Политологический словарь. 1 политологический словарьсправочник
Скачать 1.06 Mb.
|
ИНИЦИАТИВА ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ (фр. initiative, от лат. initium — начало) — первая стадия законодательного $ Политологический словарь-справочник процесса, официальное внесение в парламент законопроекта или законопредложения. Круг субъектов, обладающих пра- вом законодательной инициативы, определяется законом. ИНОСТРАНЦЫ — лица, находящиеся на территории какого-либо государства и не являющиеся его гражданами. К ним относятся иностранные граждане — лица, не явля- ющиеся гражданами данного государства, но имеющие до- казательства принадлежности к другому государству, и лица без гражданства — лица, не являющиеся граждана- ми данного государства и не имеющие доказательств при- надлежности к другому государству. Правовой статус ино- странных граждан и лиц без гражданства практически совпадает. ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ (лат. institutum — уста- новление) — элемент политической системы, существую- щий в виде организаций, учреждений, объединений граж- дан и выполняющий специальные функции в политической жизни общества. Характерными особенностями полити- ческого института являются четкая внутренняя структура (организация), определенное место в политической системе. К политическим институтам относят государство, политиче- ские партии, общественно-политические организации и дви- жения. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО (лат. informatio — осведомление, просвещение) — существующая в современ- ной науке концепция, используемая для описания каче- ственно нового этапа общественного развития, в который вступили развитые страны с началом информационно-ком- пьютерной революции. Своим названием концепция «ин- формационного общества» обязана профессору Токийского технологического института Ю. Хаяши, чей термин был ис- % И пользован в появившихся практически одновременно — в Японии и США — работах Ф. Махлупа (1962) и Т. Уме- сао (1963). Теория «информационного общества» была раз- вита такими учеными, как Й. Масуда, М. Порат, Т. Сто- унер, Р. Кац и др. Концепция «информационного общества» указывает на принципиально иной характер трансформации общества в постиндустриальную, постмодернистскую эпоху, чем опи- санный в большинстве теорий «постиндустриального обще- ства», разработанных на основе анализа ситуации 50–70 гг. ХХ в. Создатели теории «информационного общества» ис- ходят из его определения как многогранного феномена, имеющего сложную структуру, но, тем не менее, обладаю- щего рядом определенных признаков, выявление которых и позволяет говорить о нем как об отдельном, самостоятель- ном феномене. Главной характеристикой «информационно- го общества» является принципиально новый обществен- ный порядок, в котором важнейшим ресурсом становятся информация и знание. Стремительно растет объем знаний, накопленных чело- вечеством, а основными производственными процессами становятся процессы передачи, обработки и поиска инфор- мации на основе использования современных информаци- онных технологий. Интеллектуальное производство превра- щается в ведущую отрасль экономики, что приводит к смене социальных классов социально недифференцирован- ными «информационными сообществами» (Й. Масуда). Традиционным громоздким корпорациям противопоставля- ются «малые» экономические формы — «электронные кот- теджи», включенные в общую структуру информационно- го общества (Э. Тоффлер). Выдвигается проект «глобальной электронной цивилизации» на базе синтеза телевидения, компьютерной сети и энергетики — «телекомпьютерэнерге- тики» (Дж. Пелтон). «Компьютерная революция» создает & Политологический словарь-справочник предпосылки для замены традиционной бумажной печатной продукции «электронными книгами», постепенно изменяя всю существующую систему ценностей (Х. Эванс). Характерными чертами «информационного общества» выступают: возрастание роли информации и знаний в жиз- ни общества; увеличение доли информационных продук- тов и услуг в ВВП; создание глобального информационно- го пространства, обеспечивающего эффективный доступ к различным информационным ресурсам с целью удовлетво- рения потребностей людей в информации и информацион- ных услугах. Создание концепции «информационного общества» было призвано дать теоретический инструмент для объяснения сущности и анализа содержания глубинных социальных про- цессов, происходивших на Западе в середине — конце ХХ в. Однако изучение основных тенденций развития современной цивилизации в последнее десятилетие зафиксировало явное расхождение между реальностью и теоретическими построе- ниями создателей данной концепции. Основной перспективой развития современного общества на сегодняшнем этапе ста- новится его «виртуализация», которая, применительно к об- ществу в целом, предстает как целый ряд разнородных тен- денций в различных сферах деятельности. По утверждению Д. Иванова, именно данный феномен — «виртуальность» — сегодня «схватывает» (соединяет) в единой модели все новые социокультурные феномены: постмодернизм, информатиза- цию, интернет и сетевую культуру. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ — см. Власть исполни- тельная. ИСТЕБЛИШМЕНТ (англ. establishment — установле- ние) — правящая элита; люди, занимающие ключевые пози- ции в политической системе. И 109 ИСТОН (Easton) Дэвид (1917) — канадский политолог, профессор Чикагского университета, автор теории полити- ческой системы. Основной вклад Истона в политическую науку связан с адаптацией и применением принципов и методов системного анализа к изучению функционирования политических систем. Политическую систему Истон опреде- ляет как некий механизм функционирования власти, опре- деляющий порядок распределения ресурсов и ценностей. Процесс функционирования политической системы, по Ис- тону, состоит из четырех фаз: «входа» («ввода») — влияния на политическую систему окружающей среды в форме тре- бований и поддержки; «конверсии» («преобразования») — реакции системы на требования окружающей среды и их преобразования в определенные решения; «выхода» («выво- да») — осуществления принятых решений в форме конкрет- ных действий системы; «обратной связи» — влияния дей- ствий системы на окружающую среду с целью формирования на «входе» определенных требований и обеспечения поддер- жки. Основные работы: «Политическая система: политологи- ческие исследования о государстве» (1953); «Структура поли- тологии» (1965); «Системный анализ политической жизни» (1965); «Развитие политической науки» (1991). К КАМПАНЕЛЛА (Campanella) Томмазо (1568–1639) — итальянский философ, поэт, политический деятель. Сторонник идеи пап- ско-католической единой монархии, которой должны подчиняться все национальные госу- дарства. Главный труд — «Город солнца» (1601–1602), дополняемый утопией о всемир- ной теократической монархии («Монархия Мессии»), а так- же работами «Философия, доказанная ощущениями» (1591) и «Поверженный атеизм» (1630). Книга «Город солнца» описывает совершенное государство, характеризующееся однородностью общества, отсутствием частной собственнос- ти и семьи, общеобязательным трудом. КАМПАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ — см. Избиратель- ная кампания. КАН (Kahn) Герман (1922–1983) — американский эко- номист, социолог, футуролог. С 1961 г. — основатель и директор Гудзоновского исследовательского института, раз- рабатывающего долгосрочные научно-технические, социаль- но-экономические и военно-политические прогнозы по зака- зам правительства и финансово-промышленных корпораций. Сторонник государственно-монополистического регулирова- К ния экономики, а также развития многонациональных кор- пораций. Главная работа — «2000 год» (совместно с А. Ви- нером, 1976). КАНТ (Kant) Иммануил (1724–1804) — выдающийся представитель немецкой класси- ческой философии, автор завершенной фило- софско-политической концепции либерализ- ма. Тезис Канта о максимальном соответствии устройства и режима государства принципам права стал одним из оснований концепции правового государства. Основные работы: «Всеобщая есте- ственная история и теория неба» (1755); «Критика чистого разума» (1781); «Критика практического разума» (1788); «Критика способности суждения» (1790) и др. КАПЛАН (Kaplan) Мортон (1921) — американский политолог, социолог, специалист по теории международных отношений и мировых политических систем, геополитик. Ученик Р. Мертона. В своей главной работе — «Система и процесс в международной политике» (1957) — предложил шесть идеальных моделей международных систем: систему «баланса сил», гибкую биполярную систему, жесткую би- полярную систему, универсальную систему, иерархическую систему и систему «вето». КАРЛЕЙЛЬ (Carlyle) Томас (1795– 1881) — английский философ и историк, представитель пантеистического символизма, автор концепции «культа героев». В своей главной работе — «Герои, почитание героев и героическое в истории» (1841) — обосно- вывал природу лидерства особым духовным складом вождей, указывая на предопределенность разделения Политологический словарь-справочник любого общества на лидеров (вождей) и массу, стремящу- юся им подчиняться. Идеи Карлейля