тиуны) также получали "корм". Эта система управления называлась системой кормления.
    4.Перечислите органы власти и управления ДРГ.
    Во главе Древнерусского государства стоял великий князь. Его функции заключались в организации вооруженных сил, командовании ими, в сборе дани, налаживании внешней торговли, назначение местной администрации, княжеских агентов, законодательная и судебная деятельность. Великий князь обязан был в своей деятельности опираться на бояр, духовенство. Вместе с князьями бояре решали важнейшие вопросы управления, внешней политики, судили, принимали законы. Крупные земельные собственники самостоятельно осуществляли управление, суд, подавление эксплуатируемых. Основными чинами, ведавшими хозяйством князя и государственными делами, были дворцовые слуги. Наиболее важными были дворецкий (дворский), управлявший княжеским двором, воевода, возглавлявший вооруженные силы, конюший, обеспечивавший княжеское войско конями. В подчинении этих высших княжеских чинов находились различные слуги – тиуны (система дворцово-вотчинной). Местными органами управления были посадники (наместники) в городах и волостели в сельской местности. Они являлись представителями князя в городе или волости, собирали дань, пошлины, судили, устанавливали и взимали штрафы. Часть собранного с населения они оставляли себе. Вместо жалованья за службу они имели право сбора "корма" с населения (система системой кормления). На землях местных князей суд и управление находились в руках посылаемых ими наместников и волостелей.

    1. Дружина как элемент аристократического начала в управлении.

    2. Вече как элемент демократического начала в управлении.


    Вече – это народное собрание на Руси 5–14вв. Наибольшее развитие получило в городах в 11-13вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с другими землями. Вече созывалось, например, во время осады городов, перед началом военных походов. Горожане могли собраться на вече и протестуя против князя. Вече, не будучи органом власти, играло определенную роль в политической жизни государства. Все свободные горожане имели право принимать участие в собраниях веча купцы, ремесленники и др. Право голосовать имели одни мужчины, и только главы семей. На вече решение должно было быть единогласным. Небольшое меньшинство должно было подчиниться большинству. Когда не было четкого большинства, две разошедшиеся во взглядах партии спорили часами и часто развязывали драки. И одна сторона брала верх, и меньшинству приходилось неохотно принимать неизбежное. В городах, где управление не было во власти князя, вече избирало представителей городского управления, а также глав пригородов. Степень влиятельности веча варьировалась в разных городах (высшим органом вече было в Новгороде).
    7.Княжеская власть в ДРГ.
    Во главе Древнерусского государства стоял великий князь. Его функции заключались в организации вооруженных сил, командовании ими, в сборе дани, налаживании внешней торговли, назначение местной администрации, княжеских агентов, законодательная и судебная деятельность, руководство внешними сношениями. Доходы князя составлялись из феодальных повинностей с его собственных земель, дани, судебных пошлин, уголовных штрафов и др.

    Великокняжеский престол передавался по наследству сначала по принципу старшинства - старшему в роду, а затем - "отчины", т.е. сыну. Великий князь обязан был в своей деятельности опираться на совет крупных феодалов - бояр, духовенство. Совет не имел четко определенной компетенции. Вместе с князьями бояре решали важнейшие вопросы управления, внешней политики, судили, принимали законы.

    После укрепления местных феодальных княжеств для решения вопросов, касавшихся всех русских земель, созывались феодальные съезды (например, обсуждение новых статьи Русской Правды).

    8.Схема общественного строя ДРГ.
    В господствующий класс феодалов входили киевские князья, местные (племенные) князья, общинная знать (бояре), верхушка служилых людей, дружина князей. Все группы феодалов находились в отношениях сюзеренитета-вассалитета. Верховным сюзереном был великий князь, его вассалами - местные князья - сюзерены своих бояр и служилых людей. Вассалы несли военную службу. Наиболее влиятельные участвовали в заседаниях княжеского совета. Привлекалось к участию в совете и высшее духовенство. Феодалы-вассалы за службу получали земельные владения. Церковь получала десятину - десятую часть княжеских доходов с населения - и денежные штрафы за преступления, подсудные церковному суду. Феодалы получали от своих сюзеренов-князей иммунитеты, освобождались от платежа дани в пользу князя и приобретали право иметь дружину, судить зависимое от них население, собирать различные подати.
    Основной группой крестьянства были смерды, жили общиной, имели свой дом, хозяйство, участок земли в пользовании. Главным образом ависимость смердов от феодалов выражалась в обязаности платить феодалам дань. Жизнь и имущество смердов охранялись по закону в значительно меньшей мере по сравнению с феодалами. Другую категорию составляли закупы, взявшие в долг какое-то имущество у господина и гарантировавшие возвращение долга самозакладом. Закуп работал в хозяйстве господина и не мог его покинуть, пока не возвращал долг (иначе превращался в холопа). Закуп имел некоторые права и защиту закона. Рабов (холопов), источниками холопства являлись плен, рождение от рабыни, но так же были и другие пути превращения: самопродажа в рабство, брак с рабыней, холопом мог стать беглый закуп, в холопов превращали людей, совершивших тяжкие преступления например, конокрадство. Городское население было свободнее зависимых крестьян. Жизнь и имущество горожан защищались нормами, относившимися к полноправным, свободным людям.
    9.Форма государственного устройства ДРГ. Административно-территориальное устройство ДРГ.
    Древнерусское государство - совокупность Киевского и местных феодальных княжеств, князья которых находились в вассальной зависимости от великого князя. По мере укрепления своей власти киевские великие князья постарались заменить местных князей своими ставленниками - сыновьями, племянниками, наместниками.

