1. Основные концепции возникновения гости у восточных славян. Особенности образования дрг
Скачать 0.7 Mb.
|
81.Вотчины Московского государства: определение, виды, особенности правового статуса. Вотчина – древнейший вид феодальной собственности в России, родовое имение, переходившее по наследству. Возникла в 10-11 вв. например, княжеская, боярская монастырская, в 13-15 вв. господствующая форма землевладения. В пределах вотчины ее собственнику принадлежала административная и судебная власть, право взимания налогов. В более широком смысле вотчина – это собственность и полномочия, унаследованные от отца. Вотчиной было: поместье, рабы, ценности, право на рыболовство и разработку недр, родословная политическая власть. Важным институтом вотчинного землевладения было право родового выкупа отчужденных земель, согласно которому родственники вотчинника получали возможность приобрести их в первую очередь, т.е. вернуть фамильную собственность в свою семью. Это право осуществлялось независимо от вассальных связей боярства. В 1556 г. было принято специальное Уложение о службе, определившие как для вотчинников, так и для помещиков равные обязанности выставлять с имевшейся у них земли определенное число вооруженных людей (кроме своего личного участия в военной службе). Была произведена повсеместная опись земель, которая должна была дать материал для установления служилых обязанностей феодалов. Ограничивалось право распоряжения старинными вотчинами (прежде всего княжескими, принадлежавшими бывшим князьям). Указ 1551 г. запретил их продавать и сдавать в монастырь без ведома царя. Позднее было запрещено их обменивать, давать в приданое. Ограничивалось и право передачи по наследству (наследниками могли быть только прямые потомки мужского рода). Нарушение установленного порядка влекло конфискацию земли в пользу государства, царя. Были введены новые понятия - "жалованная" или "выслуженная" вотчина, т.е. данная непосредственно за службу и под условием службы. 82.Способы приобретения и прекращения права собственности в 15-16 вв. Развитие земельных отношений характеризовалось полным или почти полным исчезновением самостоятельной общинной собственности на землю. Земли общин переходили в руки вотчинников и помещиков, включались в состав княжеского домена. В то же время все более четко оформлялось вотчинное и поместное землевладение. Вотчина отличалась тем, что собственник обладал почти неограниченным правом на неё. Он мог не только владеть и пользоваться своей землей, но и распоряжаться ею: продавать, дарить, передавать по наследству. В то же время вотчина – феодальное землевладение, поэтому – условное. Например, князь мог отобрать вотчину у отъехавшего вассала. Ещё более условная форма землевладения – поместье. Оно давалось сеньором своим вассалам только на время службы как вознаграждение за неё. Поэтому распоряжаться землёй помещик не мог. Великокняжеский домен разделялся на земли чернотяглые и дворцовые. Они различались лишь по форме эксплуатации населявших эти земли крестьян и по организации управления ими. Дворцовые крестьяне несли барщину или натуральный оброк и управлялись представителями дворцовой власти. Чернотяглые платили денежную ренту и подчинялись общегосударственным чиновникам. Земли домена постепенно раздавались великими князьями в вотчины и поместья. 83.Обязательственное право по Судебнику 1497 г. Обязательствам из договоров Судебник 1497 г. уделял меньше внимания. О займе говорила лишь одна статья, предусматривавшая ответственность за несостоятельность должника. Имелись упоминания о договорах купли-продажи и личного найма. Судебник предусматривал, что наймит, не дослуживший своего срока или не выполнивший обусловленное задание, лишался оплаты. Судебник 1497 г. более чётко выделял обязательства из причинения вреда, правда, лишь в одном случае: ст.61 предусматривала имущественную ответственность за потраву. Как своеобразные обязательства из причинения вреда рассматривает Судебник некоторое правонарушения, связанные с судебной деятельностью. Судья, вынесший неправосудное решение, обязан возместить сторонам происшедшие от того убытки. Такая же мера применялась к лжесвидетелям. Закон прямо указывает, что наказанию судья за свой проступок не подлежит (ст.19). 84.Изменения в русском наследственном праве в 15-16 вв. Известно наследование по закону и завещанию. При этом главное внимание законодательство уделяло порядку передачи по наследству земли. Завещание оформлялось письменно и в случае неграмотности завещателя подписывалось свидетелями и подтверждалось церковными властями. Воля завещателя была ограничена сословными принципами: нельзя было завещать землю церквям и монастырям; родовые и жалованные вотчины, а равно поместья не подлежали завещательному распоряжению. Завещательные распоряжения могли касаться только купленных вотчин и движимого имущества. Родовые и жалованные вотчины могли передаваться по наследству только членам того же рода, к которому принадлежал завещатель. Дочери наследовали только при отсутствии сыновей. Вдова получала часть выслуженной вотчины на "прожиток", но только в том случае, если после смерти супруга не оставалось прожиточного поместья. Поместья переходили по наследству сыновьям. Вдова и дочери получали часть поместья на "прожиток", т.