1 Подходы к определению науки
Скачать 108.51 Kb.
|
Метод создания интеллект-карт - это графическое выражение процесса радиантного мышления, метод применимый в любой сфере человеческой жизни:
11. Структура творческой деятельности. Философы определяют творчество, как необходимое условие развития материи, образование ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества. С понятием «творческое мышление» чаще всего связывают мыслительные процессы, приводящие к получению решений, созданию необычных и оригинальных идей, обобщений, теорий, а также художественных форм. Познание реального мира — всегда творчество. Стандартные правила, принципы и приемы, какими бы совершенными они ни были, не дают гарантии достоверности нового знания. Самое строгое следование им не предохраняет от ошибок и заблуждений. Всякое открытие требует таланта и творчества. И даже само применение разнообразных приемов, в какой-то мере облегчающих путь к открытию, является творческим процессом. Представления о творчестве как о хаотичном процессе, не поддающемся классификации, характеристике и научному описанию перевернул в своей работе «Теория творчества» русский философ и инженер Петр Климентьевич Энгельмейер Пётр Климентьевич Энгельмейер — первый философ техники в России, автор целого ряда трудов, являющихся классикой философии техники. Умер неизвестным приблизительно в 1940—1942 годах. При жизни его труды больше были известны в Германии, чем в России. В последнее время в связи с заинтересованностью философией техники его имя стало приобретать известность. Он предпринял попытку осмысления творческих механизмов и пытался объяснить природу творческого процесса в технике, искусстве, науке, религии и повседневной жизни. Характерными признаками человеческого творчества в теории Энгельмейера являются:
Важное место в работе Энгельмейера занимает «трёхактная» теория творчества, состоящего из трех стадий, которые, по мнению автора, повторяются во всех изобретениях: желания, знания и умения. Состав изобретения, по мнению Энгельмейера, состоит из: • идеи (основной принцип) • схемы (общий план или система) • конструкции (вещественное выполнение). Гениальность проявляется в первом акте, талант во втором, прилежание в третьем. Эти и многие другие положения «Теории творчества» не утратили своей актуальности и сегодня. 12. Научные программы Античности. Доклассический период: VII в. до н.э.–V в.н.э. Орудия труда: Из меди и железа Форма энергии: Применение мышечной энергии человека и животных Появление и развитие науки в Древней Греции происходило в контексте всей культуры. Именно в Греции и появляются первые научные программы, существенно связанные со спецификой древнегреческой цивилизации и культуры. В основе античных научных программ лежит представление о мире – «Космосе». Выделяют три основные научные программы античности. Математическая программа Пифагора – Платона.Первой научной программой стала математическая программа,представленная Пифагором и позднее развитая Платоном. Пифагор считал, что первоначальные сущности Космоса – это числа, т.е.числа, есть первооснова мира .При этом числа вовсе не являются теми кирпичиками мироздания, из которых состоят все вещи. Вещи не равны числам, а подобны им, основаны на количественных отношениях действительности, являющихся подлинно фундаментальными.Картина мира, представленная пифагорейцами, поражала своей гармонией - протяженный мир тел, подчиненный законам геометрии, движение небесных тел по математическим законам. Следующий шаг в направлении формирования этой программы сделали софисты и элеаты, впервые поставившие проблемы человеческого познания, а также разработавшие теорию доказательств. Они заявили, что ум человека - это не просто зеркало, пассивно отражающее природу, он накладывает свой отпечаток на мир, активно формируя его картину. Свое завершение математическая программа получила в философии Платона.По Платону истинный мир – это мир идей, представляющий собой иерархически упорядоченную структуру. Мир вещей, в котором мы живем, возникает, подражая миру идей, из мертвой, косной материи, творцом всего является Бог-демиург (творец, создатель). При этом созидание им мира идет на основе математических закономерностей, которые Платон и пытался вычленить, тем самым математизируя физику. Платоновская же «физика» представляет собой набор умозрительных рассуждений о связи строения вещества с геометрическими фигурами (огонь, как самое подвижное и «острое», состоит из пирамид; воздух - из восьмигранников, вода - из двадцатигранников и т.