Главная страница

Политологический словарь. 1 политологический словарьсправочник


Скачать 1.06 Mb.
Название1 политологический словарьсправочник
АнкорПолитологический словарь.pdf
Дата03.05.2017
Размер1.06 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаПолитологический словарь.pdf
ТипДокументы
#6760
страница3 из 25
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

$
Политологический словарь-справочник оказывается неразрывно связанной с этикой. Главная цель по- литики по Аристотелю — достижение общего блага (справед- ливости). Аристотель рассматривает государство как продукт естественного развития общества, результат механического объединения семей, а человека по своей природе определяет как существо политическое. Сравнивая политическое устрой- ство различных полисов, Аристотель выделяет «правильные»
и «неправильные» формы правления (критерием правильно- сти при этом выступает их возможность служить всеобщему благу). Тремя «правильными» формами государства, по Ари- стотелю, являются монархия, аристократия и полития, а соответствующими им «неправильными» формами правле- ния — тирания, олигархия и демократия. Главные работы социально-политической направленности — «Политика»,
«Афинская полития».
«Человек по природе своей есть существо политическое, а тот,
кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоя- тельств, живёт вне государства, — либо недоразвитое в нрав- ственном смысле существо, либо сверхчеловек».
Аристотель. «Политика»
АРОН (Aron) Рэймон Клод Фердинанд (1905–1983) —
выдающийся французский социолог, политолог, философ и публицист, один из авторов концепций индустриального общества и деидеологизации, приверженец либерализма,
противник марксизма и коммунизма. Профессор Сорбонны,
зав. кафедры социологии в «Коллеж де Франс». В центре научных интересов — проблемы демократии, политической свободы, типология современных политических режимов,
сравнительный анализ политических систем. В своей тео- рии индустриального общества выдвинул тезис о том, что на современном этапе развития цивилизации создается еди-

%
А
ный тип общества, различными модификациями которого выступают западная (демократическая) и советская (тотали- тарная) модели. Конфликты индустриальной цивилизации
Арон усматривал в противоречии между требованиями ин- дустриального общества (централизации, жесткой иерархи- зации) и идеалами демократии — свободой, равенством и пр.
Автор многих научных работ, среди которых: «Человек против тиранов» (1946); «Развитие индустриального обще- ства и социальная стратификация» (1956); «18 лекций об индустриальном обществе» (1963); «Разочарование в прогрес- се» (1963); «Демократия и тоталитаризм» (1965), «Эссе о свободах» (1965); «Этапы развития социологической мысли»
(1967); «Воспоминания» (1983).
АРТИКУЛЯЦИЯ ИНТЕРЕСОВ (лат. articulo — расчле- няю) — функция политической системы, состоящая в выяв- лении группами интересов, общественными организациями и политическими партиями требований индивидов и соци- альных групп, предъявляемых к политической системе. Тер- мин введен в научный оборот классиком теории политичес- ких систем Г. Алмондом. К основным формам артикуляции интересов Алмонд относит голосование на выборах (массо- вые решения относительно политических лидеров и их про- грамм), деятельность неформальных групп, общественных движений (коллективное действие, направленное на дости- жение общего интереса), непосредственный контакт (частные проблемы граждан), а также протестную деятельность (ак- тивно выраженная поддержка особых интересов).
«Процесс артикуляции интересов — это процесс выражения гражданами своих нужд и требований к правительству».
Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р.
«Сравнительная политология сегодня»

&
Б
БАКУНИН Михаил Александрович (1814–1876) — рус- ский философ и политический деятель, основатель русско- го народничества и теоретик международного анархизма,
один из лидеров I Интернационала, идейный и политичес- кий противник К. Маркса. Исходным моментом анархиче- ской доктрины Бакунина являлась идея об уничтожении го- сударственности, ограничивающей права и свободы личности во имя абстрактной идеи всеобщего блага. Анархия, по Ба- кунину, представляет собой заключительный этап в эволю- ции общества, связанный с распространением идеи свободы в массах в виде свободы индивидов и ассоциаций. Отстаи- вал идею создания федерации славянских народов, участво- вал в деятельности освободительных славянских организа- ций. Автор манифеста «Воззвание русского патриота к славянским народам» (1848), в котором призывал к сверже- нию империи Габсбургов и к созданию в Центральной Ев- ропе свободной федерации славянских народов. В 1848–
1849 гг. — один из руководителей восстаний в Праге и
Дрездене. В 1864 г. создал первую анархистскую организа- цию «Интернациональное братство» (Италия). Под влияни- ем идей Бакунина сформировалось «бунтарское» направле- ние революционного народничества, которое проявилось в середине 1870-х годов в виде массового «хождения в народ»
с целью пропаганды социализма и призыва к восстанию.
Основные работы — «Федерализм, социализм и антитеоло- гизм» (1868); «Государственность и анархия» (1873).