е. в пожизненное владение. Часть поместья могла быть передана по наследству родственникам по боковой линии. 85.Состязательный и розыскной процессы Русского государства: сравнительная характеристика. Состязательный процесс используется при ведении гражданских и менее тяжких дел. При состязательном процессе дело начиналось по жалобе истца, именовавшееся челобитной. Она обычно подавалась в устной форме. По получению челобитной, судебный орган принимал меры к доставке ответчика в суд. Явка ответчика обеспечивалась поручителями. Если ответчик уклонялся от суда, то он проигрывал дело даже без разбирательства. Истцу выдавалась бессудная грамота. Неявка истца в суд влекла за собой прекращение дела. Доказательств признавалось и “поле” – судебный поединок. Победивший в процессе считался правым. Проигравшим признавался не явившийся на поединок или сбежавший с него. На поле можно было выставить наймита. По решенному делу суд выдавал “правовую грамоту”, с выдачей которой иск прекращался. Розыск применялся при рассмотрении наиболее серьёзных уголовных дел, в том числе и политических преступлений. Розыск отличался от состязательного процесса тем что суд сам возбуждал, вел и завершал дело по собственной инициативе и исключительно по своему усмотрению. Подсудимый был скорее объектом процесса. Главным способом выяснения истины была пытка. Розыскной процесс - применялся в наиболее серьезных уголовных делах (государственные преступления, убийства, разбой и др.) В ходе разбирательства особую роль играли такие доказательства, как поимка с поличным или собственное признание. Для получения последнего применялась пытка. В качестве процессуальной меры использовался “повальный обыск” – массированный допрос местного населения с целью выявить очевидцев преступления и провести процедуру «облихования». По приговору суда “облихованный” не признавший своей вины, мог быть подвергнут тюремному заключению на неопределенный срок. 86.Судоустройство Московского государства. Судебник Ивана III провозглашает главным судебным органом Боярскую думу. Боярский суд составляла приближенная к великому князю аристократия – родовитая знать. Дьяки не только помогали боярам (путным, приказным, думным), но и следили за правильностью судопроизводства. Суд осуществляли губные и земские учреждения. Судебники определяли размеры судебных пошлин, выделявшихся на содержание этого штата. Высшей судебной инстанцией, в которую можно было апеллировать в случае несогласия с решением суда, был великий князь, который выступал и как непосредственный судья по отношению к своей администрации и к своим слугам. В XVII в. приказы становятся высшей инстанцией для местных судов. Дела в них решались коллегиально («соопча»), боярином, окольничим или думным дьяком «с товарищи». Следствие и делопроизводство вели дьяки и подьячие («чернильные души»). Государство изымает из ведения церковного суда наиболее важные уголовные дела, вводит так суд по делам церковных и монастырских людей с людьми, не подчиненными церкви. Был создан Монастырский приказ, возглавляемый, как и другие приказы, боярами и окольничими, со штатом дьяков и подьячих. Это государственное учреждение взяло на себя рассмотрение всех гражданских и части уголовных дел в отношении духовных лиц всех рангов, вплоть до митрополитов и их людей. Соборное Уложение сохранило, за церковным судом право выносить решения по церковным делам своих служителей. Патриаршему суду было оставлено также право быть высшей инстанцией в отношении дел религиозного характера, решения которой можно было обжаловать в инстанции светской – Боярской думе и у царя. К тому же Уложение установило единую процедуру для светского и церковного суда и ввело одинаковую ответственность для всех судей за злоупотребления. 87.Судопроизводство Московского государства (состязательный процесс по Судебникам 1497 и 1550 гг.) В Судебнике 1497г . при состязательном процессе дело начиналось по жалобе истца, именовавшееся челобитной. Она обычно подавалась в устной форме. По получению челобитной судебный орган принимал меры к доставке ответчика в суд. Явка ответчика обеспечивалась поручителями. Если ответчик уклонялся от суда, то он проигрывал дело даже без разбирательства. Истцу выдавалась бессудная грамота. Неявка истца в суд влекла за собой прекращение дела. Послухами теперь могли быть и холопы. Доказательств признавалось и “поле” – судебный поединок. Победивший в процессе считался правым. Проигравшим признавался не явившийся на поединок или сбежавший с него. На поле можно было выставить наймита. По Судебнику 1550г. сохранились прежние формы судебного процесса. Состязательный процесс используется при ведении гражданских и менее тяжких дел. По решенному делу суд выдавал “правовую грамоту”, с выдачей которой иск прекращался. 