д.). Можно выделить основные позиции этой научной программы, ставшей такой важной в Новое время после появления математизированной науки. Эта программа заложила основы развития естествознания, опираясь не на материальные структуры вещества, а на числовые закономерности, на законы бытия. Согласно этой программе: 1. Мир - это упорядоченный Космос, чей порядок сродни порядку внутри человеческого разума. Следовательно, возможен рациональный анализ эмпирического мира. 2. Упорядоченность Космоса является следствием существования некоего всепроникающего разума, наделившего природу назначением и целью. В силу родства разумов (надмирового и человеческого), он доступен непосредственному восприятию человека, который должен для этого развить соответствующие способности, сосредоточив свои силы. 3. Умственный анализ обнаруживает за видимым миром некий вневременной порядок, сущность нашего мира - количественные отношения действительности. 4. Познание сущности мира требует от человека сознательного развития его познавательных способностей - разума, интуиции, опыта, оценки, памяти, нравственности (ибо познание конечных причин бытия - глубочайшая потребность не только ума, но и души). Итогом познания становится духовное освобождение человека. Атомистическая программа Демокрита.Второй научной программой античности, оказавшей громадное влияние на все последующее развитие науки, сталатомизм.Основателями его стали Левкипп и Демокрит. Согласно учению атомизма начала всего сущего - это неделимые частицы-атомы и пустота. Ничто не возникает из несуществующего и не уходит в небытие. Возникновение вещей есть соединение атомов, а уничтожение - распадение на части, в пределе - на атомы. Причиной возникновения является вихрь, собирающий атомы вместе. Атомизм является физической программой, так как наука, по Демокриту, должна объяснить явления физического мира. Объяснение понимается как указание на механические причины всех возможных изменений в природе - движение атомов. Более глубоких причин, принадлежащих какой-то реальности, не доступной обычному восприятию, нет. Причины естественных явлений безличны и имеют физическую природу, их следует искать в земном мире. Познание мира идет путем сочетания чувственного опыта и его рационального преобразования.Это была первая в истории мысли программа, основанная на методологическом требовании объяснения целого как суммы отдельных составляющих его частей.Именно так были построены не только физические, но многие психологические и социологические теории Нового времени. По сути дела, это означало появление механистического метода, требовавшего объяснять сущность природных процессов механическим соединением индивидуумов. Программа Аристотеля. Программа Аристотелястала третьей научной программой античности. Она возникла на переломе эпох. Пытаясь найти третий путь, возражая и Демокриту, и Платону с Пифагором, Аристотель отказывается признать существование идей или математических объектов, существующих независимо от вещей. Но не устраивает его и демокритовское появление вещей из атомов. Пытаясь снять это противоречие, Аристотель предлагает четыре причины бытия: формальную, материальную, действующую и целевую. В его «Метафизике» воссоздается мир как целостное, естественно возникшее образование, имеющее причины в себе самом. Это образование предстает перед нами в виде двойственного мира, имеющего неизменную основу, но проявляющегося через подвижную эмпирическую видимость. Предметом науки должны стать вещи умопостигаемые, не подвластные сиюминутным изменениям. Заслугой Аристотеля является и написание его знаменитого «Органона» - трактата по логике, поставившего науку на прочный фундамент логически обоснованного мышления с использованием понятийно-категориального аппарата. Кроме того, Аристотель систематизировал накопленные к этому времени научные знания. Таковы три основные научные программы античного мира, заложившие основы науки вообще. 13. Средневековая наука. Становление первых университетов. Доклассический период V – XV в. н.э. Орудия труда: Из железа и углеродистой стали Форма энергии: Энергия ветра и воды Средневековая наука. Образование. Первые университеты в Европе В раннем Средневековье существовали три типа школ: Монастырские:
Соборные или кафедральные – при епископских резиденциях:
Приходские, которые содержались священниками. Внецерковные школы В Х веке начинают складываться внецерковные союзы ученых. Именно так возникла медицинская школа в Салерно. Новое сословие горожан создает новый тип учебных заведений – городские школы (магистратские, цеховые, гильдейские). Университеты Начиная с XI в. в Европе зарождались высшие школы, которые впоследствии назвали университетами. Такое название произошло от того, что первые университеты были общинами, которые объединяли учителей и учеников. Салернская врачебная школа