оказали значительное влияние на становление классической теории элит в ХХ в. КАССИРЕР (Cassirer) Эрнст (1874–1945) — немецкий философ, представитель неокантианства. С 1933 г. — в Ве- ликобритании, с 1935 г. — в Швеции, с 1941 г. — в США (Йельский и Колумбийский университеты). В центре науч- ного творчества — проблемы философии лингвистики, ми- фологического мышления, искусства, философии истории и политики. Занимался изучением истории и литературы, дал философский анализ работ немецких классиков — Лессинга, Гете, Миллера и др. В работе «Опыт о человеке» (1945) раз- рабатывает основы философской антропологии. В работе «Миф о государстве» анализирует судьбы европейской куль- туры и западной цивилизации, усматривая духовные исто- ки Второй мировой войны в том, что человечество оказалось неспособным противостоять натиску политического мифо- творчества. Автор ряда фундаментальных научных трудов, в которых разработано учение о языке, мифе, науке и ис- кусстве как о специфических «символических формах». Основные работы: «Философия символических форм» (1923– 1929); «Язык и миф» (1925); «Проблема познания в филосо- фии и науке Нового времени» (1906–1957) и др. «Новые политические мифы представляют собой искусственные творения, созданные умелыми и ловкими «мастерами». Мифы мо- гут создаваться так же и в соответствии с теми же правилами, что и любое другое современное оружие». Кассирер Э. «Техника современных политических мифов» КАСТЕЛЬС (Castells) Мануэль (1942) — испанский со- циолог, руководитель Института исследований стран Запад- ! К ной Европы. Автор 17 монографий и более 20 книг по широкому кругу проблем — теории информационного об- щества, экологической безопасности, мировой экономике и пр. В своих работах формирующуюся сегодня в глобальном масштабе социальную структуру Кастельс представляет как «сетевое общество», важнейшей особенностью которого выступает противостояние сетевых систем и личности. Ос- новные работы: «Экономический кризис и американское общество» (1980); «Город в информационный век» (1989); «Информационная эра: экономика, общество и культура» (в трех частях — «Становление сетевого общества», 1996; «Власть идентичности», 1997; «Конец Миллениума», 1998). КВОРУМ (лат. quorum praesentia sufficit — чьего при- сутствия достаточно) — установленное регламентом наи- меньшее количество участников, достаточное для начала работы коллективного органа (кворум для заседания) или принятия на нем правомочного решения (кворум для голо- сования). КВОТА ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ — см. Избирательная квота. КЕННАН (Кennan) Джордж Фрост (1904–2005) — аме- риканский историк и дипломат, один из ведущих совето- логов США, в 1952 г. — посол США в СССР. Автор ряда работ о российско-американских отношениях и вопросах внешней политики, среди которых: «Источники советско- го поведения» (1947); «Американская дипломатия в 1900– 1950 гг.» (1951); «Россия и Запад при Ленине и Сталине» (1960); «В конце века» (1996). КЕОХЕЙН (Keohane) Роберт Оуэн (1941) — американс- кий политолог, специалист по проблемам международного " Политологический словарь-справочник мира, основатель школы неолиберализма и транснациона- лизма. Автор (совместно с Дж. Наем) оригинальной модели транснациональных отношений, акцентирующей роль него- сударственных субъектов в международных отношениях, а также концепции неолиберального институционализма, ут- верждающей, что многие институты политической систе- мы — партии, группы интересов и др. способны значитель- но воздействовать на поведение государств в международной системе политических отношений. Логическим продолжени- ем транснационализма стала разработанная Кеохейном и Наем концепция комплексной взаимозависимости, подчер- кивающая существование в мире плюрализма множества каналов связи. Главная работа — «После гегемонии» (1984). КИССИНДЖЕР (Kissinger) Генри Альфред (1923) — аме- риканский политический деятель и политолог. В книге «Ядерное оружие и внешняя политика» (1957) Киссинджер предложил отказаться от военно-политической доктрины «массированного возмездия» и перейти к более гибкой стра- тегии ограниченного применения ядерного оружия — так называемой стратегии «гибкого реагирования», которая в 1960-х гг. становится официальной доктриной НАТО. В 1956–1969 гг. Киссинджер является экспертом по вопросам безопасности при президентах Д. Эйзенхауэре, Дж. Кенне- ди, Л. Джонсоне, а с 1968 г. — советником по националь- ной безопасности в администрации Р. Никсона. Один из раз- работчиков «политики разрядки»: установления постоянного диалога США с СССР и