88.Судопроизводство Московского государства (розыскной процесс по Судебникам 1497 и 1550 гг.) По Судебнику 1497г., розыск применялся при рассмотрении наиболее серьёзных уголовных дел, в том числе и политических преступлений. Розыск отличался от состязательного процесса тем что суд сам возбуждал, вел и завершал дело по собственной инициативе и исключительно по своему усмотрению. Подсудимый был скорее объектом процесса. Главным способом выяснения истины была пытка. В Судебнике 1550г. усиливаются черты розыскного процесса. Розыскной процесс - применялся в наиболее серьезных уголовных делах (государственные преступления, убийства, разбой и др.) В ходе разбирательства особую роль играли такие доказательства, как поимка с поличным или собственное признание. Для получения последнего применялась пытка. В качестве новой процессуальной меры использовался “повальный обыск” – массированный допрос местного населения с целью выявить очевидцев преступления и провести процедуру «облихования». По приговору суда “облихованный” не признавший своей вины, мог быть подвергнут тюремному заключению на неопределенный срок. Решенное дело не могло вторично рассматриваться в том же суде. В высшую инстанцию дело переходило по докладу или жалобе, допускался только апелляционный характер пересмотра. Судебная система состояла из инстанций:1) суд наместников (волостей, воевод), 2) приказной суд, 3) суд Боярской Думы или великого князя. 89.Стоглав 1551 года: история создания, источники, структура. В феврале 1551 г. на церковном соборе в Москве Иван IV выступил с речью, в которой изложил 69 вопросов к церкви и просил дать ответы на них «по правилам Святых Отцов». Ответы деятелей церкви и составили книгу из 100 глав (Стоглав), посвященную вопросам канонической жизни. Исходным материалом, кроме канонических источников, послужили Кормчие книги, Устав святого Владимира, постановления Собора 1503 г ., послания митрополитов. Царские вопросы можно разделить на три группы: 1) преследующие интересы государственной казны (вопросы: 10, 12, 14, 15, 19, 30, 31); 2) обличающие беспорядки в святительстве и монастырском управлении, в монастырской жизни (вопросы: 2, 4, 7, 8, 9, 13, 16, 17, 20, 37); 3) касающиеся беспорядков в богослужении, обличающие предрассудки и нехристианскую жизнь мирян (вопросы: 1, 3, 5, 6, 11, 18, 21-29, 32-36). Две последние группы вопросов направлены на укрепление нравственной стороны жизни духовенства и населения. Среди особенностей структуры «Стоглава» следует особо выделить наличие 101-й главы — приговора о вотчинах. Она, видимо, была составлена после окончания работы Стоглавого собора и прибавлена к основному списку в качестве дополнения. 90.Стоглав: основные положения. Финансовые вопросы. Стоглав разрешил взимание ставленнических пошлин. При этом всепошлины должны были собирать поповские старосты с десятскими. Вопросы нравственности и контроля за жизнью духовенства и мирян. Собора вводит институты поповских старост. Это были выборные от священников. Количество поповских старост в каждом городе определялось, епископами по царскому повелению. Поповские старосты должны были служить в соборах. В помощь им, избирались из священников десятские. В селах и волостях избирались только десятские священники. В их обязанности входил контроль за правильным ведением службы в подведомственных церквях и др. Собор 1551 г. вынес постановление об осуждении безбожных и еретических книг например, сборник средневековой мудрости, под названием «Аристотель и др. Также был наложен запрет на общение с иностранцами. Вопросы богослужения. Стоглав официально узаконил двоеперстное сложение при совершении крестного знамения и сугубую аллилуию в Московской Церкви. Собор занялся вопросом об исправлении священных книг и постановил открыть в Москве типографию. Но эта типография просуществовала недолго. Церковный суд. Стоглав отменил «несудимые» грамоты, тем самым сделав все монастыри и приходские причты подсудными своим епископам. Светским судам он запретил судить духовных лиц. Священникам было дано право участия в судах через своих выборных старост и сотских. Но при этом законодательство не определяло роль этих представителей. Церковное землевладение. В результате стремления царя ограничить рост церковных земельных владений была издана 101 глава «Приговор о вотчинах» закрепляющий следующие основные решения: Архиепископам, епископам и монастырям запрещается покупать у кого-либо вотчины без разрешения царя; Земельные вклады на помин души допускаются, оговоренных условиях и порядке их выкупа родственниками завещателя; Вотчинникам областей запрещалось продавать вотчины людям иных городов и без доклада царю дарить монастырям; Приговор не имел обратной силы, и не распространялся до своего действия на сделки; За нарушения приговора устанавливалась санкция в виде конфискации вотчины в пользу государя и невозвращение денег продавцу. 