Болонский университет В конце XI в. болонский ритор Ирнерий, основал первую юридическую школу. В конце XII в. школа Ирнерия превратилась в университет – учёную корпорацию, цех с мастерами-магистрами, подмастерьями-бакалаврами и учениками-студентами. Магистры и доктора Звание магистра (или доктора) присваивалось после экзамена-диспута, когда нового «мастера» облекали в мантию и вручали ему кольцо и книгу – символ науки. Колледжи Римские папы наделяли докторов бенефициями – доходами от церковного имущества; Они строили и общежития для бедных студентов, «коллегии»; Позднее доктора стали читать в этих коллегиях лекции, и, таким образом, появились новые учебные заведения – колледжи. Факультеты
Сорбонна
Оксфорд
Кембридж
Конфронтация науки и теологии Структура средневекового научного знания:
14. Наука эпохи Возрождения. XV - XVI в. н.э. Разделение труда в общественном производстве Великие открытия: Бруно, Галилей, Коперник, Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи (1452-1519)
15. Наука Нового времени. В Новое время – с XVII до начала XX века – культура западноевропейских стран обрела ту развитую форму, которая выделила Европу из всего остального мира и которую имеют в виду, когда говорят о европейской культуре в целом. В этот период были заложены основы современного естествознания. Отдельные разрозненные факты, добытые ремесленниками, врачами, алхимиками, начинают систематически анализироваться и обобщаться. Образуются новые нормы и идеалы построения научного знания, связанные с математической формулировкой законов природы, экспериментальной проверкой теорий, критическим отношением к религиозным и натурфилософским догмам, не имеющим опытного обоснования. Наука обретает собственную методологию и все активнее начинает направляться на решение вопросов, связанных с нуждами практической деятельности. Наука оформляется как особая, самостоятельная область деятельности. Появляются ученые-профессионалы, развивается система университетского образования, в которой происходит их подготовка. Возникает научное сообщество со свойственными ему специфическими формами и правилами деятельности, общения, обмена информацией. На небывалую прежде высоту поднимается авторитет знания, добываемого наукой и философией. Развитие знаний, рост образования рассматривается как движущая сила общественного прогресса. Особенно возрастает престиж философии: идеи Беркли, Юма, Вольтера, Руссо, Дидро, Канта, Фихте, Гете заложили фундамент классической европейской философии. Ученые и философы становятся «властителями дум» в обществе. Европейская культура приобретает преимущественно рационалистический характер, что резко отличает ее от средневековой культуры, где преобладали мистические настроения. Главные отличительные черты Нового времени: падение авторитета церкви и рост авторитета науки. В это время были заложены основы научного естествознания. Галилей впервые обратил внимание на разработку методологии науки. Ньютон создал классическую механику. Выдающиеся мыслители XVII в. – Бэкон, Гоббс, Декарт, Спиноза, Лейбници др. – освободили философию от схоластики. Основой философского познания стала не слепая вера, а разум, опирающийся на логику и факты. Общественная мысль все больше обретала независимость от религии. Христианская религия осталась важнейшим фактором духовной жизни общества, но ее безраздельному владычеству над всей культурой пришел конец. Европейская культура стала культурой светской. Религия в ней существует как одна из областей культуры, не господствующая над всеми другими областями, а сосуществующая рядом с ними. В это время происходит кардинальная трансформация исследовательской программы и, благодаря этому, протонаука превращается в науку. В этот период были заложены основы современного естествознания. Образуются новые нормы и идеалы построения научного знания, связанные с математической формулировкой законов природы, экспериментальной проверкой теорий. Френсис Бэкон (1561 – 1626) и Рене Декарт (1596 – 1650) – два имени, означающих духовный переворот, выведший Европу на новые пути научного и общественного развития. По словам В. Вернадского: «XVII век – великий век в истории человечества. Это век создания новой философии, новой математики, нового опытного знания». Это век породил людей с новыми мыслями и новыми поступками. Создавая новый научный метод, формулируя новые принципы познания и руководства ума, отцы новой науки открыли возможность совершенно особого видения мира. Наука обретает собственную методологию и все активнее начинает направляться на решение вопросов, связанных с нуждами практической деятельности. Бэкон сделал попытку создать философию экспериментального естествознания, выяснить условия правильности выводов, обобщений из опытных наблюдений. Он был противником представления о зависимости природных явлений от сверхъестественных сил. Это привело к принятию тех принципов понимания знания, которыми руководствуются научные исследования и поныне. Наука, считает Бэкон, должна опережать практику. Однако на этом пути есть затруднения, которые связаны с неправильным употреблением ума