1. Основные концепции возникновения гости у восточных славян. Особенности образования дрг
Скачать 0.7 Mb.
|
19.Русская Правда: источники, основные редакции. Источниками Русской Правды являлись нормы обычного права, законодательство князей и судебная практика. Русская Правда разделяется на три редакции: Краткую, Пространную и Сокращенную. ^ Краткая Правда - наиболее древняя, состояла из двух частей. Ее первая часть, связанная с именем великого князя Ярослава. Вторая, более поздняя, называемая Правдой Ярославичей, была принята в Киеве на съезде князей и крупнейших феодалов в XI в. ^ Пространная Правда состояла из двух частей - Устава князя Ярослава и Устава Владимира Мономаха - систематизированного сборника правовых норм, входивших в Краткую Правду с позднейшими изменениями и дополнениями Устава, принятого во время княжения Владимира Мономаха, после подавления восстания в Киеве 1113 г. Пространная Правда была составлена в XII в. ^ Сокращенная Правда относилась к значительно более позднему периоду. Историки полагают, что она сложилась в XV в. в Московском государстве. 20. Эволюция формы заключения брака в русском государстве 9-18 вв.. Семья представляет собой союз лиц, состоящих в браке, и лиц, от них происходящих. Уже в языческую эпоху восточные славяне знали брак, т.е. такой союз который основывался на взаимном согласии и был заключен в установленную форму. Невест либо выбирали на игрищах, либо родители по предварительному соглашению приводили их в дом жениха, получая затем плату (вено). Имело место и похищение (умыкание) невесты. До принятия христианства и некоторое время после него славяне допускали многоженство. В языческие времена брак не прекращался смертью мужа. Принятие христианства изменило брачное право. Православная церковь установила пределы свободы расторжения брачных уз, устранила многоженство, ввела церковную форму заключения брака (венчание). Вместе с тем, под влиянием римского права, на Руси начинают придавать особое значение обручению жениха и невесты, которое, получив религиозное освещение, становится нерасторжимым и равным по силе венчанию. 21. Условия для вступления в брак в русском законодательстве 9-18 вв. Важным условием совершения брака было достижение определенного возраста. Это было необходима не только ввиду физических целей брака (рождение детей), но и моральных (ясное сознание при решении вопроса о браке). Так же законом предусматривался возраст, по достижении которого вступать в брак запрещалось. Следующим необходимым условием, являлось психическое состояние лица вступающего в брак. Для вступления в брак нужно было заручиться согласием родителей. Так же лица не могли вступить в брак без взаимного согласия обоих. Значимым условием, касающейся большого числа населения империи, было требование письменного разрешения начальства на вступление в брак для лиц, состоящих на государственной службе. Для военных был установлен особый порядок получения такого разрешения который излагался в «Уставе о Воинской Повинности» (изд. 1897г). 22.Признание брака недействительным и развод в русском семейном праве 9-18 вв. Брак не мог быть заключен при существовании предыдущего, не расторгнутого по закону брака. По закону существовали ограничения в числе повторных браков, и не допускалось двойных браков. Запрещалось вступать в брак родственникам и свойственникам. Брак мог считаться не действительным если не соблюдены были обязательные условия для вступления в брак. Вступление в брак могло быть запрещено и в силу судебного приговора. Запрет распространялся на тех, чей брак был, расторгнут вследствие виновности в прелюбодеянии, двоеженстве, неспособности к брачному сожительству или вследствие виновного безвестного отсутствия. Развод допускался при физической смерти одного из супругов, уход супруга в монастырь, обвинение супруга в антигосударственной деятельности, неспособность жены к деторождению прелюбодеяние, неспособность мужа к супружеской жизни, «заразительная» болезнь, покушение на жизнь, и т.п.. 23.Личные и имущественные отношения супругов в 9-18 вв. Имущественные права супругов склонялись к большему равенству. И в этом отношении права жены постоянно росли. Кроме прав на приданое, она с принятием христианства, получает право на общесемейное имущество, оставаясь после смерти мужа либо его распорядительницей, либо приобретая выдел наравне с сыновьями. 24.Институт опеки в русском семейном праве. Отношения между родителями и детьми строились на условиях неукоснительного подчинения последних первым. Отец – глава семьи – пользовался неограниченной властью над своими детьми. Родители имели право продать своих детей в холопы, лишить наследства и даже убить, не неся за это никакого наказания. Первое наказание в русском законодательстве за убийство детей было установлено только в Соборном Уложении 1649 г., причем это наказание было более мягким, чем за убийство постороннего человека. По смерти отца детей опекала мать, а в случае её повторного выхода замуж назначался опекун. Им мог быть отчим, но предпочтение отдавалось одному из ближайших родственников. Мать же при этом обязывалась вернуть своим детям и всё наличное, и всё растраченное ею в процессе управления имущество. Опека прекращалась с достижением зрелости, когда опекаемые «будут сами собой печаловати». Возраст зрелости источники не указывают. Возможно, он равнялся 15 годам, как в более поздние времена. 