'
Б
БЕЖЕНЦЫ — лица, покинувшие страну проживания вследствие преследований, военных действий или иных чрез- вычайных обстоятельств. В соответствии с международной
Конвенцией о статусе беженцев от 28.07.1951 г. беженцем является лицо, которое в силу вполне обоснованных опасе- ний стать жертвой преследований по признаку расы, веро- исповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находит- ся вне страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего место- жительства в результате подобных событий, не может и не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
БЕЗОПАСНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНАЯ — см. Междуна- родная безопасность.
БЕЗОПАСНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНАЯ — см. Нацио- нальная безопасность.
БЕЛЛ (Bell) Даниел (1919) — известный американский политолог, социолог, профессор Гарвардского университета,
один из ведущих авторов концепций постиндустриального общества и деидеологизации, футуролог. Работа «Конец идеологии» (1960), посвященная социальным изменениям,
становится первым научным обоснованием концепции де- идеологизации. В 1959 г. на Зальцбургском семинаре впер- вые употребляет термин «постиндустриальное общество» для описания социума, в котором индустриальный сектор теря- ет свою ведущую роль, а основной производительной силой становится наука (потенциал же такого общества измеряется масштабами информации и знаний, которыми оно облада- ет). Став признанным теоретиком неолиберализма, в 1964 г.
Белл возглавляет «Комиссию 2000 года» при Американской

!
Политологический словарь-справочник академии искусств и наук, издает книгу «Встречая 2000 год»
(1968).
С середины 1960-х гг. основной темой научных исследо- ваний Белла становится разработка теории постиндустри- ального общества. В 1973 г. Белл издает книгу «Грядущее постиндустриальное общество», в которой проблема постин- дустриального общества рассматривается во всех ее прояв- лениях — от истоков концепции до политических и куль- турных процессов, сопровождающих становление нового общества. Работа имела грандиозный успех, а сформулиро- ванная Беллом концепция постиндустриального общества стала одной из наиболее популярных и используемых тео- рий в социологии ХХ в. В середине 1970-х гг. Белл примы- кает к неоконсерватизму, обращается к рассмотрению про- цессов, происходящих в социальной структуре общества, в сфере политики, культуры — «Культурные противоречия капитализма» (1976), «Извилистый путь: социологические эссе и искания. 1960–1980 гг.» (1980), а также религии —
«Возвращение сакрального? Аргумент в пользу будущего религии» (1980). В работах Белла конца 1980-х гг. — «Че- ловечество и США в 1913 г.» (1987), «Третья технологичес- кая революция и ее возможные социально-экономические последствия» (1989) — содержатся новые концептуальные положения относительно технологических, социально-куль- турных и политических тенденций, наблюдаемых в совре- менном обществе.
БЕНТАМ (Bentham) Иеремия (1748–
1832) — английский ученый, основатель те- ории утилитаризма, сторонник либерализма, ре- шительный противник концепции естественного права. Будучи активным сторонником либераль- ных реформ в области законодательства, Бентам

!
Б
критиковал смертную казнь, выступал за демократизацию из- бирательного права, совершенствование системы судопроиз- водства и процедур принятия правительственных решений,
принимал участие в учреждении института полиции, систе- мы государственной службы и других важнейших обществен- ных реформах. Созданные Бентамом с целью систематизации законодательства кодексы были использованы в правовых системах Франции, Германии, Греции, Испании, Португалии,
Индии, Австралии, Канады, других стран Европы и Южной
Америки, а также некоторых американских штатов. В сво- ей работе «План всеобщего и вечного мира» (1789) осуждал агрессивные войны и колониальные режимы, обосновывал не- обходимость создания международной организации для пре- дупреждения войн. Либеральные взгляды Бентама нашли свое отражение в работах «Введение в принципы морали и за- конодательства» (1789); «Катехизис парламентской реформы»
(1809); «Теория наказаний и наград» (1811); «Деонтология,
или Наука о морали» (1834) и др.
БЕНТЛИ (Bentley) Артур Фишер (1870–1957) — амери- канский ученый, один из основателей теории групп интере- сов. Первым приступил к политико-социологическим ис- следованиям реальных политических процессов в США.
Политический процесс, по Бентли, характеризуется посто- янным образованием и распадом различных общественных объединений — групп интересов. Исследование их взаимо- действий возможно, по Бентли, с помощью анализа таких факторов, как численность, степень «сконцентрированнос- ти» интересов, техника оказания давления (подкуп, запуги- вание, убеждение и пр.) и организация. Главная работа —
«Процесс управления» (1908).
БЕРГЕР (Berger) Питер Людвиг (1929) — американский социолог. Один из ведущих представителей феноменологичес-