человека. Только создание нового метода и новой логики могут привести границы мышления в соответствие с практикой и сделать теорию могучим средством борьбы человека за овладение силами природы. Метод является кратчайшим путем к истине. Но для того, чтобы воспринять новый метод, надо уничтожить причины, задерживающие умственный прогресс. Декарт вошел в мир четыре столетия тому назад и уже не покидает его, оставаясь активным творческим источником нашей умственной жизни. Декарт конструктивно определил строй нашего мышления. Время не изменило принципа рациональности. Декарт был философом, математиком и ученым. Его громадным вкладом в геометрию явилось создание аналитической геометрии. Он использовал аналитический метод, в основе которого лежит предположение, что проблема разрешена, а затем рассматриваются следствия, вытекающие из этого предположения, он применил алгебру к геометрии. Основоположник новоевропейского рационализма Декарт предлагает рассматривать мир, исходя из того, что во Вселенной господствует не моральный, а математический порядок, в основе которого лежат не смысл и цель, число и мера. Он утверждает, что «все вещи, познаваемые нами ясно и отчетливо, и на самом деле таковы, как мы их познаем», а максимально ясное и отчетливое познание вещей достигается, если мы начинаем «их рассматривать как объекты математических доказательств». При этом убежденность Декарта в математическом характере мирового порядка глубока настолько, что он не сомневается в том, что «Бог не в состоянии произвести» вещь, о которой невозможно было бы получить ясного и отчетливого (т.е. математически доказанного) знания. В результате границы бытия совмещаются с границами математизированного естествознания, а все, что оказывается за пределами (в том числе цели и ценности) представляются химерическим продуктом чистого вымысла. Так, в XVII в. происходит радикальная смена приоритетов, в результате которой математизированное естествознание начинает рассматриваться как эталон научного знания вообще. Декарт, как и Бэкон, подчеркивал необходимость реформы научного мышления. Нужна такая философия, которая поможет в практических делах людей, чтобы они могли стать господами природы. Начать построение философии следует с рассмотрения метода, так как, только обладая правильным методом можно добиваться «познания всего». Бэкон и Декарт провозгласили двоякое познавательное основание современного мышления. В их манифестах эмпиризма и рационализма осознание важности природного мира и человеческого разума обрело современное выражение. Началось победное шествие науки. Основатель классического естествознания – великий английский ученый И. Ньютон (1643 – 1727) достиг вершины своих открытий, используя синтез индуктивного эмпиризма Бэкона с дедуктивным математическим рационализмом Декарта. После Ньютона наука утвердилась в положении полновластного арбитра при решении всех социальных задач. Он чрезвычайно много сделал для становления физики как науки и особенно механики. Кроме разработки законов динамики и закона всемирного тяготения, Ньютон создал для их описания новый математический аппарат дифференциального и интегрального исчисления (независимо и одновременно с немецким математиком и философом Г. Лейбницем (1646 – 1716), предложил теорию движения небесных тел, создал основы небесной механики, открыл дисперсию свете и спектральный состав белого света, хроматическую аберрацию света, исследовал интерференцию и дифракцию света, построил зеркальный телескоп, развил корпускулярную теорию света, высказав, тем не менее, и гипотезу, сочетавшую корпускулярные и волновые свойства. Система Ньютона навсегда останется первой научной системой в мире, что определяет ее непреходящую ценность. Ньютон указал, по словам Эйнштейна, пути мышления, экспериментальных исследований и практических построений, был исключительно изобретателен в нахождении математических и физических доказательств. Влияние взглядов Ньютона на дальнейшее развитие физики огромно. Выдающийся физик С.И. Вавилов писал: « Ньютон заставил физику мыслить по своему «классически», как мы выражаемся теперь… Можно сказать, что на всей физике лежал индивидуальный отпечаток его мысли; без Ньютона наука развивалась бы иначе». Современная физика не отбросила механику Ньютона, она только установила границы ее применимости. В физике, которую впоследствии назовут классической, почти нет раздела, где он не оставил бы глубокого следа. Своим стремлением свести все к механике Ньютон ввел понятие механистического материализма (механицизм). Несмотря на свои огромные достижения в области естествознания, он глубоко верил в Бога и очень серьезно относился к религии. Для него не было конфликта между наукой и религией, в его мировоззрении уживалось и то, и другое. Поскольку материя у Ньютона является инертной и не способной к самодвижению, пустое абсолютное пространство как бы безразлично к материи, т.