25.Периодизация истории русского уголовного права. Эволюция понятия преступления. 26.Понятие и виды преступлений по РП. Преступление - это обида, т.е. причинение материального, физического или морального ущерба определенному лицу. Из преступлений против личности наибольшее внимание уделялось убийству. За убийство предусматривались штрафы определялись они от социального положения убитого. Русская Правда различала два вида убийства: в ссоре (на пиру) и в разбое. За последнее устанавливалось самое тяжкое наказание превращение преступника и членов его семьи в рабов с конфискацией всего имущества. Другой вид преступления составляло причинение телесных повреждений. Нанесение ран, отсечение руки, ноги, лишение глаза, нанесение побоев влекли за собой, уплату определенного штрафа князю и «урока» в пользу пострадавшего. Преступления против чести, оскорбления действием (вырывание бороды, усов, толкание влекли за собой большой штраф). Имущественные преступления, устанавливалась строгая ответственность за порчу межевых знаков, бортных деревьев, пашенных межей, кражу, конокрадство. 27.Виды наказаний по РП. Не было смертной казни. Поток и разграбление - заключалось в обращении преступника и членов его семьи в рабство и в конфискации его имущества. Этому наказанию подвергали за убийство в разбое, поджог гумна, конокрадство. Вира - денежное взыскание за убийство в размере 40 гривен, могла быть и двойной за убийство привилегированных людей. В тех случаях, когда убийца не был обнаружен, штраф уплачивала вервь, на территории которой обнаружили труп убитого. Другие штрафы за убийство лиц, принадлежащих к низшим слоям общества, составляли от 12 до 5 гривен. Продажа - это штраф, взимавшийся в пользу князя. ^ Урок - определенное вознаграждение, которое получали потерпевшие (возмещение ущерба). Головничество - денежное взыскание в пользу семьи убитого. 28.Судоустройство Киевской Руси. Судебный процесс по РП носил обвинительно-состязательный характер. Различий между гражданским и уголовным процессами не было. Дело начиналось, как правило по жалобе потерпевшей стороны. Процесс выглядел как состязание, поединок двух сторон при довольно пассивном положении судебного органа. Суд, рассмотрев представленные доказательства, выносил решение по делу. За производство тех или иных судебных действий устанавливались специальные пошлины. Их сбор поручался особым должностным лицам (метельщикам и др.). Судопроизводство велось открыто и устно. Процесс, таким образом, был примитивным, сохранял много черт, связанных еще с обычаями первобытно-общинного строя. Но при всем этом он, по-видимому, в достаточной мере (для того уровня остроты классовой борьбы) защищал интересы привилегарованных групп общества. Большие размеры уголовных штрафов и судебных пошлин были важным источником доходов князей и их слуг, разоряли крестьян и горожан, ставили их в зависимость от бояр, церкви и т.д. В церковных судах уже в период Древнерусского государства применялся инквизиционный, розыскной процесс с активной ролью суда, с применением пыток, с тайным и письменным (очень формализованным) судопроизводством. 29.Характеристика досудебных процессуальных действий по РП. 1) Заклич состояла в объявлении о совершившемся преступлении (например, о пропаже имущества). Он производился в людном месте, где объявлялось о пропаже вещи, обладавшей индивидуальными признаками, которую можно было опознать. Если пропажа обнаруживалась по истечении трех дней с момента заклича, тот, у кого она находилась, считался ответчиком. 2) Свод осуществлялся до заклича или в течение трех дней после него. Лицо, у которого обнаружили пропавшую вещь, должно было указать, у кого эта вещь была приобретена. Свод продолжался до тех пор, пока не доходил до человека, не способного дать объяснение, где он приобрел эту вещь. 3) ^ Гонение следа — состояла в поиске доказательств и преступника. Так как в Древней Руси еще не появились специальные розыскные органы и лица, гонение следа осуществляли потерпевшие, их близкие, члены общины и добровольцы. 30.Доказательства в судебном процессе по РП. Истец должен был представить и доказательства: свидетелей и послухов, удостоверявших «добрую славу» истца. Потерпевший имел право сам искать преступника, мог, например, объявлять «заклич», «свод», и «гонение следа». Играли роль в процессе и вещественные доказательства, следы побоев, присяга, собственное признание. В качестве доказательства был так называемый "суд божий" - ордалии (испытание железом, испытание водой). Ответчик имел почти аналогичные с истцом права, искал и представлял доказательства в свою пользу. Феодальная знать имела возможность привести на суд больше послухов, организовать "свод" и "гонение следа", добиться решения дела в свою пользу 33.