!
Политологический словарь-справочник кой социологии знания, профессор, директор Института эко- номической культуры Бостонского университета. Родился в
Австрии, закончил Новую школу социальных исследований в Нью-Йорке. Создатель «интерпретативной социологии».
Книга Бергера «Приглашение в социологию» (1963) стала од- ним из наиболее популярных в мире учебников социологии.
Автор ряда фундаментальных трудов по истории социологии,
социологии религии, проблемам политики. Автор термина
«интеллектуальное озарение», используемого для интерпре- тации неожиданно открывающихся взаимозависимостей между различными измерениями общества. Главная рабо- та — «Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания» (1966).
БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874–1948) — ре- лигиозный философ и социолог. В первые годы революции занимается активной научной и общественной деятельно- стью, но, быстро разочаровавшись в социалистических иде- алах, становится идейным противником советской власти,
настаивая на несовместимости идеологии и практики боль- шевизма со свободой личности. Неприятие тоталитарной идеи раскрывается в работе «Философия неравенства»
(1923). В 1922 г. за резкую критику марксизма был выс- лан за границу большевистским правительством. В центре философии Бердяева — личность и свобода, человек и го- сударство. Человек рассматривается Бердяевым на стыке многочисленных миров: эмпирического и идейного, фено- менального и ноуменального, цивилизации и культуры, со- циума и космоса. Основные его работы: «Смысл творчества»
(1916); «Смысл истории» (1923), «Истоки и смысл русско- го коммунизма» (1931), «Судьба человека в современном мире» (1934); «Русская идея» (1946); «Самопознание»
(1949).

!!
Б
«Тоталитарный, интегральный социализм есть ложное миросо- зерцание, отрицающее духовные начала, обобществляющее че- ловека до самой его глубины. Передача неограниченного пра- ва власти от монарха к народу есть лишь создание новой тирании. Освобождение же в том, чтобы вообще отрицать пра- во неограниченной власти… Власть человека над миром не должна превращаться во власть человека над человеком».
Бердяев Н. А. «О рабстве и свободе человека.
О назначении человека»
БЕРК (Burke) Эдмунд (1729–1797) — анг- лийский публицист и философ, государствен- ный деятель, основоположник консервативной идеологии. В памфлете «Мысли о причине нынешнего недовольства» (1770) Берк излагает основные политические принципы вигов, став главным идеологом партии. С наибольшей полнотой философия консерватизма, которая является основ- ным вкладом Берка в мировую политическую мысль, выра- жена в работе «Размышления о революции во Франции»
(1790). К основным принципам консерватизма Берк относит:
важность универсального морального порядка, санкциони- рованного и поддерживаемого религией; веру в «право дав- ности» и традиции народа; убеждение в необходимости су- ществования четких границ между классами и сословиями как основы социальной стабильности; нерушимость частной собственности как гарантии свободы человека и пр. Среди других работ — «Обращение новых вигов к старым» (1791);
«Письмо к благородному лорду» (1795); «Письма о мире с цареубийцами» (1796–1797).
«Истинная политическая мудрость состоит в том, чтобы исправ- лять, а не уничтожать прежние институты».
Э. Берк