Китаем, сокращения стратегических наступательных вооружений (СНВ) и предотвращения миро- вой ядерной войны. За участие в урегулировании палестино-израильских кон- фликтов (1968 г. и 1973 г.) и прекращении вьетнамской вой- ны совместно с президентом Южного Вьетнама был удосто- ен Нобелевской премии мира 1973 г. С 1973 по 1977 г. — # К государственный секретарь США. С 1984 по 1990 гг. — член Президентского совета по иностранным делам, консультант Р. Рейгана и Дж. Буша при подготовке их встреч с М. Гор- бачевым. В 2002 г. Киссинджер был назначен главой неза- висимой комиссии по расследованию терактов 11 сентября 2001 г., а в 2005 г. уволен с поста советника ЦРУ. В полу- чившей широкую известность книге «Дипломатия» (1997) Киссинджер, анализируя геополитическую обстановку после «холодной» войны, обосновывает победу либеральной демок- ратии над коммунизмом, бросившим Западу политический и идеологический вызов. Дальнейшее развитие мирового сооб- щества он видит в глобальном расширении зоны демократии. Геополитическая картина мира будущего представляется Кис- синджеру не одно- или двухполюсной, а пяти-, шести «поляр- ной», основанной на балансе соперничающих национальных интересов. Основные работы: «Ядерное оружие и внешняя по- литика (1959)»; «Переломные годы» (1982); «Дипломатия» (1997); «Нужна ли Америке внешняя политика? К диплома- тии для XXI века» (2002) и др. КИСТЯКОВСКИЙ Богдан (Федор) Александрович (1868– 1920) — известный юрист, социолог, представитель либе- рального направления в политической мысли, автор ряда работ о правовом государстве. Содействовал идеологическо- му и организационному оформлению российских конститу- ционалистов, участвовал в учредительных собраниях, а по- зднее — съездах «Союза освобождения». Политические воззрения Кистяковского эволюционировали от марксизма до «научного идеализма» и объединения социализма с ли- берализмом. Как теоретик правового государства отстаивал принцип народного суверенитета, но предостерегал от нео- граниченного народовластия. Суть правового государства, по Кистяковскому, состоит в ограничении власти неотъемлемы- ми, неприкосновенными правами и свободами личности. $ Политологический словарь-справочник Основные работы: «Государство правовое и социалистическое» (1906); «В защиту права (Интеллигенция и правосознание)» (1909); «К вопросу о самостоятельной украинской культу- ре» (1911); «Страницы прошлого. К истории русского кон- ституционного движения» (1912); «Сущность государствен- ной власти» (1913) и др. КЛАКА ПОЛИТИЧЕСКАЯ (фр. claque — удар, шлепок ладонью) — группа людей (клакеров), нанимаемых для со- здания искусственного успеха либо провала политического мероприятия (встречи депутата с избирателями, митинга, парламентского выступления и пр.). КЛЕПТОКРАТИЯ (греч. klepto — краду, ворую и kratos — власть) — термин, введенный в конце 80-х гг. ХХ в. для обо- значения части аппарата государственной власти и лидеров ряда авторитарно-тоталитарных режимов, использующих свое положение для личного обогащения путем хищения из госу- дарственной казны, присвоения части доходов от торговли оружием, других экспортно-импортных операций, сбора дани с коррумпированных чиновников, перевода на свои счета за- рубежной финансовой помощи и т. п. КЛИЕНТЕЛИЗМ (лат. cliеns — подопечный) — модель политического структурирования общества, основанная на особом типе взаимоотношений лидера (патрона) с его пос- ледователями (клиентами) — преданными ему или зависи- мыми от него сторонниками. Проявляется в форме персо- нальных клиентел (лат. — clientеla) — личных «команд» отдельных лидеров, а также клиентелизованных институ- тов, политико-финансовых групп (от крупных предприятий, финансово-экономических структур до органов государствен- ной власти), опирающихся на патронажно-клиентные свя- зи. Основными характеристиками таких групп выступают % К замкнутость и иерархичность структуры, а также неформаль- ный характер взаимодействия в борьбе за право контролиро- вать ресурсы. КЛИКА ПОЛИТИЧЕСКАЯ (фр. clique — шайка, банда) — особая разновидность группы интересов, неформальное поли- тическое объединение, ставящее своей целью захват государ- ственной власти или установление контроля над ней путем ис- пользования нелегальных средств. Термин, авторство которого принадлежит Ч. Кули, в научный оборот ввел Г. Дикс. По внутренней структуре и характеру внутригруппового взаимо- действия выделяют клики партнерского типа («группу рав- ных») и авторитарного типа («лидер-последователи»), кото- рые, достигая своей цели, трансформируются соответственно в олигархию и клиентелу. |