Вещное право по РП. В большинстве случаев в РП речь идет о праве собственности людей на движимое имущество. Для обозначения принадлежности вещи использовались термины: мой, твой, его и т.д. В качестве объекта фигурируют одежда, оружие, кони, другой скот, орудия труда, торговые товары и пр. Право частной собственности на них было полным и неограниченным. Собственник мог ими владеть, пользоваться (извлекать доходы) и распоряжаться (определять юридическую судьбу вещей). Собственник имел право на возврат своего имущества из чужого незаконного владения на основе строго установленной в РП процедуры (о ней чуть позже). За причиненный имуществу ущерб назначался штраф. Возвращение вещей требовало свидетельских показаний и т.д. Как таковой земельной собственности еще не сложилось но в РП предусматривается за нарушение земельной или бортной (пчельника) межи штраф в 12 гривен. О том, кому принадлежит земля (князю, феодалу или крестьянину), закон молчит. 34.Субъекты и объекты имущественных отношений по РП. Субъектами имущественных отношений являлись все свободные люди, включая иностранцев (без холопов, ибо последние относились к разряду имущества). Гражданская правоспособность наступала с момента рождения; гражданская дееспособность наступала с момента совершеннолетия (вступление в брак). Вступление в монашество ограничивало дееспособность (монастыри юр. лица). Объектами имущественных отношений являлись вещи, недвижимое имущество. Земля передавалась и охранялась по наследству. Сделки заключались в устной форме: наличие свидетелей и символов; нет исковой давности. 35.Обязательства из договоров по РП. Договор мены – один из самых древних; из него как особая разновидность мены вырос договор купли-продажи. В них ни каких обязательств не предусматривалось РП. ^ Заем – оформлял право заимодавца на личность должника, вплоть до продажи неисправного должника в рабство. Предметом займа могли быть деньги, мед, скот и др. вещи. В РП существовало несколько видов займа: 1) Простой заем, предполагавший возврат долга с процентами. Нарушение договора, неисполнение обязательств, вело к потере свободы. 2) Своеобразной формой займа было закупничество, заем с отработкой процентов в хозяйстве кредитора. Поклажа – передача вещей на хранение. РП предусматривала, что в случае утайки какой-то их части и обвинения в этом хранителя он очищался от него принятием присяги. ^ Договор личного найма влёк за собой право нанимателя на личность наймита, что, в конечном счете, приводило к холопству. 36.Основания возникновения, способы обеспечения и прекращения обязательственных отношений по РП. Обязательство представляет собой правоотношение, возникающее между лицами либо вследствие обоюдной ноли (из договора), либо вследствие правонарушения (деликта). В любом случае, лицо, нарушившее интересы другого лица, обязывается совершить определенные действия в пользу потерпевшего. Под договором понимали соглашение двух или нескольких лиц, в результате которого у сторон возникают юридические права и обязанности. Для заключения договора стороны должны были быть определенного возраста и иметь правоспособности, дееспособность. Договоры, заключенные по принуждению, не имели силы. Поначалу договоры были, как правило, словесные, с употреблением и ходе их заключения символических обрядов (магарыч, рукобитье) и с обязательным присутствием свидетелей (послухов). 38.Наследование по РП. Наследование осуществлялось по двум основаниям: по завещанию и по закону (или по обычаю). Наследование по завещанию. Как правило, имущество делилось поровну между всеми сыновьями без преимуществ старшинства. Более того, младший сын пользовался той привилегией, что в его долю всегда входил дом с двором. Мать могла отдать добро одному из сыновей первого или второго мужа, если он был, отдать тому, кто был к ней «добр». Если же все сыновья оказывались «недобрыми», непочтительными, то можно было отдавать имущество дочерям. В наследовании по закону участвовали дети умершего, вдова и церковь. Жена могла пользоваться имуществом или его частью только до смерти, после чего оно переходило к детям. После матери наследовали те дети, у которых она проживала. К наследованию без завещания призывались все сыновья. Дочери же при сыновьях исключались от наследства, т.к. выйдя замуж, они переходили на обеспечение мужа. Дочери смердов не могли наследовать и при отсутствии сыновей-наследников. Имущество таких семей считалось выморочным и поступало в княжескую казну. Только имущество бояр, не имевших сыновей, переходило по наследству к дочерям. От наследства исключались также незаконнорожденные дети (вне церковного брака) и дети от рабынь – наложниц, которые по смерти отца получали вместе с матерью лишь свободу. 40.Феодальная раздробленность на Руси: причины, предпосылки, политико-юридические последствия. 41.Особенности общественно-политического строя Галицко-Волынской Руси. Как и в других русских землях, высшими органами власти были князь, совет бояр и вече. Ведущую роль в политической жизни играли бояре. Они распоряжались княжеским столом, приглашали и смещали князей. Князья искали себе поддержку в вече. Однако вече не стало реальной силой. Не все жители города имели право участвовать в вечевом собрании. Такое право принадлежало свободному мужскому населению города, а все остальные были его лишены. Народ на вече созывался глашатаями или колокольным звоном. Решения на вече постановлялись “единодушно”. Если мнения разделялись, то отношения выясняли кулаками. Собрания повторялись до тех пор, пока одна партия не отказывалась от своего мнения и не подчинялась другой. На вече иногда происходило судебное разбирательство дел. Раньше, чем где-либо, в системе дворцового управления появляются влиятельные должностные лица, такие как дворецкий, конюший и др. Вся Галицко-Волынская земля делилась на воеводства, во главе которых стояли воеводы, назначаемые из числа боярства. Призвание князя, составлявшее одно из основных прав веча во всех древнерусских землях, в Галиции и на Волыни делается правом Боярского совета. Близость и вмешательство иноземцев и боярская олигархия были двумя главными причинами того, что из Галицко-Волынского княжества не образовалось единого сильного государства 42.Государственный и общественный строй Северо-Восточной Руси. Общественный строй княжества был типичен для этого периода: в класс феодалов входили бояре, дети боярские, слуги вольные, дворяне. Дворянами, называли княжеских слуг, получавшие за свою службу вознаграждение в виде денежного или земельного пожалования. Важную роль играло духовенство, имевшее значительные земельные владения. Ведущую роль среди горожан играли, купцы и ремесленники. Влияние торгово-ремесленных кругов сказалось и на сохранении вече, которое время от времени созывалось для решения важных жизненных вопросов. Феодально-зависимое население состояло из крестьян, живших на землях, принадлежавших либо князьям, либо боярам или другим феодалам. Крестьяне жили общинами. ^ Государственный строй Владимиро-Суздальского княжества был раннефеодальной монархией. Во главе стоял великий князь, имевший значительное политическое влияние. Он опирался на совет при князе, дружину, мог созывать и феодальные съезды. Для решения наиболее важных вопросов князья созывали вече. Система управления Владимирской земли мало отличается от управления Киевского государства: существовала дворцово-вотчинная система управления, во главе которой стоял дворецкий; на местах сидели представители княжеской власти - наместники и волостели, осуществлявшие функции управления и суда и получавшие так называемый "корм" с населения. 43.Права и обязанности свободного населения Новгорода и Пскова. Господствующий класс - феодалы, крупные землевладельцы - был тесно связан с торговлей и ремеслом, с эксплуатацией населения зависимых земель, дававшего ему меха, лен, мед и другие товары для экспорта. Кроме феодальной ренты (чаще — оброка), бояре получали доходы от торговли, ростовщичества, поборов с колоний. Крупными земельными собственниками были Новгородский "владыка" (архиепископ Софийского собора), высшее духовенство, монастыри, церкви. Но духовенство Новгородской земли имело свои интересы и в торговле (внешней и внутренней). Церковь объявила себя покровительницей торговли. При церкви действовал и купеческий суд, разбиравший тяжбы по торговым делам. Крупнейшие бояре и купцы "ставили" церкви в Новгороде, встраивая в них помещения для хранения ценностей. В свою очередь, новгородские (и псковские) церкви и монастыри владели обычно, кроме отдаленных деревень, землями в пригородах, угодьями для рыбной ловли и пр. и сами вели торговлю через собственные торговые лавки в городе. Новгородское духовенство имело право на так называемую "десятину" (от торговых пошлин и от вир и продаж - судебных штрафов), получало доходы от эксплуатации колониальных, зависимых народов. Другой группой господствующего класса были житьи люди – средние феодалы занимавшиеся торговлей. Мелкие землевладельцы назывались своеземцами. Своеземцы имели небольшие участки земли и обрабатывали их, как правило, своим трудом. Основное население Новгорода состояло из купцов и ремесленников, "старейших" и "молодших", или "черных". Богатые купцы и состоятельные ремесленники были освобождены от повинностей в пользу государства. Основная же масса городского населения платила подать, несла повинности по строительству и ремонту городских построек, укреплении, дорог и т.д. |