!"
Политологический словарь-справочник
БЕРНХЕМ (Burnham) Джеймс (1905–1987) — американ- ский социолог, экономист, профессор Нью-Йоркского универ- ситета, до 1939 г. — один из лидеров троцкизма, после Вто- рой мировой войны — ведущий теоретик консерватизма.
В своей главной работе — «Революция менеджеров» (1941) —
выдвинул идею о трансформации капитализма в «менедже- риальное общество», власть в котором перейдет к новому классу управляющих (менеджеров, технократов).
БЕРНШТЕЙН (Bernstein) Эдуард (1850–1932) — немец- кий публицист и политический деятель, лидер германской социал-демократии и Второго Интернационала, идеолог ре- визионизма. С 1872 г. — в социал-демократической партии.
В серии статей «Проблемы социализма» (1896–1898) и в книге «Проблемы социализма и задачи социал-демократии»
(1899) выдвинул программу пересмотра основных положе- ний учения К. Маркса как устаревших. В 1917 г. вместе с
К. Каутским участвовал в создании Независимой социал- демократической партии. Основные работы: «Социальные проблемы» (1889), «Возможен ли научный социализм?»
(1901).
БЖЕЗИНСКИЙ (Brzezinski) Збигнев (1928) — американ- ский политолог, социолог и государственный деятель, сове- толог, профессор Колумбийского университета. С 1977 по
1981 г. курировал вопросы национальной безопасности в ад- министрациях Дж. Картера и Л. Джонсона. С 2000 г. — зав.
кафедрой глобальной безопасности и геостратегии Вашингтон- ского Центра стратегических и международных исследований.
Основные направления исследований — теория постиндустри- ального общества (им, в частности, была разработана теория
«технетронного» общества), международные отношения, гео- политика. Центральная тема исследований последних лет —
разработка новой концепции системы международных отно-

!#
Б
шений в мире после «холодной войны», изучение геострате- гии США как единственной сверхдержавы, претендующей на роль гаранта мировой безопасности и стремящейся к созда- нию «нового мирового порядка», основанного на собственном доминировании. Бжезинский дает характеристику взаимодей- ствию США с крупнейшими европейскими и азиатскими го- сударствами, анализируя возможности использования воен- ного, экономического и культурного давления для удержания контроля над Евразией («большой шахматной доской», на которой, согласно Бжезинскому, в ближайшие десятилетия и будет утверждаться мировое политическое господство США).
Основные работы: «Идеология и власть в советской полити- ке» (1962); «Между двух столетий. Роль Америки в технет- ронную эру» (1970); «Власть и принцип» (1983); «Большой провал: рождение и смерть коммунизма в ХХ веке» (1989);
«Без контроля» (1993); «Большая шахматная доска. Амери- канское господство и ее геостратегические императивы»
(1997); «Выбор. Мировое господство или глобальное лидер- ство» (2004).
«Понятие абсолютной национальной безопасности сегодня не более чем миф. В век глобализации полная безопасность и то- тальная оборона недостижимы».
Бжезинский З. «Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство»
БИПАТРИДЫ (греч. bi — два и раtris — родина) —
лица, имеющие двойное или множественное гражданство.
Бипатриды обладают правами и несут обязанности в соот- ветствии с законодательством всех тех государств, гражда- нами которых они являются. Возникает как по рождению,
так и в результате приема лица в гражданство другого го- сударства, если при этом он не утрачивает предыдущее

!$
Политологический словарь-справочник гражданство. В некоторых странах двойное или множествен- ное гражданство запрещено конституцией (Украина, Литва).
БЛАУ (Blau) Питер Микаэл (1918–2002) — американ- ский социолог австрийского происхождения, профессор со- циологии Колумбийского университета, президент Амери- канской социологической ассоциации (1973–1974). В своих исследованиях, синтезируя идеи М. Вебера со структурно- функциональным подходом, предпринял попытку опреде- лить источники структурных изменений в формальных организациях и тенденции развития бюрократических орга- низаций в современном капиталистическом обществе. Наря- ду с Хомансом считается одним из создателей теории соци- ального обмена. В рамках этой теории политическая власть определяется Блау как установление легитимной монополии на вознаграждения, которая организационно оформляется в качестве рангов-статусов. Для легитимизации власти необ- ходимы разделяемая участниками социального обмена, но выведенная за его рамки система ценностей и норм, консти- туируемая культурой. Основные работы: «Динамика бюрок- ратии» (1955); «Формальные организации: сравнительный подход» (совместно с Р. Скоттом, 1962); «Обмен и власть в социальной жизни» (1964); «Структура организаций» (совме- стно с Р. Шонхером, 1971); «Структурный контекст возмож- ностей» (1994) и др.
БЛОК ПОЛИТИЧЕСКИЙ (англ. block — соглашение,
союз) — объединение, союз государств, политических партий,
общественных организаций, социальных групп для достиже- ния определенных политических целей. Примерами полити- ческих блоков являются межгосударственный союз Франции,
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


написать администратору сайта