е. не связано со временем. И так как его свойства не зависели от наличия или отсутствия в нем материальных объектов, то в качестве первоисточника движения он признает божественный первотолчок. Он сравнивал вселенную с часами, которые завел Бог. В работах Ньютона раскрывается методология его представлений о природе. Ньютон был убежден в существовании материи, пространства. Вольтер утверждал, что ньютоновская механика вполне приложима к общественной жизни, и вскоре даже стали появляться расчеты «условий динамической устойчивости общества». По мере же того как выяснялось, что человек, разум, духовная жизнь не укладываются в механико-математические рамки, они попросту стали изгоняться из механистической картины мира вплоть до ХХ в. К характерным чертам мировоззренческих и культурных особенностей Нового времени можно отнести следующее: 1. Вселенная предстала безликим феноменом, управляемыми разумными сверхестественными законами, толкуемыми в понятиях физики и математики. Необходимый порядок уже не приписывался воле Бога, а стал пониматься как результат действия вечных законов механики, не связанных с высшими целями. Человеческий разум в состоянии постичь естественный порядок своими силами. 2. Присущее христианству пренебрежение к материальному миру сменилось воодушевленным принятием этого мира и этой жизни. Христианское противопоставление духа и материи превратилось в противопоставление субъективного человеческого сознания и объективного безличного материального мира. 3. Наука вытеснила религию в качестве интеллектуального авторитета, распорядителя и стража культурного мировоззрения. Вера и разум были окончательно разведены в разные стороны. 4. Познание Вселенной понималось как трезвое, беспристрастное научное исследование, тогда как другие человеческие способности (эстетические, эмоциональные, волевые) стали рассматриваться как несущественные, лишь искажающие истинное познание мира. 5. Неизмеримо увеличилась интеллектуальная, психологическая самостоятельность современного человека. Появился свет новой веры в то, что естественный разум и достижения науки шаг за шагом приближают «золотой век» человечества, где воцарятся мир и мудрость. Утверждается максимальная свобода человека, от угнетения, от церкви, от средневековой схоластики. Первая брешь в метафизическом способе мышления была пробита великим немецким философом И. Кантом. Философия Иммануила Канта (1724 – 1804) открывает собой одну из самых влиятельных традиций в европейской философии конца XVIII – начала XIX в. Фигура Канта вполне может служить своеобразным масштабом времени: историю мысли можно разделить на два этапа – до Канта и после Канта. В значительной мере можно сказать, что тот уровень познания, который был достигнут Кантом в конце XVIII в., современная наука освоила лишь в середине ХХ. Кант впервые в истории философии выявил специфику науки и научного знания как конструктивного и творческого создания человеческого разума. Естественнонаучные исследования убедили Канта в наивности метафизического мышления. Кант критически относился как к эмпиризму, так и к рационализму. Эмпиризм его не устраивает, так как он делает ставку на ощущения и игнорирует теоретические суждения, всеобщие истины. Рационализм же игнорирует чувственный опыт как предпосылку теории. Это заставило Канта обратиться к методологии познания мира, создав философию критической направленности. По его мнению, критическая философия должна раскрыть механизм заблуждения разума, объяснить законы естественного развития и обосновать достоинство человека, его отношение к миру. Кант делает предметом философии специфику познающего субъекта, который, по его мнению, определяет способ познания и контролирует предмет познания. Согласно Канту нужно изучать не вещи сами по себе, а необходимо исследовать границы познавательной деятельности, которая происходит по своим законам, установить ее пределы. Это и является предметом философии. К эмпирическому уровню Кант относит индивидуально-психологические особенности человека, к трансцендентальному – надындивидуальное начало в человеке, т.е. всеобщие свойства человека как такого, человека как представителя человечества. И. Кант пытался уяснить возможности и границы познавательных способностей человека. Одной из таких способностей является «чистый разум». Чистый разум – это способность к теоретическому, т.