91.Соборное Уложение: история создания, источники, структура. Соборное Уложение 1649 было составлен по итогам работы Земского Собора 1648-1649, который был созван в условиях Соляного бунта в Москве 1648. Соборное Уложение 1649 представляет собой свод правовых норм, оно состоит из 25 глав, разделенных на 967 статей. Соборное Уложение впервые определяет статус главы государства - самодержавного и наследного царя. Источники Соборного Уложения 1649: Судебник 1497 и Судебник 1550, Царские указы, указные книги приказов, думские приговоры, Решения Земского собора, Стоглав 1551, священные книги, Литовское и византийское (греческое) законодательство. В Уложении разработаны вопросы государственного, административного, гражданского и уголовного права, а также порядок судопроизводства. Особо выделялись преступления против православной церкви, а также против личности государя и царской власти в целом. В специальной главе "Суд о крестьянах" определялись меры по дальнейшему закрепощению крестьян: отменялись "урочные лета" для сыска беглых крестьян, устанавливался высокий размер штрафа за укрывательство беглых крестьян. Глава "О посадских людях" ликвидировала частновладельческие слободы в городах, предписывала обязательное возвращение жителей "белых слобод" в тягло, прикрепляло посадское население к посаду. Уложение запрещало продажу поместных земель в вотчину. 92.Общая характеристика общественного строя Русского государства 15-17 вв. 93.Правовое положение феодалов в 15-17 вв. Во главе стоял великий князь - крупнейший феодал, владевший дворцовыми и черносошными землями. Дворцовые земли принадлежали князю и его семье непосредственно и зачастую раздавались приближенным за службу. Крестьяне дворцовых земель несли оброк или барщину и управлялись дворцовыми слугами. Черносошные земли принадлежали князю как главе государства. Крестьяне этих земель несли тягло, повинности в пользу великокняжеской власти и управлялись его наместниками. ^ Служилые князья превратились в крупных вотчинников, подданных великого князя, обязанных ему службой. Бояре - крупные землевладельцы, вотчинники, также были вассалами великого князя, а затем - его подданными. Бояре-вотчинники стали основной категорией господствующего класса феодалов. Они имели большие права на землю и живших на ней крестьян: передавали землю по наследству, отчуждали ее, меняли и т.п.; в их руках находились суд, управление, сбор податей и др. Бояре имели "право отъезда" от одного князя к другому, не влекшее за собой ликвидацию вотчины. По мере объединения земель и укрепления великокняжеской власти было отменено "право отъезда"; вотчины стали приобретать характер условного землевладения, т.е. владения вотчиной зависело от службы великому князю; были сокращены их иммунитетные привилегии, например, ряд судебных дел о душегубстве, разбое, татьбе передавался из их ведения в суд княжеских наместников. Бояре по-прежнему оставались крупными землевладельцами, эксплуатировали крестьян, кабальных людей, холопов. Они были свободны от податей и повинностей, судили своих крестьян и управляли ими. Бояре входили в состав Боярской думы, занимали важнейшие должности в системе управления государством и в вооруженных силах, имели привилегии в суде. В 15в. Стали появлятся "введенные" бояре, окольничий (наиболее привилегированные бояре). Другие слои феодалов имели чины думных дворян, думных дьяков, стольников, дворян московских и городовых, детей боярских и др. 94.Служилые люди Московского государства: основные категории, особенности правового статуса. Служилые люди или дворяне - владели землей на так называемом поместном праве, т.е. за службу и на время службы. Владельцы поместных земель не могли их отчуждать и передавать по наследству, не входили в Боярскую думу, не могли получать высшие чины в дворцовом управлении и быть наместниками. Дворянство становилось все более многочисленной группой господствующего класса, и тесно связанной с великокняжеской властью и становившейся ее важной политической опорой. Дворянство было крайне заинтересовано в укреплении власти единого государя, так как не могло само справиться ни с внутренними, ни с внешними врагами. В последующем права дворян на землю были значительно расширены. К средним и мелким феодалам относились слуги вольные и дети боярские. Среднее и мелкое дворянское землевладение имело более прогрессивный и жизнеспособный характер по сравнению с боярско-княжеской вотчиной, о чем свидетельствовали многочисленные разорения бывших княжат и бояр, их долги, заклады земель, продажа их новым владельцам. 