    По форме правления Древнерусское государство было типичной раннефеодальной монархией. Великий князь являлся старшим (сюзереном) по отношению к местным князьям. Он владел самым большим и сильным княжеством. Взаимоотношения с другими князьями строились на основе договоров - крестных грамот, определявших права и обязанности великого, а также права и обязанности князей-вассалов.

    В дальнейшем с укреплением феодального землевладения местные княжества усиливались, все в меньшей степени нуждаясь в помощи великого князя. К середине XII в. новые политические центры настолько усилились и обособились, что единое относительно централизованное Древнерусское государство перестало существовать. На его территории возникли многие самостоятельные княжества.
    10.Правовое положение свободного населения ДРГ.
    В господствующий класс феодалов входили киевские князья, местные (племенные) князья, общинная знать (бояре), верхушка служилых людей, дружина князей. Все группы феодалов находились в отношениях сюзеренитета-вассалитета. Верховным сюзереном был великий князь, его вассалами - местные князья - сюзерены своих бояр и служилых людей. Вассалы несли военную службу. Наиболее влиятельные участвовали в заседаниях княжеского совета. Привлекалось к участию в совете и высшее духовенство. Феодалы-вассалы за службу получали земельные владения. Церковь получала десятину - десятую часть княжеских доходов с населения - и денежные штрафы за преступления, подсудные церковному суду. Феодалы получали от своих сюзеренов-князей иммунитеты, освобождались от платежа дани в пользу князя и приобретали право иметь дружину, судить зависимое от них население, собирать различные подати.

    Городское население было свободнее зависимых крестьян. Жизнь и имущество горожан защищались нормами, относившимися к полноправным, свободным людям.
    11.Правовое положение зависимого населения ДРГ.
    Основной группой крестьянства были смерды, жили общиной, имели свой дом, хозяйство, участок земли в пользовании. Главным образом ависимость смердов от феодалов выражалась в обязаности платить феодалам дань. Жизнь и имущество смердов охранялись по закону в значительно меньшей мере по сравнению с феодалами. Другую категорию составляли закупы, взявшие в долг какое-то имущество у господина и гарантировавшие возвращение долга самозакладом. Закуп работал в хозяйстве господина и не мог его покинуть, пока не возвращал долг (иначе превращался в холопа). Закуп имел некоторые права и защиту закона. Так же существовали и другие категории феодально-зависимого населения - изгои, люди, вышедшие из общины; прощенники — это попавшие под так называемое. Рабов (холопов), источниками холопства являлись плен, рождение от рабыни, но так же были и другие пути превращения: самопродажа в рабство, брак с рабыней, холопом мог стать беглый закуп, в холопов превращали людей, совершивших тяжкие преступления например, конокрадство. Холоп чаще всего рассматривался как объект права. Он не отвечал за свои действия перед законом, за него нес ответственность хозяин.
    12.Холопы в Киевской Руси: источники холопства, особенности статуса.
    Существовали три источника полного холопства: самопродажа в рабство при свидетелях, женитьба на рабыне без договора с ее господином и поступление в ключники без договора. Так же, полным холопом мог оказаться закуп, если он совершил побег от своего господина или был уличен в краже. Источником было рождение от рабыни, а также осуществление высшей меры наказания - потока и разграбления. Особенностью статуса является их бесправное положение. Холоп рассматривался как объект права Он не отвечал за свои действия перед законом, за него нес ответственность хозяин. Холоп это вещь, которую можно было продать, купить, избить, и даже его убийство не являлось преступлением. Виновный в убийстве только возмещал стоимость холопа- 5 гривен, за рабу - 6 гривен. За украденного холопа господин получал 12 гривен.
    15.Военное устройство ДРГ.
    Вооруженные силы складывались из дружины великого князя, дружин местных князей, феодального ополчения (военных отрядов, приводимых в распоряжение князей их вассалами). Во время войн создавалось народное ополчение ("вой").
    16.Система источников древнерусского права. Правовой обычай в Древней Руси.
    Источниками нормативно-правового акта являются обычное право, судебная практика, иностранное (часто византийское) и церковное право. Нормативно-правовые акты в раннефеодальном государстве рождаются, в основном, на базе обычного права. Часть обычаев была санкционирована государством и превратилась в нормативно-правовые акты.