е. научному мышлению. Этим он отличен от практического разума – способности человека строить свои отношения с другими людьми. Согласно, Канту, как теоретический, так и практический разум имеют свои возможности и пределы, в рамках которых они только и могут быть признаны компетентными. Они не только взаимно ограничивают друг друга, но и заключают ограничения внутри себя. Это означает, что разум, как и все другие познавательные способности человека, имеет свою внутреннюю структуру и закономерности функционирования. Следовательно, эти способности могут быть изучены строго научно. В этом состояло великое открытие И. Канта – он показал, что процесс познания может быть рассмотрен особо, отдельно от других процессов. Гносеология может быть построена как точная наука. Построению такой науки посвящена значительная часть творчества Канта. Она во многом совпадает с его философией в целом. 16. Специфика современной науки. Классическая наука: 1) Интенция на финалистскую систему знания (а) однозначность истолкования событий, искл-ние случайности, вероятности, неполноты знания; б) элиминация характеристик исследователя; в) установка на субстанциональность, праоснову мира; г) установка на входящее знания как абсолютно достоверное, непроблемное; д) наивно-реалистическая концепция корреспонденции в основе познания; 2) Интенция на рассмотрение природы как неразвивающегося сущего (статизм, элементаризм, антиэволюционизм; Примеры: Ньютон (константность массы, Пруст (химик) – критерий постоянства состава химического соединения; Линней – количественная и качественная неизменность органических видов после их божественного сотворения). Современная (неклассическая наука): 1. Отказ от изоляции предмета от окружающих воздействий (по причине отсутствия «чистоты» измерений). 2. Признание зависимости определенности свойств предмета от динамичности и комплексности его функционирования в познавательной ситуации (в квантовой механике свойства элементарных частиц зависят от их взаимодействия); 3. Системно-целостная оценка поведения предмета (т.к. она зависит и от внутренних изменений и от взаимодействия с другими предметами); 4. Динамизация сущности объекта (объект – это неравновесная, нестационарная система); 5. Антиэлементаризм (нет смысла выделять элементарные составляющие в динамических открытых, неравновесных системах; 6. Изменилось понятие научной строгости и точности (теоремы Геделя и Тарского). Классическая наука шла по пути увеличения точности и строгости. Но это не беспредельный (бесконечный) процесс ни на уровне теории, ни на уровне эмпирики. В теории любая формализация может быть обоснована выходом за рамки системы, в опыте – ограничения обусловлены его конкретикой. Изменилось отношение науки к своему развитию. Современная наука пропитана историзмом: 1) История науки сегодня – фрагмент науки, показывающий науку не с точки зрения вечности, а в контексте ее генезиса и развития; 2) Соответственно научное знание исторично. Перспективы науки с позиций современных проблем: В математике существуют: 1) Проблемы между арифметикой (дискретностью, т. к. число прерывно); между геометрией (континуальность: геометрическая линия непрерывна); 2) Неразрешимость континуум-гипотезы; 3) Множественностью «теорий чисел»; 4) Возможность диалектизации математики. В физике: 1) Нарушение требований законов сохранения; 2) Возможностью творения из ничего (допустимой квантовой механикой); 3) Обнаружением изменчивости фундаментальных констант (G – гравитационной, h – Планка, mp и me – массы протона и электрона, с – скорость света в вакууме, е – заряда электрона и т.д). Новые направления междисциплинарного типа появляются в науке. Наиболее существенные из них: 1) Компьютеризация; 2) Системный подход 3) Синергетика. Компьютеризация. Когнитология – учение о знании, наука о знании и познании. Она пользуется метафорой компьютера – искусственного интеллекта. Компьютер – это сфера знания и его функционирования. Компьютер – это превращение знания в информацию. Информация – знание минус человек (знаков оболочка знания). Информация – способ объективации знания, когда последнее внеличностно, универсально, доступно каждому. Возникает необходимость нормирования знания. Актуализируется роль философии, которая обретает экспериментальную сферу деятельности при разработке программ искусственного интеллекта. Появляется теория фреймов ввел американский лингвист М. Минский (фрейм (frame) –каркас, рамка). Суть ее в том, что знания о мире складываются по определенным сценариям с определенным набором стереотипных ситуаций. Есть и негатив – потребительское отношения к компьютеру порождает потребительское отношение к знанию. Системный подход. Это междисциплинарное направление. Основоположники системного подхода: Л фон Берталанфи, А. Богданов; Основные элементы системы по фон Берталанфи: вход, выход, энтропия. Синергетика. (от греч. συν- - приставка со значением совместности и ἔργον «деятельность»), или теория сложных систем. Междисциплинарное направление науки, изучающее общие закономерности явлений и процессов в сложных неравновесных системах (химических, биологических, физических, социальных, экологических и других) на основе присущих им принципов самоорганизации. |