95.Правовое положение городского населения и духовенства Московского государства. Монастыри и церковь - крупнейшие землевладельцы-вотчинники - имели до трети всех частновладельческих земель. Духовенство связывало свою политику с великим князем, поддерживало его стремление к политическому объединению Руси и укреплению государственного аппарата. В начале XVI в. земли монастырей и церквей перестали освобождать от уплаты государственных податей, из юрисдикции суда духовенства изъяли дела о наиболее тяжких преступлениях. Была сделана попытка ограничить дальнейший рост монастырско-церковного землевладения. Церковные феодалы имели ряд личных привилегий — не платили государевых податей, подлежали только суду духовенства, их жизнь, честь, имущество защищались повышенными мерами наказания. ^ Городское население. Верхушку городского (посадского) населения составляли купцы - гости, сурожане, торговавшие с Крымом, люди "суконной сотни" и др. "Лутчие" люди посада получали привилегии – освобождались от части государевых повинностей, создавали свои корпорации с некоторыми правами самоуправления. Крупные купцы и ремесленники эксплуатировали городские низы, 'Черных", "молодших" людей. Последние несли бремя и государевых податей, и различных посадских повинностей. В городах жили и феодалы, имевшие там свои владения. Часть торгово-ремесленных дворов была собственностью церковников. Население слобод, принадлежавших духовным и светским феодалам, не платило городского тягла (поэтому эти слободы и получили название "белых"). 96.Крестьянство Московского государства: основные категории, особенности правового статуса. Крестьяне подразделялись на несколько основных групп: чернотяглые т.е. государевы, дворцовые (князя и его семьи) и частновладельческие. Чернотяглые крестьяне платили подати и несли другие натуральные повинности великому государю. Их число постоянно и существенно сокращалось, т.к. они вместе с землей передавались феодалам. Частновладельческие крестьяне жили на земле отдельных феодалов, имея от них земельный надел, за что собственники земли получали барщину, оброк и др. Аналогичным было положение дворцовых крестьян. С середины XV в. наченается процесс всеобщего закрепощения крестьян (процесс заключался в том что, увеличились размер оброка, барщины, обеспечить выполнение этих повинностей феодалы могли лишь за счет большего принуждения крестьян). Сначала ограничивалось право перехода отдельных групп крестьян-старожильцев (находившихся в давней, длительной зависимости от феодала), серебренников (взявших в долг у господина деньги), затем был определен для переходов - Юрьев день. При уходе крестьянин должен был уплатить определенную сумму - пожилое. 97.Холопство Московского государства: основные категории, особенности правового статуса. В XV в. исчезает такой источник холопства, как плен. Практиковался отпуск холопов после смерти господина. Расширяются и другие пути выхода из холопства: ключники в городах – не холопы, наделённые орудиями труда и посаженные на землю по отпускной грамоте – не холопы. Оформление холопства кабального за денежный заем требует санкции государственной власти. Кабальные грамоты составлялись площадными подьячими (нотариусы) и свидетельствовались в Холопьем приказе. Там же выяснялось, не служил ли будущий холоп прежде, а главное, не состоял ли в тягле. После этого грамота заносилась в кабальную записную книгу, где отмечался наружный вид человека: цвет волос, форма лица, носа, рот, особые приметы – рваное ухо, хромота, горб и т.п. Запись в кабальные холопы осуществлялась с 15 лет и не распространялась на детей, рожденных до холопства. Холоп признается личностью, его жизнь защищается законом, он приобретает имущественные права, сближается в правовом отношении с крестьянином. Соборное Уложение превращает холопство в весьма своеобразный институт: в холопство поступают при голоде или иных чрезвычайных обстоятельствах. Категорически запрещается поступать в холопство к «некрещеным иноземцам». Окончательно институт холопства ликвидируется при Петре I. 98.Вещное право по Соборному Уложению 1649 г. Изменения в праве феодальной поземельной собственности. В специальной (XVI) главе Уложения, устанавливалось, что владельцами поместий могли быть и бояре и дворяне; определялся порядок передачи поместья сыновьям по наследству; часть земли после смерти владельца получали жена и дочери; поместье могло быть дано дочери в качестве приданого; разрешался обмен поместья и на поместье, и на вотчину. Но помещики не получили права свободной продажи земли, не могли они ее и заложить. Допускала обмен большего поместья на меньшее. Вотчинники имели более широкие права распоряжаться своими землями: могли продать, заложить, передать по наследству. Уложение устанавливало право родового выкупа - срок 40 лет для выкупа проданной, выменянной, заложенной родовой