    Главными нормативно-правовыми актами Древнерусского государства были:

    - договоры. Ими определялись не только международные отношения, но и отношения между князьями, князей с народом, дружиной, между частными лицами (например договора Руси с Византией 911, 945, 971, 1046гг.);

    - княжеские уставные грамоты, которые устанавливали повинности феодально-зависимого населения;

    - церковные уставы. Уставы закрепляли взаимоотношения государства и церковных властей, (например, В Уставе князя Владимира Святославича содержится история крещения Руси).

    Наиболее крупным памятником древнерусского права является «Русская Правда ». Кроме обычаев, в нее вошли записи отдельных судебных решений, княжеские уставы, заимствованные из Византии правовые нормы.
    17.Договоры Руси с Византией.
    Договор 2 сентября 911 года заключён после успешного похода дружины князя Олега на Византию. Он восстанавливал дружественные отношения государств, определял порядок выкупа пленных, наказания за уголовные преступления, совершённые греческими и русскими купцами в Византии, правила ведения судебного процесса и наследования, создавал благоприятные условия торговли для русских и греков, изменял береговое право (вместо захвата выброшенного на берег судна и его имущества владельцы берега обязывались оказывать помощь в их спасении).

    Договор 945 года заключён после неудачного похода войск князя Игоря на Византию в 941 и повторного похода в 944. Подтверждая в несколько изменённом виде нормы 911 года, договор 945 года обязывал русских послов и купцов для пользования установленными льготами иметь княжеские грамоты, вводил ряд ограничений для русских купцов. Русь обязалась не претендовать на крымские владения Византии, не оставлять застав в устье Днепра, помогать друг другу военными силами.
    Договор июля 971 года подвёл итог русско-византийской войне 970—971 годов. Заключён князем Святославом Игоревичем с императором Иоанном Цимисхием. Договор содержал обязательства Руси не нападать на Византию, а также не подталкивать к нападению на Византию третьи стороны и помогать Византии в случае таких нападений.

    Договор 1046 года в знак возобновления дружеских связей между двумя странами был устроен брак, между дочерью Константина Мономаха и сына Ярослава – Всеволода.
    18.Церковные уставы первых русских князей.
    Устав князя Владимира Святославича о десятинах, судах и людях церковных включает сведения о крещении Руси, о создании в Киеве церкви Богородицы, ставшей кафедрой "Киевских и всея Руси" митрополитов, и названной десятинной в связи с тем, что, согласно Уставу, ей определялась десятая часть всех княжеских доходов от сборов урожая и приплодов скота, торговли и судебных дел. Опираясь на византийскую традицию, Устав вводил церковное судопроизводство, передавая ему все дела, связанные с семейно-брачными отношениями, колдовством, ведовством и т.п. Кроме того, особая категория лиц - людей церковных (духовенство, монашество) и лиц, находящихся под патронатом церкви (вдовы, калеки), полностью подпадала под юрисдикцию церкви. В Уставе заявлялось об отказе от вмешательства князя и его преемников в деятельность церковных судов.

    Устав О церковных судьях и о людях и о мерилах торговых составлен для новгородской церкви при князе Всеволоде. Во введении содержится упоминание о принятии крещения великой княгиней Ольгой и великим князем Владимиром, а за тем кратко говорится об установлении десятины в пользу церкви. Текст Устава разделён на 4 части. Каждая из них оканчивается воспрещением нарушать предписанное в уставе с напоминанием о наказании в будущей жизни нарушителям. Первая часть является первоначальной редакций документа, остальные части это более поздние дополнения, которые присоединялись к первоначальному акту по мере надобности.

    Устав князя Ярослава о церковных судах развивает основные идеи, содержащиеся в Уставе князя Владимира. В нём указаны не только дела, подлежащие церковному суду, но и устанавливаются конкретные меры наказания. При этом санкция нормы предполагает иногда два и даже три вида ответственности. Умыкание чьей-либо дочери влечет материальную ответственность перед церковной властью (митрополитом или епископом) и перед князем. Наряду с этим, предусматривается ответственность и перед потерпевшей.
      1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта