Политологический словарь. 1 политологический словарьсправочник
Скачать 1.06 Mb.
|
(Н. Смелзер). Свойствами государства выступают универсаль- ность (способность управлять всеми общественными процес- сами) и суверенность (распространение власти на всю терри- торию государства, а также независимость и равноправие в отношениях с другими государствами). Обладает рядом ис- ключительных прав: на использование насилия (принужде- ния), на правовое регулирование, на взимание налогов и др. Основными формами государства являются форма правле- ния (монархия или республика) и форма государственно- го устройства (унитарная или федеративная). Выделяют также религиозные и светские государства. К функциям государства относят: правовую (защита конституционного строя, законности и правопорядка), социально-экономиче- скую (регулирование экономики, реализация социальных программ, социальная защита населения), экологическую (охрана окружающей среды, закрепления правового режи- ма природопользования), культурно-воспитательную (госу- дарственная поддержка и развитие культуры, образования, спорта), а также функцию обороны государства (защита су- веренитета и территориальной целостности), сотрудничества с другими государствами (установление и развитие эконо- мических, политических, культурных и иных отношений) и функцию поддержания мирового порядка (деятельность по предотвращению войны, разоружению, укреплению ре- жима нераспространения оружия массового поражения и % Политологический словарь-справочник новейших военных технологий, участие в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов). «Государство создаётся не ради только того, чтобы жить, но пре- имущественно для того, чтобы жить счастливо… Человек, на- шедший своё завершение в государстве, — совершеннейшее из творений». Аристотель. «Политика» «Государство есть орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, есть создание «порядка», который узако- нивает и упрочивает это угнетение, умеряя столкновение клас- сов». Ленин В.И. «Государство и революция» «Государство, равно как и политические союзы, исторически ему предшествующие, есть отношения господства людей над людьми, опирающееся на легитимное насилие как средство». Вебер М. «Политика как призвание и профессия» ГОСУДАРСТВО ПРАВОВОЕ — форма организации го- сударственной власти, характеризующаяся верховенством права, разделением властей, юридическим равенством (взаимной ответственностью) гражданина и государства. Цель правового государства — обеспечить гарантии прав и свобод личности во всех сферах общественной жизни. Правовое государство — неотъемлемый элемент демокра- тии. Появление правовой государственности обусловлено развитием самого общества и становится возможным толь- ко в результате всестороннего развития гражданского об- щества. В современных демократических странах класси- ческие принципы правового государства дополняются принципом социальной ориентации. Концепция правово- %! Г го государства в основополагающих чертах сложилась в XVII–XIX вв. в работах Дж. Локка, Ш.-Л. Монтескье, И. Канта, Т. Джефферсона и др. Наиболее полное теорети- ческое обоснование теория правового государства получила в работах немецких юристов Т.К. Велькера и Р. фон Моля, а также российских ученых — Б. Чичерина, П. Новгород- цева, М. Ковалевского. ГОСУДАРСТВО СОЦИАЛЬНОЕ — форма организации государственной власти, для которой характерно стремле- ние к обеспечению каждому гражданину достойных усло- вий существования, социальной защиты, равных возмож- ностей для самореализации путем осуществления активной социальной политики, направленной на повышение жиз- ненного уровня населения, защиту и реализацию прав и свобод граждан, создание современных систем здравоохра- нения, образования и социального обеспечения, поддерж- ку инвалидов и малоимущих слоев населения, предотвра- щение социальных конфликтов. ГОСУДАРСТВО УНИТАРНОЕ — см. Унитаризм. ГОУЛДНЕР (Gouldner) Алвин (1920–1980) — американ- ский социолог, виднейший представитель альтернативной социологии. В 50-е годы ХХ в. был сторонником структур- но-функционального направления в социологии, занимался исследованием бюрократических организаций. В 60-е годы выступил с тотальной критикой всей западной социологии, особенно теории Парсонса. В последние годы жизни в духе леворадикальной ориентации развивал концепцию интелли- генции как нового класса, выделив в социальной структу- ре современного западного общества три класса: старую буржуазию, пролетариат и новый класс интеллигенции, ко- торый подразделил на научно-техническую интеллигенцию и %" Политологический словарь-справочник интеллектуалов (гуманитарную интеллигенцию). Считал но- вый класс реальной силой, способной осуществить револю- ционное изменение общества. Основные работы: «Надвига- ющийся кризис западной социологии» (1970); «Диалектика идеологии и технологии» (1976); «Будущее интеллигенции и становление нового класса» (1979); «Два марксизма» (1980). ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО — сфера реализации непо- литических интересов в обществе. Представляет собой сово- купность экономических, культурных, этнических, религи- озных и пр. отношений, реализуемых без непосредственного контроля государственной власти. Гражданское общество яв- ляется неотъемлемым атрибутом, социальной основой и гарантией демократического, правового государства. Эконо- мической основой гражданского общества выступает собствен- ность во всем разнообразии ее форм, прежде всего частная, кооперативная, ассоциативная, коллективная и другие. Ин- ститутами гражданского общества являются: добровольные общественные организации и общественные движения, а также партии на первых этапах своего существования (пока они не задействованы в механизмах осуществления власти); независимые средства массовой информации; общественное мнение как социальный институт; выборы и референдумы, если они помогают формировать и выявлять общественное мнение и защищать групповые интересы; основанные на не- посредственном участии граждан элементы судебной и пра- воохранительной систем (суды присяжных, народные ми- лицейские отряды и т. п.). ГРАЖДАНСТВО — постоянная правовая связь лично- сти с государством, проявляющаяся в их взаимных правах и обязанностях. Характеризует отношения конкретного че- ловека с государством, под юрисдикцией которого он нахо- дится, вне зависимости от того, проживает он на террито- %# Г рии данного государства или находится за его пределами. Гражданство основывается на принципах филиации, вклю- чающих принципы происхождения («право крови») и рож- дения на территории государства («право почвы»), а так- же натурализации — принятия в гражданство на основе установленного законом порядка. В монархических госу- дарствах наряду с термином «гражданство» используется термин «подданство». ГРАМШИ (Gramsci) Антонио (1891–1937) — итальян- ский философ, политолог, социолог, политический дея- тель. С 1921 г. — в ЦК Коммунистической партии Ита- лии; в 1926 г. за антифашистские выступления арестован, до 1934 г. — в заключении. Автор ряда работ по филосо- фии, истории, культуре. Основополагающие идеи (гегемо- ния, структура господства, роль интеллигенции и пр.) сфор- мулированы в работе «Некоторые аспекты южного вопроса» (1926). ГРОЦИЙ (Giotius) Гуго де Гроот (1583– 1645) — нидерландский юрист, историк, госу- дарственный деятель, родоначальник теории естественного права, основатель науки между- народного права. В 1619 г. за участие в поли- тической борьбе был приговорен к пожизненно- му заключению, в 1621 г. бежал во Францию, а затем переехал в Швецию. В работе «Свободное море» (1609) обосновал принцип свободы морей, соответствовавший тог- дашним государственным интересам Голландии, отстаивав- шей в борьбе с Англией и Испанией господство в океане. Работа «О праве войны и мира» (1625), посвященная пробле- мам международного права, была внесена в католический «Индекс запрещенных книг». Основными принципами %$ Политологический словарь-справочник международного права, по Гроцию, являются: замена дик- тата церковной власти межгосударственными договорами, соблюдаемыми в силу естественного закона; запрет неспра- ведливых войн, нарушающих чье-либо право; введение ог- раничений на уничтожение воюющими сторонами собствен- ности противника. ГРУППЫ ДАВЛЕНИЯ (ЛОББИ) (англ. lobby — кулуа- ры) — организованные группы (объединения, профсоюзы, корпорации и пр.), основной задачей которых является це- ленаправленное воздействие на органы государственной власти, политические партии и политических лидеров с целью обеспечения своих интересов (лоббирование). Изначально в 40-х годах XVII в. термином «лобби» на- зывали вестибюль и два коридора в здании палаты общин британского парламента, где депутаты имели возможность встречаться с заинтересованными в их деятельности лица- ми, которые не допускались на заседания палаты. Позднее в США данным термином стали обозначать открытые для публики кулуары палаты представителей и сената, в кото- рых граждане могли увидеться с парламентариями для ока- зания влияния на их мнение в отношении того или иного законопроекта. Как феномен политической жизни лобби впервые возникает в США в XIX в. Первой известной груп- пой давления считается организация американских ферме- ров «Grangers», создавшая в 1867 г. в Вашингтоне собствен- ное бюро с целью получения информации о том, как голосуют конгрессмены и сенаторы северо-западных (сель- скохозяйственных) штатов, а также для оказания влияния на отбор кандидатов в парламент. К середине ХХ в. влия- ние таких групп стало настолько сильным, что потребова- ло ограничения на государственном уровне. Сегодня годо- вой оборот лоббистских фирм в Великобритании составляет более 500 млн ф. ст., в Канаде официально зарегистриро- %% Г вано около 3 тыс. лоббистов, а доход от лоббистской дея- тельности оценивается в 50–100 млн долл. в год, в поли- тико-административных структурах ЕС действуют около 10 тыс. лоббистов, в США в области связей с правитель- ством задействовано около 100 тыс. человек, а расходы на данную деятельность превышают 2 млрд долл. в год. «Нет ни одной группы интересов, которая хотя бы однажды не прибегала к оказанию давления». Р. Ж. Шварценберг ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ — неправительственные и непар- тийные общественные объединения, которые выражают интересы определенных социальных групп в отношениях с политическими институтами и организациями, а также с дру- гими социальными группами. В отличие от политических партий, не ставят целью достижение политической власти и не принимают непосредственного участия в политических кампаниях. Г. Алмонд и Дж. Пауэлл по степени организации разде- лили группы интересов на первичные (базисные) (стихийные, слабо организованные — демонстрации, митинги, массовые собрания) и организованные (имеющие свою организацию — клубы, профсоюзы, кружки). Ж. Мейно по характеру пред- ставляемого интереса выделил профессиональные организации и группы идеологической направленности. У. фон Алеманн, ориентируясь на специфику различных сфер жизни общества, предложил выделять организованные интересы в сфере эко- номики и труда (союзы предпринимателей, союзы потребите- лей, профсоюзы), организованные интересы в социальной сфере (благотворительные организации, группы самопомощи), организованные интересы в сфере досуга (спортивные союзы, общества коллекционеров и пр.), организованные интересы в сфере религии, культуры и науки (церкви, секты, научные %& Политологический словарь-справочник общества и образовательные учреждения, культурные цен- тры), организованные интересы в сфере общественной поли- тики (гуманитарные организации, общественно-политичес- кие организации и движения). В современном мире группы интересов, представляющие собой объединения людей для совместного отстаивания и реализации общих интересов, являются одним из домини- рующих социально-политических институтов. К наиболее заметным и влиятельным группам интересов относят груп- пы интересов предпринимателей (представляющие интере- сы бизнеса), профсоюзы (защищающие интересы наемных работников) и группы общественных интересов (выража- ющие коллективный интерес — союзы в защиту граждан- ских прав, общества потребителей, экологические движе- ния и пр.). Организованные группы интересов для более эффективной реализации своих интересов создают специ- альные структуры — группы давления (лобби). «Нет такой группы, у которой не было бы своего интереса». А. Ф. Бентли ГУМБОЛЬДТ (Humboldt) Вильгельм (1767–1835) — не- мецкий филолог, философ, государственный деятель, пред- ставитель немецкого Просвещения, автор концепции «мини- мального государства» — либеральной идеи невмешательства государственной власти в частную жизнь граждан. Осуще- ствил реформу начального образования, основал Берлинский университет (ныне — университет им. Гумбольдта). Автор проекта конституции Пруссии. Основные работы: «О грани- цах деятельности государства» (1792); «О задачах историка» (1821). ГУМПЛОВИЧ (Gumplowicz) Людвиг (1838–1909) — польско-австрийский социолог и правовед, представитель Г 79 социального дарвинизма. Автор термина «этноцентризм». Идея Гумпловича о борьбе этнических групп (рас) за господ- ство стала, наряду с работами Е. Дюринга и К. Каутского, основой концепции насилия в теории происхождения госу- дарства. Главная работа — «Расовая борьба» (1883). ГЭЛБРЕЙТ (Galbraith) Джон Кеннет (1908–2006) — американский экономист, социолог, один из авторов кон- цепции технократии, сторонник теории конвергенции, про- фессор Гарвардского университета, советник президента США Дж. Ф. Кеннеди. В центре научных исследований — широкий спектр социально-политических, экономических и культурных проблем, среди которых — меняющаяся роль личности в современном мире, расслоение общества по об- разовательному признаку, взаимоотношения развитых по- стиндустриальных стран с государствами третьего мира, экологическая опасность и др. Основные работы: «Либе- ральное время» (1960); «Новое индустриальное общество» (1967); «Жизнь в наши времена: воспоминания» (1981); «Справедливое общество» (1996). «При капитализме человек эксплуатирует человека. При коммуниз- ме — все наоборот». Дж. Гэлбрейт & Д ДАЛЬ (Dahl) Роберт Алан (1915) — американский поли- толог, профессор Йельского университета, один из основопо- ложников теории плюралистической демократии. В центре научного внимания — проблемы трансформации политиче- ских систем, соотношение понятий свободы, равенства и де- мократии. Автор термина «полиархия», под которой понима- ется особый тип политического режима, характеризующийся двумя основными признаками: плюралистичностью и оппо- зиционностью. Основные работы — «Введение в теорию де- мократии» (1956); «Плюралистическая демократия в США» (1967); «Полиархия: участие и оппозиция» (1971); «Демок- ратия в США» (1972); «Демократия, свобода и равенство» (1986). ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич (1822–1885) — рус- ский философ, социолог, культуролог, публицист, автор те- ории культурно-исторических типов — предшественницы концепции локальных цивилизаций О. Шпенглера и А. Тойн- би. В своей главной работе «Россия и Европа» (1871) Дани- левский изложил оригинальную концепцию культурно-исто- рического процесса, выделив 11 культурно-исторических типов: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикий- ский, халдейский (древнесемитский), индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитский (аравийский), & Д романо-германский (европейский), каждый из которых про- ходит стадии становления, расцвета, старения и гибели. По Данилевскому, развитие истории происходит путем смены культурно-исторических типов, находящихся в непрерывной борьбе друг с другом и внешней средой. «Исторически пер- спективным» он считал славянский тип, противостоящий цивилизациям Запада. Опираясь на идеи географического детерминизма, Данилевский отмечал роль внешних факто- ров (географическое расположение, природно-климатические условия, фактор внешней угрозы и пр.) в формировании государства. Основные работы: «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-российскому» (1871); «Сборник политических и эко- номических статей» (1890). ДАРЕНДОРФ (Dahrendorf) Ральф (1929) — английский социолог и политолог немецкого происхождения, предста- витель конфликтологического направления в современной политической мысли, идеолог современного либерализма. В своих работах «Класс и классовый конфликт в индуст- риальном обществе» (1959), «Конфликт и свобода» (1972) разрабатывает теорию социальной стратификации и теорию конфликта. «Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, тот берет под свой контроль ритм истории. Кто упустит эту возмож- ность, получает ритм себе в противники». Р. Дарендорф ДВИЖЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫЕ — см. Общественные движения. ДЕВИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (фр. devise) — один из элементов государственной символики, краткое изречение, & Политологический словарь-справочник выражающее руководящую идею, высшую ценность госу- дарства и общества. ДЕИДЕОЛОГИЗАЦИЯ (лат. de — отсутствие, отмена, устранение чего-либо и греч. іdеа — понятие и logos — уче- ние) — 1) устранение влияния идеологии на массовое по- литическое сознание и общественные процессы; 2) социаль- но-политическая концепция, возникшая в 50-е годы ХХ в. и провозгласившая «конец идеологии», ее исключение как системы идей и ценностей из жизни общества. Авторы дан- ной теории (Д. Белл, Р. Арон, Т. Парсонс, С. Липсет и др.) противопоставляли идеологии (искажающей, по их мне- нию, истинное знание) науку, провозглашая приоритет- ность общечеловеческих ценностей по сравнению с интере- сами отдельных социальных групп. ДЕКЛАРАЦИЯ (лат. deklaro — заявляю, извещаю) — 1) официальное провозглашение государством, политиче- ской партией, международными организациями основных принципов деятельности, программных позиций; 2) поли- тико-правовой акт, провозглашающий основные принципы, программные положения внутренней и внешней политики государства. ДЕЛЕГИТИМАЦИЯ (лат. dе — возражение и legitimus — законный, правомерный) — процесс, противоположный леги- тимации; утрата доверия к власти, политическому лидеру, ин- ституту или политической системе в целом. Делегитимация власти отражается на ее способности отвечать на требования, |