вотчины. Определялся круг родичей, имевших право на выкуп. На купленные вотчины (не родовые) право родового выкупа не распространялось. Заложенная земля могла оставаться в руках залогодателя или же перейти в руки залогодержателя; допускался залог дворов на посаде; заклад движимого имущества, просрочка выкупа заложенной вещи влекла передачу прав на нее залогодержателю. В случае, если вещь у залогодержателя была украдена или погибла без его вины, последний возмещал ее стоимость в половинном размере. Так же Уложение определяет право на чужую вещь: право ставить запруды на реке в пределах своего владения, но при условии, что она не принесут ущерба запрудам других помещиков; право покосов, рыбной ловли, охоты в лесах на землях, принадлежавших другому владельцу. В городах не разрешалось лить воду, сметать сор на соседние дворы и др. 99.Обязательственное право по Соборному Уложению 1649 г. Обязательства, вытекавшие из договора, стали обеспечиваться не личностью, а имуществом ответчика. Ответственность не была индивидуальной. Друг за друга отвечали супруги, родители, дети. Долги по обязательствам переходили по наследству. В случае стихийных бедствий предусматривалась отсрочка уплаты долга до 3 лет. Уложению известны и обязательства из причинения вреда например, возмещение ущерба, вызванного потравами полей. Все большее значение приобретала письменная форма заключения договоров, а для некоторых, наиболее важных например, купчие на земли или дворы. Крепостная, требовавшая официального засвидетельствования или регистрации в учреждении. Определялся порядок признания договора недействительным. Недействительными считались договоры, заключенные в состоянии опьянения, с применением насилия или путем обмана. Уложению известны договоры купли-продажи, мены, дарения, хранения, поклажи, найма имущества и некоторые другие. 100.Наследственное право по Соборному Уложению 1649 г. Уложению известно наследование по закону и завещанию. При этом главное внимание законодательство уделяло порядку передачи по наследству земли. Завещание оформлялось письменно и в случае неграмотности завещателя подписывалось свидетелями и подтверждалось церковными властями. Воля завещателя была ограничена сословными принципами: нельзя было завещать землю церквям и монастырям; родовые и жалованные вотчины не подлежали завещательному распоряжению. Завещательные распоряжения могли касаться только купленных вотчин и движимого имущества. Родовые и жалованные вотчины могли передаваться по наследству только членам того же рода, к которому принадлежал завещатель. Дочери наследовали только при отсутствии сыновей. Вдова получала часть выслуженной вотчины на пожизненное владение, но только в том случае, если после смерти супруга не оставалось прожиточного поместья. Поместья переходили по наследству сыновьям. Вдова и дочери получали часть поместья в пожизненное владение. Часть поместья могла быть передана по наследству родственникам по боковой линии. 101.Понятие, состав и виды преступлений по Соборному Уложению 1649 г. В Соборном уложении под преступлением понимается нарушения царской воли, закона. Субъектами преступлений признавались представители всех сословий. В Уложении различались преступления умышленные и неосторожные. За случайные наказание не устанавливалось. Уложение знало институт необходимой обороны но не определяло ее пределов. Известно так же подстрекательство, пособничество, укрывательство и положение о крайней необходимости, освобождающее от уголовной ответственности. Неоднократное совершение преступления наказывалось жестче, в первый раз. Уложение различало покушение от оконченного преступления. В Уложении виды преступлений изложены по определенной системе. На первое место поставлены преступления против веры (такие, как богохульство, нарушение порядка в церкви и т.д.); на второе - государственные. Под последними понималось преступления против государственной власти, и лично против царя например, оскорбление монарха, причинение вреда его здоровью и т.д. При этом ответственность устанавливается даже за голый умысел и недоносительство. Уделялось много внимания измене, заговорам, бунтам. Подробно определены и многие составы преступлений против порядка управления например, подделка печатей, фальшивомонетничество и др. Воинские преступления например, измена военнослужащего, дезертирство и др. Преступление против судебной власти например, лжеприсяга, лжесвидетельство. Преступления против личности: убийство, нанесение тяжких телесных повреждений, оскорбление словом и действием. Среди имущественных преступлений закон выделяет кражу (татьбу), грабеж (насильственное отнятие имущества) и разбой (грабеж, связанный с посягательством на жизнь и здоровье потерпевшего). Преступления против нравственности например, нарушения семейных устоев. 102.Система наказаний по Соборному Уложению 1649 г. Главная цель наказания, устрашение: наказать так, 'Чтобы смотря на то, иным неповадно было так делати". Широко применялись смертная казнь (простая и квалифицированная), способ применения которой чаще всего закон не определял, передавая решение этого вопроса на судейское усмотрение. Выделяли телесные наказания (болезненные и членовредительные) - битье кнутом, батогами, отсечение руки и др. Тюремное заключение, ссылка на окраину страны и др. Имущественные наказания нпример, лишение чина, отставка от должности, церковное покаяние. Смертная казнь и телесные наказания применялись публично. Тела казненных подолгу не убирались все с той же целью устрашения. Были очень велики различия в наказаниях для лиц разной социальной принадлежности, например за одно и то же преступление могло устанавливаться для боярина, окольничего, думного человека наказание в виде лишения чести, а для недумного человека - "торговая казнь". За убийство "сыном боярским" чужого крестьянина в драке или пьяным закон требовал отдать лучшего крестьянина убийцы вместе с женой и детьми пострадавшему помещику. Так же Уложения устанавливает штрафы "за бесчестье" в зависимости от социальной принадлежности потерпевшего. Иногда за одно преступление устанавливалось несколько наказаний для последовательного их применения, например за первую кражу карает битьем кнутом, отсечением левого уха, конфискацией имущества, тюремным заключением на два года с государственными работами в кандалах и ссылкой "в украинные города". 103.Процессуальное право по Соборному Уложению 1649 г.: состязательный и розыскной процессы. Розыскной процесс (инквизиционный) применялся по всем уголовным делам (исключая лишь мелкие, незначительные). Как и по Судебнику 1497 г., розыск мог начинаться без заявления потерпевшей стороны, по инициативе государственного учреждения. Последнее вело активное следствие по делу (опрос свидетелей, повальный обыск, применение пыток), после чего выносило приговор. Наиболее жестоко велось следствие о преступлениях против государя и государства. ^ Обвинительно-состязательный процесс ("суд") сохранялся для рассмотрения имущественных споров и мелких уголовных дел. Суд начинался с подачи заявления заинтересованным лицом и мог быть прекращен примирением сторон. Вызов в суд ответчика, поручительство за него, судебные решения, обжалование их оформлялись специальными документами. Само судоговорение велось устно, но заносилось в судебный протокол. Возросло значение письменных доказательств, особенно документов, оформленных в государственных учреждениях. Продолжала использоваться присяга - "крестное целование". Большое значение имели свидетельские показания. Уложение определяло "общую ссылку" когда обе стороны ссылались на одних и тех же свидетелей. И "ссылку из виноватых сторона ссылалась на свидетелей, которые должны были дать показания, абсолютно совпадающие с утверждениями стороны. Если хотя бы один из свидетелей сделать этого не мог, сторона проигрывала дело. В качестве доказательства применялся так называемый "общий обыск" и "повальный обыск" - состоял в опросе местных жителей относительно конкретного, определенного лица, подозреваемого в совершении преступления. Обыск, также как и пытка, применялся в розыскном процессе. 104.Правовое положение дворянства в 18 в. Крупнейшим землевладельцем был царь. Основную же массу землевладельцев составляло среднее дворянство. Для продвижения по служебной лестнице важна была служебная годность. Табель о рангах приводил перечень чинов военных установленных для разных ведомств, подразделялись они на XIV классов. Службу нужно было начинать с низших чинов. Устанавливались сроки службы в определенном чине. Лица, дослужившиеся до чинов VIII класса, становились наследственными дворянами. Все руководящие должности в государственном аппарате занимали дворяне. Периодически проводились смотры, на которых дворян-недорослей распределяли в школы, записывали в службу военную и гражданскую. Посылались они для обучения и за границу. За не обучение детей на родителей налагались штрафы. Запрещалось дворянину жениться без изучения начал геометрии и т.д. Все это делалось бля поднятия общего культурного уровня дворянства. При Петре I служба для дворян являлась обязательной и пожизненной. В 1730 г. был установлен 25-летний срок их службы, которая начиналась с 20 лет. При Петре III дворяне освобождались от обязательной военной и государственной службы. Дворяне могли ссылать неугодных крестьян в Сибирь, отдавать их на каторжные работы. Дворянам разрешалось "иметь фабрики и заводы по деревням", заниматься торговлей. Они освобождались от личных податей, постойной повинности, телесных наказаний, получили право создавать свои сословные организации - уездные и губернские дворянские собрания. Дворянские собрания со своими нуждами могли обращаться к губернатору, и непосредственно к царю. 105.Правовое положение духовенства в 18 в. Духовенство делилось на черное (монашествующее) и белое (несущее службу в церквах). Оно владело большим количеством земли и крестьян. Эта собственность защищалась тарханными грамотами, освобождавшими от повинностей и налогов в пользу государства. Белое духовенство несло повинности и платило налоги в пользу черного. Церковная администрация состояла из представителей черного духовенства. Уложение 1649 г. лишало их права иметь слободы и промыслово-торговые заведения на посадах. Во второй половине XVII в. на церковь распространяются некоторые государственные налоги например, выплата денег на жалованье ратным людям. На время военных действий каждый пятый из крестьян духовных вотчин призывался для службы в пешем строю. На безместных (не имевших прихода) священников и их детей был наложен регулярный денежный сбор взамен службы в армии. Постоянно взимали крупные суммы из средств монастырей и архиерейских домов на военные и строительные нужды. С 1722 г. были установлены жесткие правила вступления в духовное сословие. Так, из дворян в него разрешалось принимать только младших детей и притом по достижении ими 40 лет. Из податных групп принимались только с условием уплаты за них подушного оклада. Указа от 26 февраля 1764 г., лишил церковь всех вотчин, а епархиальные архиереи и монастыри были переведены на штатные оклады. Всем безместным церковникам и детям духовенства не моложе 15 лет было предоставлено право по выбору поступать "в купечество, в цехи, в крестьянство и в военную службу". 106.Правовое положение мещан (городского населения) в 18 в. Население города (мещане) разделялось на шесть частей (разрядов). К первой части относились "настоящие" городские обыватели, которые имели в городе землю и другую недвижимую собственность. Ко второй - купцы первой (с капиталом от 10 тыс. до 50 тыс. руб.), второй (от 5 тыс. до 10 тыс. руб.) и третьей (от 1 тыс. до 5 тыс. руб.) гильдии. К третьей - ремесленники, записанные в цехи. К четвертой - иностранцы и иногородние, записавшиеся в мещане. К пятой - именитые граждане: банкиры, оптовые торговцы, судовладельцы и др. К шестой - все остальное посадское население, не вошедшее в первые пять частей. Мещане, составлявшие большинство городского населения, являлись податным сословием, должны были платить подушную подать, нести рекрутскую повинность и т.д. Купцы освобождались от подушной подати, рекрутской повинности, а купцы первой и второй гильдий - и от телесных наказаний. Вместо подушной подати они платили ежегодный сбор в размере одного процента с объявленного капитала, а вместо рекрутской повинности - 500 руб. Горожане имели свой сословный суд. Создавались и органы городского самоуправления: общая городская дума и избираемая ею из своего состава шестигласная городская дума, включавшая представителей всех шести разрядов городского населения. Городская дума должна была поощрять развитие торговли, заботиться о городских доходах, наблюдать за городским хозяйством, разрешать различные споры горожан, следить за "порядком и благочинием" и т.п. Вся власть в городе принадлежала полицейским и административным органам. 107.Правовое положение крестьян в 18 в. Крестьяне подразделялись на помещичьих, государственных, экономических, посессионных и дворцовых. Значительная часть крестьянства принадлежала светским и духовным феодалам. Помещичьи крестьяне несли в пользу хозяина различные повинности: барщину, оброк и т.д. Крестьяне нечерноземной полосы, как правило, платили помещику денежный или натуральный сорок. Владельческие крестьяне, кроме повинности в пользу помещиков или церкви, несли и государственные повинности. Крестьяне должны были ежегодно направлять по одному рекруту с каждых 20 дворов. Так же крестьяне вынуждены были работать на строительстве городов, верфей и т.д. В указах 1720 и 1723гг. подушной податью облагались все лица мужского пола: крестьяне пашенные и непашенные, холопы, дворовые, городские или сельские помещичьи люди. Таким образом, холопы с того времени перестали существовать. Вольных людей забирали в солдаты, а в случае негодности к службе записывали их за тем помещиком, на землях которого их застала перепись. По Указу 1767 г. крестьянам было запрещено жаловаться на своих помещиков под угрозой тяжких телесных наказаний и каторжных работ. Феодально-зависимыми являлись и государственные крестьяне. Они несли различные повинности и платили оброк государству, их не могли продать, но могли отдать какому-либо частному владельцу. Посессионных крестьян нельзя было продавать отдельно от мануфактур. Они подвергались на мануфактурах безудержной эксплуатации. Экономические крестьяне несли в пользу государства денежный оброк и находились под управлением коллегии экономии. Дворцовые крестьяне принадлежали императорской фамилии. 108.Правовой статус главы государства в России в 18 в. Особенности российского абсолютизма. |